Паспорт муниципальной программы "Устойчивое развитие поселений Советского района" на период 2016-2020 годы
Наименование программы |
|
Муниципальная программа "Устойчивое развитие поселений Советского района" на период 2016-2020 годы" (далее - "Программа") |
Реквизиты нормативного правового акта о разработке программы |
|
концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 N 2136-р; долгосрочная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий Алтайского края" на 2012-2020 годы, утвержденная постановлением Администрации Алтайского края от 02.08.2011 N 420 |
Муниципальный заказчик программы |
|
Администрация Советского района |
Основные разработчики программы |
|
Администрация Советского района |
Цель программы |
|
устойчивое развитие сельской экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения |
Задачи программы |
|
диверсификация сельской экономики, расширение сфер занятости и источников формирования доходов сельского населения; улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей, молодых специалистов на селе; расширение коммунальных и социальных услуг, создание комфортной среды жизни населения; формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
|
среднемесячные денежные доходы; уровень официально зарегистрированной безработицы; количество построенного жилья гражданами; ввод в действие локальных водопроводов; ввод в действие газопроводов; |
Сроки и этапы выполнения Программы |
|
2016-2020 годы Программа реализуется в один этап |
Исполнители основных мероприятий |
|
Главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям Администрации Советского района; Отдел по работе с предпринимателями; Отдел архитектуры и строительства; Органы местного самоуправления сельских поселений. |
Объемы и источники финансирования программы по годам |
|
общий объем финансирования за счет всех источников - 312693 тыс. руб., в том числе по годам: 2016 год 78767 тыс. руб.; 2017 год 48482 тыс. руб.; 2018 год 61124 тыс. руб.; 2019 год 80837 тыс. руб.; 2020 год 43483 тыс. руб.; |
за счет средств местного бюджета - 9575 тыс. руб., в том числе по годам: 2016 год 2951 тыс. руб.; 2017 год 1562 тыс. руб.; 2018 год 2692 тыс. руб.; 2019 год 1155 тыс. руб.; 2020 год 1215 тыс. руб.; | ||
за счет средств краевого бюджета - 40306 тыс. руб., в том числе по годам: 2016 год 29072 тыс. руб.; 2017 год 2657 тыс. руб.; 2018 год 4712 тыс. руб.; 2019 год 6727 тыс. руб.; 2020 год 3128 тыс. руб.; | ||
за счет средств федерального бюджета - 28663 тыс. руб., в том числе по годам: 2016 год 11529 тыс. руб.; 2017 год 4119 тыс. руб.; 2018 год 4125 тыс. руб.; 2019 год 4150 тыс. руб. 2020 год 4740 тыс. руб. | ||
за счет средств внебюджетных источников - 228159 тыс. руб., в том числе по годам: 2016 год 35215 тыс. руб.; 2017 год 40144 тыс. руб.; 2018 год 49595 тыс. руб.; 2019 год 68805 тыс. руб.; 2020 год 34400 тыс. руб.; | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
|
уровень безработицы трудоспособного населения снизится до 3%; за годы реализации программы в районе будет введено около 19,0 тыс. кв. м нового жилья, 9,9 км локальных водопроводов; 85 км газопровода, стадион; улучшат жилищные условия 111 семей, в том числе 11 молодых семей и молодых специалистов. |
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Советский район расположен на юго-востоке Алтайского края, юго-восток Западной Сибири. Граничит с Алтайским, Смоленским, Бийским, Красногорским районами и Республикой Алтай.
Площадь района составляет 1500 кв. км; протяженность с запада на восток - 45 км, с севера на юг - 40 км; расстояние до г. Бийска - 57 км, до г. Барнаула - 212 км.
Территориально район подразделяется на 12 сельских Советов. В 20 населенных пунктах проживает около 16 тыс. человек, в том числе в с Советское - 5 тыс.человек.
Территория района расположена на предалтайской равнине, которая является переходной зоной между равниной и горами Алтая, область умеренно-засушливо-степная и умеренно влажная. Горная часть находится на юго-востоке. Преобладающие высоты около 200 метров над уровнем моря, местами до 400 метров. Наивысшая точка - гора Бобыр-Ган - 1008 м.
Самая крупная река района - Катунь. Имеет V-образный профиль и развитый террасовый комплекс. В долине этой реки насчитывается около 10 террасовых уровней. Всего на территории района 16 речек и 6 озер. Такие озера как Светлое и Лебединое остаются без ледового покрова благодаря мощным родникам, бьющим со дна. Район имеет хорошее водоснабжение благодаря богатству грунтовых вод, которые часто выходят на поверхности в виде родников.
Почвы в основном черноземного типа. Гумусный слой составляет от 10 до 70 см.
Климатические условия района благоприятны для выращивания всех сельскохозяйственных культур, овощей и фруктов. Преобладают пахотные земли, местами сохранились разнотравно-луговые степи в сочетании с березовыми колочными лесами.
Особый интерес представляют леса в предгорной части района и по долине реки Катунь - березово-осиновые, сосновые с зарослями кустарников боярышника, черемухи, рябины, малины, смородины и шиповника.
Богата и разнообразна фауна района. Из более крупных млекопитающих водятся лисица красная, заяц-беляк, барсук. В колках можно встретить и лося.
Многочислен и живописен мир птиц - это голуби, зимородок, большой пестрый дятел, речная чайка, черный коршун, журавли, ласточки. Особого внимания в районе заслуживает лебедь-кликун. Эта царственная птица выбрала район не случайно: незамерзающие озера привлекают птиц. Численность зимующих особей достигает до 130. Вместе с лебедями зимуют кряквы, гоголь.
Полезные ископаемые района используются в основном в строительстве. Кирпичные глины и суглинки используются в качестве сырья для производства кирпича. Есть глина черепичная, запасы ее 400 тыс. куб. м. В районе есть строительные пески, песчано-гравийно-галечниковый материал. Он встречается в террасовых отложениях реки Катунь. Используется как наполнитель бетона при строительстве автодорог, для кладочных и штукатурных растворов. В крае разведано 16 месторождений с общими запасами 205,1 млн. куб. м. Эксплуатируются 10 месторождений, одно из них в Советском районе в селе Шульгинка. Его запасы - 86,4 млн. куб. м. В районе добывают бутовый камень, крупные обломки горных пород применяют при кладке, при возведении гидротехнических сооружений, транспортных магистралей. Из горючих полезных ископаемых встречается торф. Его запасы - 18500 тыс. куб. м, но для топлива месторождения не разрабатываются.
На территории района находятся памятники археологии, архитектуры, природы: сопка Змеевка, сопка Талицкая, поселения Красноярское, Карасук, Кокши (5-3 в.в. до н.э.), сопка Монах, Курганная группа в районе сел Шульгин Лог и Платово, сопки: Сурья, Баданья, Воструха, Змеиная, Камешок; озера: Лебединое, Светлое; гора: Бобыр-Ган; родники у села Урожайное и у пруда в с. Советское.
Кроме того, на территории расположен уникальный Лебединый заказник - единственный в мире, где остаются на зимовку дикие лебеди-кликуны. В заказник входит 96 км Катуни, порядка 70 островов, родниковое озеро Лебединое, температура воды которого зимой и летом +4 +6 градусов. Общая площадь охраняемой территории составляет 38,2 тыс. га.
Стабильное производство зерна позволяет снабжать перерабатывающую промышленность района сырьем. Функционируют крупные по мощности промышленные предприятия по производству крупы, комбикормов. Знаменит Советский район ценностью и качеством микробиологической продукции изготовленной из целебных ягод облепихи. Под данной культурой занято 826 га сельхозугодий. Закладываются новые посадки.
На территории района осуществляют деятельность Советский маслосырзавод и Шульгинлогский пивзавод.
Добывающая отрасль промышленности в районе имеет большие перспективы развития. Территория района богата полезными ископаемыми: кирпичная и черепичная глина, песчано-гравийно-галечниковый материал, строительный песок, бутовый камень и торф.
В настоящее время производством нерудных строительных материалов занимается одно предприятие (ОАО "Бийский гравийно-песчаный карьер" - БГПК). В связи с востребованностью продукции данное предприятие имеет возможность ежегодно наращивать темпы производства.
На территории района можно организовать туристические маршруты по прекрасным прибрежным местам реки Катунь, в гору Бобыр-Ган, на незамерзающие озера, где обитают лебеди.
По оснащенности автодорогами с асфальтовым и твердым покрытием Советский район превосходит краевые показатели. Территорию района пересекает региональная автомобильная трасса, связывающая г. Бийск и Республику Алтай.
Строящийся экспортный газопровод "Алтай" проходит через территорию Советского района, что позволяет через использование газового топлива значительно повысить не только качество жизни населения, но и эффективность промышленного производства, создать новые возможности для роста конкурентоспособности экономики района и позволяет решить множество социальных проблем. Комплексная программа развития района предусматривает строительство газораспределительной станции и строительство газовых сетей по всем поселениям района.
Таким образом, в Советском районе имеется мощный производственный и природный ресурсный потенциал, способный придать новый импульс развитию существующего производства и формированию новых направлений экономического развития.
В настоящее время уровень жизни населения района находится на уровне среднекраевого. Среднедушевой денежный доход за 2015 год составил 8511 рублей в месяц. Основную долю в объеме денежных доходов населения составляет фонд оплаты труда.
Развивается сфера малого и среднего предпринимательства, где занято 44% от общей численности занятых в экономике района. На 01.01.2016 г. количество субъектов малого и среднего бизнеса составило 435 единиц, из них 79 малых предприятий, 353 - индивидуальных предпринимателей, 25 крестьянских (фермерских) хозяйств Доля налогов и сборов в местный бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2015 года составляет 23,1%. Малый бизнес преимущественно представлен в сфере оптовой и розничной торговли. Перспективными направлениями развития малого и среднего предпринимательства являются туризм, инфраструктура общественного питания.
Сфера платных услуг общественного питания района является среднеразвитой среди районов края. В настоящее время на территории района функционируют 158 торговых точек, обеспеченность населения торговыми площадями составляет 638 м2 на 1000 жителей.
На рынке труда наблюдается снижение численности безработных: за 2015 год численность безработных составила 374 чел, что составляет 4,5% от трудоспособного населения.
Медицинское обслуживание Советского района осуществляется центральной районной больницей, 14 фельдшерско-акушерскими пунктами. Важнейшей проблемой для здравоохранения Советского района является низкий уровень существующей материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, кадровый дефицит. На 01.01.2016 в системе образования района действовало 25 учреждений, из них 15 общеобразовательных школ. Средняя наполняемость классов по району составляет 11,2 чел. Горячим питанием охвачены 94,3% школьников.
В районе функционирует 12 сельских домов культуры, музей, детская школа искусств, детская библиотека, 12 поселенческих библиотек с объемом книжного фонда 105,6 тыс. экземпляров. Средняя книгообеспеченность жителей составляет 6,2 тысяч экземпляров.
В районе активно занимаются спортом. Обеспеченность населения района спортивными залами составляет 1,8 тыс. м2 и плоскостными спортивными сооружениями 26,6 тыс. м2 на 10000 чел. Численность занимающихся физической культурой и спортом ежегодно растет и составляет 23% от общей численности населения района.
Необходимо отметить, что в районе реализуется 26 региональных бюджетных целевых программ, в рамках которых предусмотрены мероприятия, направленные на развитие сельской местности, повышения качества и уровня жизни сельского населения. На развитие сельских территорий из всех бюджетов в рамках программной деятельности в 2015 году направлено более 34,9 млн. руб. В то же время, несмотря на значительные объемы финансирования села, остается ряд нерешенных проблем. Комплекс накопившихся проблем в социально-экономическом, экологическом и демографическом развитии села, препятствует его переходу к динамичному устойчивому развитию.
Сложившаяся за годы реформ социальная ситуация на селе, выраженное обесценивание сельскохозяйственного труда, отсутствие общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий. В настоящее время социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения. Низкая оплата труда, а также отсутствие рабочих мест при недостаточном уровне оказания социальных услуг, необеспеченность жильем создают для населения, особенно для молодежи, непривлекательность проживания в сельской местности. Ухудшается и демографическая ситуация на селе. Естественная убыль сельского населения за последние годы увеличилась, снижается продолжительность жизни. Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения, ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям рыночных экономических преобразований отечественного производственного комплекса, пагубно отражаются на перспективах оздоровления сельской экономики. Без принятия дополнительных мер по оздоровлению демографической ситуации это приведет к деградации трудоресурсного и кадрового потенциала села и дальнейшему обезлюдеванию сельских территорий. Сельское развитие также сдерживается слабостью институтов гражданского общества и прежде всего местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе.
На выход села из кризиса и переход его в фазу устойчивого развития негативно влияют следующие факторы:
- ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, которая доминирует в управлении социально-экономическим развитием села на федеральном, региональном и местном уровнях;
- узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села;
- ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;
- недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Развитие малого предпринимательства в сельской экономике также является важнейшим фактором формирования среднего класса, способом
ликвидации безработицы, получения дополнительных доходов, рационализации отраслевой структуры производства и выравнивания региональных диспропорций.
Таким образом, целесообразность разработки Программы обусловлена:
- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских поселений;
- межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти края, органов местного самоуправления, общественных объединений, сельских жителей;
- необходимостью развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в целях активизации человеческого потенциала. Невыполнение мероприятий Программы приведет к сдерживанию развития сельской экономики, снижению занятости и доходов сельского населения, ухудшению его жилищных условий и социальной среды обитания.
Поставленные задачи целесообразно решать на основе программно-целевого метода, так как этот метод позволяет взаимоувязать мероприятия Программы, исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, контроль за ходом реализации мероприятий Программы и ожидаемые результаты.
2. Основная цель и задачи Программы
Цель реализации Программы - устойчивое развитие сельской экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения.
Задачами Программы являются:
диверсификация сельской экономики, в том числе развитие туризма и сопутствующего ему бизнеса;
активизация жилищного строительства;
расширение коммунальных и социальных услуг, создание комфортной среды жизни;
формирование позитивного образа сельской жизни.
3. Система программных мероприятий
В целях устойчивого развития сельских территорий Алтайского края предлагается реализовать 4 блока мероприятий.
Первый блок мероприятий направлен на дифференциацию сельской экономики, развитие сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности, в том числе на развитие туризма. В рамках реализации мероприятий предусматривается оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям района по вопросам сельскохозяйственного производства, социального развития села и альтернативной занятости сельского населения, а также при создании в сельской местности несельскохозяйственных видов предпринимательской деятельности в сферах:
- торгово-бытового и социально-культурного обслуживания сельского населения;
- народных промыслов и ремесел;
- заготовки и переработки дикорастущих плодов, ягод, лекарственных растений.
На протяжении программного периода будут востребованы все меры государственной поддержки - гранты, субсидирование процентных ставок, при необходимости будут привлекаться гарантии краевого гарантийного фонда. В первом блоке отражены средства краевого бюджета, направленные на реализацию бизнес-проектов, при условии его победы в конкурсе проектов.
Второй блок мероприятий направлен на активизацию жилищного строительства, на улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей, молодых специалистов на селе.
Целями мероприятия являются:
- привлечение и закрепление на селе молодых специалистов и улучшение демографической ситуации в сельской местности.
Улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей, молодых специалистов на селе, предполагается осуществлять путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального и краевого бюджетов на строительство и приобретение жилья в сельской местности и привлечения средств граждан, проживающих в сельской местности.
В настоящее время за счет средств федерального и краевого бюджетов гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются социальные выплаты на строительство (приобретения) жилья.
Финансирование оставшейся части стоимости строительства (приобретения) жилья осуществляется за счет собственных (заемных) средств граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Третий блок мероприятий предусматривает реконструкцию, строительство объектов социальной и инженерной инфраструктуры на селе.
В рамках четвертого блока мероприятий будут реализованы проекты по проведению новых праздников, направленные на популяризацию сельской жизни, на формирование позитивного отношения к селу и сельскому образу жизни. Целями мероприятия являются: - снижение оттока населения из сельской местности; привлечение в сельскую местность специалистов и квалифицированных кадров массовых профессий.
Перечень программных мероприятий приведен в приложении 1.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств:
местного бюджета - в соответствии с решениями представительных органов муниципальных образований Советского района о местных бюджетах на соответствующий финансовый год и на плановый период;
краевого бюджета - в соответствии с законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
федерального бюджета - в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
внебюджетных источников - в соответствии с заявленными проектами.
Средства на реализацию Программы из федерального, краевого и местных бюджетов выделяются в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов.
Сводные финансовые затраты по направлениям долгосрочной целевой Программы приведены в приложении 2.
5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается создание условий для увеличения занятости сельского населения и введения новых рабочих мест, реконструкции и строительства объектов социальной сферы, развития транспортной и инженерной инфраструктуры, развития местного самоуправления на селе. За годы реализации Программы уровень безработицы снизится до 3,0% от трудоспособного населения, будет введено около 15,1 тыс. кв. метров нового жилья.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы приведена в приложении 3.
6. Система управления реализацией Программы
Муниципальным заказчиком Программы является Администрация Советского района.
Исполнители программы:
Главное управление по экономическому развитию и имущественным отношениям;
Администрации Советского района;
Отдел по работе с предпринимателями;
Отдел архитектуры и строительства;
Органы местного самоуправления сельских поселений.
Исполнители обеспечивают:
выполнение мероприятий Программы;
совершенствование нормативной правовой базы в сфере устойчивого развития сельских территорий;
формирование бюджетных заявок на финансирование мероприятий Программы;
мониторинг реализации Программы;
подготовку обоснований для отбора первоочередных работ, финансируемых в рамках реализации Программы в отчетном году.
Программные мероприятия реализуются в порядке и на условиях, утверждаемых нормативными правовыми актами Администрации края, муниципальными нормативными правовыми актами.
Для последовательной реализации программных мероприятий проводится их ежегодная корректировка с рассмотрением итогов.
Координатором реализации программы является Главное управление по экономике и имущественным отношениям, которое ежеквартально до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, совместно с исполнителями программы формирует отчет и информацию о реализации настоящей программы в установленном порядке.
7. Оценка эффективности муниципальной программы
Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы (далее - "муниципальная программа") и входящих в нее подпрограмм проводится на основе оценок по трем критериям: степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы); соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета муниципальной программы (подпрограммы); степени реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы).
7.1. Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы (подпрограммы) производится путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов муниципальной программы (подпрограммы) и их плановых значений по формуле:
,
где:
- оценка степени достижения цели, решения задачи муниципальной программы (подпрограммы);
- оценка значения i-го индикатора (показателя) выполнения муниципальной программы (подпрограммы), отражающего степень достижения цели, решения соответствующей задачи;
- число показателей, характеризующих степень достижения цели, решения задачи муниципальной программы (подпрограммы);
- сумма значений.
Оценка значения i-го индикатора (показателя) муниципальной программы (подпрограммы) производится по формуле:
,
где:
- фактическое значение i-го индикатора (показателя) муниципальной программы;
- плановое значение i-го индикатора (показателя) муниципальной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или:
(для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений). В случае превышения 100% выполнения расчетного значения показателя значение показателя принимается равным 100%.
7.2. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств муниципального бюджета муниципальной программы (подпрограммы) определяется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования муниципальной программы (подпрограммы) по формуле:
,
где:
- уровень финансирования реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
- фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
- плановый объем финансовых ресурсов, предусмотренных на реализацию муниципальной программы (подпрограммы) на соответствующий отчетный период.
7.3. Оценка степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации) муниципальной программы (подпрограммы) производится по следующей формуле:
,
где:
- оценка степени реализации мероприятий муниципальной программы (подпрограммы);
- показатель достижения ожидаемого непосредственного результата j-го мероприятия муниципальной программы (подпрограммы), определяемый в случае достижения непосредственного результата в отчетном периоде как "1", в случае недостижения непосредственного результата - как "0";
- количество мероприятий, включенных в муниципальную программу (подпрограмму);
- сумма значений.
7.4. Комплексная оценка эффективности реализации муниципальной программы (далее - "комплексная оценка") производится по следующей формуле:
,
где:
- комплексная оценка.
Реализация муниципальной программы может характеризоваться: высоким уровнем эффективности; средним уровнем эффективности; низким уровнем эффективности. Муниципальная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности, если комплексная оценка составляет 80% и более. Муниципальная программа считается реализуемой со средним уровнем эффективности, если комплексная оценка находится в интервале от 40% до 80%. Если реализация муниципальной программы не отвечает приведенным выше диапазонам значений, уровень эффективности ее реализации признается низким.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальная программа "Устойчивое развитие поселений Советского района" на период 2016-2020 годы (утв. постановлением Администрации Советского района от 23.11.2016 N 679)
Вступает в силу с 23 ноября 2016 г.
Текст программы опубликован не был