В целях совершенствования региональной системы образования в области воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций, в соответствии с Положением о департаменте образования Белгородской области, утвержденным постановлением Правительства Белгородской области от 26 апреля 2021 года N 148-пп, приказываю:
1. Утвердить Программу мониторинга эффективности деятельности системы развития воспитания и социализации обучающихся Белгородской области (прилагается).
2. Государственному бюджетному учреждению "Белгородский региональный центр оценки качества образования" (Чаусова Т.В.) обеспечить проведение мониторинга в соответствии с утвержденной программой ежегодно в срок до 20 декабря.
3. Главному специалисту областного государственного казенного учреждения "Центр сопровождения и обслуживания организаций в сфере образования Белгородской области" Проскуриной Т.Л. разместить приказ на сайте департамента образования Белгородской области.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя начальника департамента - начальника управления образовательной политики департамента образования Белгородской области Рухленко Н.М.
Начальник департамента |
Е.Г. Тишина |
Утверждена
приказом департамента образования
Белгородской области
от 29.04.2021 г. N 1130
Программа
мониторинга эффективности деятельности системы развития воспитания и социализации обучающихся Белгородской области
Введение
Мониторинг эффективности системы развития воспитания и социализации обучающихся Белгородской области представляет собой систему статистических исследований, диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности организации и развития региональной системы воспитания и социализации обучающихся.
Настоящая программа мониторинга эффективности системы развития воспитания и социализации обучающихся является нормативным документом, определяющим цели, задачи, организацию и содержание проведения мониторинга организации и развития воспитания и социализации обучающихся области.
Система организации воспитания и социализации обучающихся Белгородской области предназначена для определения качества организации воспитания и социализации обучающихся, включая формирование воспитательного пространства на основе государственной политики в сфере воспитания и социализации обучающихся и учитывающую социально-экономические, национальные, культурно-исторические условия региона.
Цели системы организации воспитания и социализации обучающихся области:
- гражданское воспитание обучающихся;
- патриотическое воспитание обучающихся и формирования российской идентичности;
- духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
- приобщение детей к культурному наследию;
- популяризация научных знаний среди детей;
- физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
- трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое воспитание;
- развитие воспитания в системе образования;
- расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;
- поддержка общественных объединений в сфере воспитания;
- развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся;
- разработка и реализация комплекса мер, направленных на адаптацию детей мигрантов:
- обеспечение физической, информационной и психологической безопасности детей;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся;
- повышение престижа профессий, связанных с воспитанием;
- подготовка и переподготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
- организация работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в ОО;
- осуществление сетевого и межведомственного взаимодействия для методического обеспечения воспитательной работы;
- осуществление психолого-педагогической поддержки воспитания в период каникулярного отдыха обучающихся;
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
- поддержка семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Представленные цели позволяют в совокупности оценивать организацию воспитания и социализации обучающихся Белгородской области с учетом реализации государственной политики в сфере воспитания и социализации обучающихся, а также социально-экономических, национальных, культурно-исторических условий региона.
Цель мониторинга: оценка и прогнозирование тенденций развития региональной системы воспитания и социализации обучающихся, принятие на основе анализа и прогноза эффективных управленческих решений.
Задачи мониторинга:
- получение объективной и достоверной информации об условиях, организации, содержания процесса воспитания и социализации обучающихся Белгородской области;
- анализ и систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности;
- координация деятельности всех субъектов, проводящих мониторинговые исследования;
- обеспечение всех субъектов образования значимой информацией, полученной при осуществлении мониторинга.
Принципы мониторинга:
- открытость и прозрачность мониторинговых и статистических процедур;
- полнота и достоверность информации о состоянии системы организации воспитания и социализации обучающихся на территории региона;
- открытость и доступность информации о результатах мониторинговых исследований для заинтересованных групп пользователей;
- систематичность сбора и обработки информации.
Участники мониторинга: образовательные организации, специалисты Белгородского регионального института развития образования, областных организаций дополнительного образования детей, департамента образования области.
Содержание мониторинга
1. Реализация программ воспитания и социализации обучающихся.
2. Развитие добровольчества (волонтёрства) среди обучающихся.
3. Развитие детских общественных организаций.
4. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.
5. Учет обучающихся, для которых русский язык не является родным.
6. Учет несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха.
7. Подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся.
8. Эффективность деятельности педагогических работников по классному руководству.
Обоснование целей на основе показателей
N |
Наименование |
Показатели |
Индикаторы |
1. |
Реализация программ воспитания и социализации обучающихся |
Доля ОУ общего образования, в которых реализуются рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы |
процент |
Доля обучающихся, участвующих в мероприятиях согласно ежегодному Календарю основных массовых мероприятий с детьми |
процент |
||
2. |
Развитие добровольчества (волонтерства) среди обучающихся |
Количество детей в возрасте от 12 до 18 лет, участвующих в добровольчестве (волонтерстве), от общего количества детей указанной категории |
единиц |
Доля общеобразовательных организаций, в которых действуют, функционируют волонтерские отряды |
процент |
||
3. |
Развитие детских общественных организаций |
Удельный вес детей, в возрасте от 7 до 18 лет, являющихся членами общественных объединений, в том числе РДШ, юнармии |
процент |
4. |
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся |
Снижение удельного веса несовершеннолетних, принявших участие в совершении преступлений, от общего числа лиц, совершивших преступления |
процент |
Доля общеобразовательных организаций, в которых действуют службы медиации |
процент |
||
Доля несовершеннолетних, состоящих на различных видах профилактического учета, обучаются по программ дополнительного образования, спортивной подготовки |
процент |
||
5. |
Учет обучающихся, для которых русский язык не является родным |
Доля обучающихся, принявших участие в мероприятиях институционального, муниципального и регионального уровней, направленных на популяризацию русского языка и литературы |
процент |
6. |
Учет несовершеннолетних обучающихся, охваченных различными формами деятельности в период каникулярного отдыха |
Доля обучающихся, участвующих в мероприятиях согласно ежегодному Календарю основных массовых мероприятий с детьми, к общей численности обучающихся |
процент |
7. |
Подготовка кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся |
Количество педагогов, прошедших повышение квалификации по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся, от общего количества педагогов |
единиц |
Доля ОУ, имеющих профильные классы педагогической направленности |
процент |
||
Доля слушателей, удовлетворенных качеством курсовой подготовки |
процент |
||
Доля педагогических работников, участвующих в конкурсах профессионального мастерства по воспитанию и социализации, от общего числа |
процент |
||
8. |
Эффективность деятельности педагогических работников по классному руководству |
Доля родителей, удовлетворенных жизнедеятельностью класса |
процент |
Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием и занесенных в АИС "Навигатор дополнительного образования детей Белгородской области" |
процент |
Операторами мониторинга является областное государственное бюджетное учреждение "Белгородский региональный центр оценки качества образования".
Для проведения мониторинга могут использоваться следующие источники получения информации:
- региональная информационная система подготовки кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся;
- региональная информационная система программ, направленных на воспитание и социализацию обучающихся;
- региональная информационная система учета добровольчества (волонтерства) среди обучающихся;
- региональная информационная система учета безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обучающихся.
Периодичность, показатели, формы сбора и представления информации определяются департаментом образования Белгородской области, но не реже 1 раза в год.
Лица, организующие и осуществляющие мониторинг, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемой информации, за обработку данных мониторинга, их анализ и использование, распространение результатов.
Сбор, обработка, систематизация и хранение полученной в результате проведения мониторинга осуществляется лицом, ответственным за полноту и своевременность предоставления данной информации, из числа работников департамента образования Белгородской области.
По результатам мониторинга осуществляется обработка полученной информации с использованием статистических методов анализа результатов. На основе полученных результатов разрабатываются адресные рекомендации для совершенствования системы организации воспитания и социализации обучающихся Белгородской области.
Анализ результатов мониторинга размещается на сайте Белгородского регионального института развития образования.
На основе результатов анализа данных, полученных в ходе проведения мониторинга, принимаются конкретные меры и управленческие решения (осуществляются конкретные действия, направленные на достижение поставленных целей с учетом выявленных проблемных областей). Решения могут содержаться в приказах, распоряжениях, указаниях и других документах либо носить рекомендательный характер.
Нормативные документы
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ (с изменениями);
- Распоряжение Правительства РФ от 26.12.2017 г. N 1642 (ред. от 21.05.2020 г.) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "Распоряжение Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642" следует читать "Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642"
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
- Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р "Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года";
- Указ Президента РФ от 29.10.2015 г. N 536 (ред. от 25.12.2018 г.) "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников";
- Указ Президента РФ N 240 от 29.05.2017 г. "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства";
- Закон Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ;
- Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. N 712 "О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся";
- Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года N 528-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Развитие образования Белгородской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ департамента образования Белгородской области от 29 апреля 2021 г. N 1130 "Об утверждении Программы мониторинга эффективности системы организации воспитания и социализации обучающихся Белгородской области"
Текст приказа опубликован не был