г. Калуга |
|
08 октября 2024 г. |
Дело N А83-5978/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судьи судей |
Крыжскй Л.А, Нарусова М.М., Силаевой Н.Л., |
|||
при ведении протокола судебного заседания: |
помощником судьи Никитоновой Н.И., |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от заявителей жалоб:
от иных участвующих в деле лиц: |
Пашиев Э.У. - представитель индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сиваковой Галины Дмитриевны, доверенность от 01.08.2024, копия диплома, паспорт;
Черепанова О.А. - представитель сельскохозяйственного производственного кооператива "Чонгарский-2", доверенность от 25.08.2023, копия диплома, паспорт;
|
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационные жалобы индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Сиваковой Галины Дмитриевны и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 по делу N А83-5978/2023,
УСТАНОВИЛ
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Чонгарский-2" (далее - истец, СПК "Чонгарский-2", кооператив), уточнив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - министерство), главе КФХ Сиваковой Галине Дмитриевне (далее - глава КФХ Сивакова Г.Д.) о признании недействительным договора аренды земельного участка N 562н/3-2022 и применении последствий недействительности сделки в виде прекращения в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) записи о регистрации аренды N 90:03:280401:1368-91/051/2022-2 от 02.09.2022 в отношении земельного участка с кадастровым номером 90:30:280401:1368 площадью 1 460 064 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенного по адресу: Республика Крым, Джанкойский район, Яснополянское сельское поселение.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство культуры Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 решение суда республики оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым и глава КФХ Сивакова Г.Д. (далее - заявители, кассаторы) обратились в суд округа с кассационными жалобами, в которых просят судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителей кассационных жалоб, судами первой и апелляционной инстанций при разрешении спора необоснованно не принято во внимание, что отсутствуют необходимые доказательства нарушения прав и законных интересов СПК "Чонгарский-2" при заключении оспариваемого договора аренды; извещения о предоставлении спорного земельного участка для крестьянского фермерского хозяйства размещены на официальном сайте Правительства Республики Крым, официальном сайте администрации Джанкойского района в государственной информационной системе Республики Крым и Джанкойской общественно-политической газете "Заря Присивашья"; в установленный срок после опубликования извещения заявления СПК "Чонгарский-2" о намерении участвовать в аукционе в установленном законодательством порядке не поступало, в связи с чем процедура предоставления земельных участков, предусмотренная статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, соблюдена уполномоченным органом.
Судебное заседание в суде округа откладывалось для представления сторонами дополнительного правового обоснования позиций.
В итоговом судебном заседании суда округа представитель главы КФХ Сиваковой Г.Д. поддержал доводы своей кассационной жалобы и дополнений к ней, просит ее удовлетворить, судебные акты по делу отменить.
Представитель СПК "Чонгарский-2" полагает судебные акты по делу законными и обоснованными, просит отказать в удовлетворении кассационных жалоб по мотивам, изложенным в письменном отзыве на жалобы.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание суда округа не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Арбитражный кассационный суд в соответствии с положениями статьи 284 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Судами двух инстанций установлено, что находящийся в государственной собственности Республики Крым земельный участок с кадастровым номером 90:03:280401:1368 площадью 1 460 064 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование, расположенный по адресу: Республика Крым, Джанкойский район, Яснополянское сельское поселение (далее - земельный участок, спорный земельный участок), согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) поставлен на кадастровый учет 28.09.2021.
Между министерством и главой КФХ Сиваковой Г.Д. 01.08.2022 без торгов заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка N 562н/3-2022 (далее - договор аренды, оспариваемый договор) сроком на 5 лет в целях использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур.
Как установлено судом республики, данному обстоятельству предшествовал тот факт, что СПК "Чонгарский - 2" обратился в министерство с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
По причине того, что на испрашиваемом земельном участке располагаются объекты археологического наследия - курганы, в связи с чем проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ невозможно без разработки обязательного Раздела проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия, который должен быть согласован Министерством культуры Республики Крым, на что было указано в ответе министерства кооперативу, последний в целях проведения необходимых археологических изысканий и подготовки документации по сохранению объектов культурного наследия заключил договор от 15.12.2021 с ООО "Крым Археология".
Глава КФХ Сивакова Г.Д., указывая, что является получателем субсидии из бюджета Республики Крым на основании Соглашения от 03.12.2021 N 5-Др сроком действия до 01.10.2023, заключенного с Министерством сельского хозяйства Республики Крым, 24.03.2022 обратилась в министерство с заявлением о предоставлении в аренду без торгов спорного земельного участка сроком на пять лет на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Из дела также следует, что СПК "Чонгарский - 2", также ссылаясь на получение субсидии из бюджета Республики Крым на основании Соглашения от 14.09.2021 N 10-2021-66068 сроком действия до 31.12.2022, заключенного с Министерством сельского хозяйства Республики Крым, обратился 16.05.2022 в министерство с заявлением о предоставлении в аренду без торгов спорного земельного участка сроком на пять лет на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", представив в качестве приложения к заявлению в том числе договор детальной археологической разведки от 15.12.2021, заключенный с ООО "Крым Археология".
В последующем письмом от 07.07.2022 Министерством культуры Республики Крым согласован Акт государственной историко-культурной экспертизы разработанной ООО "Крым Археология" документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности выявленного объекта археологического наследия; между СПК "Чонгарский - 2" и ООО "Крым Археология" по договору от 15.12.2021 подписан акт выполненных работ.
Письмом от 14.07.2022 министерство в ответ на заявление СПК "Чонгарский - 2" от 16.05.2022 указало последнему, что министерство в установленном законом порядке опубликовало извещение о предоставлении спорного земельного участка в аренду и на право кооператива подать заявление о намерении участвовать в аукционе.
В деле имеется извещение о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на пять лет с указанием ограничений в его использовании, в котором указано на право крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении указанного земельного участка, в течение 30 дней со дня опубликования и размещения данного извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды.
Информация о предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка опубликована на официальном сайте Администрации Джанкойского района в государственной информационной системе Республики Крым 19.07.2020 и Джанкойской общественно - политической газе "Заря Присивашья" N 29 от 21.07.2022; опубликована на сайте mzem.rk.gov.ru.
Министерство указало, что поскольку заявлений от заинтересованных лиц на состоявшуюся публикацию не поступило, договор аренды земельного участка 01.08.2022 был заключен с главой КФХ Сиваковой Г.Д., в условиях которого указано в том числе на необходимость соблюдения положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и на запрет проведения земляных, строительных, мелиоративных и иных работ без разработки обязательного Раздела проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия.
По мнению СПК "Чонгарский-2", принимая решение о предоставлении земельного участка в аренду главе КФХ Сиваковой Г.Д. без торгов, министерство нарушило процедуру заключения договора аренды земельного участка, предусмотренную действующим законодательством.
По мнению суда округа, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 39.6, 39.14, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), обоснованно исходили из следующего.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 ЗК РФ.
Из подпункта 12 пункта 2 указанной статьи следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101-ФЗ.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации" статья 10 Закона N 101-ФЗ дополнена пунктом 8, который устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
На основании статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ, в случае если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду (пункт 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, в том числе обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из этого следует, что предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц.
Таким образом, нормы статьи 39.18 ЗК РФ, регулируя процедуру и порядок предоставления земельных участков, в том числе гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предполагают соблюдение интересов лиц, которые помимо заявителя также заинтересованы в предоставлении земельных участков для вышеперечисленных целей. Так, в случае поступления после опубликования извещения двух и более заявлений о предоставлении земельного участка, соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления должен принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию.
Таким образом, предоставление земельного участка без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений от других заинтересованных лиц, при этом субъектный состав таких заинтересованных лиц определен Обзором от 23.12.2020, как в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств, так и в отношении сельскохозяйственных организаций.
Указанные положения направлены в том числе на приоритетную поддержку участников программ в сфере развития сельского хозяйства (Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2024 N 304-ЭС24-6495).
В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.
Согласно пункту 19 статьи 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" сайт www.torgi.gov.ru является официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
При этом, согласно Регламенту официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru, утвержденному Приказом Минкомсвязи России от 03.06.2015 N 195, данный Регламент устанавливает порядок ведения официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт торгов), и обеспечения доступа к информации, размещаемой на официальном сайте торгов.
К информации, размещаемой на официальном сайте торгов, относятся, в том числе:
- информация, предусмотренная статьями 39.11 - 39.13 и 39.18 ЗК РФ;
- о проведении аукционов по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В рассматриваемом случае судами двух инстанций установлено, что постановлением Совета министров Республики Крым от 13.12.2019 N 732 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым.
Как глава КФХ Сивакова Г.Д., так и СПК "Чонгарский - 2", являясь на дату испрашивания спорного земельного участка получателями субсидий из бюджета Республики Крым на основании соответствующих действующих Соглашений, заключенных с Министерством сельского хозяйства Республики Крым в рамках вышеназванной Государственной программы, претендовали на получение земельного участка в аренду без торгов сроком на пять лет на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6, пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Информация о предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка в порядке статьи 39.18 ЗК РФ опубликована на официальном сайте Администрации Джанкойского района в государственной информационной системе Республики Крым 19.07.2020 и Джанкойской общественно - политической газе "Заря Присивашья" N 29 от 21.07.2022, а также опубликована на сайте mzem.rk.gov.ru Доказательств опубликования данного извещения на сайте www.torgi.gov.ru в дело не представлено.
У суда округа отсутствуют правовые основания не согласиться с выводами судов двух инстанций о том, что ответчиком не соблюдены требования подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в части размещения извещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Так, опубликование извещения о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе в отношении спорного земельного участка в официальном печатном издании района или на официальном сайте министерства, в отличие от официального сайта торгов, не способно в должной степени обеспечить информирование неопределенного круга лиц, потенциально заинтересованных в приобретении вещных прав в отношении спорного земельного участка и участие в аукционе, поскольку тираж газеты либо посещаемость сайта муниципального образования и министерства являются количественно и территориально ограниченными, в связи с чем оказались ограниченными права других потенциально заинтересованных хозяйствующих субъектов, которым в соответствии действующим законодательством предоставлено право иметь равный доступ к такой информации.
Поскольку возможность предоставления земельного участка на основании пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ в аренду без проведения торгов связана с обязательным опубликованием в установленном порядке уполномоченным органом извещения о предоставлении земельного участка и отсутствием заявлений иных лиц, участвующих в соответствующих программах, о предоставлении этого участка в аренду, а нарушение данного порядка в рассматриваемом случае не позволило в установленном законом порядке выявить всех потенциально заинтересованных хозяйствующих субъектов при доказанном факте наличия нескольких претендентов на земельный участок, суды двух инстанций обоснованно исходили из недействительности заключенного 01.08.2022 без торгов договора аренды земельного участка с главой КФХ Сиваковой Г.Д. в силу пункта 2 статьи 168 ГК РФ.
Суд округа считает необходимым дополнительно отметить тот факт, что по содержанию само извещение о предоставлении спорного земельного участка в аренду сроком на пять лет также не соответствует нормам права, поскольку в рассматриваемом случае заявить о себе как о потенциально заинтересованном хозяйствующем субъекте в предоставлении права на земельный участок могли не только крестьянские (фермерские) хозяйства, а в том числе, но не исключительно и любые сельскохозяйственные организации, получающие государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, что прямо следует из положений пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В рассматриваемом случае факт подачи по основанию пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ заявлений главой КФХ Сиваковой Г.Д. и СПК "Чонгарский - 2" в отношении одного и того же земельного участка для уполномоченного органа уже являлся достаточным основанием для публикации извещения о проведении торгов на право заключения договора аренды спорного земельного участка.
Доводы кассационных жалоб полностью повторяют позиции главы КФХ Сиваковой Г.Д. и министерства в судах первой и апелляционной инстанций и по сути сводятся к несогласию с данной судом оценкой фактическим обстоятельствам дела.
Иных доводов, заслуживающих внимания в целях проверки законности и обоснованности состоявшихся по делу судебных актов, кассационные жалобы не содержат, в связи с чем удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2024 по делу N А83-5978/2023 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Нарусов |
Судьи |
Н.Л. Силаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил недействительность договора аренды земельного участка, заключенного без торгов, поскольку не было соблюдено требование о публикации извещения о предоставлении участка. Установлено, что имелись несколько заявлений от заинтересованных лиц, что обязывало проводить аукцион. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2024 г. N Ф10-3287/24 по делу N А83-5978/2023