23 мая 2024 г. |
Дело N А83-5978/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2024.
В полном объёме постановление изготовлено 23.05.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Колупаевой Ю.В., Плотникова И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Енокян В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы главы КФХ Сиваковой Галины Дмитриевны и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2023 по делу N А83-5978/2023,
по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Чонгарский-2"
к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, главе КФХ Сиваковой Галине Дмитриевне,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства культуры Республики Крым
о признании договора недействительным,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив Чонгарский-2" (далее - СПК) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - министерство), главе КФХ Сиваковой Галине Дмитриевне (далее - КФХ), и с учетом заявления о уточнении исковых требований в части конкретизации способа восстановления нарушенного права от 07.10.2023 (л.д. 66-67 т. 2), принятого судом к рассмотрению определением от 10.10.2023 (л.д. 80-82 т.2), просил признать недействительным договор аренды земельного участка N 562н/3-2022 и применить последствия недействительной сделки в виде прекращения в едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации аренды N 90:03:280401:1368-91/051/2022-2 от 02.09.2022 в отношении земельного участка площадью 1460064 кв.м, по адерсу Республика Крым, Джанкойский район, Яснополянское сельское поселение, категория земель - земли сельскохозяйственного участка - сельскохозяйственное использование, кадастровый номер 90:30:280401:1368. Исковые требования мотивированы нарушением процедуры заключения договора, которая требуется для того, что бы заключить этот договор без торгов. В частности, на сайте www.torgi.gov.ru объявление о торгах размещено не было.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2023 по делу N А83-5978/2023 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции руководствовался установленным фактом ничтожности договора аренды ввиду его заключения с нарушением правил о публичном извещении о торгах.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство и КФХ обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт. Апеллянты ссылаются на отсутствие у СПК законного интереса в договоре аренды, на то, что КФХ имеет право получить земельный участок без торгов. Полагают, что объявление о торгах было размещено на сайте Правительства Республики Крым, что является достаточным; с заявлением о желании участия в торгах СПК не обращался.
От КФХ поступило ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве соответчика - администрацию Джанкойского района Республики Крым. По существу апеллянт просит апелляционный суд перейти к рассмотрению дела по правилам, предусмотренным для рассмотрения дел судом первой инстанции.
Апелляционный суд отказывает в удовлетворении данного ходатайства.
В материалах дела отсутствует выписка из ЕГРПН, подтверждающее возникновение у муниципального образования права собственности на земельный участок. Не представлено апелляционному суду и подтверждение даты возникновения этого права собственности (если таковой возникло).
Во всяком случае, в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции министерство являлось надлежащим участником спорных правоотношений в силу договора аренды от 01.08.2022.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ничто не препятствует администрации Джанкойского района Республики Крым обратиться в установленном порядке с заявлением о процессуальном правопреемстве на любой стадии арбитражного процесса, включая исполнительное производство.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб согласно положениям статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционных жалоб, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.08.2022 между министерством КФХ заключен договор аренды земельного участка N 562н/3-2022 (далее - договор), в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 1 460 064 кв.м, из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования земельного участка - сельскохозяйственное использование (цель использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур), кадастровый номер 90:03:280401:1368, расположенный по адресу Республика Крым, Джанкойский район, Яснополянское сельское поселение.
Пунктом 1.2. договора предусмотрено, что настоящий договор заключается на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 8 статьи 10 Федерального закона от 24,07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым".
Согласно пункту 3.1 договора он заключен сроком на 5 лет.
Из материалов дела видно, что земельный участок с кадастровым номером 90:03:280401:1368, передан в аренду без проведения торгов.
По мнению СПК, принимая решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 90:03:280401:1368, площадью 1460064 кв.м, местоположением Республика Крым, Джанкойский район, Яснополянское сельское поселение, министерством нарушена процедура заключения договора аренды земельного участка, предусмотренная действующим законодательством.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения СПК в суд с настоящим исковым заявлением
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционных жалоб суд руководствуется следующим.
Правовое значение для правильного рассмотрения спора имеет выяснение вопросов о том, существует ли правовая возможность у КФХ заключать договоры аренды земельного участка без проведения торгов; является ли объявление о торгах ненадлежащим; относится ли СПК к особым субъектам, имеющим льготный статус для целей получения права на аренду земельного участка.
Из материалов дела видно, что СПК обращался в адрес министерства с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 90:03:280401:1368, площадью 1 460 064 кв.м, расположенного по адресу Республика Крым, Джанкойский район, Яснополянское сельское поселение.
СПК разработан раздел проектной документации по обеспечению сохранности объектов культурного наследия на земельном участке с кадастровым номером 90:03:280401:1368 с согласованием Министерства культуры Республики Крым.
В последующем СПК повторно обратился в адрес министерства с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 90:03:280401:1368 с приложением документации по разработке раздела проектной документации по обеспечению сохранности объектов культурного наследия.
16.02.2022 СПК направил в адрес министерства повторное заявление о предоставлении участка в аренду (л.д. 95).
24.03.2022 от КФХ в адрес министерства поступило заявление о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 1 460 064 кв.м, расположенного по адресу Республика Крым, Джанкойский район, Яснополянское сельское поселение, кадастровый номер 90:03:280401:1368 (л.д.99).
01.08.2022 между министерством и КФХ был заключён договор аренды земельного участка площадью 1 460 064 кв.м, из земель, находящихся в государственной собственности Республики Крым, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования земельного участка - сельскохозяйственное использование (цель использования - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур), кадастровый номер 90:03:280401:1368, месторасположения Республика Крым, Джанкойский район, Яснополянское сельское поселение.
Как указало министерство, информация о предстоящем предоставлении испрашиваемого земельного участка опубликована на официальном сайте администрации Джанкойского района в государственной информационной системе Республики Крым 19.07.2020 и Джанкойской общественно-политической газе "Заря Присивашья" N 29 от 21.07.2022.
В материалы дела представлен скриншот о публикации данного извещения на сайте mzem.rk.gov.ru.
При этом доказательства того, что данное извещение публиковалось на сайте www.torgi.gov.ru не представлено.
Согласно пункту 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" сайт www.torgi.gov.ru является официальным сайтом Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу положений пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий двадцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании пункта 8 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допускается только в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других крестьянских (фермерских) хозяйств или сельскохозяйственных организаций, имеющих право на предоставление участка по данному основанию. В целях установления названных лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 39.18 ЗК РФ.
Поэтому апелляционный суд приходит к выводу о том, что действительно, КФХ может заключать договоры аренды земельного участка без торгов, однако для этого необходим особый юридический состав:
1) надлежащее объявление о возможности взять в аренду земельный участок;
2) отсутствие других желающих, кроме КФХ и иных приравненных к ним лиц.
Судом первой и апелляционной инстанций установлено, что объявление о проведении торгов, в рассматриваемом случае, было ненадлежащим, поскольку, как отмечалось выше, такое объявление должно быть опубликовано на соответствующем официальном сайте - www.torgi.gov.ru.
Однако доказательств опубликования данного извещения на сайте www.torgi.gov.ru ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлено.
Довод апеллянтов об отсутствии у СПК законного интереса в заключении договоре аренды (поскольку СПК в любом случае не вправе претендовать на земельный участок, поскольку только КФХ является особым субъектом), не принимается апелляционным судом.
Изложенное противоречит приведенным выше положениям пункта 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020.
Кроме того, в силу пункта 8 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду сельскохозяйственным организациям, получающим государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридически лиц, начиная с 2015 года основным видом деятельности СПК является выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масленичных культур (код ОКВЭД - 01.11) (л.д. 46 т. 1).
Из письма же Министерства сельского хозяйства Республики Крым от 20.03.2024 N 06/1679-03/1, следует, что СПК является участником мероприятий по направлениям субсидирования в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 13.12.2019 N 732 (л.д. 81 т. 3).
Таким образом, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что спорный договор аренды заключен в условиях, когда вследствие отсутствия надлежащего объявления не обеспечен доступ иным лицам (в частности, СПК), выразить свое желание участвовать в торгах.
Следовательно, договор аренды земельного участка N 562н/3-2022 в силу положений статей 166, 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой. При его заключении нарушена публичная процедура предоставления земельных участков, ущемлены интересы неопределённого круга лиц из числа потенциальных арендаторов земельных участков, до сведения которых предусмотренная пунктом 1 статьи 39.19 ЗК РФ информация не была доведена в установленном порядке, нарушен законодательно установленный запрет на ограничение конкуренции.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Так как фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 09.11.2023 по делу N А83-5978/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы главы КФХ Сиваковой Галины Дмитриевны и Министерств имущественных и земельных отношений Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-5978/2023
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "ЧОНГАРСКИЙ-2"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Глава КФХ Сивакова Галина Дмитриевна, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, Министерство культуры РК, Пастушенко Олег Валерьевич, Пашиев Э У