Постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 ноября 2021 г. N 502
"Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл"
6 апреля 2022 г.
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статьей 19.2 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Республики Марий Эл постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл Сальникова А.А.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Председатель Правительства |
А. Евстифеев |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Марий Эл
от 26 ноября 2021 г. N 502
Положение
о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл
6 апреля 2022 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует порядок организации и осуществления регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл (далее - государственный лицензионный контроль).
Пункт 2 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
2. Предметом государственного лицензионного контроля является соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, требований, которые установлены Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (далее соответственно - лицензиаты, лицензионные требования).
3. Государственный лицензионный контроль осуществляет Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее - Департамент).
4. Государственный\екуПАВ лицензионный контроль уполномочены осуществлять следующие должностные лица Департамента (далее - инспекторы):
а) руководитель Департамента - главный государственный жилищный инспектор Республики Марий Эл (далее - руководитель Департамента);
б) заместитель руководителя Департамента - главного государственного жилищного инспектора Республики Марий Эл (далее - заместитель руководителя Департамента);
в) руководители структурных подразделений Департамента и иные должностные лица Департамента, в должностные обязанности которых в соответствии с настоящим Положением и должностными регламентами входит осуществление полномочий по контролю (надзору), в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, - государственные жилищные инспекторы Республики Марий Эл.
Пункт 5 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
5. К отношениям, связанным с организацией и осуществлением государственного лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ) в части проведения профилактических мероприятий, плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
Общие требования к осуществлению государственного лицензионного контроля установлены Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и об осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами".
Проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований осуществляется в рамках регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Марий Эл, в том числе в рамках государственного лицензионного контроля.
Пункт 6 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
6. Объектами государственного лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) лицензиатов.
Учет объектов государственного лицензионного контроля осуществляется с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее - система жилищно-коммунального хозяйства) посредством сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах государственного лицензионного контроля, размещаемой в системе жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями, установленными статьей 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", информации, получаемой в рамках межведомственного информационного взаимодействия, общедоступной информации, а также информации, получаемой по итогам проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
7. Государственный лицензионный контроль осуществляется посредством проведения:
а) профилактических мероприятий;
б) контрольных (надзорных) мероприятий при взаимодействии с лицензиатом;
в) контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с лицензиатом.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного лицензионного контроля
8. При осуществлении государственного лицензионного контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям.
Пункт 9 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
9. Департамент при осуществлении государственного лицензионного контроля относит объекты государственного лицензионного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба):
а) высокий риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;
г) низкий риск.
Критерии отнесения объектов государственного лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба)
Пункт 10 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
10. Отнесение объектов государственного лицензионного контроля к определенной категории риска причинения вреда (ущерба) осуществляется на основании сопоставления их характеристик со следующими критериями отнесения объектов государственного лицензионного контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
а) по тяжести и масштабу потенциальных негативных последствий к группе тяжести "А" несоблюдения лицензиатами лицензионных требований относится деятельность лицензиатов по управлению многоквартирными домами, оборудованными лифтами и (или) централизованной системой газоснабжения, в том числе многоквартирными домами, в которых для производства услуг по горячему водоснабжению и (или) теплоснабжению используется газ;
к группе тяжести "Б" - иные случаи деятельности лицензиатов;
б) к группе вероятности "1" по вероятности несоблюдения лицензиатами лицензионных требований относится деятельность лицензиатов при наличии неисполненного вступившего в законную силу в течение последних 2 лет на дату принятия решения об отнесении деятельности лицензиата к категории риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям постановления о назначении административного наказания лицензиату - юридическому лицу, его должностным лицам или лицензиату - индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
к группе вероятности "2" относится деятельность лицензиатов, у которых в течение последних 3 лет при проведении планового или внепланового контрольного (надзорного) мероприятия не были выявлены нарушения лицензионных требований, а также выявленные нарушения лицензионных требований устранены.
Пункт 11 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
11. Отнесение деятельности лицензиатов к определенной категории риска основывается на соотнесении группы тяжести и группы вероятности.
Категория риска |
Группа тяжести |
Группа вероятности |
Высокий |
А |
1 |
Средний |
А |
2 |
Умеренный |
Б |
1 |
Низкий |
Б |
2 |
12. Отнесение деятельности, осуществляемой лицензиатами, к категориям риска и пересмотр решения о ее отнесении к одной из категорий риска осуществляются решением руководителя (заместителя руководителя) Департамента.
При отсутствии решения об отнесении деятельности, осуществляемой лицензиатами, к определенной категории риска деятельность лицензиатов считается отнесенной к категории низкого риска.
13. Департамент ведет перечень лицензиатов, деятельности которых присвоены категории риска (далее - перечень лицензиатов).
Включение в перечень лицензиатов осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Департамента об отнесении деятельности, осуществляемой лицензиатами, к соответствующим категориям риска в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения.
14. Перечень лицензиатов содержит следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения лицензиата;
д) реквизиты решения о присвоении деятельности, осуществляемой лицензиатом, категории риска, указание на категорию риска, а также сведения, на основании которых было принято указанное решение.
15. На официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Департамента) размещается и актуализируется следующая информация о лицензиатах, деятельность которых отнесена к определенной категории риска, содержащаяся в перечнях лицензиатов:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) место нахождения лицензиата;
в) дата принятия решения о присвоении деятельности, осуществляемой лицензиатом, определенной категории риска.
16. Размещение на официальном сайте Департамента информации, указанной в пункте 15 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных и законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
17. Лицензиат вправе подать заявление об изменении ранее присвоенной категории риска в Департамент.
Учет рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий
Пункт 18 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
18. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении объектов государственного лицензионного контроля проводятся в зависимости от категории риска.
Для категории высокого риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 3 года;
документарная проверка - один раз в 3 года;
выездная проверка - один раз в 3 года.
Для категории среднего риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 4 года;
документарная проверка - один раз в 4 года;
выездная проверка - один раз в 4 года.
Для категории умеренного риска проводится одно из следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционный визит - один раз в 5 лет;
документарная проверка - один раз в 5 лет;
выездная проверка - один раз в 5 лет.
В отношении объектов государственного лицензионного контроля, которые отнесены к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
19. Профилактические мероприятия осуществляются инспекторами в целях стимулирования добросовестного соблюдения лицензионных требований всеми лицензиатами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям лицензионных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, создания условий для доведения лицензионных требований до лицензиатов, повышение информированности о способах их соблюдения.
20. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков).
21. Программа профилактики рисков ежегодно утверждается руководителем Департамента в срок до 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, и размещается на официальном сайте Департамента в течение 3 рабочих дней со дня утверждения.
22. При осуществлении государственного лицензионного контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
Информирование
23. Департамент осуществляет информирование лицензиатов и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения лицензионных требований в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Обобщение правоприменительной практики
24. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным.
25. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом руководителя Департамента и размещается на официальном сайте Департамента в течение 3 рабочих дней со дня его утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад Департамента о состоянии государственного лицензионного контроля.
Объявление предостережения
26. При наличии указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ сведений Департамент объявляет лицензиату предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований.
27. Решение об объявлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований принимает руководитель (заместитель руководителя) Департамента.
28. Предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований объявляется и направляется лицензиату в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие лицензионные требования, предусматривающие их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) лицензиата могут привести или приводят к нарушению лицензионных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления лицензиатом сведений и документов.
29. Направление лицензиату предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня получения должностным лицом Департамента сведений, указанных в части 1 статьи 49 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
30. По результатам рассмотрения предостережения лицензиатом в Департамент может быть подано возражение.
31. В возражении на предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований указываются:
а) наименование Департамента;
б) информация о лицензиате (наименование, организационно-правовая форма, адрес с почтовым индексом, телефон, факс, адрес электронной почты) либо данные представителя лицензиата (если возражение подается представителем);
в) основной государственный регистрационный номер;
г) идентификационный номер налогоплательщика;
д) дата и номер предостережения;
е) обоснование несогласия с доводами, изложенными в предостережении о недопустимости нарушения лицензионных требований.
32. К возражению на предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований прикладываются документы, подтверждающие незаконность и (или) необоснованность предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований.
33. Возражение направляется в Департамент лицензиатом в бумажном виде почтовым отправлением, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, на указанный в предостережении адрес электронной почты Департамента, либо иными указанными в предостережении способами.
34. В течение 20 рабочих дней со дня получения возражения Департамент направляет лицензиату ответ одним из способов, позволяющих подтвердить направление такого ответа.
Консультирование
35. Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Пункт 36 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
36. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) организация и осуществление лицензионного контроля;
б) порядок проведения профилактических мероприятий;
в) предмет лицензионного контроля.
37. Консультирование осуществляется должностным лицом Департамента по телефону, посредством видеоконференцсвязи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае поступления 5 и более однотипных обращений лицензиатов и их представителей консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) Департамента.
38. Время консультирования по телефону, посредством видеоконференцсвязи, при личном приеме одного лицензиата (его представителя) не может превышать 15 минут.
39. По итогам консультирования информация в письменной форме не предоставляется, за исключением случаев консультирования на основании обращений, поступивших в письменной форме или в форме электронного документа.
Профилактический визит
40. Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл.
41. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиатов либо путем использования видеоконференцсвязи.
42. Лицензиат уведомляется о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.
При этом лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита путем направления уведомления в адрес Департамента не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
43. Обязательный профилактический визит проводится не чаще одного раза в месяц. Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать один рабочий день.
44. По результатам проведения профилактического визита должностным лицом Департамента, непосредственно проводившим профилактическое мероприятие, составляется акт о проведении профилактического визита.
IV. Осуществление государственного лицензионного контроля
Пункт 45 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
45. При осуществлении государственного лицензионного контроля проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) предусматривающие взаимодействие с лицензиатом на плановой и внеплановой основе:
инспекционный визит;
документарная проверка;
выездная проверка;
б) без взаимодействия с лицензиатом:
наблюдение за соблюдением лицензионных требований (мониторинг безопасности);
выездное обследование.
Инспекторы при осуществлении государственного лицензионного контроля имеют права и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Инспекторы имеют служебные удостоверения единого образца, установленного Правительством Республики Марий Эл.
46. Утратил силу с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
47. Решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий принимает руководитель (заместитель руководителя) Департамента.
48. Контрольное (надзорное) мероприятие может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением лицензионных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
49. Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением инспекционного визита) являются:
а) наличие у Департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения лицензионных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
б) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
в) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных лицензиатов;
г) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
д) истечение срока исполнения решения Департамента об устранении выявленного нарушения лицензионных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Инспекционный визит проводится по основаниям, указанным в пункте 65 настоящего Положения.
Пункт 50 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
50. Индивидуальный предприниматель, являющийся лицензиатом, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случаях:
а) его временной нетрудоспособности;
б) нахождения его в служебной командировке или отпуске в ином населенном пункте.
По результатам рассмотрения представленной информации Департаментом принимается решение о переносе проведения контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для представления индивидуальным предпринимателем информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
Документарная проверка
51. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента.
52. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах лицензиатов, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Департамента.
53. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
54. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
55. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
Выездная проверка
56. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
57. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
а) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Департамента или в запрашиваемых им документах и объяснениях лицензиата;
б) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) лицензиата и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в пункте 56 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
58. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
59. О проведении выездной проверки лицензиат уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Пункт 60 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
60. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) экспертиза.
61. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
В отношении одного объекта контроля - субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки составляет пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия.
62. В ходе выездной проверки должностным лицом Департамента в целях фиксации доказательств нарушения объектами контроля обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, могут использоваться фотосъемка, аудио - и видеозапись.
Инспекционный визит
63. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
64. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления лицензиатов и не может превышать один рабочий день.
65. Инспекционный визит проводится с целью оценки исполнения лицензиатом обязательных требований, в целях проверки информации, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, выполнения поручений, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
66. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) лицензиата (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия
67. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении лицензиатов проводятся Департаментом на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год (далее - ежегодный план), формируемого Департаментом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
68. Порядок формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года устанавливается Правительством Российской Федерации.
69. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Департаментом и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
70. Включение планового контрольного (надзорного) мероприятия в ежегодный план проведения плановых проверок осуществляется по основаниям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия
71. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия (документарная и (или) выездная проверка, инспекционный визит) проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-5 части 1 и частью 3 статьи 57 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ. Вид внепланового контрольного (надзорного) мероприятия определяется инспектором в зависимости от характера нарушения обязательных требований.
Внеплановый инспекционный визит, внеплановая выездная проверка могут проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев их проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования в порядке, установленном приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
72. Индикатором риска нарушения лицензионных требований является наличие обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушении лицензионных требований.
Перечень индикаторов риска нарушения лицензионных требований, используемых в качестве основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл, указан в приложении N 1 к настоящему Положению.
73. При получении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Департамент предпринимает действия, предусмотренные частью 3 статьи 58, статьей 59, статьей 60 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо Департамента направляет руководителю (заместителю руководителя) Департамента:
а) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности лицензиата, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения лицензионных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
б) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности лицензиата, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований;
в) при невозможности подтвердить личность индивидуального предпринимателя, полномочия представителя организации, обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
74. Мотивированное представление готовится должностным лицом Департамента в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации о нарушении обязательных требований.
75. По итогам рассмотрения мотивированного представления руководитель (заместитель руководителя) Департамента может принять решение:
а) о проведении в отношении лицензиата контрольных (надзорных) мероприятий (с указанием планируемых сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, определяемых с учетом информации о потенциальной опасности и риске для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изложенной в обращениях граждан и организаций);
б) об учете поступившей в Департамент информации в рамках наблюдения за соблюдением лицензионных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности лицензиатами;
в) о проведении мероприятий по профилактике нарушений лицензионных требований, в том числе о выдаче лицензиату предостережения о недопустимости нарушения лицензионных требований.
Особенности оценки соблюдения лицензиатами лицензионных требований
76. Оценка соблюдения лицензионных требований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и иными нормативными правовыми актами в сфере лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
V. Результаты контрольного мероприятия
77. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, установленном статьей 87 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
78. Лицензиат или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Лицензиат подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания лицензиатом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
79. В случае проведения документарной проверки либо контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с лицензиатом, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6, 8 и 9 части 1 статьи 65 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ, Департамент направляет акт лицензиату в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Акт контрольного (надзорного) мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
80. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, лицензиат вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
81. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений лицензионных требований лицензиатом должностное лицо Департамента в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано принять меры, указанные в части 2 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
82. Предписание об устранении выявленных нарушений лицензионных требований оформляется на бумажном носителе либо в форме электронного документа, подписываемого электронной цифровой подписью, и должно содержать:
а) дату и номер распоряжения о проведении контрольного мероприятия;
б) сведения о выявленных нарушениях обязательных требованиях;
в) требование об устранении нарушений обязательных требований;
г) сроки устранения нарушений обязательных требований;
д) сроки информирования Департамента об устранении нарушений лицензионных требований.
83. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием лицензиата по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности лицензиатом, либо в связи с иными действиями (бездействием) лицензиата, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, с указанием причин и информирует лицензиата о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ. В этом случае инспектор вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с лицензиатом.
84. В случае, указанном в пункте 83 настоящего Положения, инспектор вправе принять решение о проведении в отношении лицензиата такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления лицензиата и без согласования с органами прокуратуры.
VI. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
85. Правом на обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц обладает лицензиат, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
Жалоба на действия (бездействие) должностных лиц Департамента, указанных в подпункте "в" пункта 4 настоящего Положения, рассматривается руководителем (заместителем руководителя) Департамента.
Жалоба на решения, действия (бездействие) заместителя руководителя Департамента рассматривается руководителем Департамента.
Жалоба на решения Департамента, действия (бездействие) руководителя Департамента рассматривается Правительством Республики Марий Эл.
86. Досудебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
87. Жалоба составляется по форме в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
88. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем лицензиата в случае делегирования ему соответствующего права с помощью федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".
89. Департамент принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы в течение пяти рабочих дней со дня получения жалобы в случаях, установленных частью 1 статьи 42 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ.
90. Жалоба подлежит рассмотрению Департаментом в срок не более двадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, связанных с направлением запросов в государственные органы, органы местного самоуправления либо подведомственные им организации, указанный срок может быть продлен Департаментом, но не более чем на двадцать рабочих дней.
Департамент вправе запросить у лицензиата, подавшего жалобу, дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы.
Лицензиат вправе представить указанные информацию и документы в течение пяти рабочих дней с момента направления запроса. Течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса о представлении дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, до момента получения их Департаментом, но не более чем на пять рабочих дней с момента направления запроса. Неполучение от лицензиата дополнительных документов и информации, относящихся к предмету жалобы, не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
91. Не допускается запрашивать у лицензиата, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций.
92. По итогам рассмотрения жалобы Департамент:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет решение полностью или частично;
в) отменяет решение полностью и принимает новое решение;
г) признает действия (бездействие) должностных лиц Департамента незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
93. Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете лицензиата в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) государственной информационной системе Республики Марий Эл "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Марий Эл" в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
VII. Ключевые показатели государственного лицензионного контроля и их целевые значения, индикативные показатели государственного лицензионного контроля
Пункт 94 изменен с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
94. Ключевой показатель государственного лицензионного контроля и его целевой показатель, индикативные показатели государственного лицензионного контроля устанавливаются с учетом положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р "Основные направления разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности" и указаны в приложении N 2 к настоящему Положению.
95. Департамент ежегодно осуществляет подготовку доклада о государственном лицензионном контроле с указанием сведений о достижении целевых значений ключевых показателей и сведений об индикативных показателях, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевого показателя.
96. Подготовка доклада осуществляется в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
Приложение N 1
к Положению о региональном
государственном лицензионном
контроле за осуществлением
предпринимательской деятельности по
управлению многоквартирными домами
на территории Республики Марий Эл
Перечень
индикаторов риска нарушения лицензионных требований, используемых в качестве основания для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл
1. Поступление в Департамент государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее - Департамент) обращения гражданина или организации, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, гражданина, являющегося пользователем помещения в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензионных требований, за исключением обращений, послуживших основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с частью 12 статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в случае если в течение года до поступления данного обращения, информации лицензиату Департаментом объявлялись предостережения о недопустимости нарушения аналогичных лицензионных требований.
2. Двукратный и более рост количества обращений за единицу времени (месяц, шесть месяцев, двенадцать месяцев) в сравнении с предшествующим аналогичным периодом и (или) с аналогичным периодом предшествующего календарного года, поступивших в адрес Департамент от граждан или организаций, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, граждан, являющихся пользователями помещений в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензионных требований.
3. Выявление в течение трех месяцев более пяти фактов несоответствия сведений (информации), полученных от гражданина или организации, являющихся собственниками помещений в многоквартирном доме, гражданина, являющегося пользователем помещения в многоквартирном доме, информации от органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, из средств массовой информации и информации, размещенной контролируемым лицом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Приложение 2 изменено с 6 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
Приложение N 2
к Положению о региональном
государственном лицензионном контроле
за осуществлением предпринимательской
деятельности по управлению
многоквартирными домами на территории
Республики Марий Эл (в редакции
постановления Правительства
Республики Марий Эл
от 6 апреля 2022 г. N 169)
Ключевой показатель
регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл и его целевое значение, индикативные показатели регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл
6 апреля 2022 г.
1. Ключевым показателем регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл является доля случаев, повлекших причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан в результате нарушения лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - лицензионное требование), которая рассчитывается по формуле:
КП=X/Y х 100000
где:
X - количество случаев причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан в результате нарушения лицензионных требований за отчетный период;
Y - численность населения на территории Республики Марий Эл.
Целевое значение ключевого показателя устанавливается равным 0.
2. Индикативными показателями регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл являются:
а) количество плановых контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), проведенных за отчетный период;
б) количество внеплановых КНМ, проведенных за отчетный период;
в) количество внеплановых КНМ, проведенных на основании выявления соответствия объекта регионального государственного лицензионного контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров за отчетный период;
г) общее количество КНМ, предусматривающих взаимодействие с лицензиатом, проведенных за отчетный период;
д) количество КНМ, предусматривающих взаимодействие с лицензиатом по каждому виду КНМ, проведенных за отчетный период;
е) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
ж) количество предостережений о недопустимости нарушения лицензионных требований, объявленных за отчетный период;
з) количество КНМ, по результатам которых выявлены нарушения лицензионных требований, за отчетный период;
и) количество КНМ, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
к) сумма административных штрафов, наложенных по результатам КНМ, за отчетный период;
л) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения КНМ за отчетный период;
м) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения КНМ, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
н) общее количество учтенных объектов регионального государственного лицензионного контроля на конец отчетного периода;
о) количество учтенных объектов регионального государственного лицензионного контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска на конец отчетного периода;
п) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
р) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены КНМ, за отчетный период;
с) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период;
т) количество жалоб, в отношении которых Департаментом государственного жилищного надзора Республики Марий Эл (далее - Департамент) был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
у) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Департамента либо о признании действий (бездействия) должностных лиц Департамента недействительными, за отчетный период;
ф) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Департамента, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
х) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Департамента, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
ц) количество КНМ, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению регионального государственного лицензионного контроля и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 26 ноября 2021 г. N 502 "Об утверждении Положения о региональном государственном лицензионном контроле за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Республики Марий Эл"
Вступает в силу с 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале Республики Марий Эл (марийэл.рф) 26 ноября 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 29 ноября 2021 г. N 1200202111290002
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 апреля 2023 г. N 209
Изменения вступают в силу с 9 мая 2023 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 июня 2022 г. N 288
Изменения вступают в силу с 28 июня 2022 г.
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 6 апреля 2022 г. N 169
Изменения вступают в силу с 6 апреля 2022 г.