Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, C.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мустанг Технологии Кормления" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью "Мустанг Технологии Кормления" оспаривает конституционность положения Перечня кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень кодов видов продовольственных товаров), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 908, относящего к указанным продовольственным товарам в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" под кодом 2309 90 ТН ВЭД продукты, используемые для кормления животных, кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак (в редакции, действовавшей до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 1487, т.е. до 1 апреля 2019 года).
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, оставленным без изменения вышестоящими судами, заявителю отказано в признании недействительным решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларациях на товары. Суды пришли к выводу, что обществом неправомерно применена ставка по налогу на добавленную стоимость в размере 10 процентов при ввозе в Российскую Федерацию в январе 2019 года кормовых добавок, поскольку данный товар ни по свойствам, ни по наименованию не является готовым продуктом для кормления животных и не входил в Перечень кодов видов продовольственных товаров в редакции, действующей на момент ввоза товара в Российскую Федерацию.
По мнению заявителя, названное нормативное положение в оспариваемой редакции не соответствует статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 и 3), 46 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, препятствовало применению ставки 10 процентов по налогу на добавленную стоимость при ввозе на территорию Российской Федерации кормовых добавок, задекларированных по коду 2309 90 ТН ВЭД.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Налоговые ставки по налогу на добавленную стоимость определены в статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу пункта 3 которой налогообложение, по общему правилу, производится по налоговой ставке 20 процентов. В порядке исключения из общего правила определены категории товаров, при реализации которых налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов, а также предусматривается, что при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3 данной статьи (пункт 5).
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость осуществляется по налоговой ставке 10 процентов при реализации зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов. При этом коды видов продукции, перечисленных в данном пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации (абзац пятьдесят шестой пункта 2 этой же статьи). Так, Правительство Российской Федерации отнесло к продовольственным товарам, облагаемым по ставке 10 процентов, в частности, продукты, используемые для кормления животных, относящиеся к коду 2309 90 ТН ВЭД, за исключением корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак (Перечень кодов видов продовольственных товаров в редакции, действующей до 1 апреля 2019 года).
Оспариваемое положение Перечня кодов видов продовольственных товаров было изменено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2018 года N 1487, вступившим в силу с 1 апреля 2019 года (пункт 2), и в настоящее время предусматривается налогообложение по ставке 10 процентов продуктов, используемых для кормления животных, относящихся к коду 2309 90 ТН ВЭД, в том числе кормов растительных, кормов животных сухих, премиксов, кормовых добавок, комбикормов, концентратов белково-витаминно-минеральных, концентратов амидо-витаминно-минеральных, концентратов и смесей кормовых, за исключением продуктов, предназначенных для кормления декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак, декоративных грызунов и рептилий.
Данное регулирование как в действующей, так и в предыдущей редакции в качестве основного критерия отнесения товара к указанному коду товарной номенклатуры для целей обложения налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов определяет использование его для кормления животных. Таким образом, оспариваемое нормативное положение в указанной заявителем редакции не содержало неопределенности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2019 года N 2175-О). Следовательно, само по себе оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе соответствия ввезенного заявителем товара определенному коду ТН ВЭД и правомерности отнесения его к продуктам, используемым для кормления животных, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мустанг Технологии Кормления", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 26 октября 2021 г. N 2316-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Мустанг Технологии Кормления" на нарушение его конституционных прав положением Перечня кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)