Дело N 3а-69/2021
УИД 19OS0000-01-2021-000068-10
Решение
именем Российской Федерации
г. Абакан 19 августа 2021 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.,
с участием прокурора Найдешкиной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия о признании недействующим приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 17 июня 2021 г. N 1-т "Об утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год", установил:
АО "ЕТГК" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании Приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 17 июня 2021 г. N 1-т "Об утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год" недействующим со дня принятия, возложении на Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия обязанности принять новый нормативный правовой акт об утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия), мотивируя требования тем, что Приказ N 1-т принят с нарушением пунктов 12, 20, 55, 59 Правил определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. N 1562, поскольку при расчете индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) применены неактуальные значения прогнозных индексов цен производителей промышленной продукции (ИЦП) и роста цены на топливо.
При расчете индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на первый расчетный период регулирования подлежат применению прогнозные индексы роста цены на топливо, прогнозные индексы цен производителей промышленной продукции (в среднем за год по отношению к показателям предыдущего года), определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на следующие расчетные периоды регулирования, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Госкомтарифэнерго PX произвел расчет индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год с учетом индексов роста цены на топливо, прогнозных индексов цен производителей промышленной продукции (в среднем за год по отношению к показателям предыдущего года), определенных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов от 26 сентября 2020 г., тогда как Минэкономразвития России разработало Сценарные условия, основные параметры прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов от 24 апреля 2021 г., в связи с чем Госкомтарифэнерго PX должен был применить актуальные значения параметров прогноза социально-экономического развития, учитывающие изменения внешних и внутренних условий развития экономики, произошедшие с момента подготовки Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в сентябре 2020 года.
Приказ N 1-т создает угрозу нарушения прав AO "ЕТГК" на установление обоснованного индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию на 2022 год, правомерного графика поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию и на установление законного и обоснованного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на 2022 год.
В судебном заседании представители административного истца Макшанина О.Г., Жукова М.С. на заявленных требованиях настаивали, приводя в обоснование доводы, изложенные в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.
Представитель Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия Малахова Ж.А. возражала относительно заявленных требований, пояснила, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (далее - Правила разработки среднесрочного прогноза социально-экономического развития). Согласно пункту 2 Правил разработки среднесрочного прогноза социально-экономического развития среднесрочный прогноз разрабатывается ежегодно на очередной финансовый год и плановый период Министерством экономического развития РФ на основе анализа внешних и внутренних условий социально-экономического развития Российской Федерации с учетом основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также на основе данных, представляемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и другими участниками стратегического планирования. На основании пункта 36 указанных Правил среднесрочный прогноз разрабатывается на основании вариантов среднесрочного прогноза, подготовленных участниками стратегического планирования, а также иных материалов, представляемых участниками стратегического планирования, и формируется в целом по Российской Федерации, субъектам РФ и видам экономической деятельности. В соответствии с пунктами 5 - 14 Правил разработки среднесрочного прогноза социально-экономического развития разработка среднесрочного прогноза осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием ЦБ РФ и других участников стратегического планирования разрабатывает сценарные условия функционирования экономики РФ и основные параметры среднесрочного прогноза. На втором этапе Министерство экономического развития РФ совместно с Министерством финансов РФ, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием ЦБ РФ и других участников стратегического планирования на основе вариантов среднесрочного прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития, а также иных материалов, необходимых для разработки соответствующих разделов среднесрочного прогноза, подготовленных федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и другими участниками стратегического планирования на основе сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза, одобренных Правительством РФ, разрабатывает среднесрочный прогноз.
Заявление административного истца о необходимости применения прогнозных индексов роста цены на топливо, определенных Сценарными условиями основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов является неправомерным. На момент рассмотрения дела оспариваемый Приказ не применяется, административным истцом не доказано нарушение его прав.
Выслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативных правовых актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2021 г. N 668-р муниципальное образование город Абакан Республики Хакасия отнесен к ценовой зоне теплоснабжения.
Согласно части 2 статьи 23.4 Закона о теплоснабжении цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям по договорам теплоснабжения, заключенным с единой теплоснабжающей организацией в соответствии с частью 2 статьи 23.8 настоящего Федерального закона, определяются соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) для каждой системы теплоснабжения в соответствии с правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) и утверждаемыми Правительством Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи) (часть 1 статьи 23.6 Закона о теплоснабжении).
Порядок определения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией потребителям в ценовых зонах теплоснабжения, включая порядок индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), с применением технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) установлен Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 7. N 1562 (далее - Правила N 1562).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 апреля 2019 г. N 175 утверждено Положение о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго), согласно которому Госкомтарифэнерго является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) (пункт 1.1); осуществляет полномочия в сфере тарификации (ценообразования) тепловой энергии (мощности) (пункт 2.1.6).
Из материалов дела видно, что Приказом Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 17 июня 2021 г. N 1-т "Об утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год" (далее - Приказ N 1-т) для Акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (далее -"ЕТГК") утвержден индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия) (индикативный предельный уровень цены) на 2022 год в размере 2153,54 руб./Гкал (без НДС), 2584,25 руб./Гкал (с НДС) (далее - Приказ N 1-т).
В силу пункта 3.2 Положения о Государственном комитете энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия для определения основных направлений деятельности Госкомитета и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - правление, общей численностью не более девяти человек. Заседание правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании. Решение правления Госкомитета по обсуждаемым вопросам оформляется приказом Госкомитета на основании протокола заседания правления.
Оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа и официально опубликован в соответствии с Законом Республики Хакасия от 11 марта 2015 г. N 18-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и официальном печатном издании "Хакасия" от 25 июня 2021 г. N 84.
Согласно пункту 55 Правил N 1562 в случае если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанный впервые в соответствии с разделом II настоящих Правил, ниже или выше тарифа на тепловую энергию (мощность), действующего на день окончания переходного периода, установленного Федеральным законом "О теплоснабжении", то предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) определяется в соответствии с пунктами 57 - 62 настоящих Правил.
В случае если предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность), рассчитанный впервые в соответствии с разделом II настоящих Правил, выше тарифа на тепловую энергию (мощность), действующего на день окончания переходного периода, установленного Федеральным законом "О теплоснабжении", то предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) утверждается органом регулирования на основании графика поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) до уровня, определяемого в соответствии с разделом II настоящих Правил (далее - график поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), в соответствии с пунктами 59 - 62 настоящих Правил, но не ниже тарифа на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, действовавшего на день окончания переходного периода (пункт 58 Правил N 1562).
График поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в течение 20 дней после получения сведений, представленных органом регулирования в соответствии с пунктом 59 настоящих Правил, в виде ежегодного увеличения доли предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), определяемого в соответствии с разделом II настоящих Правил, в течение срока действия графика с первого года его действия и подлежит обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (пункт 60 Правил N 1562).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 1562 предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность) на i-й расчетный период регулирования (Цi, рублей/Гкал) определяется по формуле 1:
Цi = РТi + КРi + Нi + ПРi + РДi
При этом, составляющая РТi (пункт 12 Правил N 1562) рассчитывается с учетом прогнозных индексов роста цены на топливо по формуле 3:
составляющие КРi (пункты 16, 19, 21, 23 Правил N 1562), Нi (пункты 27, 28 Правил N 1562), ПРi (пункт 32 Правил N 1562) рассчитываются с учетом прогнозного индекса цен производителей промышленной продукции.
Составляющая РДi (пункт 11 Правил N 1562) рассчитывается с учетом прогнозных индексов роста цены на топливо и прогнозных индексов цен производителей промышленной продукции.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что при расчете индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на первый расчетный период регулирования подлежат применению прогнозные индексы роста цены на топливо и прогнозные индексы цен производителей промышленной продукции (в среднем за год по отношению к показателям предыдущего года), определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на следующие расчетные периоды регулирования, одобренные Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
В судебном заседании установлено, что Госкомтарифэнерго Республики Хакасия расчет индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год произвел с учетом индексов роста цены на топливо, прогнозных индексов цен производителей промышленной продукции (в среднем за год по отношению к показателям предыдущего года), определенных Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановые период 2022 и 2023 годов от 26 сентября 2020 г.
Обращаясь в суд, административный истец ссылается на то, что на момент принятия оспариваемого Приказа Министерством экономического развития Российской Федерации были разработаны, одобрены Правительством Российской Федерации и размещены на официальном сайте Сценарные условия, основные параметры прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов от 24 апреля 2021 г.
Согласно пункту 23 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный или долгосрочный период.
Порядок разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период определяется Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 26 Федерального закона N 172-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (далее - Правила N 1234).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 1234 Министерством экономического развития РФ ежегодно разрабатывается среднесрочный прогноз на очередной финансовый год и плановый период.
Разработка среднесрочного прогноза осуществляется в два этапа (пункт 5 Правил N 1234).
В силу пункта 6 Правил N 1234 на первом этапе Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Центрального банка Российской Федерации и других участников стратегического планирования разрабатывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации (далее - сценарные условия) и основные параметры среднесрочного прогноза.
Пунктом 8 Правил N 1234 предусмотрено, что Минэкономразвития России представляет в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и одобрения сценарные условия и основные параметры среднесрочного прогноза, включающие прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на среднесрочный период и динамику изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на среднесрочный период не позднее чем за 3 месяца до установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации дня внесения Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Согласно пункту 9 Правил N 1234 в 5-дневный срок после рассмотрения и одобрения Правительством Российской Федерации сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза Министерство экономического развития Российской Федерации доводит их до сведения федеральных органов исполнительной власти, органов управления Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Центрального банка Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других участников стратегического планирования для использования при разработке вариантов среднесрочного прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития, а также размещает в электронной форме на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях подготовки среднесрочного прогноза Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием Центрального банка Российской Федерации и других участников стратегического планирования разрабатывает:
а) сценарные условия, которые содержат наиболее вероятные внешние и внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие целям социально-экономического развития на среднесрочный период, и включают прогнозные показатели, в том числе о прогнозируемом изменении цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе;
б) основные параметры, которые содержат соответствующие сценарным условиям и отражающие социально-экономическое развитие Российской Федерации в среднесрочном периоде, в том числе следующие прогнозируемые количественные характеристики: динамика цен (тарифов) на товары (услуги); динамика изменения размера платы граждан за коммунальные услуги; индексы-дефляторы (индексы цен производителей) по видам экономической деятельности и т.д. (пункт 16 Правил N 1234).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 1234 на втором этапе (II этап) на основе сценарных условий и основных параметров среднесрочного прогноза, одобренных Правительством РФ, Минэкономразвития РФ разрабатывает среднесрочный прогноз.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что сценарные условия и основные параметры прогноза на среднесрочную перспективу отражают актуальные представления о внешних и внутренних условиях, направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, подлежат одобрению Правительством Российской Федерации и доведению до сведения в том числе, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для использования.
С учетом изложенного суд соглашается с доводами административного истца о том, что регулятором при утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год органом регулирования был некорректно применен Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год; Госкомтарифэнерго Республики Хакасия следовало обеспечить применение актуальных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов от 24 апреля 2021 г., поскольку прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период содержат наиболее вероятные внешние и внутренние условия и характеристики социально-экономического развития Российской Федерации.
Принимая во внимание, что изменение цен на товары и услуги происходит ежегодно, определение прогнозных значений расходов на очередной период регулирования без последовательного учета изменений цен в течение всего периода, предшествующего году, на который устанавливается тариф, ведет к формированию недостоверной прогнозной цены, не отражающей названные инфляционные процессы.
К таким показателям, в частности, относятся индексы потребительских цен на товары и услуги, а также индексы цен производителей, которые используются в целях прогнозирования ценовых процессов в экономике, в том числе изменения цен в результате инфляционных процессов на товары и услуги, расходы на оплату которых несет регулируемая организация.
Принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций предполагает, что планируемый уровень расходов гарантирующего поставщика должен рассчитываться исходя из прогнозных цен на товары, работы и услуги в регулируемом периоде, на который устанавливается в том числе, индикативный предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность).
Следует отметить, что аналогичные нормы закреплены в законодательстве о тарифном регулировании.
Так, в нормативных правовых актах о государственном регулировании цен (пункт 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, пункт 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, пункт 14 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484 предусмотрено применение в качестве источников информации о ценах, используемых органом регулирования при определении расчетных значений расходов при регулировании цен (тарифов), прогнозных показателей и основных параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант).
Пунктом 28 (подп. "в") Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 прямо установлено, что на период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
В Письме Федеральной антимонопольной службы России от 29 декабря 2017 г. N ВК/93306/17 "О направлении информации по вопросу применения показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период" разъяснено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует, в том числе прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Суд находит необоснованным довод представителя административного ответчика о прекращении производства по делу в связи с тем, что оспариваемый Приказ не применяется до 1 января 2022 г. и не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку неприменение на момент рассмотрения дела оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу не является основанием для прекращения производства по делу, так как не исключает возможность его применения в будущем. Оспариваемый Приказ не утратил силу и до настоящего времени непосредственно создает угрозу нарушения прав и законных интересов АО "ЕТГК", являющегося субъектом правоотношений, регулируемых этим нормативным правовым актом.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 31 марта 2015 г. N 6-П сам по себе факт нахождения лица в правоотношениях, регулируемых нормативным правовым актом, уже свидетельствует о возможности рассмотрения соответствующего дела и тем самым о возможности защиты нарушенных прав в рамках оспаривания правового акта, содержащего правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение, не дожидаясь принятия на его основе негативных для данного лица правоприменительных решений.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Госкомтарифэнерго Республики Хакасия при принятии оспариваемого Приказа применил не актуальные значения параметров прогноза социально-экономического развития, учитывающие изменения внешних и внутренних условий развития экономики, произошедшие с момента подготовки Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в сентябре 2020 года, что создает угрозу нарушения права административного истца, поскольку ограничивает возможность установления в договорах с потребителями действительную цену на тепловую энергию (мощность), влечет лишение соответствующей части имущества (денежных средств) от реализации тепловой энергии (мощности).
Допущенные органом регулирования нарушения являются основанием для признания противоречащим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не действующим приказа Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 17 июня 2021 г. N 1-т "Об утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год".
Поскольку оспариваемый Приказ применен при утверждении Постановлением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 7 июля 2021 г. N 61-пп графика поэтапного равномерного доведения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ, в силу пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и с учетом разъяснений, приведенных в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", он подлежит признанию не действующим со дня принятия.
В силу части 4 статьи 216 КАС РФ в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Принимая во внимание, что имеются основания полагать, что в результате принятия настоящего решения возникнет недостаточная правовая урегулированность, суд считается обоснованным требование административного истца о возложении на административного ответчика обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
При подаче административного искового заявления АО "ЕТГК" оплачена государственная пошлина в размере 4 500 руб., что подтверждается платежным поручением от 24 мая 2021 г. N 14272. Указанные расходы административный истец просит взыскать с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решил:
административное исковое заявление Акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" к Государственному комитету энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия удовлетворить.
Признать не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не действующим со дня принятия приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 17 июня 2021 г. N 1-т "Об утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год".
Возложить на Государственный комитет энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия от 17 июня 2021 г. N 1-т.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании "Хакасия".
Взыскать с Государственного комитета энергетики и тарифного регулирования Республики Хакасия в пользу Акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) руб.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в месячный срок со дня составления в мотивированной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Верховный Суд Республики Хакасия.
Председательствующий |
Т.Л. Петрова |
Мотивированное решение составлено 24 августа 2021 г. |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Хакасия от 19 августа 2021 г. N3а-69/2021 "О признании недействующим приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 17.06.2021 N 1-т "Об утверждении индикативного предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) на территории ценовой зоны теплоснабжения - муниципального образования город Абакан Республики Хакасия на 2022 год"
Текст решения опубликован не был