г.Калуга |
|
16 октября 2024 г. |
Дело N А84-5780/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 9 октября 2024 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2024 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Бессоновой Е.В., Ключниковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Франк Е.А.,
при участии представителей Прокуратуры города Севастополя (ул.Л.Павличенко, д.1, г.Севастополь, 299011) - Неудахина С.Б., департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (ул.Партизанская, д.4А, г. Севастополь, 299011) - Куликовой Е.В. (доверенность от 28.12.2023, диплом); в отсутствие представителей Правительства Севастополя ( ул.Ленина, д.2, г.Севастополь, 299011), надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.12.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 по делу N А84-5780/2023,
УСТАНОВИЛ:
прокуратура города Севастополя (далее- прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя (далее- департамент, уполномоченный орган) в части разработки и утверждения административного регламента оказания государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 26.12.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024, требование прокуратуры удовлетворено, признано незаконным бездействие департамента и на него возложена обязанность разработать и утвердить административный регламент оказания государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя.
Не согласившись с судебными актами, департамент обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой, указывая на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования прокуратуры.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее- Закон N 381-ФЗ), Порядок организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров ( выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденный постановлением Правительства города Севастополя от 27.04.2020 N 160-ПП (далее - Порядок N 160-ПП), пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), департамент указывает, что полномочия по организации ярмарки не относится к предоставлению государственной услуги, поскольку последняя осуществляется в отношении определенного круга лиц, однако, в соответствии с Законом N 381-ФЗ не все потенциальные организаторы могут обратиться за оказанием такой услуги, а также считает, что Порядком N 160-ПП урегулирован в полной мере порядок и сроки рассмотрения заявлений об организации и проведении ярмарки.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура полагает решение и постановление законными и обоснованными, возражая против доводов департамента, указывает, что предоставление значительного количества государственных и муниципальных услуг, не поименованных в Перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 N 2113-р (далее- Перечень N 2113-р), обусловлено региональной и местной спецификой. Отсутствие рассматриваемой в настоящем деле государственной услуги является элементом оспариваемого бездействия департамента. Прокуратура указывает на необоснованность ссылки департамента на урегулирование предоставления спорной государственной услуги Порядком N 160-ПП, поскольку заявитель не учитывает рамочный характер данного ненормативного правового акта.
Рассмотрение кассационной жалобы, состоявшееся в судебном заседании 30.09.2024, было отложено на 09.10.2024 (определение суда от 30.09.2024).
Прокуратурой представлено дополнение к отзыву на кассационную жалобу, в котором приведены примеры принятия административных регламентов других регионов с учетом имеющих соответствующих нормативных правовых актов.
От департамента в суд округа поступило дополнительное пояснение, в котором заявитель настаивает на своей правовой позиции о достаточном правовом урегулировании предоставления услуги по организации ярмарок положениями Порядка N 160-ПП.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, возражения прокуратуры, выслушав пояснения принявших участие в судебных заседаниях представителей департамента и прокуратуры, проверив законность судебных актов по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения и постановления судов.
Как установлено судами, подтверждено материалами дела, 29.03.2023 заместителем прокурора города Севастополя в адрес департамента внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которое мотивировано нарушением департаментом положений статьи 6, пункта 6 статьи 4, пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ввиду не утверждения административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя, не обеспечения предоставления такой услуги в электронной форме, поскольку при проверке поступивших в прокуратору обращений Ассоциации товаропроизводителей личного подсобного хозяйства "Ярмарка Бухта Казачья" (далее- Ассоциация) установлены нарушения законодательства о торговой деятельности, Порядка N160-ПП при рассмотрении заявлений Ассоциации об организации специализированных ярмарок "Народная", "Летчики" и "Казачья бухта".
Так, прокуратурой установлено, что при рассмотрении заявления Ассоциации об организации ярмарки "Народная" на ул. Павла Корчагина в районе дома N 38, поступившего в департамент 10.10.2022, а также заявлений от 26.09.2022, 19.10.2022, 27.01.2023, уполномоченный орган уведомил заявителя о рассмотрении заявлений с нарушением установленного пунктом 24.3 Порядка N 160-ПП срока; ответы на заявление Ассоциации от 02.11.2022 (отказано в организации специализированной ярмарки), а также на заявления от 24.10.2022, 31.10.2022, 07.11.2022, 17.11.2022, 07.12.2022, 27.01.2023 не содержали мотивированного обоснования; отказ по заявлению от 19.10.2022 об организации ярмарки "Народная" в связи с нарушением требований СП 4.13130.2013 необоснован, поскольку в соответствии с положениями части 4 статьи 16.1 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" неприменение свода правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Прокуратура указала в представлении, что нарушениям при рассмотрении заявлений способствовало, в том числе, отсутствие административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя.
Рассмотрев представление прокуратуры, департамент направил в прокуратуру ответ (исх.N 2806/01-36-02-13/02/23 от 27.04.2023), в котором указал на частичное подтверждение указанных прокуратурой нарушений, но в то же время со ссылкой на статью 11 Закона N 381-ФЗ, Перечень N 2113-р сообщил об отсутствии необходимости разработки административного регламента по рассмотрению заявлений об организации ярмарок на территории города Севастополя.
Считая, что отсутствие административного регламента по оказанию государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя ведет к нарушению предусмотренного пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ права заявителей на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления такой услуги, прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия департамента в части разработки и утверждения административного регламента.
Удовлетворяя требование прокуратуры, и, возлагая на департамент обязанность разработать административный регламент по оказанию государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя, суд первой инстанции согласился с прокуратурой в том, что разработка административного регламента предоставления спорной государственной услуги обеспечивает доступность услуги для заявителей и является гарантией соблюдения прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории города Севастополя.
Суд апелляционной инстанции, поддерживая решение суда первой инстанции, руководствовался положениями части 1 статьи 12, статьи 13, части 1 статьи 14, части 1 статьи 29 Федерального закона N 210-ФЗ и пришел к выводу, что департамент как исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополь, осуществляющий государственные полномочия в сфере потребительского рынка и услуг, обязан разработать и принять административный регламент, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя.
Доводы Департамента об урегулированности порядка рассмотрения названных заявлений положениями Порядка N 160-ПП судами отклонены, поскольку данный нормативный правовой акт не устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги.
Суд округа, проверив выводы судов, не находит правовых оснований для отмены решения и постановления судов.
Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них регулируется положениями Закона N 381-ФЗ и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 этого Закона).
В соответствии со статьей 11 Закона N 381-ФЗ, в том числе, с Законом города Севастополя от 23.05.2017 N 340-ЗС "О государственном регулировании торговой деятельности в городе Севастополе" Правительством города Севастополя утвержден Порядок N 160-ПП, который устанавливает правила организации ярмарок на территории города Севастополя, а также требования к организации продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.
Согласно положениям Порядка N 160-ПП организатором ярмарки может выступать исполнительный орган города Севастополя, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе сельскохозяйственный кооператив и крестьянское (фермерское) хозяйство, который организует и осуществляет руководство ярмарочным мероприятием.
Пунктом 23.1 Порядка N 160-ПП определен заявительный характер организации и проведения ярмарок юридическими лицами (за исключением государственных (муниципальных) предприятий и учреждений города Севастополя, ассоциаций (союзов) сельскохозяйственных товаропроизводителей города Севастополя), индивидуальными предпринимателями.
Исходя из положений Федерального закона N 210-ФЗ, государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга) - это деятельность по реализации функций соответствующего федерального органа исполнительной власти, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий органа, предоставляющего государственные услуги. Предоставление государственных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (пункт 1 статьи 2, часть 1 статьи 12).
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 4 статьи 2 Закона N 210-ФЗ), то есть определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий).
Пунктом 6 статьи 2 данного Закона также дано понятие предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Пункт 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ в качестве принципа предоставления государственных и муниципальных услуг закрепляет открытость деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, что означает доступность для заявителя полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг и о деятельности органов, предоставляющих публичные услуги, и организаций, участвующих в предоставлении данных услуг.
При этом, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного закона заявители имеют право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг.
По рассматриваемому спору суды пришли к верному выводу, что то правовое регулирование, которое содержится в Порядке N 160-ПП, не отвечает принципам и задачам деятельности департамента по предоставлению государственной услуги в связи с рассмотрением заявления заинтересованного лица (юридического лица, индивидуального предпринимателя) об организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, поскольку данный порядок не устанавливает порядок и стандарт предоставления государственной услуги.
Доводы департамента об отсутствии в Перечне N 2113-р такой государственной услуги подлежат отклонению, поскольку указанный перечень не является исчерпывающим и, как верно указано прокуратурой, принятие административного регламента в отношении той или иной государственной и муниципальной услуги может быть обусловлено спецификой правового регулирования в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании.
Кроме того, суд округа считает ошибочной позицию департамента о том, что к государственной услуге относятся полномочия по организации ярмарки, поскольку в данном случае речь идет об административном регламенте такой услуги, как рассмотрение заявления об организации ярмарки.
Учитывая изложенное, суд округа вопреки доводам кассационной жалобы не усматривает неправильного применения судами первой и апелляционной инстанции норм материального права применительно к фактическим обстоятельствам, послужившим основанием для обращения прокуратуры в суд. Департамент приводит в кассационной жалобе доводы, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку, они не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
В связи с изложенным, основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены решения и постановления судом округа не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 26.12.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 по делу N А84-5780/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд удовлетворил требование о признании незаконным бездействия органа власти, не разработавшего административный регламент для оказания государственной услуги по организации ярмарок. Суд установил, что отсутствие такого регламента нарушает права заявителей на получение информации и доступ к услугам, что подтверждается нарушениями при рассмотрении заявлений о проведении ярмарок.
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 октября 2024 г. N Ф10-3554/24 по делу N А84-5780/2023