24 мая 2024 г. |
Дело N А84-5780/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2024 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Градовой О.Г.,
судей Архипенко А.М.,
Приваловой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
с участием в судебном заседании:
представителя Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя - Глебовой В.С.,
представителя Прокуратуры города Севастополя - Неудахина С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 декабря 2023 года по делу N А84-5780/2023 по заявлению Прокуратуры города Севастополя об оспаривании решений, действий (бездействия) Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, с участием в деле, в качестве заинтересованного лица, Правительства Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура города Севастополя обратилась в суд первой инстанции с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя в части разработки и утверждения административного регламента оказания государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя.
Решением суда первой инстанции требования удовлетворены, бездействие Департамента признано незаконным, на Департамент возложена обязанность разработать и утвердить вышеназванный регламент, так как разработка Департаментом регламента обеспечит доступность получения государственной услуги и гарантирует соблюдение прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на ярмарках.
Департаментом подана апелляционная жалоба, в которой апеллянт просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права.
Из отзыва на апелляционную жалобу следует, что прокуратура не согласна с доводами апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель прокуратуры возражал против этих доводов.
Представители иных участников в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания извещены в установленном законом порядке.
На основании статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, подтверждённые совокупностью доказательств.
29.03.2023 заместителем прокурора города Севастополя в адрес Департамента внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а именно статьи 6, пункта 6 статьи 4, пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", что выразилось в не утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя, не обеспечении предоставления такой услуги в электронной форме.
Также в представлении указано на нарушения при рассмотрении заявок Ассоциации товаропроизводителей личного подсобного хозяйства "Ярмарка Бухта Казачья" законодательства о торговой деятельности, Порядка организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 27.04.2020 N 160-ПП, а именно:
- пункта 24.3 Порядка в части несоблюдения срока уведомления о результатах рассмотрения заявлений от 14.10.2022, 26.09.2022, 19.10.2022, 27.01.2023 об организации ярмарки "Народная" по ул. П. Корчагина, в районе дома N 38, заявлений от 28.11.2022 об организации ярмарок "Летчики" и "Казачья бухта", заявлений от 24.10.2022, 31.10.2022, 07.11.2022, 17.11.2022, 07.12.2022, 27.01.2023;
- Пункта 24.4 Порядка в части отсутствия мотивированного обоснования в ответе от 05.12.2022 об отказе в организации этих ярмарок.
- части 4 статьи 16.1 Закона N 184-ФЗ об организации ярмарки "Народная" по ул. П. Корчагина, в районе дома N38(А), так как неприменение СП 4.13130.2013 не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В дело представлено обращение Ассоциации к заместителю прокурора от 13.02.2023, из которого следует, что Ассоциация полагает, что Департамент не мотивировано отказывает в организации ярмарок на различных площадках.
В представлении прокурора указано на то, что нарушениям способствовал пробел в нормативно-правовом регулирования, не утверждение Департаментом административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя, обеспечение предоставления такой услуги в электронной форме.
27.04.2023 Департаментом на представление дан ответ, из которого следует, что Департамент согласен с тем, что допущены нарушения (несвоевременное уведомление о результатах рассмотрения заявлений об организации ярмарок, отсутствие мотивированного обоснования об отказе в организации ярмарок), принял меры для устранения нарушений, причин и условий, им способствующих, но Департамент считает, что утверждение административного регламента не обязательно, поскольку организация ярмарок осуществляется в соответствии с Порядком N 160-ПП.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (в ред. от 04.11.2022) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В статье 2 Закона N 210-ФЗ приведены используемые для целей настоящего Федерального закона основные понятия, в том числе:
1) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги;
4) административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Часть 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ устанавливает, что предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
При этом частью 1 статьи 29 названного Закона предусмотрен срок для разработки и принятия административных регламентов, включения их в соответствующие реестры - в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Обязанность по разработке проекта административного регламента часть 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ возлагает на орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Главой 3 Закона N 210-ФЗ урегулированы вопросы, связанные с разработкой и утверждением административных регламентов.
Так, согласно части 2 статьи 12 названной главы структура административного регламента должна содержать определённые разделы, в том числе устанавливающие стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах. Раздел должен содержать варианты предоставления государственной или муниципальной услуги, включающие порядок предоставления указанных услуг отдельным категориям заявителей, объединённых общими признаками, в том числе в отношении результата государственной или муниципальной услуги, за получением которого они обратились.
А часть 1 статьи 14 Закона N 210-ФЗ устанавливает, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен предусматривать (в том числе): срок предоставления услуги; исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления, включая предоставляемые заявителем самостоятельно; исчерпывающий перечень оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги; показатели доступности и качества услуг.
К общим требованиям к разработке проектов административных регламентов статья 13 Закона N 210-ФЗ относит осуществление разработки проекта административного регламента органом, предоставляющим государственную услугу; такая разработка и согласование проектов административных регламентов осуществляется в государственной информационной системе, обеспечивающих соответственно ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации, реестра муниципальных услуг в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ (в ред. от 25.12.2023) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" торговая деятельность (торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.
Согласно частям 1 и 6 статьи 11 Закона N 381-ФЗ ярмарки организуются (в том числе) органами государственной власти; организация ярмарок осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются, с учётом требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательством в области охраны окружающей среды, и других установленных федеральными законами требований.
По "ГОСТ Р 70135-2022. Национальный стандарт Российской Федерации. Деятельность ярмарочная. Общие технические требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.05.2022 N 422-ст) ярмарочная деятельность - это деятельность в сфере ярмарочных услуг, осуществляемая для повышения качества проведения ярмарок и расширения области сбыта продукции отечественных, локальных производителей (пункт 3.1); субъектами ярмарочной деятельности являются организаторы, соорганизаторы, операторы, участники, спонсоры, партнёры, посетители, покупатели (пункт 5.3); ярмарка - это мероприятие, организованное с целью реализации, демонстрации товаров (выполнения работ, оказания услуг) участников ярмарки - представителей одной или нескольких отраслей народного хозяйства, заключения прямых торговых сделок по представленным образцам, проводимое в установленные сроки, в определённым месте, информация о котором доведена до неопределенного круга лиц (пункт 3.3).
Таким образом, деятельность в сфере ярмарочных услуг со стороны организатора ярмарки - органа государственной власти субъекта Российской Федерации является деятельностью по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. Для осуществления такой деятельности необходим нормативный правовой акт - административный регламент, устанавливающий порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления государственной услуги.
Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя, уполномоченным осуществлять государственные полномочия в сфере потребительского рынка и услуг, что следует из пункта 1 Положения о Департаменте сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, утверждённого постановлением Правительства Севастополя от 31.10.2020 N 568-ПП (в ред. от 28.09.2022).
Доводы Департамента о необязательности разработки и утверждения административного регламента оказания государственной услуги по рассмотрению заявлений физических и юридических лиц об организации ярмарок на территории города Севастополя ввиду наличия действующего Порядка организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них и отсутствия не состоятельны исходя из следующего.
Действительно, постановлением Правительства Севастополя от 27.04.2020 N 160-ПП утверждён Порядок организации ярмарок на территории города Севастополя и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них.
Но данный Порядок не является нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной услуги и стандарт предоставления государственной услуги, предоставляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей. Тогда как в соответствии с частью 1 статьи 12, частью 1 статьи 29 Закона N 210-ФЗ государственные услуги должны осуществляться в соответствии с административными регламентами, которые подлежат разработке и принятию в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В утверждённый распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 N 2113-р Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утверждённый настоящим распоряжением, не включён административный регламент, касающийся организация ярмарок.
Но данный Перечень не является исчерпывающим, и не изменяет обязательных для исполнения норм Закона N 210-ФЗ, регулирующего отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришёл к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято без нарушений норм материального права; иных оснований (в том числе безусловных) для отмены судебного акта не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 26 декабря 2023 года по делу N А84-5780/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
А.М. Архипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5780/2023
Истец: Прокуратура города Севастополя
Третье лицо: Департамент сельского хозяйства и потребительского рынка города Севастополя, Правительство Севастополя