Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1197680-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона устанавливается административная ответственность юридических лиц за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученными заведомо для совершающего вышеуказанные действия лица преступным путем.
В части 3 статьи 1.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) нет необходимости производить замену слов "указанное административное правонарушение направлено", поскольку данная замена уже произведена Федеральным законом от 28 июня 2021 года N 232-ФЗ.
Статья 3.7 Кодекса дополняется новой частью 5, регламентирующей вопросы конфискации. Поскольку проектные нормы изложены в одной части, предполагается, что новые правила действуют лишь в отношении проектной статьи 15.27.3 Кодекса. При этом содержание проектной части 5 представляет собой заимствование статьи 104.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), положения которой основываются на положениях статьи 104.1 УК РФ. Согласно статье 104.1 конфискация имущества отнесена к иным мерах уголовно-правового характера, назначается в обязательном порядке во всех случаях причинения имущественного ущерба либо неправомерного извлечения доходов при совершении определенных преступлений и выражается в принудительном безвозмездном изъятии и обращении в собственность государства денег, ценностей и иного имущества.
В отличие от уголовной конфискации административная конфискация является административным наказанием и применяется только к орудию совершения и предмету административного правонарушения. Таким образом, проектные положения, касающиеся конфискации, не согласуются с концепцией Кодекса.
Проектом предлагается увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма), установив его в части 1 статьи 4.5 Кодекса в три года. При этом не учтено, что в части 1 данной статьи эта отрасль законодательства уже указана в категории, для которой срок давности определен в один год. Также обращаем внимание, что за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии терроризму (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27.1 настоящего Кодекса) срок давности установлен в шесть лет.
Редакция состава административного правонарушения, предусмотренного проектной статьей 15.27.3 Кодекса, нуждается в уточнении, поскольку в диспозиции субъектом административной ответственности указаны физические лица, в санкции - юридические лица. Кроме того состав административного правонарушения, предусмотренный проектной статьей 15.27.3 Кодекса, следует согласовать с примечанием к данной статье, поскольку действия физического лица, являющегося исполнительным органом юридического лица, признаются действиями самого юридического лица (статья 53 Гражданского кодекса Российской Федерации), а действия представителя порождают права и обязанности у представляемого (статья 182 Гражданского кодекса Российской Федерации). Также следует учитывать, что лица, осуществляющие часть функций, указанных в примечаниях к проектной статье, осуществляют должностные лица.
Проект требует юридико-технической доработки, которая будет произведена после принятия проекта федерального закона в первом чтении.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.