Распоряжение Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. N 3333-р
В соответствии с частью 4 1 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" утвердить прилагаемую программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" до 2030 года.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 25 ноября 2021 г. N 3333-р
Программа
развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" до 2030 года
I. Общие положения
В 2018 году федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (далее - университет) завершило реализацию Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Государственный университет - Высшая школа экономики", в отношении которого установлена категория "национальный исследовательский университет", на 2009-2018 годы, в 2020 году завершена реализация Программы развития Государственного университета - Высшей школы экономики на период 2009-2015 годов и до 2020 года и программы повышения конкурентоспособности Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
В результате реализации указанных программ небольшой экономический университет стал крупным многопрофильным университетом, в котором представлен широкий спектр таких областей знания и культуры, как инженерия и естественные науки, социальные и гуманитарные науки, искусство. Университет стал одним из наиболее популярных среди абитуриентов университетов России и уверенно конкурирует с зарубежными образовательными организациями.
Основой дальнейшего развития университета должна стать программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" до 2030 года (далее - программа), основные положения которой одобрены конференцией работников и обучающихся университета. Программа рассмотрена ученым советом университета.
II. Миссия, стратегическая цель и задачи развития университета
Миссия университета основывается на национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации, включающих в себя сохранение населения, здоровья и благополучия людей, обеспечение возможности для самореализации и развития талантов у детей и молодежи, формирование комфортной и безопасной среды для жизни, достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства и цифровой трансформации, которые определены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В соответствии со своей миссией университет стремится вносить максимально возможный вклад в обеспечение:
глобальной конкурентоспособности российского образования, в том числе за счет цифровой трансформации содержания, форм и организации образовательной деятельности, внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, содействия модернизации и улучшению качества профессионального образования в регионах, развития сетевых форм взаимодействия региональных образовательных организаций высшего образования;
опережающего развития и эффективного использования научно-технологического потенциала России в условиях радикальных технологических трансформаций;
достойных позиций России среди стран-лидеров научно-технологического развития;
цифровой трансформации российской экономики, государства и профессионального образования;
поддержания социальной стабильности, повышения продолжительности и качества жизни в условиях социальной и территориальной дифференциации, сокращения неравенства;
возможности самореализации и развития талантов у детей и молодых людей, проявивших выдающиеся способности, в условиях меняющегося мира;
устойчивого глобального позиционирования российских исследований в условиях неустойчивой геополитической ситуации.
Миссия университета основывается и реализуется с учетом положений:
указов Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" и от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
постановлений Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 313 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество", от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", от 29 марта 2019 г. N 377 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Научно-технологическое развитие Российской Федерации";
Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и национальных проектов "Наука и университеты", "Демография", "Здравоохранение", "Экология", "Культура", "Жилье и городская среда".
Стратегической целью университета является его развитие как ведущего научно-образовательного, аналитического, консалтингового и проектного университета, который на равных конкурирует с лучшими университетами мира, является одним из двигателей модернизации национальной системы образования и науки и вносит значительный вклад в инновационное развитие и глобальную конкурентоспособность России.
Достижение указанной цели осуществляется путем решения следующих задач:
задачи в области обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования:
инновационное построение образовательных процессов в целях обеспечения максимального вклада в формирование человеческого капитала страны, подготовку профессиональных кадров для российской экономики;
продвижение национальных интересов России в области образования, освоение и внедрение в России научных результатов и лучших практик через взаимодействие с зарубежными партнерами;
проведение исследований и разработок, аналитической работы в сфере образования на всех его уровнях, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российского образования, в том числе в области цифровых технологий, оценки образовательных результатов, профильного обучения, образовательных инноваций, обеспечения равенства образовательных возможностей;
содействие развитию региональных систем образования, университетов, расположенных на территории различных субъектов Российской Федерации, их научно-педагогических работников;
развитие системы современных интеллектуальных состязаний, направленных на выявление талантливых школьников, молодежи и привлечение их в университет;
обеспечение доступа талантливых обучающихся к образованию мирового уровня независимо от их социального положения;
повышение привлекательности образовательных программ университета для талантливых обучающихся из всех стран мира;
разработка и запуск цифровой платформы дополнительного образования взрослых на принципах образовательного маркетплейса, ориентированной на молодежную аудиторию, имеющую начальный опыт работы. Цифровая платформа должна обеспечивать возможности ассесмента, рекомендаций, оценки навыков и сочетать возможности формального и неформального обучения, персонализации обучения и обучения по запросу, выстраивания системы микростепеней;
задачи в области опережающего развития научно-технологического потенциала России:
проведение исследований и разработок мирового уровня по приоритетным направлениям социально-экономического и научно-технологического развития России, выявление перспективных направлений и инструментов научно-технологического развития страны, отраслей, регионов;
осуществление социального и экономического инжиниринга, участие в прогнозировании, проектировании и поддержке реализации социально-экономической политики;
развитие наукоемкого предпринимательства;
выстраивание партнерств с компаниями - лидерами рынка для обеспечения капитализации результатов интеллектуальной деятельности университета и быстрого трансфера в образование и исследования передовых практик;
задачи в области обеспечения глобального позиционирования России:
наращивание интеллектуального влияния страны на международные процессы;
формирование и развитие научных и проектных коллективов мирового уровня;
обеспечение присутствия российских университетов в лидирующей части (топ-100 и топ-200) мировых предметных и отраслевых рейтингов университетов;
привлечение в экономику России наиболее способных иностранных граждан - выпускников российских образовательных организаций высшего образования, носителей высоких профессиональных и научных квалификаций;
инициирование перспективных глобальных изменений в сфере образования и науки;
укрепление связей с ведущими мировыми университетами и научными центрами, интеллектуальными элитами стран-конкурентов и стран-партнеров;
задачи в области поддержания социальной стабильности:
создание и распространение эффективных механизмов социальной мобильности через образование;
содействие реализации социальной, демографической, культурной и миграционной политики, решение задач развития рынка труда, здравоохранения, снижения уровня бедности, преодоления образовательной и экономической неуспешности;
решение задач развития территорий, в том числе развития городской среды и сельских поселений;
предупреждение и преодоление последствий возникновения экологических проблем;
развитие социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества;
задачи в области цифровой трансформации:
цифровая трансформация университета и поддержка цифровой трансформации системы высшего образования России в целом, переход на качественно новый уровень научных, образовательных и управленческих процессов;
повышение доступности образовательных программ и сервисов университета для разных групп населения через внедрение цифровых и сетевых инструментов;
создание системы интеллектуального анализа больших данных для решения задач долгосрочного прогнозирования, анализа рынков и перспективных компетенций;
развитие системы управленческого консалтинга, которая формирует эффективные механизмы трансформации достижений академической науки через прикладные научные исследования и методические разработки в инструменты и технологии совершенствования системы государственного управления и регулирования отраслевого развития на основе современных цифровых технологий;
разработка цифровых инструментов, позволяющих достичь принципиально новых результатов в первую очередь в образовании, здравоохранении, общественном развитии, социальной и экономической политике;
разработка когнитивных и поведенческих моделей человека;
мониторинг выполнения целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели "Цифровая трансформация", и целевых и дополнительных показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" к 2030 году.
III. Мероприятия программы и этапы их реализации
Достижение цели и решение задач университета осуществляются путем скоординированного выполнения взаимосвязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий программы.
Модернизация образовательной деятельности университета включает следующие мероприятия:
переход к принципиально новой гибкой и открытой модели образования, опирающейся на собственные образовательные стандарты, возможности цифровых технологий и глобальных образовательных, научных и профессиональных ресурсов, в том числе внешних по отношению к университету провайдеров;
развитие проектной работы студентов как одного из основных элементов образовательного процесса, вовлечение студентов в проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, в профессиональные практические проекты, включение все большего числа студентов и аспирантов в исследовательские, профессиональные и образовательные проекты университета, в том числе с оплачиваемой занятостью;
реализация цифровой платформы для выбора и формирования индивидуальной образовательной траектории каждого студента с образовательными модулями из дисциплин, проектов, научно-исследовательских (проектных) семинаров и практик, в том числе внешних по отношению к университету провайдеров;
введение образовательных траекторий в магистратуре (общая траектория, ориентированная как на абитуриентов, желающих углубить знания в ранее освоенной области, так и на абитуриентов, желающих сменить направление подготовки или достроить свои компетенции в другой области, прикладная профессиональная траектория, ориентированная на конкретные сегменты рынка труда и включающая в качестве одного из ключевых компонентов профессиональные практики и прикладные проекты, исследовательская (академическая) траектория в составе аспирантских школ и (или) научных подразделений университета);
увеличение количества базовых кафедр в рамках расширения практико-ориентированной деятельности по ряду направлений;
развитие аспирантуры на основе включения аспирантов в масштабные научно-технологические проекты;
формирование индивидуальных траекторий обучения аспирантов, включающих подготовку исследовательских кадров не только для науки и образования, но и для исследовательских кластеров в корпоративном секторе;
повышение размера финансового обеспечения аспирантов до уровня не ниже средней заработной платы по региону;
поддержка академической мобильности аспирантов;
развитие институциональных партнерств с региональными университетами по подготовке квалифицированных исследовательских кадров;
переход к преподаванию основных и части факультативных учебных предметов по модели смешанного обучения (сочетание цифровых инструментов и традиционных контактных форм) с использованием искусственного интеллекта для генерации и оценки заданий, технологии дополненной и виртуальной реальности, симуляторов, интеллектуальных тренажеров;
предоставление студентам всех образовательных программ возможности для освоения инструментальных социальных и общекультурных компетенций (в том числе в области экономики и права), цифровых компетенций, навыков презентации и коммуникации, а также предпринимательских компетенций;
предоставление все большему числу российских студентов университета возможности академической мобильности в части взаимодействия с ведущими университетами России и мира, в том числе в смешанном и онлайн-формате;
запуск широкого спектра образовательных программ, полностью реализуемых в режиме онлайн (русскоязычных и иноязычных), открытие полностью иноязычных треков в рамках русскоязычных образовательных программ с расширением практики индивидуальных образовательных траекторий для иностранных студентов;
развитие дополнительных образовательных программ, в том числе массовых и специализированных программ дополнительного профессионального образования, как в специализированных подразделениях, так и на всех факультетах с выходом в сегмент высокомаржинальных программ переподготовки и повышения квалификации менеджеров и специалистов-экспертов высшего и среднего звена;
переформатирование системы дополнительного профессионального и бизнес-образования с преодолением имеющейся фрагментации, создание бизнес-школы мирового уровня с международными программными (European Foundation for Management Development Programme Accreditation System и Association of Masters of Business Administration) и институциональными (European Quality Improvement System и Association to Advance Collegiate Schools of Business) аккредитациями и аккредитациями крупных специализированных организаций отраслевой специализации. Для успешного выполнения этой задачи необходимо в том числе сформировать современный кампус бизнес-школы;
развитие портфеля сетевых программ университета, реализуемых совместно с российскими и зарубежными университетами и предусматривающих ответственность образовательной организации за качество образования и получаемые компетенции в таких формах, как программа 2 дипломов, программа специализации (обязательного набора тематически связанных учебных курсов), подтвержденная сертификатом университета, в составе основной образовательной программы университета-партнера, программа смешанного обучения, подтвержденная сертификатом университета, на основе массового открытого онлайн-курса университета;
производство и обновление массовых открытых онлайн-курсов и специализаций университета на национальных и глобальных платформах онлайн-образования на базе всех основных (обязательных) предметов образовательных программ образовательной организации, специально разработанных для основных предметов образовательных программ высшего образования;
поддержание высокого качества приема абитуриентов, поступающих как на места, финансируемые за счет бюджетных средств, так и по договорам об оказании платных образовательных услуг, со средним баллом единого государственного экзамена не ниже 90 баллов (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета) и 80 баллов (за счет средств физических и (или) юридических лиц) в г. Москве и не ниже соответственно 87 баллов и 77 баллов - в филиалах;
создание онлайн-платформы, позволяющей реализовать гибкие подходы к отбору и привлечению абитуриентов, с использованием которой будут разрабатываться и проводиться интеллектуальные состязания нового типа, направленные на выявление и развитие как академических знаний, так и практических социально-психологических навыков, проектного мышления, навыков коллективной работы;
расширение линейки интеллектуальных состязаний для студентов, в том числе в целях отбора абитуриентов магистратуры, организация интеллектуальных состязаний для студентов по широкому спектру направлений, представленных в университете (кейс-чемпионаты, хакатоны, деловые игры, моделирование судебных процессов и др.), систематическое участие студентов в значимых интеллектуальных состязаниях международного уровня.
В целях расширения масштабов внедрения и повышения уровня проектного обучения будут обеспечены:
актуализация базовых и рабочих учебных планов, способствующих применению проектного подхода к реализации основных образовательных программ;
формирование системы стимулов к руководству студенческими проектами для преподавателей и научных сотрудников университета, включая предоставление лучшим из них надбавок к заработной плате и снижение учебной нагрузки, запуск практико-ориентированного обучения руководителей студенческих проектов;
запуск практики проведения проектных сессий с ведущими компаниями и социально ориентированными некоммерческими организациями, исследовательскими центрами, направленных на формирование портфеля исследовательских и прикладных проектов, реализуемых с привлечением студентов;
достижение кратного роста количества создаваемых проектно-учебных групп и проектно-учебных лабораторий, способствующих вовлечению студентов в профессиональную проектную деятельность;
создание проектных офисов, обеспечивающих методическую поддержку организации проектного обучения, разработку и внедрение системы контроля его качества, на всех факультетах и в отдельных крупных научных структурных подразделениях университета.
Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности включает следующие мероприятия:
формирование комплексных междисциплинарных научно-технологических программ, отвечающих на возникающие вызовы;
создание системы баз социально-экономических данных (в рамках Единого архива экономических и социологических данных Государственного университета - Высшей школы экономики) по модели "мегасайенс" и инструментов управления их оборотом с использованием технологий блокчейн;
расширение кадровой базы исследований и разработок университета за счет раннего вовлечения в проекты наиболее талантливых студентов, широкого привлечения постдоков и стажеров, формирования "зеркальных" лабораторий в российских региональных университетах;
формирование модели организации исследований на факультетах, основанных на поддержке коллективных (широких) научных проектов и проектных групп (центров, лабораторий), с делегированием части ресурсов структурным подразделениям факультетов и с предоставлением самостоятельности в принятии решения о поддержке коллективных научных проектов;
валоризация знаний, распространение научных результатов в целях повышения качества жизни населения и конкурентоспособности российской экономики, прогнозирование и оценка эффектов реализации мер социально-экономической политики;
инициирование создания технологических консорциумов, расширение участия в деятельности инновационных территориальных кластеров и технологических платформ.
К приоритетным направлениям для формирования комплексных междисциплинарных научно-технологических программ, отвечающим на возникающие вызовы, относятся:
развитие личности и человеческий капитал;
сокращение неравенства;
управление социальным развитием и повышение качества жизни;
экономический рост и политика экономического развития;
научно-технологическое развитие и цифровая трансформация экономики и общества;
повышение эффективности бизнеса и государственного управления;
обеспечение безопасности человека, общества и государства;
измерения и анализ в социально-экономических науках;
урбанистика и транспортная политика;
нейронауки и высокотехнологичное здравоохранение;
инжиниринг интернета вещей и киберфизических систем;
большие данные и прикладной искусственный интеллект;
машинное обучение как основа прикладного искусственного интеллекта и др.
По мере реализации программы и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", перечень указанных приоритетных направлений может актуализироваться. Важным инструментом их реализации в рамках комплексных междисциплинарных научно-технологических программ станут "большие проекты" - масштабные исследования и разработки, которые на межпредметной основе позволят эффективно решать социально-экономические и технологические задачи. Ключевой характеристикой таких программ и "больших проектов" будет являться их ориентация на решение внешних задач в интересах государства, бизнеса или общества в целом (создание общественного блага).
Кроме того, к указанным приоритетным направлениям относятся:
в сфере естественно-научных, технологических и когнитивных исследований - формирование кластеров высокотехнологичного оборудования и высокоскоростной обработки больших массивов данных, создание собственной современной приборной базы наряду с использованием оборудования партнеров - федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук" и центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок;
в сфере социально-экономических и гуманитарных наук - приоритетная поддержка международных сопоставительных проектов с опорой на эмпирические исследования, мониторинговых исследований (в том числе лонгитюдных), экспедиций, специализированных статистических и социологических обследований, обеспечивающих доказательную базу для информационно-аналитической и экспертной поддержки формирования доказательной социально-экономической, научно-технологической, инновационной и культурной политики.
Продвижение университета в глобальном пространстве включает следующие мероприятия:
качественная трансформация международного соревновательного (в том числе олимпиадного) движения в целях привлечения наиболее талантливых абитуриентов;
создание на глобальных образовательных платформах специализаций для продвижения образовательных программ и научных школ университета на международном рынке образовательных услуг;
создание информационных офисов и ресурсных центров в ключевых странах-партнерах;
создание новых форматов проведения международных конференций и форумов;
продвижение международного бренда университета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Развитие кадрового потенциала университета включает следующие мероприятия:
построение дифференцированной и гибкой системы профессиональных траекторий научно-педагогических работников (академическая, практико-ориентированная и образовательно-методическая траектории) с особыми механизмами отбора, стимулирования и оценивания;
обеспечение базового стандарта профессиональных компетенций для всех сотрудников (цифровые и социальные навыки, знание английского языка, навыки использования информационных и библиотечных систем, межкультурной коммуникации и др.);
введение системы непрерывного профессионального развития сотрудников на основе индивидуальных планов;
повышение профессиональных требований при стабилизации контрактных условий для ведущих специалистов и увеличении средних сроков трудовых договоров и продолжительности выплаты надбавок, предусмотренных локальными нормативными актами университета;
создание условий для привлечения молодых сотрудников (специальные штатные единицы, реализация программ привлечения и интеграции международных и российских постдоков);
обеспечение продуктивного завершения профессиональной деятельности для заслуженных сотрудников;
развитие административного и вспомогательного персонала, стимулирование сотрудников к повышению эффективности работы университета;
повышение социальной ответственности университета как работодателя и улучшение социального обеспечения работников.
Развитие цифрового университета включает следующие мероприятия:
развитие предоставления цифровых сервисов для определенной группы функциональных заказчиков и заинтересованных сторон;
формирование методологии цифровой трансформации и модели "цифровой университет";
внедрение цифровых сквозных технологий в образовательную, научную и административно-управленческую деятельность университета;
развитие цифровых сервисов для всех целевых аудиторий пользователей - абитуриентов, студентов, выпускников, научно-педагогических работников, административно-управленческого персонала, партнеров и гостей университета;
развитие современной цифровой инфраструктуры университета, модернизация в части серверного, коммутационного, мультимедийного и терминального оборудования, развитие суперкомпьютерного центра;
обеспечение информационной безопасности деятельности университета, сохранности электронных документов и данных, в том числе персональных данных;
формирование новых возможностей для всех заинтересованных сторон с помощью использования передовых цифровых технологий, инструментов, аналитики на основе больших данных в качестве базы для принятия решений и развития в парадигме университета, управляемого на основе данных (Data Driven University);
повышение доступности образовательных программ и сервисов университета через цифровые технологии и онлайн-инструменты, включая удаленный доступ, в том числе за пределами университета.
Мониторинг достижения национальной цели "Цифровая трансформация" и показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" осуществляется университетом как организацией, ответственной за соответствующий результат федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Вклад университета в развитие системы образования России, взаимодействие университета и общества включает следующие мероприятия:
содействие развитию кадрового потенциала образовательных организаций высшего образования, в том числе через организацию онлайн-семинаров и конференций, совместных научных и методических коллективов на базе использования сетевых ресурсов университета, проведение стажировок и программ повышения квалификации преподавателей, исследователей и администраторов, реализацию программы российских постдоков;
развитие сетевой формы реализации образовательных программ, позволяющей студентам университетов-партнеров изучать онлайн-курсы университета;
реализация программы поддержки публикационной активности авторов из университетов-партнеров путем отбора и доведения до публикации в соответствии с международными стандартами перспективных научных статей в журналах университета;
поддержка развития общего образования в регионах России путем осуществления аналитики и исследований, расширения и методической поддержки сети базовых школ, подготовки управленческих и педагогических кадров, разработки содержания и методов обучения и рекомендаций по развитию школ, работающих в сложных социальных условиях;
создание национального центра учебных кейсов на материалах российских компаний и поддержка развития современного управленческого образования в российских университетах;
предоставление открытого доступа к результатам исследований университета для российских и зарубежных исследователей, преподавателей и студентов, популяризация основных научных результатов;
создание методического центра по современным подходам оценки образовательных результатов с возможностями удаленной автоматической проверки заданий и предоставления автоматической обратной связи для разных групп пользователей (учащиеся, учителя, администраторы и др.);
развитие социального волонтерства студентов;
социальная поддержка студентов, включая их трудоустройство в университете, поддержку их физического и ментального здоровья, развитие их психологической устойчивости и осознанности;
развитие исследовательской и экспертной работы в интересах гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Перми и г. Нижнего Новгорода по вопросам градостроительной политики, экономики, социальной сферы, инновационного развития, экологии, энергетики, транспорта, электронных сервисов и развития технологий "умный город";
расширение просветительских и культурных мероприятий в рамках проекта "Университет, открытый городу";
развитие программы студенческих экспедиций "Открываем Россию заново", расширение взаимодействия с регионами, партнерскими университетами и организациями.
Развитие системы управленческого консалтинга включает следующие мероприятия:
формирование кадровой и методологической основы центров компетенций;
создание центра компетенций по цифровой трансформации государственного управления и регулирования отраслевого развития в Российской Федерации;
формирование методологии проектного управления при реализации цифровой трансформации системы государственного управления и регулирования отраслевого развития, а также отраслевых моделей цифровой трансформации (включающих в том числе продуктовую, процессную модели, модель данных, типовые принципы цифровой трансформации, методологию мониторинга цифровизации отрасли, технологическую дорожную карту);
разработка цифрового экспертно-аналитического инструментария для мониторинга и анализа результатов цифровой трансформации отраслей экономики и государственного управления, построенного на принципах управления на основе данных;
формирование методологии построения цифровой инфраструктуры и базы знаний архитектурных решений, применяемых при цифровизации отраслей экономики и государственного управления;
формирование базы знаний и базы лучших практик цифровизации отраслей экономики и государственного управления.
Развитие материально-технической базы и социальной инфраструктуры включает следующие мероприятия:
реализация комплекса мер по доведению обеспеченности университета имущественной инфраструктурой (учебно-лабораторными площадями и общежитиями) до уровня не ниже среднеотраслевого;
формирование в университете современных научных, образовательных и рекреационных пространств, стимулирующих научную и образовательную коммуникацию, проектную работу студентов;
внедрение единого стандарта управленческих, информационных и инфраструктурных сервисов, обеспечивающих конкурентоспособность университета на международном уровне, и дизайн-проекта кампуса, предполагающего общий дизайн среды и информационных ресурсов;
построение системы обеспечения проживания иностранных и иногородних студентов, учитывающей их возможности и предпочтения и основанной на организованном доступе к объектам размещения различных типов и различных форм собственности с требуемыми характеристиками.
Реализацию мероприятий программы предполагается осуществить в 2 этапа:
1-й этап - 2021-2024 годы;
2-й этап - 2025-2030 годы.
План реализации мероприятий программы приведен в приложении N 1.
Объемы финансового обеспечения мероприятий программы приведены в приложении N 2.
Целевые показатели (индикаторы) программы приведены в приложении N 3.
Справка о включении деятельности, направленной на достижение национальных целей развития Российской Федерации, в программу приведена в приложении N 4.
IV. Ожидаемые результаты реализации программы
Модернизация образовательной деятельности университета предполагает достижение следующих результатов:
численность студентов очной формы обучения университета в г. Москве будет ограничена до 37 тыс. студентов (из них до 7 тыс. - иностранные студенты), численность студентов в региональных кампусах составит совокупно 15-20 тыс. студентов (из них до 3 тыс. - иностранные студенты);
к 2030 году сетевые проекты университета совместно с университетами, расположенными на территории различных субъектов Российской Федерации, распространят передовые образовательные стандарты университета на 50 тыс. российских студентов за счет обучения в онлайн- и смешанном форматах;
к 2024 году планируется создать онлайн-курсы для дисциплин, составляющих инвариантную основу подготовки студентов по образовательным программам в области экономики, менеджмента и компьютерных наук, с пополнением набора курсами по обучению сквозным компетенциям (цифровая грамотность, предпринимательская культура и др.);
к 2030 году количество слушателей онлайн-курсов университета планируется увеличить до 5 млн человек в год, а количество слушателей, получивших сертификаты по итогам обучения, - до 300 тыс. человек в год;
к 2030 году возрастет не менее чем до 20 процентов доля дохода от реализации дополнительных образовательных программ во внебюджетных доходах университета, в том числе за счет переориентации на корпоративные программы;
университет сформирует единое открытое образовательное пространство, доступное для всех потенциальных целевых аудиторий, внедрит инструменты, гарантирующие качество открытого образования.
Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности предполагает достижение следующих результатов:
к 2024 году расходы на исследования в области математики, компьютерных, технических и естественных наук составят до 20 - 25 процентов бюджета университета, предусмотренного на научную деятельность, а в 2030 году - до 30-35 процентов (включая междисциплинарные проекты);
одной из ключевых организационных форм развития фундаментальных научных исследований в университете будут международные лаборатории, реализующие научные исследования под руководством ведущих ученых мирового уровня с высоким уровнем вовлеченности в научные исследования молодых сотрудников. Международные лаборатории являются стартовой площадкой в науке для аспирантов и студентов университета, прием которых в лаборатории осуществляется на конкурсной основе;
к 2024 году планируется до 20 процентов, а к 2030 году - до 40 процентов средств, направляемых университетом на развитие фундаментальных и поисковых научных исследований, интегрировать в комплексные научно-технологические программы;
к 2024 году планируется в 2 раза увеличить количество проектов, реализуемых преимущественно молодыми учеными;
к 2024 году планируется провести не менее 10 опережающих исследований в области цифровой трансформации и применения сквозных цифровых технологий в отраслях экономики, разработать и внедрить цифровой экспертно-аналитический инструментарий для мониторинга и анализа результатов цифровой трансформации;
к 2024 году планируется провести более 50 прикладных научных исследований и подготовить более 150 аналитических докладов, а к 2030 году - провести более 60 прикладных научных исследований и подготовить более 200 аналитических докладов в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) университета.
В целях развития системы коммерциализации технологий и поддержки инновационной деятельности будут обеспечены создание и развитие:
системы мониторинга перспективных потребностей в развивающихся технологических областях;
механизмов поддержки исследовательских и проектных групп, занимающихся прикладными научными исследованиями, проектированием новых продуктов, их тестированием и быстрым пилотированием;
механизмов привлечения грантового, проектного и венчурного финансирования;
объектов инновационной инфраструктуры, в том числе специализированных инжиниринговых центров, стартап-студий, новых акселерационных программ бизнес-инкубатора университета;
общеуниверситетской системы развития предпринимательской культуры и компетенций, практики инновационной деятельности у обучающихся и сотрудников университета.
Количество выданных патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, и свидетельств о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин и баз данных в год (в том числе не менее 10 процентов патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы) к 2024 году достигнет 60, а к 2030 году - 100 единиц. Планируемый объем сделок по распоряжению исключительным правом, принадлежащим университету (в том числе при совместном правообладании), на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, программы для электронных вычислительных машин, базы данных в год (в том числе при совместном правообладании) составит 15 млн рублей к 2024 году и 150 млн рублей к 2030 году.
Планируемые доходы университета от научной деятельности по отношению к показателям 2020 года к 2024 году возрастут в 1,6 раза и затем дополнительно в 1,5 раза - к 2030 году (с учетом размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на выполнение научных исследований).
Продвижение университета в глобальном пространстве предполагает достижение следующих результатов:
вхождение университета по ряду научных направлений в топ-100 мировых отраслевых и предметных рейтингов - Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education World University Rankings, Academic Ranking of World Universities: "Социальные науки и менеджмент", "Социология", "Политика и международные отношения", "Экономика и эконометрика", "Бизнес и экономика", "Математика". Университет имеет потенциал вхождения в топ-100 мировых рейтингов еще по 22 предметам и отраслям, занимая в настоящее время позиции 101 - 200;
привлечение университетом через систему международных олимпиад наиболее талантливых абитуриентов из более чем 140 стран мира. Развитие этой системы предполагает перевод все большего количества состязаний в онлайн-формат (более 50 процентов в 2030 году) с одновременным расширением базы зарубежных партнеров. К 2030 году все направления олимпиад планируется проводить на русском и английском языках. Численность иностранных студентов вырастет в 2030 году до 7 тыс. человек в московском кампусе и до 10 тыс. человек во всем университете;
доведение количества онлайн-курсов и численности слушателей в России и за ее пределами до 75 процентов для англоязычной аудитории и создание совместных новых специализаций с ведущими мировыми университетами;
продвижение университета посредством дальнейшего развития онлайн-инструментов (тематические порталы, в том числе виртуальные зарубежные офисы, социальные сети, онлайн-маркетинг и др.) и офлайн-присутствия в ключевых странах (информационные офисы, представительства, ресурсные центры) к 2030 году составит не менее 10 млн просмотров профиля университета и программ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
значительное увеличение присутствия в различных регионах мира путем расширенного взаимодействия и реализации совместных проектов с международными организациями и ассоциациями, что позволит университету стать площадкой престижных научных и экспертных мероприятий мирового уровня, в том числе в рамках ежегодно проводимой Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. При этом особое внимание будет уделено "большим глобальным вызовам";
включение ведущих ученых зарубежных стран в члены редакционных коллегий, советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, ученых и экспертных советов подразделений, в то время как все большее количество ученых университета войдут в редакционные коллегии иностранных журналов, экспертные советы международных организаций и организационные комитеты престижных форумов мирового уровня.
Развитие кадрового потенциала университета предполагает достижение следующих результатов:
завершение институционализации 3 профессиональных траекторий (академическая, практико-ориентированная и образовательно-методическая) с предоставлением научно-педагогическим работникам дифференцированных возможностей для профессиональной карьеры;
обеспечение каждому сотруднику возможности для ежегодного прохождения повышения квалификации с использованием гибких модульных систем, онлайн-программ и программ в формате смешанного обучения;
увеличение доли научно-педагогических сотрудников, публикующихся в ведущих международных журналах, с 25 процентов до 40 процентов к 2024 году и до 60 процентов к 2030 году, а также доли специалистов международного уровня, включая наем по процедурам международного рекрутинга, с 5 процентов до 10 процентов к 2024 году и до 15 процентов к 2030 году;
обеспечение стабилизации контрактных условий для ведущих специалистов - базовый срок трудового контракта увеличится с 1-3 лет до 3-5 лет к 2024 году и до 5 лет к 2030 году;
повышение эффективности административных и вспомогательных процессов прежде всего за счет их цифровизации, что позволит избежать роста доли работников административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала в общей численности штатного персонала университета при сохранении их абсолютной численности. При этом средний уровень зарплаты административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала превысит медиану рынка по сопоставимым позициям. Увеличение доли научно-педагогических работников, удовлетворенных качеством административных сервисов, составит до 85 процентов к 2030 году;
обеспечение конкурентоспособного вознаграждения для научно-педагогических работников с учетом роста доли конкурентоспособных на международном рынке специалистов (в 2024 году - 260 процентов и в 2030 году - 310 процентов среднего регионального уровня заработной платы) и обеспечение сотрудников социальным пакетом с учетом лучших практик ведущих университетов и мировых научных центров.
Развитие цифрового университета предполагает достижение следующих результатов:
завершение к 2024 году цифровой трансформации университета, в том числе:
завершение формирования современной цифровой образовательной среды, включающей инновационную цифровую образовательную платформу, обеспечивающую в том числе сервисы маркетплейса образовательных услуг, управление цифровой индивидуальной образовательной траекторией, цифровое портфолио обучающихся, инструменты тестирования и диагностики, сервисы управления образовательным контентом и коммуникациями, организацию сетевого взаимодействия между университетами;
внедрение интеллектуальной системы управления, обеспечивающей деятельность университета;
завершение формирования инфраструктуры поддержки тиражируемых решений массовых цифровых ресурсов и проведение их адаптации в целях снижения трудоемкости содержательной разработки;
реализация мероприятия по обеспечению высокой загрузки суперкомпьютерного комплекса университета с непрерывным увеличением численности пользователей и подразделений, выполняющих научную, проектную и учебную работу с использованием суперкомпьютера;
проведение планового расширения и обновления суперкомпьютерных мощностей 1 раз в 3 года для сохранения лидерства в области высокопроизводительных вычислений и искусственного интеллекта в интересах социально-экономических и научно-технологических исследований;
обеспечение масштабной модернизации цифровой инфраструктуры университета, реинжиниринга службы технической поддержки пользователей, оптимизации управления IT-ресурсами, развития цифровых каналов взаимодействия и обратной связи;
обеспечение развития различных цифровых сервисов для всех заинтересованных сторон (для студентов, абитуриентов, преподавателей, научного, управленческого и административного персонала, выпускников, гостей университета), которые будут доступны в цифровом маркетплейсе университета с любых пользовательских устройств в любое время независимо от местоположения пользователей. Большинство сервисов адаптированы для работы на мобильных устройствах. В рамках цифровых сервисов акцент сделан на жизненные ситуации, с которыми сталкиваются абитуриенты, студенты, сотрудники и другие пользователи IT-ресурсов университета;
реализация к 2030 году 2-й очереди создания передового цифрового университета по всем направлениям деятельности и обеспечение применения сквозных цифровых технологий.
Мониторинг цифровой трансформации экономики и социальной сферы предусматривает разработку методик расчета показателей, характеризующих "цифровую зрелость" не менее 10 отраслей экономики и социальной сферы, а также показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и входящих в нее федеральных проектов, информационное и экспертно-аналитическое сопровождение расчета значений указанных показателей и подготовку аналитических материалов.
Развитие материально-технической базы и социальной инфраструктуры университета предполагает достижение следующих результатов:
завершение формирования среды университета мирового класса с такими основными характеристиками, как распределенный кампус с современным инфраструктурным оснащением каждого кластера, конкурентоспособная социальная инфраструктура, развитая интернациональная среда;
обеспечение возможности полноправного участия в жизни образовательной организации иностранных сотрудников и студентов, включая участие в органах самоуправления, расширение набора внеучебных студенческих активностей в интернациональных группах и практики кураторства иностранных студентов со стороны российских студентов, обеспечение предоставления всех сервисов и информационных каналов на нескольких языках;
создание на территории университетских кампусов многофункциональных пространств общего доступа, обеспеченных инфраструктурой, необходимой для ведения проектных форм работы, условий для проведения мероприятий и организации работы и обучения в иных кампусах университета по модели "временных рабочих мест", обеспечение к 2024 году 60 процентов научно-педагогических работников рабочими местами кабинетного типа для индивидуальной и групповой работы со студентами и аспирантами, к 2030 году - 90 процентов;
внедрение общеуниверситетского стандарта предоставления сервисов для студентов, аспирантов, слушателей, научно-педагогических работников и сотрудников. К 2024 году половина, а к 2030 году - не менее 75 процентов учебно-лабораторных комплексов будут обеспечены всеми сервисами в соответствии с единым стандартом;
увеличение к 2024 году доли учебно-лабораторных зданий (комплексов), которые обеспечены набором пространств для реализации интеллектуального и творческого потенциала работников и студентов (коворкинги для студентов и сотрудников, тренажерные и иные спортивные залы, профессорские и студенческие клубы и др.), до 50 процентов и до 75 процентов к 2030 году;
обеспечение существенного повышения внутренней эффективности за счет внедрения цифровых технологий и увеличения доли новых продуктов в образовании и научных разработках. Показатель доходов университета в расчете на единицу штатного персонала возрастет с 3,2 млн рублей в 2020 году до 4 млн рублей в 2024 году и 5 млн рублей в 2030 году.
V. Риски реализации программы
Программа подготовлена исходя из базового сценария социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации в рамках прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Ключевыми рисками в этом случае являются существенное снижение платежеспособного спроса и низкая динамика доходов населения.
Полноценная реализация мероприятий и достижение результатов программы зависят от участия университета в программах поддержки российских университетов (например, программа стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"), а также от получения им целевых ресурсов в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и национального проекта "Наука и университеты". Достигнутые позиции и динамика развития университета позволяют рассчитывать на успешное участие в соответствующих конкурсах.
Обеспечение конкурентоспособности университета на мировом уровне также существенным образом обусловлено наличием соответствующей инфраструктуры, что предполагает решение задач по сокращению дефицита учебно-лабораторных площадей и общежитий и их современному оснащению. Университет планирует использовать возможности внутренней оптимизации помещений учебно-лабораторных комплексов, для чего уже сейчас создается система учета и аудита эффективности использования пространства кампусов.
В рамках новой модели организации проживания студентов будут по возможности использованы и механизмы государственно-частного партнерства.
Необходимым условием реализации программы является достаточное ресурсное обеспечение мероприятий по цифровизации деятельности университета и по развитию цифровой инфраструктуры. Предложенные мероприятия в сфере цифровизации деятельности и инфраструктуры являются основой успешной реализации большинства мероприятий в других сферах программы.
VI. Финансовое и имущественное обеспечение программы
Финансовое обеспечение программы осуществляется за счет всех видов доходов университета в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемым ежегодно в установленном порядке. Рост доходов университета относительно уровня 2020 года в целом составит 133 процента к 2024 году и 180 процентов в 2030 году (без учета государственных капитальных вложений), в том числе рост внебюджетных доходов составит 155 процентов к 2024 году и 217 процентов в 2030 году.
Общая динамика внебюджетных доходов будет опережать рост объемов бюджетного финансирования (доля внебюджетных доходов в совокупных доходах университета в 2020 году составила 49 процентов, в 2024 году составит не менее 57 процентов и не менее 59 процентов к 2030 году).
Основной рост внебюджетных доходов будет достигнут как за счет расширения позиций университета на традиционных рынках, так и за счет освоения новых рынков и видов продуктов.
Более чем в 2 раза возрастет размер средств, ежегодно получаемых университетом от доходов Фонда целевого капитала Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
На реализацию проектной части программы (проектов развития) университет направит не менее четверти совокупных доходов (без учета целевых субсидий) (доля совокупных доходов (без учета целевых субсидий), направленных на реализацию проектной части программы, составит не менее 25 процентов ежегодно, с 2021 по 2030 годы).
Ключевыми направлениями проектных расходов являются расширение спектра и объема научных исследований, развитие кадрового потенциала, модернизация образовательной модели, цифровая трансформация и развитие инфраструктуры. Структура, размеры и источники покрытия расходов по реализации программы определятся при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий период. Объемы финансового обеспечения мероприятий программы предусмотрены приложением N 2 к программе.
Программа включает мероприятия по модернизации цифровой инфраструктуры университета, объемы финансового обеспечения которых подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Реализация мероприятий по развитию имущественного комплекса университета, предусмотренных программой, предполагает доведение к 2024 году показателей обеспеченности университета учебно-лабораторными площадями до среднеотраслевого значения (15 кв. метров в расчете на одного студента) и общежитиями (до 50 процентов студентов обеспечены местами в общежитиях). Университет предусматривает ежегодное софинансирование этих мероприятий программы за счет собственных средств в размере, доступном для расходов на эти цели без ущерба для основной деятельности (до 2 процентов доходов от приносящей доход деятельности).
VII. Критерий оценки эффективности реализации программы
Критерием оценки эффективности реализации программы является достижение основных результатов плана реализации программы, предусмотренного приложением N 1 к программе (далее - план), а также целевых показателей (индикаторов) программы.
Оценка эффективности программы осуществляется ежегодно путем представления учредителю отчета о реализации программы (не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным годом) с выделением в нем раздела "Анализ эффективности программы развития". В указанном разделе отчета приводятся:
анализ выполнения мероприятий плана, включая анализ актуальности мероприятий, в том числе в части вклада университета в достижение национальных целей развития и реализацию приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации;
анализ достижения предусмотренных приложением N 3 к программе целевых показателей (индикаторов) программы (по годам ее реализации), а также сведения о результатах достижения плановых значений показателей (индикаторов) программы, включая анализ отклонений (при их наличии) с указанием причин их возникновения и мер, способствующих достижению плановых значений показателей (индикаторов) программы;
анализ использования ресурсов, предусмотренных в целях реализации программы в соответствии с разделом VI программы.
В отчете также отражаются предложения по включению в программу новых мероприятий в соответствии с национальными целями развития и приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации, а также предложения по корректировке неактуальных мероприятий программы.
Текущий мониторинг эффективности реализации программы осуществляется на основании "дорожной карты" реализации программы, разрабатываемой университетом самостоятельно и предусматривающей детализацию плана.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежегодно на основании отчета о реализации программы в соответствии с интегральным показателем эффективности (I), рассчитываемым по формуле:
,
где:
M - оценка эффективности выполнения плана;
P - оценка эффективности достижения целевых показателей (индикаторов) программы;
R - оценка эффективности использования ресурсов, предусмотренных в целях реализации программы.
При этом достижение значения интегрального показателя эффективности (I):
более 75 процентов соответствует критерию высокой оценки эффективности реализации программы;
от 50 процентов до 75 процентов соответствует критерию оценки эффективной реализации программы;
менее 50 процентов свидетельствует о том, что программа нуждается в корректировке.
Оценка эффективности выполнения плана (M) рассчитывается по формуле:
,
где - оценка эффективности выполнения мероприятий i-го раздела плана.
Оценка эффективности выполнения мероприятий i-го раздела плана рассчитывается по формуле:
,
где:
i - номер раздела плана;
j - номер мероприятия i-го раздела плана;
- значение показателя, равное:
1 - если j-е мероприятие i-го раздела плана реализовано в соответствии с планом;
0,5 - если j-е мероприятие i-го раздела плана реализуется в соответствии с планом;
0,25 - если j-е мероприятие i-го раздела плана реализуется с отклонением от плана;
0 - если j-е мероприятие i-го раздела плана не реализуется в соответствии с планом.
Оценка эффективности достижения целевых показателей программы (P) рассчитывается по формуле:
,
где - оценка эффективности достижения целевых показателей (индикаторов), предусмотренных i-м разделом приложения N 3 к программе.
Оценка эффективности достижения целевых показателей (индикаторов), предусмотренных i-м разделом приложения N 3 к программе , рассчитывается по формуле:
,
где:
i - номер раздела плана;
j - номер мероприятия i-го раздела плана;
- значение показателя, равное:
1 - если j-й показатель i-го раздела, предусмотренного приложением N 3 к программе, достигнут в соответствии с плановым значением;
0,75 - если j-й показатель i-го раздела, предусмотренного приложением N 3 к программе, отклонился от планового значения не более чем на 10 процентов;
0,5 - если j-й показатель i-го раздела, предусмотренного приложением N 3 к программе, отклонился от планового значения не более чем на 25 процентов;
0,25 - если j-й показатель i-го раздела, предусмотренного приложением N 3 к программе, отклонился от планового значения не более чем на 50 процентов;
0 - если j-й показатель i-го раздела, предусмотренного приложением N 3 к программе, отклонился от планового значения более чем на 50 процентов.
Оценка эффективности использования ресурсов, направленных на реализацию программы (R), рассчитывается по формуле:
,
где:
- оценка эффективности выполнения показателя "доля внебюджетных доходов в совокупных доходах университета";
- оценка эффективности выполнения показателя "доля совокупных доходов университета (без учета целевых субсидий), направленных на реализацию проектной части программы" в соответствии с разделом VI программы;
, - значения показателей, каждый из которых равен:
1 - если показатель достигнут в соответствии с плановым значением;
0,75 - если показатель отклонился от планового значения не более чем на 10 процентов;
0,5 - если показатель отклонился от планового значения не более чем на 25 процентов;
0,25 - если показатель отклонился от планового значения не более чем на 50 процентов;
0 - если показатель отклонился от планового значения более чем на 50 процентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
образования "Национальный
исследовательский университет
"Высшая школа экономики" до 2030 года
План
реализации мероприятий программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" до 2030 года
Наименование мероприятия |
Основной результат |
Срок реализации |
V. Университет-центр компетенций по мониторингу цифровой трансформации экономики и социальной сферы
| |||
27. |
Мониторинг выполнения целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели "Цифровая трансформация", и целевых и дополнительных показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" к 2030 году. |
разработаны методики расчета показателей, характеризующих "цифровую зрелость" не менее 10 отраслей экономики и социальной сферы, а также показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и входящих в нее федеральных проектов, обеспечены информационное и экспертно-аналитическое сопровождение расчета значений указанных показателей, подготовка аналитических материалов |
2021-2024 годы |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
образования "Национальный
исследовательский университет
"Высшая школа экономики" до 2030 года
Объемы
финансового обеспечения мероприятий программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" до 2030 года
(млн рублей)
Источники средств* |
2021-2030 годы - всего |
В том числе |
|||||||||
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
2029 год |
2030 год |
I. Модернизация образовательной деятельности
| |||||||||||
Субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) |
4809 |
383 |
437 |
446 |
450 |
454 |
479 |
503 |
528 |
552 |
577 |
Приносящая доход деятельность (включая субсидии, получаемые на конкурсной основе) |
22616 |
1671 |
1630 |
1867 |
2111 |
2252 |
2374 |
2495 |
2617 |
2739 |
2860 |
II. Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности
| |||||||||||
Субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на научные исследования |
26621 |
1952 |
2350 |
2400 |
2400 |
2573 |
2712 |
2850 |
2989 |
3128 |
3267 |
Приносящая доход деятельность (включая субсидии, получаемые на конкурсной основе) |
26725 |
2028 |
1656 |
2283 |
2562 |
2672 |
2816 |
2961 |
3105 |
3249 |
3393 |
III. Продвижение университета в глобальном пространстве
| |||||||||||
Субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание образовательных услуг |
35 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Приносящая доход деятельность (включая субсидии, получаемые на конкурсной основе) |
1874 |
140 |
141 |
158 |
175 |
185 |
195 |
205 |
215 |
225 |
235 |
IV. Развитие кадрового потенциала университета
| |||||||||||
Субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание образовательных услуг |
20908 |
1667 |
1868 |
1925 |
1977 |
1978 |
2085 |
2192 |
2299 |
2405 |
2512 |
Субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на научные исследования |
2549 |
185 |
227 |
232 |
232 |
246 |
259 |
272 |
285 |
299 |
312 |
Приносящая доход деятельность (включая субсидии, получаемые на конкурсной основе) |
11447 |
761 |
535 |
788 |
1050 |
1221 |
1287 |
1353 |
1418 |
1484 |
1550 |
V. Цифровой университет**
| |||||||||||
Субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание образовательных услуг |
9216 |
748 |
760 |
824 |
840 |
888 |
936 |
983 |
1031 |
1079 |
1127 |
Приносящая доход деятельность (включая субсидии, получаемые на конкурсной основе) |
7345 |
1049 |
647 |
751 |
503 |
605 |
760 |
717 |
769 |
771 |
773 |
VI. Вклад университета в развитие системы образования Российской Федерации, взаимодействие университета и общества
| |||||||||||
Субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание образовательных услуг |
2900 |
233 |
254 |
266 |
271 |
276 |
290 |
305 |
320 |
335 |
350 |
Приносящая доход деятельность (включая субсидии, получаемые на конкурсной основе) |
5047 |
362 |
344 |
405 |
471 |
509 |
536 |
564 |
591 |
619 |
646 |
VII. Развитие материально-технической базы и социальной инфраструктуры
| |||||||||||
Субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание образовательных услуг |
1061 |
152 |
155 |
76 |
83 |
87 |
92 |
97 |
102 |
106 |
111 |
Субсидии из федерального бюджета на капитальный ремонт объектов федерального имущества |
9566 |
897 |
897 |
897 |
897 |
996 |
996 |
996 |
996 |
996 |
996 |
Субсидии из федерального бюджета на капитальные вложения в строительство и реконструкцию |
2974 |
1424 |
890 |
660 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Приносящая доход деятельность (включая субсидии, получаемые на конкурсной основе) |
15292 |
1882 |
47 |
563 |
538 |
1682 |
1827 |
1971 |
2116 |
2261 |
2405 |
VIII. Финансовое обеспечение текущей деятельности
| |||||||||||
Субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание образовательных услуг |
67304 |
6502 |
6575 |
6746 |
6663 |
6664 |
6572 |
6582 |
6790 |
7001 |
7209 |
Субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на научные исследования |
13400 |
201 |
808 |
875 |
959 |
1198 |
1422 |
1648 |
1873 |
2096 |
2321 |
Субсидии из федерального бюджета на государственное стипендиальное обеспечение |
8111 |
563 |
581 |
604 |
628 |
885 |
910 |
940 |
970 |
1000 |
1030 |
Приносящая доход деятельность (включая субсидии, получаемые на конкурсной основе) |
125583 |
5692 |
10505 |
10911 |
12702 |
12335 |
13015 |
13893 |
14677 |
15509 |
16344 |
Итого |
385383 |
28494 |
31309 |
33680 |
35515 |
37709 |
39567 |
41531 |
43695 |
45858 |
48022 |
В том числе:
| |||||||||||
субсидии из федерального бюджета, в том числе: |
169454 |
14909 |
15804 |
15954 |
15403 |
16248 |
16757 |
17372 |
18187 |
19001 |
19816 |
на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание образовательных услуг |
106233 |
9688 |
10052 |
10286 |
10287 |
10350 |
10458 |
10666 |
11074 |
11482 |
11890 |
на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на научные исследования |
42570 |
2338 |
3385 |
3507 |
3591 |
4017 |
4393 |
4770 |
5147 |
5523 |
5900 |
на государственное стипендиальное обеспечение |
8111 |
563 |
581 |
604 |
628 |
885 |
910 |
940 |
970 |
1000 |
1030 |
на капитальный ремонт объектов федерального имущества |
9566 |
897 |
897 |
897 |
897 |
996 |
996 |
996 |
996 |
996 |
996 |
на капитальные вложения в строительство и реконструкцию |
2974 |
1424 |
890 |
660 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
приносящая доход деятельность (включая субсидии, получаемые на конкурсной основе)*** |
215929 |
13585 |
15505 |
17726 |
20112 |
21461 |
22810 |
24159 |
25508 |
26857 |
28206 |
______________________________
* Объемы ассигнований федерального бюджета (субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), целевые субсидии на стипендиальное обеспечение, капитальный ремонт объектов федерального имущества, государственные капитальные вложения) в 2021 году приведены в соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
** Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (далее соответственно - программа, университет) включает мероприятия по модернизации цифровой инфраструктуры университета, объемы финансового обеспечения которых подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
*** Включая гранты и субсидии субъектов Российской Федерации, в том числе на финансовое обеспечение оказания образовательных услуг общего образования, целевое стипендиальное обеспечение и др., а также субсидии, предусматриваемые Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и другими государственными заказчиками на основе открытого конкурсного отбора предложений в рамках федеральных проектов и программ. Указанные ресурсы в 2021 - 2030 годах определены в объеме, соответствующем началу периода реализации программы, и далее приведены на основе прогнозных данных и будут уточняться. Их ожидаемое увеличение будет достигаться в том числе в результате участия университета в соответствующих конкурсах в рамках национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", национального проекта "Наука и университеты" и прежде всего в программах поддержки российских университетов (в программе стратегического академического лидерства "Приоритет-2030" и др.), что позволит повысить устойчивость реализации программы, но не явится основанием для пересмотра ее показателей результативности.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
образования "Национальный
исследовательский университет
"Высшая школа экономики" до 2030 года
Целевые показатели (индикаторы)
программы развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" до 2030 года
Показатели |
Единица измерения |
2021 год |
2024 год |
2030 год |
I. Показатели качества образовательной деятельности
| ||||
Численность участников интеллектуальных состязаний для школьников, организуемых университетом |
тыс. человек |
125 |
140 |
170 |
Численность участников интеллектуальных состязаний для студентов, организуемых университетом |
тыс. человек |
20 |
23 |
30 |
Доля в составе студентов 1-го курса магистратуры (очная форма обучения) медалистов, победителей, призеров, дипломантов олимпиады "Я - профессионал" и иных признаваемых государством профессиональных и интеллектуальных конкурсов: |
|
|
|
|
город Москва |
процентов |
20 |
25 |
30 |
филиалы |
процентов |
8 |
12 |
13 |
Доля в составе студентов первого курса бакалавриата и специалитета дипломантов международных олимпиад, Всероссийской олимпиады школьников и олимпиад Российского совета олимпиад школьников: |
|
|
|
|
город Москва |
процентов |
20 |
20 |
20 |
филиалы |
процентов |
7 |
7 |
8 |
Численность иностранных студентов основных образовательных программ: |
|
|
|
|
город Москва |
тыс. человек |
4 |
5,6 |
7 |
филиалы |
тыс. человек |
1 |
1,9 |
3,2 |
Позиция среди российских образовательных организаций высшего образования по среднему заработку выпускников |
процентов средней зарплаты |
не ниже 10-й |
не ниже 10-й |
не ниже 7-й |
Численность студентов в рамках сетевых партнерств |
тыс. человек |
11 |
15 |
50 |
Численность лиц, завершивших обучение на онлайн-курсах университета с получением сертификата |
тыс. человек |
60 |
80 |
300 |
Доля учебных дисциплин, выбранных студентами для изучения из дисциплин, предлагаемых в учебных планах |
процентов |
59 |
60 |
65 |
Доля учебных дисциплин, реализуемых с применением цифровых онлайн-сервисов одновременно для студентов всех кампусов университета, в общем объеме дисциплин |
процентов |
15 |
25 |
30 |
Доля учебных дисциплин, реализуемых с использованием онлайн-курсов и других цифровых ресурсов внешних организаций, в общем объеме дисциплин |
процентов |
9 |
10 |
15 |
Количество дипломных программ бизнес-образования с основными международными аккредитациями |
единиц |
2 |
3 |
5 |
Численность обучающихся по дополнительным профессиональным программам |
тыс. человек |
30 |
50 |
100 |
Доля студентов, принимавших участие в фундаментальных и прикладных научных исследованиях и другой проектной работе с внешним заказчиком |
процентов |
27 |
50 |
70 |
Количество базовых кафедр |
единиц |
75 |
95 |
125 |
II. Показатели результативности научно-исследовательской и инновационной деятельности
| ||||
Количество публикаций в базе данных (Web of Science) в год |
единиц |
2600 |
3200 |
4400 |
Количество публикаций в базе данных (Scopus) в год |
единиц |
3100 |
3900 |
5000 |
Количество цитирований за 5 лет в базе данных (Web of Science), рассчитываемых по совокупности публикаций за последние 5 лет в этой базе данных |
единиц |
32000 |
40000 |
60000 |
Количество цитирований за 5 лет в базе данных (Scopus), рассчитываемых по совокупности публикаций за последние 5 лет в этой базе данных |
единиц |
45000 |
60000 |
90000 |
Количество журналов университета, входящих в международные базы данных (Web of Science и Scopus) |
единиц |
15 |
20 |
25 |
Количество международных лабораторий |
единиц |
50 |
60 |
80 |
Доля проектов фундаментальных научных исследований, имеющих международную составляющую |
процентов |
не менее 75 |
не менее 85 |
не менее 95 |
Количество мониторинговых научных исследований, статистических и социологических обследований по основным направлениям развития экономики и социальной сферы |
единиц |
16 |
20 |
30 |
Количество баз данных в открытом доступе единого архива экономических и социологических данных (накопительным итогом) (г. Москва) |
единиц |
3450 |
3600 |
4000 |
Планируемый объем сделок по коммерциализации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау, программ для электронных вычислительных машин, баз данных, права на которые принадлежат университету, в год (в том числе при совместном правообладании) |
млн рублей |
3,5 |
15 |
150 |
Планируемое количество зарегистрированных патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, свидетельств о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин и базы данных в год (в том числе патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы - не менее 10 процентов) |
единиц |
30 |
60 |
100 |
Количество студенческих проектов, прошедших акселерационную программу бизнес-инкубатора университета |
единиц |
230 |
400 |
600 |
III. Обеспечение глобального позиционирования Российской Федерации
| ||||
Количество предметов в предметных и отраслевых глобальных предметных рейтингах (QS World University Rankings, The Times Higher Education World University Rankings): |
|
|
|
|
топ-100 |
единиц |
6 |
10 |
15 |
топ-200 |
единиц |
19 |
15 |
15 |
Количество научных и экспертных конференций и форумов, организованных совместно с международными организациями и ассоциациями |
единиц |
5 |
15 |
25 |
Количество специализаций, размещенных на глобальных платформах онлайн-образования |
единиц |
13 |
15 |
30 |
IV. Показатели развития кадрового потенциала университета
| ||||
Доля научно-педагогических работников на академическом треке, имеющих научные публикации в ведущих международных журналах*, в общей численности научно-педагогических работников |
процентов |
25 |
40 |
60 |
Доля преподавателей, имеющих опыт практической профессиональной работы более 5 лет (г. Москва), в общей численности преподавателей |
процентов |
7 |
12 |
20 |
Соотношение средней заработной платы штатных научно-педагогических работников и средней заработной платы по региону с учетом роста доли глобально конкурентоспособных научно-педагогических работников |
процентов |
215 |
260 |
310 |
Количество студентов на магистерском треке аспирантских школ и научных подразделений университета |
человек |
75 |
300 |
600 |
Количество международных лабораторий, в коллективах которых более 50 процентов сотрудников моложе 39 лет |
единиц |
23 |
35 |
60 |
V. Показатели цифрового развития
| ||||
Количество сквозных цифровых технологий, внедренных в образовательную, научную и административно-управленческую деятельность |
единиц |
3 |
5 |
7 |
Доля информационных ресурсов и платформ университета, интегрированных в единую информационно-коммуникационную среду, в общем количестве информационных ресурсов и платформ университета |
процентов |
37 |
75 |
95 |
Индекс кибербезопасности |
процентов |
35 |
60 |
85 |
Количество исследовательских групп и подразделений - пользователей суперкомпьютера университета |
единиц |
38 |
40 |
60 |
Удельная скорость подключения абонентского устройства в сети Wi-Fi в учебно-лабораторных зданиях университета |
Мбит/с |
20 |
20 |
100 |
Удельная скорость подключения абонентского устройства в сети Wi-Fi в общежитиях университета |
Мбит/с |
20 |
20 |
100 |
Доля операционных бизнес-процессов, управляемых в единой информационно-коммуникационной среде |
процентов |
30 |
50 |
95 |
VI. Показатели вклада университета в развитие системы образования Российской Федерации, взаимодействия университета и общества
| ||||
Количество онлайн-курсов и приравненных к ним цифровых ресурсов (в том числе включающих симуляторы, интерактивные задачники, стратегические игры и пр.), поддерживаемых университетом, доступных на открытых образовательных платформах |
единиц |
300 |
1200 |
2000 |
Численность научно-педагогических работников российских образовательных организаций высшего образования и научных организаций, прошедших повышение квалификации, стажировки на базе университета |
тыс. человек |
2,2 |
3,3 |
4,4 |
Количество сетевых образовательных программ, реализуемых совместно с российскими и иностранными университетами, предполагающих получение сертификата университета о прохождении учебного курса или части образовательной программы |
единиц |
80 |
200 |
300 |
Численность школьников, занимающихся в лицейских классах, специализированных классах базовых школ университета, участвующих в бесплатных программах профильной и предпрофессиональной ориентации университета |
тыс. человек |
5,5 |
7 |
8,5 |
Количество школ, получающих методическую поддержку университета |
единиц |
200 |
500 |
1500 |
Инструменты объективной оценки образовательных результатов для использования на разных уровнях системы образования, имеющие более 5 тыс. пользователей в год |
единиц |
5 |
14 |
30 |
Доля выпускников за последние 5 лет, взаимодействующих с университетом, в общем количестве выпускников последних 5 лет |
процентов |
40 |
50 |
70 |
Доля студентов, вовлеченных в инициированные университетом проекты социального волонтерства, в общем количестве студентов университета |
процентов |
10 |
14 |
25 |
Численность студентов, трудоустроенных в университете |
тыс. человек |
5,8 |
7 |
9 |
Численность внешних слушателей бесплатных просветительских мероприятий программы "Университет, открытый городу" |
тыс. человек |
26,5 |
55,5 |
70 |
Количество студенческих экспедиций в рамках проекта "Открываем Россию заново" |
единиц |
80 |
115 |
135 |
VII. Показатели материально-технической базы и социальной инфраструктуры
| ||||
Количество лицензионных платформ библиотечных электронных ресурсов и статистических баз данных, доступных научно-педагогическим работникам и обучающимся |
единиц |
82 |
90 |
105 |
Обеспеченность учебно-лабораторными площадями** |
кв. метров на 1 студента |
8 |
15 |
15 |
Площадь крытых спортивных сооружений |
кв. метров |
2000 |
12000 |
32000 |
Количество мест в научно-учебных и проектно-учебных пространствах всех типов, коворкингах и коворкинговых зонах |
единиц |
1500 |
2000 |
3000 |
Обеспеченность научно-педагогических работников рабочими местами, соответствующими международным стандартам |
процентов |
30 |
60 |
90 |
Обеспеченность иногородних и иностранных студентов местами для проживания в общежитиях с транспортной доступностью до 50 минут от учебно-лабораторных зданий |
процентов |
40 |
60 |
90 |
______________________________
* Список учитываемых журналов формируется из ведущих международных журналов по всем направлениям науки с использованием наукометрических показателей и внешней независимой экспертизы.
** Не ниже среднеотраслевого уровня.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к программе развития федерального
государственного автономного
образовательного учреждения высшего
образования "Национальный
исследовательский университет
"Высшая школа экономики" до 2030 года
Справка
о включении деятельности, направленной на достижение национальных целей развития Российской Федерации, в программу развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" до 2030 года
Направления деятельности государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" (далее - университет) последовательно ориентированы на достижение национальных целей, определенных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. N 3333-р (далее - программа), содержит перечень конкретных следующих мер, призванных обеспечить значимый вклад университета в реализацию национальных целей с учетом вызовов и возможностей:
сохранение населения, здоровья и благополучия людей, а также обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни в контексте выполнения задач в области поддержания социальной стабильности и вклада университета в развитие системы образования Российской Федерации, взаимодействия университета и общества (мероприятия, предусмотренные пунктами 4-9, 13-15, 36 и 39 приложения N 1 к программе);
предоставление возможности для самореализации и развития талантов в контексте выполнения задач в области обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и опережающего развития научно-технологического потенциала Российской Федерации и модернизации образовательной деятельности университета (мероприятия, предусмотренные пунктами 1-5, 7-18, 20, 22, 23, 26, 27, 30, 32, 34-36 приложения N 1 к программе);
обеспечение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства в контексте развития системы коммерциализации технологий и поддержки инновационной деятельности (мероприятия, предусмотренные пунктами 1-5, 7-16, 18, 19 и 36 приложения N 1 к программе);
цифровая трансформация и развитие цифрового университета (мероприятия, предусмотренные пунктами 1-8, 13, 14, 16-20, 22 и 24-26 приложения N 1 к программе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства РФ от 25 ноября 2021 г. N 3333-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 3 декабря 2021 г. N 0001202112030047, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 50 (часть IV) ст. 8612