Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 30 ноября 2021 г. N 3.5-04/2152
по проекту федерального закона N 1258300-7 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2021 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) начиная с 2021 года минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) на очередной год устанавливается федеральным законом в текущем году и исчисляется исходя из величины медианной заработной платы, рассчитанной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, за предыдущий год. При этом соотношение МРОТ и медианной заработной платы установлено с 2021 года в размере 42%.
Проектом федерального закона предлагалось внести в часть первую статьи 1 Федерального закона N 82-ФЗ изменение, устанавливающее с 1 января 2022 года МРОТ в сумме 13 617 рублей в месяц, увеличив его по сравнению с 2021 годом на 825 рублей, или 6,4%.
Комитетом в отзыве на проект федерального закона отмечалось, что с 1 января 2014 года до 1 января 2019 года повышение МРОТ произведено с 5 554 рублей до 11 163 рублей, или в 2 раза. С 1 января 2019 года до 1 января 2022 года МРОТ увеличился на 1 629 рублей.
При обсуждении в Государственной Думе во втором чтении проекта федерального закона были рассмотрены и приняты внесенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным поправки, предусматривающие установление МРОТ с 1 января 2022 года в сумме 13 890 рублей. Таким образом, увеличение МРОТ в 2022 году по сравнению с 2021 годом составит 1098 рублей, или 8,6%.
Расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2022 году (к 2021 году) с учетом поправок составят 24,3 млрд рублей (до поправок 17,2 млрд рублей), из которых 18 млрд рублей составят расходы на повышение заработной платы работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации. Реализация проекта федерального закона будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2022 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. При этом отмечается, что реализация Федерального закона будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 2,9 млн работников, из которых почти 50% заняты в государственных и муниципальных учреждениях.
В свою очередь, дополнительные расходы организаций реального сектора экономики в связи с повышением МРОТ с учетом поправок составят 24,6 млрд рублей (до поправок 17,4 млрд рублей).
Реализация Федерального закона предусмотрена за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Федеральный закон вступит в силу с 1 января 2022 года.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.