Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
городской Думы
от 30.11.2021 N 797
Положение
о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - Положение) устанавливает порядок организации и осуществления муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - муниципальный контроль).
1.2. Под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления города Барнаула, уполномоченных на организацию и проведение муниципального контроля (далее - контрольный орган), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий контрольных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Под контролируемыми лицами понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат муниципальному контролю.
Понятия "граждане", "организации" используются в значениях, предусмотренных пунктами 1, 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ).
В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители.
Контролируемые лица при осуществлении муниципального контроля реализуют права и несут обязанности, установленные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Муниципальный контроль осуществляется в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьей 3.1 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденного Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ, федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами, в том числе Положением.
1.3. Предметом муниципального контроля являются:
1.3.1. Соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований:
1) в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа - города Барнаула Алтайского края (далее - автомобильные дороги):
к эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования;
к осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;
к осуществлению движения по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства;
2) установленных в отношении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, не относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок, в том числе:
к оборудованию объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров муниципальных маршрутов (остановочных пунктов);
к выполнению предусмотренных расписанием рейсов по муниципальному маршруту.
1.3.2. Исполнение контролируемыми лицами решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
1.4. Объектами муниципального контроля являются:
1.4.1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ:
деятельность по осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог;
деятельность по использованию полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог;
деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами по муниципальным маршрутам, в том числе:
выполнение перевозок пассажиров самостоятельно, без привлечения третьих лиц (юридических или индивидуальных предпринимателей);
обязательное соблюдение схем движения (улицы, автомобильные дороги, по которым предполагается движение между остановочными пунктами по муниципальным маршрутам), установленным в соответствии с Реестром муниципальных маршрутов регулярных перевозок.
1.4.2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ:
дорожно-строительные материалы, указанные в приложении 1 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);
дорожно-строительные изделия, указанные в приложении 2 к техническому регламенту Таможенного союза "Безопасность автомобильных дорог" (ТР ТС 014/2011);
внесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
1.4.3. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ:
остановочный пункт;
автомобильная дорога и искусственные дорожные сооружения на ней;
примыкания к автомобильным дорогам, в том числе примыкания объектов дорожного сервиса;
объекты дорожного сервиса, расположенные в границах полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог;
придорожные полосы и полосы отвода автомобильных дорог;
соблюдение (реализация) требований, содержащихся в разрешительных документах (свидетельствах об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства).
Контрольными органами в рамках муниципального контроля осуществляется учет объектов муниципального контроля путем внесения сведений об объектах муниципального контроля в информационные системы контрольных органов, создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, не позднее двух рабочих дней со дня поступления таких сведений.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах муниципального контроля контрольные органы используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
1.5. Муниципальный контроль осуществляется посредством проведения профилактических мероприятий, а также плановых и внеплановых контрольных мероприятий.
1.6. Муниципальный контроль осуществляется в части предмета, указанного:
в абзацах 2-4 подпункта 1.3.1, подпункте 1.3.2 пункта 1.3 настоящего раздела Положения - администрациями районов города Барнаула;
в абзацах 5-8 подпункта 1.3.1, подпункте 1.3.2 пункта 1.3 настоящего раздела Положения - комитетом по дорожному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи города Барнаула (далее - Комитет).
1.7. Муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:
1.7.1. От имени Комитета:
председатель, заместитель председателя Комитета;
инспекторы;
1.7.2. От имени администрации района города Барнаула:
глава администрации района города Барнаула, первый заместитель главы администрации района города Барнаула, первый заместитель главы администрации района города Барнаула по жилищно-коммунальному хозяйству, заместитель главы администрации района города Барнаула;
инспекторы.
Инспекторами являются муниципальные служащие, состоящие в штате Комитета, администраций районов города Барнаула, в должностные обязанности которых в соответствии с должностной инструкцией входит осуществление полномочий по муниципальному контролю, в том числе проведение профилактических и контрольных мероприятий.
При осуществлении муниципального контроля инспекторы реализуют права и несут обязанности, соблюдают ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
2. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля
Пункт 2.1 вступает в силу с 3 декабря 2021 г.
2.1. В целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольные органы осуществляют профилактические мероприятия в соответствии с ежегодно утверждаемыми в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", программами профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программы профилактики).
Программы профилактики утверждаются руководителями контрольных органов не позднее 20 декабря года, предшествующего году реализации программы профилактики, и размещаются на официальном Интернет-сайте города Барнаула в течение 5 дней со дня их утверждения.
2.2. В целях профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального контроля проводятся следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
2.3. Контрольные органы при проведении профилактических мероприятий, указанных в пункте 2.2 Положения, осуществляют взаимодействие с контролируемыми лицами только в случаях, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ). При этом профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.
2.4. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет в письменной форме информацию об этом руководителю контрольного органа (заместителю руководителя контрольного органа) для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
2.5. Контрольные органы осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц путем размещения соответствующих сведений на официальном Интернет-сайте города Барнаула, в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
2.6. Контрольные органы обеспечивают размещение и поддержание в актуальном состоянии на официальном Интернет-сайте города Барнаула:
текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление муниципального контроля;
сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
перечня нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
утвержденных проверочных листов;
руководств по соблюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ;
перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных мероприятий, с указанием категории риска;
программ профилактики;
исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица;
сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики контрольных органов;
докладов о муниципальном контроле;
иных сведений, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Алтайского края и муниципальными правовыми актами.
2.7. С целью обеспечения единообразного подхода к применению контрольными органами обязательных требований, выявления типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений, контрольными органами проводится обобщение правоприменительной практики.
По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный орган обеспечивает подготовку проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике). Доклад о правоприменительной практике готовится органом контроля один раз в год до 1 февраля года, следующего за отчетным, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2041 "Об утверждении требований к подготовке докладов о видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля и сводного доклада о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации".
Не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, проект доклада о правоприменительной практике размещается на официальном Интернет-сайте города Барнаула для публичного обсуждения в порядке, предусмотренном Положением об общественном обсуждении проектов муниципальных правовых актов города Барнаула, утвержденным решением городской Думы от 27.04.2018 N 116.
2.8. Доклад о правоприменительной практике утверждается правовым актом контрольного органа и в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном Интернет-сайте города Барнаула. Размещение доклада о правоприменительной практике осуществляется не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад о муниципальном контроле с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях муниципального контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных мероприятий на достижение ключевых показателей.
2.9. В случае наличия у контрольного органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение оформляется по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151 "О типовых формах документов, используемых контрольным (надзорным) органом" (далее - приказ Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151).
2.10. Предостережения объявляются и направляются контролируемым лицам не позднее 30 календарных дней со дня получения контрольным органом сведений, указанных в пункте 2.9 Положения, в порядке, предусмотренном пунктом 3.10 Положения, и должны содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не могут содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
2.11. Контролируемое лицо в течение 15 календарных дней со дня получения предостережения вправе подать в контрольный орган в письменной форме возражение в отношении указанного предостережения, с указанием даты и номера предостережения, направленного в адрес контролируемого лица, обоснования позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований. При этом контролируемое лицо вправе приложить к такому возражению документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их копии.
2.12. Контрольный орган в течение 30 календарных дней со дня регистрации возражения:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение возражения, в случае необходимости - с участием контролируемого лица, направившего возражение, или его уполномоченного представителя;
запрашивает при необходимости документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных лиц;
по результатам рассмотрения возражения принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов контролируемого лица;
направляет письменный ответ по существу поставленных в возражении вопросов нарочно, заказным письмом с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен контролируемым лицом в контрольные органы.
2.13. По результатам рассмотрения возражений контрольным органом принимается одно из следующих решений:
об удовлетворении возражения в форме отмены объявленного предостережения;
об отказе в удовлетворении возражения.
2.14. Контрольными органами осуществляется учет объявленных предостережений посредством ведения журналов (на бумажном носителе или в электронном виде) по форме, установленной контрольным органом.
2.15. Должностные лица контрольных органов по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля). Консультирование осуществляется без взимания платы.
2.16. Консультирование может осуществляться должностными лицами контрольных органов по телефону, в письменной форме, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия.
2.17. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках муниципального контроля;
разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления муниципального контроля;
порядок обжалования решений контрольных органов, действий (бездействия) должностных лиц контрольных органов.
2.18. В случае, если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей по вопросам, указанным в пункте 2.17 Положения, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном Интернет-сайте города Барнаула письменных разъяснений, подписанных уполномоченными должностными лицами контрольных органов.
2.19. Номера контактных телефонов для консультирования, адреса для направления запросов в письменной форме, график и место проведения личного приема в целях консультирования размещаются на официальном Интернет-сайте города Барнаула.
2.20. Должностное лицо контрольного органа, осуществляющее консультирование, дает с согласия контролируемого лица или его представителя устный ответ по существу каждого поставленного вопроса или устное разъяснение об органе, уполномоченном на принятие решения (осуществление разъяснений, предоставление информации) по поставленному вопросу, о порядке обращения в этот орган.
2.21. При осуществлении консультирования должностные лица контрольных органов обязаны соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные требования, предусмотренные федеральными законами.
Информация, ставшая известной должностным лицам контрольных органов в ходе консультирования, не может использоваться в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
2.22. В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц контрольных органов, иных участников контрольного мероприятия.
2.23. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев консультирования в письменной форме по вопросам, указанным в пункте 2.17 Положения.
Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
2.24. Учет консультирований осуществляется контрольными органами путем ведения журналов учета консультирований (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, установленной контрольным органом.
2.25. Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
Проведение профилактических визитов в обязательном порядке осуществляется в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, являющейся объектами контроля в соответствии с подпунктом 1.4.1 пункта 1.4 Положения, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска. Контрольный орган обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности, указанной в подпункте 1.4.1 пункта 1.4 Положения, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
2.26. Уполномоченным должностным лицом контрольного органа принимается решение о проведении профилактического визита в отношении контролируемого лица в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путем использования видео-конференц-связи, определяются дата, время и инспекторы, уполномоченные на его проведение.
В случае принятия решения о проведении профилактического визита посредством использования видео-конференц-связи в уведомлении указываются сведения, необходимые для установления связи между контрольным органом и контролируемым лицом.
2.27. Контролируемое лицо уведомляется о проведении профилактического визита не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения в порядке, предусмотренном пунктом 3.10 Положения.
2.28. Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита, уведомив об этом контрольный орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.
2.29. В случае поступления указанного уведомления уполномоченным должностным лицом контрольного органа принимается решение об отказе в проведении профилактического визита, о чем письменно уведомляется контролируемое лицо в порядке, предусмотренном пунктом 3.10 Положения.
2.30. В ходе профилактического визита инспектором осуществляется консультирование контролируемого лица в порядке, установленном пунктами 2.15-2.24 Положения, а также статьей 50 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
2.31. При профилактическом визите контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
2.32. Срок проведения профилактического визита определяется инспектором и не может превышать пять рабочих дней.
2.33. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом в письменной форме руководителю контрольного органа для принятия решения о проведении контрольных мероприятий.
2.34. Учет профилактических визитов осуществляется контрольными органами путем ведения журналов учета профилактических визитов (на бумажном носителе либо в электронном виде) по форме, утвержденной контрольным органом.
3. Порядок осуществления муниципального контроля
3.1. В рамках осуществления муниципального контроля проводятся следующие контрольные мероприятия:
3.1.1. Инспекционный визит, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование.
3.1.2. Рейдовый осмотр, в ходе которого могут совершаться следующие контрольные действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
3.1.3. Документарная проверка, в ходе которой могут совершаться следующие контрольные действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
3.1.4. Выездная проверка, в ходе которой могут совершаться следующие контрольные действия:
осмотр;
досмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
Порядок, объем и срок проведения выездной проверки устанавливаются в решении о проведении выездной проверки в отношении конкретного объекта контроля в пределах порядка и сроков, установленных статьей 73 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
3.1.5. Наблюдение за соблюдением обязательных требований.
3.1.6. Выездное обследование.
3.2. Контрольные мероприятия, за исключением контрольных мероприятий без взаимодействия, могут проводиться на плановой и внеплановой основе.
3.3. Плановые контрольные мероприятия в отношении объектов, предусмотренных подпунктом 1.4.1 пункта 1.4 Положения, проводятся на основании планов проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год (далее - планы мероприятий). Планы мероприятий после согласования с органами прокуратуры подлежат утверждению контрольными органами до 15 декабря года, предшествующего году их реализации и размещению на официальном Интернет-сайте города Барнаула в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения, за исключением сведений, распространение которых ограничено или запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4. Внеплановые контрольные мероприятия, за исключением контрольных мероприятий без взаимодействия, проводятся в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3, 6 части 1 и частью 3 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, после согласования с органами прокуратуры в случаях и в порядке, предусмотренном приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2021 N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Внеплановые проверки проводятся в порядке, предусмотренном статьей 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
3.5. Контрольные мероприятия осуществляются на основании решений контрольных органов, принимаемых в форме правовых актов контрольных органов в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151.
Контрольное мероприятие может быть начато после внесения в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением наблюдения за соблюдением обязательных требований и выездного обследования, а также случаев неработоспособности Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
В отношении проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований, выездного обследования не требуется принятие решения о проведении данного контрольного мероприятия, предусмотренного настоящим пунктом.
3.6. Контрольные органы осуществляют муниципальный контроль посредством проведения:
контрольных мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемыми лицами;
контрольных мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемыми лицами.
3.7. В ходе осуществления муниципального контроля должностные лица контрольных органов взаимодействуют с контролируемыми лицами или их представителями посредством встреч, телефонных и иных переговоров (непосредственное взаимодействие), посредством запроса документов, иных материалов, присутствия инспектора в месте осуществления деятельности контролируемых лиц (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).
3.8. Взаимодействие с контролируемыми лицами осуществляется при проведении следующих контрольных мероприятий:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
Контрольные мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемыми лицами, производятся в порядке, предусмотренном разделом 4 Положения.
3.9. Контролируемые лица уведомляются о проведении контрольных мероприятий в случаях и в сроки, предусмотренные для конкретного контрольного мероприятия Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Пункт 3.10 действует до 31 декабря 2023 г.
3.10. Контролируемое лицо информируется о совершаемых должностными лицами контрольных органов действиях и принимаемых ими решениях посредством направления ему документов, в том числе решения о проведении контрольного мероприятия, на бумажном носителе, нарочно, заказным письмом с уведомлением о вручении либо по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен контролируемым лицом в контрольные органы.
Контролируемое лицо вправе направлять в контрольные органы документы на бумажном носителе.
3.11. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественные представители, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае вправе присутствовать при проведении контрольных мероприятий с согласия контролируемых лиц, их представителей (за исключением контрольных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных органов с контролируемыми лицами).
3.12. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия в случае болезни, беспомощного состояния, нахождения в другом населенном пункте или при наличии иных уважительных причин, а также невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия своего представителя.
Контрольным органом в срок не позднее двух рабочих дней со дня поступления в контрольный орган указанной информации принимается решение о переносе проведения контрольного мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный орган.
3.13. Уполномоченное должностное лицо контрольного органа вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры в случае, предусмотренном пунктом 3.16 Положения.
3.14. В целях снижения рисков причинения вреда (ущерба) на объектах контроля и оптимизации проведения контрольных мероприятий, в ходе проведения контрольных мероприятий инспекторы заполняют проверочные листы (списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемыми лицами обязательных требований), утвержденные контрольным органом в случае, если применение проверочных листов является обязательным.
3.15. Сроки проведения контрольных мероприятий, предусмотренных пунктом 3.1 Положения:
не могут превышать один рабочий день в случае проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории), рейдового осмотра при взаимодействии с одним контролируемым лицом;
не могут превышать 10 рабочих дней в случае проведения документарной или выездной проверки, рейдового осмотра. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный орган.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту.
3.16. В случае, если проведение контрольного мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного мероприятия, инспектор составляет акт о невозможности проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ. В этом случае инспектор совершает контрольные действия в рамках указанного контрольного мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного мероприятия.
3.17. В ходе осуществления осмотра, досмотра, опроса, инструментального обследования для фиксации инспектором и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств, за исключением объектов и документов, отнесенных к государственной и иной охраняемой законом тайне.
О производстве аудиозаписи, фото- и видеосъемки инспектор, проводящий контрольное мероприятие, объявляет контролируемому лицу или его представителю.
В начале видеосъемки инспектор, проводящий контрольное мероприятие, объявляет о том, кем осуществляется фиксация, о дате проведения фиксации и месте, какое контрольное мероприятие проводится и какое контрольное действие выполняется, участвующие лица представляются на видеозапись, называя фамилию, имя и отчество (при наличии), место работы и должность, а также статус участника.
При производстве видеосъемки инспектор, проводящий контрольное мероприятие, устно поясняет фиксируемые действия участвующих лиц, поименовывает и описывает фиксируемые объекты, предметы, события, а также дату и время съемки.
3.18. По результатам проведения осмотра, досмотра, опроса, инструментального обследования инспектором составляется протокол соответствующего контрольного действия, в котором делается запись о применении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств с приложением материалов, в том числе материального носителя с записанными файлами, фототаблицы с нумерацией каждого фотоснимка в соответствии с формой, установленной приложением 1 к Положению.
Материальный носитель упаковывается способом, обеспечивающим его сохранность, и прилагается к протоколу контрольного действия.
3.19. По окончании проведения контрольного мероприятия составляется акт контрольного мероприятия (далее - акт) в соответствии с формой, установленной приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 N 151. Оформление акта осуществляется на месте проведения контрольного мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.
3.20. Заполненные при проведении контрольного мероприятия проверочные листы, протоколы контрольных действий, иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.
3.21. Контролируемое лицо или его представитель знакомятся с содержанием акта на месте проведения контрольного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 88 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 88 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, контрольные органы направляют акт контролируемым лицам в порядке, предусмотренном пунктом 3.10 Положения. Контролируемые лица подписывают акт тем же способом, которым изготовлен данный акт.
3.22. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного мероприятия в акте делается соответствующая отметка.
3.23. В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного мероприятия, контролируемое лицо вправе направить жалобу в порядке, предусмотренном пунктом 5.3 Положения.
3.24. Акт контрольного мероприятия, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
3.25. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного мероприятия сведения об этом вносятся в течение одного рабочего дня с момента составления акта контрольного мероприятия в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Инспектор вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.26. В случае выявления при проведении контрольного мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный орган обязан:
выдать после оформления акта контрольного мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
незамедлительно принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения вплоть до обращения в суд с требованием о запрете эксплуатации (использования) зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов и о доведении до сведения граждан, организаций любым доступным способом информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и способах ее предотвращения в случае, если при проведении контрольного мероприятия установлено, что деятельность гражданина, организации, владеющих и (или) пользующихся объектом контроля, эксплуатация (использование) ими зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и иных подобных объектов представляют непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или что такой вред (ущерб) причинен;
при выявлении в ходе контрольного мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.27. В отношении контролируемых лиц, причинивших вред автомобильным дорогам, администрацией района города Барнаула принимаются меры по его возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3.28. Должностными лицами контрольных органов по ходатайству контролируемого лица или по представлению инспектора в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, рассматриваются вопросы о разъяснении способа и порядка исполнения решения, об отсрочке исполнения решения, о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения, о прекращении исполнения решения.
3.29. По истечении срока исполнения контролируемым лицом решения, принятого в соответствии с абзацем 2 пункта 3.26 Положения, либо при представлении контролируемым лицом до истечения указанного срока документов и сведений, представление которых установлено указанным решением, либо в случае получения информации в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) контрольный орган оценивает исполнение решения на основании представленных документов и сведений, полученной информации.
Если указанные документы и сведения контролируемым лицом не представлены или на их основании либо на основании информации, полученной в рамках наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), невозможно сделать вывод об исполнении решения, контрольный орган оценивает исполнение указанного решения путем проведения одного из контрольных мероприятий, предусмотренных пунктом 3.8 Положения. В случае, если проводится оценка исполнения решения, принятого по итогам выездной проверки, проводится выездная проверка.
Меры, предусмотренные абзацем 4 пункта 3.26 Положения, не принимаются (в части административных правонарушений), если выданное предписание об устранении нарушений обязательных требований исполнено контролируемым лицом надлежащим образом.
4. Контрольные мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемыми лицами
4.1. Контрольные мероприятия, осуществляемые без взаимодействия с контролируемым лицом (далее - контрольные мероприятия без взаимодействия) проводятся в форме наблюдений за соблюдением обязательных требований и выездных обследований.
4.2. Контрольные мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольных органов, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольных органов, в том числе в случаях, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Порядок оформления и содержание заданий, порядок оформления инспектором результатов контрольного мероприятия без взаимодействия устанавливаются правовым актом контрольного органа.
4.3. В случае выявления в ходе наблюдений за соблюдением обязательных требований нарушений обязательных требований контролируемым лицом, контрольный орган обязан принять решение:
о проведении внепланового контрольного мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ;
об объявлении предостережения;
о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 3.26 Положения, за исключением случаев, указанных в абзаце 3 пункта 3.29 Положения;
4.4. В случае выявления в ходе выездного обследования нарушений обязательных требований контролируемым лицом, контрольный орган обязан принять решение:
при выявлении признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
5. Гарантии и защита прав контролируемых лиц. Обжалование решений контрольных органов, действий (бездействия) их должностных лиц
5.1. Контролируемое лицо при осуществлении муниципального контроля имеет право:
присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных органов с контролируемыми лицами;
получать от контрольных органов, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;
получать от контрольных органов информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;
знакомиться с результатами контрольных мероприятий, контрольных действий, сообщать контрольным органам о своем согласии или несогласии с ними;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольных органов, решений контрольных органов, повлекших за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении муниципального контроля, в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае к участию в проведении контрольных мероприятий (за исключением контрольных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольных органов с контролируемыми лицами).
5.2. Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам решениями контрольных органов, действиями (бездействием) должностных лиц контрольных органов, признанными в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Вред (ущерб), причиненный контролируемым лицам правомерными решениями контрольных органов, действиями (бездействием) должностных лиц контрольных органов, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
5.3. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления муниципального контроля, имеют право на обжалование в судебном порядке:
решений о проведении контрольных мероприятий;
актов контрольных мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
действий (бездействия) должностных лиц контрольных органов в рамках контрольных мероприятий.
5.4. Досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении муниципального контроля не применяется.
6. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении муниципального контроля
6.1. При осуществлении муниципального контроля применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) в отношении объектов контроля, указанных в подпункте 1.4.1 пункта 1.4 Положения.
6.2. Контрольные органы при осуществлении муниципального контроля относят объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категория риска):
высокий риск;
средний риск;
низкий риск.
6.3. Отнесение объекта контроля к одной из категорий риска осуществляется контрольными органами на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения деятельности контролируемых лиц к категории риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления вида контроля согласно приложению 2 к Положению.
В случае, если объект контроля не отнесен контрольными органами к высокой или средней категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
6.4. При наличии оснований, позволяющих отнести объект контроля к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объект контроля к более высоким категориям риска.
6.5. Контрольные органы в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска должны принять решение об изменении категории риска указанного объекта контроля.
6.6. Контролируемое лицо вправе подать в письменной форме в контрольный орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.
6.7. Проведение плановых контрольных мероприятий в отношении объектов контроля, указанных в подпункте 1.4.1 пункта 1.4 Положения, в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
высокий риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один рейдовый осмотр в два года, или один инспекционный визит в два года;
средний риск причинения вреда (ущерба) - одна выездная или одна документарная проверка, или один рейдовый осмотр в три года, или один инспекционный визит в три года.
Плановые контрольные мероприятия не проводятся в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска.
6.8. В отношении объектов контроля, указанных в подпунктах 1.4.2, 1.4.3 пункта 1.4 Положения, плановые контрольные мероприятия не проводятся.
6.9. Периодичность проведения контрольных мероприятий может изменяться в случае изменения ранее присвоенной объекту контроля категории риска.
6.10. При осуществлении муниципального контроля устанавливаются индикаторы риска нарушения обязательных требований согласно приложению 3 к Положению.
6.11. При отнесении контролируемых лиц к категориям риска, применении критериев риска и выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований контрольными органами могут использоваться сведения, указанные в части 1 статьи 24 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
6.12. Сбор, обработка, анализ и учет сведений о деятельности контролируемых лиц в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляются контрольными органами без взаимодействия с контролируемыми лицами. При осуществлении сбора, обработки, анализа и учета сведений о контролируемых лицах в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральными законами.
7. Ключевые показатели муниципального контроля и их целевые значения для муниципального контроля, индикативные показатели муниципального контроля
7.1. Оценка результативности и эффективности деятельности контрольных органов осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности муниципального контроля.
7.2. В систему показателей результативности и эффективности деятельности контрольных органов входят:
ключевые показатели муниципального контроля;
индикативные показатели муниципального контроля.
7.3. Ключевые показатели муниципального контроля, их целевые значения, а также индикативные показатели муниципального контроля определяются согласно приложению 4 к Положению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.