Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021
"Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации"
(утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2021 г. N 1029-ст)
Greenhouse gases. Part 1. Specification with guidance at the organization level for quantification and reporting of greenhouse gas emissions and removals
ОКС 13.020.40
Дата введения - 1 января 2022 г.
с правом досрочного применения
Взамен ГОСТ Р ИСО 14064-1-2007
Предисловие
1 Подготовлен Обществом с ограниченной ответственностью "НИИ экономики связи и информатики "Интерэкомс" (ООО "НИИ "Интерэкомс") совместно с Федеральным государственным автономным учреждением "Научно-исследовательский институт "Центр экологической промышленной политики" (ФГАУ "НИИ "ЦЭПП") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2021 г. N 1029-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14064-1:2018 "Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации" (ISO 14064-1:2018 "Greenhouse gases - Part 1: Specification with guidance at the organization level for quantification and reporting of greenhouse gas emissions and removals", IDT).
Международный стандарт разработан подкомитетом ПК 7 "Управление парниковыми газами и связанная с этим деятельность" Технического комитета ТК 207 "Экологический менеджмент" Международной организации по стандартизации (ИСО)
5 Взамен ГОСТ Р ИСО 14064-1-2007
6 Некоторые положения международного стандарта, указанного в пункте 4, могут являться объектом патентных прав. Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная электротехническая комиссия (МЭК) не несут ответственности за идентификацию подобных патентных прав
Введение
01. Предпосылки
Изменение климата, обусловленное антропогенной деятельностью, признано одним из самых серьезных вызовов, стоящих перед миром, и будет сказываться на бизнесе и населении в предстоящие десятилетия.
Изменение климата имеет последствия как для человека, так и для природных систем и может оказывать существенное влияние на доступность ресурсов, экономическую деятельность и благосостояние человечества. В ответ на это государственным и частным секторами разрабатываются и осуществляются международные, региональные, национальные и местные инициативы по снижению концентраций парниковых газов (ПГ) в атмосфере Земли, а также по содействию адаптации к изменению климата.
Существует необходимость в эффективном и последовательном реагировании на неотложную угрозу изменения климата на основе наилучших имеющихся научных знаний. ИСО выпускает документы, которые поддерживают преобразование научных знаний в инструменты, которые помогут решить проблему изменения климата.
Инициативы по предотвращению выбросов ПГ основываются на количественной оценке, мониторинге, предоставлении отчетности и верификации выбросов и/или поглощения ПГ
Серия стандартов ИСО 14060 обеспечивает прозрачность и последовательность количественной оценки, мониторинга, отчетности и верификации или валидации выбросов и поглощения ПГ в целях поддержания устойчивого развития на основе низкоуглеродной экономики и в интересах организаций, инициаторов проектов и заинтересованных сторон во всем мире. В частности, использование стандартов серии ИСО 14060:
- повышает экологическую целостность количественной оценки ПГ;
- повышает достоверность, согласованность и прозрачность количественной оценки, мониторинга, отчетности, верификации и валидации ПГ;
- способствует разработке и реализации управленческих стратегий и планов по ПГ;
- упрощает разработку и осуществление мер по предотвращению изменения климата посредством сокращения выбросов или увеличения поглощения ПГ;
- облегчает возможность отслеживания результативности и прогресса в области сокращения выбросов ПГ и/или увеличения поглощения ПГ.
Применение серии стандартов ИСО 14060 включает:
- корпоративные решения, такие как определение возможностей сокращения выбросов и повышение рентабельности за счет сокращения энергопотребления;
- управление рисками и возможностями, такими как связанные с климатом риски, включая финансовые, нормативные, по цепочке поставок, продукта и клиента, судебные разбирательства, репутационные риски и возможности для бизнеса (например, новый рынок, новая бизнес-модель);
- добровольные инициативы, такие как участие в добровольных рейтингах ПГ или инициативах по предоставлению отчетности по устойчивому развитию;
- рынки ПГ, такие как покупка и продажа разрешений или кредитов на выбросы ПГ;
- программы регулирования/правительственные программы по ПГ, такие как кредиты на ранние действия, соглашения или национальные и местные инициативы по представлению отчетности.
В настоящем стандарте подробно излагаются принципы и требования в отношении создания, развития, управления инвентаризациями ПГ и представления отчетности на уровне организации. Настоящий стандарт устанавливает требования к определению границ выбросов и поглощения ПГ, к количественной оценке выбросов и поглощения ПГ организации и определения конкретных действий или деятельности компании, направленных на улучшение управления ПГ. Настоящий стандарт также включает требования и руководящие указания по менеджменту качества в отношении инвентаризации ПГ, отчетности, внутреннего аудита и обязанностей организации в деятельности по верификации.
ИСО 14064-2 подробно описывает принципы и требования для определения базовых линий, а также мониторинга, количественной оценки и отчетности о выбросах по проектам. Основное внимание уделяется проектам по ПГ или основанным на проектах видам деятельности, специально предназначенным для сокращения выбросов ПГ и/или увеличения поглощения ПГ. Стандарт служит основой для верификации и валидации проектов по ПГ.
ИСО 14064-3 детализирует требования по верификации заявлений по ПГ, связанных с инвентаризацией ПГ, проектами по ПГ и углеродным следом продукции. Он описывает процесс верификации или валидации, включая планирование верификации или валидации, процедуры оценки, а также оценку заявлений организации, проектных заявлений по ПГ, заявлений по ПГ продукции.
ИСО 14065 определяет требования к органам, которые осуществляют валидацию и верификацию заявлений по ПГ. Требования включают беспристрастность, компетентность, коммуникации, процессы верификации и валидации, апелляции, жалобы и системы менеджмента органов по валидации и верификации. Может использоваться в качестве основы для аккредитации и других форм признания в отношении беспристрастности, компетентности и последовательности органов по валидации и верификации.
ИСО 14066 определяет требования к компетенции для команд специалистов по валидации и верификации. Он также содержит принципы и устанавливает требования к компетенции на основе задач, которые должны выполнять команды специалистов по валидации и верификации.
ИСО 14067 определяет принципы, требования и руководящие указания по количественной оценке углеродного следа продукции. Цель ИСО 14067 заключается в количественной оценке выбросов ПГ, связанных с этапами жизненного цикла продукции, начиная с добычи ресурсов и получения сырья, и заканчивая этапами производства, использования и окончания срока службы продукта.
ISO/TR 14069 способствует применению настоящего стандарта, предоставляя руководящие указания и примеры для повышения прозрачности количественной оценки выбросов и отчетности по ним. ISO/TR 14069 не содержит дополнительных указаний в отношении настоящего стандарта.
На рисунке 1 показана взаимосвязь серии стандартов ИСО 14060 по ПГ.
0.2 Базовые понятия количественной оценки ПГ, используемые в настоящем стандарте
Настоящий стандарт содержит большинство ключевых понятий, разработанных на протяжении нескольких лет. Ссылки, приведенные в библиографии, обеспечивают примеры дополнительных указаний по данным понятиям.
0.3 Значение терминов "документировать (document)", "пояснять (explain)" и "обосновывать (justify)", принятые в настоящем стандарте
Некоторые положения требуют от пользователей настоящего стандарта документировать, пояснять и обосновывать использование определенных подходов или принятых решений.
Документирование предполагает сбор и хранение соответствующей информации в письменной форме.
Пояснение включает в себя два дополнительных критерия:
a) описания, как использовались подходы или принимались решения, и
b) описания, почему были выбраны подходы или приняты решения.
Обоснование включает в себя дополнительные третий и четвертый критерии:
c) объяснение, почему не были выбраны альтернативные подходы, и
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает принципы и требования на уровне организации по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов (ПГ). Настоящий стандарт также устанавливает требования к созданию, развитию, управлению, отчетности и верификации инвентаризации ПГ организации.
Серия стандартов ИСО 14064 нейтральна по отношению к программам по ПГ. Если применяется программа по ПГ, то требования этой программы дополняют требования серии стандартов ИСО 14064.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
Организации ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для их использования в стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна по адресу https://www.iso.org/obp;
- Электропедия МЭК: доступна по адресу http://www.electropedia.org/.
3.1 Термины, относящиеся к парниковым газам
3.1.1 парниковый газ; ПГ (greenhouse gas; GHG): Газообразная составляющая атмосферы как природного, так и антропогенного происхождения, которая поглощает и испускает инфракрасное излучение, исходящее от земной поверхности, атмосферы и облаков.
Примечание 1 - Перечень ПГ см. в последнем оценочном докладе межправительственной рабочей группы по оценке изменений климата (IPCC).
Примечание 2 - Водяной пар и озон являются как антропогенными, так и природными парниковыми газами, но они не включаются в качестве признанных ПГ из-за трудностей, в большинстве случаев связанных с выделением антропогенной составляющей глобального потепления, обусловленной их присутствием в атмосфере.
3.1.2 источник парниковых газов; источник ПГ (greenhouse gas source; GHG source): Процесс, в результате которого в атмосферу выбрасывается ПГ (3.1.1).
3.1.3 поглотитель парниковых газов; поглотитель ПГ (greenhouse gas sink; GHG sink): Процесс, поглощающий ПГ (3.1.1) из атмосферы.
3.1.4 накопитель парниковых газов; накопитель ПГ (greenhouse gas reservoir: GHG reservoir): Компонент, отличный от атмосферы, обладающий способностью накапливать ПГ (3.1.1), сохранять и выпускать их.
Примечание 1 - Океаны, почвы и леса являются примерами объектов, которые могут действовать как накопители ПГ.
Примечание 2 - Улавливание и хранение ПГ является одним из процессов, происходящих в накопителе ПГ.
3.1.5 выброс парниковых газов; выброс ПГ (greenhouse gas emission; GHG emission): Выпуск ПГ (3.1.1) в атмосферу.
3.1.6 поглощение парниковых газов; поглощение ПГ (greenhouse gas removal: GHG removal): Извлечение ПГ (3.1.1) из атмосферы поглотителями ПГ (3.1.3).
3.1.7 коэффициент выбросов парниковых газов; коэффициент выбросов ПГ (greenhouse gas emission factor; GHG emission factor): Коэффициент, связывающий данные о деятельности по ПГ (3.2.1) с выбросами ПГ (3.1.5).
Примечание 1 - Коэффициент выбросов ПГ может включать компонент окисления.
3.1.8 коэффициент поглощения парниковых газов (greenhouse gas removal factor): Коэффициент, связывающий данные о деятельности по парниковым газам (3.2.1) с поглощением ПГ (3.1.6).
Примечание 1 - Коэффициент поглощения ПГ может включать компонент окисления.
3.1.9 прямой выброс парниковых газов; прямой выброс ПГ (direct greenhouse gas emission; direct GHG emission): Выброс ПГ (3.1.5) из источников ПГ (3.1.2), находящихся в собственности или под контролем организации (3.4.2).
Примечание 1 - В настоящем стандарте для установления организационных границ используются понятия доли участия или контроля (финансового или операционного контроля).
3.1.10 прямое поглощение парниковых газов; прямое поглощение ПГ (direct greenhouse gas removal; direct GHG removal): Улавливание ПГ (3.1.6) поглотителями ПГ (3.1.3), находящимися в собственности или под контролем организации (3.4.2).
3.1.11 косвенный выброс парниковых газов; косвенный выброс ПГ (indirect greenhouse gas emission; indirect GHG emission): Выброс ПГ (3.1.5), являющийся следствием операционной деятельности организации (3.4.2), но возникающий из источников ПГ (3.1.2), не принадлежащих организации и не контролируемых ею.
Примечание 1 - Эти выбросы возникают обычно в предшествующей или последующей цепочке создания ценности.
3.1.12 потенциал глобального потепления; ПГП (global warming potential: GWP): Коэффициент, устанавливающий степень воздействия излучающей способности одной единицы массы конкретного ПГ (3.1.1) в текущем состоянии атмосферы относительно соответствующей единицы диоксида углерода в течение заданного периода времени.
3.1.13 эквивалент диоксида углерода; СО 2-экв. (carbon dioxide equivalent; СО 2е): Единица, используемая для сравнения излучающей способности ПГ (3.1.1) с излучающей способностью диоксида углерода.
Примечание 1 - Эквивалент диоксида углерода рассчитывают умножением массы данного ПГ на его потенциал глобального потепления (3.1.12).
3.2 Термины, относящиеся к процессам инвентаризации парниковых газов
3.2.1 данные о деятельности по парниковым газам; данные о деятельности по ПГ (greenhouse gas activity data; GHG activity data): Количественная мера деятельности организации, результатом которой является выброс ПГ (3.1.5) или поглощение ПГ (3.1.6).
Пример - Количество потребленной энергии, топлива или электроэнергии, произведенных материалов, предоставленных услуг или площадь затронутых земель.
3.2.2 первичные данные (primary data): Количественный параметр процесса или деятельности, полученный в результате прямого измерения или расчета на основе прямых измерений.
Примечание 1 - Первичные данные могут включать коэффициенты выбросов ПГ (3.1.7) или коэффициенты поглощения ПГ (3.1.8) и/или данные о деятельности по ПГ (3.2.1).
3.2.3 данные по конкретной площадке (site-specific data): Первичные данные (3.2.2), полученные в пределах организационных границ (3.4.7).
Примечание 1 - Все данные по конкретным площадкам являются первичными данными, но не все первичные данные являются данными по конкретным площадкам.
3.2.4 вторичные данные (secondary data): Данные, полученные из источников, отличных от первичных данных (3.2.2).
Примечание 1 - Такие источники могут включать базы данных и опубликованную литературу, валидированные компетентными органами.
3.2.5 заявление по парниковым газам; заявление по ПГ (greenhouse gas statement; GHG statement): Устаревшее: GHG assertion (утверждение по ПГ). Основанная на фактах и объективная декларация, содержащая предмет для верификации (3.4.9) или валидации (3.4.10).
Примечание 1 - Заявление по ПГ может быть представлено в некоторый момент времени или охватывать определенный период времени.
Примечание 2 - Заявление по ПГ, представленное ответственной стороной (3.4.3), должно быть четко сформулировано, давать возможность последовательной оценки или измерения по соответствующим критериям экспертом по верификации (3.4.11) или экспертом по валидации (3.4.12).
Примечание 3 - Заявление по ПГ может быть представлено в отчете по ПГ (3.2.9) или в плане проекта по ПГ (3.2.7).
3.2.6 инвентаризация парниковых газов; инвентаризация ПГ (greenhouse gas inventory; GHG inventory): Перечень источников ПГ (3.1.2) и поглотителей ПГ (3.1.3), а также их количественно определенные выбросы ПГ (3.1.5) и поглощения ПГ (3.1.6).
3.2.7 проект по парниковым газам; проект по ПГ (greenhouse gas project; GHG project): Деятельность или виды деятельности, изменяющие условия, идентифицированные в базовой линии по ПГ, и приводящие к сокращению выбросов ПГ (3.1.5) или увеличению поглощения ПГ (3.1.6).
Примечание 1 - ИСО 14064-2 представляет информацию о том, как определить и использовать базовую линию.
3.2.8 программа по парниковым газам; программа по ПГ (greenhouse gas programme; GHG programme): Добровольная или обязательная для исполнения международная, национальная или субнациональная система или схема, в рамках которой осуществляется инвентаризация, учет и управление выбросами ПГ (3.1.5), поглощением ПГ (3.1.6), сокращением выбросов или увеличением поглощения ПГ вне границ организации (3.4.2) или проекта по ПГ (3.2.7).
3.2.9 отчет по парниковым газам; отчет по ПГ (greenhouse gas report; GHG report): Отдельный документ, предназначенный для предоставления предполагаемым пользователям (3.4.4) информации о ПГ организации (3.4.2) или проекте по ПГ (3.2.7).
Примечание 1 - Отчет по ПГ может включать заявление по ПГ (3.2.5).
3.2.10 базовый год (base year): Конкретный прошлый период, установленный для сопоставления во времени выбросов ПГ (3.1.5) или поглощения ПГ (3.1.6) или другой относящейся к ПГ информации.
3.2.11 инициатива по сокращению парниковых газов; инициатива по сокращению ПГ, мероприятия по сокращению ПГ (greenhouse gas reduction initiative; GHG reduction initiative): Конкретное мероприятие или инициатива, не организованная как проект по ПГ (3.2.7), реализуемая организацией (3.4.2) на периодической или непрерывной основе, чтобы сократить прямые или косвенные выбросы ПГ (3.1.5) или обеспечить увеличение прямого или косвенного поглощения ПГ (3.1.6).
3.2.12 мониторинг (monitoring): Непрерывная или периодическая оценка выбросов ПГ (3.1.5), поглощения ПГ (3.1.6) или других связанных с ПГ данных.
3.2.13 неопределенность (uncertainty): Параметр, связанный с результатом количественного определения, который характеризует разброс значений, обоснованно относящихся к количественной величине.
Примечание 1 - Неопределенность устанавливает, как правило, количественную оценку вероятного разброса значений и качественное описание вероятных причин разброса.
3.2.14 значимый косвенный выброс парниковых газов; значимый косвенный выброс ПГ (significant indirect greenhouse gas emission; significant indirect GHG emission): Количественно определенные и сообщаемые организацией (3.4.2) выбросы ПГ (3.1.5), соответствующие критериям значимости, установленным организацией.
3.3 Термины, относящиеся к биогенным материалам и землепользованию
3.3.1 биомасса (biomass): Материал биологического происхождения, исключая материал, заключенный в геологических формациях, и материал, трансформировавшийся в ископаемое.
Примечание 1 - Биомасса включает органический материал (живой и мертвый), например, деревья, кустарники, травы, листья деревьев, водоросли, животные, навоз и отходы биологического происхождения.
3.3.2 биогенный углерод (biogenic carbon): Углерод, получаемый из биомассы (3.3.1).
3.3.3 биогенный диоксид углерода (biogenic СО 2): СО 2, полученный путем окисления биогенного углерода (3.3.2).
3.3.4 антропогенный биогенный выброс ПГ (anthropogenic biogenic GHG emission): Выброс ПГ (3.1.5) из биогенного материала в результате хозяйственной деятельности человека.
3.3.5 прямое изменение землепользования (direct land use change; dLUC): Изменение в использовании земли человеком в пределах соответствующей границы.
Примечание 1 - Соответствующая граница является границей отчетности (3.4.8).
3.3.6 землепользование (land use): Использование человеком или управление земельными участками в пределах соответствующих границ.
Примечание 1 - Соответствующая граница является границей отчетности (3.4.8).
3.3.7 неантропогенный биогенный выброс ПГ (non-anthropogenic biogenic GHG emission): Выброс ПГ (3.1.5) из биогенного материала в результате стихийных бедствий (например, лесных пожаров или нашествия насекомых) или естественной эволюции (например, рост, разложение).
3.4 Термины, относящиеся к организациям, заинтересованным сторонам и верификации
3.4.1 объект (facility): Установка, комплект установок или производственные процессы (стационарные или подвижные), которые могут быть определены в рамках единой географической границы, организационной единицы или производственного процесса.
3.4.2 организация (organization): Лицо или группа лиц, имеющие собственные функции, наделенные ответственностью, полномочиями и отношениями для достижения поставленных целей.
Примечание 1 - Понятие организации включает, но не ограничивается этим, индивидуального предпринимателя, компанию, корпорацию, фирму, предприятие, орган власти, партнерство, ассоциацию, благотворительную организацию или учреждение, а также их часть или комбинацию, независимо от того, являются ли они зарегистрированными или нет, государственными или частными.
3.4.3 ответственная сторона (responsible party): Лицо или лица, ответственные за предоставление заявления по парниковым газам (3.2.5) и подтверждающей информации по ПГ (3.1.1).
Примечание 1 - Ответственной стороной могут быть отдельные лица или представители организации (3.4.2) или проекта по ПГ, а также сторона, которая привлекает экспертов по верификации (3.4.11) или экспертов по валидации (3.4.12).
3.4.4 предполагаемый пользователь (intended user): Физическое лицо или организация (3.4.2), идентифицированные теми, кто предоставляет информацию, связанную с ПГ в качестве субъектов, которые используют эту информацию при принятии решений.
Примечание 1 - Предполагаемым пользователем могут быть клиент (3.4.5), ответственная сторона (3.4.3), сама организация, администраторы, руководитель программы по ПГ (3.2.8), регулирующие органы, финансовое сообщество или другие заинтересованные стороны, такие как местные сообщества, правительственные органы, общественные или неправительственные организации.
3.4.5 клиент (client): Организация (3.4.2) или лицо, запрашивающие верификацию (3.4.9) или валидацию (3.4.10).
3.4.6 предполагаемое использование инвентаризации ПГ (intended use of the GHG inventory): Основная цель, установленная организацией (3.4.2) либо программой, для количественного определения выбросов ПГ (3.1.5) и поглощения ПГ (3.1.6), в соответствии с потребностями предполагаемого пользователя (3.4.4).
3.4.7 организационная граница (organizational boundary): Группа мероприятий или объектов, над которыми организация (3.4.2) осуществляет операционный или финансовый контроль или в капитале которых имеет долю.
3.4.8 граница отчетности (reporting boundary): Группа выбросов ПГ (3.1.5) или поглощений ПГ (3.1.6), сообщаемых в пределах организационной границы (3.4.7), а также тех значимых косвенных выбросов, которые являются следствием операционной деятельности организации.
3.4.9 верификация (verification): Процесс оценки заявления в отношении исторических данных и информации для определения того, является ли это заявление в существенном отношении правильным и соответствует ли оно критериям.
3.4.10 валидация (validation): Процесс оценки обоснованности допущений, ограничений и методов, поддерживающих заявление о результатах намечаемой деятельности.
3.4.11 эксперт по верификации (verifier): Компетентное и независимое лицо, ответственное за проведение верификации (3.4.9) и предоставление отчета по ее результатам.
3.4.12 эксперт по валидации (validator): Компетентное и независимое лицо, ответственное за проведение валидации (3.4.10) и предоставление отчета по ее результатам.
3.4.13 уровень уверенности (level of assurance): Степень доверия к заявлению по ПГ (3.2.5).
4 Принципы
4.1 Общие положения
Применение принципов является основой для обеспечения того, чтобы учет информации, связанной с ПГ, был достоверным и объективным. Принципы являются основой требований настоящего стандарта и обеспечивают руководство по его применению.
4.2 Применимость
Источники ПГ, поглотители ПГ, хранилища ПГ, данные и методологии следует выбирать исходя из потребностей предполагаемого пользователя.
4.3 Полнота
Следует учитывать все соответствующие выбросы и поглощения ПГ.
4.4 Согласованность
Необходимо обеспечивать возможность полноценного сопоставления информации, относящейся к ПГ.
4.5 Точность
Необходимо стремиться уменьшать систематическую погрешность и неопределенность, насколько это практически возможно.
4.6 Прозрачность
Следует раскрывать достаточную и соответствующую информацию о ПГ, чтобы предполагаемые пользователи могли принимать решения с разумной уверенностью.
5 Границы инвентаризации парниковых газов
5.1 Организационные границы
Организация должна определить свои организационные границы.
Организация может состоять из одного или множества объектов. Выбросы или поглощения ПГ на уровне конкретного объекта могут осуществляться одним или несколькими источниками или поглотителями ПГ.
Организация должна консолидировать свои выбросы и поглощения ПГ на уровне конкретного объекта с помощью одного из следующих подходов:
a) контроль: организация учитывает все выбросы и/или поглощения ПГ от объектов, над которыми она осуществляет финансовый или операционный контроль;
b) долевое участие в капитале: организация учитывает свою долю выбросов ПГ и/или поглощения ПГ от соответствующих объектов.
Подход к консолидации должен соответствовать предполагаемому использованию инвентаризации ПГ.
Примечание 1 - Руководящие указания по применению подходов, основанных на контроле и долевом участии в капитале, для консолидации выбросов и поглощений ПГ от объектов на уровне организации приведены в приложении А.
Организация может использовать различные подходы к консолидации в случае наличия нескольких целей и требований к отчетности, определенных, например, программой по ПГ, юридическим договором или различными типами предполагаемых пользователей.
Примечание 2 - Выбросы и поглощения ПГ организации объединяются на основе количественной оценки источников и поглотителей ПГ на уровне объекта.
Примечание 3 - Поглотитель ПГ в один период может стать источником ПГ в другой период или наоборот.
Когда объект находится в собственности или под контролем нескольких организаций, эти организации должны применять одинаковый подход к консолидации для этого объекта. Организация должна документировать и сообщать, какой подход к консолидации она применяет.
5.2 Границы отчетности
5.2.1 Установление границ отчетности
Организация должна устанавливать и документировать свои границы отчетности, включая определение прямых и косвенных выбросов и поглощений ПГ, связанных с деятельностью организации.
5.2.2 Прямые выбросы и поглощение парниковых газов
Организация должна количественно определить прямые выбросы ПГ отдельно по СО 2, СН 4, N 2О, NF 3, SF 6 и других соответствующих групп ПГ (HFC, PFC и т.д.) в тСО 2-экв.
Организации следует выполнять количественную оценку поглощений ПГ.
5.2.3 Косвенные выбросы парниковых газов
Организация должна применять и документировать процесс определения того, какие косвенные выбросы следует включить в ее инвентаризацию ПГ.
В рамках этого процесса организация должна определять и пояснять свои собственные заранее определенные критерии значимости косвенных выбросов с учетом предполагаемого использования инвентаризации ПГ.
Каким бы ни было предполагаемое использование, критерии не должны использоваться для исключения значимых объемов косвенных выбросов или уклонения от выполнения обязательств по соблюдению норм.
Используя эти критерии, организация должна выявлять и оценивать свои косвенные выбросы ПГ для отбора наиболее значимых.
Организация должна количественно оценивать и сообщать об этих значимых выбросах. Исключения значимых косвенных выбросов должны быть обоснованы.
Критерии оценки значимости могут включать величину/объем выбросов, уровень влияния на источники/поглотители, доступ к информации и уровень точности соответствующих данных (сложность организации и мониторинга). Может использоваться оценка риска или другие процедуры (например, требования покупателя, нормативные требования, ожидания заинтересованных сторон, масштаб деятельности и т.д.) - см. ИСО 13065. Дополнительные руководящие указания приведены в приложении Н.
Критерии оценки значимости могут периодически пересматриваться. Организация должна сохранять документированную информацию об изменениях.
5.2.4 Категории инвентаризации парниковых газов
На уровне организации выбросы ПГ должны распределяться по следующим категориям:
a) прямые выбросы и поглощения ПГ;
b) косвенные выбросы ПГ от импортированной энергии;
c) косвенные выбросы ПГ от транспортирования;
d) косвенные выбросы ПГ от продукции, используемой организацией;
e) косвенные выбросы ПГ, связанные с использованием продукции, выпускаемой организацией;
f) косвенные выбросы ПГ из других источников.
В каждой категории должны выделяться небиогенные выбросы, биогенные антропогенные выбросы и, если они определены количественно и представлены, биогенные неантропогенные выбросы (см. приложение D).
Организации следует отдельно документировать вышеуказанные категории отдельно на уровне объекта.
Выбросы ПГ следует далее подразделять на подкатегории, согласующиеся с указанными выше категориями. Пример подкатегорий представлен в приложении В.
6 Количественная оценка выбросов и поглощений парниковых газов
6.1 Идентификация источников и поглотителей парниковых газов
Организация должна идентифицировать и документировать все относящиеся к ней источники и поглотители ПГ, включенные в ее границы отчетности. Организация должна включать все соответствующие ПГ.
Источники и поглотители ПГ должны быть идентифицированы в соответствии с категориями, определенными в 5.2.4.
Если организация проводит количественную оценку поглощения ПГ, она должна выявлять и документировать поглотители ПГ, вносящие вклад в их улавливание.
Детализация, с которой определяются и классифицируются источники и поглотители, должна соответствовать используемому подходу к количественной оценке.
Организация может исключать источники или поглотители ПГ, по которым вклад в выбросы или поглощение ПГ несущественен. Организация должна определить и пояснить, почему источники или поглотители ПГ исключены из соответствующих категорий и любых подкатегорий, включенных в отчет (см. 5.2.3).
6.2 Выбор подхода к количественной оценке
6.2.1 Общие положения
Организация должна выбрать и использовать методики количественной оценки, которые минимизируют неопределенность и дают точные, согласованные и воспроизводимые результаты.
Подход к количественной оценке должен также учитывать техническую реализуемость и затраты.
Примечание - Подход к количественной оценке - это процесс получения данных и определения выбросов и поглощений источником или поглотителем ПГ. Выбросы или поглощения ПГ можно определить посредством измерения или моделирования.
Организация должна пояснить и задокументировать свой подход к количественной оценке и любые вносимые в него изменения.
6.2.2 Выбор и сбор данных, используемых для количественной оценки
Организация должна определить и задокументировать свои данные по каждому источнику или поглотителю, классифицируемому как прямые или косвенные выбросы и поглощения. Организация должна определить и задокументировать характеристики для всех соответствующих данных, используемых для количественной оценки (см. 5.2.3).
Примечание 1 - Данные, используемые для количественной оценки, включают первичные данные (в том числе данные по конкретной площадке) и вторичные данные.
Пример - Данные, используемые для количественной оценки, могут включать средний расход топлива для грузовых автомобилей и его характеристики в качестве норматива для определения расхода топлива.
Примечание 2 - В случае программ по ПГ характеристики данных, используемых для количественной оценки, обычно определяются оператором программы.
В приложении С содержатся руководящие указания по выбору и сбору данных, используемых для количественной оценки.
6.2.3 Выбор или разработка модели количественной оценки (выбросов и удаления) парниковых газов
За исключением случаев прямого измерения выбросов и поглощений, организация должна выбрать или разработать модели для количественной оценки ПГ.
Модель - это представление способа преобразования данных об источниках и поглотителях, используемых для количественной оценки, в данные о выбросах и поглощении ПГ. Модель является упрощенным представлением физических процессов, имеющим допущения и ограничения.
Организация должна пояснить и задокументировать обоснование выбора или разработки модели с учетом следующих характеристик модели:
a) насколько точно модель представляет выбросы и поглощения;
b) границы применения модели;
c) неопределенность и точность модели;
d) воспроизводимость результатов;
e) приемлемость модели;
f) происхождение и уровень признания модели;
g) соответствие предполагаемому использованию.
Примечание - Ряд моделей используют данные о деятельности, умножаемые на коэффициенты выбросов.
6.3 Расчет выбросов и поглощения парниковых газов
Организация должна рассчитать выбросы и поглощения ПГ в соответствии с выбранным подходом к количественной оценке (см. 6.2).
Должен указываться период, за который рассчитаны выбросы и поглощения ПГ.
Организация должна перевести количество каждого вида ПГ в тСO 2-экв. с использованием соответствующих ПГП.
Следует использовать последние ПГП МГЭИК. В противном случае должно быть предоставлено обоснование. Временной горизонт ПГП должен составлять 100 лет. Другие временные горизонты ПГП могут использоваться, но информация по ним должна сообщаться отдельно.
Примечание - ПГП может быть частью модели (включая коэффициенты выбросов).
Организация должна количественно оценивать биогенные выбросы или поглощения в соответствии с приложением D.
Организация должна количественно оценивать выбросы или поглощения от импортируемой электроэнергии, потребляемой организацией, а также от экспортируемой электроэнергии, вырабатываемой организацией, в соответствии с приложением Е.
Конкретные руководящие указания, касающиеся выбросов или поглощений в сельском хозяйстве, приведены в приложении G.
6.4 Инвентаризация парниковых газов за базовый год
6.4.1 Выбор и установка базового года
Организация должна установить базовый год из прошлого периода для определения выбросов и поглощений ПГ с целью сравнения или обеспечения соответствия требованиям программы по ПГ или другим предполагаемым использованиям инвентаризации ПГ.
Выбросы или поглощения ПГ за базовый год могут быть количественно определены на основе конкретного периода (например, года или части года, когда сезонность является особенностью деятельности организации) или усреднены за несколько периодов (например, за несколько лет).
Если достаточная информация об имевших место в прошлом выбросах или поглощениях ПГ отсутствует, организация может использовать в качестве базового года свой первый период инвентаризации ПГ.
При установлении базового года организация:
a) должна проводить количественную оценку выбросов и поглощений ПГ за базовый год с использованием данных, представительных для текущих границ отчетности организации, обычно данных за один год, среднего значения за несколько последовательных лет или скользящего среднего значения;
b) выбрать базовый год, за который имеются верифицированные данные о выбросах или поглощениях ПГ;
c) пояснить выбор базового года;
d) провести инвентаризацию ПГ за базовый год в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
Организация может изменять свой базовый год, но при этом она должна обосновать любое его изменение.
6.4.2 Пересмотр инвентаризации парниковых газов за базовый год
Для обеспечения представительности инвентаризации ПГ за базовый год организация должна разработать, задокументировать и применить процедуру пересмотра и пересчета инвентаризации ПГ за базовый год для возможности учета существенных накопленных изменений в выбросах за базовый год в результате:
a) структурных изменений в отчетности или организационных границах (т.е. слияния, приобретения или отчуждения активов) или
b) изменения в методиках расчета или в коэффициентах выбросов, или
c) обнаружения ошибки или ряда накопленных ошибок, которые в совокупности являются существенными.
Организация не должна пересчитывать свою инвентаризацию ПГ за базовый год для учета изменений объемов производства на объектах, включая закрытие или открытие объектов.
Организация должна документировать перерасчеты за базовый год в последующих инвентаризациях ПГ.
7 Деятельность по предотвращению изменения климата
7.1 Инициативы по сокращению выбросов и повышению поглощения парниковых газов
Организация может планировать и осуществлять инициативы по сокращению выбросов ПГ в целях ограничения или предотвращения выбросов или увеличения поглощения ПГ.
В случае реализации организация должна количественно оценить разницу в выбросах или поглощении ПГ, связанную с реализацией инициатив по сокращению выбросов ПГ.
Примечание - Разница выбросов или поглощения ПГ в результате реализации инициатив по сокращению выбросов ПГ обычно отражается в инвентаризации ПГ организации, но также разница в выбросах или поглощениях ПГ может быть и за пределами границ инвентаризации ПГ.
В случае, если проведена количественная оценка данных и сформирована соответствующая отчетность, организация должна документировать инициативы по сокращению выбросов ПГ и отдельно указывать связанную с ними разницу в результатах выбросов или поглощений. Организация также должна описывать:
a) инициативы по сокращению выбросов ПГ;
b) пространственные и временные границы инициативы по снижению выбросов ПГ;
c) подход (соответствующие показатели), используемые для количественной оценки разницы в выбросах или поглощениях ПГ;
d) определение и классификацию разниц в выбросах или поглощениях ПГ, обусловленных инициативами по сокращению выбросов ПГ, как прямых, так и косвенных выбросов или поглощений ПГ.
Пример - Инициативы по сокращению выбросов ПГ могут включать следующее:
- управление спросом на энергию и ее использованием;
- энергоэффективность;
- совершенствование технологий или процессов;
- улавливание и хранение ПГ, как правило, в накопителях ПГ;
- управление транспортом и спросом на поездки;
- переход на другое топливо или его замена;
- лесовосстановление;
- минимизация отходов;
- использование альтернативных видов топлива и сырья (АТС) во избежание захоронения или сжигания отходов;
- управление хладагентами.
7.2 Проекты по сокращению выбросов или увеличению поглощения парниковых газов
Если организация сообщает об углеродных компенсациях, приобретенных или созданных ею самой, то организация должна перечислять такие компенсации отдельно от инициатив по сокращению выбросов ПГ.
7.3 Целевые показатели сокращения выбросов или увеличения поглощений парниковых газов
Организация может устанавливать целевые показатели по сокращению выбросов ПГ.
Если организация сообщает о целевом показателе, то должна указываться и сообщаться следующая информация:
- период, охватываемый целевым показателем, включая целевой год начала и целевой год завершения;
- тип целевого показателя (интенсивность или абсолютное значение);
- категория выбросов, включенных в целевой показатель;
- объем сокращения и его единица, выраженная в соответствии с типом целевого показателя.
Для постановки целевых показателей необходимо учитывать следующие критерии:
- климатология;
- потенциал сокращения;
- международный, национальный контекст;
- отраслевой контекст (например, добровольное отраслевое обязательство, межотраслевой эффект).
8 Менеджмент качества инвентаризации парниковых газов
8.1 Управление информацией о парниковых газах
8.1.1 Организация должна устанавливать и поддерживать процедуры по управлению информацией о ПГ, чтобы:
a) обеспечивать соответствие принципам настоящего стандарта;
b) обеспечивать согласованность с предполагаемым применением инвентаризации ПГ;
c) проводить регулярные согласованные проверки для обеспечения точности и полноты инвентаризации ПГ;
d) выявлять и устранять ошибки и упущения;
e) документировать и архивировать соответствующие записи инвентаризации ПГ, включая деятельность по управлению информацией и ПГП.
8.1.2 Процедуры по управлению информацией о ПГ организации должны документировать рассмотрение следующих вопросов:
a) определение и проверка назначения и полномочий лиц, ответственных за подготовку инвентаризации ПГ;
b) определение, осуществление и проверка надлежащей подготовки членов группы по подготовке инвентаризации;
c) определение и анализ организационных границ;
d) выявление и анализ источников и поглотителей ПГ;
e) выбор и анализ подходов к количественной оценке, включая данные и модели, используемые для количественной оценки ПГ, которые согласуются с предполагаемым использованием инвентаризации ПГ;
f) анализ применения методов количественной оценки для обеспечения согласованности между несколькими объектами;
g) использование, обслуживание и калибровка средств измерений (если применимо);
h) разработка и обслуживание надежной системы сбора данных;
i) регулярные проверки точности;
j) периодические внутренние аудиты и технические анализы;
k) периодический анализ возможностей совершенствования процессов управления информацией.
8.2 Хранение документов и ведение записей
Организация должна устанавливать и поддерживать процедуры хранения документов и ведения записей.
Организация должна сохранять и вести документацию, подтверждающую планирование, разработку и ведение инвентаризации ПГ, с тем чтобы обеспечить возможность верификации. Документация в бумажном, электронном или ином формате должна обрабатываться в соответствии с принятыми в организации процедурами по управлению информацией о ПГ по хранению документов и ведению записей.
8.3 Оценка неопределенности
Организация должна оценивать неопределенность, связанную с подходами к количественной оценке (например, данных и моделей, используемых для количественной оценки), и проводить оценку, устанавливающую неопределенность на уровне категории выбросов в инвентаризации ПГ.
В тех случаях, когда количественная оценка неопределенности невозможна или экономически не оправдана, это должно обосновываться, и должна проводиться качественная оценка.
Организация может применять принципы и методологии Руководства ИСО/МЭК 98-3 при проведении оценки неопределенности.
9 Отчетность по парниковым газам
9.1 Общие положения
Для упрощения верификации инвентаризации ПГ организации следует подготовить отчет по ПГ в соответствии с предполагаемыми видами использования инвентаризации. Например, отчет по ПГ может потребоваться для участия в программе по ПГ или для информирования внешних или внутренних пользователей.
Отчет по ПГ готовится, если организация решает провести верификацию своей инвентаризации ПГ или делает публичное заявление по ПГ о соответствии требованиям настоящего стандарта.
Отчеты по ПГ должны быть полными, согласованными, точными, актуальными, прозрачными и спланированными в соответствии с 9.2.
Если заявление организации в отношении ПГ верифицировано независимой (третьей) стороной, то отчет о верификации должен быть доступен предполагаемым пользователям.
Если конфиденциальные данные не включаются в отчет по ПГ, то это должно быть обосновано.
Если организация принимает решение подготовить отчет по ПГ, то применяются 9.2 и 9.3.
9.2 Планирование отчета по парниковым газам
При планировании отчета по ПГ организация должна пояснить и задокументировать следующее:
a) цель и задачи отчета в контексте политики, стратегий или программ организации по ПГ и применимых программ по ПГ;
b) предполагаемое использование и предполагаемые пользователи инвентаризации ПГ;
c) общие и конкретные обязанности по подготовке и разработке отчета;
d) периодичность предоставления отчета;
e) структура и формат отчета;
f) данные и информация, подлежащие включению в отчет;
g) политика в отношении доступности и методов распространения отчета.
9.3 Содержание отчета по парниковым газам
9.3.1 Обязательная информация
В отчете по ПГ должно приводиться описание инвентаризации ПГ организации. Его содержание может быть структурировано в соответствии с рекомендациями, приведенными в приложении F.
Содержание отчета по ПГ должно включать в себя следующее:
a) описание представляющей отчет организации;
b) лицо или подразделение, ответственные за отчет;
c) охватываемый отчетный период;
d) документирование организационных границ (5.1);
e) документирование границ отчетности, включая критерии, установленные организацией для определения значимых выбросов;
f) прямые выбросы ПГ, количественно выраженные отдельно по СO 2, СН 4, N 2O, NF 3, SF 6 и другим соответствующим группам ПГ (HFC, PFC и т.д.) в тСO 2-экв. (5.2.2);
g) описание того, как учитываются биогенные выбросы и поглощения СO 2 в инвентаризации ПГ и релевантные биогенные выбросы и поглощения СO 2, количественно выраженные по отдельности в тСO 2-экв. (см. приложение D);
h) при проведении количественной оценки прямые поглощения выражаются в тСO 2-экв. (5.2.2);
i) пояснение исключений из количественной оценки любых значимых источников или поглотителей ПГ (5.2.3);
j) количественная оценка косвенных выбросов ПГ, разделенных по категориям, в тСO 2-экв. (5.2.4);
k) выбранный базовый год прошлого периода и инвентаризация ПГ за базовый год (6.4.1);
l) пояснение любых изменений в базовом году или других исторических данных или классификации ПГ и любого перерасчета базового года или другой прошлой инвентаризации ПГ (6.4.1), а также документирование любых ограничений сопоставимости, вытекающих из такого перерасчета;
m) ссылка на подходы к количественной оценке, либо их описание, включая причины их выбора (6.2);
n) пояснение любого изменения ранее использовавшихся подходов к количественной оценке (6.2);
o) ссылка на используемые коэффициенты выбросов или поглощения ПГ или документация по ним (6.2);
р) описание влияния неопределенностей на точность данных о выбросах и поглощении ПГ по категориям (8.3);
q) описание и результаты оценки неопределенности (8.3);
r) утверждение о том, что отчет по ПГ был подготовлен в соответствии с настоящим стандартом;
s) информация, описывающая, были ли верифицированы инвентаризация ПГ, отчет или заявление, включая тип верификации и достигнутый уровень уверенности;
t) значения ПГП, используемые при расчете, а также их источник. Если значения ПГП взяты не из последнего доклада МГЭИК, следует указать коэффициенты выбросов или ссылку на базу данных, использованную при расчете, а также их источник.
9.3.2 Рекомендуемая информация
Организации следует рассмотреть вопрос о включении в отчет по ПГ следующего:
a) описание политики, стратегий или программ организации по ПГ;
b) при необходимости, описание инициатив по снижению ПГ и того, как они влияют на разницу значений в выбросах или поглощении ПГ, в том числе происходящие вне организационных границ, количественно в тСO 2-экв. (7.1);
c) при необходимости, приобретенное или достигнутое количество сокращений выбросов парниковых газов и поглощения ПГ вследствие реализации проектов по сокращению выбросов ПГ и повышению поглощения ПГ, количественно выражается в тСO 2-экв. (7.2);
d) в соответствующих случаях, описание применимых требований программы по ПГ;
е) выбросы или поглощения ПГ с детализацией по объектам;
f) суммарные количественно определенные косвенные выбросы ПГ;
g) описание и предоставление дополнительных коэффициентов, таких как эффективность или интенсивность выбросов ПГ (выбросы на единицу продукции);
h) оценка результативности на основе соответствующих внутренних и/или внешних бенчмарков;
i) описание процедур управления информацией о ПГ и мониторинга (8.1);
j) выбросы и поглощения ПГ за предыдущий отчетный период;
k) при необходимости, пояснение различий в выбросах ПГ между нынешней и предыдущей инвентаризациями.
Организация может суммировать прямые выбросы и прямые поглощения ПГ.
9.3.3 Дополнительная информация и связанные с ней требования
Организация может сообщать дополнительную информацию отдельно от обязательной и рекомендуемой. Каждый тип дополнительной информации, описанной далее, должен сообщаться отдельно от другой информации.
Организация может сообщать о результатах использования договорных инструментов в отношении характеристик ПГ (рыночный подход), выраженных в единицах выбросов ПГ (тСO 2-экв.), а также в единицах передачи (например, кВтч). Организация может отчитаться о приобретенном количестве по сравнению с потребленным.
Организация может сообщать об углеродных компенсациях или других видах углеродных кредитов. В этом случае организация:
- должна раскрыть схему ПГ, в соответствии с которой они были созданы;
- может суммировать углеродные компенсации или другие виды углеродных кредитов вместе, если они происходят из одной и той же схемы выбросов ПГ и имеют соответствующий срок действия;
- не должна добавлять или вычитать углеродные компенсации или другие виды углеродных кредитов из инвентаризации прямых или косвенных выбросов организации.
Организация может сообщать о ПГ, хранящихся в накопителях для ПГ.
10 Роль организации в деятельности по верификации
Организация может принять решение о проведении верификации.
Для беспристрастного и объективного рассмотрения информации о выбросах и поглощениях ПГ организация должна провести верификацию, соответствующую потребностям предполагаемого пользователя. Принципы и требования описаны в ИСО 14064-3.
Требования к органам по верификации описаны в ИСО 14065.
Требования к компетентности рабочих групп по валидации и верификации описаны в ИСО 14066.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 14064-1-2021 "Газы парниковые. Часть 1. Требования и руководство по количественному определению и отчетности о выбросах и поглощении парниковых газов на уровне организации" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2021 г. N 1029-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Российского института стандартизации, Москва, 2021 г.
Дата введения - 1 января 2022 г. с правом досрочного применения