Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Экспертное заключение

Приложение N 1
к Порядку формирования федерального
перечня учебников, допущенных
к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального
общего, основного общего,
среднего общего образования,
утвержденному приказом Министерства
просвещения Российской Федерации
от 12 ноября 2021 г. N 819

 

Форма

 

Экспертное заключение 1

 

_________________________________________________________________________

(название учебника, класс)

_________________________________________________________________________

(автор (авторский коллектив) учебника)

_________________________________________________________________________

(наименование издателя (издателей)

_________________________________________________________________________

(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник)

 

1.

Сведения об экспертах, привлеченных к проведению экспертизы:

N п/п

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Квалификационные характеристики эксперта (образование/ученая степень и (или) ученое звание (при наличии)/стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ/опыт разработки или использования учебника (учебников) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов/опыт осуществления картографической деятельности/наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (для проведения экспертизы специальных учебников)

Дополнительная информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Сведения об уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, привлеченном к проведению экспертизы учебника (при проведении экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке):

2.1.

Наименование:

2.2.

Место нахождения:

2.3.

Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

 

------------------------------

1 Титульный лист экспертного заключения заполняется Министерством просвещения Российской Федерации.

------------------------------

 

Лист А экспертного заключения (для заполнения экспертом, привлеченным для проведения экспертизы учебника)

 

Индивидуальный лист эксперта по результатам проведения экспертизы учебника

 

_________________________________________________________________________

(название, класс)

_________________________________________________________________________

(автор (авторский коллектив) учебника)

_________________________________________________________________________

(наименование издателя (издателей)

_________________________________________________________________________

(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник)

_________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта)

 

1.

Сведения о квалификации эксперта:

Образование

Уровень образования, специализация/специальность/направления подготовки/профиль

Ученая степень и (или) ученое звание

Указываются при наличии

Стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ

Количество лет стажа/опыта, область знаний

Опыт разработки или использования учебника (учебников) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов

Да (указываются наименования соответствующих учебника (учебников) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов, в разработке которых эксперт принимал участие)/нет

Опыт осуществления картографической деятельности (для экспертизы учебников, содержащих картографический материал)

Количество лет стажа, опыта/наименования организаций

Наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (при проведении экспертизы специальных учебников)

Образование/квалификация/количество лет стажа, опыта/наименования организаций

2. Информация об учебнике:

2.1. Методическое пособие (при наличии)

Наименования и авторский коллектив:

2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

2.3. Инструкция по установке, настройке

и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

2.4. Уровень содержания учебника

Базовый/углубленный уровень

3. Критерии экспертизы учебника.

 

N

п/п

Критерии экспертизы учебника

Экспертная оценка по критерию в соответствии с пунктом 10 Порядка

Примечание

3.1.

Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника).

 

 

3.2.

Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

3.3.

Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ.

 

 

3.4.

Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал).

 

 

3.5.

Отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям).

 

 

3.6.

Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики.

 

 

3.7.

Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня общего образования и направленности;

 

 

3.8.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение;

 

 

3.9.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.

 

 

3.10.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).

 

 

3.11.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.

 

 

3.12.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.

 

 

3.13.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.

 

 

3.14.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

 

 

3.15.

Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

 

 

3.16.

Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.

 

 

3.17.

Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.

 

 

3.18.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны.

 

 

3.19.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.

 

 

3.20.

Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости).

 

 

3.21.

Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).

 

 

3.22.

Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.

 

 

3.23.

Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала.

 

 

3.24.

Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся.

 

 

3.25.

Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему.

 

 

3.26.

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности.

 

 

3.27

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.

 

 

3.28.

Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.

 

 

3.29.

Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника.

 

 

3.30.

Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.

 

 

3.31.

Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (для заполнения начиная с 1 сентября 2023 года).

 

 

3.32.

Соответствие формы подачи материала учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников).

 

 

3.33.

Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии).

 

 

3.34.

Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника.

 

 

3.35.

Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации.

Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя содержанию соответствующего учебника.

 

 

4. Дополнительные критерии экспертизы для электронной формы учебников:

4.1.

Соответствие структуры и содержания цифровой копии и электронной форм учебника друг другу.

 

 

4.2.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств.

 

 

4.3.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере, и иным электронным устройствам вывода информации).

 

 

4.4.

Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним.

 

 

4.5.

Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

 

 

4.6.

Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.

 

 

5. Дополнительные критерии экспертизы для учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся:

5.1.

Печатная форма учебника должна быть выполнена шрифтом Брайля.

 

 

5.2.

Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся.

 

 

5.3.

Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету "Изобразительное искусство", "Технология", "Физическая культура") электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.

 

 

6. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся:

6.1.

Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений).

 

 

6.2.

Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате.

 

 

6.3.

Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля.

 

 

6.4.

Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрёстные ссылки).

 

 

6.5.

Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.

 

 

 

Эксперт
_______________________/_____________________________________________/
        (подпись)          фамилия, имя, отчество (при наличии)
"____"___________________ 20___г.

 

Лист Б экспертного заключения
(для заполнения уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника)

 

Заключение
уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке

 

_________________________________________________________________________

(название, класс)

_________________________________________________________________________

(автор (авторский коллектив) учебника)

_________________________________________________________________________

(наименование издателя (издателей)

_________________________________________________________________________

(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник)

 

1. Сведения об уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, привлеченном к проведению экспертизы учебника:

1.1. Наименование:

 

1.2. Место нахождения:

 

1.3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

 

1.4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, проводившего экспертизу учебника:

 

2. Информация об учебнике:

2.1. Методическое пособие (при наличии)

Наименование и авторский коллектив:

2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

2.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

2.4. Уровень содержания учебника

Базовый/углубленный уровень

 

3. Критерии экспертизы учебника.

 

N

п/п

Критерии экспертизы учебника

Экспертная оценка по критерию в соответствии с пунктом 10 Порядка

Примечание

3.1.

В содержании учебника отражены национальные российские ценности, региональные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации, а также многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества.

 

 

3.2.

В содержании учебника представлен материал по истории и культурному наследию соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

 

3.3.

Отсутствие в содержании учебника материалов, актуализирующих межнациональные, межэтнические конфликты, превосходство одного народа (национальности) над другим.

 

 

3.4.

Языковая составляющая учебника соответствует современному литературному языку народов Российской Федерации.

 

 

4. Общий вывод

4.1.

Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

Да/нет

 

Руководитель уполномоченного органа государственной власти субъекта
Российской Федерации
_______________/______________________________________________/
   (подпись)      Фамилия, имя, отчество (при наличии)
"___"________________20__г.

 

Лист В экспертного заключения
(для заполнения организацией, проводившей общественную экспертизу учебника)

 

Заключение
по результатам проведения общественной экспертизы учебника

 

_________________________________________________________________________

(название, класс)

_________________________________________________________________________

(автор (авторский коллектив) учебника)

_________________________________________________________________________

(наименование издателя (издателей)

_________________________________________________________________________

(правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник)

 

1. Сведения об организации, проводившей общественную экспертизу:

1.1. Наименование:

 

1.2. Место нахождения:

 

1.3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации:

 

1.4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица (лиц), проводившего(их) экспертизу учебника:

 

2. Информация об учебнике:

2.1. Методическое пособие (при наличии)

Наименование и авторский коллектив:

2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

2.3. Инструкция по установке, настройке

и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

2.4. Уровень содержания учебника

Базовый/углубленный уровень

 

3. Критерии общественной экспертизы учебника.

 

N

п/п

Критерии общественной экспертизы учебника

Экспертная оценка по критерию в соответствии с пунктом 10 Порядка

Примечание

3.1.

Содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

 

 

3.2.

Качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, многократность использования, практичность, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника.

 

 

3.3.

Отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям).

 

 

4.

Дополнительные критерии общественной экспертизы для электронной формы учебника:

4.1.

Представление электронной формы учебника в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для участников образовательных отношений.

 

 

4.2.

Функционирование электронной формы учебника на устройствах пользователей без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок).

 

 

5. Вывод по результатам общественной экспертизы.

5.1.

Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы в соответствии с абзацем вторым пункта 13 Порядка:

 

 

 

Руководитель или уполномоченное лицо организации, проводившей общественную
экспертизу
___________________/_____________________________________________/
    (подпись)        Фамилия, имя, отчество (при наличии)
"____"____________ 20_____ г.
МП (при наличии)

 

Лист Г экспертного заключения
(для заполнения ответственным секретарем или иным уполномоченным лицом Научно-методического совета по учебникам)

 

Результат экспертизы и рекомендации
Научно-методического совета по учебникам

 

Раздел I. Результат проведения экспертизы учебника.

 

1. Информация об учебнике:

1.1. Сведения об учебнике

Наименование и авторский коллектив:

1.2. Методическое пособие (при наличии)

Наименование и авторский коллектив:

1.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

1.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

1.5. Уровень содержания учебника

Базовый/углубленный уровень

 

2. Критерии экспертизы учебника.

 

N п/п

Критерии экспертизы учебника

Общая экспертная оценка по критерию в соответствии с абзацем пятым пункта 31 Порядка

Примечание

2.1.

Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника).

 

 

2.2.

Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

2.3.

Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, содержанию примерных основных образовательных программ.

 

 

2.4.

Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал).

 

 

2.5.

Отсутствие в учебнике ошибок, в том числе грамматических, орфографических, пунктуационных, речевых, опечаток (в том числе применительно к иллюстративному материалу, комментариям, примечаниям).

 

 

2.6.

Соответствие текста учебника нормам речи и правилам речевого этикета языка, на котором издан учебник, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики.

 

 

2.7.

Соответствие иллюстративного материала, содержащегося в учебнике, целям достижения образовательных результатов по программам соответствующего уровня и направленности;

 

 

2.8.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих (противоречащей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих (оправдывающей) противоправное поведение.

 

 

2.9.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.

 

 

2.10.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).

 

 

2.11.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических.

 

 

2.12.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих (побуждающей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.

 

 

2.13

Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих (обосновывающей) или оправдывающих (оправдывающей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих (побуждающей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.

 

 

2.14.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных (направленной) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма, в том числе ссылок на информационные материалы, содержащиеся в федеральном списке экстремистских материалов и (или) на доменные имена, указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

 

 

2.15.

Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

 

 

2.16.

Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.

 

 

2.17.

Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.

 

 

2.18.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов, в том числе о событиях и участниках Второй мировой войны.

 

 

2.19.

Отсутствие в содержании (в том числе в иллюстративном материале) учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.

 

 

2.20.

Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости).

 

 

2.21.

Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).

 

 

2.22.

Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.

 

 

2.23.

Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала.

 

 

2.24.

Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся.

 

 

2.25.

Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему.

 

 

2.26.

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности.

 

 

2.27.

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.

 

 

2.28.

Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.

 

 

2.29.

Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника.

 

 

2.30.

Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.

 

 

2.31.

Изложение материалов учебника с учетом особенностей и направленности образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (для учебников, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования или интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования) (для заполнения начиная с 1 сентября 2023 года).

 

 

2.32.

Соответствие формы подачи материала учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников).

 

 

2.33.

Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной рабочей программе по учебному предмету (при наличии).

 

 

2.34.

Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника.

 

 

2.35.

Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации.

Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя содержанию соответствующего учебника.

 

 

3. Дополнительные критерии экспертизы учебников, представленных в электронной форме:

3.1.

Соответствие структуры и содержания цифровой копии и электронной форм учебника друг другу.

 

 

3.2.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств.

 

 

3.3.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и, и иным электронным устройствам вывода информации).

 

 

3.4.

Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним.

 

 

3.5.

Наличие возможности определения номера страниц цифровой копии учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

 

 

3.6.

Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.

 

 

4. Дополнительные критерии экспертизы для учебников, предназначенных для слепых и слабовидящих обучающихся:

4.1.

Печатная форма учебника должна быть выполнена шрифтом Брайля.

 

 

4.2.

Наличие схем, таблиц, иллюстраций, выполненных в рельефно-графическом формате, которые уточняют и конкретизируют содержание учебника и способствуют компенсации недостатка чувственного опыта у слепых и слабовидящих обучающихся.

 

 

4.3.

Наличие (за исключением учебников, предназначенных для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования, а также в случае, когда большая часть информации в учебнике представлена в графической форме (учебники по предмету "Изобразительное искусство", "Технология", "Физическая культура") электронного приложения к учебнику, которое расценивается не является как аналогом электронной формы учебника для данной категории обучающихся.

 

 

5. Дополнительные критерии экспертизы для электронных приложений к специальным учебникам, предназначенным для слепых и слабовидящих обучающихся:

5.1.

Соответствие электронного приложения содержанию и структуре печатной формы учебника (за исключением графических объектов и связанных с ними текстовых пояснений, заданий и упражнений).

 

 

5.2.

Представление электронного приложения в плоскопечатном текстовом или звуковом формате.

 

 

5.3.

Наличие возможности воспроизведения электронного приложения при помощи тифлофлешплеера, персонального или планшетного компьютера под управлением программы экранного доступа, а также чтения электронного приложения с помощью дисплеев Брайля.

 

 

5.4.

Наличие в электронном приложении элементов управления, обеспечивающих быструю навигацию по документу (разметка по заголовкам, перекрёстные ссылки).

 

 

5.5.

Замена простых графических объектов (схем, иллюстраций) содержащихся в печатной форме учебника, текстовыми пояснениями или тифлокомментариями.

 

 

4. Вывод по результатам общественной экспертизы заполняется в случае представления результатов общественной экспертизы учебника.

4.1.

Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы (при наличии) составила: (значение экспертной оценки учебника по совокупности критериев общественной экспертизы, отраженное в соответствующей графе пункта 4.1 Листа В экспертного заключения)

 

5. Общий вывод

5.1.

Итоговое значение экспертной оценки учебника по совокупности критериев в соответствии с абзацем четвертым пункта 31 Порядка.

 

 

 

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица,

_________________________________________________________________________

заполнившего раздел I листа Г экспертного заключения, должность, подпись)

"____"____________20___ г.

 

Лист Г экспертного заключения

 

Раздел II. Рекомендации Научно-методического совета по учебникам

 

Информация об учебнике:

1. Учебник

Наименование и авторский коллектив:

2. Методическое пособие (при наличии)

Наименование и авторский коллектив:

3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

5. Уровень содержания учебника

Базовый/углубленный уровень

6. Вместе с учебником в печатной форме в комплекте представлены:

 

6.1. Методическое пособие для учителей;

да/нет

6.2. Электронная форма учебника;

да/нет

6.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.

да/нет

7. Заключение уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника

(пункт 7 раздела II "Рекомендации Научно-методического совета по учебникам" заполняется при рассмотрении учебника, обеспечивающего учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке)

Представлено/не представлено

Учтено/не учтено

 

Рекомендуется включить в федеральный перечень учебников

Да/нет

Не рекомендуется включать в федеральный перечень учебников

Да/нет

Рекомендуется направить учебник на дополнительную экспертизу

Да/нет

 

Председатель
Научно-методического совета
по учебникам ___________________________________________________________
                  Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись
Ответственный секретарь
Научно-методического совета
по учебникам ___________________________________________________________
                  Фамилия, имя, отчество (при наличии), подпись

 

Протокол заседания
Научно-методического совета от "____"_____________20___г. N_______________