Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анализ уровня и тенденций достижения значений основных объемных показателей транспортной стратегии в 2020 году
Целью анализа реализации Транспортной стратегии, уровня и динамики (тенденций) достижения показателей объема перевозок грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборота в 2020 году является формирование аналитических оценок уровня достижения прогнозных значений показателей объема перевозок грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборота, заданных Приложением N 2 Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и выявление тенденций достижения значений этих показателей, а также предоставление актуальной аналитической информации о ходе реализации Транспортной стратегии. Использование оценок уровня и динамики (тенденций) достижения указанных показателей позволило проанализировать факторы, повлиявшие на ход реализации стратегии, и причины отклонений. Анализ предоставляет оперативную актуальную аналитическую информацию для формирования решений по корректировке мер, направленных на реализацию Транспортной стратегии.
Для анализа уровня и динамики (тенденций) достижения прогнозных значений показателей за 2020 год по каждому индикатору вычисляются следующие оценки:
1) Оценка уровня (доли в процентах) достижения заданного прогнозного значения показателя в истекшем периоде.
2) Оценка динамики (тенденций) достижения прогнозных значений показателей.
Первая оценка описывает долю достижения заданного прогнозного значения показателя в процентах, а также обеспечивает сопоставление с показателями за 2019 год, что позволяет проследить динамику (тенденцию) функционирования отдельных видов транспорта и всего транспортного комплекса Минтранса России в целом.
Достижение прогнозных значений показателей реализации Транспортной стратегии по базовому (консервативному) варианту развития транспортной системы Российской Федерации до 2030 года определяется по 24 прогнозным значениям показателей в сравнении с их фактическими значениями 2020 года.
В таблице 2.1. приведены сведения об уровне достижения показателей Транспортной стратегии, т.е. каждому цветовому блоку соответствует уровень достижения рассматриваемых показателей: свыше 100%, от 90 до 100%, от 70 до 90%, от 50 до 70% и менее 50%.
Таблица 2.1
Достижение ожидаемых значений показателей Транспортной стратегии
Учитывая ситуацию с распространением COVID-19 в Российской Федерации Транспортный комплекс России в этом году не вышел на докризисные показатели по объемам работы. Уровень достижения одного показателя 2020 года превысил прогнозное значение. Для 5 показателей уровень достижения составил от 90 до 100%. Для 6 показателей уровень достижения находится в интервале 70-90%, для 10 - в интервале 50-70% и для 2 показателей уровень достижения составил менее 50%.
Оценки уровня и динамики (тенденций) достижения заданных значений показателей объема перевозки грузов за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта
Оценки уровня и динамики (тенденции) достижения заданных значений показателей объема перевозок грузов за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Динамика достижения ожидаемых значений показателей объема перевозок грузов за 2019-2020 годы реализации Транспортной стратегии, (без учета промышленного железнодорожного транспорта)
N |
Показатель |
Вид |
2019 г. |
Динамика изменений значений показателя 2019 г. к 2018 г. |
2020 г. |
Динамика изменений значений показателя 2020 г. к 2019 г. |
1 |
Перевозки грузов* - всего, млн тонн |
Факт |
7268,81 |
|
6899,7 |
|
План базовый |
9251,8 |
|
9525,1 |
|
||
% вып. |
78,57 |
|
72,44 |
|
||
План инновац. |
10366,9 |
|
10772,8 |
|
||
% вып. |
70,12 |
|
64,05 |
|
||
2 |
железнодорожный** |
Факт |
1405,7 |
|
1366,42 |
|
План базовый |
1521,4 |
|
1558,3 |
|
||
% вып. |
92,4 |
|
87,69 |
|
||
План инновац. |
1679,6 |
|
1737,7 |
|
||
% вып. |
83,69 |
|
78,63 |
|
||
3 |
автомобильный |
Факт |
5735,3 |
|
5398,6 |
|
План базовый |
7538,0 |
|
7769,4 |
|
||
% вып. |
76,08 |
|
69,49 |
|
||
План инновац. |
8481,7 |
|
8822,3 |
|
||
% вып. |
67,62 |
|
61,19 |
|
||
4 |
морской*** |
Факт |
23,173 |
|
24,69 |
|
План базовый |
30,85 |
|
31,6 |
|
||
% вып. |
59,99 |
|
77,84 |
|
||
План инновац. |
37,25 |
|
38,7 |
|
||
% вып. |
49,68 |
|
63,56 |
|
||
5 |
внутренний водный*** |
Факт |
108,16 |
|
108,91 |
|
План базовый |
160,2 |
|
164,5 |
|
||
% вып. |
67,51 |
|
60,22 |
|
||
План инновац. |
166,9 |
|
172,6 |
|
||
% вып. |
64,8 |
|
63,1 |
|
||
6 |
воздушный |
Факт |
1,147 |
|
1,169 |
|
План базовый |
1,3 |
|
1,34 |
|
||
% вып. |
88,25 |
|
87,27 |
|
||
План инновац. |
1,4 |
|
1,46 |
|
||
% вып. |
81,94 |
|
80,1 |
|
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ за 2019-2020 годы.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река за 2019-2020 годы.
В связи с введением ограничительных мер для борьбы с COVID-19 и ухудшением глобальной конъюнктуры объем перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году упал на 369,13 млн т (см. табл. 2.2) и составил 6899,68 млн т (72,44% выполнения ожидаемого уровня Транспортной стратегии по базовому варианту развития).
В 2020 году отмечена отрицательная динамика объема грузоперевозок транспортным комплексом к уровню 2019 года (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3
Динамика перевозок грузов по видам транспорта в 2019-2020 годах, (без учета промышленного железнодорожного транспорта, в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам)
|
Перевезено грузов*, млн т |
||
2019 г. |
2020 г. |
||
Транспорт отраслей Минтранса России |
7268,81 |
6899,7 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
102,38 |
97,18 |
к 2019 г. |
- |
94,92 |
|
железнодорожный** |
1405,7 |
1366,4 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
99,35 |
96,57 |
к 2019 г. |
- |
97,2 |
|
автомобильный |
5735,3 |
5398,6 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
103,44 |
97,37 |
к 2019 г. |
- |
94,13 |
|
морской*** |
18,51 |
24,60 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
79,81 |
106,08 |
к 2019 г. |
- |
132,91 |
|
внутренний водный*** |
108,16 |
108,91 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
93,11 |
93,76 |
к 2019 г. |
- |
100,69 |
|
воздушный |
1,147 |
1,169 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
97,57 |
99,46 |
к 2019 г. |
- |
101,94 |
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ за 2019-2020 годы.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река за 2019-2020 годы.
Снижение объема перевозок грузов транспортным комплексом в 2019 и 2020 годах обусловлено уменьшением объема грузоперевозок одними из емких видов транспорта (см. табл. 2.2) - автомобильным (-336,68 млн тонн) и железнодорожным (-39,31 млн тонн).
Таблица 2.4
Структура перевозок грузов по видам транспорта Минтранса России в 2019-2020 годах, (в процентах, без учета промышленного железнодорожного транспорта)
|
2019 г. |
2020 г. |
||
Транспорт отраслей Минтранса России - всего |
100% |
100% |
||
железнодорожный |
19,34 |
|
19,8 |
|
автомобильный |
78,9 |
|
78,24 |
|
морской |
0,25 |
|
0,36 |
|
внутренний водный |
1,488 |
|
1,578 |
|
воздушный |
0,01578 |
|
0,01695 |
|
Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом в 2020 году составил 1366,42 млн т (-39,31 млн т), уровень достижения ожидаемых значений Транспортной стратегии равен 87,7%.
В 2020 году отмечено снижение на 2,8% объема грузоперевозок железнодорожным транспортом (1366,42 млн т) по сравнению с 2019 годом (1405,7 млн т) отмечается снижение объема перевозок отдельных видов грузов (см. табл. 2.5) вследствие сокращения промышленного производства.
Таблица 2.5
Перевезено грузов железнодорожным транспортом* по видам в 2020 году, млн тонн
______________________________
* Оперативные данные перевозок грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ за 2019-2020 годы.
Кроме того, снижение объема грузоперевозок железнодорожным транспортом обусловлено снижением общего объема погрузки (в 2020 году она составила 1244,63 млн тонн), что ниже показателя 2019 года на 2,72% (1279,4 млн тонн). В отчетный период наблюдается снижение погрузки:
- нефть и нефтепродукты - 208,8 млн тонн (-10%);
- черные металлы - 66,4 млн тонн (-10%);
- химикаты и сода - 24,5 млн тонн (-6,1%);
- каменный уголь - 353,3 млн тонн (-5%);
- цемент - 25,1 млн тонн (-4,5%);
- промсырье - 33,8 млн тонн (-3,6%);
- лесные грузы - 40,7 млн тонн (-3,1%);
- руда железная и марганцевая - 119,7 млн тонн (-0,4%).
Вместе с тем в 2020 году отмечен рост погрузки:
- зерно - 27,9 млн тонн (+28,7%);
- строительные грузы - 131,6 млн тонн (+6,1%);
- прочие грузы, включая грузы в контейнерах (+4,1%);
- кокс - 11,2 млн тонн (+4%);
- минеральные удобрения - 62,7 млн тонн (+3,7%);
- руда цветная и серное сырье - 19,9 млн тонн (+2%).
В 2020 году (см. табл. 2.2 и 2.3) отрицательную динамику изменения объема перевозок грузов демонстрирует автомобильный транспорт.
По итогам 2020 г. объем перевозок грузов сократился на 5,87% и составил 5398,6 млн тонн (-336,7 млн тонн).
Продолжение ухудшения ситуации в Российской Федерации и в мире с марта 2020 года вследствие распространения COVID-19 обусловило приостановку деятельности большинства предприятий и замедление темпов роста национальных экономик. Это привело к значительному снижению грузопотока и как следствие к снижению объема перевозок грузов водным транспортом на 15-20%.
При этом для грузовых перевозок внутренним водным транспортом навигация 2020 года проходила в штатном режиме. По итогам навигации 2020 года объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте демонстрирует рост на 0,7% и составил 108,9 млн тонн. При этом уровень достижения ожидаемых значений показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.2) составил 66,2%.
Несмотря на стабильную навигацию в 2020 году главными проблемами речных перевозок, которые существенно снижают востребованность транспортного флота судоходных компаний, являются строительство новых автомобильных и железных дорог, переориентирование грузопотоков на наземные виды транспорта. Количество флота на внутренних водных путях в период 2000-2020 годы уменьшилось на 28%, а транспортный потенциал внутренних водных путей использован всего на 20%. Это обусловлено рядом объективных факторов:
- во-первых, в разных регионах страны речники столкнулись с сильным маловодьем (Волга, Дон, Лена, Яна, Индигирка, Амга, Вилюй, Яна и Алдан);
- во-вторых, быстрое таяние снега и подпитка болот привели к резкому наводнению и увеличению уровня воды в реках Обь - Иртышского бассейна, на участках рек Амгунь, Зея, Верхний и Средний Амур;
- в-третьих, из-за дыма от лесных пожаров и как следствие нулевой видимости на отдельных участках рек был введен запрет на движение судов (например, на реке Алдан, крупнейшем притоке Лены, на реках Республики Саха (Якутия)).
Большинство администраций бассейнов сообщили о выполнении планов в установленные сроки по перевозке грузов в навигацию 2020 года и некотором превышении запланированных объемов. Так, по рекам Камского бассейна объем перевезенных грузов вырос на 0,1% по сравнению с 2010 годом, по рекам Беломорско-Балтийского бассейна было перевезено 741 тыс. тонн грузов, по внутренним водным путям Амурского бассейна - более 4 млн тонн, по Обскому бассейну - около 5 млн тонн грузов.
Богатый урожай зерна в 2020 году обусловил рост объема перевезенного по рекам в июле-ноябре зерна.
В навигацию 2020 г. снизился объем транспортировки стройматериалов, что вызвано невыполнением проектов в строительном комплексе, в меньшей степени - зерна, металлов и наливных грузов.
В 2020 году объем перевозок морским транспортом возрос на 6,5% по сравнению с 2019 годом и составил 24,7 млн тонн (+1,52 млн тонн). Уровень достижения ожидаемых значений показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.2) составил 77,84%. Обусловлено это масштабным развитием портовой инфраструктуры страны и увеличением грузопотоков по ряду направлений.
Мощности российских портов по итогам 2020 г. увеличились на 32,67 млн тонн. Однако объем перевалки грузов в морских портах Российской Федерации в январе-августе 2020 года снизился на 2,5%. Это обусловлено высокой волатильностью биржевых цен на энергоносители и общемировым снижением потребления топлива.
Так, в Балтийском бассейне наблюдается профицит в сегменте перевалки контейнеров. Также отмечается излишек мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах. Значительно возросли мощности в сегментах производства и перевалки сжиженного природного газа после успешного запуска ООО "Ямал СПГ" (порт Сабетта).
Прирост отправления грузов морским транспортом также обусловлен активизацией экономической деятельности в труднодоступных районах Крайнего Севера России, в районе Северного морского пути и открытием навигации 2020 года (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6
Отправление грузов морским транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (с ограниченными сроками завоза), тыс. тонн
|
2019 г. |
2020 г. |
Отправлено грузов морским транспортом |
7 607,4 |
8 406, |
В 2020 году объем перевозок грузов на воздушном транспорте вырос на 0,02 млн тонн и составил 1,169 млн тонн, что выше уровня 2019 года на 1,94% (см. табл. 2.3). Уровень достижения плановых значений показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.2) составил 87,27% против 88,25% в 2019 году.
Анализ структуры перевозок грузов в Российской Федерации (без учета промышленного железнодорожного транспорта) (см. табл. 2.4) показывает следующее:
- резкое ухудшение ситуации в России и в мире с марта 2020 года вследствие распространения COVID-19 привело к значительному снижению грузопотока и, как следствие, к снижению объема перевозок грузов наиболее грузоемкими видами транспорта: автомобильным (5,9% по сравнению с 2019 годом), железнодорожным (снижение на 11,5%), внутренним водным - на 8%;
- активизация экономической деятельности в труднодоступных районах Крайнего Севера России, в акватории Северного морского пути и открытие навигации обусловило прирост отправления грузов водным транспортом.
Оценки уровня и динамики (тенденций) достижения заданных значений показателей объема грузооборота за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта отраслей Минтранса России
Оценки уровня и динамики (тенденции) достижения плановых значений показателей объема грузооборота за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта Минтранса России представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Динамика достижения прогнозных значений показателей объема грузооборота в 2019-2020 годах реализации Транспортной стратегии (без учета промышленного железнодорожного транспорта)
N |
Показатель |
Вид |
2019 г. |
Динамика изменений значений показателя 2019 г. к 2018 г. |
2020 г. |
Динамика изменений значений показателя 2020 г. к 2019 г. |
1 |
Грузооборот* - всего, млрд т-км |
Факт |
2987,2 |
|
2930,74 |
|
План базовый |
3079,1 |
|
3160,8 |
|
||
% вып. |
97,02 |
|
92,72 |
|
||
План инновац. |
3385,3 |
|
3503,42 |
|
||
% вып. |
88,24 |
|
83,65 |
|
||
2 |
железнодорожный** |
Факт |
2601,9 |
|
2544,83 |
|
План базовый |
2613,0 |
|
2680,0 |
|
||
% вып. |
99,58 |
|
94,96 |
|
||
План инновац. |
2878,9 |
|
2978,0 |
|
||
% вып. |
90,38 |
|
85,45 |
|
||
3 |
автомобильный |
Факт |
275,4 |
|
271,5 |
|
План базовый |
315,2 |
|
328,8 |
|
||
% вып. |
87,38 |
|
82,57 |
|
||
План инновац. |
342,5 |
|
355,4 |
|
||
% вып. |
80,42 |
|
76,39 |
|
||
4 |
Грузооборот морской*** |
Факт |
40,85 |
|
42,504 |
|
План базовый |
66,9 |
|
65,6 |
|
||
% вып. |
54,6 |
|
64,71 |
|
||
План инновац. |
77,1 |
|
80,1 |
|
||
% вып. |
47,37 |
|
53,0 |
|
||
5 |
Грузооборот внутренний водный*** |
Факт |
65,91 |
|
64,2 |
|
План базовый |
77,2 |
|
79,4 |
|
||
% вып. |
85,37 |
|
81,67 |
|
||
План инновац. |
79,6 |
|
82,4 |
|
||
% вып. |
82,8 |
|
78,7 |
|
||
6 |
воздушный |
Факт |
7,389 |
|
7,112 |
|
План базовый |
6,75 |
|
7,0 |
|
||
% вып. |
109,47 |
|
101,6 |
|
||
План инновац. |
7,2 |
|
7,52 |
|
||
% вып. |
102,63 |
|
94,57 |
|
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ 2019-2020 годов.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река 2019-2020 годов.
В 2020 году объем грузооборота по транспортному комплексу снизился на 56,43 млрд т-км по сравнению с 2019 годом и составил 2930,74 млрд т-км (см. табл. 2.7). Отрицательная динамика обеспечивается снижением объема грузооборота наиболее емким видом транспорта, обеспечивающим грузоперевозку на дальние расстояния (железнодорожным транспортом).
В 2020 году отмечена отрицательная динамика роста достижения уровня ожидаемых значений по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.7) в 2019 году 97,02%, в 2020 году 92,72%.
Таблица 2.8
Динамика грузооборота по видам транспорта в 2019-2020 годах реализации Транспортной стратегии, (без учета промышленного железнодорожного транспорта в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам)
|
Грузооборот*, (млрд т-км) |
||
2019 г. |
2020 г. |
||
Транспорт отраслей Минтранса России |
2987,2 |
2930,74 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
100,66 |
98,76 |
к 2019 г. |
- |
98,11 |
|
железнодорожный** |
2601,9 |
2544,83 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
100,16 |
97,96 |
к 2019 г. |
- |
97,81 |
|
автомобильный |
275,4 |
271,5 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
106,31 |
104,79 |
к 2019 г. |
- |
98,57 |
|
морской*** |
36,52 |
42,45 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
98,99 |
115,06 |
к 2019 г. |
- |
116,23 |
|
внутренний водный*** |
65,91 |
64,85 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
99,72 |
98,12 |
к 2019 г. |
- |
98,39 |
|
воздушный |
7,389 |
7,112 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
94,58 |
91,03 |
к 2019 г. |
- |
96,24 |
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ 2019-2020 годов.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река 2019-2020 годов.
Анализ структуры грузооборота транспортного комплекса Минтранса России (см. табл. 2.9) показал, что в 2020 году доля автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта несколько повысилась относительно соответствующего периода прошлого года и составила 9,264% против 9,219%, 1,448% против 1,222% и 2,213% против 2,206% соответственно.
Таблица 2.9
Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования в 2019-2020 годах, (в процентах, без учета промышленного железнодорожного транспорта
|
2019 г. |
2020 г. |
||
Транспорт отраслей Минтранса России - всего |
100% |
100% |
||
железнодорожный |
87,1 |
|
86,83 |
|
автомобильный |
9,22 |
|
9,264 |
|
морской |
1,223 |
|
1,449 |
|
внутренний водный |
2,206 |
|
2,213 |
|
воздушный |
0,2474 |
|
0,2427 |
|
В 2020 году объем грузооборота железнодорожного транспорта снизился к уровню 2019 года на 2,2% (-57,1 млрд т-км) и составил 2544,83 млрд т-км (95,0% от планового значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.7).
В 2020 году объем грузооборота автомобильного транспорта снизился. Показатель достиг значения 271,5 млрд т-км, что на 3,92 млрд т-км меньше, чем в 2019 году, а уровень достижения заданного значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.7) составил 82,57%.
В 2020 году отмечена отрицательная динамика изменения показателя объема грузооборота внутреннего водного транспорта (табл. 2.7 и 2.8). За рассматриваемый период объем грузооборота внутреннего водного транспорта составил 64,85 млрд т-км (-1,06 млрд т-км).
Уровень достижения планового значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии в отчетный период (табл. 2.7) составил 81,67%.
В 2020 году объем грузооборота воздушного транспорта составил 7,112 млрд т-км (-0,28 млрд т-км), также отмечена отрицательная динамика достижения прогнозного значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.7). В 2019 году уровень достижения составил 109,47%, в 2020 году - 101,6%.
В 2020 году объем грузооборота морского транспорта составил 42,453 млрд т-км (+5,93 млрд т-км), отмечается рост динамики достижения планового значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.7). Так, в 2019 году уровень достижения составил 54,6%, в 2020 году - 64,71%.
Грузооборот морского транспорта в 2020 году сократился на 2,3% по сравнению с прошлым годом и составил 820,77 млн тонн. Относительное сокращение объемов перевалки связано, в основном, с падением объема перевалки на экспорт наливных грузов (на 10,4%, до 416,05 млн тонн в связи с сокращением добычи нефти по сделке ОПЕК). При этом, объем перевалки сухих грузов увеличился на 7,6% до 404,72 млн тонн, а наливных грузов - сократился на 10,4% до 416,05 млн тонн (см. табл. 2.10).
Таблица 2.10
Объем перевалки сухих, наливных и грузов по типу в морских портах России в 2020 году
В 2020 году рост грузооборота демонстрируют морские порты Каспийского и Дальневосточного бассейнов России, а порты Арктического, Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов показали снижение объема грузооборота (см. табл. 2.11).
Таблица 2.11
Объем грузооборота морских портов бассейнов России в 2020 году
|
Грузооборот в 2020 г., (млн тонн) |
в % отношении грузооборот 2020 г. к 2019 году |
Грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил:
| ||
Общий |
8,1 |
+9,5% |
Сухие грузы |
3,4 |
+21,2% |
Наливные грузы |
4,7 |
+2,5% |
Грузооборот портов:
| ||
Астрахань |
2,5 |
+14,4% |
Махачкала |
5,0 |
+6,8% |
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна составил:
| ||
Общий |
223,2 |
+4,6% |
Сухие грузы |
146,8 |
+8,5% |
Наливные грузы |
76,4 |
-2,3% |
Грузооборот портов:
| ||
Ванино |
33,5 |
+6,5% |
Восточный |
77,4 |
+5,2% |
Находка |
26,8 |
+4,7% |
Владивосток |
24,7 |
+3,4% |
Пригородное |
16,4 |
+2,4% |
Де-Кастри |
13,2 |
-2,8% |
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил:
| ||
Общий |
252,0 |
-2,4% |
Сухие грузы |
111,6 |
+16,1% |
Наливные грузы |
140,4 |
-13,4% |
Грузооборот портов:
| ||
Тамань |
22,0 |
+46,5% |
Ростов-на-Дону |
17,8 |
+11,0% |
Туапсе |
26,8 |
+6,2% |
Кавказ |
21,8 |
+4,3% |
Ейск |
4,2 |
-1,2% |
Новороссийск |
141,8 |
-9,6% |
Грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил:
| ||
Общий |
241,5 |
-5,8% |
Сухие грузы |
112,8 |
+2,4% |
Наливные грузы |
128,7 |
-12,0% |
Грузооборот портов:
| ||
Санкт-Петербург |
59,9 |
+0,1% |
Усть-Луга |
102,6 |
-1,2% |
Высоцк |
18,6 |
-4,2% |
Калининград |
10,4 |
-5,7% |
Приморск |
49,3 |
-19,2% |
Грузооборот морских портов Арктического бассейна составил:
| ||
Общий |
96 |
-8,4% |
Сухие грузы |
30,1 |
-4,9% |
Наливные грузы |
65,9 |
-9,9% |
Грузооборот портов:
| ||
Архангельск |
3,3 |
+22,4% |
Сабетта |
27,9 |
+0,9% |
Мурманск |
56,1 |
-9,3% |
Варандей |
4,9 |
-31,8% |
Оценки уровня и динамики (тенденций) достижения заданных значений показателей объема перевозки пассажиров за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта общего пользования
На фоне пандемии COVID-19 в 2020 году существенно сократились пассажирские перевозки всеми видами транспорта. Оценки уровня и динамики (тенденции) достижения ожидаемых значений показателей объема перевозок пассажиров за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта Минтранса России представлены в таблице 2.12.
Таблица 2.12
Динамика достижения плановых значений показателей объема перевозок пассажиров в 2019-2020 годах реализации Транспортной стратегии, (без учета городского электрического транспорта)
N |
Показатель |
Вид |
2019 г. |
Динамика изменений значений показателя 2019 г. к 2018 г. |
2020 г. |
Динамика изменений значений показателя 2020 г. к 2019 г. |
1 |
Перевозки пассажиров* транспортом общего пользования - всего, млн чел. |
Факт |
11704,4 |
|
8352,79 |
|
План базовый |
15698,0 |
|
15922,40 |
|
||
% вып. |
74,56 |
|
52,46 |
|
||
План инновац. |
16372,4 |
|
16715,70 |
|
||
% вып. |
71,49 |
|
49,97 |
|
||
2 |
железнодорожный** |
Факт |
1197,8 |
|
871,98 |
|
План базовый |
1142,9 |
|
1154,20 |
|
||
% вып. |
104,81 |
|
75,55 |
|
||
План инновац. |
1263,7 |
|
1280,30 |
|
||
% вып. |
94,79 |
|
68,11 |
|
||
3 |
автомобильный |
Факт |
10361,3 |
|
7399,25 |
|
План базовый |
14437,8 |
|
14646,80 |
|
||
% вып. |
71,77 |
|
50,52 |
|
||
План инновац. |
14984,3 |
|
15305,90 |
|
||
% вып. |
69,15 |
|
48,34 |
|
||
4 |
морской*** |
Факт |
6,045 |
|
4,598 |
|
План базовый |
1,5 |
|
1,50 |
|
||
% вып. |
403,00 |
|
306,51 |
|
||
План инновац. |
1,5 |
|
1,50 |
|
||
% вып. |
403,00 |
|
306,51 |
|
||
5 |
внутренний водный*** |
Факт |
11,06 |
|
7,721 |
|
План базовый |
14,5 |
|
14,60 |
|
||
% вып. |
76,30 |
|
52,88 |
|
||
План инновац. |
15,0 |
|
15,10 |
|
||
% вып. |
73,76 |
|
51,13 |
|
||
6 |
воздушный |
Факт |
128,13 |
|
69,245 |
|
План базовый |
101,3 |
|
105,30 |
|
||
% вып. |
126,48 |
|
65,76 |
|
||
План инновац. |
107,9 |
|
112,90 |
|
||
% вып. |
118,75 |
|
61,33 |
|
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте по форме ЦО-22 2019-2020 годов.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река 2019-2020 годов.
Объем перевозок пассажиров в 2020 году транспортом общего пользования в связи с введением карантинных ограничений снизился на 3351,63 млн человек по сравнению с 2019 годом и составил 8352,79 млн человек.
В 2019-2020 годах объем перевозок пассажиров транспортным комплексом характеризуется отрицательной динамикой к предыдущему году. Это обусловлено, прежде всего, внедрением целого ряда оптимизационных инициатив на всех видах транспорта во всем мире, что привело к практически полной остановке международных сообщений, а также к значительному снижению пассажиропотока и на внутренних линиях и, как следствие, ограничением деловой активности и мобильности населения, вызванными пандемией COVID-19, а также, некоторым снижением реально располагаемых доходов населения и ростом индекса цен (тарифов) на услуги пассажирского транспорта (см. табл. 2.13).
Таблица 2.13
Индексы потребительских цен на услуги пассажирского транспорта* в 2019-2020 годах
|
2019 г. в % отношении к 2018 г. |
2020 г. в % отношении к 2019 г. |
Индексы потребительских цен на услуги по России |
104,46 |
103,38 |
Услуги пассажирского транспорта |
106,75 |
102,16 |
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) "Об индексе потребительских цен" 2019-2020 годов.
Таблица 2.14
Структура перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования в 2019-2020 годах, (в процентах, без учета городского электрического транспорта)
В 2020 году отмечены следующие изменения тарифов на услуги пассажирского транспорта:
- в январе, проезд в поездах дальнего следования стал дешевле на 8,9%, авиаперелет экономическим классом - на 4,3%;
- в феврале, на 2,7% подорожал проезд в метро, на 2,2-2,5% - комбинированный билет для проезда в городском пассажирском транспорте, проезд в трамвае, плацкартных вагонах скорых поездов дальнего следования, на 1,4-1,8% - проезд в городском автобусе, троллейбусе, пригородном поезде и авиаперелет экономическим классом. Одновременно проезд в такси подешевел на 0,3%, в купейном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования - на 0,1%;
- в марте, проезд в купейных вагонах скорых поездов дальнего следования стал дороже на 4,3-4,5%, маршрутном такси - на 0,4%, городском автобусе - на 0,3%. Вместе с тем авиаперелет экономическим классом подешевел на 6%, проезд в плацкартных вагонах скорых поездов дальнего следования - на 2,1-2,5%, такси - на 0,2%;
- в апреле, наиболее заметно возросла стоимость авиаперелета экономическим классом - на 5,7%. Тарифы на проезд в плацкартных вагонах поездов дальнего следования увеличились на 0,2-0,4%. При этом тарифы на проезд в купейных вагонах снизились на 3,6-4,3%, проезд в такси - на 1,2%;
- в мае, существенно выросли цены на проезд в поездах дальнего следования - на 15,5%, авиаперелет экономклассом - на 4%, а тарифы на проезд в пригородных поездах снизились на 0,5%, маршрутном такси - на 0,3%;
- в июне, более всего подорожал проезд в поездах дальнего следования - на 11,3%. Цены на проезд в такси выросли на 0,6%, а стоимость авиаперелета экономклассом подешевела на 8%;
- в июле, выросли цены на авиаперелет экономклассом - на 1,5%, проезд в такси - на 0,9%. В то же время снизились цены на проезд в купейных вагонах скорых нефирменных поездов дальнего следования - на 0,4%;
- в августе, в группе услуг пассажирского транспорта заметно подорожал авиаперелет экономклассом - на 10,6%. Увеличение цен на 3,0% и более зафиксировано в 41 субъекте Российской Федерации, наибольшее в республиках Алтай и Северная Осетия - Алания - в 2,2 и 2,1 раза соответственно. Одновременно в 12 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав области) отмечалось снижение цен на 0,2% и более, в том числе в Республике Марий Эл и Удмуртской Республике - на 4,4%. Выросли цены на проезд: в купейных вагонах скорых фирменных и нефирменных поездов дальнего следования - на 1,0% и 1,5% соответственно, в такси - на 1,3%. В то же время проезд в плацкартных вагонах скорых фирменных и нефирменных поездов подешевел на 0,3% и 0,1% соответственно;
- в сентябре, проезд в поездах дальнего следования стал дешевле на 15%, авиаперелеты экономическим классом - на 10,4%, а стоимость проезда в междугородном автобусе и такси подорожала на 0,2%;
- в октябре, проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования стал дешевле на 6,5-9,6%, авиаперелет экономическим классом - на 5,7%, проезд в такси - на 0,1%, а тарифы на проезд в маршрутном такси выросли - на 0,4%, в городском автобусе - на 0,3%, в междугородном автобусе - на 0,2%, в троллейбусе - на 0,1%.
- в ноябре, проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования стал дешевле на 2,8-5,3%, авиаперелет экономическим классом - на 1,9%, а тарифы на проезд в городском автобусе выросли - на 0,8%, в маршрутном такси, трамвае и пригородном поезде - на 0,5%, в такси - на 0,3%, в троллейбусе - на 0,2%.
- в декабре, проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования стал дороже на 14,6-16,8%, авиаперелет экономическим классом - на 5,7%.
Таблица 2.16#
Динамика перевозок пассажиров по видам транспорта в 2019-2020 годах (в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам, без учета городского электрического транспорта)
|
Перевезено пассажиров*, (млн чел.) |
||
|
2019 г. |
2020 г. |
|
Транспорт отраслей Минтранс России |
11704,4 |
8352,79 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
98,31 |
70,16 |
к 2019 г. |
- |
71,36 |
|
железнодорожный** |
1197,8 |
871,98 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
103,51 |
75,35 |
к 2019 г. |
- |
72,8 |
|
автомобильный общего пользования |
10361,3 |
7399,3 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
97,64 |
69,72 |
к 2019 г. |
- |
71,41 |
|
морской*** |
6,045 |
4,598 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
80,86 |
61,5 |
к 2019 г. |
- |
76,06 |
|
внутренний водный*** |
11,06 |
7,721 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
88,67 |
62,58 |
к 2019 г. |
- |
69,78 |
|
воздушный |
128,1 |
69,25 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
110,27 |
59,59 |
к 2019 г. |
- |
54,04 |
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте по форме ЦО-22 2019-2020 годов.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река 2019-2020 годов.
Объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом в 2020 году снизился (см. табл. 2.12 и 2.16). Так, в 2019 году перевезено 10361,3 млн человек (-250,9 млн человек), в 2020 году - 7399,25 млн человек (-2962,1 млн человек).
Пассажирские автобусные перевозки в России за январь-август 2020 года сократились на 30%. Фактически прекратились перевозки пассажиров автобусами в международном сообщении. К концу года показатели пассажиропотока достигли 80% от уровня прошлого года.
По итогам 2020 года объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Российской Федерации сократился на 28,6% (к 2019 году) и составил 7399,3 млн человек.
Факторы, обусловившие снижение объема перевозок пассажиров автомобильным транспортом:
- внедрение ряда оптимизационных мероприятий на автомобильном транспорте, связанных с пандемией, привело к практически полной остановке междугородних сообщений, а также к значительному снижению пассажиропотока на городских линиях;
- введение карантинных ограничений при организации и выполнении перевозок пассажиров автомобильным транспортом из-за распространения COVID-19;
- увеличение количества транспортных средств в собственности граждан;
- снижение численности сельского населения;
- эксплуатационные затраты на работу пассажирского транспорта не покрываются доходами от перевозок пассажиров;
- наличие большого числа частных перевозчиков, осуществляющих междугородние автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных.
В 2020 году отмечено снижение количества отправленных пассажиров железнодорожным транспортом (см. табл. 2.12 и 2.16). Так, в 2019 году объем перевозок составил 1197,8 млн человек (+37,41 млн человек), в 2020 году - 871,98 млн человек (-325,86 млн человек).
Российские железные дороги на фоне пандемии были вынуждены отменить некоторые поезда дальнего следования и сократить частоту курсирования по части маршрутов. Международные поезда дальнего следования прекратили курсирование. Перевозки пассажиров на сети Российских железных дорог в сентябре упали с начала года почти на 30%. Однако, после снятия ограничений динамика перевозок в пригородном сообщении улучшилась на 25% и пригородные перевозки железнодорожным транспортом восстановились практически на 100%. Движение пассажирских поездов дальнего следования восстановлено на 82% по отношению к нормативному графику.
Уровень достижения планового значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии также снижается. В 2019 году он составил 104,81%, в 2020 году - 75,55%.
В 2020 году ухудшение ситуации в России и в мире из-за распространения COVID-19 привело к практически полной остановке международных полетов, а также к значительному снижению пассажиропотока на внутренних авиалиниях.
Стремительное снижение объемов перевозок началось в марте 2020 года и достигло максимума в апреле (-92,1%) и мае (-91,3%) после установления фактического запрета на полеты за рубеж, кроме вывозных и грузовых рейсов, а также после введения карантинных ограничений на территории Российской Федерации. Постепенное смягчение ограничений с наступлением летнего сезона, а также переориентация авиакомпаний на внутренние перевозки, в том числе по туристическим направлениям, позволили замедлить падение (см. табл. 2.17).
По итогам 2020 года российские авиакомпании перевезли 69,25 млн пассажиров, что в два раза меньше рекордных 128,1 млн перевезенных в 2019 году. Пандемия кардинально изменила сложившиеся условия. Снижение объема перевозок в 2020 году на внутренних линиях составило 23,1%, на международных из-за закрытия границ достигло 66,2%. Пассажиропоток аэропортов сократился практически вдвое. В июле-августе 2020 года на внутренних авиалиниях объем перевозок практически восстановлен за счет развития внутреннего туризма и курортных программ. Авиация России по темпам восстановления внутренних перевозок стала первой в мире. Следует учитывать, что за время пандемии российские авиакомпании и аэропорты из федерального бюджета получили около 36 млрд рублей прямых субсидий на компенсацию текущих расходов в результате падения объема перевозок.
По данным Росавиации аэропорты России в августе 2020 года обслужили 17 млн 964 тыс. пассажиров, что на 28% меньше, чем в 2019 году, авиакомпании сократили перевозки пассажиров по сравнению с августом прошлого года на 33,2%, до 9,3 млн пассажиров, а с декабрем на 42,5%, до 5,097 млн пассажиров, а аэропорты московского авиационного узла (Шереметьево, Домод
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.