Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анализ уровня и тенденций достижения значений основных объемных показателей транспортной стратегии в 2020 году
Целью анализа реализации Транспортной стратегии, уровня и динамики (тенденций) достижения показателей объема перевозок грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборота в 2020 году является формирование аналитических оценок уровня достижения прогнозных значений показателей объема перевозок грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборота, заданных Приложением N 2 Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года и выявление тенденций достижения значений этих показателей, а также предоставление актуальной аналитической информации о ходе реализации Транспортной стратегии. Использование оценок уровня и динамики (тенденций) достижения указанных показателей позволило проанализировать факторы, повлиявшие на ход реализации стратегии, и причины отклонений. Анализ предоставляет оперативную актуальную аналитическую информацию для формирования решений по корректировке мер, направленных на реализацию Транспортной стратегии.
Для анализа уровня и динамики (тенденций) достижения прогнозных значений показателей за 2020 год по каждому индикатору вычисляются следующие оценки:
1) Оценка уровня (доли в процентах) достижения заданного прогнозного значения показателя в истекшем периоде.
2) Оценка динамики (тенденций) достижения прогнозных значений показателей.
Первая оценка описывает долю достижения заданного прогнозного значения показателя в процентах, а также обеспечивает сопоставление с показателями за 2019 год, что позволяет проследить динамику (тенденцию) функционирования отдельных видов транспорта и всего транспортного комплекса Минтранса России в целом.
Достижение прогнозных значений показателей реализации Транспортной стратегии по базовому (консервативному) варианту развития транспортной системы Российской Федерации до 2030 года определяется по 24 прогнозным значениям показателей в сравнении с их фактическими значениями 2020 года.
В таблице 2.1. приведены сведения об уровне достижения показателей Транспортной стратегии, т.е. каждому цветовому блоку соответствует уровень достижения рассматриваемых показателей: свыше 100%, от 90 до 100%, от 70 до 90%, от 50 до 70% и менее 50%.
Таблица 2.1
Достижение ожидаемых значений показателей Транспортной стратегии
Учитывая ситуацию с распространением COVID-19 в Российской Федерации Транспортный комплекс России в этом году не вышел на докризисные показатели по объемам работы. Уровень достижения одного показателя 2020 года превысил прогнозное значение. Для 5 показателей уровень достижения составил от 90 до 100%. Для 6 показателей уровень достижения находится в интервале 70-90%, для 10 - в интервале 50-70% и для 2 показателей уровень достижения составил менее 50%.
Оценки уровня и динамики (тенденций) достижения заданных значений показателей объема перевозки грузов за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта
Оценки уровня и динамики (тенденции) достижения заданных значений показателей объема перевозок грузов за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Динамика достижения ожидаемых значений показателей объема перевозок грузов за 2019-2020 годы реализации Транспортной стратегии, (без учета промышленного железнодорожного транспорта)
N |
Показатель |
Вид |
2019 г. |
Динамика изменений значений показателя 2019 г. к 2018 г. |
2020 г. |
Динамика изменений значений показателя 2020 г. к 2019 г. |
1 |
Перевозки грузов* - всего, млн тонн |
Факт |
7268,81 |
|
6899,7 |
|
План базовый |
9251,8 |
|
9525,1 |
|
||
% вып. |
78,57 |
|
72,44 |
|
||
План инновац. |
10366,9 |
|
10772,8 |
|
||
% вып. |
70,12 |
|
64,05 |
|
||
2 |
железнодорожный** |
Факт |
1405,7 |
|
1366,42 |
|
План базовый |
1521,4 |
|
1558,3 |
|
||
% вып. |
92,4 |
|
87,69 |
|
||
План инновац. |
1679,6 |
|
1737,7 |
|
||
% вып. |
83,69 |
|
78,63 |
|
||
3 |
автомобильный |
Факт |
5735,3 |
|
5398,6 |
|
План базовый |
7538,0 |
|
7769,4 |
|
||
% вып. |
76,08 |
|
69,49 |
|
||
План инновац. |
8481,7 |
|
8822,3 |
|
||
% вып. |
67,62 |
|
61,19 |
|
||
4 |
морской*** |
Факт |
23,173 |
|
24,69 |
|
План базовый |
30,85 |
|
31,6 |
|
||
% вып. |
59,99 |
|
77,84 |
|
||
План инновац. |
37,25 |
|
38,7 |
|
||
% вып. |
49,68 |
|
63,56 |
|
||
5 |
внутренний водный*** |
Факт |
108,16 |
|
108,91 |
|
План базовый |
160,2 |
|
164,5 |
|
||
% вып. |
67,51 |
|
60,22 |
|
||
План инновац. |
166,9 |
|
172,6 |
|
||
% вып. |
64,8 |
|
63,1 |
|
||
6 |
воздушный |
Факт |
1,147 |
|
1,169 |
|
План базовый |
1,3 |
|
1,34 |
|
||
% вып. |
88,25 |
|
87,27 |
|
||
План инновац. |
1,4 |
|
1,46 |
|
||
% вып. |
81,94 |
|
80,1 |
|
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ за 2019-2020 годы.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река за 2019-2020 годы.
В связи с введением ограничительных мер для борьбы с COVID-19 и ухудшением глобальной конъюнктуры объем перевозок грузов транспортным комплексом в 2020 году упал на 369,13 млн т (см. табл. 2.2) и составил 6899,68 млн т (72,44% выполнения ожидаемого уровня Транспортной стратегии по базовому варианту развития).
В 2020 году отмечена отрицательная динамика объема грузоперевозок транспортным комплексом к уровню 2019 года (см. табл. 2.3).
Таблица 2.3
Динамика перевозок грузов по видам транспорта в 2019-2020 годах, (без учета промышленного железнодорожного транспорта, в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам)
|
Перевезено грузов*, млн т |
||
2019 г. |
2020 г. |
||
Транспорт отраслей Минтранса России |
7268,81 |
6899,7 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
102,38 |
97,18 |
к 2019 г. |
- |
94,92 |
|
железнодорожный** |
1405,7 |
1366,4 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
99,35 |
96,57 |
к 2019 г. |
- |
97,2 |
|
автомобильный |
5735,3 |
5398,6 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
103,44 |
97,37 |
к 2019 г. |
- |
94,13 |
|
морской*** |
18,51 |
24,60 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
79,81 |
106,08 |
к 2019 г. |
- |
132,91 |
|
внутренний водный*** |
108,16 |
108,91 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
93,11 |
93,76 |
к 2019 г. |
- |
100,69 |
|
воздушный |
1,147 |
1,169 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
97,57 |
99,46 |
к 2019 г. |
- |
101,94 |
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ за 2019-2020 годы.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река за 2019-2020 годы.
Снижение объема перевозок грузов транспортным комплексом в 2019 и 2020 годах обусловлено уменьшением объема грузоперевозок одними из емких видов транспорта (см. табл. 2.2) - автомобильным (-336,68 млн тонн) и железнодорожным (-39,31 млн тонн).
Таблица 2.4
Структура перевозок грузов по видам транспорта Минтранса России в 2019-2020 годах, (в процентах, без учета промышленного железнодорожного транспорта)
|
2019 г. |
2020 г. |
||
Транспорт отраслей Минтранса России - всего |
100% |
100% |
||
железнодорожный |
19,34 |
|
19,8 |
|
автомобильный |
78,9 |
|
78,24 |
|
морской |
0,25 |
|
0,36 |
|
внутренний водный |
1,488 |
|
1,578 |
|
воздушный |
0,01578 |
|
0,01695 |
|
Объем грузоперевозок железнодорожным транспортом в 2020 году составил 1366,42 млн т (-39,31 млн т), уровень достижения ожидаемых значений Транспортной стратегии равен 87,7%.
В 2020 году отмечено снижение на 2,8% объема грузоперевозок железнодорожным транспортом (1366,42 млн т) по сравнению с 2019 годом (1405,7 млн т) отмечается снижение объема перевозок отдельных видов грузов (см. табл. 2.5) вследствие сокращения промышленного производства.
Таблица 2.5
Перевезено грузов железнодорожным транспортом* по видам в 2020 году, млн тонн
______________________________
* Оперативные данные перевозок грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ за 2019-2020 годы.
Кроме того, снижение объема грузоперевозок железнодорожным транспортом обусловлено снижением общего объема погрузки (в 2020 году она составила 1244,63 млн тонн), что ниже показателя 2019 года на 2,72% (1279,4 млн тонн). В отчетный период наблюдается снижение погрузки:
- нефть и нефтепродукты - 208,8 млн тонн (-10%);
- черные металлы - 66,4 млн тонн (-10%);
- химикаты и сода - 24,5 млн тонн (-6,1%);
- каменный уголь - 353,3 млн тонн (-5%);
- цемент - 25,1 млн тонн (-4,5%);
- промсырье - 33,8 млн тонн (-3,6%);
- лесные грузы - 40,7 млн тонн (-3,1%);
- руда железная и марганцевая - 119,7 млн тонн (-0,4%).
Вместе с тем в 2020 году отмечен рост погрузки:
- зерно - 27,9 млн тонн (+28,7%);
- строительные грузы - 131,6 млн тонн (+6,1%);
- прочие грузы, включая грузы в контейнерах (+4,1%);
- кокс - 11,2 млн тонн (+4%);
- минеральные удобрения - 62,7 млн тонн (+3,7%);
- руда цветная и серное сырье - 19,9 млн тонн (+2%).
В 2020 году (см. табл. 2.2 и 2.3) отрицательную динамику изменения объема перевозок грузов демонстрирует автомобильный транспорт.
По итогам 2020 г. объем перевозок грузов сократился на 5,87% и составил 5398,6 млн тонн (-336,7 млн тонн).
Продолжение ухудшения ситуации в Российской Федерации и в мире с марта 2020 года вследствие распространения COVID-19 обусловило приостановку деятельности большинства предприятий и замедление темпов роста национальных экономик. Это привело к значительному снижению грузопотока и как следствие к снижению объема перевозок грузов водным транспортом на 15-20%.
При этом для грузовых перевозок внутренним водным транспортом навигация 2020 года проходила в штатном режиме. По итогам навигации 2020 года объем перевозок грузов на внутреннем водном транспорте демонстрирует рост на 0,7% и составил 108,9 млн тонн. При этом уровень достижения ожидаемых значений показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.2) составил 66,2%.
Несмотря на стабильную навигацию в 2020 году главными проблемами речных перевозок, которые существенно снижают востребованность транспортного флота судоходных компаний, являются строительство новых автомобильных и железных дорог, переориентирование грузопотоков на наземные виды транспорта. Количество флота на внутренних водных путях в период 2000-2020 годы уменьшилось на 28%, а транспортный потенциал внутренних водных путей использован всего на 20%. Это обусловлено рядом объективных факторов:
- во-первых, в разных регионах страны речники столкнулись с сильным маловодьем (Волга, Дон, Лена, Яна, Индигирка, Амга, Вилюй, Яна и Алдан);
- во-вторых, быстрое таяние снега и подпитка болот привели к резкому наводнению и увеличению уровня воды в реках Обь - Иртышского бассейна, на участках рек Амгунь, Зея, Верхний и Средний Амур;
- в-третьих, из-за дыма от лесных пожаров и как следствие нулевой видимости на отдельных участках рек был введен запрет на движение судов (например, на реке Алдан, крупнейшем притоке Лены, на реках Республики Саха (Якутия)).
Большинство администраций бассейнов сообщили о выполнении планов в установленные сроки по перевозке грузов в навигацию 2020 года и некотором превышении запланированных объемов. Так, по рекам Камского бассейна объем перевезенных грузов вырос на 0,1% по сравнению с 2010 годом, по рекам Беломорско-Балтийского бассейна было перевезено 741 тыс. тонн грузов, по внутренним водным путям Амурского бассейна - более 4 млн тонн, по Обскому бассейну - около 5 млн тонн грузов.
Богатый урожай зерна в 2020 году обусловил рост объема перевезенного по рекам в июле-ноябре зерна.
В навигацию 2020 г. снизился объем транспортировки стройматериалов, что вызвано невыполнением проектов в строительном комплексе, в меньшей степени - зерна, металлов и наливных грузов.
В 2020 году объем перевозок морским транспортом возрос на 6,5% по сравнению с 2019 годом и составил 24,7 млн тонн (+1,52 млн тонн). Уровень достижения ожидаемых значений показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.2) составил 77,84%. Обусловлено это масштабным развитием портовой инфраструктуры страны и увеличением грузопотоков по ряду направлений.
Мощности российских портов по итогам 2020 г. увеличились на 32,67 млн тонн. Однако объем перевалки грузов в морских портах Российской Федерации в январе-августе 2020 года снизился на 2,5%. Это обусловлено высокой волатильностью биржевых цен на энергоносители и общемировым снижением потребления топлива.
Так, в Балтийском бассейне наблюдается профицит в сегменте перевалки контейнеров. Также отмечается излишек мощностей по перевалке нефти и нефтепродуктов в Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах. Значительно возросли мощности в сегментах производства и перевалки сжиженного природного газа после успешного запуска ООО "Ямал СПГ" (порт Сабетта).
Прирост отправления грузов морским транспортом также обусловлен активизацией экономической деятельности в труднодоступных районах Крайнего Севера России, в районе Северного морского пути и открытием навигации 2020 года (см. табл. 2.6).
Таблица 2.6
Отправление грузов морским транспортом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (с ограниченными сроками завоза), тыс. тонн
|
2019 г. |
2020 г. |
Отправлено грузов морским транспортом |
7 607,4 |
8 406, |
В 2020 году объем перевозок грузов на воздушном транспорте вырос на 0,02 млн тонн и составил 1,169 млн тонн, что выше уровня 2019 года на 1,94% (см. табл. 2.3). Уровень достижения плановых значений показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.2) составил 87,27% против 88,25% в 2019 году.
Анализ структуры перевозок грузов в Российской Федерации (без учета промышленного железнодорожного транспорта) (см. табл. 2.4) показывает следующее:
- резкое ухудшение ситуации в России и в мире с марта 2020 года вследствие распространения COVID-19 привело к значительному снижению грузопотока и, как следствие, к снижению объема перевозок грузов наиболее грузоемкими видами транспорта: автомобильным (5,9% по сравнению с 2019 годом), железнодорожным (снижение на 11,5%), внутренним водным - на 8%;
- активизация экономической деятельности в труднодоступных районах Крайнего Севера России, в акватории Северного морского пути и открытие навигации обусловило прирост отправления грузов водным транспортом.
Оценки уровня и динамики (тенденций) достижения заданных значений показателей объема грузооборота за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта отраслей Минтранса России
Оценки уровня и динамики (тенденции) достижения плановых значений показателей объема грузооборота за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта Минтранса России представлены в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Динамика достижения прогнозных значений показателей объема грузооборота в 2019-2020 годах реализации Транспортной стратегии (без учета промышленного железнодорожного транспорта)
N |
Показатель |
Вид |
2019 г. |
Динамика изменений значений показателя 2019 г. к 2018 г. |
2020 г. |
Динамика изменений значений показателя 2020 г. к 2019 г. |
1 |
Грузооборот* - всего, млрд т-км |
Факт |
2987,2 |
|
2930,74 |
|
План базовый |
3079,1 |
|
3160,8 |
|
||
% вып. |
97,02 |
|
92,72 |
|
||
План инновац. |
3385,3 |
|
3503,42 |
|
||
% вып. |
88,24 |
|
83,65 |
|
||
2 |
железнодорожный** |
Факт |
2601,9 |
|
2544,83 |
|
План базовый |
2613,0 |
|
2680,0 |
|
||
% вып. |
99,58 |
|
94,96 |
|
||
План инновац. |
2878,9 |
|
2978,0 |
|
||
% вып. |
90,38 |
|
85,45 |
|
||
3 |
автомобильный |
Факт |
275,4 |
|
271,5 |
|
План базовый |
315,2 |
|
328,8 |
|
||
% вып. |
87,38 |
|
82,57 |
|
||
План инновац. |
342,5 |
|
355,4 |
|
||
% вып. |
80,42 |
|
76,39 |
|
||
4 |
Грузооборот морской*** |
Факт |
40,85 |
|
42,504 |
|
План базовый |
66,9 |
|
65,6 |
|
||
% вып. |
54,6 |
|
64,71 |
|
||
План инновац. |
77,1 |
|
80,1 |
|
||
% вып. |
47,37 |
|
53,0 |
|
||
5 |
Грузооборот внутренний водный*** |
Факт |
65,91 |
|
64,2 |
|
План базовый |
77,2 |
|
79,4 |
|
||
% вып. |
85,37 |
|
81,67 |
|
||
План инновац. |
79,6 |
|
82,4 |
|
||
% вып. |
82,8 |
|
78,7 |
|
||
6 |
воздушный |
Факт |
7,389 |
|
7,112 |
|
План базовый |
6,75 |
|
7,0 |
|
||
% вып. |
109,47 |
|
101,6 |
|
||
План инновац. |
7,2 |
|
7,52 |
|
||
% вып. |
102,63 |
|
94,57 |
|
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ 2019-2020 годов.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река 2019-2020 годов.
В 2020 году объем грузооборота по транспортному комплексу снизился на 56,43 млрд т-км по сравнению с 2019 годом и составил 2930,74 млрд т-км (см. табл. 2.7). Отрицательная динамика обеспечивается снижением объема грузооборота наиболее емким видом транспорта, обеспечивающим грузоперевозку на дальние расстояния (железнодорожным транспортом).
В 2020 году отмечена отрицательная динамика роста достижения уровня ожидаемых значений по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.7) в 2019 году 97,02%, в 2020 году 92,72%.
Таблица 2.8
Динамика грузооборота по видам транспорта в 2019-2020 годах реализации Транспортной стратегии, (без учета промышленного железнодорожного транспорта в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам)
|
Грузооборот*, (млрд т-км) |
||
2019 г. |
2020 г. |
||
Транспорт отраслей Минтранса России |
2987,2 |
2930,74 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
100,66 |
98,76 |
к 2019 г. |
- |
98,11 |
|
железнодорожный** |
2601,9 |
2544,83 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
100,16 |
97,96 |
к 2019 г. |
- |
97,81 |
|
автомобильный |
275,4 |
271,5 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
106,31 |
104,79 |
к 2019 г. |
- |
98,57 |
|
морской*** |
36,52 |
42,45 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
98,99 |
115,06 |
к 2019 г. |
- |
116,23 |
|
внутренний водный*** |
65,91 |
64,85 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
99,72 |
98,12 |
к 2019 г. |
- |
98,39 |
|
воздушный |
7,389 |
7,112 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
94,58 |
91,03 |
к 2019 г. |
- |
96,24 |
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ 2019-2020 годов.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река 2019-2020 годов.
Анализ структуры грузооборота транспортного комплекса Минтранса России (см. табл. 2.9) показал, что в 2020 году доля автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта несколько повысилась относительно соответствующего периода прошлого года и составила 9,264% против 9,219%, 1,448% против 1,222% и 2,213% против 2,206% соответственно.
Таблица 2.9
Структура грузооборота по видам транспорта общего пользования в 2019-2020 годах, (в процентах, без учета промышленного железнодорожного транспорта
|
2019 г. |
2020 г. |
||
Транспорт отраслей Минтранса России - всего |
100% |
100% |
||
железнодорожный |
87,1 |
|
86,83 |
|
автомобильный |
9,22 |
|
9,264 |
|
морской |
1,223 |
|
1,449 |
|
внутренний водный |
2,206 |
|
2,213 |
|
воздушный |
0,2474 |
|
0,2427 |
|
В 2020 году объем грузооборота железнодорожного транспорта снизился к уровню 2019 года на 2,2% (-57,1 млрд т-км) и составил 2544,83 млрд т-км (95,0% от планового значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.7).
В 2020 году объем грузооборота автомобильного транспорта снизился. Показатель достиг значения 271,5 млрд т-км, что на 3,92 млрд т-км меньше, чем в 2019 году, а уровень достижения заданного значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.7) составил 82,57%.
В 2020 году отмечена отрицательная динамика изменения показателя объема грузооборота внутреннего водного транспорта (табл. 2.7 и 2.8). За рассматриваемый период объем грузооборота внутреннего водного транспорта составил 64,85 млрд т-км (-1,06 млрд т-км).
Уровень достижения планового значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии в отчетный период (табл. 2.7) составил 81,67%.
В 2020 году объем грузооборота воздушного транспорта составил 7,112 млрд т-км (-0,28 млрд т-км), также отмечена отрицательная динамика достижения прогнозного значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.7). В 2019 году уровень достижения составил 109,47%, в 2020 году - 101,6%.
В 2020 году объем грузооборота морского транспорта составил 42,453 млрд т-км (+5,93 млрд т-км), отмечается рост динамики достижения планового значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии (см. табл. 2.7). Так, в 2019 году уровень достижения составил 54,6%, в 2020 году - 64,71%.
Грузооборот морского транспорта в 2020 году сократился на 2,3% по сравнению с прошлым годом и составил 820,77 млн тонн. Относительное сокращение объемов перевалки связано, в основном, с падением объема перевалки на экспорт наливных грузов (на 10,4%, до 416,05 млн тонн в связи с сокращением добычи нефти по сделке ОПЕК). При этом, объем перевалки сухих грузов увеличился на 7,6% до 404,72 млн тонн, а наливных грузов - сократился на 10,4% до 416,05 млн тонн (см. табл. 2.10).
Таблица 2.10
Объем перевалки сухих, наливных и грузов по типу в морских портах России в 2020 году
В 2020 году рост грузооборота демонстрируют морские порты Каспийского и Дальневосточного бассейнов России, а порты Арктического, Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов показали снижение объема грузооборота (см. табл. 2.11).
Таблица 2.11
Объем грузооборота морских портов бассейнов России в 2020 году
|
Грузооборот в 2020 г., (млн тонн) |
в % отношении грузооборот 2020 г. к 2019 году |
Грузооборот морских портов Каспийского бассейна составил:
| ||
Общий |
8,1 |
+9,5% |
Сухие грузы |
3,4 |
+21,2% |
Наливные грузы |
4,7 |
+2,5% |
Грузооборот портов:
| ||
Астрахань |
2,5 |
+14,4% |
Махачкала |
5,0 |
+6,8% |
Грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна составил:
| ||
Общий |
223,2 |
+4,6% |
Сухие грузы |
146,8 |
+8,5% |
Наливные грузы |
76,4 |
-2,3% |
Грузооборот портов:
| ||
Ванино |
33,5 |
+6,5% |
Восточный |
77,4 |
+5,2% |
Находка |
26,8 |
+4,7% |
Владивосток |
24,7 |
+3,4% |
Пригородное |
16,4 |
+2,4% |
Де-Кастри |
13,2 |
-2,8% |
Грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил:
| ||
Общий |
252,0 |
-2,4% |
Сухие грузы |
111,6 |
+16,1% |
Наливные грузы |
140,4 |
-13,4% |
Грузооборот портов:
| ||
Тамань |
22,0 |
+46,5% |
Ростов-на-Дону |
17,8 |
+11,0% |
Туапсе |
26,8 |
+6,2% |
Кавказ |
21,8 |
+4,3% |
Ейск |
4,2 |
-1,2% |
Новороссийск |
141,8 |
-9,6% |
Грузооборот морских портов Балтийского бассейна составил:
| ||
Общий |
241,5 |
-5,8% |
Сухие грузы |
112,8 |
+2,4% |
Наливные грузы |
128,7 |
-12,0% |
Грузооборот портов:
| ||
Санкт-Петербург |
59,9 |
+0,1% |
Усть-Луга |
102,6 |
-1,2% |
Высоцк |
18,6 |
-4,2% |
Калининград |
10,4 |
-5,7% |
Приморск |
49,3 |
-19,2% |
Грузооборот морских портов Арктического бассейна составил:
| ||
Общий |
96 |
-8,4% |
Сухие грузы |
30,1 |
-4,9% |
Наливные грузы |
65,9 |
-9,9% |
Грузооборот портов:
| ||
Архангельск |
3,3 |
+22,4% |
Сабетта |
27,9 |
+0,9% |
Мурманск |
56,1 |
-9,3% |
Варандей |
4,9 |
-31,8% |
Оценки уровня и динамики (тенденций) достижения заданных значений показателей объема перевозки пассажиров за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта общего пользования
На фоне пандемии COVID-19 в 2020 году существенно сократились пассажирские перевозки всеми видами транспорта. Оценки уровня и динамики (тенденции) достижения ожидаемых значений показателей объема перевозок пассажиров за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта Минтранса России представлены в таблице 2.12.
Таблица 2.12
Динамика достижения плановых значений показателей объема перевозок пассажиров в 2019-2020 годах реализации Транспортной стратегии, (без учета городского электрического транспорта)
N |
Показатель |
Вид |
2019 г. |
Динамика изменений значений показателя 2019 г. к 2018 г. |
2020 г. |
Динамика изменений значений показателя 2020 г. к 2019 г. |
1 |
Перевозки пассажиров* транспортом общего пользования - всего, млн чел. |
Факт |
11704,4 |
|
8352,79 |
|
План базовый |
15698,0 |
|
15922,40 |
|
||
% вып. |
74,56 |
|
52,46 |
|
||
План инновац. |
16372,4 |
|
16715,70 |
|
||
% вып. |
71,49 |
|
49,97 |
|
||
2 |
железнодорожный** |
Факт |
1197,8 |
|
871,98 |
|
План базовый |
1142,9 |
|
1154,20 |
|
||
% вып. |
104,81 |
|
75,55 |
|
||
План инновац. |
1263,7 |
|
1280,30 |
|
||
% вып. |
94,79 |
|
68,11 |
|
||
3 |
автомобильный |
Факт |
10361,3 |
|
7399,25 |
|
План базовый |
14437,8 |
|
14646,80 |
|
||
% вып. |
71,77 |
|
50,52 |
|
||
План инновац. |
14984,3 |
|
15305,90 |
|
||
% вып. |
69,15 |
|
48,34 |
|
||
4 |
морской*** |
Факт |
6,045 |
|
4,598 |
|
План базовый |
1,5 |
|
1,50 |
|
||
% вып. |
403,00 |
|
306,51 |
|
||
План инновац. |
1,5 |
|
1,50 |
|
||
% вып. |
403,00 |
|
306,51 |
|
||
5 |
внутренний водный*** |
Факт |
11,06 |
|
7,721 |
|
План базовый |
14,5 |
|
14,60 |
|
||
% вып. |
76,30 |
|
52,88 |
|
||
План инновац. |
15,0 |
|
15,10 |
|
||
% вып. |
73,76 |
|
51,13 |
|
||
6 |
воздушный |
Факт |
128,13 |
|
69,245 |
|
План базовый |
101,3 |
|
105,30 |
|
||
% вып. |
126,48 |
|
65,76 |
|
||
План инновац. |
107,9 |
|
112,90 |
|
||
% вып. |
118,75 |
|
61,33 |
|
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте по форме ЦО-22 2019-2020 годов.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река 2019-2020 годов.
Объем перевозок пассажиров в 2020 году транспортом общего пользования в связи с введением карантинных ограничений снизился на 3351,63 млн человек по сравнению с 2019 годом и составил 8352,79 млн человек.
В 2019-2020 годах объем перевозок пассажиров транспортным комплексом характеризуется отрицательной динамикой к предыдущему году. Это обусловлено, прежде всего, внедрением целого ряда оптимизационных инициатив на всех видах транспорта во всем мире, что привело к практически полной остановке международных сообщений, а также к значительному снижению пассажиропотока и на внутренних линиях и, как следствие, ограничением деловой активности и мобильности населения, вызванными пандемией COVID-19, а также, некоторым снижением реально располагаемых доходов населения и ростом индекса цен (тарифов) на услуги пассажирского транспорта (см. табл. 2.13).
Таблица 2.13
Индексы потребительских цен на услуги пассажирского транспорта* в 2019-2020 годах
|
2019 г. в % отношении к 2018 г. |
2020 г. в % отношении к 2019 г. |
Индексы потребительских цен на услуги по России |
104,46 |
103,38 |
Услуги пассажирского транспорта |
106,75 |
102,16 |
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) "Об индексе потребительских цен" 2019-2020 годов.
Таблица 2.14
Структура перевозок пассажиров по видам транспорта общего пользования в 2019-2020 годах, (в процентах, без учета городского электрического транспорта)
В 2020 году отмечены следующие изменения тарифов на услуги пассажирского транспорта:
- в январе, проезд в поездах дальнего следования стал дешевле на 8,9%, авиаперелет экономическим классом - на 4,3%;
- в феврале, на 2,7% подорожал проезд в метро, на 2,2-2,5% - комбинированный билет для проезда в городском пассажирском транспорте, проезд в трамвае, плацкартных вагонах скорых поездов дальнего следования, на 1,4-1,8% - проезд в городском автобусе, троллейбусе, пригородном поезде и авиаперелет экономическим классом. Одновременно проезд в такси подешевел на 0,3%, в купейном вагоне скорого нефирменного поезда дальнего следования - на 0,1%;
- в марте, проезд в купейных вагонах скорых поездов дальнего следования стал дороже на 4,3-4,5%, маршрутном такси - на 0,4%, городском автобусе - на 0,3%. Вместе с тем авиаперелет экономическим классом подешевел на 6%, проезд в плацкартных вагонах скорых поездов дальнего следования - на 2,1-2,5%, такси - на 0,2%;
- в апреле, наиболее заметно возросла стоимость авиаперелета экономическим классом - на 5,7%. Тарифы на проезд в плацкартных вагонах поездов дальнего следования увеличились на 0,2-0,4%. При этом тарифы на проезд в купейных вагонах снизились на 3,6-4,3%, проезд в такси - на 1,2%;
- в мае, существенно выросли цены на проезд в поездах дальнего следования - на 15,5%, авиаперелет экономклассом - на 4%, а тарифы на проезд в пригородных поездах снизились на 0,5%, маршрутном такси - на 0,3%;
- в июне, более всего подорожал проезд в поездах дальнего следования - на 11,3%. Цены на проезд в такси выросли на 0,6%, а стоимость авиаперелета экономклассом подешевела на 8%;
- в июле, выросли цены на авиаперелет экономклассом - на 1,5%, проезд в такси - на 0,9%. В то же время снизились цены на проезд в купейных вагонах скорых нефирменных поездов дальнего следования - на 0,4%;
- в августе, в группе услуг пассажирского транспорта заметно подорожал авиаперелет экономклассом - на 10,6%. Увеличение цен на 3,0% и более зафиксировано в 41 субъекте Российской Федерации, наибольшее в республиках Алтай и Северная Осетия - Алания - в 2,2 и 2,1 раза соответственно. Одновременно в 12 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав области) отмечалось снижение цен на 0,2% и более, в том числе в Республике Марий Эл и Удмуртской Республике - на 4,4%. Выросли цены на проезд: в купейных вагонах скорых фирменных и нефирменных поездов дальнего следования - на 1,0% и 1,5% соответственно, в такси - на 1,3%. В то же время проезд в плацкартных вагонах скорых фирменных и нефирменных поездов подешевел на 0,3% и 0,1% соответственно;
- в сентябре, проезд в поездах дальнего следования стал дешевле на 15%, авиаперелеты экономическим классом - на 10,4%, а стоимость проезда в междугородном автобусе и такси подорожала на 0,2%;
- в октябре, проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования стал дешевле на 6,5-9,6%, авиаперелет экономическим классом - на 5,7%, проезд в такси - на 0,1%, а тарифы на проезд в маршрутном такси выросли - на 0,4%, в городском автобусе - на 0,3%, в междугородном автобусе - на 0,2%, в троллейбусе - на 0,1%.
- в ноябре, проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования стал дешевле на 2,8-5,3%, авиаперелет экономическим классом - на 1,9%, а тарифы на проезд в городском автобусе выросли - на 0,8%, в маршрутном такси, трамвае и пригородном поезде - на 0,5%, в такси - на 0,3%, в троллейбусе - на 0,2%.
- в декабре, проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования стал дороже на 14,6-16,8%, авиаперелет экономическим классом - на 5,7%.
Таблица 2.16#
Динамика перевозок пассажиров по видам транспорта в 2019-2020 годах (в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам, без учета городского электрического транспорта)
|
Перевезено пассажиров*, (млн чел.) |
||
|
2019 г. |
2020 г. |
|
Транспорт отраслей Минтранс России |
11704,4 |
8352,79 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
98,31 |
70,16 |
к 2019 г. |
- |
71,36 |
|
железнодорожный** |
1197,8 |
871,98 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
103,51 |
75,35 |
к 2019 г. |
- |
72,8 |
|
автомобильный общего пользования |
10361,3 |
7399,3 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
97,64 |
69,72 |
к 2019 г. |
- |
71,41 |
|
морской*** |
6,045 |
4,598 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
80,86 |
61,5 |
к 2019 г. |
- |
76,06 |
|
внутренний водный*** |
11,06 |
7,721 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
88,67 |
62,58 |
к 2019 г. |
- |
69,78 |
|
воздушный |
128,1 |
69,25 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
110,27 |
59,59 |
к 2019 г. |
- |
54,04 |
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте по форме ЦО-22 2019-2020 годов.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река 2019-2020 годов.
Объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом в 2020 году снизился (см. табл. 2.12 и 2.16). Так, в 2019 году перевезено 10361,3 млн человек (-250,9 млн человек), в 2020 году - 7399,25 млн человек (-2962,1 млн человек).
Пассажирские автобусные перевозки в России за январь-август 2020 года сократились на 30%. Фактически прекратились перевозки пассажиров автобусами в международном сообщении. К концу года показатели пассажиропотока достигли 80% от уровня прошлого года.
По итогам 2020 года объем перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Российской Федерации сократился на 28,6% (к 2019 году) и составил 7399,3 млн человек.
Факторы, обусловившие снижение объема перевозок пассажиров автомобильным транспортом:
- внедрение ряда оптимизационных мероприятий на автомобильном транспорте, связанных с пандемией, привело к практически полной остановке междугородних сообщений, а также к значительному снижению пассажиропотока на городских линиях;
- введение карантинных ограничений при организации и выполнении перевозок пассажиров автомобильным транспортом из-за распространения COVID-19;
- увеличение количества транспортных средств в собственности граждан;
- снижение численности сельского населения;
- эксплуатационные затраты на работу пассажирского транспорта не покрываются доходами от перевозок пассажиров;
- наличие большого числа частных перевозчиков, осуществляющих междугородние автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных.
В 2020 году отмечено снижение количества отправленных пассажиров железнодорожным транспортом (см. табл. 2.12 и 2.16). Так, в 2019 году объем перевозок составил 1197,8 млн человек (+37,41 млн человек), в 2020 году - 871,98 млн человек (-325,86 млн человек).
Российские железные дороги на фоне пандемии были вынуждены отменить некоторые поезда дальнего следования и сократить частоту курсирования по части маршрутов. Международные поезда дальнего следования прекратили курсирование. Перевозки пассажиров на сети Российских железных дорог в сентябре упали с начала года почти на 30%. Однако, после снятия ограничений динамика перевозок в пригородном сообщении улучшилась на 25% и пригородные перевозки железнодорожным транспортом восстановились практически на 100%. Движение пассажирских поездов дальнего следования восстановлено на 82% по отношению к нормативному графику.
Уровень достижения планового значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии также снижается. В 2019 году он составил 104,81%, в 2020 году - 75,55%.
В 2020 году ухудшение ситуации в России и в мире из-за распространения COVID-19 привело к практически полной остановке международных полетов, а также к значительному снижению пассажиропотока на внутренних авиалиниях.
Стремительное снижение объемов перевозок началось в марте 2020 года и достигло максимума в апреле (-92,1%) и мае (-91,3%) после установления фактического запрета на полеты за рубеж, кроме вывозных и грузовых рейсов, а также после введения карантинных ограничений на территории Российской Федерации. Постепенное смягчение ограничений с наступлением летнего сезона, а также переориентация авиакомпаний на внутренние перевозки, в том числе по туристическим направлениям, позволили замедлить падение (см. табл. 2.17).
По итогам 2020 года российские авиакомпании перевезли 69,25 млн пассажиров, что в два раза меньше рекордных 128,1 млн перевезенных в 2019 году. Пандемия кардинально изменила сложившиеся условия. Снижение объема перевозок в 2020 году на внутренних линиях составило 23,1%, на международных из-за закрытия границ достигло 66,2%. Пассажиропоток аэропортов сократился практически вдвое. В июле-августе 2020 года на внутренних авиалиниях объем перевозок практически восстановлен за счет развития внутреннего туризма и курортных программ. Авиация России по темпам восстановления внутренних перевозок стала первой в мире. Следует учитывать, что за время пандемии российские авиакомпании и аэропорты из федерального бюджета получили около 36 млрд рублей прямых субсидий на компенсацию текущих расходов в результате падения объема перевозок.
По данным Росавиации аэропорты России в августе 2020 года обслужили 17 млн 964 тыс. пассажиров, что на 28% меньше, чем в 2019 году, авиакомпании сократили перевозки пассажиров по сравнению с августом прошлого года на 33,2%, до 9,3 млн пассажиров, а с декабрем на 42,5%, до 5,097 млн пассажиров, а аэропорты московского авиационного узла (Шереметьево, Домодедово и Внуково) по итогам 2020 года сократили количество обслуженных пассажиров на 42,3% до 48,52 млн человек. Число обслуженных пассажиров на международных рейсах упало на 75,8% до 2,74 млн человек, на внутренних - на 29,9% до 36,52 млн пассажиров. Пассажиропоток Шереметьево снизился на 60,4% до 19,56 млн пассажиров, Домодедово - на 42% до 16,39 млн пассажиров, Внуково - на 47,6% до 12,56 млн пассажиров.
Таблица 2.17
Объемы перевозок пассажиров гражданской авиацией России в январе - декабре 2020 года, (млн чел.)
Таким образом, объемы перевозок пассажиров российскими авиакомпаниями в 2020 году составили 54% от показателя прошлого года. На внутренних авиалиниях пассажиропоток сократился на 23,1% и составил 56,16 млн пассажиров, а на международных на 76,2% и составил 13,09 млн пассажиров (см. табл. 2.12, 2.16 и 2.18).
Таблица 2.18
Перевозка пассажиров гражданской авиацией России* в 2019-2020 годах по видам сообщения, (млн чел.)
______________________________
* Данные Росавиации по формам N 10-ГА 2019-2020 годов.
В 2020 году по данным Росавиации российские авиадиспетчеры обслужили в верхнем воздушном пространстве страны 1,3 млн полетов, что на 29% ниже показателя относительно того же периода 2019 года. При этом количество внутренних полетов составило 909,3 тыс. (-3%) и международных - 389,8 тыс. (-44%).
Летняя навигация на несколько процентов улучшила общий результат авиаперевозок по итогам 2020 года. Однако снижение объемов авиаперевозок в апреле-мае и недостаточное восстановление в последующие месяцы ввиду сохраняющихся ограничений на международные перелеты не улучшили экономическую ситуацию в авиаотрасли.
Ухудшение эпидемиологической ситуации в мире в условиях распространения COVID-19 непосредственно влияет на снижение авиационной подвижности населения, а также на перевозку пассажиров гражданской авиацией России и авиаперелетов между странами.
На гистограмме показано как существенно снизился пассажиропоток от уровня прошлого года, в 2019 году он составил 128,129 млн человек (+11,93 млн чел.), а в 2020 году достиг 69,245 млн чел. (-58,885 млн чел.). Уровень достижения ожидаемого значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии также снизился: в 2019 году он составил 126,48%, в 2020 году достиг 65,76%.
Ввиду разворачивающейся по всему миру второй волны эпидемии COVID-19 и вновь вводимых ограничений объем авиаперевозок в 2020 году сократился до уровня 2011 года.
Лучшего итогового результата по авиаперевозкам в 2020 году по сравнению с 2019 годом достигли АО "Авиакомпания АЗИМУТ" - 97,9%, ООО "Авиакомпания "Победа" - 88,3%, АО "Авиакомпания "Сибирь" - 87,9%, АО "Нордавиа-региональные авиалинии" - 80,5%. Однако, компаниям не удалось компенсировать потери апреля-мая 2020 года.
Таблица 2.19
Перевозка пассажиров и процент занятости пассажирских кресел гражданской авиации России в 2019-2020 годах (международные и внутренние перевозки)
В 2020 году следует отметить успех АО "Авиакомпании Азимут", эксплуатирующей отечественные самолеты SuperJet 100 - 97,9% пассажиропотока от уровня прошлого года. Это указывает на удачную стратегию авиакомпании и на увеличение спроса на полеты самолетами малой вместимости, ввиду снижения общих потоков пассажиров на многих направлениях.
По предварительным итогам за 2020 год, авиакомпания "Аэрофлот" перевезла 14,56 млн пассажиров (-60,9% по сравнению с 2019 годом), "Победа" - 9,09 млн пассажиров (-11,3%), "Россия" - 5,71 млн пассажиров (-50,6%), "Уральские авиалинии" - 5,63 млн пассажиров (-41,4%). Показатели а/к "Сибирь" за 2020 год демонстрируют снижение на 12,1%, авиакомпания перевезла 12,35 млн пассажиров.
По данным продаж авиабилетов в 2020 году больше всего бронирований было совершенно в июле и августе (совокупно - около 30%), а начиная с сентября последовало снижение спроса. Пик объема авиаперевозок пришелся на период с июля по сентябрь 2020 года (суммарно - более 43% от общего числа перелетов по России за год).
Следует отметить, что наиболее востребованы в 2020 году были перелеты по направлениям: Симферополь, Сочи, Краснодар, Анапа, Минеральные Воды, Санкт-Петербург, Калининград, Махачкала, Ростов-на-Дону, Уфа, Новосибирск, Казань, Челябинск, Мурманск и Саратов. Новым стало направление Москва - Геленджик, его доля среди популярных авианаправлений выросла почти вдвое.
Несмотря на общее снижение спроса на авиаперевозки в 2020 году, есть ряд направлений, где пассажиропоток вырос (Москва - Анапа, Москва - Калининград, Москва - Махачкала, Санкт-Петербург - Симферополь, Санкт-Петербург - Сочи, Москва - Геленджик, Москва - Мурманск и Москва - Саратов). Этому способствовало сокращение на 15% средней цены на авиабилет за перелет по России в 2020 году по сравнению с 2019 годом. Цена авиабилета составила 6692 рубля за билет в одну сторону. Наибольшее сокращение средней цены на авиабилет среди маршрутов зафиксированы на направлениях Москва - Екатеринбург (-33%), Москва - Новосибирск (-33%), Москва - Челябинск (-27%) и Москва - Мурманск (-26%).
Объем перевозок пассажиров морским транспортом в 2019-2020 годах снижается (см. табл. 2.12 и 2.16). Так, в 2019 году он составил 6,045 млн человек (-1,43 млн человек), в 2020 году - 4,615 млн человек (-1,43 млн человек).
Также в 2020 году в морских портах России было обслужено 567,6 тыс. человек, что в 3,7 раза меньше аналогичного периода прошлого 2019 года, в том числе количество отправленных пассажиров из портов составило 283,9 тыс. человек (снижение в 2,2 раза), прибывших - 282,6 тыс. человек (снижение в 2,6 раза). Обслуживание транзитных пассажиров составило всего 1,14 тыс. человек, в прошлом году было 719 тыс. человек.
Основное количество пассажиров было обслужено на специализированных пассажирских терминалах в портах Ялта - 419,2 тыс. человек, снижение по отношению к аналогичному периоду прошлого г. составило 35,1%, Сочи - 89,6 тыс. человек (-39,6%) и Холмск - 20,5 тыс. человек (-28,7%).
Значительное сокращение объема перевозок пассажиров морским транспортом с одной стороны обусловлено снижением пассажиропотока на Керченской паромной переправе из-за ввода в строй в 2018 году автодорожной части, а в 2019 году железнодорожной части Крымского моста через Керченский пролив, с другой - ухудшением ситуации в России и в мире вследствие распространения COVID-19, что привело к полной остановке международного морского сообщения и значительному снижению пассажиропотока на внутренних линиях.
Объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в 2020 году снизился по сравнению с 2019 годом (см. табл. 2.12 и 2.16). Так, в 2019 году он составил 11,06 млн чел. (-1,27 млн чел.), в 2020 году - 7,721 млн чел. (-3,34 млн чел.).
В последние годы обострилась проблема недостатка глубин для прохождения судов, и пассажирский транспорт сталкивается с трудностями прохождения сложных участков на реках. Кроме того, отмечалось перераспределение спроса на другие виды транспорта, которые более динамично развивали сеть маршрутов и качество услуг.
В 2020 году численность поездок на внутреннем водном транспорте сократилась наполовину от уровня 2019 года в связи с пандемией и составила 5,5 млн поездок. Количество пассажиров на речных рейсовых маршрутах по итогам 2020 года сократилось на 50%, на круизных - на 70%. Уменьшение показателей произошло из-за закрытия судоходных компаний на период объявленного режима повышенной готовности и ограничения перемещений граждан. Кроме того, население было вынуждено отказаться от туристических поездок из-за снижения реальных доходов.
Речные линии в Сибири - на Оби, Енисее, Лене и других реках не приостанавливали работу в период пандемии. Но пассажиропоток на них резко снизился из-за самоизоляции, итоговые потери составили около 50%.
Отрасль внутренних водных пассажирских перевозок носит сезонный характер, поэтому карантинные ограничения на весну и часть лета 2020 года привели к фактической потере большей части годового оборота предприятий.
Пассажиропоток круизного речного судоходства в 2020 году показал значительное сокращение. Причиной этого стала приостановка въезда иностранных туристов, так как почти половина круизных теплоходов работают с зарубежными туристами между Москвой и Санкт-Петербургом.
Поскольку в 2020 году навигация была начата в апреле (на два месяца позже обычного), с целью минимизации убытков Росморречфлот ввел новые маршруты и, с учетом частичного открытия международного авиасообщения, с сентября продлил навигацию до конца ноября.
Оценки уровня и динамики (тенденций) достижения заданных значений показателей объема пассажирооборота за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта общего пользования
Оценки уровня и динамики (тенденции) достижения заданных значений показателей объема пассажирооборота за отчетный период реализации Транспортной стратегии по видам транспорта общего пользования представлены в таблице 2.20.
Таблица 2.20
Динамика достижения ожидаемых значений показателей объема пассажирооборота в 2019-2020 годах реализации Транспортной стратегии (без учета городского электрического транспорта)
N |
Показатель |
Вид |
2019 г. |
Динамика изменений значений показателя 2019 г. к 2018 г. |
2020 г. |
Динамика изменений значений показателя 2020 г. к 2019 г. |
1 |
Пассажирооборот* транспорта общего пользования - всего, млрд пасс. км |
Факт |
570,33 |
|
312,2 |
|
План базовый |
583,0 |
|
604,22 |
|
||
% вып. |
97,82 |
|
51,67 |
|
||
План инновац. |
617,3 |
|
637,93 |
|
||
% вып. |
92,39 |
|
48,94 |
|
||
2 |
железнодорожный** |
Факт |
133,38 |
|
78,135 |
|
План базовый |
154,3 |
|
156,2 |
|
||
% вып. |
86,44 |
|
50,02 |
|
||
План инновац. |
169,1 |
|
172,5 |
|
||
% вып. |
78,88 |
|
45,3 |
|
||
3 |
автомобильный общего пользования |
Факт |
113,36 |
|
80,374 |
|
План базовый |
153,3 |
|
155,6 |
|
||
% вып. |
73,95 |
|
51,65 |
|
||
План инновац. |
159,0 |
|
162,5 |
|
||
% вып. |
71,3 |
|
49,46 |
|
||
4 |
морской*** |
Факт |
0,052 |
|
0,0314 |
|
План базовый |
0,1 |
|
0,1 |
|
||
% вып. |
51,9 |
|
31,4 |
|
||
План инновац. |
0,1 |
|
0,1 |
|
||
% вып. |
51,9 |
|
31,4 |
|
||
5 |
внутренний водный*** |
Факт |
0,554 |
|
0,232 |
|
План базовый |
0,72 |
|
0,72 |
|
||
% вып. |
76,93 |
|
32,2 |
|
||
План инновац. |
0,73 |
|
0,73 |
|
||
% вып. |
75,87 |
|
31,76 |
|
||
6 |
воздушный |
Факт |
322,99 |
|
153,43 |
|
План базовый |
274,6 |
|
291,6 |
|
||
% вып. |
117,62 |
|
52,62 |
|
||
План инновац. |
288,4 |
|
302,1 |
|
||
% вып. |
111,99 |
|
50,79 |
|
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте по форме ЦО-22 2019-2020 годов.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река 2019-2020 годов.
Таблица 2.21
Динамика пассажирооборота по видам транспорта в 2019-2020 годах (без учета городского электрического транспорта, в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам)
|
Пассажирооборот*, (млрд пасс.-км) |
||
2019 г. |
2020 г. |
||
Транспорт отраслей Минтранса России |
570,33 |
312,2 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
107,25 |
58,71 |
к 2019 г. |
- |
54,74 |
|
железнодорожный** |
133,38 |
78,135 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
103,08 |
60,38 |
к 2019 г. |
- |
58,58 |
|
автомобильный общего пользования |
113,4 |
80,37 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
98,73 |
70,0 |
к 2019 г. |
- |
70,9 |
|
морской*** |
0,052 |
0,0314 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
90,45 |
54,7 |
к 2019 г. |
- |
60,48 |
|
внутренний водный*** |
0,554 |
0,232 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
97,07 |
40,63 |
к 2019 г. |
- |
41,86 |
|
воздушный |
323,0 |
153,43 |
|
в процентном отношении |
к 2018 г. |
112,57 |
53,47 |
к 2019 г. |
- |
47,5 |
______________________________
* Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) перевозок грузов по видам транспорта от 29.01.2021 г.
** Оперативные данные перевозок пассажиров на железнодорожном транспорте по форме ЦО-22 2019-2020 годов.
*** Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река 2019-2020 годов.
Вследствие карантинных ограничений также наблюдается падение объема пассажирооборота транспорта общего пользования (см. табл. 2.20 и 2.21). Так, в 2019 году он составил 570,33 млрд пасс.-км (+38,41 млрд пасс.-км), в 2020 году - 312,2 млрд пасс.-км (-258,13 млрд пасс.-км). Уровень достижения планового значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии также снижается. В 2019 году он составил 97,82%, в 2020 году - 51,67%.
Последствия пандемии COVID-19 и некоторое снижение уровня располагаемых доходов населения привели к уменьшению показателей пассажирооборота наиболее пассажироемких видов транспорта (см. табл. 2.20 и 2.21) воздушного (47,5% от уровня 2019 года), железнодорожного (58,58%) и автомобильного (70,9%).
Таблица 2.22
Структура пассажирооборота по видам транспорта общего пользования в 2019-2020 годах, (в процентах, без учета городского электрического транспорта)
Ухудшение ситуации в России и в мире в марте 2020 г. вследствие распространения COVID-19 потребовало внедрения целого ряда оптимизационных инициатив на воздушном транспорте во всем мире, что привело к практически полной остановке международных полетов, а также к значительному снижению пассажиропотока на внутренних авиалиниях.
В 2020 году пассажирооборот авиакомпаний составил 48,45% от уровня прошлого года. Это указывает на сокращение дистанции полетов пассажирами и, следовательно, выполнение авиакомпаниями меньшей работы и получение меньшей выручки. Кроме того, экономические показатели авиакомпаний ухудшаются вследствие более низкой стоимости авиаперелетов во втором и третьем квартале, по сравнению с 2019 годом.
По итогам 2020 года отмечено снижение объема пассажирооборота воздушного транспорта общего пользования (см. табл. 2.20 и 2.21). Так, в 2019 году он составил 323,0 млрд пасс.-км (+36,06 млрд пасс.-км), в 2020 году - 153,43 млрд пасс.-км (-169,56 млрд пасс.-км).
Среди лидеров авиаотрасли лучшего итогового результата достигли авиакомпании: АО "Авиакомпания АЗИМУТ", АО "Авиакомпания "Сибирь", АО "Авиакомпания "Нордавиа-региональные авиалинии" и ООО "Авиакомпания "Победа" (см. табл. 2.23).
Таблица 2.23
Пассажирооборот гражданской авиации России в 2019-2020 годах (международные и внутренние перевозки)
Стратегия авиакомпании АО "Авиакомпания АЗИМУТ" по использованию отечественных самолетов SuperJet 100 и увеличение спроса на полеты самолетами малой вместимости ввиду снижения общих потоков пассажиров на многих направлениях обусловили значительный рост пассажирооборота авиакомпании (см. табл. 2.23).
Объем пассажирооборота железнодорожного транспорта составил 78,135 млрд пасс.-км (-55,25 млрд пасс.-км) (см. табл. 2.20 и 2.21). Уровень достижения планового значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии по железнодорожному транспорту составил 50,02%.
В 2020 году наблюдается снижение объема пассажирооборота на автомобильном транспорте (см. табл. 2.20 и 2.21). Так, в 2019 году он составил 113,4 млрд пасс.-км (-1,46 млрд пасс.-км), в 2020 году -80,374 млрд пасс.-км (-32,99 млрд пасс.-км).
В 2020 году наблюдается снижение объема пассажирооборота внутреннего водного транспорта (см. табл. 2.20 и 2.21). Так, в 2019 году объем пассажирооборота внутреннего водного транспорта составил 0,554 млрд пасс.-км (-0,02 млрд пасс.-км), в 2020 году - 0,232 млрд пасс.-км (-0,32 млрд пасс.-км).
На снижение объема пассажирооборота морского транспорта в 2020 году повлиял ввод в эксплуатацию автомобильной и железнодорожной частей Керченского моста, а также сокращение объема перевозок пассажиров морским транспортом вследствие пандемии и полной остановки международного морского сообщения (см. табл. 2.20 и 2.21). Так, в 2019 году пассажирооборот морского транспорта составил 0,052 млрд пасс.-км (-0,005 млрд пасс.-км), в 2020 году - 0,0314 млрд пасс.-км (-0,0205 млрд пасс.-км).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.