Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)
49. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) Департамент во взаимодействии с контролируемым лицом осуществляет следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
1) контрольная закупка;
2) выборочный контроль;
3) инспекционный визит;
4) документарная проверка;
5) выездная проверка.
Без взаимодействия с контролируемым лицом осуществляются следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
2) выездное обследование.
Указанные виды контрольных (надзорных) мероприятий проводятся в виде внеплановых мероприятий.
Контрольные (надзорные) мероприятия проводят должностные лица Департамента, указанные в пункте 5 настоящего Положения.
50. Права и обязанности должностных лиц Департамента, ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий должностных лиц Департамента, установлены положениями Федерального закона N 171-ФЗ и Федерального закона N 248-ФЗ.
Права и обязанности специалистов, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения, определены статьей 34 Федерального закона N 248-ФЗ.
Права контролируемых лиц определены статьей 36 Федерального закона N 248-ФЗ.
51. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия уполномоченным должностным лицом Департамента принимается решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, которое оформляется в соответствии с типовыми формами, утвержденными приказом Минэкономразвития N 151, в зависимости от вида контрольного (надзорного) мероприятия.
52. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Департамента и (или) специалистом, привлекаемым к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, для фиксации доказательств нарушений обязательных требований в отношении результатов деятельности контролируемого лица и (или) используемых контролируемым лицом объектов контроля могут использоваться фотосъемка, видеозапись в случаях:
1) выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом во взаимодействии с контролируемым лицом признаков нарушений обязательных требований;
2) отказа контролируемого лица предоставить доступ должностному лицу Департамента на объект контроля.
53. Фотосъемка, видеозапись осуществляются с применением технических средств. Учет технических средств, используемых для проведения фотосъемки и (или) видеозаписи, осуществляется Департаментом.
Решение о проведении фотосъемки и (или) видеозаписи принимает должностное лицо Департамента, осуществляющее контрольное (надзорное) мероприятие. По поручению должностного лица Департамента фотосъемка и (или) видеозапись могут осуществляться специалистом, привлекаемым к проведению контрольного (надзорного) мероприятия.
Контролируемое лицо в обязательном порядке уведомляется о проведении фотосъемки и (или) видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований.
54. Фотографии и (или) видеозаписи, фиксирующие доказательства нарушения обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований, дату и время проведения фотосъемки и (или) видеозаписи. Фотографии и (или) видеозаписи, используемые для доказательства нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия, при этом в акте контрольного (надзорного) мероприятия делается отметка о наличии таких материалов.
55. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом (его представителем) в месте осуществления деятельности контролируемого лица, контролируемому лицу (его представителю) должностными лицами предъявляются служебные удостоверения, решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в форме заверенной печатью бумажной копии либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, а также сообщается учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
По требованию контролируемого лица должностное лицо Департамента обязано предоставить информацию о специалисте, привлекаемом к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, в целях подтверждения его полномочий.
56. При проведении контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в отношении индивидуального предпринимателя указанный индивидуальный предприниматель вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия по объективным причинам (болезнь, командировка, обстоятельства непреодолимой силы). В этом случае проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя в Департамент.
57. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо Департамента составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, предусмотренном частями 4 и 5 статьи 21, частями 9 и 9.1 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ.
Форма акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия утверждается приказом Департамента.
58. В случае, указанном в пункте 57 настоящего Положения, уполномоченное должностное лицо Департамента вправе принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
59. Основаниями для проведения контрольных (надзорных) мероприятий являются:
1) наличие у Департамента сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля (надзора) параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
4) истечение срока исполнения решения Департамента об устранении выявленных нарушений обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
60. Сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Департамент получает:
1) при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления в городе Севастополе, из средств массовой информации;
2) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, включая контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия, в том числе в отношении иных контролируемых лиц.
Рассмотрение сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется должностным лицом в порядке, установленном статьей 58 Федерального закона N 248-ФЗ.
61. По итогам рассмотрения сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо Департамента направляет уполномоченному должностному лицу Департамента:
1) при подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
2) при отсутствии подтверждения достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, - мотивированное представление о направлении предостережения;
3) при невозможности подтвердить личность гражданина, направившего в Департамент сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, полномочия представителя организации, при обнаружении недостоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям - мотивированное представление об отсутствии основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
62. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия - контрольная закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, выездная проверка по основанию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 59 настоящего Положения, проводятся только после согласования с органами прокуратуры.
63. Согласование контрольных (надзорных) мероприятий с органами прокуратуры осуществляется в порядке, определенном статьей 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
64. Если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение 24 часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органов прокуратуры Посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
Виды контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
Контрольная закупка
65. Контрольная закупка проводится в соответствии с положениями статьи 67 Федерального закона N 248-ФЗ.
66. В ходе проведения контрольной закупки в качестве контрольного (надзорного) действия выбирается осмотр, который осуществляется в соответствии со статьей 76 Федерального закона N 248-ФЗ.
67. Контрольная закупка (за исключением дистанционной контрольной закупки) должна проводиться в присутствии двух свидетелей или двух должностных лиц Департамента либо с применением видеозаписи. В случаях, предусмотренных пунктом 52 настоящего Положения, в целях фиксации процесса контрольной закупки при ее проведении применяются фотосъемка и (или) видеозапись.
68. Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
69. Срок проведения контрольной закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка, в целях оценки соблюдения обязательных требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Выборочный контроль
70. Выборочный контроль проводится в соответствии с положениями статьи 69 Федерального закона N 248-ФЗ по месту хранения, применения и (или) реализации продукции (товаров) и представляет собой инструментальное обследование и (или) отбор проб (образцов) продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству.
О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются.
71. Выборочный контроль может проводиться с участием экспертов, специалистов, привлекаемых к проведению контрольного (надзорного) мероприятия на основании решения Департамента.
72. Срок проведения выборочного контроля определяется периодом времени, в течение которого обычно проводятся изъятие проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и необходимые экспертизы.
73. В ходе проведения выборочного контроля могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) получение письменных объяснений;
3) истребование документов;
4) отбор проб (образцов);
5) инструментальное обследование;
6) экспертиза.
74. Совершение контрольных (надзорных) действий, указанных в пункте 73 настоящего Положения, осуществляется в соответствии со статьями 76, 79-82 и 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
75. Отбор проб (образцов) продукции (товаров) в ходе проведения выборочного контроля может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров).
76. Под отбором проб (образцов) понимается совершаемое контрольное (надзорное) действие по изъятию (выборке) проб (образцов) алкогольной продукции в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию в целях проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
77. Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица или его уполномоченного представителя и (или) с применением видеозаписи.
78. В случае отсутствия при отборе проб (образцов) контролируемого лица или его представителя данное контрольное (надзорное) действие осуществляется с применением видеозаписи.
79. Отбор проб (образцов) оформляется соответствующим протоколом. Протокол отбора проб (образцов) является приложением к акту контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае отказа контролируемого лица или его представителя от подписания протокола отбора проб (образцов) в указанном протоколе проставляется соответствующая отметка.
80. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие хранение и (или) реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц Департамента на объекты контроля.
81. При проведении инструментального обследования должностное лицо Департамента или специалист, привлекаемый к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, использует специальное оборудование и технические приборы в соответствии со статьей 82 Федерального закона N 248-ФЗ, в том числе приборы определения подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок.
82. Проведение экспертиз осуществляется по поручению уполномоченного должностного лица Департамента экспертами или экспертными организациями в порядке, установленном статьей 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
Инспекционный визит
83. Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля в соответствии с положениями статьи 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
84. В ходе проведения инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) опрос;
3) получение письменных объяснений;
4) инструментальное обследование;
5) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
85. Совершение контрольных (надзорных) действий, указанных в пункте 84 настоящего Положения, осуществляется в соответствии со статьями 76, 78, 79, 80 и 82 Федерального закона N 248-ФЗ.
86. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.
87. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном объекте контроля не может превышать один рабочий день.
88. В случаях, предусмотренных подпунктом 1 пункта 67 настоящего Положения, внеплановый инспекционный визит проводится только по согласованию с органами прокуратуры.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В пункте 67 настоящего Положения нет подпункта 1
Документарная проверка
89. Документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента в соответствии с положениями статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
90. В случае проведения документарной проверки в отношении документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, документарная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица.
91. В ходе проведения документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов;
3) экспертиза.
92. Совершение контрольных (надзорных) действий, указанных в пункте 91 настоящего Положения, осуществляется в соответствии со статьями 79, 80, 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
93. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Департамента о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в Департамент.
94. Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
Выездная проверка
95. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
96. Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Департамента или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в пункте 95 настоящего Положения место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
97. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
98. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.
Указанный срок распространяется на контролируемое лицо в целом и включает в себя сроки проведения выездной проверки в отношении его филиалов, представительств и обособленных структурных подразделений или производственных объектов.
99. В ходе проведения выездной проверки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) отбор проб (образцов);
7) инструментальное обследование;
8) экспертиза.
100. Совершение контрольных (надзорных) действий, указанных в пункте 99 настоящего Положения, осуществляется в соответствии со статьями 76-82 и 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
101. Досмотр в отсутствие контролируемого лица может применяться только в случаях если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В случае проведения досмотра в отсутствие контролируемого лица или его представителя применение видеозаписи обязательно.
102. Отбор проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги в ходе проведения выездной проверки может осуществляться исключительно при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами, без отбора проб (образцов) продукции (товаров), результатов выполненной работы или оказанной услуги.
103. В случае, если в ходе проведения выездной проверки осуществлялся отбор проб (образцов) продукции (товаров) и не были выявлены нарушения обязательных требований к безопасности и (или) качеству продукции (товаров), влекущие риски причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а продукция (товары) не подлежит возврату вследствие утраты продукцией (товарами) потребительских свойств либо в соответствии с требованиями, установленными правилами продажи отдельных видов продукции (товаров), Департамент возмещает лицу, у которого она была изъята, стоимость утраченной продукции (товаров) за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Случаи и порядок возмещения лицу стоимости утраченной продукции (товаров) в ходе проведения выездной проверки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований
(мониторинг безопасности)
104. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами путем сбора, анализа данных об объектах контроля, имеющихся у Департамента, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
105. При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
106. Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Департаментом могут быть приняты следующие решения:
1) о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;
2) об объявлении предостережения.
Выездное обследование
107. Выездное обследование осуществляется в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
108. В ходе проведения выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) отбор проб (образцов);
3) инструментальное обследование;
4) экспертиза.
109. Совершение контрольных (надзорных) действий, указанных в пункте 108 настоящего Положения, осуществляется в соответствии со статьями 76, 81, 82 и 84 Федерального закона N 248-ФЗ.
110. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
111. По результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, указанные в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
112. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.
113. В случае, если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо Департамента вправе незамедлительно провести контрольную закупку. Для проведения контрольной закупки не требуется принятие решения о проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия. Информация о проведении контрольной закупки вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в течение одного рабочего дня с момента завершения контрольной закупки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.