В целях организации и проведения в Ярославской области мероприятий, предусмотренных паспортом ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства "Умный город", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 695/пр "Об утверждении паспорта ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства "Умный город", реализуемым в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" и национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации",
Правительство области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию регионального проекта "Цифровизация городского хозяйства "Умный город".
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы строительства, развития жилищно-коммунального комплекса, энергосбережения, тарифного регулирования и дорожного хозяйства.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности Председателя Правительства области |
Р.А. Колесов |
Утверждена
постановлением Правительства области
от 15.12.2021 N 895-п
Концепция регионального проекта "Цифровизация городского хозяйства "Умный город"
1. Общие положения
Концепция регионального проекта "Цифровизация городского хозяйства "Умный город" (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов по формированию цифровой среды Ярославской области путем развития и использования информационно-коммуникационных технологий (в том числе цифровых технологий) в различных сферах жизнедеятельности города.
Концепция разработана в соответствии с паспортом ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства "Умный город", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 695/пр "Об утверждении паспорта ведомственного проекта Цифровизации городского хозяйства "Умный город".
Концепция определяет цели, задачи, принципы, приоритетные направления, механизмы и ожидаемые результаты реализации регионального проекта "Цифровизация городского хозяйства "Умный город" (далее - проект "Умный город").
В проект "Умный город" входит комплекс мероприятий, направленных на цифровизацию ключевых направлений развития городского хозяйства городских округов и городских поселений Ярославской области, и объединение их на базе общегородской цифровой платформы.
В Концепции рассмотрена реализация ключевых направлений проекта "Умный город" в перспективе до 2024 года. По итогам реализации проекта "Умный город" будет проведен анализ полученных результатов и определены направления дальнейшего развития.
2. Цели, задачи и принципы реализации проекта "Умный город"
2.1. Цели реализации проекта "Умный город".
Реализация проекта "Умный город" создает основу для достижения следующих целей:
- создание безопасных, доступных и комфортных условий для жизни;
- формирование эффективной системы управления городским хозяйством;
- повышение конкурентоспособности городов Ярославской области на глобальном уровне.
Основная цель проекта "Умный город" - улучшение качества жизни жителей и гостей города за счет обеспечения повышения эффективности работы городских систем, объединения их на базе общегородской цифровой платформы с применением информационно-телекоммуникационных технологий.
2.2. Задачи реализации проекта "Умный город".
Задачи реализации проекта "Умный город":
- формирование условий, обеспечивающих развитие цифровой экономики в Ярославской области (нормативное регулирование, развитие человеческого потенциала, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов);
- поддержка цифрового сектора экономики Ярославской области;
- развитие общегородской безопасной информационной инфраструктуры;
- цифровая трансформация ключевых отраслей городской экономики и сфер деятельности города (транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения безопасности жизнедеятельности);
- формирование механизма реализации проекта "Умный город".
Задачи реализации проекта "Умный город" направлены на формирование благоприятной среды для развития цифровой экономики в городских округах и городских поселениях Ярославской области, обеспечивающей эффективное взаимодействие субъектов рынков и отраслей городского хозяйства (сфер деятельности), а также на широкомасштабное использование цифровых технологий в приоритетных направлениях обеспечения жизнедеятельности города.
2.3. Принципы реализации проекта "Умный город".
Реализация проекта "Умный город" требует вовлечения всех основных заинтересованных сторон (представителей органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса, гражданского общества, научно-образовательного сообщества), действующих в соответствии со следующими принципами:
- устойчивое развитие (реализация проекта "Умный город" подразумевает использование цифровых технологий и инженерных решений, обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду в результате жизнедеятельности человека);
- партнерство (на всех стадиях процесса выработки и принятия решений по проекту "Умный город", а также при реализации данных решений должны быть представлены основные участники проекта "Умный город");
- вариативность (реализация проекта "Умный город" должна учитывать возможность актуализации вариантов развития городского хозяйства);
- расширяемость (обеспечение возможности добавления новых или изменения отдельных направлений реализации проекта "Умный город" при сохранении неизменными остальных направлений);
- масштабируемость (проект "Умный город" должен предусматривать возможность реализации пилотных проектов, которые в случае успешного завершения будут распространяться на отдельные отрасли экономики и сферы деятельности);
- архитектурный подход (при реализации проекта "Умный город" должен использоваться согласованный подход, предполагаются целенаправленное согласованное развитие и использование цифровых технологий для решения задач социально-экономического развития города).
3. Формирование основ для развития цифровой экономики в Ярославской области
3.1. Формирование нецифровых основ для развития цифровой экономики в Ярославской области.
Развитие цифровой экономики требует разработки и реализации государственной политики, включая определение стратегических целей и задач использования цифровых технологий для социально-экономического развития, подготовку и выполнение согласованных планов действий и программ, проведение оценки и мониторинга уровня развития цифровой экономики для обеспечения обратной связи в системе управления цифровой трансформацией. Требуется осуществление ряда мероприятий, охватывающих такие направления, как нормативное регулирование, развитие человеческого потенциала, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, которые обеспечивают необходимые условия для успешного развития цифровой экономики в регионе.
3.1.1. Нормативное регулирование.
Мероприятия по нормативному регулированию реализации проекта "Умный город" включают:
- разработку и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области, направленных на формирование благоприятного правового режима для развития цифровых технологий и для осуществления экономической деятельности, связанной с их использованием, а также позволяющих обеспечить реализацию мероприятий проекта "Умный город";
- принятие мер нормативно-правового воздействия, направленных на стимулирование экономической деятельности, связанной с использованием цифровых технологий, сбором и использованием общегородских данных.
3.1.2. Развитие человеческого потенциала.
Мероприятия по развитию человеческого потенциала для реализации проекта "Умный город" включают:
- формирование условий для совершенствования системы общего и специального профессионального образования и обеспечения цифровой экономики компетентными кадрами;
- создание системы мотивации по освоению необходимых цифровых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики;
- подготовку цифровых лидеров - руководителей высокого уровня, отвечающих в своих организациях за внедрение цифровых технологий;
- создание системы массовой подготовки граждан к повышению цифровой компетенции.
3.1.3. Формирование исследовательских компетенций и научно-методическое обеспечение реализации проекта "Умный город".
Мероприятия по научно-методическому обеспечению и формированию исследовательских компетенций для реализации проекта "Умный город" включают:
- проведение единой научно-технической политики и формирование научно-методической базы на основе партнерства ведущих научных, образовательных организаций и бизнес-сообщества Ярославской области;
- создание системы поддержки поисковых, прикладных исследований в области цифровой экономики, направленных на удовлетворение потребностей города;
- создание системы общегородских центров компетенций, функционирующих в составе национальных центров компетенций по развитию и использованию сквозных цифровых технологий;
- формирование научно-методических основ общегородской системы управления процессами развития цифровой экономики, включая прогнозирование, планирование, реализацию, координацию и мониторинг происходящих процессов.
3.2. Формирование цифровых основ для развития цифровой экономики в Ярославской области.
Развитая цифровая инфраструктура является необходимым условием развития цифровой экономики в городе. Наряду с телекоммуникационной инфраструктурой широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для органов власти, организаций и граждан важнейшими составляющими цифровой инфраструктуры современной экономики являются центры обработки данных, сервисы облачных вычислений, цифровые платформы, услуги, связанные с использованием новых цифровых технологий: аналитики данных, искусственного интеллекта и других Переход во всех областях на цифровые модели деятельности определяет повышенные требования к обеспечению информационной безопасности цифровой инфраструктуры.
Развитие общегородской информационной инфраструктуры и обеспечение ее информационной безопасности предполагает развитие современных сетей связи, формирование распределенной системы хранения и обработки данных, создание общегородской цифровой платформы с учетом реализации требований информационной безопасности.
Создание общегородской цифровой платформы, предназначенной для интеграции программных, аппаратных средств и прикладных решений, основано на следующих принципах:
- использование открытых стандартов, протоколов и форматов;
- обеспечение интеграции и гарантированного информационного взаимодействия как существующих, так и вновь создаваемых информационных систем;
- предоставление пользователям системы самостоятельного выбора наиболее удобных каналов взаимодействия с общегородской цифровой платформой;
- обеспечение учета всех событий информационного взаимодействия в рамках общегородской цифровой платформы (с отсутствием возможности вносить изменения в историю).
В составе общегородской цифровой платформы должно быть предусмотрено функционирование:
- системы сбора, обработки, хранения и предоставления данных (в том числе пространственных), обеспечивающей потребности органов власти, бизнес-сообществ и граждан в актуальной и достоверной информации о городских объектах и процессах;
- системы поддержки принятия решений, которая позволит регулярно собирать, анализировать сведения из всех доступных источников оперативной информации, позволяющие предлагать обоснованные решения;
- единой точки взаимодействия с общегородской цифровой платформой (единый городской портал, мобильное приложение и другие).
4. Направления реализации проекта "Умный город"
Реализация проекта "Умный город" невозможна без взаимосвязи с использованием информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления и местного самоуправления. При реализации проекта "Умный город" необходимо учитывать и использовать результаты соответствующих мероприятий программ развития муниципальных образований - участников проекта "Умный город".
В соответствии с требованиями стандарта ведомственного проекта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Умный город" определены ключевые направления реализации проекта "Умный город": городское управление, инновации для городской среды, умный городской транспорт, умное жилищно-коммунальное хозяйство, интеллектуальные системы общественной безопасности, интеллектуальные системы экологической безопасности.
5. Механизм реализации проекта "Умный город"
5.1. Организационное обеспечение реализации проекта "Умный город".
Для реализации проекта "Умный город" дополнительно будут осуществлены мероприятия по нормативно-правовому, организационному, информационно-аналитическому и ресурсному обеспечению.
Ключевыми факторами реализации проекта "Умный город" являются создание и функционирование системы управления в соответствии с принципами, определенными разделом 2 Концепции. В Ярославской области должна быть сформирована система управления реализацией проекта "Умный город", включающая стратегический и тактический уровни.
На стратегическом уровне решения должны приниматься рабочей группой по реализации проекта "Умный город", которая должна осуществлять координацию работ по проекту "Умный город" с программами, другими проектами и инициативами по развитию цифровой экономики.
На тактическом уровне осуществлять и координировать деятельность по реализации проекта "Умный город" на постоянной основе должны непосредственные участники - органы исполнительной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
До начала реализации проекта "Умный город" должна быть определена функциональная структура системы управления, а также должны быть приняты нормативные правовые акты, определяющие состав основных органов системы управления, распределение прав и обязанностей между ними.
5.2. Правовое обеспечение.
Правовое обеспечение реализации проекта "Умный город" предусматривает:
- разработку и утверждение нормативных правовых актов, способствующих достижению результатов проекта "Умный город";
- внесение соответствующих изменений в действующие государственные программы и приоритетные проекты Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области.
5.3. Ресурсное обеспечение.
Ресурсное обеспечение реализации проекта "Умный город" предусматривает:
- снижение затрат за счет применения комплексного подхода, позволяющего в одном проекте решать проблемы разных отраслей, создавая системный эффект;
- максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий проекта "Умный город" с помощью механизмов государственно-частного партнерства, таких как концессионные или инвестиционные соглашения, контракты жизненного цикла, энергосервисные контракты;
- участие в реализации федеральных целевых программ и государственных программ Российской Федерации, проектов и инициатив по развитию информационного общества и цифровой экономики с возможностью привлечения централизованных ресурсов, готовых решений и/или сервисов, которые можно использовать в интересах Ярославской области.
5.4. Информационно-аналитическое обеспечение.
Информационно-аналитическое обеспечение реализации проекта "Умный город" предусматривает:
- комплексное повышение уровня осведомленности и готовности граждан к использованию результатов проекта "Умный город";
- соблюдение единого стилистического оформления создаваемых в рамках проекта "Умный город" систем и продуктов.
6. Сроки реализации проекта "Умный город"
Реализацию проекта "Умный город" планируется осуществить в период с 2021 по 2024 год.
7. Ожидаемые результаты реализации проекта "Умный город"
Реализация проекта "Умный город" нацелена на достижение социальных и экономических эффектов, связанных с экономическим ростом, созданием рабочих мест и повышением доступности и качества услуг, в том числе:
- формирование новых видов экономической деятельности, основанных на создании, обработке, хранении, анализе и многократном повторном использовании данных о жизнедеятельности города в цифровой форме;
- сокращение издержек и повышение производительности труда за счет оптимизации производственных и логистических процессов, повышения производительности оборудования, снижения расхода ресурсов и производственных потерь;
- расширение рынков и масштабов торговли, повышение конкуренции, повышение эффективности труда за счет использования новых цифровых технологий;
- повышение оперативности процессов государственного управления и улучшение качества принимаемых решений на основе использования аналитических и количественных методов их оценки, многовариантности и оптимизации выбора рационального варианта;
- повышение качества предоставляемых населению транспортных услуг и оптимизация функционирования транспортной системы Ярославской области;
- оптимизация управления потреблением энергоресурсами, вывоза мусора и оповещения об аварийных ситуациях на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
- улучшение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций и происшествий природного и техногенного характера, проведение мероприятий по их предупреждению;
- повышение уровня общественной безопасности и раскрываемости преступлений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Ярославской области от 15 декабря 2021 г. N 895-п "Об утверждении Концепции регионального проекта "Цифровизация городского хозяйства "Умный город"
Вступает в силу с 15 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 16 декабря 2021 г. N 7600202112160021, в газете "Документ-Регион" от 28 декабря 2021 г. N 105