В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России), рассмотрев заявление ПАО "МРСК Северо-Запада" (далее - Вологодский филиал ПАО "Россети Северо-Запад", Заявитель) от 21.06.2021 N МР2/03/4651 (вх. от 24.06.2021 N 104524/21) об отмене приказов Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 28.12.2020 N 739-р "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Вологодской области на 2021 год" (далее - приказ N 739-р) и N 740-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Вологодской области на 2021 год" (далее - приказ N 740-р), а также пояснения, представленные Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области (далее - Департамент, орган регулирования), установила следующее.
Приказом Департамента N 739-р установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Вологодской области на 2021 год.
Приказом Департамента N 740-р установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Вологодской области на 2021 год.
По мнению Заявителя, приказы N 739-р и N 740-р были приняты органом регулирования с превышением полномочий и противоречат действующему законодательству по следующим основаниям:
- Департаментом в нарушение пункта 26 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", в протоколе заседания Правления не указан объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, установленные Департаментом на 2021 год в отношении АО "Вологодская областная энергетическая компания" (далее - АО "ВОЭК") и МУП "Электросеть";
- Департаментом в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) АО "ВОЭК" на 2021 год учтены расходы на возврат и обслуживание заемных средств в отсутствие таковых как источника финансирования утвержденной инвестиционной программы для регулируемой организации;
- Департаментом в нарушение статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" не учитывался принцип соблюдения баланса экономических интересов и принцип обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, т.к. при сравнении по удельным расходам на условную единицу между компаниями существует значительное отличие в пользу АО "ВОЭК" и МУП "Электросеть".
Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (далее - Правила N 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
Согласно пункту 25 Правил N 1178 решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании коллегиального органа регулирующего органа.
В соответствии с пунктом 26 Правил N 1178 в протоколе заседания указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования N 1178).
28.12.2020 состоялось заседание коллегиального органа Департамента (Правления), на котором были приняты оспариваемые приказы (протокол N 438).
Протокол заседания Правления Департамента N 438 содержит общие размеры НВВ на содержание сетей на территории Вологодской области и оплату потерь в сетях ТСО, определенные на основании НВВ каждой сетевой организации Вологодской области.
В соответствии с указанным протоколом экономическая обоснованность расходов, основания, по которым отказано во включении в НВВ отдельных статей расходов, предложенных регулируемыми организациями, отражены в экспертных заключениях по расчету НВВ организаций.
К материалам также были приобщены материалы, отражающие основные показатели деятельности территориальных сетевых организаций, а также основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов.
В соответствии с пунктом 30 Правил N 1178 органом регулирования в адрес регулируемых организаций направлены решение об установлении тарифов, осуществляющих регулируемую деятельность, протокол заседания правления, а также экспертные заключения.
В адрес Вологодского филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" информация об основаниях отказа во включении в НВВ отдельных статей расходов дополнительно направлена письмом N ИХ.14-0881/21 от 20.02.2021.
Одновременно ФАС России обращает внимание, что само по себе отсутствие в указанном протоколе основных показателей деятельности регулируемых организаций на расчетный период регулирования не свидетельствует о существенном нарушении процедуры принятия оспариваемого акта.
Учитывая вышеизложенное, отмеченные недостатки не являются основанием для отмены рассматриваемых тарифных решений.
В необходимой валовой выручке на 2021 год Органом регулирования учтены расходы по возврату и обслуживанию заемных средств в размере 24 257,17 тыс. руб. по предложению организации, на уровне фактических значений 2019 года.
В отношении АО "ВОЭК" приказом Департамента от 30.10.2019 N 160 утверждена инвестиционная программа на 2020-2024 годы, в соответствии с которой источниками финансирования определены иные источники в размере 428,726 тыс. руб. на 2020 год и 458,780 тыс. руб. на 2021 год (100% объема финансирования инвестиционной программы) (Приложение N 2).
Приказом Департамента от 20.02.2021 N 30 в инвестиционную программу АО "ВОЭК" внесены изменения, согласно которым источником финансирования на 2021 год в полном объеме являются средства, полученные от оказания услуг, реализации товаров по регулируемым государством ценам (тарифам) (амортизационные отчисления).
ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования N 1178 к экономически обоснованным расходам относятся в том числе расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.
В качестве обосновывающих материалов в составе тарифной заявки АО "ВОЭК" по рассматриваемой статье затрат были представлены приказ об учетной политике, бухгалтерская отчетность и аудиторское заключение за 2019 год, кредитные соглашения с ПАО Банк ВТБ, расчет процентов за пользование кредитными средствами, оборотно-сальдовая ведомость.
Таким образом, расходы на возврат и обслуживание заемных средств учтены органом регулирования на покрытие расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, направленных на покрытие недостатка оборотных средств АО "ВОЭК".
Довод Заявителя об учете расходов, связанных с обслуживанием заемных средств для финансирования инвестиционных мероприятий АО "ВОЭК", не находит своего подтверждения.
При этом Заявитель не оспаривает учет Департаментом в составе НВВ АО "ВОЭК" расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, привлекаемых с целью покрытия недостатка средств.
Учитывая вышеизложенное, оснований для удовлетворения требований Заявителя по статье затрат "Расходы на возврат и обслуживание заемных средств" ФАС России не усматривается.
Система условных единиц в соответствии с приказом Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N 68 от 03.04.2000 "Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий" и постановлением Государственного Комитета по труду и социальным вопросам N 458/26-58 от 03.11.1986 применяется для определения объема (в условных единицах) ремонтно-эксплуатационных затрат и категорирования энергопроизводящих и энергопередающих организаций. Рассчитанные объемы условных единиц рекомендуются для установления системы оплаты труда руководителей и специалистов.
Условная единица является обобщающим показателем, который предназначен, в первую очередь, для нормирования численности персонала компании и объема работ, связанных с техническим обслуживанием сетей и подстанций.
ФАС России отмечает, что в действующем законодательстве отсутствует норма по планированию необходимой валовой выручки на содержание сетей сетевой организации, в том числе подконтрольных расходов, на 1 условную единицу.
Само по себе различие величины расходов на условную единицу между территориальными сетевыми организациями не свидетельствует об экономической необоснованности установленных тарифов и нарушениях законодательства в области государственного регулирования цен и тарифов в электроэнергетике.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, приказываю:
1. В удовлетворении требований, указанных в заявлении ПАО "МРСК Северо-Запада" об отмене приказов Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 28.12.2020 N 739-р "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Вологодской области на 2021 год" и N 740-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Вологодской области на 2021 год", отказать.
2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2021 г. N 1409/21 "Об отсутствии оснований для отмены приказов Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифного регулирования Вологодской области от 28.12.2020 N 739-р "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Вологодской области на 2021 год" и от 28.12.2020 N 740-р "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Вологодской области на 2021 год"
Текст приказа опубликован не был