Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы акционерного общества "Южморрыбфлот" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Акционерное общество "Южморрыбфлот" (далее - АО "Южморрыбфлот") оспаривает конституционность положений статьи 56 "Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза, срок их уплаты и особенности исчисления" Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, предусматривающей, в частности, что при незаконном ввозе товаров на таможенную территорию Союза таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размере, как если бы товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (подпункт 1 пункта 5).
Как следует из представленных материалов, в 2016 году АО "Южморрыбфлот" ввезло на таможенную территорию Таможенного союза продукцию, не подав таможенную декларацию, а потому таможенные операции, связанные с таможенным декларированием, в отношении данной продукции не осуществлялись, таможенные пошлины не уплачивались. В 2018 году в ходе проведения камеральной таможенной проверки таможенный орган пришел к выводу, что спорная продукция является незаконно перемещенным иностранным товаром, и произвел начисление ввозных таможенных пошлин без учета тарифных преференций и льгот в размере, в котором эти пошлины подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Решением арбитражного суда первой инстанции, с которым согласились вышестоящие суды, АО "Южморрыбфлот" было отказано в удовлетворении требования о признании данного решения таможенного органа незаконным.
По мнению заявителя, статья 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не соответствует статьям 49, 54 и 57 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой позволяет таможенному органу начислять таможенные пошлины в связи с незаконным перемещением товара через таможенную границу Таможенного союза в отсутствие установления факта такого перемещения вступившими в законную силу постановлением по делу об административном правонарушении либо приговором суда по уголовному делу.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата таможенных платежей - необходимое условие таможенного оформления товаров, оно представляет собой, по существу, не гражданско-правовое обязательство, а публично-правовую обязанность, лежащую на лицах, участвующих в таможенных операциях, прежде всего непосредственно на декларантах - лицах, перемещающих товары (определения от 27 ноября 2001 года N 202-О, от 8 февраля 2011 года N 191-О-О, от 24 ноября 2016 года N 2519-О, от 25 марта 2021 года N 590-О и др.).
В соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза под таможенным контролем понимается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41 пункта 1 статьи 2); одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных данным Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных данным Кодексом; порядок принятия таможенным органом решений по результатам проведения таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункты 1 и 10 статьи 331).
В силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании акта таможенной проверки начальник таможенного органа, проводившего таможенную проверку, принимает решение в сфере таможенного дела при наличии оснований его принятия, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и (или) статьей 218 данного Федерального закона (часть 28 статьи 237); по результатам проведения таможенного контроля в соответствии с частью 28 статьи 237 данного Федерального закона в случае выявления нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании принимается решение, форма которого устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 218).
Оспариваемая АО "Южморрыбфлот" статья 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, устанавливающая, в частности, в каком размере подлежат уплате таможенные пошлины при незаконном ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, и действующая во взаимосвязи с вышеупомянутыми нормами данного Кодекса и положениями Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", наделяет таможенные органы полномочиями по самостоятельному выявлению факта незаконного перемещения товаров и начислению в связи с этим таможенных пошлин (подпункт 2 пункта 2 статьи 52, пункт 1 статьи 69 указанного Кодекса). Данное регулирование, призванное гарантировать уплату обязанными лицами таможенных платежей, направлено, как и институт таможенного контроля в целом, на защиту не только фискального интереса государства, но и таких конституционных ценностей, как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, а также законные интересы участников гражданского оборота. Следовательно, положения статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Южморрыбфлот", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 30 ноября 2021 г. N 2394-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Южморрыбфлот" на нарушение его конституционных прав положениями статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)