Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16 декабря 2021 г. N 30-01-02-1774
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на 2022 год"
В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. N 147-р "О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации"приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на 2022 год.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее - Министерство) от 9 декабря 2020 г. N 30-01-02-1059 "Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Пермского края в области особо охраняемых природных территорий регионального значения, и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях особо охраняемых природных территорий регионального значения на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов".
3. Организационно-аналитическому отделу управления правового и организационно-аналитического обеспечения Министерства организовать размещение настоящего приказа на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.priroda.permkrai.ru), опубликование настоящего приказа в Бюллетене правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
4. Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края.
И.о. министра природных ресурсов, |
Н.Я. Мелик-Казарова |
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на 2022 год
(утв. приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16 декабря 2021 г. N 30-01-02-1774)
I. Общие положения
1.1. Настоящая Программа предусматривает комплекс мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, реализуемых Министерством и государственным бюджетным учреждением Пермского края "Дирекция особо охраняемых природных территорий Пермского края", подведомственным Министерству (далее - государственное учреждение) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - региональный государственный надзор в области ООПТ) в 2022 году (далее - Программа профилактики).
1.2. Программа профилактики направлена на снижение вероятности наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда уникальным и типичным природным комплексам и объектам, достопримечательным природным образованиям, объектам растительного и животного мира, их генетического фонда на особо охраняемых природных территориях регионального значения (далее - ООПТ) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), органами местного самоуправления, их руководителями и иными должностными лицами и гражданами.
1.3. Программа профилактики устанавливает порядок проведения Министерством и государственным учреждением профилактических мероприятий в 2022 году.
II. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области ООПТ
2.1. Региональный государственный контроль (надзор) в области ООПТ осуществляется Министерством и государственным учреждением, в рамках установленной компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Пермского края об охране окружающей среды.
2.2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области ООПТ является:
2.2.1. соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, органами местного самоуправления, их руководителями и иными должностными лицами, гражданами обязательных требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами Пермского края и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермского края (далее - обязательные требования), касающихся:
режима ООПТ;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ;
режима охранных зон ООПТ;
иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на ООПТ, установленных законодательством Российской Федерации в соответствии с компетенцией уполномоченных исполнительных органов государственной власти Пермского края.
2.2.2. исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
Охраняемые законом ценности: уникальные и типичные природные комплексы, и объекты, достопримечательные природные образования, объекты растительного и животного мира, их генетический фонд на ООПТ регионального значения.
2.3. Объектами регионального государственного контроля (надзора) в области ООПТ являются:
2.3.1. деятельность, действия (бездействие) граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2.3.2. здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели, органы местного самоуправления владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или пользовании граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов местного самоуправления, к которым предъявляются обязательные требования.
2.4. В целях профилактики нарушений Министерством осуществляется ряд мероприятий.
На официальном сайте (www.priroda.permkrai.ru.) в разделе "контрольно-надзорная деятельность" размещен перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора) в области ООПТ, а также руководство по соблюдению обязательных требований, и информации о типовых нарушениях обязательных требований.
В целях обеспечения и поддержания перечня и текстов нормативных правовых актов в актуальном состоянии проводится мониторинг изменений нормативных правовых актов и нормативных документов, включенных в перечень.
По итогам каждого квартала проводится обобщение практики осуществления контрольных (надзорных) мероприятий. В 2021 году проведено в режиме видео-конференции 4 публичных обсуждения. Результаты публичных обсуждений размещены на официальном сайте Министерства.
Сотрудниками Министерства и государственного учреждения проводится разъяснительная работа с представителями поднадзорных субъектов в устной и письменной форме.
В случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований Министерство, государственное учреждение объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
2.5. Основной проблемой в подконтрольной сфере, на решение которой направлена Программа профилактики, является недостаточная осведомленность подконтрольных субъектов о требованиях законодательства в области обращения с животными, предъявляемых к ним. Решением данной проблемы может быть увеличение количества профилактических мероприятий, направленных на разъяснение контролируемым лицам необходимости выполнения обязательных требований.
III. Цели и задачи реализации программы профилактики
3.1. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3.2. Проведение профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
- повышение открытости и прозрачности деятельности Министерства при осуществлении регионального государственного надзора в области ООПТ;
- снижение административных и финансовых издержек у подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- управление рисками причинения вреда в сфере ООПТ;
- предупреждение нарушений обязательных требований подконтрольными субъектами, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба в сфере ООПТ;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований;
формирование единого понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- создание мотивации к добросовестному ведению хозяйственной деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами.
IV. Перечень профилактических мероприятий в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области ООПТ
При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области ООПТ Министерство, государственное учреждение проводит следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
Мероприятия Программы представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение основных задач настоящей Программы.
Перечень мероприятий Программы, сроки их реализации и ответственные исполнители приведены в План-графике профилактических мероприятий на 2022 год согласно приложению.
В Программу возможно внесение изменений и корректировка перечня мероприятий в связи с необходимостью осуществления профилактических мер в отношении нарушений в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, выявленных в ходе плановых и внеплановых проверок, проведенных должностными лицами Министерства в 2022 году, и в случаях изменения законодательства в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности.
V. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Информация о текущих результатах профилактической работы, готовящихся и состоявшихся профилактических мероприятиях, размещается на официальном сайте Министерства в телекоммуникационной сети "Интернет" www.priroda.permkrai.ru. в разделе "Контрольно-надзорная деятельности".
Методика оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий предназначена способствовать максимальному достижению общественно значимых результатов снижения причиняемого подконтрольными субъектами вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при проведении профилактических мероприятий.
Оценка эффективности реализации Программы рассчитывается ежегодно (по итогам календарного года) в течение всего срока реализации Программы по следующей формуле:
, где
- количество выполненных мероприятий Программы в установленный срок, ед
- общее количество запланированных Программой мероприятий ед.
Показатель |
Значение показателя |
Уровень реализации программы |
Корректировка программы |
П эффект |
90% и более |
высокий уровень |
не требуется |
70-90% |
средний уровень |
требуется в части изменения интенсивности мероприятий и форм профилактических воздействий |
|
Менее 70% |
низкий уровень |
Приложение
к Программе
профилактики рисков
причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
при осуществлении регионального
государственного контроля
(надзора) в области охраны
и использования особо охраняемых
природных территорий
регионального значения на 2022 год
План-график
профилактических мероприятий на 2022 год
1 |
2 |
3 |
4 |
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1. |
Информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований. |
|
|
1.1. |
актуализация и размещение перечня и текстов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом надзора |
По мере опубликования новых нормативных правовых актов, в 2-месячный срок после принятия |
Ведущий консультант, консультант отдела региональной экологической политики управления по охране окружающей среды Министерства |
1.2. |
разработка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований в области охраны окружающей среды на официальном сайте |
По мере опубликования новых нормативных правовых актов, в 2-месячный срок после принятия |
Ведущий консультант, консультант отдела региональной экологической политики управления по охране окружающей среды Министерства |
2. |
Обобщение правоприменительной практики. Подготовка, утверждение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства, государственного учреждения и размещение на официальном сайте Министерства |
До 1 марта года 2022 года |
Ведущий консультант, консультант отдела региональной экологической политики управления по охране окружающей среды Министерства |
3. |
Объявление предостережений юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям о недопустимости нарушений обязательных требований |
По мере поступления информации о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований |
Ведущий консультант, консультант отдела региональной экологической политики управления по охране окружающей среды Министерства, государственный инспектор государственного учреждения |
4. |
Консультирование Консультирование по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, письменное по следующим вопросам: - разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области охраны окружающей среды, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора; - разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора; - порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц. Консультирование осуществляется в Министерстве по адресу: г. Пермь, ул. Попова 11, каб. 106, с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу с 9:00 до 17:00. Телефон: 8 (342) 236 24 39 |
По мере поступления запросов незамедлительно при устном консультировании, в течение 30 дней при письменном консультировании |
Ведущий консультант, консультант отдела региональной экологической политики управления по охране окружающей среды Министерства, государственный инспектор государственного учреждения |
5. |
Профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в границах ООПТ, в рамках которой должны соблюдаться обязательные требования, а также в отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категориям высокого риска и значительного риска |
Не позднее 30 календарных дней с момента поступления сведений о лицах, приступающих к осуществлению деятельности в границах ООПТ. Не чаще 1 раза в год в отношении 1 объекта государственного надзора, отнесенного к категориям высокого риска и значительного риска |
Ведущий консультант, консультант отдела региональной экологической политики управления по охране окружающей среды Министерства, государственный инспектор государственного учреждения |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 16 декабря 2021 г. N 30-01-02-1774 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения на 2022 год"
Вступает в силу с 27 декабря 2021 г.
Текст приказа опубликован на Официальном сайте Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (http://priroda.permkrai.ru) 16 декабря 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 17 декабря 2021 г. N 5901202112170004, в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края от 20 декабря 2021 г. N 51
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 31 мая 2022 г. N 30-01-02-654
Изменения вступают в силу с 11 июня 2022 г.