Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 декабря 2021 г. N 5.1-01/3076
по проекту федерального закона N 1116371-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 9 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1116371-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части организации работы по оценке риска проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями подозрительных операций и использованию этой информации" был внесен в Государственную Думу 20 февраля 2021 года депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским (в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы), А.А. Гетта и другими, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым и М.М. Ульбашевым.
При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование.
Целью Федерального закона является оптимизация подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Федеральным законом вносятся в федеральные законы "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" изменения, устанавливающие правила определения степеней (уровней) риска совершения подозрительных операций клиентами организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в том числе клиентами кредитных организаций-юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются последствия отнесения вышеуказанных юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к соответствующей группе риска совершения подозрительных операций, также вводится новое понятие "подозрительные операции".
В Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" вносятся изменения, согласно которым Банк России будет выполнять функцию по оценке степени (уровня) риска совершения подозрительных операций кредитными организациями, клиентами кредитных организаций-юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями), зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону Банк России при осуществлении оценки степени (уровня) риска совершения подозрительных операций клиентами кредитных организаций-юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) должен относить каждое такое юридическое лицо (каждого такого индивидуального предпринимателя) к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций в зависимости от следующих степеней (уровней) риска совершения им подозрительных операций: низкая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций; средняя степень (уровень) риска совершения подозрительных операций; высокая степень (уровень) риска совершения подозрительных операций.
Отнесение Банком России юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций осуществляется им на основании критериев, которые определяются Банком России по согласованию с Росфинмониторингом, и утверждаются Советом директоров Банка России.
Федеральным законом также вносятся в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" изменения, касающиеся порядка информирования кредитными организациями Банка России о группах риска совершения юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) подозрительных операций в целях отнесения Банком России вышеуказанных лиц к соответствующим группам риска, а также доведения Банком России информации об отнесении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к группам риска совершения подозрительных операций до кредитных организаций (информирование осуществляется через их личные кабинеты в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
При этом Федеральным законом предусматривается, что кредитные организации при осуществлении внутреннего контроля вправе информацию, полученную от Банка России, использовать в качестве дополнительного фактора, влияющего на оценку степени (уровня) риска совершения клиентом - юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) подозрительных операций.
Федеральным законом определяется порядок организации внутреннего контроля для кредитных организаций, не использующих информацию Банка России, а также использующих ее в отношении клиентов-юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) с разными степенями (уровнями) риска совершения подозрительных операций. Кроме этого, определяются случаи, когда кредитная организация не вправе отказать или вправе отказать клиенту-юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) в совершении операции, указанной в Федеральном законе (например, кредитная организация не вправе отказать клиенту - юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю), который отнесен кредитной организацией к группе низкой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, в проведении операций по своему счету).
Федеральным законом предусматриваются меры, которые должна применить кредитная организация в отношении клиента-юридического лица (индивидуального предпринимателя), отнесенного кредитной организацией и Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций (например, не проводить операции по списанию денежных средств с банковского счета (вклада), операции по выдаче наличных денежных средств, не выдавать остаток денежных средств на счете при расторжении договора банковского счета (вклада). Определяется также перечень операций, проведение которых по счету вышеуказанных лиц возможно (например, уплата налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в соответствующие фонды, оплата труда работников и другие операции).
Федеральным законом предоставляется Банку России право размещать на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию об отнесении юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) к группам риска совершения подозрительных операций, которая носит для пользователей этой информации справочный характер. Состав этой информации и порядок доступа к ней устанавливаются нормативным актом Банка России.
Федеральным законом также предусматривается право клиента при применении к нему кредитной организацией мер, предусмотренных Федеральным законом, оспорить их применение путем обращения в межведомственную комиссию (в состав входят представители Банка России, Росфинмониторинга, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также представители бизнес-сообщества).
В Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" вносятся изменения, расширяющие перечень оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации (в частности, невыполнение кредитной организацией, использующей информацию Банка России, обязанности по информированию Банка России и клиента о применении к нему ограничительных мер и об отнесении Банком России клиента к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций).
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон в соответствии со статьей 4 вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Реализация Федерального закона потребует принятия Банком России подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федерации, и в соответствии с пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 24 декабря 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлёву, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.