Определение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2021 г. N 304-ЭС21-23419 по делу N А75-19530/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу Администрации города Сургута (далее также - администрация) на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2021 по делу N А75-19530/2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлениям администрации к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 19.11.2020 N 086/01/17.11414/2020 и предписания от 23.11.2020 N 63,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района" (далее - ООО "УК ДЕЗ Восточного жилого района", общество),
установил:
решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.02.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.09.2021, решение суда отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация города Сургута просит судебные акты апелляционной и кассационной инстанций отменить, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291 6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При изучении доводов и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, обжалуемым решением Ханты-Мансийского УФАС России Администрация города Сургута признана нарушившей часть 1 статьи 17 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по факту заключения договоров аренды жилых помещений муниципального жилищного фонда коммерческого использования с ООО "УК ДЕЗ Восточного жилого района" без проведения торгов. На основании решения антимонопольный орган вынес предписание, которым возложил на администрацию обязанность совершить действия, направленные на возврат переданного обществу в аренду муниципального имущества.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в признании оспариваемых актов антимонопольного органа не соответствующими действующему законодательству, суд апелляционной инстанции, с постановлением которого согласился суд кассационной инстанции, руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями статей 17 1, 19 Закона о защите конкуренции и исходил из того, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров; что передача жилых помещений муниципального жилищного фонда организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, не относится к законным случаям предоставления муниципальных преференций и должна происходить на условиях проведения торгов (конкурса, аукциона). При этом принятие муниципальным образованием правового акта, регулирующего право и порядок предоставления жилых помещений организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, для целей проживания их сотрудников, не является основанием для несоблюдения администрацией требований Закона о защите конкуренции.
Суд также обоснованно отклонил иные доводы администрации со ссылкой на жилищное законодательство, отметив, что жилые помещения предоставлены не физическим лицам для проживания по найму, а в аренду коммерческой организации в целях использования в своих интересах.
Установленным обстоятельствам дела в обжалуемых судебных актах дана правовая квалификация, основанная на правильном применении норм материального и процессуального права.
Признавая законным решение и предписание антимонопольного органа, суды правильно истолковали положения Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67, указав, что применительно к тем вид имущества, для которых не предусмотрена возможность заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального (в данном случае) имущества через процедуру проведения торгов в форме конкурса, должны проводиться аукционы.
В целом приведенные в жалобе доводы не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать Администрации города Сургута в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 16 декабря 2021 г. N 304-ЭС21-23419 по делу N А75-19530/2020
Текст определения опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5705/2021
15.06.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4343/2021
25.03.2021 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-1590/2021
26.02.2021 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-19530/20