Методические рекомендации по подготовке к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова для преподавателей общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования*
(направлены письмом Министерства просвещения РФ от 19 ноября 2021 г. N 03-1961)
10 декабря 2021 года будет отмечаться юбилей народного заступника, русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Имя Н.А. Некрасова известно во всем мире наряду с именами А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, У. Шекспира и других великих мастеров художественного слова. Трудно переоценить вклад поэта в русскую литературу и отечественную культуру, его влияние на жизнь общества. Как и прежде, в наши дни громко звучит его голос - голос поэта и гражданина.
Надо отметить, что, посвящая свою жизнь поэтическому творчеству, Некрасов был успешным редактором журналов "Современник" и "Отечественные записки", на страницах которых открывал новые талантливые имена, принесшие литературную славу России.
Предлагаемые методические рекомендации определяют общие цели в подготовке и проведении уроков, литературных мероприятий, посвященных 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова:
- формирование национального самосознания, чувства патриотизма, любви и уважения к русской литературе и ценностям отечественной культуры, духовно-нравственных качеств личности;
- развитие умений читательского восприятия, понимания и интерпретации произведений русской литературы, познавательного интереса, литературно-творческих способностей, художественного и эстетического вкуса, устной и письменной речи учащихся;
- актуализация важных страниц жизни и творчества Н.А. Некрасова, специфики его художественного мира, значения его лирики для русской литературы.
Содержание методических рекомендаций представлено следующими блоками:
1) произведения Н.А. Некрасова в школьном изучении;
2) комментированный перечень мероприятий, которые могут быть проведены в юбилейный год писателя;
3) творческие работы, учебные проекты;
4) перечень информационных ресурсов для учителя и обучающихся;
5) библиография (список актуальных публикаций о жизни и творчестве писателя).
1. Произведения Н.А. Некрасова в школьном изучении
В лирике Некрасова стихотворения о детях имеют особое значение - о них поэт всегда рассказывает с любовью.
Со школьной скамьи знакомы ребятам добрый дедушка Мазай, спасающий во время наводнения зайцев, "мужичок с ноготок", везущий хворост из леса, любопытные крестьянские ребятишки - образы, которые знает каждый. Позже они прочитают его стихотворения, в которых представлены страшные картины строительства железной дороги; несжатая полоса осыпающихся колосьев, принадлежащая заболевшему крестьянину; стоны бурлаков, раздающиеся над широкой рекой Волгой; "мужички", так и не узнавшие, "кому на Руси жить хорошо"; муза в образе крестьянки; диалог поэта и гражданина и многое другое.
Лучшие творения Н.А. Некрасова включены в школьный курс литературы. Для произведений поэта характерны, прежде всего, социальные и политические темы о народных страданиях, подневольном, невыносимом крестьянском труде и несправедливом, жестоком отношении к народу их хозяев.
В 5-6-м классах произведения Н.А. Некрасова включены в большинство учебно-методических комплектов по литературе, поэтому работа по празднованию юбилея поэта может стать продолжением работы на уроках. Произведения Некрасова для этого возраста могут быть представлены литературными темами "Крестьянские дети в поэзии Н.А. Некрасова" и "Образ русской крестьянки в творчестве Н.А. Некрасова". Если в 5-м классе на уроках, как правило, изучаются стихотворения "Крестьянские дети" и "Школьник", то расширением этой тематики могут стать фрагменты из поэм "Саша" и "Дедушка", с которыми школьники могут познакомиться на уроках внеклассного чтения.
Тему детства может дополнить и работа со стихотворением "Плач детей", в котором звучит боль поэта о судьбе обездоленных детей, лишенных детства и вынужденных заниматься непосильным трудом.
При подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий могут быть использованы и различные виды наглядности. Это картины русских художников, изображающих крестьянских детей: "Дети, бегущие от грозы" К.Е. Маковского, "Захарка", "Жнецы" А.Г. Венецианова, "Тройка" В.Г. Перова и др.
Продолжением темы русской женщины, которую открывают занятия по фрагменту "Есть женщины в русских селеньях...", могут стать уроки внеклассного чтения о русской женщине-матери, воспетой Н.А. Некрасовым. Школьники смогут познакомиться с фрагментами из произведений "Рыцарь на час", "Родина", "Мать", "В полном разгаре страда деревенская...", "Великое чувство! У каждых дверей...", "Внимая ужасам войны..." и др., а также с картинами русских художников, которых увлекала крестьянская тема: "Крестьянка с крынкой молока", "Гадание", "Крестьянка с бабочками", "На пашне. Весна" и "На жатве. Лето", "Спящий пастушок" А.Г. Венецианова, "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" И.П. Аргунова и др.
На уроках литературы в 7-8-м классах, как правило, изучаются стихотворения "Железная дорога" и "Размышления у парадного подъезда", которые открывают читателю картины непосильного труда крестьян на строительстве первой крупной железной дороги в России и историю социальной несправедливости по отношению к крестьянам - просителям помощи и защиты. На уроках внеклассного чтения эти темы могут дополнить такие произведения для самостоятельного чтения, как "Каллистрат", "На Волге", "Забытая деревня", "Песня Еремушке", "Орина, мать солдатская", поэма "Мороз, Красный нос", "В дороге", "Притча о Ермолае трудящемся" и др. Тему русской женщины может продолжить обращение на уроке внеклассного чтения к поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" с использованием фрагментов фильма "Звезда пленительного счастья" (реж. В. Мотыль). Дополнить знакомство с творчеством Н.А. Некрасова могут картины русских художников: "Полдень в деревне" П.А. Суходольского, "Калики перехожие" И.М. Прянишникова, "Бурлаки на Волге" И.Е. Репина, "Фомушка-сыч" В.П. Петрова, "Полесовщик", "Крестьянин с уздечкой" И.Н. Крамского, "Больной муж" В.М. Максимова и др.
Мотивировать школьников к изучению творчества Н.А. Некрасова может и знакомство с народными песнями на стихи Н.А. Некрасова: "Ой, полна, полна коробушка..." (отрывок из стихотворения "Коробейники"), "Меж высоких хлебов затерялося...", "Тройка" и др.
В 9-м классе школьники изучают, в основном, русскую литературу первой половины XIX века, поэтому учебную работу, связанную с творчеством Н.А. Некрасова, следует организовать в формате уроков внеклассного чтения и внеурочной деятельности.
Могут быть проведены уроки внеклассного чтения на темы:
- "Ему судьба готовила путь славный, имя громкое...". Жизнь и творчество Н.А. Некрасова. Арт-акция.
- Сатирические произведения Н.А. Некрасова ("Современная ода", "Колыбельная песня", "Нравственный человек" и др.).
- Образ Петербурга в поэзии Н.А. Некрасова.
- Русская природа в поэзии Н.А. Некрасова.
- Образы революционеров-демократов в поэзии Н.А. Некрасова.
- "Художественные приемы и изобразительно-выразительные средства в поэзии Н.А. Некрасова". Литературный квест.
- "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Урок-диспут.
В 10-11-х классах знакомство с творчеством Некрасова проходит в рамках изучения стихотворений, включенных в школьную программу ("Надрывается сердце от муки...", "Душно! Без счастья и воли...", "Поэт и Гражданин", "Элегия" ["Пускай нам говорит изменчивая мода..."], "Умру я скоро...", "Музе", "Мы с тобой бестолковые люди...", "О Муза! я у двери гроба...", "Я не люблю иронии твоей...", "Блажен незлобивый поэт...", "Еду ли ночью по улице темной...", "Вчерашний день, часу в шестом..." и др.), и поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
В качестве юбилейных мероприятий могут быть проведены уроки внеклассного чтения:
- "Образ писателя в поэзии Н.А. Некрасова";
- "Образы крестьянских женщин в поэзии Н.А. Некрасова и "Записках охотника" И.С. Тургенева";
- "Н.А. Некрасов - литературный критик";
- "Н.А. Некрасов и "натуральная школа";
- "Н.А. Некрасов и его современники: Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, И.С. Тургенев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.";
- "Некрасовская школа" в поэзии XIX века;
- книжный флешбук "Н.А. Некрасов в русской критике и литературоведении ХХ века";
- Н.А. Некрасов и русская поэзия ХХ века (А.А. Блок, С.А. Есенин, Н.А. Клюев, М.В. Исаковский, А.И. Фатьянов, Б.А. Ручьев, А.Я. Яшин, В.Ф. Боков, Н.М. Рубцов, А.Т. Прасолов, В.Н. Соколов и др.);
- "Традиции Н.А. Некрасова в творчестве А.Т. Твардовского".
Самые насущные проблемы ставит Некрасов в своих произведениях через образы героев, их многоголосье, представляя реальное через фантастическое, любуясь родной природой и красивым талантливым народом-созидателем.
Представленные в произведениях яркие картины страшной жизни угнетенного народа, голод, болезни, смерть от непосильной работы вызывают в школьниках сострадание, понимание исторических реалий и гражданской мощи некрасовского стиха.
2. Комментированный перечень мероприятий, которые могут быть проведены в юбилейный год писателя
В 5-6-м классах развитию интереса к личности и творчеству Н.А. Некрасова также могут способствовать такие формы работы, как:
- конкурс чтецов стихотворений Н.А. Некрасова "Всюду родимую Русь узнаю!";
- конкурс рисунков "Лирика Некрасова глазами детей";
- инсценирование стихотворения Н.А. Некрасова "Дядюшка Яков";
- постановка детского водевиля по пьесе Н.А. Некрасова "Великодушный поступок";
- виртуальная экскурсия "В гостях у Н.А. Некрасова";
- устный журнал-презентация "Детство Н.А. Некрасова";
- квизбук или квиз "Некрасов - детям";
- литературный квест "Дедушка Мазай и зайцы".
В 7-8-м классах расширению литературного кругозора помогут такие учебные и внеклассные литературные мероприятия, как:
- устный журнал "История одного стихотворения Н.А. Некрасова";
- Некрасовские чтения "Читаем вместе произведения Некрасова";
- виртуальная экскурсия "Путешествие по некрасовским местам";
- литературная композиция "Образы русских женщин в произведениях Некрасова";
- квилт (информационный стенд) "По страницам произведений Некрасова";
- журнал иллюстраций "В поэтическом мире Некрасова";
- конкурс буктрейлеров по произведениям Некрасова "Перелистывая страницы...";
- бук-слэм (соревнование с элементами музыкальной театрализации) "Народные песни на стихи Некрасова".
В 9-м классе во внеурочное время могут быть проведены внеклассные литературные мероприятия:
- день поэзии Н.А. Некрасова "Отечества достойный сын";
- литературный праздник "Россия Некрасова";
- литературно-музыкальный вечер "Лирика Некрасова и музыка";
- арт-акция - конкурс юных искусствоведов "Живописные полотна русских художников и поэзия Н.А. Некрасова";
- конкурс литературных монологов "В музее одной картины, созвучной поэзии Н.А. Некрасова";
- конкурс кроссенса "Мое восприятие творчества Некрасова".
Во внеурочное время в старших классах могут быть проведены следующие мероприятия:
- литературная гостиная "Адресаты любовной лирики Н.А. Некрасова";
- ученическая конференция "Народное начало и традиции Н.А. Некрасова в лирике И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.К. Толстого";
- литературная гостиная "Некрасов в наши дни. Перезагрузка";
- конкурс "Любимое стихотворение Некрасова в формате тик-ток";
- заседание Клуба кинокритиков "Экранизации произведений Н.А. Некрасова" ("Генерал Топтыгин", кукольный мультипликационный фильм, "Союзмультфильм" 1971 г.; "Дедушка Мазай и зайцы", мультфильм, Свердловская киностудия, 1980 г.; "Сватовство гусара", музыкальный художественный фильм-комедия по мотивам водевиля Н.А. Некрасова "Петербургский ростовщик" [реж. С. Дружинина] и др.).
3. Творческие работы, учебные проекты
- Моя встреча с Н.А. Некрасовым (конкурс чтецов).
- Мой Некрасов (конкурс сочинений-эссе).
- Женские образы в произведениях Н.А. Некрасова (учебное исследование).
- Образы детей в стихотворениях Н.А. Некрасова (исследование на примере сопоставления стихов и произведений изобразительного искусства, включая книжную графику).
- Фольклорные мотивы в произведениях поэта (устный журнал с включением загадок, пословиц, поговорок, притч, легенд, песен, сказок, связанных с творчеством Н.А. Некрасова).
- Н.А. Некрасов и картины русских художников (электронный альманах).
- Некрасовский пейзаж "Опять я в деревне..." (текст экскурсии по галерее пейзажных иллюстраций к произведениям поэта).
- "Песни" Н.А. Некрасова (литературно-музыкальный электронный журнал).
- Образ народа в произведениях Н.А. Некрасова (конкурс сочинений).
- Поэт и народ (обзор статей и литературоведческих исследований о творчестве Н.А. Некрасова).
- Традиции лирики Н.А. Некрасова в современной поэзии (подготовка докладов для ученической конференции).
- Стилистика народной речи в произведениях Н.А. Некрасова (подготовка электронного словаря языка произведений Н.А. Некрасова).
- Русский фольклор в творчестве Н.А. Некрасова (подготовка коллективного сборника ученических исследований).
- Литературная карта Некрасова (подготовка медиапроекта).
- Портреты Н.А. Некрасова и памятники поэту (экскурсия по галерее портретов и памятников).
- Н.А. Некрасов - поэт и гражданин (музыкально-поэтический спектакль).
4. Перечень информационных ресурсов для учителя и обучающихся
Информационные ресурсы представляют этапы жизни и творчества Некрасова, его художественные, критические и публицистические произведения, черновики, письма, документы, цитаты из книг, фотогалерею, критику и воспоминания о поэте, рецензии читателей, видеолекции для школьников. На сайтах музеев можно совершить увлекательные виртуальные экскурсии по некрасовским местам.
Сайты, порталы
- Сайт о жизни и творчестве Н.А. Некрасова http://nekrasov-lit.ru
- Сайт "Культура.РФ" https://www.culture.ru/persons/8160/nikolai-nekrasov
- Сайт "Новая литературная сеть" http://www.nnekrasov.ru
- Сайт книжного рекомендательного сервиса "Лайвлиб" https://www.livelib.ru/author/22269-nikolaj-nekrasov
- Сайт "Проект Культура Советской России" http://николай-некрасов.рф
- Сайт библиотеки им. Н.А. Некрасова https://nekrasovka.ru/articles/library/nekrasov
- Комментарии к поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" http://az.lib.ru/n/nekrasow_n_a/text_0300.shtml
- Открытый урок с Дмитрием Быковым "Непонятый Некрасов" https://www.youtube.com/watch?v=YtA6kcSZkUo
- Стихи Н.А. Некрасова в актерском исполнении на портале Discogs https://www.discogs.com/artist/764842
- Аудиокниги по произведениям Н.А. Некрасова https://audioskazki-online.ru/podborki/raznoe/nikolay-nekrasov
Музеи
- Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова "Карабиха" (https://karabiha-museum.ru)
- Мемориальный музей-квартира Н.А. Некрасова (http://www.museumpushkin.ru/vserossijskij_muzej_a._s._pushkina/muzej-kvartira_n.a.nekrasova.html)
- Музей-усадьба Н.А. Некрасова "Чудовская Лука" (https://novgorodmuseum.ru/muzei/muzej-usadba-n.a.-nekrasova-chudovskaya-luka)
5. Библиография
(список актуальных публикаций о жизни и творчестве поэта)
1. Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: в 15 т./Н.А. Некрасов; гл. ред. М.Б. Храпченко. Л.: Наука, Ленигр. отд-ние, 1981-2000.
2. Некрасов Н.А. Избранные сочинения/Н.А. Некрасов; сост., вступ. ст. и примеч. Н. Скатова. М.: Худож. лит., 1987.
3. "Всюду родимую Русь узнаю!": интегрированный творческий проект: посвящается 190-летию Н.А. Некрасова/[сост. Т.В. Рябинина, А.В. Сенькина]. М.: Мархотин П.Ю., 2011/2012.
4. Илюшин A.A. Поэзия Некрасова (в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам). Издательство Московского университета, 1999.
5. Илюшин A.A. Поэзия Некрасова: учеб. пособие. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003.
6. Карабиха: историко-литературный сборник. Ярославль, 1991. Вып. 7.
7. Летопись жизни и творчества Н.А. Некрасова, 1821-1877. В 3 т./Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом); под ред. Б.В. Мельгунова; сост. О.Б. Алексеева и др. СПб.: Наука, 2006-2009.
8. Макеев М.С. Николай Некрасов/Серия "Жизнь замечательных людей". М.: Молодая гвардия, 2017.
9. Н.А. Некрасов в воспоминаниях современников: сборник. М.: Худож. лит., 1971.
10. Некрасовский сборник. Т. 13/Рос. акад. наук, Ин-т. рус. лит. (Пушкинский дом). СПб.: Наука, 2001.
11. Скатов Н.Н. Некрасов. Изд. 2-е, испр. М.: Молодая гвардия, 2004.
12. Смирнов С.В. "Пестрел деревнями, дорогами дол ...": (по некрасовскому Поволжью). Ярославль: Филигрань, 2015.
13. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М.: Худож. лит., 1962.
14. Якушин Н.И. Некрасов в школе: поурочное планирование, материалы к урокам, вопросы и задания, анализ произведений, внеклассная работа, межпредметные связи: кн. для учителя. М.: Дрофа, 2004.
______________________________
* Направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, письмом Минпросвещения России от 19.11.2021 N 03-1961.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по подготовке к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова для преподавателей общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования (направлены письмом Министерства просвещения РФ от 19 ноября 2021 г. N 03-1961)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Администратор образования", декабрь 2021 г., N 24