Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение Администрации города Иванова относительно перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и в части установленной компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем Департамент недвижимости полагает возможным отметить следующее.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, определенных статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков указаны в пункте 9 статьи 39.29 ЗК РФ.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ.
Данная норма ограничивает возможность увеличения площади земельного участка в порядке перераспределения земель и земельных участков, если из земель могут быть сформированы самостоятельные земельные участки, т.е. земельные участки, права на которые граждане и юридические лица могут приобрести в общем порядке, установленном ЗК РФ, предусматривающем в том числе предоставление земельных участков по результатам аукциона.
При этом необходимо учитывать, что положения подпункта 9 пункта 9 статьи 39.28 ЗК РФ могут применяться только при перераспределении земель и земельного участка, находящегося в частной собственности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29"
В соответствии с подпунктом 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков является также наличие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ, в том числе нарушение предусмотренных статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Действующее законодательство Российской Федерации не раскрывает понятия "вклинивание", "вкрапливание", "изломанность границ", "чересполосица". При этом можно отметить, что указанные понятия являются недостатками землепользования, которые Департамент недвижимости полагает возможным определить как:
чересполосица - расположение одного хозяйства на обособленных земельных участках, разделенных земельными участками других правообладателей, что приводит к необходимости установления обременения, переездов через земельные участки других хозяйств, ухудшению условий управления производством, росту ежегодных издержек и снижению эффективности использования земельных участков;
изломанность границ и вклинивание - необоснованно большое количество поворотных точек границ земельного участка вследствие неоправданного очертания земельного участка, что приводит к затруднению использования земельного участка, необоснованному вклиниванию в границы смежного земельного участка;
вкрапливание - расположение внутри земельного участка других земельных участков, не принадлежащих данному собственнику, владельцу или пользователю, что требует установления обременения, препятствует рациональному использованию земельного участка.
При этом, по мнению Департамента недвижимости, в каждом конкретном случае возможность образования земельного участка должна рассматриваться с точки зрения соблюдения требований к образуемым земельным участкам, в том числе исходя из необходимости одновременного обеспечения рационального использования земель и защиты прав собственников земельных участков, смежных по отношению к образуемому, что подтверждается определением Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 2389-О.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 мая 2019 г. N Д23и-17507 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был