Приказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 10 декабря 2021 г. N 742
"Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2022 год"
19 апреля 2022 г.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", пунктом 2 раздела VI Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2014 N 864, приказываю:
1. Утвердить программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2022 год.
Пункт 2 изменен с 21 апреля 2022 г. - Приказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 19 апреля 2022 г. N 201
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра - руководителя департамента регионального государственного контроля (надзора), организации отдыха и оздоровления детей В.С. Никитина.
3. Опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области.
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Министр |
Р.А. Воробьева |
Утверждена
приказом министерства
социально-демографической
и семейной политики
Самарской области
от 10.12.2021 г. N 742
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2022 год (далее - программа профилактики)
19 апреля 2022 г.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, описание текущего развития профилактической деятельности министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания (далее - региональный государственный контроль (надзор).
Осуществление регионального государственного контроля (надзора) с 1 августа 2018 года возложено на департамент регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания министерства (далее - департамент).
Контролируемыми лицами в рамках регионального государственного контроля (надзора) являются негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание на территории Самарской области (далее - контролируемые лица, поставщики социальных услуг).
Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется департаментом с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений контролируемыми лицами требований к объему, качеству, порядку и условиям оказания социальных услуг, а также требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в сфере социального обслуживания, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Самарской области, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках регионального государственного контроля (надзора) (далее - обязательные требования).
Предметом регионального государственного контроля (надзора) являются:
1) соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований;
2) соблюдение контролируемыми лицами требований документов, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) исполнение контролируемыми лицами решений, принимаемых по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий.
В 2021 году департаментом проведено 28 внеплановых документарных и выездных контрольных (надзорных) мероприятий.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществлялись в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований посредством сбора и анализа данных об объектах регионального государственного контроля (надзора) из сети "Интернет". В 2021 году проведено 64 мероприятия.
По результатам контрольных мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами и профилактических визитов объявлено 57 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований.
Проведено 3 публичных обсуждения результатов правоприменительной практики по итогам осуществления регионального государственного контроля (надзора), в онлайн-режиме, 2 семинара, 4 рабочих совещания, 6 профилактических визитов, более 450 консультаций, подготовлено 6 информационно-методических материалов.
В целях реализации государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) постановлением Правительства Самарской области от 30.12.2014 N 864 (в редакции от 13.08.2021) "Об осуществлении регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания" (далее - постановление N 864) утверждены:
1) Положение о региональном государственном контроле (надзоре) с:
критериями отнесения деятельности поставщиков социальных услуг к определенным категориям риска при организации осуществления регионального государственного контроля (надзора),
перечнем индикативных показателей результативности и эффективности деятельности министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
2) Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований в сфере социального обслуживания поставщиками социальных услуг.
Приказом министерства от 16.08.2021 N 427 "Об отдельных вопросах отнесения объектов регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания к категориям риска причинения вреда (ущерба)", с учетом критериев отнесения деятельности объектов регионального государственного контроля (надзора) к определенным категориям риска причинения вреда (ущерба), деятельности 359 поставщиков социальных услуг присвоена соответствующая категория риска причинения вреда (ущерба): высокий, значительный, средний. Поставщики социальных услуг, деятельности которых не присвоены определенные категории риска, считаются отнесенными к категории низкого риска.
Периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий определяется для каждой категории риска (для категории низкого риска - не проводятся).
Совершенствование нормативной правовой базы в сфере социального обслуживания, повышение квалификации руководителей и сотрудников контролируемых лиц должны способствовать снижению количества нарушений обязательных требований.
В то же время, несоблюдение поставщиками социальных услуг обязательных требований может привести к случаям причинения ими вреда либо угрозы причинения вреда здоровью и жизни получателям социальных услуг.
Профилактическая работа министерства осуществляется в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также с учетом локальных правовых актов министерства и включает в себя все доступные методы осуществления профилактики нарушений обязательных требований, а именно: задействованы интернет-ресурсы и информационно-методические ресурсы, осуществляется консультирование поставщиков социальных услуг, в том числе по вопросам соблюдения ими положений нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования.
В целях профилактики нарушений обязательных требований на официальном сайте министерства в сети "Интернет" в разделе "Региональный контроль" размещаются и поддерживаются в актуальном состоянии:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора);
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора), а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденные формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) перечень индикаторов риска, порядок отнесения объектов контроля (надзора) к категориям риска;
7) перечень объектов контроля (надзора), учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
8) программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий министерством;
9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться министерством у контролируемого лица;
10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
11) сведения о порядке досудебного обжалования решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
12) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики министерства (далее - доклад о правоприменительной практике);
13) доклады о региональном государственном контроле (надзоре);
14) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Самарской области и (или) программой профилактики рисков причинения вреда.
В отношении контролируемых лиц ведется разъяснительная работа, в том числе в ходе контрольных (надзорных) мероприятий. Им оказывается информационная, консультативная помощь. По итогам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, в ходе которых выявляются нарушения, поставщикам социальных услуг направляются информационно-аналитические письма с подробным разъяснением требований законодательства, а также методические материалы.
Самым распространенным нарушением, допускаемым поставщиками социальных услуг, является несоблюдение порядка и стандартов предоставления социальных услуг. Ключевым риском при этом является вероятность причинения вреда либо угроза причинения вреда здоровью и жизни получателей социальных услуг поставщиками социальных услуг, подлежащими региональному государственному контролю (надзору) в сфере социального обслуживания.
В целях решения задач по выявлению причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, деятельность по профилактике нарушений обязательных требований выступает на первый план и проводится на постоянной основе.
Реализация запланированных мероприятий профилактической деятельности должна привести к сокращению количества выявленных нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, что повлияет на повышение качества предоставляемых социальных услуг и уровня удовлетворенности граждан качеством и доступностью предоставляемых социальных услуг.
В соответствии с действующим законодательством министерство может проводить профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики.
Раздел 2. Цели и задачи реализации программы профилактики
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
1) предупреждение нарушений обязательных требований всеми контролируемыми лицами (снижение числа нарушений обязательных требований);
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Достижение указанных целей возможно при решении следующих задач:
1) выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
2) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований;
3) установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных контролируемых лиц и присвоенного их деятельности категории риска причинения вреда (ущерба), проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
4) определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы;
5) создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий.
Раздел 3 изменен с 21 апреля 2022 г. - Приказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 19 апреля 2022 г. N 201
Изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Раздел 3. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Мероприятия программы профилактики представляют собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение задач профилактической деятельности.
Программа профилактики, информация о текущих результатах профилактической работы размещаются на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Региональный контроль" по адресу http://minsocdem.samregion.ru/regionalnyy-gosudarstvennyy-kontrol-v-sfere-socialnogo-obsluzhivaniya
* изменения количества визитов в случае необходимости вносятся ежемесячно, без проведения публичного обсуждения.
Раздел 4. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Основными показателями реализации программы профилактики являются:
создание системы профилактики нарушений обязательных требований;
вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с министерством по вопросам регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
снижение количества нарушений обязательных требований действующего законодательства поставщиками социальных услуг.
Отчетным периодом для определения достижения показателей профилактической работы является календарный год. Результаты оценки достигнутых значений показателей включаются в ежегодный доклад об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания.
Информация о результатах итоговой оценки результативности и эффективности профилактической деятельности размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в разделе "Региональный контроль" по адресу http://minsocdem.samregion.ru/regionalnyy-gosudarstvennyy-kontrol-v-sfere-socialnogo-obsluzhivaniya
Основным механизмом оценки результативности и эффективности профилактических мероприятий является анализ показателей контрольно-надзорной деятельности.
Показателями результативности и эффективности проводимых мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законам ценностям, включая предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, являются следующие индикативные показатели, утвержденные постановлением N 864:
количество проведенных профилактических мероприятий;
количество поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
доля поставщиков социальных услуг, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;
количество профилактических мероприятий, проведенных с привлечением экспертных организаций и экспертов;
количество поставщиков социальных услуг, ознакомленных с профилактическими материалами;
количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований как вида профилактических мероприятий;
количество правомерных возражений на предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований как вида профилактического мероприятия;
количество персональных компьютеров, приходящихся на одно должностное лицо, наделённое полномочиями по проведению профилактических мероприятий;
средняя продолжительность одного профилактического мероприятия;
среднее число должностных лиц, задействованных в проведении одного профилактического мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 10 декабря 2021 г. N 742 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на 2022 год"
Вступает в силу с 20 декабря 2021 г.
Текст приказа опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) 20 декабря 2021 г., в газете "Волжская коммуна" от 22 декабря 2021 г. N 205
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 19 апреля 2022 г. N 201
Изменения вступают в силу с 21 апреля 2022 г., за исключением положений, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 названного приказа, который распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2022 г.