В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Председатель Правительства |
А.Л. Текслер |
Утвержден
постановлением Правительства
Челябинской области
от 17 декабря 2021 г. N 664-П
Порядок
осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Настоящий Порядок осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуется - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и устанавливает порядок осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области (далее именуются - органы местного самоуправления) полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Предметом государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуется - государственный надзор) является реализация органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок муниципальных образований, применяются положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее именуется - Закон N 131-ФЗ).
3. Органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является Министерство общественной безопасности Челябинской области (далее именуется - Министерство).
4. Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление государственного надзора (далее именуются - должностные лица Министерства), являются:
1) Министр общественной безопасности Челябинской области;
2) первый заместитель Министра общественной безопасности Челябинской области;
3) заместитель Министра общественной безопасности Челябинской области;
4) начальник отдела регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства (далее именуется - Отдел);
5) главный специалист Отдела;
6) ведущий специалист Отдела;
7) главный государственный инженер - инспектор Отдела;
8) государственный инспектор Отдела.
5. Объектом государственного надзора является деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления, в рамках которой должны соблюдаться требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются соответственно - объекты надзора, контролируемые лица).
6. Должностные лица Министерства при осуществлении государственного надзора обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации и Челябинской области, права и законные интересы контролируемых лиц;
2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области (далее именуются - требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), принимать меры по обеспечению исполнения решений Министерства вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;
3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения, иных документов, предусмотренных федеральными законами, законами Челябинской области;
4) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного надзора, в том числе сведения о согласовании проведения контрольного (надзорного) мероприятия органами прокуратуры в случае, если такое согласование предусмотрено федеральными законами;
5) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
6) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;
7) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;
8) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
9) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации и Челябинской области сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;
10) не требовать от контролируемых лиц документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Челябинской области либо которые находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.
7. Должностное лицо Министерства при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеет право:
1) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и в соответствии с полномочиями, установленными решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, посещать (осматривать) здания, строения, сооружения и помещения, территории, используемые при осуществлении деятельности контролируемыми лицами, если иное не предусмотрено федеральными законами;
2) знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
3) требовать от контролируемых лиц, в том числе руководителей и других работников контролируемых организаций, представления письменных объяснений по фактам нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также представления документов для копирования, фото- и видеосъемки;
4) знакомиться с технической документацией, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия;
5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления контролируемым лицом документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников контролируемого лица, ограничения доступа в помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;
6) выдавать контролируемым лицам рекомендации по обеспечению безопасности и предотвращению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимать решения об устранении контролируемыми лицами выявленных нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и о восстановлении нарушенного положения;
7) обращаться в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если должностному лицу оказывается противодействие или угрожает опасность.
8. В рамках осуществления государственного надзора проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) документарная проверка;
2) выездная проверка.
Проверки, указанные в настоящем пункте, проводятся Министерством на плановой и внеплановой основе.
9. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения проверок.
Формирование ежегодного плана проведения проверок осуществляется в соответствии со статьей 77 Закона N 131-ФЗ.
10. Плановые проверки проводятся не чаще 1 раза в 2 года.
11. Внеплановые проверки проводятся Министерством на основании решения Министра общественной безопасности Челябинской области по согласованию с прокуратурой Челябинской области, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Внеплановые проверки могут также проводиться в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора Челябинской области о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также в целях контроля за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Указанные проверки проводятся без согласования с органами прокуратуры.
12. Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства.
13. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) получение письменных объяснений;
2) истребование документов.
14. Срок проведения документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней.
15. Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица.
16. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
1) осмотр;
2) досмотр;
3) опрос;
4) получение письменных объяснений;
5) истребование документов;
6) инструментальное обследование;
7) экспертиза.
17. Срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней.
18. При проведении проверок для фиксации доказательств нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должностными лицами Министерства могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
19. Решение об использовании фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при проведении проверок принимается должностными лицами Министерства самостоятельно.
20. Для фиксации доказательств нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте проверки.
21. Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
22. Фиксация доказательств нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
23. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения проверки непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
24. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту проверки.
25. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
26. По окончании проведения проверки составляется акт проверки.
27. В случае если по результатам проведения проверки выявлено нарушение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Министерство обязано:
1) выдать контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
2) при выявлении в ходе проверки признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
3) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждению нарушений указанных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
28. Органы местного самоуправления, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении проверки;
2) актов проверки, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках осуществления государственного надзора.
29. Жалоба на решение и действие (бездействие) должностных лиц Министерства может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда орган местного самоуправления узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
30. Жалоба подается органом местного самоуправления в Министерство.
31. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается в форме документа на бумажном носителе с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
32. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностных лиц, указанных в подпунктах 3 - 8 пункта 4 настоящего Порядка, рассматривается Министром общественной безопасности Челябинской области.
Жалоба на решения, действия (бездействие) Министра общественной безопасности Челябинской области и его заместителей рассматривается Губернатором Челябинской области.
33. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
34. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на двадцать рабочих дней в следующих исключительных случаях:
проведение в отношении должностного лица Министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
отсутствие должностного лица Министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка).
35. По итогам рассмотрения жалобы уполномоченное на рассмотрение жалобы должностное лицо принимает одно из следующих решений:
1) оставляет жалобу без удовлетворения;
2) отменяет решение Министерства полностью или частично;
3) отменяет решение Министерства полностью и принимает новое решение;
4) признает действия (бездействие) должностных лиц Министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является Министерство общественной безопасности Челябинской области.
В рамках осуществления государственного надзора проводятся документарные и выездные проверки на плановой и внеплановой основе.
Документарная проверка проводится по месту нахождения Министерства сроком не более 20 рабочих дней.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица сроком не более 20 рабочих дней.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: 1) осмотр; 2) досмотр; 3) опрос; 4) получение письменных объяснений; 5) истребование документов; 6) инструментальное обследование; 7) экспертиза.
Внеплановые проверки проводятся Министерством по решению Министра общественной безопасности Челябинской области, согласованному с прокуратурой Челябинской области, принимаемому на основании обращений граждан, юрлиц и информации от госорганов о фактах нарушений законодательства РФ, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан.
Постановление Правительства Челябинской области от 17 декабря 2021 г. N 664-П "О Порядке осуществления государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций"
Вступает в силу с 21 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru/ 21 декабря 2021 г. N 7400202112210007