Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства
образования и науки
Челябинской области
от 20 декабря 2021 г. N 01/3208
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в сфере организации отдыха детей и их оздоровления в Челябинской области на 2022 год
1. Общие положения
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
Программа разработана в целях:
предотвращения рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления на территории Челябинской области (далее - региональный государственный контроль (надзор));
повышения прозрачности деятельности Министерства образования и науки Челябинской области (далее - Министерство) при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью контролируемых лиц;
снижения при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) административной нагрузки на контролируемых лиц;
предупреждения нарушения контролируемыми лицами обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора), установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Челябинской области, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
разъяснения контролируемым лицам обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора).
Источники финансирования - в рамках текущего финансирования деятельности Министерства.
Задачи Программы:
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Челябинской области, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов), оценка состояния подконтрольной сферы;
устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований;
повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Министерством, на территории Челябинской области.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
увеличение доли законопослушных контролируемых лиц - развитие системы профилактических мероприятий Министерства;
внедрение различных способов профилактики;
повышение прозрачности деятельности Министерства;
уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц;
обеспечение единообразия понимания предмета контроля контролируемыми лицами.
2. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления на территории Челябинской области.
Региональный государственный контроль за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления на территории Челябинской области осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Закона Челябинской области от 9 апреля 2010 года N 549-ЗО "Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей (за исключением организации отдыха детей в каникулярное время) в Челябинской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона Челябинской области N 549-ЗО следует читать как "31 марта 2010 г."
Контролируемыми лицами при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления на территории Челябинской области, являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха детей и их оздоровления (далее - контролируемые лица).
Объектом регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления на территории Челябинской области является деятельность контролируемых лиц по предоставлению достоверных, актуальных и полных сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления.
Предметом регионального государственного контроля является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований законодательства Российской Федерации по представлению достоверных, актуальных и полных сведений о своей деятельности в министерство для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, расположенных на территории Челябинской области.
Порядок формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления утвержден приказом Министерства от 17 марта 2020 года N 01/779 "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, осуществляющих деятельность на территории Челябинской области". Структура и состав сведений, включаемых в реестр, формируется с учетом типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления, разработанный в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21 октября 2019 г. N 570 "Об утверждении общих принципов формирования и ведения реестров организаций отдыха детей и их оздоровления, а также типового реестра организаций отдыха детей и их оздоровления".
В 2021 году на территории Челябинской области осуществляли деятельность 776 организаций отдыха детей и их оздоровления (в том числе: 65 загородных стационарных детских оздоровительных лагеря, 698 лагерей с дневным пребыванием детей).
В 2021 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении организаций отдыха детей и их оздоровления на территории Челябинской области не проводились. Внеплановые проверки не проводились в связи с отсутствием оснований.
Вместе с тем, в соответствии с положениями Постановления Правительства Челябинской области от 29.10.2021 года N 541-П "О положении о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления" проведена работа по отнесению объектов контроля к одной из категорий риска причинения вреда (ущерба) согласно установленным критериям. В результате проведенной работы все организации, осуществлявшие деятельность в сфере отдыха детей и их оздоровления в 2021 году, были отнесены к категории низкого риска.
За 2021 год в Министерство не поступило обращений граждан и организаций по вопросам, относящимся к соблюдению обязательных требований в рамках регионального государственного контроля. Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в рамках регионального государственного контроля не осуществлялась.
Программа профилактики направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение правовой грамотности контролируемых лиц. Повышение эффективности профилактической работы должно способствовать сокращению контролируемых лиц в Челябинской области, не соблюдающих обязательные требования в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Задачами регионального государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений контролируемыми лицами, осуществляющими деятельность в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, обязательных требований.
Индикатором риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) является наличие в течение двух лет, предшествующих проведению контрольного (надзорного) мероприятия, двух и более предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, направленных объекту контроля.
Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются:
- предоставление контролируемым лицом недостоверных сведений об организации отдыха детей и их оздоровления для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;
- предоставление контролируемым лицом неактуальных сведений об организации отдыха детей и их оздоровления для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления;
- предоставление контролируемым лицом неполных сведений об организации отдыха детей и их оздоровления для включения в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления.
В целях предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований на официальном сайте Министерства размещаются:
1) перечень нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом регионального государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов или их отдельных частей;
2) обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Министерства;
3) план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
3. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
- увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
- устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушению обязательных требований и причинению вреда охраняемым законом ценностям;
- мотивация к добросовестному поведению контролируемых лиц и как следствие снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям.
Проведение Министерством профилактических мероприятий направлено на решение следующих задач:
- разъяснение контролируемым лицам обязательных требований;
- выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень безопасности охраняемых законом ценностей комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет контроля;
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей контролируемого лица, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов;
- повышение квалификации кадрового состава министерства, принимающего участие в проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- создание системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
4. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
4.1 Министерством проводятся следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
4.2 Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
Министерство размещает и поддерживает в актуальном состоянии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию:
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) руководства по соблюдению обязательных требований;
5) перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска;
6) перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
7) программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий Министерства;
8) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Министерством у контролируемого лица;
9) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
10) сведения о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц;
11) доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа;
12) доклады о государственном контроле (надзоре).
4.3 Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Министерство ежегодно по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Министерства. Доклад готовится ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным, утверждается приказом министра, и размещается на официальном сайте Министерства в сети "Интернет" в срок до 30 апреля года, следующего за отчетным.
4.4 Объявление предостережения осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Министерство осуществляет учет объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок (периодичность) проведения данного мероприятия: постоянно.
4.5 Консультирование осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется:
1) в виде устных разъяснений на личном приеме;
2) в виде устных разъяснений в ходе профилактического визита;
3) посредством размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет письменного разъяснения по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, подписанного уполномоченным должностным лицом, в случае поступления 10 и более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального контроля (надзора), в том числе с:
1) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
2) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
3) порядком принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
4) порядком обжалования решений Министерства.
Министерство информирует контролируемых лиц и их представителей о днях и часах проведения консультирования, месте проведения консультирования посредством размещения информации на официальном сайте телекоммуникационной сети Интернет.
По итогам устного консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не представляется. Контролируемое лицо, которому предоставлено устное консультирование, вправе направить запрос в Министерство о предоставлении письменного ответа по предмету консультирования в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4.6 Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Профилактический визит проводится должностным лицом Министерства, уполномоченным на осуществление регионального контроля (надзора) в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе проведения обязательного профилактического визита контролируемое лицо информируется по следующим вопросам:
1) применения сложных и (или) наиболее значимых обязательных требований, а также обязательных требований, по которым отмечены случаи их массового нарушения либо последствия нарушения которых влекут серьезную угрозу охраняемым законом ценностям;
2) наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, к которым относятся нарушения, выявляемые в течение отчетного периода при проведении не менее чем десяти процентов контрольных (надзорных) мероприятий.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, которые приступают к осуществлению деятельности по организации отдыха детей и их оздоровления впервые, и контролируемых лиц, отнесенных к категории высокого риска.
Обязательный профилактический визит проводится с предварительным уведомлением контролируемого лица не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. Срок его проведения не может превышать один рабочий день.
Министерство обязано предложить проведение профилактического визита контролируемому лицу, приступающему к осуществлению деятельности в сфере организации отдыха детей и их оздоровления, не позднее чем в течение одного года с момента начала такой деятельности.
Контролируемое лицо имеет право отказаться от проведения обязательного профилактического визита, при этом оно должно уведомить об отказе Министерство не позднее, чем за три рабочих дня до даты его проведения.
5. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Эффективность реализации программы профилактики оценивается:
- повышением эффективности системы профилактики нарушений обязательных требований;
- повышением уровня правовой грамотности контролируемых лиц в вопросах исполнения обязательных требований, степенью их информативности об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения проверок, правах контролируемых лиц в ходе проверки;
- снижением количества правонарушений при осуществлении контролируемыми лицами своей деятельности;
- понятностью обязательных требований, обеспечивающей их однозначное толкование контролируемых лиц и Министерства;
- вовлечением контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с Министерством.
Основными механизмами оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий являются анализ статистических показателей контрольной (надзорной) деятельности и оценка удовлетворенности контролируемых лиц качеством мероприятий.
Целевые показатели результативности Программы и их значения:
N п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
Сроки исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Доля организаций отдыха детей и их оздоровления, получивших разрешение на включение в реестр |
Процент |
100 |
По мере обращений за разрешением |
2. |
Доля лиц, в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
Процент |
100 |
Ежегодно |
3 |
Актуализация перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается во время проведения проверок |
Процент |
100 |
1 раз в полугодие |
4 |
Подготовка сообщений и комментариев для подконтрольных субъектов о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие |
Единица |
2 |
По мере утверждения нормативных актов (внесения изменений) |
4 |
Проведение совещаний, консультаций для подконтрольных субъектов по актуальным вопросам осуществления регионального государственного контроля |
Единица |
2 |
По отдельному плану |
6 |
Подготовка информационный и (или) статистических материалов о проведенных Министерством контрольно-надзорных мероприятиях, их результатах и принятых мерах |
Единица |
1 |
Ежегодно |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.