Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
постановлением Правительства
Белгородской области
от 13 декабря 2021 г. N 608-пп
Государственная программа
Белгородской области "Развитие молодежной политики на территории Белгородской области"
Паспорт
государственной программы Белгородской области "Развитие молодежной политики на территории Белгородской области"
N п/п |
Наименование государственной программы: "Развитие молодежной политики на территории Белгородской области" (далее - государственная программа) |
|
1 |
Ответственный исполнитель государственной программы |
Министерство общественных коммуникаций Белгородской области |
2 |
Соисполнители государственной программы |
Министерство общественных коммуникаций Белгородской области |
3 |
Участники государственной программы |
Министерство общественных коммуникаций Белгородской области; министерство образования Белгородской области |
4 |
Подпрограммы государственной программы |
Подпрограмма 1 "Молодость Белгородчины". Подпрограмма 2 "Патриотическое воспитание граждан Белгородской области". Подпрограмма 3 "Развитие добровольческого (волонтерского) движения на территории Белгородской области" |
5 |
Цель (цели) государственной программы |
Содействие успешной самореализации и интеграции молодежи (граждан) в общество, повышение роли молодежи в жизни Белгородской области, а также создание системы мотивационных условий для вовлечения потенциала молодых людей (граждан) в деятельность по повышению конкурентоспособности Белгородской области, включая улучшение социально-экономического положения молодежи |
6 |
Задачи государственной программы |
1. Создание условий для самореализации, социального становления молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет. 2. Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан. к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. 3. Создание условий для вовлечения граждан Белгородской области в добровольческую деятельность, реализации прав молодых граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально значимых проблем населения области с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности |
7 |
Сроки и этапы реализации государственной программы |
2022 - 2025 годы. Этапы реализации не выделяются |
8 |
Объем бюджетных ассигнований государственной программы за счет средств областного бюджета (с расшифровкой плановых объемов бюджетных ассигнований по годам ее реализации), а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников |
Планируемая общая потребность в финансовом обеспечении государственной программы составит 826685,5 тыс. рублей. Планируемый объем бюджетных ассигнований государственной программы за счет средств областного бюджета составит 826685,5 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 303843,5 тыс. рублей; 2023 год - 171574,0 тыс. рублей; 2024 год - 175634,0 тыс. рублей; 2025 год - 175634,0 тыс. рублей |
9 |
Конечные результаты государственной программы |
1. Увеличение к 2025 году доли молодежи в возрасте от 14 до 35 лет в области, охваченной мероприятиями государственной программы, от общего числа молодежи области до 77,1 процента. 2. Увеличение к 2025 году количества молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет в области, участвующих в мероприятиях патриотической направленности, до 84 тысяч человек от общего числа молодежи области. 3. Увеличение к 2025 году доли образовательных организаций всех типов, на базе которых действуют волонтерские объединения, до 100 процентов к общему числу образовательных организаций области |
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Основные задачи и приоритеты в сфере реализации системы мер молодежной политики определены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р.
Молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 35 лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники).
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области по состоянию на 1 января 2020 года численность жителей Белгородской области в возрасте от 14 до 35 лет - 409882 человека, что составляет 26,5 процента от общей численности населения региона.
Государственная молодежная политика - это система мер, направленных на создание правовых, экономических, социальных и организационных условий для становления и развития молодых граждан, успешной реализации ими своих конституционных прав, участия молодежи в системе общественных отношений и реализации своего экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах общества и государства с учетом возрастных особенностей.
Государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий для инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
Целостная и последовательная реализация государственной молодежной политики является важным условием успешного развития региона.
Молодежь обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, которые выгодно отличают ее от других групп населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. Молодежь обладает широким позитивным потенциалом: мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать современным вызовам.
Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики - один из принципов этой политики.
Молодежь является важнейшим субъектом данного направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остается коренной проблемой государственной молодежной политики.
Молодежи не нужно предлагать готовые решения их проблем, они не всегда будут эффективны, так как не учитывают мнение самой молодежи.
Признавая важность работы с молодежью, нужно иметь в виду, что в значительной степени корни негативных тенденций лежат в неподготовленности молодежи к самостоятельной жизни, неумении активно строить свой жизненный путь и добиваться при этом успеха. Молодежь обладает большими возможностями, однако зачастую не умеет практически реализовать свой потенциал, не имеет опыта участия в решении социально значимых задач.
На данный момент для системной работы с молодежью необходим программный подход. Государственная программа предполагает участие молодежи во всех этапах молодежной политики: от постановки проблем до выработки конкретных решений и их реализации.
Во-первых, вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
Решение данной проблемы будет достигаться за счет:
развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.);
модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, расширения их сети, модернизации системы подготовки и формирования механизмов непрерывного образования специалистов по работе с молодежью;
оказания информационно-консалтинговой помощи молодежи, разработки специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, при осуществлении поиска, применения и распространения актуальной информации, обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;
развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов; развития молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, совершенствования нормативно-правовой базы для максимально гибкого привлечения молодежи к трудовой деятельности и обеспечения ее законных прав и интересов;
поддержки межрегионального и международного взаимодействия молодежи (тематические слеты, лагеря и фестивали, научно-практические и бизнес-конференции, дискуссионные клубы, молодежные обмены), участия в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры;
реализации программ поддержки молодежного предпринимательства, в том числе в инновационных секторах экономики.
Во-вторых, формирование целостной системы поддержки, обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи.
Данная система включает в себя:
увеличение количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора;
создание и развитие системы "социальных лифтов" (поддержки и сопровождения) лауреатов премий и талантливой молодежи из малых городов и сельской местности, адресную государственную поддержку учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий;
проведение летних научных лагерей и школ с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций;
повышение общественного статуса лауреатов премий и их наставников, активную пропаганду и популяризацию достижений талантливой молодежи, организацию стажировок;
распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления;
вовлечение молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения.
В-третьих, гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, что позволит активизировать:
развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;
развитие всех моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих, трудовых коллективах по месту жительства;
популяризацию с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение Отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
поддержку программ формирования единой российской гражданской нации, национально-государственной идентичности, воспитания толерантности к представителям различных этносов, межнационального сотрудничества;
стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России и Белгородской области и межрегиональным молодежным обменам.
Основной проблемой сферы государственной молодежной политики на территории региона является недостаточная вовлеченность молодежи в социальную, экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь общества.
К негативным тенденциям следует отнести:
недостаточную вовлеченность молодежи в общественно значимую жизнь Белгородской области;
рост влияния деструктивных информационных потоков в молодежной среде;
склонность к негативным зависимостям и асоциальным проявлениям;
снижение интереса молодежи к инновационной, предпринимательской, экономической, научной и творческой деятельности;
недостаточную развитость системы продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность;
недостаточную эффективность системы поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
растущую популярность идей религиозного и национального неравенства, приводящих к экстремистским действиям;
недостаточную развитость инфраструктуры для работы с молодежью.
В целях решения проблем и устранения негативных тенденций в рамках государственной программы предусматривается реализация мероприятий по следующим подпрограммам: подпрограмма 1 "Молодость Белгородчины"; подпрограмма 2 "Патриотическое воспитание граждан Белгородской области"; подпрограмма 3 "Развитие добровольческого (волонтерского) движения на территории Белгородской области".
Государственная молодежная политика включает в себя 16 основных направлений.
Одним из основных направлений деятельности является патриотическое воспитание граждан. На сегодняшний день в структуре местных отделений ДОСААФ России созданы и активно работают 48 военно-патриотических клубов и 50 секций воздушно-десантной, общевойсковой, поисковой, морской направленностей, а также секции по мотоциклетному спорту, пулевой стрельбе, картингу, пейнтболу, армейскому рукопашному бою, моделированию, направленные на обеспечение физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к службе в Вооруженных Сил Российской Федерации. В деятельность военно-патриотических клубов на территории региона вовлечено 2760 человек.
Активно в регионе развивается и движение "Юнармия". Для поддержки данного направления деятельности управлением молодежной политики Белгородской области разработан и принят к реализации проект "Развитие движения "Юнармия" на территории Белгородской области "Юнармия 2.0". В настоящее время в регионе функционирует 790 юнармейских отрядов. В них состоит 17371 юнармеец.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2000 года N 436 "О проведении конкурса на лучшую подготовку граждан Российской Федерации к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу" с 17 по 19 марта 2020 года в Белгородской области работала Центральная конкурсная комиссия Правительства Российской Федерации. По итогам работы комиссии регион набрал в сумме 110,79 балла, что позволило занять первое место среди субъектов Российской Федерации.
Помимо патриотического воспитания, в регионе активно развивается волонтёрство. Ресурсный центр развития добровольчества на базе ОГБУ "Центр молодежных инициатив" занимается вовлечением населения Белгородской области в волонтерскую деятельность. Активно развивается направление "Волонтеры-медики" и "Волонтеры Победы". Они оказывают помощь незащищенным слоям населения: инвалидам, воспитанникам детских домов, пожилым одиноким людям, нуждающимся в уходе, помогают в лечебно-профилактических учреждениях, оказывают медицинское сопровождение в рамках массовых и спортивных мероприятий, занимаются благоустройством памятных мест, помогают ветеранам и взаимодействуют с ветеранскими организациями, проводят всероссийские акции и Парады Победы.
По итогам 2020 года Белгородское региональное отделение "Волонтеры Победы" заняло первое место в России. По итогам работы в первом полугодии 2021 года отделение стало вторым.
Управление молодёжной политики департамента внутренней политики Белгородской области является органом исполнительной власти, ответственным за реализацию регионального проекта "Социальная активность" и регионального проекта "Патриотическое воспитание" национального проекта "Образование".
Региональный проект "Социальная активность" направлен на создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства), а также формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Поставленные цели и задачи решаются за счет развития добровольчества путем расширения возможностей для самореализации граждан, повышения роли добровольчества в общественном развитии, формирования и распространения добровольческих инновационных практик социальной деятельности.
Региональный проект "Патриотическое воспитание граждан" национального проекта "Образование" начал свою реализацию с 1 января 2021 года. Целью проекта является воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания.
В целях объединения активной молодёжи со всей страны, создания эффективной площадки для неформального образования, развития компетенций, поддержки молодёжных инициатив и создания условий для самореализации молодежи ежегодно Федеральным агентством по делам молодежи проводится всероссийская форумная кампания. В 2020 году участие во всероссийской молодежной форумной кампании приняли 357 представителей Белгородской области (146 - офлайн; 211 - онлайн) и 4 волонтера.
Также поддержку талантливым молодым людям управление молодёжной политики департамента внутренней политики Белгородской области оказывает в рамках грантовых конкурсов. В 2022 году на поддержку проектов планируется направить 30 млн рублей.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели достижения целей и решения задач государственной программы
Целью государственной программы является содействие успешной самореализации и интеграции молодежи (граждан) в общество, повышение роли молодежи в жизни Белгородской области, а также создание системы мотивационных условий для вовлечения потенциала молодых людей (граждан) в деятельность по повышению конкурентоспособности Белгородской области, включая улучшение социально-экономического положения молодежи.
Достижение указанной цели возможно посредством решения следующих задач:
1. Создание условий для самореализации, социального становления молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет.
2. Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
3. Создание условий для вовлечения граждан Белгородской области в добровольческую деятельность, реализации прав молодых граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально значимых проблем населения области с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности.
Достижение цели и решение задач государственной программы осуществляются путем скоординированного выполнения основных мероприятий следующих трех подпрограмм, включенных в государственную программу, взаимосвязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам:
подпрограмма 1 "Молодость Белгородчины";
подпрограмма 2 "Патриотическое воспитание граждан Белгородской области";
подпрограмма 3 "Развитие добровольческого (волонтерского) движения на территории Белгородской области".
Показатели конечного и непосредственного результатов реализации государственной программы представлены в приложении N 1 к государственной программе.
Сведения о методике расчета показателей конечного результата государственной программы представлены в приложении N 5 к государственной программе.
3. Перечень правовых актов Белгородской области, принятие или изменение которых необходимо для реализации государственной программы
Перечень правовых актов Белгородской области, принятие или изменение которых необходимо для реализации государственной программы, представлен в приложении N 2 к государственной программе.
4. Обоснование выделения подпрограмм государственной программы
Система подпрограмм государственной программы сформирована таким образом, чтобы обеспечить решение задач государственной программы, и состоит из 3 подпрограмм.
Подпрограмма 1 "Молодость Белгородчины":
подпрограмма 1 направлена на создание условий для самореализации, социального становления молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет. В рамках подпрограммы 1 решаются задачи:
- создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Белгородской области;
- организация и проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
- обеспечение информационной безопасности и психологической помощи молодежи.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы 1 обеспечит увеличение к 2025 году доли молодежи, вовлеченной в общественную деятельность, до 56,6 процента от общего количества молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет в области.
Подпрограмма 2 "Патриотическое воспитание граждан Белгородской области":
подпрограмма 2 направлена на создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. В рамках подпрограммы 2 решаются задачи:
- совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию;
- военно-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Белгородской области;
- информационное обеспечение патриотического воспитания в Белгородской области, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы 2 позволит увеличить к 2025 году количество мероприятий регионального уровня, проведенных в сфере патриотического воспитания среди молодежи от 14 до 35 лет в области, до 33 единиц.
Подпрограмма 3 "Развитие добровольческого (волонтерского) движения на территории Белгородской области":
подпрограмма 3 направлена на создание условий для вовлечения граждан Белгородской области в добровольческую деятельность, реализации прав молодых граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально значимых проблем населения области с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности. В рамках подпрограммы 3 решаются задачи:
- совершенствование форм и методов работы по развитию добровольческого движения, инфраструктуры и механизмов поддержки добровольчества;
- развитие системы научного, методического и кадрового сопровождения добровольческого движения;
- информационное обеспечение добровольческого движения.
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы 3 обеспечит увеличение к 2025 году доли молодежи, участвующей в добровольческой деятельности, до 20,0 процентов от общего количества молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет в области.
5. Ресурсное обеспечение государственной программы
Планируемая общая потребность в финансовом обеспечении государственной программы составляет 826685,5 тыс. рублей.
Планируемый объем бюджетных ассигнований государственной программы за счет средств областного бюджета составляет 826685,5 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 303843,5 тыс. рублей;
2023 год - 171574,0 тыс. рублей;
2024 год - 175634,0 тыс. рублей;
2025 год - 175634,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию основных мероприятий (мероприятий) государственной программы из различных источников финансирования и ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств бюджета Белгородской области представлены соответственно в приложениях N 3 и N 4 к государственной программе.
Сводная информация показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (работ) юридическим и физическим лицам представлена в приложении N 6 к государственной программе.
6. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы
При реализации государственной программы осуществляются меры, направленные на снижение последствий рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках государственной программы, выделены следующие риски ее реализации.
Макроэкономические и финансовые риски связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономиках, колебаниями мировых и внутренних цен на сырьевые ресурсы, в том числе на энергоносители. Возникновение данных рисков может привести к неполному финансированию запланированных мероприятий всех подпрограмм и, как следствие, снижению качества оказываемых ими услуг.
Минимизация данных рисков может осуществляться путем привлечения внебюджетных источников финансирования для реализации мероприятий государственной программы, расширения платных услуг населению, оказываемых ОГБУ "Центр молодежных инициатив".
Информационные риски определяются отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации государственной программы.
С целью управления информационными рисками в ходе реализации государственной программы будет проводиться работа, направленная:
- на использование статистических показателей, обеспечивающих объективность оценки хода и результатов реализации государственной программы;
- на мониторинг и оценку исполнения целевых показателей (индикаторов) государственной программы, выявление факторов риска, оценку их значимости (анализ вероятности того, что произойдут события, способные отрицательно повлиять на конечные результаты реализации государственной программы).
Подпрограмма 1
"Молодость Белгородчины"
Паспорт подпрограммы 1
"Молодость Белгородчины"
N п/п |
Наименование подпрограммы 1: "Молодость Белгородчины" (далее - подпрограмма 1) |
|
1 |
Соисполнитель подпрограммы 1 |
Министерство общественных коммуникаций Белгородской области |
2 |
Участники подпрограммы 1 |
Министерство общественных коммуникаций Белгородской области; министерство образования Белгородской области |
3 |
Цель (цели) подпрограммы 1 |
Создание условий для самореализации, социального становления молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет |
4 |
Задачи подпрограммы 1 |
1. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Белгородской области. 2. Организация и проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность. 3. Обеспечение информационной безопасности и психологической помощи молодежи |
5 |
Сроки и этапы реализации подпрограммы 1 |
2022 - 2025 годы. Этапы реализации не выделяются |
6 |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы 1 за счет средств областного бюджета (с расшифровкой плановых объемов бюджетных ассигнований по годам ее реализации), а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников |
Планируемая общая потребность в финансовом обеспечении подпрограммы 1 составляет 565188,3 тыс. рублей. Планируемый объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы 1 за счет областного бюджета составляет 565188,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 220812,7 тыс. рублей; 2023 год - 113213,2 тыс. рублей; 2024 год - 115581,2 тыс. рублей; 2025 год - 115581,2 тыс. рублей |
7 |
Конечные результаты подпрограммы 1 |
Увеличение к 2025 году доли молодежи, вовлеченной в общественную деятельность, до 56,6 процента от общего количества молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет в области |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 1, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Молодежная политика является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Российской Федерации и Белгородской области, объектом деятельности государства. Основная цель молодежной политики - создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, реализации его интересов и социального становления, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества, а также для поддержки молодежных инициатив.
Эффективная государственная молодежная политика - один из главных инструментов развития страны, повышения благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Важнейшим аспектом эффективного управления обществом является информация о жизненных установках групп и категорий молодежи - ценностных ориентациях.
Государственная молодежная политика должна исходить из идеи партнерства органов государственной власти и молодежи на основе гармонизации государственных интересов и личных интересов молодых людей, создания условий для развития всех категорий молодежи.
Молодежная политика сегодня может быть эффективной только в том случае, если она поддерживает индивидуальное развитие молодого человека, а не стремится формировать его личность по шаблонам, стандартам, предписаниям. Она должна информационно и ресурсно обеспечить выбор человека, стимулировать инициативы молодежи и ее организаций, а не навязывать свои варианты решений. Именно поэтому современная молодежная политика должна быть гибкой и сочетать в себе централизованную государственную составляющую и децентрализованную общественную.
Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Белгородской области является разработка и реализация государственной молодежной политики региона, направленной на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, благоприятной социальной адаптации молодых людей с учетом индивидуальных особенностей.
Молодежная политика региона проводится в отношении граждан в возрасте от 14 до 35 лет.
Основные задачи и приоритеты в сфере реализации системы мер молодежной политики определены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р.
Среди целевых групп, которые входят в сферу деятельности молодежной политики, можно выделить следующие:
- молодежные лидеры, члены молодежных и студенческих объединений;
- работающая молодежь;
- талантливая молодежь;
- молодые семьи;
- молодые предприниматели;
- молодежь с ограниченными возможностями здоровья;
- молодежь, находящаяся в трудной жизненной ситуации.
Молодежь является самостоятельной социально-демографической группой, инновационный потенциал и роль которой необходимо учитывать во всех сферах жизни общества.
Реализация подпрограммы 1 позволит активнее развивать правовые, экономические и организационные условия и гарантии для самореализации личности молодых людей.
Реализация молодежной политики области должна учитывать существующие пути развития государственной молодежной политики на федеральном уровне:
- "разумный протекционизм" - поиск оптимального соотношения между адресной поддержкой, социальной защитой молодежи, созданием условий, необходимых для ее активного вовлечения в процессы функционирования и преобразования общества, развитием способностей молодежи к социальной адаптации, самоорганизации и саморазвитию;
- развитие практики социального партнерства, осуществляемое посредством ведения открытого диалога между партнерами по актуальным проблемам развития молодежной политики региона.
В настоящее время современная ситуация социально-экономического развития предъявляет особые требования к молодому поколению: молодежь должна стать основным трудовым ресурсом Белгородской области.
Сегодня происходит смена модели социально-экономического поведения молодежи: с пассивно-выжидательной на активно-деятельностную. И весьма характерно, что по данным опросов абсолютное большинство молодых людей (74 процента) хотели бы активно работать для улучшения своего благосостояния.
Проблема трудоустройства по-прежнему остается актуальной в молодежной среде.
Молодежь является наиболее мобильной частью населения, характеризующейся относительно более высокой скоростью адаптации к требованиям рынка.
Занятость молодежи зависит в первую очередь от общей ситуации на рынке труда в регионе, так как она тесно связана с общими показателями безработицы для всего населения.
Актуальным остается вопрос временного трудоустройства несовершеннолетних. Основной формой организации временной занятости молодежи являются трудовые отряды и лагеря.
Для анализа занятости молодых людей, обучающихся в общеобразовательных организациях, а также образовательных организациях среднего и высшего образования выделены две возрастные группы: от 15 до 19 лет (69913 человек) и от 20 до 24 лет (69394 человека).
К первой возрастной группе относятся учащиеся школ и студенты образовательных организаций среднего образования. Количество занятых молодых людей в этой категории по данным Федеральной службы государственной статистики в 2020 году составило 2900 человек, что составляет 4,15 процента от общего количества молодых людей данной возрастной категории.
Во второй возрастной группе от 20 до 24 лет по данным Федеральной службы государственной статистики в регионе зафиксировано 46400 занятых человек, что составляет 66,86 процента от общего количества молодых людей данной возрастной категории.
Ежегодно количество занятого населения росло до 2020 года. В прошедшем году количество занятой молодежи уменьшилось на 5,8 процента.
Сильнее всего по динамике (на 24,9 процента) снизилась численность работников самой младшей возрастной категории от 15 до 19 лет, то есть новичков на рынке труда и учащихся, стремящихся найти подработку в свободное от занятий время.
Занятых в возрасте от 20 до 24 лет, то есть недавно вышедших на работу во время или после завершения учебы, стало меньше на 4,5 процента. Это связано, в первую очередь, с демографическими проблемами, однако пандемический кризис усилил этот негативный тренд.
Поддержка молодежи в сфере профессиональной ориентации, труда и занятости в регионе также осуществляется на базе созданных структурных подразделений по содействию в трудоустройстве и Центров профессиональной карьеры в 13 образовательных организациях высшего образования.
По итогам работы 2020 года 66,7 процента (3529 человек) выпускников очной формы обучения были трудоустроены, 25,1 процента (1326 человек) продолжили обучение на следующем уровне образования, 5 процентов (273 человека) были призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации, 2 процента (110 человек) находится в отпуске по уходу за ребенком и 1 процент (53 человека) не трудоустроены.
В Белгородской области в 2022 году к выпуску из организаций среднего профессионального образования (далее - СПО) планируется 4802 обучающихся.
В целях проработки плана содействия трудоустройству выпускников 2021 года, был проведен мониторинг планируемого распределения выпускников профессиональных образовательных организаций. В 2022 году доля трудоустроенных выпускников составит 49,96 процента, что является положительной динамикой. Большая часть будет трудоустроена по профессии. Более чем одна четверть выпускников будут проходить службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. Почти 15 процентов продолжат обучение в высших учебных заведениях.
Социологические исследования показывают, что молодые люди в настоящее время достаточно ясно осознают факт социальной дифференциации в молодежной среде, наличие в ней групп с различными, нередко противоположными, интересами, ценностями и жизненными ориентирами. Это проявляется в несовпадении суждений о собственных целях и ожиданиях молодежи в целом.
Молодые люди становятся все более прагматичными и рационально мыслящими и ориентируются на достаток и деловую карьеру. Возможность их достижения связывается с получением хорошего профессионального образования и наличием условий для самореализации.
Для развития молодежной активности необходима поддержка конструктивных инициатив, стимулирование научной, творческой и общественно полезной деятельности молодых людей.
Остается острой проблема социальной интеграции в общество молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, подростков из неблагополучных семей и групп социального риска, молодых людей, вернувшихся из мест лишения свободы. Молодежная политика Белгородской области ставит целью социализацию молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации.
Слабо выраженным в молодежной среде остается предпринимательский дух, предполагающий готовность идти на риск, создавать новое. Молодежь сегодня охотнее отдает предпочтение перспективам самореализации в сфере крупного бизнеса или государственной службы. В молодежной среде предпринимательская деятельность воспринимается в контексте скорее преодоления трудностей, чем достижения успеха.
Трудностью вхождения молодых людей во взрослую, зрелую жизнь является информационно-правовой вакуум, сформировавшийся в последние годы. Наряду с мощными потоками информации, носящими разнонаправленные векторы, в современном информационном поле проблематично выделить нужную информацию, которую можно реально применить в жизни молодого человека.
Необходимо развитие молодежных информационных ресурсов в средствах массовой информации, которые публично и достоверно отражают для молодых людей адекватную информационную картину современного общества, помогают сориентироваться в культурно-досуговой, учебной, профессиональной и других сферах жизни.
В связи с отсутствием достаточного нормативного регулирования ряда вопросов и комплексного подхода к решению проблем молодежи в настоящий момент проявляются следующие негативные тенденции:
- снижение интереса молодежи к инновационной, научной и творческой деятельности. Несовершенство системы выявления и продвижения талантливой молодежи, механизмов вовлечения молодежи в инновационную деятельность может существенно затруднить реализацию государственных приоритетов по модернизации российской экономики;
- низкий уровень вовлеченности молодежи в социальную практику.
Эта тенденция проявляется во всех сферах жизни молодого человека - гражданской, профессиональной, культурной, семейной. Молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере, - мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным вызовам;
- снижение интереса молодых людей активно участвовать в бизнесе и предпринимательстве: молодые люди практически не представлены в малом и среднем бизнесе;
- несовершенство системы поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В Белгородской области сформирован достаточный базис для преодоления этих тенденций и создания условий для повышения социальной активности молодежи и реализации ее потенциала через применение программно-целевого подхода.
Программно-целевой подход в решении важнейших задач государственной молодежной политики в Белгородской области нацелен на создание действенных механизмов повышения социально-экономической и духовно-культурной активности молодежи.
Применение программно-целевого метода дает возможность оптимизировать действия разных ведомств, позволит сделать услуги для молодых людей области комплексными, объединяющими усилия различных органов исполнительной власти, местного самоуправления и бизнес-структур.
Подпрограмма 1 призвана обеспечить создание условий для развития способностей и талантов молодежи, предоставление возможностей самореализации и поддержки социально значимых инициатив.
Несмотря на достигнутые результаты в молодежной политике области, имеется ряд проблем, отрицательно влияющих на развитие инновационного потенциала молодежи:
- низкий уровень систематизации работы с молодежью (отсутствие полной базы данных талантливой и социально-активной молодежи, системы стимулирования и распространения информации о достижениях молодежи);
- недостаточный уровень развития инфраструктуры современной молодежной политики, которая включает в себя организации, учреждения и службы, осуществляющие многофункциональную деятельность, учитывающую потребности молодежи по широкому спектру социально значимых вопросов;
- недостаточный уровень кадрового обеспечения сферы "Молодежная политика";
- недостаточность статистической информации, позволяющей объективно оценивать проблемы в молодежной среде и находить возможные варианты их решения;
- недостаточный уровень физической подготовки и состояния здоровья молодых людей.
Для решения указанных проблем будут приняты следующие меры:
- организация работы путем увеличения объема, разнообразия, доступности и повышения качества оказания услуг для молодежи на территории Белгородской области;
- проведение мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала различных категорий молодежи, поддержку молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, и молодых семей, организацию временной трудовой занятости подростков и молодежи, повышение уровня гражданско-патриотического воспитания молодежи, а также мероприятий, способствующих решению проблем социальной адаптации и самореализации молодежи;
- проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
- организация условий вовлечения молодежи в проектную деятельность и социальную практику;
- проведение мероприятий по поддержке и развитию сети учреждений молодежной направленности, по обучению, подготовке и повышению квалификации молодых специалистов;
- организация работы по популяризации и пропаганде здорового образа жизни молодежи и развитию молодежного туризма в области;
- проведение мероприятий в рамках информационно-ресурсного обеспечения молодежи, международного и межрегионального сотрудничества и мероприятий по разработке нормативных правовых актов в сфере реализации государственной молодежной политики в Белгородской области.
Подпрограмма 1 максимально учитывает различные тенденции, существующие и возникающие в молодежной среде, и способствует созданию условий:
- для устойчивого развития и функционирования инфраструктуры по работе с молодежью;
- расширения информационного пространства молодежи;
- сохранения здоровья;
- развития и совершенствования лидерских способностей, самореализации в различных сферах деятельности;
- вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность;
- формирования духовно-нравственных качеств личности молодого человека, делающих его способным противостоять негативным факторам современного общества.
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы 1
Целью подпрограммы 1 является создание условий для самореализации, социального становления молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет.
Задачами подпрограммы 1 являются:
Задача 1 "Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Белгородской области".
Задача 2 "Организация и проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность".
Задача 3 "Обеспечение информационной безопасности и психологической помощи молодежи".
Этапы реализации не выделяются.
3. Обоснование выделения системы мероприятий и краткое описание основных мероприятий подпрограммы 1
Для решения задачи 1 "Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Белгородской области" необходимо реализовать:
Основное мероприятие 1.1 "Создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи Белгородской области", в рамках которого планируется финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений (организаций) согласно государственным заданиям по реализации основных направлений государственной молодежной политики. Также вышеуказанное основное мероприятие направлено:
- на поддержку социальной и инновационной активности молодежи;
- формирование системы развития кадрового потенциала Белгородской области;
- создание целостной системы молодежных информационных ресурсов;
- повышение профессионального уровня сотрудников органов по делам молодежи и молодежного актива;
- обеспечение проведения мероприятий, направленных на физическое развитие молодежи и развитие молодежного туризма;
- обеспечение проведения мероприятий, направленных на выявление и поощрение талантливой молодежи, стимулирование деятельности молодежного актива;
- обеспечение проведения мероприятий, направленных на грантовую поддержку проектной деятельности молодежи.
В рамках основного мероприятия планируется организация участия представителей молодежи Белгородской области в различных региональных и межрегиональных мероприятиях, лагерях и школах актива, форумах и прочих мероприятиях, а также построение системы грантовой поддержки молодежных проектов и инициатив.
Для выполнения задачи 2 "Организация и проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность" необходимо реализовать:
Основное мероприятие 1.2 "Организация и проведение мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность", реализация которого направлена:
- на популяризацию предпринимательской деятельности среди молодежи Белгородской области, формирование предпринимательской среды;
- массовое вовлечение молодых людей в предпринимательскую деятельность;
- профильное обучение, приобретение молодыми людьми навыков ведения бизнеса;
- поддержку и сопровождение начинающих молодых предпринимателей.
В целях выполнения данного основного мероприятия планируется: проведение игровых и тренинговых мероприятий, проведение информационной кампании, направленной на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, проведение регионального этапа Всероссийского конкурса "Молодой предприниматель России", отбор молодых людей, имеющих способности к занятию предпринимательской деятельностью, организация обучения молодых людей по образовательным программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий, проведение конкурсов бизнес-проектов, организация участия молодых людей в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях.
Для выполнения задачи 3 "Обеспечение информационной безопасности и психологической помощи молодежи" необходимо реализовать:
Основное мероприятие 1.3 "Обеспечение информационной безопасности и психологической помощи молодежи", которое предполагает финансовое обеспечение деятельности центра информационной безопасности и психологической помощи молодежи, реализация которого направлена:
- на просвещение населения по вопросам безопасности в сети Интернет;
- профилактику асоциальных явлений в подростковой и молодежной среде;
- разработку и реализацию программ и проектов для молодежи, образовательных организаций по вопросам информационной безопасности;
- формирование и ведение информационных систем по основным направлениям деятельности, их информационное обеспечение;
- нормативно-методическое, консультационное сопровождение образовательных организаций, специалистов системы психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений.
4. Прогноз конечных результатов подпрограммы 1. Перечень показателей подпрограммы 1
Реализация мероприятий подпрограммы 1 обеспечит увеличение к 2025 году доли молодежи, вовлеченной в общественную деятельность, до 56,6 процента от общего количества молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет в области.
Сведения о динамике значений показателей конечного и непосредственного результатов представлены в приложении N 1 к государственной программе.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы 1
Планируемая общая потребность в финансовом обеспечении подпрограммы 1 составляет 565188,3 тыс. рублей.
Планируемый объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы 1 за счет областного бюджета составляет 565188,3 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 220812,7 тыс. рублей;
2023 год - 113050,2 тыс. рублей;
2024 год - 115418,2 тыс. рублей;
2025 год - 115418,2 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий подпрограммы 1 из различных источников финансирования и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 1 за счет средств бюджета Белгородской области по годам представлены соответственно в приложениях N 3 и N 4 к государственной программе.
Объем финансового обеспечения подпрограммы 1 подлежит ежегодному уточнению в рамках подготовки проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Подпрограмма 2
"Патриотическое воспитание граждан Белгородской области"
Паспорт подпрограммы 2
"Патриотическое воспитание граждан Белгородской области"
N п/п |
Наименование подпрограммы 2: "Патриотическое воспитание граждан Белгородской области" (далее - подпрограмма 2) |
|
1 |
Соисполнитель подпрограммы 2 |
Министерство общественных коммуникаций Белгородской области |
2 |
Участники подпрограммы 2 |
Министерство общественных коммуникаций Белгородской области |
3 |
Цель (цели) подпрограммы 2 |
Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию |
4 |
Задачи подпрограммы 2 |
1. Совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию 2. Военно-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Белгородской области 3. Информационное обеспечение патриотического воспитания в Белгородской области, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации |
5 |
Сроки и этапы реализации подпрограммы 2 |
2022 - 2025 годы. Этапы реализации не выделяются |
6 |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы 2 за счет средств областного бюджета (с расшифровкой плановых объемов бюджетных ассигнований по годам ее реализации), а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников |
Планируемая общая потребность в финансовом обеспечении подпрограммы 2 составляет 237669,2 тыс. рублей. Планируемый объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы 2 за счет областного бюджета составляет 237669,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 71151,8 тыс. рублей; 2023 год - 54377,8 тыс. рублей; 2024 год - 56069,8 тыс. рублей; 2025 год - 56069,8 тыс. рублей |
7 |
Конечные результаты подпрограммы 2 |
Увеличение к 2025 году количества мероприятий регионального уровня, проведенных в сфере патриотического воспитания среди молодежи от 14 до 35 лет в области, до 33 единиц |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 2, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В целях обеспечения согласованности действий и повышения эффективности патриотической работы создан координационный Совет по духовно-нравственному, гражданскому и военно-патриотическому воспитанию граждан Белгородской области.
Созданы Попечительские Советы по развитию мотоциклетного, парашютного и авиамодельного спорта, стрелковых видов спорта (пулевая стрельба, стрельба из лука, стрельба из арбалета).
В целях формирования единого специализированного учебно-воспитательного комплекса, способного обеспечить развитие мотивации молодежи допризывного возраста к защите Отечества и военной службе в регионе, ведут работу четыре центра военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе:
1. Региональный учебно-методический центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе, действующий на базе регионального отделения ДОСААФ России Белгородской области.
2. Центр патриотического воспитания молодежи Новооскольского городского округа.
3. Муниципальный центр военно-патриотического воспитания детей и молодежи, подготовки к военной службе Яковлевского городского округа.
4. Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе "Тактика" Шебекинского городского округа.
На базе центров свою деятельность осуществляют военно-патриотические клубы, систематически проводятся молодежные массовые мероприятия районного и областного уровней (военно-спортивные игры, спартакиады, соревнования, дни призывника и другие).
Большинство мероприятий по организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных организаций и их физическому развитию включены в различные муниципальные программы.
За 2020 год в целях создания условий для формирования у молодежи социально активной позиции гражданина и патриота, обладающего чувствами национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, пропаганды здорового образа жизни, развития военно-прикладных видов спорта и подготовки молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, создания мотивации для формирования патриотических ценностей управлением молодежной политики области проделана определенная работа:
во всех муниципальных образованиях области были организованы и проведены мероприятия в рамках месячника оборонно-массовой работы, посвященного Дню защитника Отечества. В рамках месячника прошло 2055 мероприятий, в которых приняли участие более 116145 человек;
состоялся 24 Международный фестиваль-конкурс солдатской и военно-патриотической песни "Афганский ветер", посвященный 31-ой годовщине вывода советских войск из Афганистана. В конкурсной программе приняло участие более 900 вокалистов из Белгородской области и 9 субъектов Российской Федерации;
проведено областное мероприятие, посвященное годовщине вывода советских войск из Афганистана (количество участников - 200 человек);
организована и проведена военно-патриотическая спортивная акция "Марш-бросок в бессмертие", посвящённая подвигу 6-й десантной роты Псковской воздушно-десантной дивизии. В акции приняли участие 200 курсантов военно-патриотических клубов области;
прошла XIII областная героико-патриотическая экспедиция-семинар памяти Героя Советского Союза генерала М.С. Шумилова, в которой приняло участие более 150 человек;
совместно с региональным отделением ДОСААФ России Белгородской области проведен областной конкурс "Армия! Родина! Долг!". В мероприятии приняли участие 250 курсантов военно-патриотических клубов области;
организован Всероссийский фестиваль народности и исторических реконструкций "Маланья". В фестивале приняли участие вокальные, инструментальные и хореографические коллективы, исполняющие фольклорные и стилизованные композиции, мастера традиционных ремёсел и народных промыслов, а также коллективы, реконструирующие фрагменты традиционных праздников народного календаря, обычаев, обрядов, игр. В фестивале приняли участие более 15000 гостей и участников;
были проведены смены военно-патриотических лагерей для студентов образовательных организаций профессионального образования области, общее число принявших участие составило 1956 человек;
прошел форум студенческих инициатив "Платформа 31", в котором приняли участие 90 представителей из числа молодежи Белгородской области и 16 регионов Центрального федерального округа;
состоялся первый региональный конкурс на лучший студенческий отряд содействия полиции. В нем приняли участие 22 команды из профессиональных образовательных организаций области общей численностью 110 человек;
состоялся XVII открытый молодежный конкурс разговорного жанра "Время, как звезды, сердца зажигать...", посвященный памяти заслуженного работника культуры Российской Федерации Р.Г. Бабкиной. Общее количество участников составило более 100 человек.
Определенный вклад в выполнение государственной задачи по патриотическому (военно-патриотическому) воспитанию граждан проводит региональное отделение ДОСААФ России Белгородской области, которое для осуществления своей уставной деятельности заключило 42 соглашения с управлением по труду и занятости населения Белгородской области, управлением молодежной политики Белгородской области, Избирательной комиссией Белгородской области, Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Белгородской области, образовательными организациями профессионального образования Белгородской области, общеобразовательными организациями Белгородской области и общественными организациями о взаимодействии и сотрудничестве в области военно-патриотического воспитания, развития физической культуры и спорта.
На сегодняшний день, в структуре регионального отделения созданы и активно работают 99 военно-патриотических клубов: воздушно-десантной, общевойсковой, поисковой, морской направленности; спортивные секции: мотоциклетные, пулевой стрельбы, картинга, пейнтбола, армейского рукопашного боя, авиаракетно-модельного и другие, направленные на обеспечение физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Подпрограмма 2 призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к развитию патриотического воспитания в Белгородской области путем дальнейшего совершенствования совместной деятельности различных государственных институтов, структур, ведомств, учреждений, войсковых частей и военных комиссариатов, общественных организаций и объединений, граждан с активной жизненной позицией.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере патриотического воспитания, имеется ряд проблем, отрицательно влияющих на развитие патриотических настроений граждан:
- недостаточный уровень социальной ответственности в гражданском обществе;
- недостаточный уровень кадрового обеспечения институтов, ведущих патриотическую работу и подготовку кадров;
- недостаточный объем статистической информации, позволяющей объективно оценивать уровень удовлетворенности граждан в сфере патриотического воспитания и находить возможные варианты их решения;
- недостаточный уровень физической подготовки и состояния здоровья молодых людей;
- недостаточный уровень развития материальной базы клубов, секций и организаций, работающих по патриотическому воспитанию молодежи;
- низкий уровень информированности граждан о проводимой работе органами исполнительной власти, общественными организациями в сфере патриотической направленности.
Для решения указанных проблем будут приняты меры:
- по совершенствованию форм и методов работы по патриотическому воспитанию молодежи с учетом динамично меняющейся ситуации;
- по развитию военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи, укреплении престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах;
- по информационному обеспечению патриотического воспитания на региональном и муниципальном уровнях, созданию условий для освещения событий и явлений патриотической направленности средствами массовой информации.
Подпрограмма 2 подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.
Подпрограмма 2 ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета патриотического воспитания детей и молодежи.
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы 2
Целью подпрограммы 2 является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Задачами подпрограммы 2 являются:
Задача 1 "Совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию".
Задача 2 "Военно-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Белгородской области".
Задача 3 "Информационное обеспечение патриотического воспитания в Белгородской области, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации".
Этапы реализации не выделяются.
3. Обоснование выделения системы мероприятий и краткое описание основных мероприятий подпрограммы 2
Для выполнения задачи 1 "Совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию" необходимо реализовать:
Основное мероприятие 2.1 "Совершенствование форм и методов работы по патриотическому воспитанию", в рамках которого предусматривается:
- укрепление и развитие общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, воспитание у граждан чувства гордости за исторические и современные достижения страны, уважение к культуре, традициям и истории Белгородской области и России в целом, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, содействие созданию условий для реализации конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского и воинского долга;
- активизация интереса к изучению истории России, Белгородской области и формирование чувства уважения к прошлому нашей малой родины, ее героическим страницам, в том числе сохранение памяти о подвигах защитников Отечества;
- совершенствование взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества в развитии основ патриотического воспитания;
- развитие у подрастающего поколения чувства гордости, почитания и глубокого уважения к символам и памятникам Отечества;
- углубление знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и Белгородской области;
- повышение интереса граждан к военной истории Отечества и памятным датам;
- создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений;
- расширение участия общественных и некоммерческих организаций в патриотическом воспитании граждан.
Финансирование данного основного мероприятия осуществляется за счет средств областного бюджета.
Для решения задачи 2 "Военно-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Белгородской области" необходимо реализовать:
Основное мероприятие 2.2 "Военно-патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи Белгородской области", в рамках которого предусматривается:
- формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи;
- улучшение условий для успешного комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, правоохранительных и иных структур подготовленными гражданами, обладающими высокой мотивацией к прохождению военной и государственной службы;
- развитие и активизация взаимодействия военно-патриотических объединений (клубов), воинских частей и ветеранских организаций в целях повышения мотивации к военной службе и готовности к защите Отечества;
- развитие активного взаимодействия в сфере патриотического воспитания субъектов и объектов шефской работы, создание условий для повышения ее эффективности в деле укрепления сотрудничества гражданских и военных, а также ветеранских организаций, повышения престижа воинской службы.
Финансирование данного основного мероприятия осуществляется за счет средств областного бюджета.
Для решения задачи 3 "Информационное обеспечение патриотического воспитания в Белгородской области, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации" необходимо реализовать:
Основное мероприятие 2.3 "Информационное обеспечение патриотического воспитания в Белгородской области, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации", в рамках которого предусматривается:
- противодействие попыткам фальсификации истории;
- использование новых технологий и современных подходов к патриотическому воспитанию в средствах массовой информации;
- формирование патриотической культуры в электронных и печатных средствах массовой информации, сети Интернет;
- поддержка игровых и медиапрограмм, способствующих патриотическому воспитанию граждан, активное использование сети Интернет для работы с молодежной аудиторией.
Финансирование данного основного мероприятия осуществляется за счет средств областного бюджета.
4. Прогноз конечных результатов подпрограммы 2. Перечень показателей подпрограммы 2
Реализация комплекса мероприятий подпрограммы 2 обеспечит увеличение к 2025 году количества мероприятий регионального уровня, проведенных в сфере патриотического воспитания среди молодежи от 14 до 35 лет в области, до 33 единиц.
Сведения о динамике значений показателей конечного и непосредственного результатов представлены в приложении N 1 к государственной программе.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы 2
Планируемая общая потребность в финансовом обеспечении подпрограммы 2 составляет 237669,2 тыс. рублей.
Планируемый объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы 2 за счет областного бюджета составляет 237669,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 71151,8 тыс. рублей;
2023 год - 54377,8 тыс. рублей;
2024 год - 56069,8 тыс. рублей;
2025 год - 56069,8 тыс. рублей;
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий подпрограммы 2 из различных источников финансирования и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 2 за счет средств бюджета Белгородской области по годам представлены соответственно в приложениях N 3 и N 4 к государственной программе.
Объем финансового обеспечения подпрограммы 2 подлежит ежегодному уточнению в рамках подготовки проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Подпрограмма 3
"Развитие добровольческого (волонтерского) движения на территории Белгородской области"
Паспорт подпрограммы 3
"Развитие добровольческого (волонтерского) движения на территории Белгородской области"
N п/п |
Наименование подпрограммы 3: "Развитие добровольческого (волонтерского) движения на территории Белгородской области" (далее - подпрограмма 3) |
|
1 |
Соисполнитель подпрограммы 3 |
Министерство общественных коммуникаций Белгородской области |
2 |
Участники подпрограммы 3 |
Министерство общественных коммуникаций Белгородской области |
3 |
Цель подпрограммы 3 |
Создание условий для вовлечения граждан Белгородской области в добровольческую деятельность, реализации прав молодых граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально значимых проблем населения области с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности |
4 |
Задачи подпрограммы 3 |
1. Совершенствование форм и методов работы по развитию добровольческого движения, инфраструктуры и механизмов поддержки добровольчества. 2. Развитие системы научного, методического и кадрового сопровождения добровольческого движения. 3. Информационное обеспечение добровольческого движения |
5 |
Сроки и этапы реализации подпрограммы 3 |
2022 - 2025 годы. Этапы реализации не выделяются |
6 |
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы 3 за счет средств областного бюджета (с расшифровкой плановых объемов бюджетных ассигнований по годам ее реализации), а также прогнозный объем средств, привлекаемых из других источников |
Планируемая общая потребность в финансовом обеспечении подпрограммы 3 составляет 23828,0 тыс. рублей. Планируемый объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы 3 за счет областного бюджета составляет 23828,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2022 год - 11879,0 тыс. рублей; 2023 год - 3983,0 тыс. рублей; 2024 год - 3983,0 тыс. рублей; 2025 год - 3983,0 тыс. рублей |
7. |
Конечные результаты подпрограммы 3 |
Увеличение к 2025 году доли молодежи, участвующей в добровольческой деятельности, до 20 процентов от общего количества молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет в области |
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Добровольческая (волонтерская) деятельность - это добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, определенных статьей 2 Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)".
Добровольчество является созидательной и социально значимой формой самореализации личности, проявления гуманизма, гражданской активности, обеспечивает возможность социального творчества и созидательной инициативы. Добровольчество выступает важным фактором и ресурсом общественного развития, решения социальных задач в таких сферах, как образование, здравоохранение, культура, социальная поддержка населения, физическая культура и спорт, охрана окружающей среды, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и ряде других.
Поддержка добровольчества осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", а также Концепции содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2019 года N 2705-р. В соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" развитие добровольчества выступает важной составной частью в деятельности по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций.
В последние годы наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в добровольческой деятельности, расширяются масштабы реализуемых ими программ и проектов, происходит самоорганизация добровольцев в различных сферах деятельности и социально-демографических группах.
Основной целью развития добровольчества является повышение его роли в общественном развитии, расширение участия добровольцев в решении социальных проблем, формирование и распространение добровольческих инновационных практик социальной деятельности.
Основными задачами развития добровольчества, обеспечивающими достижение указанной цели, являются:
- создание условий, обеспечивающих востребованность добровольческих организаций и добровольцев в участии в жизни российского общества, в решении социальных задач;
- создание условий для расширения и укрепления добровольчества, поддержка деятельности существующих и создание условий для возникновения новых добровольческих организаций, содействие повышению их потенциала;
- развитие инфраструктуры методической, информационной, консультационной образовательной и ресурсной поддержки добровольческой деятельности, содействие повышению признания добровольчества в обществе;
- расширение масштабов межсекторного взаимодействия в сфере добровольчества, включая взаимодействие добровольческих организаций с другими организациями некоммерческого сектора, бизнесом, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, международными, религиозными и другими заинтересованными организациями.
В настоящее время особенно популярным добровольчество становится среди молодого поколения, являясь важным способом получения новых знаний, развития навыков общественной деятельности, формирования нравственных ценностей, активной гражданской позиции. Организация добровольческого труда молодежи в России, вовлечение молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни, включены в число приоритетных направлений Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р.
Современное состояние развития добровольчества в Белгородской области свидетельствует о том, что наиболее заметно добровольчество проявляется в деятельности некоммерческих организаций, в том числе молодежных и детских общественных объединений, охватывающих своей работой практически все социально значимые сферы жизни. Добровольчество становится все более популярным в молодежной среде. Возрастает интерес к этому движению со стороны бизнес-структур, государственных структур и органов местного самоуправления.
В результате предпринимаемых в течение последних нескольких лет общественно-государственных усилий по развитию добровольчества в Белгородской области наблюдается устойчивый рост числа граждан, особенно молодежи, участвующей в добровольческой деятельности. Сложились благоприятные условия для развития молодежного добровольчества, существует реальная поддержка развития добровольчества со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и других некоммерческих организаций.
Постановлением Правительства Белгородской области от 30 мая 2016 года N 177-пп утверждена Концепция развития волонтерской (добровольческой) деятельности молодежи в Белгородской области.
В целях координации деятельности молодежных и детских организаций (объединений) и работы по развитию волонтерского движения на территории Белгородской области, а также создания наиболее благоприятных условий для осуществления добровольческой деятельности и повышения эффективности деятельности организаций, использующих труд добровольцев, создан Ресурсный центр развития добровольчества (волонтерства) областного государственного бюджетного учреждения "Центр молодежных инициатив". Его отделения созданы во всех муниципальных образованиях. В настоящее время в движении состоит более 140000 белгородцев.
Ежегодно не менее двухсот человек обучаются технологиям работы с добровольцами. Дважды регион становился победителем всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки волонтёрства "Регион добрых дел" в рамках федерального проекта "Социальная активность" национального проекта "Образование". Так, в 2019 году регион на развитие добровольчества получил 8565000 рублей, а в 2020 - 9513200 рублей.
Подпрограмма 3 призвана обеспечить формирование качественно нового подхода к развитию добровольческой деятельности в Белгородской области путем дальнейшего совершенствования совместной деятельности различных государственных институтов, структур, ведомств, учреждений, общественных организаций и объединений, граждан с активной жизненной позицией.
Несмотря на достигнутые результаты в сфере добровольческой деятельности, имеется ряд проблем, отрицательно влияющих на развитие добровольчества:
- неразвитость инфраструктуры развития и поддержки добровольчества;
- несовершенство стандартов деятельности государственных и муниципальных учреждений, которые не предусматривают организацию добровольного труда;
- несовершенство методического обеспечения организации добровольческой деятельности;
- несовершенство системы профессиональной подготовки кадров для специалистов, работающих в сфере добровольчества;
- невысокий уровень механизмов системной поддержки добровольческой деятельности;
- невысокий уровень общего информационного и интерактивного пространства для взаимного обучения и обмена опытом;
- невысокий уровень информированности молодежи о возможности участия в добровольческой деятельности.
Для решения указанных проблем подлежат принятию меры в следующих направлениях:
- создание условий для развития добровольческого движения, являющегося эффективным инструментом построения гражданского общества;
- совершенствование и развитие форм и методов работы по развитию добровольческого движения с учетом динамично меняющейся ситуации, необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;
- развитие научного и методического сопровождения системы развития добровольческого движения;
- разработка системы подготовки волонтеров и организаторов добровольческой деятельности;
- информационное обеспечение добровольческого движения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений добровольческой направленности для средств массовой информации.
Подпрограмма 3 ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан при сохранении приоритета привлечения к добровольческой деятельности детей и молодежи.
Мероприятия подпрограммы 3 объединены в следующие разделы:
- совершенствование форм и методов работы по развитию добровольческого движения;
- научное, методическое и кадровое сопровождение системы развития добровольческого движения;
- информационное обеспечение добровольческого движения;
- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства).
2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации подпрограммы 3
Целью подпрограммы 3 является создание условий для вовлечения граждан Белгородской области в добровольческую деятельность, реализации прав молодых граждан на добровольное, безвозмездное и непосредственное участие в решении социально значимых проблем населения области с целью самореализации, приобретения новых знаний и навыков, повышения профессиональных и организаторских способностей, обеспечения общественной безопасности.
Задачами подпрограммы 3 являются:
Задача 1 "Совершенствование форм и методов работы по развитию добровольческого движения, инфраструктуры и механизмов поддержки добровольчества".
Задача 2 "Развитие системы научного, методического и кадрового сопровождения добровольческого движения".
Задача 3 "Информационное обеспечение добровольческого движения".
Этапы реализации не выделяются.
3. Обоснование выделения системы мероприятий и краткое описание основных мероприятий подпрограммы 3
Для решения задачи 1 "Совершенствование форм и методов работы по развитию добровольческого движения, инфраструктуры и механизмов поддержки добровольчества" необходимо реализовать.
Основное мероприятие 3.1 "Совершенствование форм и методов работы по развитию добровольческого движения, инфраструктуры и механизмов поддержки добровольчества", в рамках которого предусматривается:
- формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, области, истории и культуре России, путем вовлечения их в волонтерскую практику;
- развитие системы взаимодействия между волонтерскими организациями, другими общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, государственными учреждениями и органами исполнительной власти;
- расширение участия общественных и некоммерческих организаций в добровольческой деятельности;
- вовлечение граждан в процесс реализации и активное участие в мероприятиях подпрограммы 3.
Финансирование данного основного мероприятия осуществляется за счет средств областного бюджета.
Для решения задачи 2 "Развитие системы научного, методического и кадрового сопровождения добровольческого движения" необходимо реализовать:
Основное мероприятие 3.2 "Развитие системы научного, методического и кадрового сопровождения добровольческого движения", в рамках которого предусматривается:
- выявление и использование наиболее эффективных практик добровольческой деятельности;
- разработка и апробация новых программ, методических подходов, проектов и мероприятий добровольческой направленности;
- подготовка научно обоснованных методических пособий и рекомендаций в области добровольческой деятельности;
- совершенствование системы подготовки специалистов и повышения их квалификации в области добровольческого движения.
Финансирование данного основного мероприятия осуществляется за счет средств областного бюджета.
Для выполнения задачи 3 "Информационное обеспечение добровольческого движения" необходимо реализовать:
Основное мероприятие 3.3 "Информационное обеспечение добровольческого движения", в рамках которого предусматривается:
- популяризация ценностей и практик добровольчества в обществе;
- формирование культуры добровольческой деятельности в электронных и печатных средствах массовой информации, сети Интернет;
- содействие распространению информации о деятельности добровольцев, включая лучшие практики добровольческой деятельности, в том числе в средствах массовой информации и через социальную рекламу.
Финансирование данного основного мероприятия осуществляется за счет средств областного бюджета.
Мероприятия подпрограммы 3 реализуются в рамках регионального проекта "Социальная активность" национального проекта "Образование".
4. Прогноз конечных результатов подпрограммы 3. Перечень показателей подпрограммы 3
В результате реализации подпрограммы 3 к концу 2025 года планируется достижение следующего показателя конечного результата:
- увеличение к 2025 году доли молодежи, участвующей в добровольческой деятельности, до 20 процентов от общего количества молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет в области.
Сведения о динамике значений показателей конечного и непосредственного результатов представлены в приложении N 1 к государственной программе.
5. Ресурсное обеспечение подпрограммы 3
Планируемая общая потребность в финансовом обеспечении подпрограммы 3 составляет 23828,0 тыс. рублей.
Планируемый объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы 3 за счет областного бюджета составляет 23828,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2022 год - 11879,0 тыс. рублей;
2023 год - 3983,0 тыс. рублей;
2024 год - 3983,0 тыс. рублей;
2025 год - 3983,0 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий подпрограммы 3 из различных источников финансирования и ресурсное обеспечение реализации подпрограммы 3 за счет средств бюджета Белгородской области по годам представлены соответственно в приложениях N 3 и N 4 к государственной программе.
Объем финансового обеспечения подпрограммы 3 подлежит ежегодному уточнению в рамках подготовки проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.