В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", постановлением Администрации Смоленской области от 22.11.2021 N 732 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Смоленской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Смоленской области на 2022 год.
2. Разместить настоящий приказ на сайте Главного управления Смоленской области по культурному наследию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Начальник Главного управления |
Д.В. Толмачев |
Утверждена
приказом
начальника Главного управления
Смоленской области по
культурному наследию
от 17 декабря 2021 г. N 136
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Смоленской области на 2022 год
1. Общие положения
1.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Смоленской области) на 2022 год (далее - программа профилактики) разработана на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям".
1.2. Разработчиком программы профилактики является Главное управление Смоленской области по культурному наследию (далее - Главное управление).
1.3. Цели программы профилактики:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
1.4. Задачи программы профилактики:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- формирование одинакового понимания обязательных требований у всех подконтрольных субъектов при осуществлении регионального государственного контролям (надзоре);
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
- создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- инвентаризация и оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов;
- повышение квалификации уполномоченных специалистов Главного управления;
- регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень защиты охраняемых законом ценностей комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного контроля (надзора);
- снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
1.5. Ожидаемые конечные результаты реализации программы профилактики:
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- увеличение доли законопослушных контролируемых лиц;
- внедрение новых видов профилактических мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ и Положением о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 22.11.2021 N 732;
- обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц Главного управления;
- уменьшение административной нагрузки на контролируемых лиц;
- повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц;
- мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению.
2. Анализ текущего состояния осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Смоленской области, описание текущего развития профилактической деятельности Главного управления, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
2.1. В соответствии с Положением о Главном управлении, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 25.12.2019 N 812, Главное управление осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Смоленской области.
2.2. В целях предупреждения нарушений обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, Главным управлением в 2021 году проводятся следующие профилактические мероприятия:
- на официальном сайте Главного управления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Главного управления) размещен план проведения проверок;
анализ правоприменительной практики Главного управления, осуществляемой в рамках регионального государственного контроля (надзора), указанные материалы размещаются на официальном сайте Главного управления;
- на официальном сайте Главного управления размещены и поддерживаются в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также тексты нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования;
проводятся консультации по вопросам соблюдения требований, установленных законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- на постоянной основе вносится информация о проводимых Главным управлением проверках и их результатах в федеральную государственную систему "Единый реестр проверок";
- на официальном сайте Главного управления размещены результаты проведения проверок.
3. Цели и задачи реализации программы профилактики
3.1. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена на достижение следующих основных целей:
- предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям;
- предупреждение нарушений обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований);
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3.2. Основными задачами профилактических мероприятий являются:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
- формирование одинакового понимания обязательных требований у подконтрольных субъектов при осуществлении их деятельности;
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований путем активизации профилактической деятельности;
- создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к рисковому поведению, формирования позитивной ответственности за свое поведение, поддержания мотивации к добросовестному поведению;
- создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;
- повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
- инвентаризация и оценка состава и особенностей подконтрольных субъектов и оценки состояния подконтрольной сферы;
- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов;
- повышение квалификации работников Главного управления;
- регулярная ревизия обязательных требований и принятие мер к обеспечению реального влияния на уровень защиты охраняемых законом ценностей комплекса обязательных требований, соблюдение которых составляет предмет регионального государственного контроля (надзора);
снижение издержек контрольно-надзорной деятельности и административной нагрузки на подконтрольные субъекты.
3.3. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:
- понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований);
- информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
- вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
- полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа подконтрольных субъектов;
- обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий по региональному государственному контролю (надзору) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Смоленской области на регулярной и системной основе;
актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
- релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов;
- неотъемлемости от текущей контрольно-надзорной деятельности - необходимые профилактические мероприятия и сопряженные с ними организационные, технические и иные меры проводятся на постоянной основе.
4. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
4.1. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- консультирование;
- профилактический визит.
4.2. Информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет".
Должностные лица Главного управления обязаны размещать и поддерживать в актуальном состоянии на официальном сайте в Главного управления:
- тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление регионального государственного контроля (надзора);
- сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного контроля (надзора), о сроках и порядке их вступления в силу;
- перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
- перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска;
- программу профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий (при проведении таких мероприятий);
- доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики;
- доклады о региональном государственном контроле (надзоре).
4.3. Обобщение правоприменительной практики организации и проведения регионального государственного контроля (надзора) осуществляется Главным управлением один раз в год.
По итогам обобщения правоприменительной практики Главное управление обеспечивает подготовку проекта доклада о результатах правоприменительной практики при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) (далее - доклад о правоприменительной практике) и его публичное обсуждение.
Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом начальника Главного управления и размещается на официальном сайте Главного управления не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.
4.4. При наличии у Главного управления сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Главное управление объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение), предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе в течение 15 рабочих дней со дня получения предостережения подать возражение на предостережение (далее - возражение) начальнику Главного управления.
4.5. Консультирование может осуществляться должностным лицом по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме.
Должностное лицо осуществляет консультирование по следующим вопросам:
- наличие и (или) содержание обязательных требований;
- периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- порядок выполнения обязательных требований;
- порядок выполнения предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
Должностное лицо осуществляет письменное консультирование по вопросу порядка выполнения предписания, выданного по итогам контрольного (надзорного) мероприятия.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия.
Консультирование по однотипным обращениям (5 и более раз) контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте Главного управления в сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного начальником Главного управления.
4.6. Профилактический визит проводится должностным лицом в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к объектам контроля, их соответствии критериям риска, об основаниях снижения категории риска и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
При проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо незамедлительно направляет информацию об этом начальнику Главного управления для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Главное управление проводит обязательный профилактический визит в отношении лиц, приступающих к осуществлению контролируемого вида деятельности, в течение одного года с момента начала такой деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до дня его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом Главное управление не позднее чем за 3 рабочих дня до дня его проведения.
5. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
5.1. Отчетные показатели результативности и эффективности профилактических мероприятий в 2022 году:
- доля организаций, в отношении которых проведены профилактические мероприятия к общему количеству организаций, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия (оценка результативности: эффективно - более 60%, удовлетворительно - более 30%, неудовлетворительно - менее 30%);
5.2. Дополнительным механизмом оценки эффективности и результативности профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности подконтрольных субъектов качеством профилактических мероприятий, которая может быть осуществлена посредством социологического исследования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Главного управления Смоленской области по культурному наследию от 17 декабря 2021 г. N 136 "Об утверждении программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия на территории Смоленской области на 2022 год"
Текст приказа опубликован не был