Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к приказу министерства
социального развития
Оренбургской области
от 23 декабря 2021 г. N 773
Положение об организации стационарозамещающей технологии
"Школа равных возможностей"
I. Общие положения
1.1. Настоящее положение регулирует вопросы организации работы по реализации в Оренбургской области стационарозамещающей технологии "Школа равных возможностей" (далее - Школа).
1.2. Школа создается на базе организаций социального обслуживания (далее - Организация), указанных в приложении N 9 к приказу, в рамках предоставления социальных услуг семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в полустационарной форме социального обслуживания.
1.3. Школа создаётся приказом руководителя Организации.
Управление деятельностью Школы осуществляет специалист, назначаемый приказом руководителя Организации.
1.5. Информация о получении ребенком и семьей услуг в Школе (результаты оценки, другая персонифицированная информация) является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.6. Школа, при необходимости, осуществляет взаимодействие с медицинскими учреждениями, психолого-медико-педагогической комиссией, учреждениями образования, иными государственными учреждениями, некоммерческими и общественными организациями в сфере социальной поддержи семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.
II. Цели, задачи и принципы Школы
2.1. Школа создаётся для работы с целевой группой: дети от 3-х до 7 летнего возраста, в том числе у которых имеется отставание в физическом или умственном развитии, нарушение здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития:
- с выявленными ограничениями жизнедеятельности;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- с инвалидностью;
- детей из группы биологического риска, в том числе детей с генетическими и хромосомными заболеваниями, детей с другими заболеваниями, приводящими к стойким нарушениям жизнедеятельности;
Целью создания Школы является:
- обеспечение условий, способствующих развитию творческих, личностных качеств целевой категории детей и их семей, социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального подхода, оказание содействия в социальной интеграции, формирования отношения к данной категории детей как к равным членам общества;
- предоставление услуг для содействия оптимальному развитию и формированию физического и психического здоровья, речевых и коммуникационных функций, а также нормализации жизни семьи, повышению компетентности родителей (законных представителей), включению детей в среду сверстников и жизнь сообщества, профилактике инвалидности и сохранению кровной семьи для ребёнка-инвалида.
2.2. Школа осуществляет деятельность, направленную на решение следующих задач:
- своевременное выявление детей и семей, нуждающихся в предоставлении социальных услуг в рамках деятельности Школы, в том числе при взаимодействии с иными учреждениями и организациями;
- проведение первичной и углубленной диагностики и выявление детей с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, психического и физического развития ребенка, определение индивидуального уровня возможностей и интересов ребенка;
- определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи;
- выявление основных потребностей ребенка и его семьи;
- разработка индивидуального плана работы для ребенка и его семьи (далее - План);
- реализация Плана, включая развитие у родителей компетентности в вопросах обеспечения ухода за ребенком и его оптимального развития;
- поддержка семьи с целью мобилизации ее ресурсов и обеспечения связей с другими ресурсами в сообществе и их ближайшем окружении;
- осуществление консультативной помощи родителям (законным представителям) детей;
- поддержка перехода ребенка в школьную образовательную организацию, включая консультирование родителей по выбору дальнейшего образовательного маршрута;
- оценка эффективности реализации Плана;
- информационная поддержка родителей и членов семьи;
- информирование общественности о деятельности Школы, включая просветительскую деятельность.
2.3. Принципы организации работы:
2.3.1. Семейно-центрированность: услуги Школы семейно-центрированы и ориентированы на особенности каждой семьи. Вся деятельность и рекомендации специалистов направлены на поддержку семьи и усиление способностей семьи в обеспечении оптимального развития и функционирования их ребенка в различных областях.
2.3.2. Междисциплинарность: совместная работа специалистов разных областей знаний, составляющих единую команду и действующих в соответствии с технологиями межпрофессионального взаимодействия.
2.3.3. Функциональная направленность: направленность Плана на развитие способностей ребенка, повышающих его активность и участие в повседневной жизни.
2.3.4. Развитие ребенка в естественной среде: работа проводится в естественном для ребенка социальном и физическом окружении и предполагает активное исследование ребенком окружающего мира, получение разнообразного опыта, взаимодействие с окружающими близкими взрослыми и участие в различных мероприятиях, соответствующих возрасту и развитию ребенка, его интересам, а также пожеланиям и приоритетам его семьи; организация помощи в естественной среде обеспечивает собственную активность ребенка, ежедневный опыт, коммуникацию с близкими людьми, приобретение ребенком функциональных навыков и генерализацию вновь приобретенных навыков в естественный, ежедневный контекст.
2.3.5. Научность и доказательность: работа строится на научно обоснованных методах с использованием результатов современных исследований, опубликованных в научных журналах, рецензируемых специалистами в данной области, а также с учетом показателей эффективности Плана и результатов оценки мнения родителей или заменяющих их близких взрослых (законных представителей).
2.3.6. Уважение к личности: сотрудники Организации уважительно относятся к ребенку и родителям или замещающим их людям, принимают ребенка как полноправную личность с индивидуальными особенностями развития и потребностями; уважая личность родителей, сотрудники Служба принимают их мнение о ребенке, их личный опыт, ожидания и решения.
2.3.7. Партнерство: установление партнерских отношений с ребенком, родителями, другими членами его семьи или людьми из его ближайшего окружения.
2.3.8. Открытость: Подразделение открыто взаимодействует с семьей или лицами, законно представляющими интересы ребенка, обеспокоенными его состоянием или развитием.
2.3.9. Непрерывность и регулярность: предоставление услуг ранней помощи осуществляется регулярно и непрерывно до завершения реализации Плана и окончания действия договора.
III. Основные формы работы Школы
3.1. При организации работы с ребенком и его семьей используются как групповые, так и индивидуальные формы работы. Выбор формы работы, периодичность определяется специалистами и психологами Организации в зависимости от потребностей и желания ребенка и его законных представителей.
3.2. Активно используются методы развития физического и психического развития ребенка посредством участия детей в мероприятиях творческой направленности, направленные на коррекцию психо-эмоционального и физического состояния ребенка, а также способствующие успешной адаптации в обществе:
тематические творческие мастерские (вышивание, оригами, бисероплетение, выжигание, аппликации, лепка, тестопластика, рисование, декупаж, квиллинг, работа с природным и бросовым материалом и т.д.);
музыкальные занятия (занятия, направленные на развитие психических функций посредством музыки и двигательных упражнений);
занятия актерского мастерства;
коррекционно-развивающие мероприятия (логопедические, психокоррекционные занятия, занятия, направленные на развитие речи, мышления, в том числе с использованием игровых элементов, раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок и т.д.);
мероприятия бытовой и начальной профориентационной направленности (основы этикета, приготовления пищи, кулинарии, компьютерной грамотности, правил дорожного движения, правил безопасности жизнедеятельности и др.).
IV. Организация деятельности Школы равных возможностей
4.1. Деятельность Школы регламентируется:
- Конвенцией о правах ребенка;
- Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- приказом Минтруда России от 27.09.2017 N 701 "Об утверждении примерного порядка организации межведомственного взаимодействия организаций, предоставляющих реабилитационные услуги, обеспечивающего формирование системы комплексной реабилитации инвалидов, раннюю помощь, преемственность в работе с инвалидами, в том числе детьми-инвалидами, и их сопровождение";
- приказом Минтруда России от 26.12.2017 N 875 "Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)";
- приказом министерства социального развития Оренбургской области от 17.09.2021 N 398 "Об определении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг";
- соглашением министерства социального развития, министерства здравоохранения и министерства образования от 10.04.2018 о межведомственном взаимодействии при оказании услуг по комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в Оренбургской области.
V. Ожидаемые результаты и оценка эффективности Школы
5.1. В результате реализации работы обеспечивается развитие эмоционально-личностной сферы, коррекция недостатков, формирование навыков произвольной регуляции деятельности и поведения, коррекция нарушений речи, подготовка к самостоятельной жизни и получению дальнейшего образования детей, имеющих отставание в физическом или умственном развитии, нарушение здоровья, а также повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей), укрепление и коррекция детско-родительских отношений.
5.2. Оценка эффективности Плана проводится регулярно (не реже 1 раза в 3 месяца) с обязательным участием родителя (законного представителя) ребёнка.
5.3. Завершение работы происходит:
- по факту перехода ребёнка в организацию, реализующую образовательные программы школьного образования и обеспечивающую предоставление специальных условий для получения образования;
- при достижении всех поставленных целей;
- при отказе родителей от этой услуги;
- по иным причинам, создающим непреодолимые препятствия для продолжения работы.
При завершении работы с ребенком и его семьей составляется итоговое заключение, а родителям (законным представителям) предоставляется, по их требованию, выписка из рабочей документации с краткими сведениями о проведенной работе и её результатах.
5.4. Продолжение предоставления услуг ранней помощи детям старше 7 лет, в соответствии с п. 2.1 настоящего Положения, являющимся детьми-инвалидами или детьми с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим школьные организации либо продолжающих нуждаться в услугах Организации возможно с согласия родителей. Работа с ребенком и его семьей может быть продолжена, но не более чем до достижения ребенком возраста 15 лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.