Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства области
от 20.12.2021 N 1474
(приложение 1)
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве
(далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления на территории Вологодской области регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве (далее - региональный государственный контроль (надзор).
1.2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований:
1) в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения:
а) к эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования;
б) к осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;
2) установленных в отношении перевозок по смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, не относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок.
1.3. Органом, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора), является Департамент дорожного хозяйства и транспорта области (далее - Департамент).
1.4. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (далее - должностные лица Департамента), являются:
начальник Департамента;
заместитель начальника Департамента, начальник управления дорожного хозяйства;
заместитель начальника Департамента, начальник управления транспорта;
главный советник управления транспорта;
консультант управления дорожного хозяйства.
1.5. Должностными лицами Департамента, уполномоченными на принятие решений Департамента о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:
начальник Департамента;
заместитель начальника Департамента, начальник управления дорожного хозяйства;
заместитель начальника Департамента, начальник управления транспорта.
1.6. Объектами регионального государственного контроля являются:
деятельность, действия (бездействие), совершаемые (допускаемые) контролируемыми лицами в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам;
результаты деятельности контролируемых лиц в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства, в том числе продукция (товары), работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
сооружения, линейные объекты, материалы, транспортные средства, используемые при осуществлении деятельности в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и дорожного хозяйства, к которым предъявляются обязательные требования.
1.7. Контролируемыми лицами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
1.8. Департамент обеспечивает учет объектов регионального государственного контроля (надзора) (далее - объекты контроля) посредством ведения реестра объектов контроля.
Получение сведений об объектах контроля в области автомобильных дорог и дорожной деятельности осуществляется на основании информации, поступающей в Департамент от КУ ВО "Управление автомобильных дорог Вологодской области".
Ведение реестра осуществляется должностными лицами Департамента.
Реестры размещаются на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Департамента) в течение 10 дней после их обновления.
Сведения об объектах контроля вносятся должностными лицами Департамента в государственную информационную систему "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности".
1.9. Типовые формы документов, используемых Департаментом при осуществлении государственного контроля, не утвержденные федеральным органом власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, утверждаются правовым актом Департамента.
1.10. Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами Департамента и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется с учетом положений статьи 21 и части 9 статьи 98 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 248-ФЗ).
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)
2.1. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
2.2. Департамент для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при выборе профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Отнесение объекта контроля к одной из предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Положения категорий риска осуществляется Департаментом ежегодно при формировании программы профилактики рисков на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), приведенными в приложении к настоящему Положению.
2.4. В случае если объект контроля не отнесен Департаментом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактические мероприятия проводятся Департаментом в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Программа профилактики на очередной год утверждается правовым актом Департамента не позднее 20 декабря текущего года и размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 дней со дня утверждения.
3.2. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) Департамент проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.3. Департамент осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения сведений, предусмотренных статьей 46 Федерального закона 248-ФЗ, на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах (при их наличии) и в иных формах.
3.4. По итогам обобщения правоприменительной практики Департаментом обеспечивается подготовка проекта ежегодного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики (далее - проект доклада), который в срок до 15 февраля текущего года размещается на официальном сайте Департамента для публичного обсуждения с указанием срока публичного обсуждения и адресов электронной почты для направления предложений и замечаний.
3.5. По истечении срока публичного обсуждения проекта доклада Департамент составляет перечень поступивших предложений и замечаний с указанием мнения Департамента по каждому предложению и замечанию и размещает перечень на официальном сайте Департамента.
3.6. Департамент осуществляет доработку проекта доклада с учетом поступивших предложений и замечаний.
3.7. Доклад о правоприменительной практике за предшествующий календарный год утверждается начальником Департамента до 1 марта каждого года и размещается на официальном сайте Департамента в течение 7 рабочих дней со дня его утверждения.
3.8. При наличии сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, Департамент в течение 10 календарных дней со дня получения указанных сведений способами, указанными в статьях 21, 98 Федерального закона 248-ФЗ, объявляет контролируемому лицу предостережение и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
3.9. Контролируемое лицо вправе в течение 15 рабочих дней после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в Департамент возражение в отношении предостережения.
3.10. Возражение направляется в Департамент на бумажном носителе или электронном виде и содержит следующую информацию:
сведения о контролируемом лице;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействий) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
3.11. Контролируемое лицо вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие обоснованность возражений, или их заверенные копии.
Возражение рассматривается Департаментом в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
По результатам рассмотрения возражения Департамент принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение и отменяет объявленное предостережение;
отказывает в удовлетворении возражения в случае его необоснованности.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контролируемому лицу в течение 3 рабочих дней после принятия решения способом, указанным в возражении, либо почтовым отправлением или в электронном виде в зависимости от формы поданного контролируемым лицом возражения.
Результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения учитываются вместе с предостережениями в журнале предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Соответствующие данные используются Департаментом для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.12. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением регионального государственного контроля (надзора)) осуществляется должностным лицом Департамента по обращениям контролируемых лиц и их представителей.
3.13. Консультирование осуществляется должностным лицом Департамента по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, либо в письменной форме.
Время консультирования по телефону, посредством видео-конференц-связи, а также на личном приеме одного контролируемого лица не может превышать 30 минут.
3.14. Информация о времени консультирования при личном обращении размещается в здании Департамента в доступном для ознакомления граждан месте, на официальном сайте Департамента.
3.15. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
содержание обязательных требований;
периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе контрольных (надзорных) мероприятий;
порядок обжалования решений должностных лиц Департамента, их действий (бездействий).
3.16. В письменной форме консультирование осуществляется по всем вопросам, предусмотренным пунктом 3.14 настоящего Положения, в случае если контролируемым лицом представлен письменный запрос по вопросам консультирования.
3.17. В случае консультирования должностными лицами Департамента в письменной форме ответ контролируемому лицу направляется в течение 30 дней со дня регистрации его обращения.
3.18. В случае если в течение календарного года поступило пять и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента письменного разъяснения, подписанного начальником (заместителем начальника) Департамента.
3.19. Учет консультирований осуществляется в журнале консультирования.
3.20. Профилактический визит проводится должностным лицом Департамента в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.
3.21. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности, относящейся к объекту контроля.
3.22. Департамент обязан предложить проведение профилактического визита лицам, приступающим к осуществлению деятельности, не позднее чем в течение 1 года с момента начала такой деятельности.
3.23. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
3.24. Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
4. Осуществление регионального контроля (надзора)
4.1. В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) осуществляются следующие виды контрольных (надзорных) мероприятий:
при взаимодействии с контролируемыми лицами:
- инспекционный визит;
- рейдовый осмотр;
- документарная проверка;
- выездная проверка;
без взаимодействия с контролируемыми лицами - выездное обследование.
4.2. В ходе инспекционного визита допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля;
инструментальное обследование.
4.3. В ходе рейдового осмотра допускаются следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
4.4. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
4.5. В ходе выездной проверки допускаются следующие контрольные (надзорные) действия:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
инструментальное обследование.
4.6. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
4.7. Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, установленным Федеральным законом 248-ФЗ.
4.8. Индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
временной нетрудоспособности контролируемого лица;
нахождения контролируемого лица за пределами Вологодской области (в служебной командировке, в связи с ежегодным отпуском);
применения административного или уголовного наказания, а также избрания меры пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое делает невозможным его явку.
Информация контролируемого лица должна содержать:
описание обстоятельств, влияющих на невозможность присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия;
срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
При предоставлении указанной информации проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Департаментом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих возможности присутствия контролируемого лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
К информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия прилагаются документы, подтверждающие факт наличия (наступления) обстоятельств, указанных в пункте 4.8 настоящего Положения.
При подтверждении факта наличия (наступления) обстоятельств, указанных в пункте 4.8 настоящего Положения, проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения контролируемого лица в Департамент.
4.9. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней со дня начала проведения проверки. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
4.10. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами Департамента, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение контрольного (надзорного) мероприятия, самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра, выездной проверки в рамках контрольных (надзорных) действий (осмотр, опрос, инструментальное обследование) в случае выявления нарушений обязательных требований должностное лицо Департамента для фиксации доказательств нарушений обязательных требований использует фотосъемку, аудио- и видеозапись.
5. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
5.1. По результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), оформляемый на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день его окончания.
5.2. Если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте указывается, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено, а также отмечается факт устранения такого нарушения в случае, если таковое было осуществлено до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
К акту приобщаются документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, и заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы.
5.3. Контролируемое лицо (или его уполномоченный представитель) знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия, за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 88 Федерального закона 248-ФЗ.
В случае проведения документарной проверки акт направляется контролируемому лицу в порядке, установленном статьями 21, 98 Федерального закона 248-ФЗ в течение 2 рабочих дней со дня составления акта на бумажном носителе либо в электронном виде на адрес электронной почты.
Контролируемое лицо подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. В случае отказа или невозможности подписания акта контролируемым лицом или его уполномоченным представителем в акте делается соответствующая отметка.
5.4. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушения контролируемым лицом обязательных требований Департамент осуществляет мероприятия, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона 248-ФЗ.
6. Обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц
6.1. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора), имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц контрольных (надзорных) органов в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
6.2. Обжалование решений, предписаний контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц в досудебном порядке осуществляется в соответствии со статьями 40, 41 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.3. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля рассматривается руководителем этого контрольного (надзорного) органа.
6.4. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации, с учетом особенностей, установленных частями 9 - 11 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней в случае направления запросов для получения информации, необходимой для рассмотрения жалобы.
6.5. При наличии в жалобе ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольный (надзорный) орган в срок не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.
Информация о принятом решении направляется контролируемому лицу, подавшему жалобу, в течение 1 рабочего дня с даты принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.