Правительство области постановляет:
1. Внести в Стратегию социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года, утвержденную постановлением Правительства области от 17 октября 2016 года N 920, следующие изменения:
1.1 раздел 2 "Оценка достигнутых целей социально-экономического развития Вологодской области" после подраздела "Научно-промышленный потенциал" дополнить подразделом "Экспортный потенциал" следующего содержания:
"Экспортный потенциал
Внешнеэкономическая деятельность является одним из важных инструментов комплексного развития региона.
Внешнеторговые отношения области с иностранными государствами продолжают расширяться.
Внешнеэкономическая деятельность Вологодской области основывается на учете интересов экономического развития региона и осуществляется с целью привлечения инвестиционных ресурсов и новых участников ВЭД, развития экспортного потенциала, создания новых рабочих мест. Реализация внешнеэкономической деятельности Вологодской области, внедряемые меры комплексной поддержки помогают бизнесу успешно развиваться, выводить свою продукцию на мировые рынки, выдерживать конкуренцию с зарубежными производителями, увеличивать количество иностранных контрагентов и объемы экспортируемой продукции, а, следовательно, позволяют укреплять позиции региона в России и за рубежом.
Вологодская область является экспортно ориентированным регионом и входит в 20-ку крупнейших регионов-экспортеров в России - по итогам 2015 года Вологодская область заняла 19 место в рейтинге регионов по объему экспорта в России. Доля экспорта Вологодской области в объеме экспорта Российской Федерации по итогам 2015 года составила 0,98%.
В 2015 году внешнеторговый оборот Вологодской области составил 4043,3 млн. долларов США, из них экспорт - 3359,5 млн. долларов США, импорт - 683,8 млн. долларов США.
По итогам 2020 года среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Западного Федерального округа, Вологодская область по итогам внешнеторговой деятельности заняла 4 место по объемам экспорта, 4 место по объемам импорта и 5 по товарообороту.
Внешнеторговый оборот Вологодской области за 2020 год составил 5029,0 млн. долларов США, в том числе экспорт - 4220,7 млн. долларов США и импорт - 808,3 млн. долларов США.
Импортные операции Вологодской области по итогам 2020 года составили 16,1% товарооборота региона.
Основными статьями импорта являются машиностроительная продукция (57,9%), металлы и изделия из них (13,7%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (10,14%), химическая продукция (8,37%).
По итогам 2020 года Вологодская область занимает 17 место в рейтинге регионов по объему экспорта в России. Доля экспорта Вологодской области в объеме экспорта Российской Федерации по итогам 2020 года составляет 1,25%.
Экспортные поставки Вологодской области составляют 83,9% внешнеторгового оборота области с устойчивой ориентацией на рынки стран дальнего зарубежья (85,5% экспорта приходится на страны дальнего зарубежья, 14,5% - на страны СНГ).
Основными потребителями экспортной продукции в 2020 году являлись Финляндия (8,4% общего объема), Польша (8,2%), Республика Беларусь (6,6%), Латвия (6,3%), Индия (6%), Турция (3,9%), Китай (3,6%), Бразилия (3,5%).
Согласно данным Северо-Западного таможенного управления в 2020 году экспортировали региональную продукцию 359 хозяйствующих субъектов, из них 326 участников внешнеэкономической деятельности - субъекты малого и среднего предпринимательства Вологодской области, включая индивидуальных предпринимателей (далее - МСП). Доля экспорта субъектов МСП в общем объеме экспорта Вологодской области составила 6,2%, в общем объеме несырьевого экспорта - 5%.
Региональная промышленность обеспечивает высокие темпы развития экспортных поставок области. Состав экспорта традиционен и обусловлен структурой экономики региона, основными отраслями которой являются черная металлургия, химическая и деревообрабатывающая промышленность. Определяющими статьями областного экспорта являются металлы и изделия из них, удобрения, древесина и изделия из нее, на их долю в экспортных поставках региона приходится 70-80%. Кроме того, Вологодская область экспортирует минеральные продукты; машины, оборудование, транспортные средства; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье.
Именно эти отрасли обладают значительным потенциалом и в связи с необходимостью диверсификации регионального экспорта являются приоритетными отраслями развития экспорта Вологодской области в долгосрочном периоде:
машиностроение;
агропромышленный комплекс (животноводство, пищевая промышленность);
лесопромышленный комплекс (деревообработка, целлюлозно-бумажное производство).
Учитывая структуру импорта крупнейших стран мира, стран-экспортеров Вологодской области, а также экспортный потенциал предприятий региона, приоритетными странами для вологодских экспортеров являются:
Китайская Народная Республика - экспорт продукции машиностроения (аппаратура, электроприборы); продуктов питания, алкогольной продукции; металлов и изделий из них; древесины и изделий из нее;
Республика Беларусь - экспорт соли, серы, земли и камня, отделочных материалов; удобрений; черных и цветных металлов и изделий из них.
Перспективными рынками для экспортеров Вологодской области в настоящее время по всем направлениям/сферам являются страны Африки ввиду наращивания темпов развития этих стран, а также увеличения их открытости. В рамках реализации Стратегии в перечень перспективных рынков и приоритетных стран могут быть также включены иные страны в случае заключения соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между Правительством Вологодской области Российской Федерации и правительством иностранного государства и при условии положительной экспортной динамики в части обладающих экономическим потенциалом в долгосрочном периоде отраслей.";
1.2 в разделе 3 "Цель и приоритеты социально-экономической политики Вологодской области на период до 2030 года:
абзац пятый изложить в следующей редакции:
"Ожидаемые результаты достижения цели социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года предполагают значения численности населения к концу 2030 года не ниже 1091,6 тыс. человек.";
в подразделе 3 "Формирование пространства эффективности":
абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
"Одновременно с этим применяется и проектный подход, заключающийся в подготовке и последующей реализации региональных стратегических направлений (перечень приведен в приложении 1 к настоящей Стратегии). Проектный подход осуществляется посредством реализации региональных проектов в рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и стратегических проектов области. Проектный подход учитывает межведомственный характер поставленных в Стратегии задач социально-экономического развития региона, необходимость организации совместной работы различных органов государственной власти и организаций.";
абзац восемнадцатый изложить в следующей редакции:
"Стратегия реализуется на основе Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", а также с учетом базового варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Вологодской области на период до 2030 года.";
абзац девятнадцатый признать утратившим силу;
1.3 раздел 4 "Реализация приоритета "Формирование пространства для жизни" изложить в следующей редакции:
"4. Реализация приоритета "Формирование пространства для жизни"
4.1. В сфере семьи и устойчивого народосбережения
4.1.1. Достижения и конкурентные преимущества
4.1.1.1. Устойчивый рост коэффициента рождаемости с 10,5 промилле в 2005 году до 13,7 промилле в 2015 году; показатель рождаемости выше среднероссийского показателя.
4.1.1.2. Устойчивый рост суммарного коэффициента рождаемости с 1,358 в 2005 году до 1,922 родившихся детей на одну женщину в 2015 году. Показатель выше среднероссийского и является высоким значением для европейских стран.
4.1.1.3. Снижение младенческой смертности. В 2015 году показатель младенческой смертности на 1000 родившихся живыми составил 5,8, что ниже среднероссийского показателя.
4.1.1.4. Устойчивая тенденция снижения количества абортов с 78 на 1000 женщин репродуктивного возраста в 2005 году до 35 на 1000 женщин репродуктивного возраста в 2015 году.
4.1.1.5. Рост охвата новорожденных детей неонатальным скринингом до 98% вследствие эффективного проведения процедур обследования по перинатальной диагностике нарушений развития ребенка у беременных женщин.
4.1.1.6. Реализация мер социально-стимулирующего характера по увеличению рождаемости, в том числе предоставление "областного материнского капитала" при рождении (усыновлении) третьего или последующего ребенка и ежемесячная денежная выплата малоимущим семьям на третьего и каждого последующего ребенка до достижения им возраста трех лет.
4.1.1.7. Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях граждан, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 2006 по 2015 годы выросла с 64% до 80,5%.
4.1.2. Ключевые проблемы и вызовы
4.1.2.1. Неправильный образ жизни (гиподинамия, избыточный вес, вредные привычки и др.), способствующий ухудшению репродуктивного здоровья населения, росту бесплодия и снижению рождаемости.
4.1.2.2. Угроза увеличения наследственных заболеваний и хромосомных аномалий плода.
4.1.2.3. Устойчивое сокращение численности женщин репродуктивного (фертильного) возраста.
4.1.2.4. Устойчивая тенденция снижения количества зарегистрированных браков за период 2011 - 2015 годов на 20,3%.
4.1.2.5. Высокие риски бедности многодетных семей.
4.1.3. Ожидаемые результаты
Вологодская область в 2030 году - регион с активной демографической политикой, базирующейся на сохранении и пропаганде традиционных семейных ценностей. Политика рождаемости направлена на сохранение числа рождений. Общий коэффициент рождаемости к 2030 году составит не менее 7,0 случая на 1 тыс. чел. населения.
4.1.4. Задачи
4.1.4.1. Создание условий для сохранения и улучшения репродуктивного здоровья населения, реализации семьями репродуктивных намерений, направленных на более раннее рождение первого ребенка в молодых семьях, развитие ранней диагностики заболеваний органов репродуктивной системы у подростков и детей.
4.1.4.2. Осуществление государственной поддержки института семьи, материнства, отцовства и детства, в том числе путем предоставления социальных выплат, направленных на повышение рождаемости, государственной поддержки молодых и многодетных семей, а также малоимущих семей, имеющих детей, и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4.1.4.3. Развитие системы мероприятий, направленных на профилактику отказов от новорожденных детей и сохранение семейных условий воспитания детей.
4.1.4.4. Развитие службы охраны материнства и детства.
4.1.4.5. Осуществление поддержки частных дошкольных образовательных организаций в целях предоставления дошкольного образования.
4.1.4.6. Пропаганда традиционных семейно-нравственных ценностей, ориентированных на семью с детьми, и повышение роли семьи и ребенка в обществе.
4.1.4.7. Поддержка общественных организаций, деятельность которых связана с пропагандой традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, а также организаций, осуществляющих деятельность в сфере предоставления социальных услуг детям и семьям с детьми.
4.1.4.8. Приоритет семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, проживающих на территории Вологодской области. Осуществление государственной поддержки приемных семей, эффективное сопровождение приемных семей.
4.1.4.9. Формирование в информационном пространстве позитивного общественного мнения в отношении ответственного родительства, многодетных семей, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.1.4.10. Раннее выявление жестокого обращения и насилия в отношении ребенка.
4.1.4.11. Обеспечение профилактики социального и семейного неблагополучия на основе приоритета воспитания ребенка в родной семье, помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации.
4.1.5. Показатели
4.1.5.1. Снижение числа абортов на 1000 женщин репродуктивного возраста с 35 в 2015 году до 18 к 2030 году.
4.1.5.2. Снижение показателя младенческой смертности с 5,8 детей на 1000 родившихся живыми в 2015 году до уровня, не превышающего 4,5 детей на 1000 родившихся живыми к 2030 году.
4.1.5.3. Увеличение доли преждевременных родов 22 - 37 недель в перинатальном центре с 34,4% в 2015 году до 50% к 2030 году.
4.1.5.4. Увеличение суммарного коэффициента рождаемости третьих и последующих детей с 0,33 ед. в 2019 году до 0,57 ед. в 2030 году.
4.1.5.5. Повышение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в семьях граждан, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 80,5% в 2015 году до 97% и более в 2030 году.
4.1.5.6. Увеличение доли граждан, имеющих трех и более детей, реализовавших право на получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства либо получивших единовременную денежную выплату взамен предоставления земельного участка, к количеству граждан, имеющих трех и более детей, состоявших на учете на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, до 75% в 2030 году.
4.2. В сфере укрепления общественного здоровья
4.2.1. Достижения и конкурентные преимущества
4.2.1.1. Создана региональная система медицинской профилактики неинфекционных заболеваний - основа для развития системы укрепления общественного здоровья в Вологодской области. Развита сеть муниципальных образований, реализующих идею проекта Всемирной организации здравоохранения "Здоровые города". 75% муниципальных образований области являются полноправными членами Ассоциации "Здоровые города, районы и поселки".
4.2.1.2. За последние 10 лет наметилась устойчивая тенденция сокращения распространения курения (с 31,1% до 21,4%), потребления алкоголя (с 12,1% до 10,8%).
4.2.1.3. Вологодская область входит в 5 лучших регионов Российской Федерации по организации мониторинга распространённости факторов риска неинфекционных заболеваний по методикам Всемирной организации здравоохранения, позволяющего осуществлять оценку эффективности программ в рамках развития общественного здоровья.
4.2.2. Ключевые проблемы и вызовы
4.2.2.1. Высокая распространенность факторов риска неинфекционных заболеваний (гиподинамия, избыточный вес, вредные привычки и др.), характеризующая низкую приверженность населения к здоровому образу жизни. Так, по данным исследований ФГБУ "НМИЦ ТПМ" Минздрава России за 2018 год распространенность низкой физической активности среди населения области составляет - 43,1% (Российская Федерация - 38,8%), избыточное потребление алкоголя - 11% (Российская Федерация - 3,8%).
4.2.2.2. Укрепление мировых тенденций, таких как демографическое старение, урбанизация и глобализация нездорового образа жизни, способствуют росту заболеваемости хроническими неинфекционными болезнями.
4.2.3. Ожидаемые результаты
Вологодская область в 2030 году - регион, в котором сформирована здоровьесберегающая, комфортная и безопасная среда, позволяющая населению области вести здоровый образ жизни и сохранять качественную, здоровую и активную жизнь. Показатель доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, в Вологодской области ежегодно не ниже среднероссийских значений.
4.2.4. Задачи
4.2.4.1. Формирование здоровьесберегающей, комфортной и безопасной среды, способствующей ведению здорового образа жизни в муниципальных образованиях области.
4.2.4.2. Формирование культуры здоровья населения путем повышения ответственного отношения граждан к сохранению и укреплению своего здоровья.
4.2.4.2.1. На основе развития здоровьеформирующих программ в дошкольных учреждениях, образовательных организациях, включая средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения, воспитание здоровой личности, создание здоровьеформирующих условий, позволяющих сохранить здоровье всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, обучающиеся).
4.2.4.2.2. На основе развития корпоративных программ укрепления здоровья на рабочем месте в трудовых коллективах организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности создание безопасных условий труда, позволяющих сохранить жизнь и здоровье работающего населения.
4.2.4.2.3. На основе развития программ активного долголетия среди лиц старше трудоспособного возраста в общественных организациях и объединениях пожилых людей, улучшение качества жизни старшего поколения в части контроля за показателями здоровья, уровнем физической активности, приверженностью принципам здорового питания, развитием навыков управления стрессовыми ситуациями.
4.2.4.3. Развитие и совершенствование инфраструктуры укрепления общественного здоровья.
4.2.5. Показатели
4.2.5.1. Снижение распространённости среди населения области к 2030 году факторов риска неинфекционных заболеваний:
4.2.5.1.1. Низкой физической активности до 30%.
4.2.5.1.2. Избыточной массы тела и ожирения до 55%.
4.2.5.1.3. Курения табака до 16%.
4.2.5.1.4. Избыточного потребления алкоголя до 7,5%.
4.2.5.1.5. Избыточного потребления соли до 10%.
4.2.5.1.6. Недостаточного потребления овощей и фруктов до 45%.
4.2.5.2. Увеличение доли посещения детьми медицинских организаций с профилактическими целями с 40,5% в 2020 году до 50% в 2030 году.
4.2.5.3. Повышение доли граждан, ежегодно проходящих профилактический медицинский осмотр и (или) диспансеризацию от общего числа населения к 2030 году до 70%.
4.3. В сфере охраны здоровья населения области
4.3.1. Достижения и конкурентные преимущества
4.3.1.1. Эффективно функционирует трехуровневая система оказания медицинской помощи населению, способствующая повышению качества оказания специализированной медицинской помощи населению.
4.3.1.2. Организовано оказание высокотехнологичной медицинской помощи для жителей области в федеральных клиниках за пределами региона и в бюджетных медицинских организациях Вологодской области.
4.3.1.3. Организовано проведение скрининговых мероприятий по выявлению онкопатологии на ранних стадиях для предотвращения смертности от новообразований.
4.3.1.4. Реализуются мероприятия по предупреждению распространения социально значимых заболеваний и обеспечению санитарно-эпидемического благополучия.
4.3.1.5. Организована системная выездная консультативная работа врачей-специалистов в районах области.
4.3.1.6. Организовано дистанционное консультирование на основе внедрения телекоммуникационных систем в учреждениях здравоохранения III уровня.
4.3.1.7. Растет эффективность организации обеспечения лекарственными препаратами льготных категорий граждан.
4.3.1.8. Повышение престижа профессии медицинского работника для выпускников общеобразовательных школ.
4.3.1.9. Рост обеспеченности медицинскими кадрами и повышение уровня трудоустройства выпускников медицинских вузов на территории области.
4.2.2. Ключевые проблемы и вызовы
4.3.2.1. Высокий риск распространения в регионе онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании, алкоголизма.
4.3.2.2. В структуре населения повышается доля лиц старше трудоспособного возраста.
4.3.2.3. Недостаточно полное обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными кадрами (врачами первичного звена и врачами-специалистами в районах области).
4.3.2.4. Увеличение времени доставки пациентов из районов области по экстренным показаниям за счет протяженности территории и состояния покрытия дорог, недостаточная доступность воздушного транспорта для санитарной эвакуации.
4.3.3. Ожидаемые результаты
Вологодская область в 2030 году - регион с высоким уровнем долголетия. Ожидаемая продолжительность жизни населения к 2030 году составит не менее 77,3 лет.
4.3.4. Задачи
4.3.4.1. Повышение доступности и обеспечение качества оказания медицинской помощи и услуг населению независимо от места жительства.
4.3.4.2. Совершенствование системы планирования объемов медицинской помощи в рамках трехуровневой системы организации медицинской помощи на основе разрабатываемых схем маршрутизации пациентов по профилям медицинской помощи и специальностям врачей.
4.3.4.3. Выполнение государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
4.3.4.4. Развитие профилактической медицины и первичной медико-санитарной помощи, внедрение новых организационных форм оказания медицинской помощи, в том числе в сельской местности и труднодоступных местностях.
4.3.4.5. Развитие гериатрической службы.
4.3.4.6. Развитие и внедрение в практику инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также создание основ персонализированной медицины, прежде всего болезней системы кровообращения и онкологических заболеваний.
4.3.4.7. Увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи на территории области, в том числе за счет развития региональных сосудистого и онкологического центров.
4.3.4.8. Повышение эффективности профилактики и борьбы с социально значимыми заболеваниями на территории Вологодской области (ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты B и C и др.).
4.3.4.9. Развитие системы медицинской реабилитации и системы санаторно-курортного лечения.
4.3.4.10. Создание условий для здорового развития детей с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней, восстановления здоровья и оздоровления.
4.3.4.11. Оказание паллиативной медицинской помощи.
4.3.4.12. Обеспечение санитарно-эпидемического благополучия и организация проведения вакцинации населения.
4.3.4.13. Развитие скорой медицинской помощи и первичной медико-санитарной неотложной помощи.
4.3.4.14. Совершенствование систем медицинской эвакуации, в том числе с использованием санитарной авиации.
4.3.4.15. Своевременное и бесперебойное обеспечение населения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания.
4.3.4.16. Повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной системы в сфере здравоохранения и внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения.
4.3.4.17. Укрепление и модернизация материально-технической базы государственных учреждений здравоохранения области.
4.3.4.18. Создание условий для повышения доступности, качества и безопасности отдыха, оздоровления и занятости детей.
4.3.4.19. Ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях области. Расширение видов социальной поддержки медицинских работников, прежде всего молодых специалистов, на уроне региона и муниципальных образований области.
4.3.4.20. Создание совместно с работодателями системы выявления и профилактики профессиональных заболеваний и создание безопасных условий труда.
4.3.4.21. Своевременное и бесперебойное обеспечение компонентами и препаратами донорской крови.
4.3.4.22. Повышение доступности оказания медицинской помощи наркологическим больным, в том числе больным алкоголизмом, внедрение новых методов лечения больных алкоголизмом, повышение качества диагностики.
4.3.5. Показатели
4.3.5.1. Коэффициент естественного прироста населения на 1000 человек населения к 2030 году составит не более -3,1.
4.3.5.2. Сокращение смертности от всех причин с 14,8 человека на 1000 человек населения в 2015 году до 11,6 человека к 2030 году.
4.3.5.3. Сокращение смертности от болезней системы кровообращения с 822,6 человека на 100 тыс. человек населения в 2015 году до 600 человек на 100 тыс. человек к 2030 году.
4.3.5.4. Сокращение смертности от злокачественных новообразований с 212,7 человека на 100 тыс. человек населения в 2015 году до 184 человек на 100 тыс. человек к 2030 году.
4.3.5.5. Сокращение смертности трудоспособного населения с 567,2 человека на 100 тыс. человек в 2018 году до 500 человек на 100 тыс. человек в 2030 году.
4.3.5.6. Рост доли детей в возрасте от 6 до 18 лет, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего числа детей в возрасте от 6 до 18 лет, проживающих на территории области, с 72,7% в 2015 году до 87,5% в 2030 году.
4.3.5.7. Доля лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток, от общего числа больных, к которым совершены вылеты, не менее 90% ежегодно.
4.3.5.8. Увеличение показателя обеспеченности врачебными кадрами в расчете на 10 тыс. населения с 30,2 в 2015 году до 40 к 2030 году.
4.3.5.9. Снижение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников с 55,7% в 2015 году до 35% к 2030 году.
4.4. В сфере развития физической культуры и спорта
4.4.1. Достижения и конкурентные преимущества
4.4.1.1. Увеличивается численность (и доля) населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в возрасте 3 - 79 лет. По состоянию на 31 декабря 2015 года этот показатель составил 27,5% (303,3 тыс. человек) от общей численности жителей в возрасте 3 - 79 лет, рост 9,7 процентного пункта по сравнению с 2012 годом.
4.4.1.2. Растет доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом: в 2015 году численность занимающихся составила 10239 человек (8,7%), что в 2,5 раза больше значения 2012 года.
4.4.1.3. Спортсменами области достигаются высокие спортивные результаты на всероссийских и международных соревнованиях.
4.4.2. Ключевые проблемы и вызовы
4.4.2.1. Недостаточная оснащенность и низкая пропускная способность объектов спортивной инфраструктуры.
4.4.2.2. Нехватка квалифицированных кадров для развития детско-юношеского спорта и спорта высших достижений на территории области.
4.4.2.3. Значительный физический и моральный износ спортивных сооружений, инвентаря и оборудования на фоне растущей стоимости их содержания.
4.4.2.4. Необходимость модернизации системы подготовки спортивного резерва.
4.4.3. Ожидаемые результаты
Вологодская область в 2030 году - регион, в котором для населения созданы все необходимые условия и возможности для ведения здорового образа жизни. В 2030 году доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в общей численности граждан, не имеющих противопоказаний и ограничений для занятий физической культурой и спортом), увеличится с 27,5% в 2015 году до 60% в 2030 году.
4.4.4. Задачи
4.4.4.1. Пропаганда и повышение мотивации занятий физической культурой и спортом у всех возрастных групп населения.
4.4.4.2. Создание условий для проведения комплексных мероприятий по физкультурно-спортивной подготовке учащихся.
4.4.4.3. Развитие детско-юношеского спорта.
4.4.4.4. Развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва.
4.4.4.5. Предоставление возможности для занятия физической культурой и спортом лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.
4.4.4.6. Обеспечение организаций физкультурно-спортивной направленности квалифицированными тренерами, осуществляющими физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения.
4.4.4.7. Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта с целью повышения доступности и обеспеченности всех категорий населения спортивными сооружениями.
4.4.4.8. Пропаганда и обеспечение реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО).
4.4.4.9. Обеспечение цифровой трансформации в сфере физической культуры и спорта
4.4.5. Показатели
4.4.5.1. Рост количества спортивных сооружений в расчете на 100 тыс. человек населения со 162,1 единицы в 2015 году до 200 единиц в 2030 году.
4.4.5.2. Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности указанной категории населения, не имеющего противопоказаний для занятий физической культурой и спортом, с 8,7% в 2015 году до 20% в 2030 году.
4.4.5.3. Повышение числа спортсменов области, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации, с 91 человека в 2015 году до 110 человек в 2030 году.
4.4.5.4. Увеличение доли лиц, выполнивших нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в выполнении нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), с 25% в 2017 году до 60% в 2030 году.
4.4.5.5. Увеличение доли детей и молодежи в возрасте 3 - 29 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи с 73,1% в 2017 году до 78,5% в 2030 году.
4.4.5.6. Увеличение доли граждан среднего возраста (женщины в возрасте 30 - 54 лет, мужчины в возрасте 30 - 59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста с 12% в 2017 году до 59% в 2030 году.
4.4.5.7. Увеличение доли граждан старшего возраста (женщины в возрасте 55 - 79 лет, мужчины в возрасте 60 - 79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности граждан старшего возраста с 5,5% в 2017 году до 21% в 2030 году.
4.5. В сфере безопасности проживания и самосохранения населения
4.5.1. Достижения и конкурентные преимущества
4.5.1.1. Достижение благоприятной динамики по снижению числа зарегистрированных преступлений за 2001 - 2015 годы на 12,6%, до 29230 единиц.
4.5.1.2. На территории области не допущено совершения актов терроризма, массовых нарушений общественного порядка и иных противоправных действий.
4.5.1.3. Улучшение ситуации с детской и подростковой преступностью. За период 2001 - 2015 годов число преступлений, совершенных несовершеннолетними, снизилось более чем в 2 раза.
4.5.1.4. Устойчивое сокращение числа зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий (на 20,7%), погибших (на 30,1%) и раненых (на 16,9%) людей в дорожно-транспортных происшествиях за период 2001 - 2015 годов.
4.5.1.5. Устойчивая тенденция снижения количества пожаров за период 2010 - 2015 годов на 33,8%, снижения количества погибших на пожарах на 31,7%.
4.5.1.6. Регион обладает статусом благополучного в эпизоотическом и ветеринарно-санитарном отношении, обеспечивает выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства.
4.5.1.7. Моноэтничность населения региона снижает риск обострения межнациональных отношений. Подавляющее большинство жителей - русские (97%).
4.5.1.8. Вологодская область одна из первых в России приступила к внедрению аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
4.5.2. Ключевые проблемы и вызовы
4.5.2.1. Значительная часть территории области находится в зоне возможного возникновения лесных и торфяных пожаров.
4.5.2.2. Наличие заселенных территорий, находящихся в пойменной части рек, что создает угрозу подтопления домов в период паводков и весеннего половодья.
4.5.2.3. Наличие населенных пунктов вне зон нормативного прибытия пожарных подразделений.
4.5.2.4. Значительный износ автопарка пожарной техники.
4.5.2.5. Высокая вероятность роста числа дорожно-транспортных происшествий и смертности, связанная с расширением автопарка населения и повышения качества дорожного покрытия на автомагистралях. Проживание лосей в регионе, что увеличивает риск роста числа дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных.
4.5.2.6. Усиление неблагоприятной тенденции роста числа лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических веществ и состоящих на учете в организациях здравоохранения.
4.5.2.7. Усиление риска злоупотребления населением, в том числе подростками и молодежью, алкогольной продукции.
4.5.2.8. Криминализация сети Интернет. Нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
4.5.2.9. Наличие риска ухудшения психологического состояния населения.
4.5.2.10. Наличие природных очагов инфекций (бешенство, клещевой энцефалит, боррелиоз).
4.5.3. Ожидаемые результаты
Вологодская область в 2030 году - один из самых безопасных для проживания регионов России. Уровень преступности в регионе снизился в 1,7 раза к 2030 году по сравнению с 2015 годом. В регионе отсутствуют погибшие при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, вызванных наводнениями или природными пожарами.
4.5.4. Задачи
4.5.4.1. Повышение качества и результативности профилактики правонарушений и противодействия преступности.
4.5.4.2. Профилактика наркомании и алкоголизма, в том числе в подростковой и молодежной среде.
4.5.4.3. Повышение эффективности региональной системы профилактики безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а также защиты их прав.
4.5.4.4. Организация межведомственного сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом, а также несовершеннолетних, освобождающихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и воспитательных колоний.
4.5.4.5. Развитие информационных систем обеспечения безопасности населения на всей территории области, включая аппаратно-программный комплекс "Безопасный город".
4.5.4.6. Предупреждение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, проявлений экстремистской и террористической деятельности.
4.5.4.7. Снижение количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, происшествий на водных объектах и численности погибшего в них населения.
4.5.4.8. Модернизация материально-технической базы, расширение сети пожарно-спасательных подразделений и развитие инфраструктуры предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.
4.5.4.9. Завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях.
4.5.4.10. Обеспечение учета защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в областной и муниципальной собственности.
4.5.4.11. Освежение (восполнение) средств индивидуальной защиты органов дыхания и медицинских средств индивидуальной защиты до установленных норм обеспеченности населения.
4.5.4.12. Строительство объекта "Комплекс мероприятий по защите г. Великий Устюг, включающий строительство противопаводковой дамбы на реке Северная Двина".
4.5.4.13. Предупреждение и ликвидация заболеваний животных различной этиологии, обеспечение эпизоотического благополучия животноводства и биологической безопасности пищевой продукции и сырья животного происхождения, защита населения от болезней, общих для человека и животных.
4.5.4.14. Планирование и проведение надзорных мероприятий при осуществлении функции регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций регионального, межмуниципального и муниципального характера с учетом применения риск-ориентированного подхода.
4.5.4.15. Повышение информирования и подготовки населения по основам безопасности жизнедеятельности за счет создания соответствующей инфраструктуры в муниципальных образованиях области.
4.5.4.16. Создание эффективной системы мониторинга, профилактики, обнаружения и тушения лесных и торфяных пожаров, в том числе за счет внедрения информационных технологий.
4.5.4.17. Стимулирование гражданского участия в обеспечении правопорядка, пожарной безопасности, безопасности на водных объектах. Поддержка функционирования общественных объединений, осуществляющих деятельность по обеспечению безопасности населения.
4.5.4.18. Развитие межрегионального сотрудничества и реализация совместных проектов в области правопорядка, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.
4.5.4.19. Совершенствование программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения на дорогах, поведения в случае чрезвычайных ситуаций.
4.5.4.20. Развитие современной системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
4.5.4.21. Совершенствование системы управления деятельностью по повышению безопасности дорожного движения.
4.5.4.22. Повышение информационной безопасности в области, в том числе обеспечение защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
4.5.4.23. Снижение количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Создание специализированных учреждений для оказания помощи людям, находящимся в состоянии опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться и ориентироваться в окружающей обстановке.
4.5.4.24. Противодействие незаконной миграции, оказание содействия органам внутренних дел по профилактике, предупреждению, выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства Российской Федерации, снижению уровня преступности среди иностранных граждан.
4.5.5. Показатели
4.5.5.1. Снижение доли несовершеннолетних, достигших возраста привлечения к уголовной ответственности и совершивших преступления, от общего числа населения области в возрасте от 14 до 18 лет с 1,3% в 2019 году до 0,9% к 2030 году.
4.5.5.2. Увеличение доли населенных пунктов, находящихся в пределах нормативного времени выезда подразделений пожарной охраны, с 73,2% в 2019 году до 100% к 2030 году.
4.5.5.3. Снижение в 2 раза к 2030 году числа погибших на пожарах к уровню 2015 года.
4.5.5.4. Сокращение к 2030 году доли территорий, подверженных затоплениям, подтоплениям, на 30% к уровню 2015 года.
4.5.5.5. Уменьшение к 2030 году числа дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 40% к уровню 2015 года.
4.5.5.6. Снижение количества погибших в дорожно-транспортных происшествиях человек на 100 тысяч населения (социальный риск) с 11,6 единицы в 2015 году до 3,45 единицы к 2030 году.
4.5.5.7. Увеличение количества стационарных камер фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения на 211% к 2030 году по отношению к уровню 2017 года.
4.6. В сфере обеспечения качества жизнедеятельности населения
4.6.1. Достижения и конкурентные преимущества
4.6.1.1. Предоставление качественных социальных услуг гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании. Доля граждан, удовлетворенных оказанными социальными услугами, от общего числа клиентов, получивших услуги на территории области, - 99,2% в 2015 году. Удовлетворение потребностей в социальном обслуживании на дому - 100%.
4.6.1.2. Эффективная реализация комплекса мероприятий по созданию условий для реализации трудового и творческого потенциала пожилых граждан.
4.6.1.3. Повышение уровня социальной защищенности граждан, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными, проживающих на территории области, нуждающихся в опеке и попечительстве. Доля недееспособных граждан, переданных под опеку физических лиц, от общего числа недееспособных граждан, проживающих вне стационарных организаций социального обслуживания, в 2015 году составила 97,8%.
4.6.1.4. Обеспечение социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6.1.5. Устойчивый рост среднедушевых доходов населения и заработной платы.
4.6.2. Ключевые проблемы и вызовы
4.6.2.1. Риск роста бедности и повышения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума на фоне экономической стагнации.
4.6.2.2. Увеличение доли населения старше трудоспособного возраста, сопровождающееся ростом потребности в социальных услугах и социальном обслуживании.
4.6.2.3. Недостаточный уровень адаптированности среды к потребностям людей с ограниченными возможностями.
4.6.2.4. Усиление дифференциации населения по уровню доходов и заработной платы.
4.6.3. Ожидаемые результаты
Вологодская область в 2030 году - регион, в котором достигнуты высокие параметры уровня и качества жизни всех групп и слоев населения, создана эффективная система социальной поддержки. К 2030 году уровень бедности населения в регионе снизится в два раза по сравнению с 2015 годом.
4.6.4. Задачи
4.6.4.1. Обеспечение социального обслуживания.
4.6.4.2. Предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных федеральным и областным законодательством.
4.6.4.3. Обеспечение качества, доступности и адресности социальных услуг и социального обслуживания для всех граждан вне зависимости от местонахождения потребителя.
4.6.4.4. Оказание социальной поддержки гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе на условиях социального контракта.
4.6.4.5. Обеспечение условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь пожилых людей.
4.6.4.6. Обеспечение социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.6.4.7. Реабилитация и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышение уровня доступности объектов и услуг для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
4.6.4.8. Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций.
4.6.4.9. Обеспечение устойчивого роста доходов населения, создание условий для снижения уровня бедности.
4.6.4.10. Содействие росту заработной платы работников, в том числе работников бюджетной сферы.
4.6.5. Показатели
4.6.5.1. Обеспечение на уровне 100% удельного веса малоимущих граждан, получивших меры социальной поддержки, от общего числа малоимущих граждан, обратившихся за их предоставлением и имеющих на них право в соответствии с действующим законодательством.
4.6.5.2. Рост доли граждан, получивших социальные услуги в организациях социального обслуживания населения области, от общего количества граждан, обратившихся за получением социальных услуг, до 100% в 2025 году.
4.6.5.3. Сохранение числа граждан пожилого возраста, вовлеченных в общественную жизнь области, на уровне не менее 160 тыс. человек к 2030 году.
4.6.5.4. Увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур в общем количестве приоритетных объектов с 47% в 2015 году до 100% к 2030 году.
4.6.5.5. Рост реальной заработной платы к 2030 году составит 131,4% по сравнению с 2020 годом.
4.6.5.6. Рост реальных среднедушевых денежных доходов населения к 2030 году составит 136,7% по сравнению с 2020 годом.
4.6.5.7. Сохранение отношения средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе к 2030 году на уровне 100% и более.
4.6.5.8. Сохранение отношения средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе к 2030 году на уровне 100%.
4.6.5.9. Увеличение отношения средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе с 73,9% в 2015 году до 100% начиная с 2018 года.
4.6.5.10. Увеличение отношения средней заработной платы социальных работников к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе с 63,8% в 2015 году до 100% начиная с 2018 года.
4.6.5.11. Увеличение отношения средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе с 54,5% в 2015 году до 100% начиная с 2018 года.
4.6.5.12. Увеличение отношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе с 91,4% в 2015 году до 100% начиная с 2018 года.
4.6.5.13. Увеличение отношения средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в регионе до 200% начиная с 2018 года.
4.6.5.14. Увеличение отношения средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования к средней заработной плате учителей в регионе с 75,4% в 2015 году до 100% начиная с 2018 года.
4.6.5.15. Сохранение отношения средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в регионе к 2030 году на уровне 100%.
4.7. В сфере жилья и создания благоприятных условий проживания
4.7.1. Достижения и конкурентные преимущества
4.7.1.1. Эффективная адресная государственная поддержка отдельных категорий граждан на приобретение жилья и земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (молодые семьи, многодетные семьи, молодые специалисты, дети-сироты, специалисты в сельской местности).
4.7.1.2. Достаточно высокий уровень обеспеченности жильем и сохраняющийся устойчивый рост спроса на жилье, в том числе эконом-класса, индивидуальное жилищное строительство (далее - ИЖС). В 2015 году введено в эксплуатацию 863,6 тыс. кв. м жилых домов, что в 4,2 раза выше показателя 2000 года. По вводу жилья на 1000 человек населения область в 2015 году занимает 13 место среди регионов Российской Федерации (в 2010 году - 42 место). Среди регионов Российской Федерации по обеспеченности жильем населения в 2015 году область находилась на 9 месте (в 2000 году - 42 место).
4.7.1.3. Усиление процессов урбанизации (субурбанизации), стимулирующих развитие ИЖС в пригородных зонах агломераций.
4.7.1.4. Доступность кредитных ресурсов для приобретения жилой недвижимости. Количество предоставленных ипотечных кредитов в Вологодской области увеличилось за последние пять лет в 4,5 раза и составило более 8 тыс. кредитов в 2015 году.
4.7.1.5. Сохранение устойчивого роста среднедушевых доходов населения. Доля семей, которым доступна покупка квартиры в ипотеку, в 2015 году увеличилась до 20,9% (15 место среди субъектов Российской Федерации против 24 места в 2013 году).
4.7.1.6. Ориентация на комплексное обеспечение объектов инженерно-транспортной инфраструктуры в новых жилых микрорайонах.
4.7.1.7. Обеспеченность строительной сферы минеральным сырьем за счет общераспространенных полезных ископаемых на территории области.
4.7.1.8. Разработка и производство на территории региона новейших строительных технологий и материалов, применяемых для строительства доступного жилья.
4.7.1.9. Наличие свободных земельных ресурсов в пределах пригородных и сельских территорий.
4.7.1.10. Уровень возмещения населением затрат на предоставленные жилищно-коммунальные услуги по установленным для населения тарифам составляет 100%.
4.7.2. Ключевые проблемы и вызовы
4.7.2.1. Значительная доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда (в 2015 году составила 3,9%).
4.7.2.2. Отсутствие свободного государственного жилищного фонда для предоставления по договору найма (арендное жилье) отдельным категориям граждан.
4.7.2.3. Ограниченная возможность обеспечения земельными участками для строительства в границах агломераций и населенных пунктов.
4.7.2.4. Необеспеченность инженерной инфраструктурой большинства земельных участков, в том числе предназначенных для массового индивидуального строительства.
4.7.2.5. Наличие точечной застройки.
4.7.2.6. Зависимость от ввозимых строительных материалов и природного сырья по отдельным товарным группам.
4.7.2.7. Сохраняющиеся административные барьеры в сфере строительства (значительное количество процедур и их продолжительность - от получения разрешительных документов на земельный участок до ввода объектов в эксплуатацию).
4.7.2.8. Высокая энергоемкость жилищного фонда.
4.7.2.9. Рост нагрузки на коммунальную инфраструктуру на фоне высокого уровня ее износа (в 2015 году износ составил 66,8%).
4.7.2.10. Рост затрат на услуги ЖКХ в структуре доходов населения.
4.7.2.11. Низкий уровень благоустройства жилищного фонда и жилых домов, приспособленных для инвалидов. Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда области составила в 2015 году 35,2%.
4.7.3. Ожидаемые результаты
Вологодская область в 2030 году - привлекательный для жизни регион с развитой сферой жилищного строительства и доступным и качественным жильем. Увеличение количества семей, улучшивших жилищные условия, в 1,3 раза к 2030 году по сравнению с 2019 годом.
4.7.4. Задачи
4.7.4.1. Создание условий для развития рынка доступного жилья.
4.7.4.2. Стимулирование индивидуального жилищного строительства в сельской местности путем предоставления бесплатных земельных участков.
4.7.4.3. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
4.7.4.4. Модернизация и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры области, в том числе приспособление для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
4.7.4.5. Содействие комплексному освоению территории и развитию застроенных территорий на основе утвержденной градостроительной документации.
4.7.4.6. Подготовка и введение в хозяйственный оборот новых участков, прошедших инженерную подготовку под развитие застройки.
4.7.4.7. Развитие индустрии строительных материалов и формирование спроса на них.
4.7.4.8. Применение современных энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в производстве строительных материалов, при строительстве, а также реконструкции и капитальном ремонте объектов социальной инфраструктуры.
4.7.4.9. Обеспечение предоставления качественных коммунальных услуг.
4.7.4.10. Повышение энергоэффективности объектов в жилищно-коммунальной сфере, осуществление технологического перевооружения объектов жилищно-коммунального хозяйства.
4.7.4.11. Минимизация административных барьеров в целях сокращения продолжительности строительства, снижения стоимости жилья, строительной продукции и услуг в сфере строительства.
4.7.5. Показатели
4.7.5.1. Увеличение объема жилищного строительства с 0,585 млн. кв. м в 2015 году до 0,931 млн. кв. м в 2030 году.
4.7.5.2. Снижение доли аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда области с 0,7% в 2019 году до 0,5% к 2030 году.
4.7.5.3. Обеспечение доли муниципальных образований области с утвержденными генеральными планами поселений, городских округов до 100% в 2021 году.
4.7.5.4. Обеспечение доли муниципальных образований области (городских округов, городских и сельских поселений) с утвержденными правилами землепользования и застройки до 100% в 2021 году.
4.7.5.5. Обеспечение доли муниципальных образований области (городских и сельских поселений области) с утвержденными правилами землепользования и застройки, содержащими сведения по описанию границ территориальных зон в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, до 100% в 2024 году.
1.4 в подразделе 5 "Реализация приоритета "Формирование пространства для развития":
в подразделе 5.1 "В сфере развития общего и дополнительного образования:
подраздел 5.1.3 "Ожидаемые результаты" изложить в следующей редакции:
"5.1.3 "Ожидаемые результаты
В Вологодской области к 2030 году обеспечена 100-процентная доступность для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет дошкольного образования.
В области сформирована эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. К 2030 году эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи составит не менее 31,52%.
К 2030 году количество участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников увеличится в два раза по сравнению с 2019 годом.";
в подразделе 5.1.4 "Задачи":
пункт 5.1.4.3 изложить в следующей редакции:
"5.1.4.3. Внедрение модели электронной школы и развития электронного обучения, а также внедрения цифровой образовательной среды.";
пункт 5.1.4.7 изложить в следующей редакции:
"5.1.4.7. Создание в системе общего образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей через развитие технологий образования с использованием электронного обучения или обучения с применением дистанционных образовательных технологий для отдельных категорий детей (детей-инвалидов, обучающихся на дому; одаренных детей; обучение детей в малокомплектных школах; детей, получающих дополнительное образование в сфере спорта).";
в подразделе 5.1.5 "Показатели":
пункт 5.1.5.1 изложить в следующей редакции:
"5.1.5.1. Рост удельного веса численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования с 57,8% в 2015 году до 100% в 2021 году.";
в подразделе 5.2 "В сфере развития профессионального образования и подготовки кадров":
в подразделе 5.2.1 "Достижения и конкурентные преимущества":
пункт 5.2.1.7 изложить в следующей редакции:
"5.2.1.7. Увеличение доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы (в 2014 году - 42,1%, в 2015 году - 55%).";
в подразделе 5.2.2 "Ключевые проблемы и вызовы":
пункт 5.2.2.8 изложить в следующей редакции:
"5.2.2.8. Низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров в системе среднего профессионального образования.";
в подразделе 5.2.3 "Ожидаемые результаты":
цифры "68,23" заменить цифрами "80,44%";
в подразделе 5.2.4 "Задачи":
пункт 5.2.4.8 изложить в следующей редакции:
"5.2.4.8. Создание условий и механизмов обеспечения образовательной системы квалифицированными педагогическими кадрами через внедрение модели переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров на основе требований профессиональных стандартов.";
в подразделе 5.2.5 "Показатели":
пункт 5.2.5.4 изложить в следующей редакции:
"5.2.5.4. Рост доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году), с 100% в 2015 году до 107% в 2030 году.";
в подразделе 5.3 "В сфере обеспечения экономики и социального сектора эффективными трудовыми ресурсами":
в подразделе 5.3.4 "Задачи":
пункт 5.3.4.10 изложить в следующей редакции:
"5.3.4.10. Использование возможностей международной и межрегиональной трудовой миграции.";
в подразделе 5.3.5 "Показатели":
пункт 5.3.5.1 изложить в следующей редакции:
"5.3.5.1. Миграционная убыль населения к 2030 году составит не более 1,6 тыс. человек.";
пункт 5.3.5.5 изложить в следующей редакции:
"5.3.5.5. Соотношение располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств в 2030 году составит 80%.";
в подразделе 5.5.2 "В сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов":
в подразделе 5.5.2.4 "Задачи":
пункт 5.5.2.4.11 изложить в следующей редакции:
"5.5.2.4.11. Создание условий для комплексного развития рыбохозяйственного комплекса.";
подраздел 5.5.2.5 "Показатели" дополнить пунктами 5.5.2.5.10 - 5.5.2.5.11 следующего содержания:
"5.5.2.5.10. Увеличение валовой добавленной стоимости, произведенной в сфере сельского хозяйства, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства с 24,8 млрд. руб. в 2019 году до 27,0 млрд. руб. в 2030 году.
5.5.2.5.11. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сфере растениеводства и животноводства, охоты и предоставления соответствующих услуг в этих областях (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году составит 101% к уровню предыдущего года.";
в подразделе 5.5.5 "В сфере цифрового развития (цифровой трансформации)":
раздел 5.5.5.4 "Задачи" дополнить пунктом 5.5.5.4.7 следующего содержания:
"5.5.5.4.7. Обеспечение информационной безопасности региональных информационных ресурсов, включая объекты критической информационной инфраструктуры.";
в подразделе 5.6 "В сфере предпринимательства и развития конкуренции":
в подразделе 5.6.3 "Ожидаемые результаты":
цифры "201,6" заменить цифрами "201,4";
в подразделе 5.7 "Инвестиционная стратегия":
в подразделе 5.7.5 "Показатели":
пункт 5.7.5.2 изложить в следующей редакции:
"5.7.5.2. Индекс роста физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета, к 2030 году составит 170,0% по сравнению с 2020 годом.";
в подразделе 5.8 "В сфере развития конкурентоспособности экспорта и импортоопережения, обеспечения благоприятных условий для ведения экспортной деятельности":
в подразделе 5.8.1 "Достижения и конкурентные преимущества":
пункты 5.8.1.1 и 5.8.1.2 изложить в следующей редакции:
"5.8.1.1. Имеющийся потенциал развития видов деятельности, обладающих перспективами для реализации задач в сфере импортозамещения и импортоопережения: машиностроение и металлообработка, агропромышленный комплекс (сельское хозяйство, производство молочных продуктов), лесопромышленный комплекс (деревообработка, целлюлозно-бумажное производство), производство строительных материалов. Дополнительные возможности замещения импорта вследствие действия экономических санкций, внешнеэкономических конъюнктурных факторов.
5.8.1.2. Экспортная активность местных организаций и товаропроизводителей: партнерами области являются представители более чем 110 стран мира. Внешнеэкономический баланс региона является экспортоориентированным - на долю экспорта приходится более 89% совокупного внешнеторгового оборота.";
пункты 5.8.1.4 и 5.8.1.5 изложить в следующей редакции:
"5.8.1.4. Наличие единого бренда области: "Вологодская область - душа Русского Севера"; развитие исторически сложившихся сильных и узнаваемых брендов: "Вологодское масло", "Вологодское кружево", "Северная чернь", "Настоящий Вологодский продукт". Известность продукции многих вологодских производителей за рубежом (металлы, минеральные удобрения, пиломатериалы, клееная фанера, высокотехнологичная оптоэлектроника, подшипники, изделия из кружева, продукты питания).
5.8.1.5. Успешное внедрение в последние годы ряда проектов в области импортозамещения на территории области (производство проката с оцинкованным и полимерным покрытиями, новых видов арматуры для строительного рынка, металлопроката для автомобильной промышленности, строительство предприятий по производству гранулированного карбамида, сборка тракторов и спецтехники, создание лицензионного производства тепловизионных камер, разработка и производство оборудования неразрушающего контроля и автоматизации и др.).";
в подразделе 5.8.2 "Ключевые проблемы и вызовы":
пункт 5.8.2.1 изложить в следующей редакции:
"5.8.2.1. Углубление негативной тенденции роста импортных поставок и доли импорта в валовом региональном продукте (ВРП): в 2014 году по сравнению с 2005 годом объем импорта на территорию области вырос в 1,8 раза, а его отношение к ВРП увеличилось с 5,0% до 7,0%. Преобладание в структуре импорта продукции технологичных и высокотехнологичных отраслей. Наибольший объем импорта области приходится на продукцию машиностроения: 65,4% по итогам 2015 года.";
пункты 5.8.2.6 и 5.8.2.7 изложить в следующей редакции:
"5.8.2.6. Отсутствие компетенций у субъектов малого и среднего предпринимательства для работы на зарубежном рынке, а также необходимой информации о внешних рынках, включая требования иностранного законодательства.
5.8.2.7. Отсутствие региональных мер по оказанию системной финансовой поддержки несырьевому экспорту и экспорту услуг. Сложность налогового администрирования сделок (возмещение НДС, акцизов).";
подраздел 5.8.3 "Ожидаемые результаты" изложить в следующей редакции:
"5.8.3 Ожидаемые результаты
Вологодская область в 2030 году - регион с высокой долей продукции в общероссийском экспорте и с устойчивыми параметрами опережения экономического роста в сравнении с динамикой импорта. Регион интегрирован в международные процессы и связи. Поддерживается позитивный имидж области как привлекательной территории для проживания и ведения бизнеса, прочно ассоциируемый с высоким качеством продукции и предоставляемых услуг. Объем экспорта к 2030 году составит 6421,3 млн. долларов США.";
в подразделе 5.8.4 "Задачи":
пункт 5.8.4.2 изложить в следующей редакции:
"5.8.4.2. Активизация экспортной деятельности малых, средних и крупных предприятий, в том числе по линии функционирования центра поддержки экспорта Вологодской области, а также путем создания и ведения публичного реестра экспортеров Вологодской области, содействия в повышении их компетенций и создания условий для их выхода на внешние рынки.";
пункт 5.8.4.4 после слов "импортозамещающей продукции" дополнить словами "у субъектов малого и среднего предпринимательства";
пункт 5.8.4.6 изложить в следующей редакции:
"5.8.4.6. Развитие международных торгово-экономических связей, международных деловых контактов, реализация на территории региона мероприятий и проектов международного уровня, включая организацию и проведение дней международного бизнеса в Вологодской области. Создание условий для интеграции резидентов области в мероприятия и проекты международного уровня.";
пункт 5.8.4.7 изложить в следующей редакции:
"5.8.4.7. Развитие кооперации и хозяйственных связей между субъектами Российской Федерации, реализация совместных межрегиональных проектов с субъектами Российской Федерации.";
дополнить пунктами 5.8.4.10 - 5.8.4.12 следующего содержания:
"5.8.4.10. Реализация инвестиционных экспортно-ориентированных проектов.
5.8.4.11. Внедрение Регионального экспортного стандарта 2.0.
5.8.4.12. Разработка и реализация Региональной программы по развитию экспорта в Вологодской области.";
подраздел 5.8.5 "Показатели" изложить в следующей редакции:
"5.8.5 Показатели
5.8.5.1. В области внедрен Региональный экспортный стандарт 2.0.
5.8.5.2. Увеличение объема несырьевого неэнергетического экспорта с 3683,4 млн. долларов США в 2020 году до 6261,8 млн. долларов США к 2030 году за счет наращивания поставок продукции АПК и продуктов питания, алкогольной продукции, машиностроения, металлов и изделий из них, удобрений, продуктов деревянного домостроения и переработки древесины.
5.8.5.3. Рост количества экспортеров, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства с 326 единиц в 2020 году до 375 единиц в 2030 году.
5.8.5.4. Увеличение объема несырьевого экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства со 184,5 млн. долларов США в 2020 году до 326,3 млн. долларов США к 2030 году.
5.8.5.5. Рост доли экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме несырьевого экспорта до 5,2% в 2030 году.";
пункт 5.9.5.4 подраздела 5.9.5 "Показатели" подраздела 5.9 "В сфере развития политического самосознания, гражданской активности и самореализации населения" изложить в следующей редакции:
"5.9.5.4. Увеличение доли граждан, занимающихся добровольческой (волонтерской) деятельностью с 1,8% в 2019 году до 15% к 2030 году.";
в подразделе 5.10 "В сфере культуры и историко-культурного наследия":
подраздел 5.10.3 "Ожидаемые результаты" изложить в следующей редакции:
"5.10.3. Ожидаемые результаты
Вологодская область в 2030 году - регион, в котором сохраняются традиции, история, культура, народные художественные промыслы и ремесла, составляющие самобытность региона. Осуществляется развитие учреждений культуры и творческих коллективов как неотъемлемых элементов имиджа территории. Увеличивается приобщенность жителей области к культуре региона через посещение учреждений культуры, участие в культурных проектах различного формата, через использование информационных ресурсов учреждений культуры. Число посещений культурных мероприятий в регионе к 2030 году увеличится в три раза по сравнению с 2019 годом. В регионе созданы условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Вологодская область в 2030 году входит в пятерку регионов-лидеров Российской Федерации в рейтинге эффективности регионов в сфере "культурное наследие".";
пункт 5.10.5.3 подраздела 5.10.5 "Показатели" изложить в следующей редакции:
"5.10.5.3. Увеличение количества граждан, принимающих участие в добровольческой деятельности, получивших государственную поддержку в форме субсидий бюджетным учреждениям, со 197 человек в 2019 году до 800 человек в 2030 году.";
1.5 в разделе 6 "Реализация приоритета "Формирования пространства эффективности":
в подразделе 6.1 "В сфере транспорта и дорожной сети":
в подразделе 6.1.1 "Достижения и конкурентные преимущества":
в пункте 6.1.1.3 слова и цифры "769", "2110,5", "10,9 тыс. км" и "16,9 тыс. км" заменить словами и цифрами "765,3", "2123,5", "10523,1 км" и "16691,5 км" соответственно;
пункт 6.1.1.4 изложить в следующей редакции:
"6.1.1.4. Эксплуатационная длина электрифицированных участков железнодорожных путей общего пользования на территории области составляет 544,86 км. Плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 53 км на 10 тыс. кв. км при среднероссийском уровне - 50 км.";
дополнить пунктом 6.1.1.8 следующего содержания:
"6.1.1.8. По территории Вологодской области проходят участки Северной и октябрьской железных дорог:
двухпутный электрифицированный участок Данилов - Вологда - Коноша железнодорожного направления Москва - Архангельск;
двухпутный электрифицированный участок Волховстрой - Череповец - Буй железнодорожного направления Санкт - Петербург - Киров;
двухпутный неэлектрифицированный участок Кулой - Котлас железнодорожного направления Коноша - Воркута;
однопутный неэлетрифицированный участок Ядриха - Великий Устюг;
однопутный неэлетрифицированный участок Подборовье - Кабожа.";
раздел 6.1.3 "Ожидаемые результаты" изложить в следующей редакции:
"6.1.3 "Ожидаемые результаты
Транспортный комплекс Вологодской области в 2030 году обеспечивает эффективное функционирование производственной и непроизводственной сфер экономики, удовлетворяет нужды населения в транспортной мобильности и качественном транспортном обслуживании. Доля дорожной сети городских агломераций, находящаяся в нормативном состоянии, составит к 2030 году не менее 85%.";
в подразделе 6.1.4 "Задачи":
пункт 6.1.4.7 изложить в следующей редакции:
"6.1.4.7. Повышение транспортной доступности отдаленных населенных пунктов области и транспортной связанности муниципальных районов, городских поселений и сельских поселений, в том числе за счет организации регулярного пригородного железнодорожного сообщения.";
подраздел 6.1.5 "Показатели" изложить в следующей редакции:
"6.1.5. Показатели
6.1.5.1. Увеличение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности с 35,78% в 2019 году до 43,39% в 2030 году.
6.1.5.2. Увеличение уровня обеспечения транспортного обслуживания населения области автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, и(или) авиатранспортом, и(или) железнодорожным транспортом в пригородном сообщении с 90,5% в 2021 году до 95% в 2030 году.
6.1.5.3. Увеличение объемов перевозимых пассажиров воздушным транспортом со 118,5 тыс. пассажиров в 2015 году до 281,4 тыс. пассажиров к 2030 году.
6.1.5.4. Увеличение количества обновленных автомобильных транспортных средств общего пользования, осуществляющих перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам с 4 ед. в 2021 году до 13 ед. в 2030 году.";
в подразделе 6.4 "В сфере природных ресурсов и минерально-сырьевой базы":
подраздел 6.4.2 "Ключевые проблемы и вызовы" дополнить пунктом 6.4.2.7 следующего содержания:
"6.4.2.7. Наличие не диверсифицированных рисков погодно-климатического характера в сфере охраны окружающей среды и защиты от негативного воздействия вод.";
подраздел 6.4.4 "Задачи" дополнить пунктом 6.4.4.12 следующего содержания:
"6.4.4.12. Разработка и осуществление региональных планов адаптации к изменению климата.";
в подразделе 6.5 "В сфере обеспечения экологического благополучия и создания основ "зеленого" региона":
в подразделе 6.5.3 "Ожидаемые результаты" цифры "119,59" заменить цифрами "108,33%";
в подразделе 6.5.4 "Задачи":
пункт 6.5.4.3 изложить в следующей редакции:
"6.5.4.3. Улучшение экологического состояния гидрографической сети, в том числе сокращение доли загрязненных сточных вод, отводимых в водные объекты Волжского бассейна (бассейн реки Волги).";
пункт 6.5.4.5 изложить в следующей редакции:
"6.5.4.5. Формирование комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, включая, формирование системы раздельного сбора и накопления отходов, создание условий для вторичной переработки отходов производства и потребления и сокращения объемов отходов, направляемых на размещение.";
пункт 6.5.4.7 изложить в следующей редакции:
"6.5.4.7. Обеспечение контроля за состоянием окружающей среды. Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией).";
пункт 6.5.5.4 подраздела 6.5.5 "Показатели" изложить в следующей редакции:
"6.5.5.4 Доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов с 91,9% в 2019 году до 50% к 2030 году.";
в подразделе 6.6 "В сфере комплексного пространственного развития территорий региона":
в подразделе 6.6.5 "Показатели":
пункты 6.6.5.4 и 6.6.5.5 изложить в следующей редакции:
"6.6.5.4. Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов (индекс качества городской среды - выше 50%) увеличится с 27% в 2019 году до 80% в 2030 году.
6.6.5.5. Прирост среднего индекса качества городской среды по отношению к 2019 году составит с 0% в 2019 году до 53% в 2030 году.";
1.6 в разделе 8 "Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии":
абзацы шестой - одиннадцатый изложить в следующей редакции:
"К 2030 году прогнозируется увеличение валового регионального продукта к уровню 2015 года в 2,2 раза в текущих ценах до 1052,7 млрд. рублей. Объем собственных доходов консолидированного бюджета в 2030 году к уровню 2015 года увеличится в 2,3 раза: с 47,3 млрд. рублей в 2015 году до 107,6 млрд. рублей в 2030 году, что позволит обеспечить объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии.
Объем доходов консолидированного бюджета области на 2017 - 2030 годы прогнозируется в сумме 1453,8 млрд. рублей, в том числе собственных доходов - 1229,6 млрд. рублей, безвозмездных поступлений - 224,2 млрд. рублей.
Структура, динамика и объемы собственных доходов в разрезе основных доходных источников и безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет области определены в Бюджетном прогнозе Вологодской области на период до 2030 года.
Финансовая устойчивость консолидированного бюджета области будет обеспечена за счет структурного влияния налога на доходы физических лиц и имущественных налогов. Основным источником доходов консолидированного бюджета области в период до 2030 года будет оставаться налог на доходы физических лиц. Доля имущественных налогов в 2030 году составит 17,2% от доходной базы консолидированного бюджета области. Удельный вес поступлений налога на прибыль составит 17,0% собственных доходов бюджета области.
Объем расходов консолидированного бюджета области в 2017 - 2030 годах ожидается в размере 1415,4 млрд. рублей.
Реализация Стратегии осуществляется посредством реализации мероприятий государственных программ Вологодской области, проектов и планов деятельности.";
1.7 подраздел 9.5 раздела 9 "Информация о государственных программах Вологодской области, утверждаемых в целях реализации Стратегии" дополнить абзацами четвертым и пятым следующего содержания:
"Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666).
Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021 - 2030 год (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 2020 года N 505).";
1.8 строки 6 и 7 приложения 1 к Стратегии изложить в следующей редакции:
"
6. |
Безопасные качественные дороги |
7. |
Производительность труда |
";
1.9 дополнить приложением 4 согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
По поручению Губернатора области |
А.В. Кольцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Вологодской области от 20 декабря 2021 г. N 1440 "О внесении изменений в постановление Правительства области от 17 октября 2016 года N 920"
Вступает в силу с 23 декабря 2021 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://publication.pravo.gov.ru/SignatoryAuthority/region35) 23 декабря 2021 г. N 3500202112230020, в газете "Красный Север" от 28 декабря 2021 г. N 145