Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу положений Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров", N 1110 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости", в целях повышения эффективности налогового контроля направляет "Рекомендации по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товара" (далее - Рекомендации).
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам обеспечить применение настоящих Рекомендаций при осуществлении налогового контроля в рамках проведения камеральных налоговых проверок.
Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящие Рекомендации до территориальных налоговых органов и обеспечить их применение.
Приложение: в электронном виде.
Действительный государственный советник |
А.В. Егоричев |
Рекомендации
по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товара
1. Общие положения
Национальная система прослеживаемости товара (далее - НСПТ) разработана в рамках утвержденного 29 мая 2019 года Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза, ратифицированного Федеральным законом от 02.12.2019 N 386-ФЗ "О ратификации Соглашения о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза", и в рамках исполнения Федерального закона от 09.11.2020 N 371-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О налоговых органах Российской Федерации", вступившего в силу 01.07.2021.
Основное регулирование НСПТ установлено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров" (далее - постановление N 1108).
Прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1110 "Об утверждении перечня товаров, подлежащих прослеживаемости" (далее - постановление N 1110), при выполнении одного из следующих условий:
- товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления;
- товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с конфискацией или обращением в собственность (доход) Российской Федерации иным способом;
- товары ввезены на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в связи с обращением взыскания на них по решению суда в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, включает в себя:
- холодильники, морозильники, стиральные машины, мониторы, проекторы, телевизионные приемники;
- автопогрузчики, бульдозеры, грейдеры, погрузчики, экскаваторы, трамбовочные машины, дорожные катки;
- детские коляски и детские автокресла 1.
НСПТ работает по принципу присвоения каждой ввезенной партии товаров регистрационного номера партии товара (далее - РНПТ), который впоследствии отражается в выставленных электронных счетах-фактурах, универсальных передаточных документах (далее - УПД), направляемых по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) через оператора электронного документооборота при реализации товара.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с прослеживаемым товаром (далее - участники оборота товаров), которые могут применять как общий, так и специальные режимы налогообложения, посредством электронного документооборота обеспечивают выставление счетов-фактур и УПД с реквизитами прослеживаемости.
Участники оборота товаров в электронной форме по ТКС направляют в ФНС России:
- налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НД по НДС), где отражают сведения из счетов-фактур, УПД с реквизитами прослеживаемости;
- отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости (далее - Отчет об операциях) по форме, утвержденной приказом ФНС России от 08.07.2021 N ЕД-7-15/645@ "Об утверждении форм, форматов, порядков заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документов, содержащих реквизиты прослеживаемости" и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.
К документам, содержащим реквизиты прослеживаемости, относятся 2:
- уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства - члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (далее - Уведомление о ввозе);
- уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза (далее - Уведомление о перемещении);
- уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Уведомление об остатках).
Представленные документы в электронной форме позволяют проследить передачу права собственности на товар от одного лица другому и формировать остатки товаров в НСПТ.
Целью использования НСПТ в рамках проведения мероприятий налогового контроля является:
- своевременное реагирование на признаки возможного совершения налогового правонарушения;
- пресечение использования схем уклонения от уплаты налогов при совершении сделок с товарами, подлежащими прослеживаемости;
- сокращение доли теневого сектора экономики за счет обеспечения прозрачности операций, осуществляемых с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Основными задачами использования НСПТ в рамках проведения мероприятий налогового контроля являются:
- выявление рисков, расхождений, противоречий, несоответствий по операциям реализации товаров, подлежащих прослеживаемости;
- информирование участников оборота товаров, подлежащих прослеживаемости, о выявленных несоответствиях, противоречиях, расхождениях с целью их анализа и устранения;
- осуществление взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
2. Меры налогоплательщика по минимизации возникновения противоречий, расхождений, рисков
К мерам по минимизации возникновения возможных противоречий, расхождений, рисков участников оборота товаров можно отнести:
- обязательное наличие электронного документооборота у участников оборота товаров, сведения о которых подлежат отражению в Отчете об операциях или Уведомлениях;
- обязательное отражение реквизитов прослеживаемости в формируемой отчетности и документах по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости;
- проверку покупателем наличия и правильности отражения в получаемых от поставщика счетах-фактурах и УПД реквизитов прослеживаемости (для указанных целей на официальном сайте ФНС России размещены специальные сервисы проверки);
- предоставление участником оборота товаров налоговому органу счетов-фактур, содержащих РНПТ, по запросу налогового органа (до 01.01.2023);
- получение налоговыми органами счетов-фактур и УПД, содержащих РНПТ, от операторов электронного документооборота (после 01.01.2023).
3. Организация работы в налоговых органах с использованием национальной системы прослеживаемости товаров
3.1. НСПТ в автоматизированном режиме осуществляется сбор, учет, хранение и обработка включаемых в нее сведений.
3.1.1. Первоначальное включение в НСПТ сведений о товаре, подлежащем прослеживаемости, и формирование РНПТ осуществляется тремя способами:
- путем получения сведений из декларации на товары (далее - ДТ), полученной от ФТС России - при импорте товаров, подлежащих прослеживаемости, участниками оборота товаров;
В данном случае РНПТ формируется (в системе - автоматически, а участником оборота - самостоятельно) на основании сведений из ДТ (реквизитов ДТ и порядкового номера товара в ней);
- путем направления участником оборота товаров в ФНС России в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота Уведомления об остатках - в случае принятия решения о совершении операций с находящимся в собственности у участника оборота товаров по состоянию на 08.07.2021 товаром, подлежащим прослеживаемости.
Уведомление об остатках также представляется в случае приобретения после 08.07.2021 товара, подлежащего прослеживаемости, у физических лиц или приобретения после указанной даты конфискованного, или обращенного иным аналогичным способом в собственность Российской Федерации имущества.
В ответ на Уведомление об остатках ФНС России направляет квитанцию с присвоенным РНПТ;
- путем направления участником оборота товаров в ФНС России в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота Уведомления о ввозе - в случае ввоза товара, подлежащего прослеживаемости, с территории иных государств - членов Евразийского экономического союза.
Уведомление о ввозе формируется в течение пяти рабочих дней с даты принятия товаров на учет.
В ответ на Уведомление о ввозе ФНС России также направляет квитанцию с присвоенным РНПТ.
Уведомление об остатках и Уведомление о ввозе могут быть сформированы только на один код ТН ВЭД ЕАЭС.
Впоследствии РНПТ, сформированный одним из указанных выше способов, а также другие реквизиты прослеживаемости (единица измерения, используемая в целях прослеживаемости, и количество товаров в указанной единице измерения) отражаются:
1) в электронных счетах-фактурах, в том числе корректировочных счетах-фактурах, при реализации или безвозмездной передаче товара, подлежащего прослеживаемости, налогоплательщиками, применяющими общий режим налогообложения.
Электронный счет-фактура формируется при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, всегда, за исключением случаев реализации товара физическим лицам для личных нужд, налогоплательщикам налога на профессиональный доход, при реализации товаров на экспорт, а также при реализации товаров дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, представительствам государств при международных организациях, международным организациям или их представительствам, пользующимся привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Электронный счет-фактура формируется по формату, утвержденному приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@ "Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме" (далее - приказ ФНС России N ММВ-7-15/820@).
Электронный корректировочный счет-фактура формируется по формату, утвержденному приказом ФНС России от 12.10.2020 N ЕД-7-26/736@ "Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры, формата представления документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, и формата представления документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в электронной форме" (далее - приказ ФНС России N ЕД-7-26/736@).
Сведения из указанных счетов-фактур отражаются в НД по НДС в составе сведений книги продаж с отражением в графах 20 - 22 реквизитов прослеживаемости из граф 11 - 13 счета-фактуры, а в графе 23 - стоимости товара, подлежащего прослеживаемости, в разрезе каждого РНПТ.
2) в электронных УПД (документ с функцией "ДОП") и универсальных корректировочных документах (далее - УКД) (документ с функцией "ДИС") при реализации или безвозмездной передаче товара, подлежащего прослеживаемости, налогоплательщиками, применяющими специальный налоговый режим или освобожденными от уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Электронный УПД также формируется при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, всегда, за исключением случаев реализации товара физическим лицам для личных нужд, налогоплательщикам налога на профессиональный доход, при реализации товаров на экспорт, а также при реализации товаров дипломатическим представительствам, консульствам и т.д.
УПД формируется по формату, утвержденному приказом ФНС России N ММВ-7-15/820@.
УКД формируется по формату, утвержденному приказом ФНС России N ЕД-7-26/736@.
Сведения из УПД поставщик отражает в Отчете об операциях, представляемом в электронной форме в налоговые органы по месту учета юридического лица (месту жительства индивидуального предпринимателя), в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
3) в Уведомлении о перемещении, представляемом в ФНС России в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в пятидневный срок с момента реализации товара в государства - члены Евразийского экономического союза.
4) в Отчете об операциях - при совершении:
- операций прекращения и возобновления прослеживаемости;
- операций реализации и приобретения товаров участниками оборота товаров, применяющими специальные налоговые режимы или освобожденными от уплаты НДС;
- операций приобретения товаров участниками оборота товаров, применяющими общий режим налогообложения, у участников оборота товаров, применяющих специальные налоговые режимы или освобожденных от уплаты НДС;
- операций по передаче (получению) товара, не связанной с реализацией или передачей (получением) на безвозмездной основе права собственности на товары (при реорганизации юридического лица, при передаче товара в качестве вклада по договору простого товарищества, в качестве вклада в уставный капитал; при передаче товара в качестве вклада по договору инвестиционного товарищества или паевых взносов в паевые фонды кооперативов; в связи с внесением вклада в имущество организации, в том числе взнос в имущество в целях увеличения чистых активов);
- операций в рамках посреднических договоров при реализации товаров комитента посредником, действующим от своего имени, в случае, когда комитент применяет специальный налоговый режим либо освобожден от уплаты НДС (комиссионер выставляет УПД), при приобретении товаров для комитента посредником, действующим от своего имени, в случае, когда продавец применяет специальный налоговый режим либо освобожден от уплаты НДС (продавец выставляет УПД).
3.1.2. Сведения об участниках оборота товара, подлежащего прослеживаемости, отображаются в реестре налогоплательщиков (путь в АИС "Налог-3": "Налоговое администрирование\Прослеживаемость\Сведения НП\Реестр налогоплательщиков"). Указанный реестр налогоплательщиков формируется на основании одного из представленных документов:
- НД по НДС (при наличии в декларации заполненных граф с РНПТ, количеством прослеживаемого товара, единицы измерения количества прослеживаемого товара);
- Отчета об операциях;
- ДТ, полученной от ФТС России;
- Уведомления об остатках;
- Уведомления о ввозе товара;
- Уведомления о перемещении.
Реестр налогоплательщиков содержит общую информацию о наличии расхождений, сумме потенциального ущерба, наименовании участника оборота товаров, ИНН участника оборота товаров, режиме налогообложения, периоде совершения операции с товаром, подлежащим прослеживаемости, количестве партий товаров, стоимости партий товаров, документе, на основании которого сформирован реестр (работа с реестром описана в пункте 6 ИРМ-35-01.1 "Автоматизированный контроль за движением импортных товаров").
Принятые Уведомления об остатках, Уведомления о ввозе, Уведомления о перемещении отображаются в реестре уведомлений (путь в АИС "Налог-3": "Налоговое администрирование\Прослеживаемость\Сведения НП\Реестр уведомлений), в котором также отображается информация о периоде получения уведомлений, номере и дате уведомления, наличии ошибок в уведомлениях, статусе обработки, присвоенном РНПТ, наименовании товара, ТН ВЭД, количестве и стоимости товара, дате направления квитанции (работа с реестром описана в пункте 6.3.1 ИРМ-35-01.1 "Автоматизированный контроль за движением импортных товаров").
3.2. НСПТ в автоматизированном режиме осуществляется выявление рисков, расхождений, противоречий, которые могут свидетельствовать о возможном нарушении законодательства о налогах и сборах.
3.2.1. При обработке сведений, содержащихся в НСПТ, в автоматизированном режиме выявляются:
1) расхождения, которые подразделяются на следующие виды:
а) "Зеркальные расхождения" - формируются при сопоставлении реквизитов прослеживаемости, отраженных в НД по НДС либо Отчете об операциях продавца и покупателя.
К "зеркальным расхождениям" относится:
Наименование расхождения |
Описание расхождения |
Отсутствие записи у контрагента |
Отсутствие записи о счете-фактуре у продавца в НД по НДС или в Отчете об операциях. |
Данные количества у участников сделки не совпадают |
Количество товара, указанное в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у продавца, не совпадает с количеством товара, указанным в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у покупателя. |
Данные стоимости у участников сделки не совпадают |
Стоимость товара, указанная в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у продавца, не совпадает со стоимостью товара, указанной в счете-фактуре (УПД) в НД по НДС или в Отчете об операциях у покупателя. |
Множественный разрыв между посредниками |
Данные счета-фактуры (УПД) в книге продаж в НД по НДС или в Отчете об операциях агента (комиссионера) не соответствуют данным счета-фактуры (УПД), отраженным у принципала (комитента) и у покупателя (риск срабатывает по одному или нескольким реквизитам прослеживаемости (РНПТ, стоимости товара, количеству товара)). |
б) "Логические расхождения" - формируются при наличии несоответствия реквизитов прослеживаемости, отраженных в НД по НДС, Отчете об операциях, счете-фактуре либо УПД, реквизитам, имеющимся в НСПТ.
К "логическим расхождениям" относится:
Наименование расхождения |
Описание расхождения |
Указанный РНПТ не найден в ДТ, зарегистрированных остатках или операциях ввоза в РФ из ЕАЭС |
В системе прослеживаемости отсутствуют сведения о поступлении товара с указанным РНПТ (нет зарегистрированных сведений о декларации на товары, уведомлении о зарегистрированных остатках или ввозе товара в РФ из ЕАЭС). |
Количество товара в документе больше количества товара, указанного в ДТ |
Количество реализованного по счету-фактуре или УПД товара, превышает количество ввезенного товара. |
Код единицы измерения не соответствует указанному в перечне товаров, подлежащих прослеживаемости |
В счете-фактуре (УПД) указана единица измерения, отличная от указанной в Перечне товаров, подлежащих прослеживаемости. |
Информация о выявленных "зеркальных" и "логических" расхождениях отображается в карточке налогоплательщика, в которую можно перейти из реестра налогоплательщика.
2) Риски, которые формируются при выявлении расхождений, указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
К рискам относится:
Наименование риска |
Описание риска |
Отрицательный остаток |
У налогоплательщика количество приобретенного/полученного товара меньше количества реализованного товара. |
Разрыв цепочки |
У налогоплательщика нет операции поступления реализованного товара. |
Положительный остаток по посреднику |
У налогоплательщика в посреднической сделке количество полученного посреднического товара превышает количество переданного посреднического товара. |
Завышенная/заниженная стоимость реализации |
Отклонение коэффициента увеличения/уменьшения цены больше порогового значения отклонения 3 |
Затоваривание |
Положительный остаток товара не изменялся в течение последнего отчетного периода. |
Пересортица |
У налогоплательщика сформировался отрицательный остаток, но при этом есть положительный остаток, перекрывающий отрицательный остаток, с другими РНПТ, но с тем же кодом ТН ВЭД. |
Риски отображаются в реестре рисковых партий (путь в АИС "Налог-3": "Налоговое администрирование\Прослеживаемость\Сведения о рисках\Реестр рисковых партий"). Реестр содержит информацию о статусе риска, коде и наименовании риска, наличии налоговой составляющей, потенциальном ущербе, остатке, дате выявления, дате закрытия, периоде, РНПТ, ИНН и наименование участника оборота товаров (работа с реестром описана в пункте 6.3 ИРМ-35-01.1 "Автоматизированный контроль за движением импортных товаров").
3.2.2. Риски делятся на риски, имеющие налоговую составляющую и не имеющие налоговую составляющую (технические).
Налоговую составляющую имеют следующие виды рисков:
- отрицательный остаток, разрыв цепочки - срабатывает у налогоплательщика, у которого в разделе 9 декларации по НДС количество прослеживаемого товара отражено меньше, чем у покупателя в разделе 8 декларации по НДС либо Отчете об операции с кодом операции 17 или 18;
- завышенная /заниженная стоимость реализации - срабатывает у налогоплательщика, у которого средний процент увеличения (уменьшения) стоимости реализации по аналогичным группам товаров больше (меньше) порогового значения.
Риски, по которым отсутствует налоговая составляющая, носят технический характер.
Риск, носящий технический характер, может быть устранен посредством представления уточненной НД по НДС (корректировочного Отчета об операциях) 4.
3.2.3. Информация о рисках, имеющих налоговую составляющую, передается в информационно - аналитическую систему контрольного блока АИС "Налог-3" ФНС России для проведения мероприятий налогового контроля.
3.3. В случае выявления НСПТ рисков по товарам, подлежащим прослеживаемости, необходимо провести следующие мероприятия налогового контроля.
3.3.1. Учитывая, что положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в части регулирования операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, предположительно вступят в силу 01.07.2022, то до 01.07.2022 в целях обеспечения полноты и достоверности передаваемой информации по товарам, подлежащим прослеживаемости, в случае выявления противоречий, несоответствий в Уведомлениях о перемещении, в Отчете об операциях, а также в НД по НДС, налогоплательщикам в автоматическом режиме направляются информационные письма с целью анализа сведений, отраженных в представленных документах (Уведомлении о перемещении, Отчете об операциях, НД по НДС ), и представления уточненных НД по НДС (с внесенными изменениями в разделы 8, 9 декларации), Отчетов об операциях.
При этом, если в ходе проведения мероприятий налогового контроля в действиях налогоплательщика определены признаки злоупотребления правом, связанным с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, необходимо использовать данные, содержащиеся в НСПТ, для усиления доказательственной базы.
3.3.2. В отношении налогоплательщиков, по которым выявлены риски с налоговой составляющей, после 01.07.2022 необходимо проводить соответствующие мероприятия налогового контроля:
1) в соответствии с пунктом 8.9 статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, при выявлении несоответствий:
а) между сведениями, содержащимися в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком в соответствии с пунктом 2 статьи 80 и главами 26.1 и 26.2 НК РФ, и сведениями, содержащимися в Отчете об операциях, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, представленных в налоговый орган налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
б) между сведениями об операциях, содержащимися в НД по НДС, представленной налогоплательщиком, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в Отчете об операциях, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
в) между сведениями об операциях, содержащимися в Отчете об операциях, представленном налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, и сведениями об указанных операциях, содержащимися в Отчете об операциях, представленном в налоговый орган другим налогоплательщиком, осуществляющим операции с товарами, подлежащими прослеживаемости;
Истребование счетов-фактур, первичных и иных документов, относящихся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, осуществляется с целью проверки и подтверждения сведений, отраженных налогоплательщиком в налоговых декларациях, в Отчетах об операциях, в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, в том числе в целях установления фактических обстоятельств по исполнению договорных обязательств по сделкам, связанным с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости;
2) в соответствии со статьей 31 НК РФ вызвать в налоговый орган налогоплательщика для дачи пояснений в связи с выявленными рисками, расхождениями, противоречиями между сведениями, содержащимися в налоговой декларации и сведениями, содержащимися в Отчете об операциях, и (или) документах, содержащих реквизиты прослеживаемости;
3) в соответствии со статьей 86 НК РФ запросить выписки по операциям на счетах налогоплательщика и провести анализ движения денежных средств по расчетным счетам, по результатам которого необходимо установить, осуществлялась ли налогоплательщиком финансово-хозяйственная деятельность (оплата электроэнергии, арендная плата, оплата складских помещений и другие расходы), уплата таможенных пошлин, налогов при импорте прослеживаемого товара, поступление, перечисление денежных средств за товар, подлежащий прослеживаемости;
4) в соответствии со статьей 92 НК РФ провести осмотр территорий, помещений на предмет возможности их использования для хранения товаров, подлежащих прослеживаемости, в заявленных налогоплательщиком объемах, а также для определения соответствия фактических данных о товарах, подлежащих прослеживаемости, документальным данным, представленным проверяемым лицом;
5) в соответствии со статьей 90 НК РФ осуществить допрос лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, с целью установления обстоятельства заключения и осуществления сделки по поставке прослеживаемого товара, его транспортировки с учетом технических характеристик транспортного средства, погрузки, разгрузки товара, принятия товара на учет и т.д.;
6) в соответствии со статьей 93.1 НК РФ истребовать у контрагента, располагающего документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию) для проверки и подтверждения сведений о конкретной сделке, связанной с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости.
Вышеуказанные мероприятия налогового контроля проводятся с учетом оценки выявленных рисков.
3.3.3. По результатам мероприятий налогового контроля необходимо:
1) провести работу, направленную на побуждение налогоплательщика к добровольному уточнению своих налоговых обязательств и внесения исправлений в налоговую декларацию.
2) при наличии доказательной базы по установлению фактов и обстоятельств, свидетельствующих об умышленном занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (нарушение положений статьи 54.1 НК РФ), рассмотреть вопрос о составлении акта камеральной налоговой проверки в соответствии со статьей 100 НК РФ и вынесении решения о привлечении к ответственности в соответствии со статьей 101 НК РФ.
3) в случае выявления непредставления или несвоевременного представления Отчетов об операциях, неполного отражения (искажения) реквизитов прослеживаемости в документах, представленных налогоплательщиком (Отчет об операциях, счета-фактуры, универсальные передаточные документы), нарушения установленного способа представления счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости 5, невыполнения обязанности по представлению операторами электронного документооборота счетов-фактур и универсальных передаточных документов, содержащих реквизиты прослеживаемости 6, привлечь к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
3.3.4. Для контроля за правомерностью отражения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, в "Аналитических отчетах" (ветка АИС "Налог-3": Налоговое администрирование \Прослеживаемость \Отчетность \ Аналитические отчеты) предусмотрены отчеты:
- "нарушения по налогоплательщикам" - в отчете формируется список налогоплательщиков, выполнивших наибольшее количество продаж с изменением характеристик, связанных с увеличением стоимости. Также в отчете отображается информация об изменениях характеристик, которые налогоплательщик делал при продаже товаров, а именно: число партий, в которых налогоплательщик выполнял изменения характеристик, число регионов, куда реализован товар, количество проданных товаров с принципиальным изменением характеристик, количество проданных товаров по отношению к общей сумме товаров из партии;
- "продажи партий с принципиальным изменением характеристик" - в отчете формируется информация о продажах товаров с принципиальным изменением характеристик (ТН ВЭД), сгруппированных по партиям, в рамках которых эти продажи осуществлялись.
При необходимости формирования информации по операциям с прослеживаемым товаром - стоимости, количества, выбытии товара, информации из ДТ, в разрезе участников оборота, РНПТ, ТН ВЭД и периода возможно использовать "Отчет по показателям" (ветка АИС "Налог-3": "Налоговое администрирование\Прослеживаемость\Отчетность\Отчеты по показателям").
В целях организации работы при выявлении схемы возможного уклонения от уплаты налоговых и (или) таможенных платежей необходимо осуществлять скоординированные мероприятия с таможенным органом в соответствии с Регламентом организации проведения скоординированных контрольных мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон (письмо ФТС России и ФНС России от 4 июня 2018 г. N 01-11/33109/ММВ-20-2/58@ "О применении Регламента организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон").
-------------------------------------------
1 Полный перечень товаров и кодов ТН ВЭД указан в постановлении N 1110 и может расширяться (изменяться) в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1109 "Об утверждении критериев, применяемых при отборе отдельных видов товаров для включения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости".
2Пункт 2 постановления N 1108.
3 Справочный коэффициент, который определяется настройкой системы.
4 Риск, носящий технический характер, также может быть устранен путем представления налогоплательщиком пояснений, документов в электронном виде (счетов-фактур, УПД).
5 Настоящий пункт применяется с даты вступления в силу изменений в КоАП РФ. Предполагаемая дата вступления изменений в силу 01.07.2022.
6 Настоящий пункт применяется с даты вступления в силу изменений в КоАП РФ. Предполагаемая дата вступления изменений в силу 01.01.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработаны рекомендации по налоговому контролю с использованием национальной системы прослеживаемости товара, в которых помимо прочего указаны:
- условия прослеживаемости товаров;
- документы, которые участники оборота товаров направляют в ФНС в электронном виде;
- документы, содержащие реквизиты прослеживаемости;
Обозначены меры по минимизации возникновения возможных противоречий, расхождений, рисков участников оборота товаров.
Прописаны действия налоговых органов в рамках контроля.
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 декабря 2021 г. N ЕА-4-15/16911@ "О направлении Рекомендаций по осуществлению налогового контроля с использованием национальной системы прослеживаемости товара"
Текст письма опубликован не был