Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел XII. Оценка нормативно-правовой базы и предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения развития социальной инфраструктуры
Основы правового регулирования отношений по обеспечению граждан медицинской помощью, образованием, социальной защитой закреплены в Конституции Российской Федерации. В Основном законе страны содержится комплекс социальных норм и гарантий, определяющих в первую очередь базовые принципы формирования социальной инфраструктуры. Предусмотренные ст. 8 Конституции Российской Федерации поддержка конкуренции, признание и равная защита государственной, муниципальной и частной собственности являются конституционной основой для создания и нормального функционирования государственного, муниципального и частного секторов социальной отрасли, конкуренции и свободы выбора при оказании и при получении различного спектра социальных услуг, что создает реальную основу для повышения качества социальной инфраструктуры. Конституция Российской Федерации содержит иные важнейшие положения, составляющие основу регулирования правоотношений социальной сферы. В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, статья 43 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на образование - важнейшие права, необходимые для полноценного развития современного общества.
Роль Конституции Российской Федерации в правовом регулировании всех сфер жизни общества, в том числе социальной, заключается в том, что по причине высшей юридической силы Конституции Российской Федерации и ее непосредственного действия на территории всей страны не допускается принятие органами государственной власти и местного самоуправления правовых актов, полностью или частично ей противоречащих.
Принятые в развитие Конституции Российской Федерации Федеральный закон от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) и Закон N 131-ФЗ разграничивают полномочия в области функционирования и развития социальной инфраструктуры между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Так, согласно статье 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение следующих вопросов в социальной сфере:
- в области образования: обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам; организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования; организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации;
- в области культуры: организация библиотечного обслуживания населения, комплектования и обеспечения сохранности их библиотечных фондов, создание и поддержка государственных музеев, организация и поддержка учреждений культуры и искусства;
- в области физической культуры и спорта: организации развития национальных видов спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в том числе физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, развития детско-юношеского спорта, реализации мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, создания региональных центров спортивной подготовки и обеспечения их деятельности, присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий тренеров, квалификационных категорий специалистов в области физической культуры и спорта, квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственной аккредитации региональных спортивных федераций.
Значительное число вопросов по обеспечению населения объектами социальной инфраструктуры в соответствии с нормами Закона N 131-ФЗ отнесено к вопросам местного значения городских округов.
В настоящее время в области социальной инфраструктуры действует ряд профильных федеральных законов, устанавливающих правовое регулирование общественных отношений в определенной сфере. К таким законам относятся:
- Федеральный закон от 04.12.2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Закон Российской Федерации от 09.10.1992 года N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".
Указанные нормативные правовые акты регулируют общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами их прав на образование, культурную деятельность, а также устанавливают основы деятельности в области физической культуры и спорта.
Развитие социальной сферы невозможно без осуществления инвестиций. Правовые акты российского законодательства, регулирующие инвестиции и инвестиционный процесс, направлены на создание благоприятного режима инвестиционной деятельности, в том числе в социальной сфере.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что при участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, они участвуют в таких отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К участию же названных субъектов в обороте, как правило, применяются нормы, применимые к участию в обороте юридических лиц (ст.124 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон от 25.02.1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" является основополагающим законодательным актом в инвестиционной сфере, который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Развитие социальной сферы невозможно без проведения расчетов определения нормативной потребности по обеспеченности муниципального образования услугами социальной инфраструктуры. К таким нормативным правовым документам относятся:
- распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 02.08.2017 года N Р-965 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры";
- приказ Министерства спорта Российской Федерации от 21.03.2018 года N 244 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта";
- "письмо" Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.05.2016 года N АК-950/02 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по развитию сети образовательных организаций и обеспеченности населения услугами таких организаций, включающие требования по размещению организаций сферы образования, в том числе в сельской местности, исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, с учетом возрастного состава и плотности населения, транспортной инфраструктуры и других факторов, влияющих на доступность и обеспеченность населения услугами сферы образования", утв. министерством образования и науки Российской Федерации от 04.05.2016 года N АК-15/02вн).
При проектировании, строительстве и реконструкции объектов социальной инфраструктуры необходимо предусматривать универсальную безбарьерную среду для беспрепятственного доступа к объектам и услугам всех категорий граждан, в том числе инвалидов и граждан других маломобильных групп населения (к которым могут быть отнесены люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья и функций движения, беременные женщины, люди с детскими колясками и другие).
Для создания универсальной безбарьерной среды установлены требования к проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры в следующих нормативных документах:
- СП 59.13330.2020 "Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержден и введен в действие приказом Минстроя России от 30.12.2020 года N 904/пр;
- СП 35-101-2001 "Свод правил по проектированию зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения", одобрен постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года N 70;
- СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам", одобрен постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года N 71;
- СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей", принят постановлением Госстроя России от 29.11.1999 года N 73;
- СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям", одобрен и рекомендован к применению постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года N 72;
- РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", утвержден постановлением Госстроя РФ от 22.12.1999 года N 74 и Минтруда РФ от 22.12.1999 года N 51.
На региональном и местном уровне в целях создания благоприятных условий для функционирования и развития социальной инфраструктуры особую роль играют документы территориального планирования.
Документы территориального планирования муниципального образования:
- Генеральный план Ангарского городского округа;
- Нормативы градостроительного проектирования Ангарского городского округа.
Реализация мероприятий по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения не позволяет достичь 100 % соответствия социальной инфраструктуры Ангарского городского округа предъявляемым нормативным требованиям.
По ряду объектов социальной инфраструктуры отмечается обеспеченность населения Ангарского городского округа ниже установленных норм, а именно:
1. Обеспеченность плавательными бассейнами составит 86,5 %, дефицит - 828,1 м.кв. зеркала воды.
2. Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями составит 44,5 %, дефицит - 280 411,1 м.кв.
3. Обеспеченность библиотеками составит 75 %, дефицит - 7 объектов.
На основании изложенного в качестве мероприятий по совершенствованию нормативно-правового обеспечения развития социальной инфраструктуры рекомендована разработка мероприятий, направленных на: увеличение площади зеркала воды плавательных бассейнов, увеличение площади плоскостных спортивных сооружений и открытие дополнительных библиотек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.