Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 декабря 2021 г. N АПЛ21-456
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Рыженкова А.М.
при секретаре Шолгиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кириенко Екатерины Александровны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
по апелляционной жалобе Кириенко Е.А. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. (дело N АКПИ21-636), которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения Кириенко Е.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
установила:
определением Кемеровского областного суда от 7 декабря 2020 г. Кириенко Е.А. присуждены расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб., исполнение указанного определения возложено на Министерство финансов Российской Федерации.
Кириенко Е.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, в котором просила взыскать с Министерства финансов Российской Федерации денежную компенсацию за нарушение ее права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 руб.
В обоснование заявленного требования Кириенко Е.А. указала, что определение Кемеровского областного суда от 7 декабря 2020 г., которым в ее пользу взысканы судебные расходы, до настоящего времени не исполнено, хотя со дня его вынесения прошло более шести месяцев. Данный срок, по ее мнению, не является разумным и, как следствие, нарушает ее право на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Кириенко Е.А. отказано.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с таким решением, просит его отменить, как неправосудное, и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Полагает, что решение постановлено судом с существенным нарушением норм материального и процессуального права, что, в свою очередь, привело к неправильному разрешению спора.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации в заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен в установленном законом порядке. В письменном ходатайстве Министерство финансов Российской Федерации просило о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для ее удовлетворения и отмены судебного решения не находит.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
При исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", пункт 55).
Согласно статье 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исполнительный лист выдается судом, рассмотревшим административное дело в первой инстанции, вне зависимости от того, суд какой инстанции принял судебный акт, на основании которого выдается исполнительный лист (часть 1). Исполнительный лист выдается судом после вступления судебного акта в законную силу, а в случае, если судебный акт подлежит немедленному исполнению или обращен судом к немедленному исполнению, - после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению (часть 2). Исполнительный лист выдается по заявлению лица, в пользу которого принят судебный акт, или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно судом (часть 3).
Пунктом 6 статьи 242 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют исполнение судебных актов о возмещении вреда и о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в соответствующий финансовый орган.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания нарушенным права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется.
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела N За-292/20, определением Кемеровского областного суда от 7 декабря 2020 г. Кириенко Е.А. присуждены расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб. Исполнить данный судебный акт надлежит Министерству финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
29 декабря 2020 г. Кемеровским областным судом в Министерство финансов Российской Федерации были направлены копия названного определения от 7 декабря 2020 г. и исполнительный лист серии ... N ..., которые согласно почтовому уведомлению поступили адресату 11 января 2021 г.
29 марта 2021 г. Министерством финансов Российской Федерации в операционный департамент Банка России (межрегиональное операционное УФК, г. Москва) направлено платежное поручение N ..., которое было возвращено в связи с невозможностью зачисления денежных средств по указанным реквизитам.
01 апреля 2021 г. Административный департамент Министерства финансов Российской Федерации направил Кириенко Е.А. уведомление N 1 ... об уточнении реквизитов банковского счета взыскателя.
25 мая 2021 г. Министерство финансов Российской Федерации письмом N ... возвратило исполнительный лист Кириенко Е.А. по адресу, указанному в исполнительном листе (...), в связи с непредставлением уточненных реквизитов.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором ... указанное письмо 7 июля 2021 г. возвратилось в Министерство финансов Российской Федерации.
22 июля 2021 г. правовой департамент Министерства финансов Российской Федерации письмом N 08-04-12/2751 направил исполнительный лист в Кемеровский областной суд в связи с невозможностью осуществить возврат документов взыскателю.
03 августа 2021 г. заместитель начальника отдела обеспечения делопроизводства по административным делам Кемеровского областного суда известил Кириенко Е.А. по телефону о том, что исполнительный лист вернулся в суд без исполнения. В этот же день исполнительный лист был направлен Кириенко Е.А. по адресу ее фактического проживания (...).
Исполнительный лист, полученный Кириенко Е.А. по почте в конце августа 2021 г., повторно в Министерство финансов Российской Федерации ею не направлялся, что получило подтверждение в заседании суда первой инстанции и административным истцом не оспаривается.
С заявлением в порядке, установленном частью 3 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в Кемеровский областной суд Кириенко Е.А. не обращалась, надлежаще оформленный исполнительный документ на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации не поступал. Это препятствовало исполнению определения Кемеровского областного суда от 7 декабря 2020 г. Кириенко Е.А. никаких действий с целью устранения препятствий в исполнении данного определения не предпринимала.
В связи с изложенным вывод в обжалуемом решении о том, что нарушения права Кириенко Е.А. на исполнение судебного акта в разумный срок допущено не было, правомерен.
Оснований для удовлетворения административного искового заявления Кириенко Е.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется. Данный вывод суда первой инстанции является мотивированным, соответствует материалам дела и требованиям действующего законодательства, основанным на анализе исследованных доказательств, в результате чего дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таком положении в удовлетворении административного искового заявления Кириенко Е.А. отказано правомерно.
Апелляционная жалоба административного истца не содержит доводов, свидетельствующих о незаконности обжалуемого решения, и по существу сводится к переоценке изложенных в нем выводов.
Утверждение Кириенко Е.А. о несоответствии выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела лишено правовых оснований и отмену судебного решения не влечет.
Исходя из хронологии исполнения определения от 7 декабря 2020 г., изложенной в обжалуемом судебном решении, периодов бездействия органа, на который возложено исполнение определения о присуждении административному истцу судебных расходов, не было.
В силу пункта 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например, путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 222 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 13 статьи 242 3, пункт 12 статьи 242 4, пункт 12 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 12 статьи 242" имеется в виду "пункт 12 статьи 242 5"
При рассмотрении и разрешении административного дела судом правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению в данном деле.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кириенко Екатерины Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
В.Ю. Зайцев |
|
А.М. Рыженков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 9 декабря 2021 г. N АПЛ21-456
Текст определения опубликован не был