Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 23 ноября 2021 г. Протокол N 20
по проекту федерального закона N 11457-8 "О внесении изменений в статьи 120 и 238 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (об эксперименте создания бондовых складов в России), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 11457-8 "О внесении изменений в статьи 120 и 238 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), Комитет сообщает следующее.
Концепция законопроекта заключается в предоставлении Правительству Российской Федерации полномочий на определение порядков, сроков и условий проведения экспериментов по регулированию отдельных отношений в области таможенного дела.
Частью 1 статьи 1 законопроекта предусмотрено внесение соответствующих изменений в статью 120 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) в части проведения эксперимента по применению таможенной процедуры таможенного склада в отношении товаров, ввозимых в целях приобретения физическими лицами в рамках международной электронной торговли (концепция "бондового склада").
Как следует из пояснительных материалов к законопроекту, реализация эксперимента предусмотрена распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 7 "Об отдельных вопросах проведения в государствах - членах Евразийского экономического союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами" (далее - Распоряжение). В частности, Распоряжением предложено государствам - членам Евразийского экономического союза провести пилотный проект (эксперимент) по совершению таможенных операций в отношении товаров электронной торговли, определяемых как:
- товары для личного пользования, приобретенные физическими лицами с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза в международных почтовых отправлениях или перевозчиком,
- либо иностранные товары, реализуемые физическим лицам с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с таможенного склада.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на более узкую сферу применения эксперимента, чем предусмотрено Распоряжением, что требует уточнения при доработке законопроекта ко 2 чтению.
Так, в отличие от процитированного выше текста Распоряжения, из законопроекта следует, что эксперимент по применению таможенной процедуры таможенного склада планируется в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в целях последующего приобретения физическими лицами в рамках международной электронной торговли и пересылаемых в международных почтовых отправлениях.
Исходя из концепции законопроекта, вопрос наличия либо отсутствия конкуренции допущенных для участия в нем юридических лиц является значимым при проведении эксперимента.
Частью 2 статьи 1 законопроекта предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием по определению порядка, сроков и условий проведения экспериментов по применению мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, иных, чем предусмотрены статьей 238 Федерального закона и статьей 338 Кодекса Евразийского экономического союза.
Проведение таможенного контроля является одним из центральных элементов предмета правового регулирования Федерального закона (Раздел 6, главы 42-44, статьи 214-252 Федерального закона). В целях соблюдения законодательного принципа определенности правового регулирования, заключающегося в конкретности, ясности и недвусмысленности правовых норм, при доработке законопроекта ко 2 чтению в его тексте необходимо раскрыть цели, сроки и основные элементы проектируемого эксперимента.
Учитывая, что содержание второго эксперимента, как следует из пояснительных материалов к законопроекту, заключается в тестировании введения нового инструмента таможенного контроля - таможенного мониторинга, по итогам проведения такого эксперимента, в случае его успешности, соответствующие нормы постоянного действия будут, в последующем, внесены в текст Федерального закона.
Таким образом, проектируемые законопроектом положения об эксперименте по применению новых мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, целесообразно закрепить в переходные положения законопроекта, установив конкретный срок их действия с возможностью пролонгации, по решению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 120 и 238 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета, а также не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 11457-8 "О внесении изменений в статьи 120 и 238 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", при условии его дальнейшей доработки ко 2 чтению по высказанным замечаниям.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.