Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2021 г. N 686
"Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения"
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле Российской Федерации", частью 1 статьи 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
2. Установить, что настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан |
А.Г. Назаров |
Утверждено
постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 17 декабря 2021 г. N 686
Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения (далее - надзор в области охраны и использования ООПТ).
1.2. Предметом надзора в области охраны и использования ООПТ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее - контролируемые лица) на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Республики Башкортостан "Об особо охраняемых природных территориях в Республике Башкортостан" (далее - Закон РБ N 5-з), а также нормативными правовыми актами Республики Башкортостан в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающимися:
режима особо охраняемой природной территории;
особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.
1.3. Надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется государственным бюджетным учреждением Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Башкортостан (далее - Учреждение) в отношении управляемых им особо охраняемых природных территорий республиканского значения и их охранных зон и Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ) и его территориальными подразделениями на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением Учреждения.
1.4. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ от имени Минэкологии РБ, являются:
а) министр природопользования и экологии Республики Башкортостан - главный государственный инспектор Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды (далее - министр);
б) заместитель министра природопользования и экологии Республики Башкортостан, в компетенцию которого входят вопросы надзора в области охраны и использования ООПТ, - заместитель главного государственного инспектора Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды;
в) должностные лица Минэкологии РБ и его территориальных подразделений, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными регламентами входит осуществление полномочий по надзору в области охраны и использования ООПТ.
1.5. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ от имени Учреждения, являются:
а) директор Учреждения;
б) заместитель директора Учреждения;
в) должностные лица Учреждения, уполномоченные на осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ.
1.6. Должностные лица, указанные в подпунктах "а", "б" пункта 1.4 и подпунктах "а", "б" пункта 1.5 настоящего Положения, руководители территориальных подразделений Минэкологии РБ и их заместители уполномочены на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
1.7. Должностные лица, указанные в пунктах 1.4 и 1.5 настоящего Положения (далее - должностные лица), в объеме проводимых контрольных (надзорных) мероприятий наряду с правами, установленными Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), в пределах установленной компетенции имеют право:
а) запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах их охранных зон, разрешение на право пребывания на указанных территориях и в указанных границах;
б) производить в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан.
1.8. Должностные лица, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ, в пределах установленной компетенции имеют право:
а) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;
б) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории республиканского значения, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещения объекта капитального строительства;
в) задерживать в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.
1.9. Должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при исполнении служебных обязанностей имеют право применять специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.
1.10. Должностным лицам при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, разрешены хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия. Перечень типов, моделей и количество служебного огнестрельного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, правила их применения должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны и использования ООПТ и их охранных зон, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
1.11. Должностные лица обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
Должностным лицам выдаются служебные удостоверения и форменная одежда установленного образца.
Должностные лица подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.12. Минэкологии РБ и (или) Учреждение могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
1.13. К объектам надзора в области охраны и использования ООПТ (далее - объекты контроля) относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах их охранных зон, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, определяемые Федеральным законом "Об охране окружающей среды", Федеральным законом N 33-ФЗ, Законом РБ N 5-з, положениями о природных парках в Республике Башкортостан, положениями о природных заказниках в Республике Башкортостан, положениями о памятниках природы в Республике Башкортостан;
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или в пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования.
1.14. Учет объектов государственного надзора осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий республиканского значения.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ
2.1. Надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты.
2.2. В целях управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ объекты контроля могут быть отнесены к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
2.3. Объекты контроля относятся к следующим категориям риска:
а) к категории среднего риска - деятельность контролируемых лиц в границах природных парков;
б) к категории умеренного риска - деятельность контролируемых лиц в границах государственных природных заказников, памятников природы республиканского значения;
в) к категории низкого риска - деятельность контролируемых лиц в границах охранных зон природных парков и памятников природы республиканского значения.
2.4. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения к категориям умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего и умеренного риска соответственно при наличии у юридического лица, его должностного лица, индивидуального предпринимателя, гражданина вступившего в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, постановления о назначении административного наказания за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами Минэкологии РБ и (или) Учреждения или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа.
2.5. Объекты контроля, подлежащие отнесению в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Положения к категориям среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категориям умеренного и низкого риска соответственно при отсутствии в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта контроля к категории риска, вступивших в законную силу решений, предусмотренных пунктом 2.4 настоящего Положения, и при одновременном соблюдении требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях и в области охраны окружающей среды.
2.6. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Минэкологии РБ использует следующие индикаторы риска;
а) поступление обращений граждан (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении обязательных требований, установленных в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения;
б) неоднократное (3 и более в течение 1 квартала) выявление на особо охраняемой природной территории республиканского значения нарушений правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. В рамках осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ Минэкологии РБ и (или) Учреждение проводят следующие профилактические мероприятия:
а) информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
3.2. Минэкологии РБ ежегодно не позднее 20 декабря разрабатывает и утверждает программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков) в соответствии с Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990.
Разработанный Минэкологии РБ проект программы профилактики рисков подлежит общественному обсуждению, которое проводится с 1 октября по 1 ноября года, предшествующего году реализации программы профилактики рисков (далее - предшествующий год).
В целях общественного обсуждения проект программы профилактики рисков размещается в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт Минэкологии РБ) не позднее 1 октября предшествующего года. Предложения по итогам рассмотрения проекта программы профилактики рисков направляются в бумажном виде почтовым отправлением либо на электронную почту Минэкологии РБ.
Предложения, поданные в период общественного обсуждения проекта программы профилактики рисков, Минэкологии РБ рассматривает с 1 ноября по 1 декабря предшествующего года и по каждому предложению формирует мотивированное заключение об их учете (в том числе частичном) или об отклонении.
Проект программы профилактики рисков в целях его обсуждения направляется в общественный экологический совет при Минэкологии РБ.
Порядок работы и формирования состава общественного экологического совета при Минэкологии РБ утверждается приказом Минэкологии РБ.
Результаты общественного обсуждения проекта программы профилактики рисков (включая перечень предложений и мотивированных заключений об их учете (в том числе частичном) или об отклонении) размещаются на официальном сайте Минэкологии РБ не позднее 10 декабря предшествующего года.
Программа профилактики рисков утверждается приказом Минэкологии РБ не позднее 20 декабря предшествующего года и в течение 5 дней со дня утверждения размещается на официальном сайте Минэкологии РБ.
3.3. Минэкологии РБ и (или) Учреждение осуществляют информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на своих официальных сайтах, в средствах массовой информации, через личные кабинеты (при их наличии) контролируемых лиц в государственных информационных системах.
Размещенные сведения поддерживаются в актуальном состоянии и обновляются в срок не позднее 5 рабочих дней с момента их изменения. Должностные лица, уполномоченные на размещение информации, предусмотренной настоящим Положением, определяются приказом Минэкологии РБ.
3.4. По итогам обобщения правоприменительной практики Минэкологии РБ до 1 марта года, следующего за отчетным, путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и об их результатах, а также поступивших в Минэкологии РБ обращений подготавливает доклад о результатах правоприменительной практики при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ.
Проект указанного доклада до 1 марта года, следующего за отчетным, размещается на официальном сайте Минэкологии РБ для публичного обсуждения в течение 10 рабочих дней. Предложения по итогам такого обсуждения направляются в бумажном виде почтовым отправлением либо на электронную почту Минэкологии РБ.
Поданные в период публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике предложения рассматриваются Минэкологии РБ не позднее 3 дней со дня окончания публичного обсуждения. Минэкологии РБ по поданным предложениям формирует мотивированные заключения об их учете (в том числе частичном) или об отклонении.
Результаты общественного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике по итогам рассмотрения поступивших предложений и подготовленных мотивированных заключений об их учете (в том числе частичном) или об отклонении размещаются на официальном сайте Минэкологии РБ.
Доклады о правоприменительной практике утверждаются приказами Минэкологии РБ и (или) Учреждения и в течение 3 рабочих дней со дня утверждения размещаются на официальных сайтах Минэкологии РБ и (или) Учреждения.
3.5. В случае наличия у Минэкологии РБ и (или) Учреждения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований либо признаках таких нарушений и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Минэкологии РБ или Учреждение объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявление предостережения осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 248-ФЗ, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо в течение 10 рабочих дней после получения предостережения вправе подать в Минэкологии РБ и (или) Учреждение возражение в отношении указанного предостережения (далее - возражение).
Возражение должно содержать:
наименование Минэкологии РБ или Учреждения, выдавшего предостережение;
наименование контролируемого лица, а также номер(-а) контактного(-ых) телефона(-ов), адрес(-а) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ контролируемому лицу;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с объявленным предостережением;
дату получения предостережения контролируемым лицом;
личную подпись и дату контролируемого лица.
В случае необходимости в подтверждении своих доводов контролируемое лицо прилагает к возражению соответствующие документы либо их заверенные копии.
Возражение может быть подано контролируемым лицом либо его уполномоченным представителем на бумажном носителе почтовым отправлением, а также в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью контролируемого лица либо его уполномоченного представителя, на адрес электронной почты Минэкологии РБ или Учреждения, указанный в предостережении, в течение 10 дней со дня его получения.
Минэкологии РБ или Учреждение рассматривает возражение и в течение 20 дней со дня его поступления по итогам рассмотрения направляет контролируемому лицу ответ в письменной форме и по его желанию - в электронной форме.
По результатам рассмотрения возражения принимается одно из следующих решений:
удовлетворение возражения в форме отмены объявленного предостережения;
отказ в удовлетворении возражения.
Минэкологии РБ и (или) Учреждение осуществляют учет объявленных им предостережений и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.
3.6. Должностное лицо Минэкологии РБ или Учреждения по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением надзора в области охраны и использования ООПТ).
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в письменной форме при их письменном обращении, в устной форме в виде разъяснений по телефону, посредством видеоконференц-связи, на личном приеме либо в ходе осуществления контрольного (надзорного) или профилактического мероприятия.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.
Контролируемое лицо вправе подать письменное обращение в Минэкологии РБ на бумажном носителе либо в форме электронного документа по вопросам, указанным в настоящем пункте.
Рассмотрение письменного обращения в течение 30 календарных дней со дня его регистрации осуществляют должностные лица Минэкологии РБ.
В случае поступления в Минэкологии РБ письменного обращения подавшему его контролируемому лицу направляется уведомление о результатах рассмотрения этого обращения в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в письменном обращении, поступившем в Минэкологии РБ в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в письменном обращении, поступившем в Минэкологии РБ в письменной форме.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
а) применение обязательных требований, содержание и последствия их изменения;
б) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые должны реализовать контролируемые лица для соблюдения новых обязательных требований;
в) особенности осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ;
г) иные вопросы, касающиеся осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий (бездействия) уполномоченных должностных лиц, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, ставшая известной уполномоченному должностному лицу в ходе консультирования, не может использоваться Минэкологии РБ в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Минэкологии РБ осуществляет учет консультирований.
Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте Минэкологии РБ соответствующего письменного разъяснения, подписанного уполномоченным должностным лицом.
3.7. Профилактический визит проводится должностным лицом Минэкологии РБ или Учреждения в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
3.8. Должностное лицо Минэкологии РБ или Учреждения проводит обязательные профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности на особо охраняемых природных территориях республиканского значения и в границах их охранных зон не позднее 1 года с момента начала такой деятельности (при наличии сведений о ее начале), а также в отношении объектов контроля.
3.9. Должностное лицо Минэкологии РБ или Учреждения направляет контролируемому лицу уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется контролируемому лицу по почте и (или) по электронной почте по адресу, сведения о котором представлены Минэкологии РБ и (или) Учреждению и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ и (или) сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При отказе от проведения обязательного профилактического визита контролируемое лицо направляет соответствующее уведомление не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения в Минэкологии РБ по электронной почте и (или) телефонограммой.
3.10. Продолжительность проведения обязательного профилактического визита не может превышать 1 рабочий день.
Минэкологии РБ осуществляет учет профилактических визитов.
4. Осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ
4.1. Надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) рейдовый осмотр;
в) документарная проверка;
г) выездная проверка.
4.2. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия Минэкологии РБ принимает решение о его проведении, которое подписывает уполномоченное должностное лицо, указанное в пункте 1.6 настоящего Положения.
4.3. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
а) наблюдение за соблюдением обязательных требований;
б) выездное обследование.
4.4. Под инспекционным визитом в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия должностного лица с контролируемым лицом, осуществляющим деятельность или находящимся в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения и их охранных зон.
Инспекционный визит организуется и проводится в порядке и сроки, предусмотренные статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе инспекционного визита должностные лица могут совершать следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) инструментальное обследование;
д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта.
Срок проведения инспекционного визита в 1 месте осуществления деятельности либо на 1 производственном объекте (территории) контролируемого лица не может превышать 1 рабочий день.
Инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица в здания, сооружения, помещения.
Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.5. Под рейдовым осмотром в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) производственных объектов, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий республиканского значения и их охранных зон, на которых расположено несколько контролируемых лиц.
Рейдовый осмотр организуется и проводится в порядке, предусмотренном статьей 71 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе рейдового осмотра должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
Срок проведения рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать 1 рабочий день.
Рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.6. Под документарной проверкой в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения Минэкологии РБ или Учреждения и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Минэкологии РБ или Учреждения.
В ходе документарной проверки должностные лица могут совершать следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов;
в) экспертиза.
Документарная проверка организуется и проводится в порядке, предусмотренном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ, и при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 этого закона.
Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней, куда не включается период с момента направления Минэкологии РБ контролируемому лицу требования представить необходимые документы до момента их представления в Минэкологии РБ, а также период с момента направления контролируемому лицу информации Минэкологии РБ о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных им документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Минэкологии РБ документах и (или) полученным при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ, и требования представить в письменной форме необходимые пояснения до момента их представления в Минэкологии РБ.
При проведении документарной проверки Минэкологии РБ и (или) Учреждение не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены этим органом от иных органов.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Минэкологии РБ или Учреждения, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Минэкологии РБ или Учреждение направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого требования контролируемое лицо обязано направить указанные документы в Минэкологии РБ или Учреждение.
В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Минэкологии РБ и (или) Учреждения документах и (или) полученным при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в Минэкологии РБ и (или) Учреждение пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного органа документах и (или) полученным при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ, вправе дополнительно представить в Минэкологии РБ и (или) Учреждение документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры.
4.7. Под выездной проверкой в целях настоящего Положения понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия должностного лица с контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их, в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Минэкологии РБ и (или) Учреждения.
Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
В ходе выездной проверки должностными лицами могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) досмотр;
в) опрос;
г) получение письменных объяснений;
д) истребование документов;
е) отбор проб (образцов);
ж) инструментальное обследование;
з) испытание;
и) экспертиза.
Выездная проверка проводится в порядке, предусмотренном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ, при наличии оснований, указанных в пунктах 1-5 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3-5 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.8. Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) в целях настоящего Положения понимаются сбор и анализ данных об объектах контроля, имеющихся у Минэкологии РБ и (или) Учреждения, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети Интернет, иных общедоступных данных.
Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) проводится на постоянной основе без взаимодействия с контролируемыми лицами в соответствии со статьей 74 Федерального закона N 248-ФЗ.
Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, получены сведения о нарушениях обязательных требований, готовящихся нарушениях обязательных требований или о признаках нарушений обязательных требований, Минэкологии РБ и (или) Учреждением могут быть приняты следующие решения:
а) о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;
б) об объявлении контролируемому лицу предостережения.
4.9. Под выездным обследованием в целях настоящего Положения понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Выездное обследование может проводиться по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
а) осмотр;
б) отбор проб (образцов);
в) инструментальное обследование (с применением видеозаписи);
г) испытание;
д) экспертиза.
Выездное обследование проводится в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
Срок проведения выездного обследования 1 объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать 1 рабочий день.
4.10. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт). В случае, если по результатам проведения такого мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт этого устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, а также заполненные при проведении контрольного (надзорного) мероприятия проверочные листы должны быть приобщены к акту.
Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день его окончания.
Акт, проведение которого было согласовано органами прокуратуры, направляется в органы прокуратуры посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий непосредственно после его оформления.
4.11. Надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется путем проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
4.12. Минэкологии РБ и (или) Учреждение вправе привлекать к проведению контрольного (надзорного) мероприятия:
а) экспертов, которые аттестованы Минэкологии РБ в установленном порядке и включены в реестр экспертов, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий;
б) экспертные организации, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
4.13. В целях фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностные лица в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия могут применять фотосъемку, аудио- и видеозапись, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом, уполномоченным на проведение такого мероприятия, самостоятельно.
Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи осуществляется с обязательным уведомлением контролируемого лица.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований должностные лица могут использовать любые имеющиеся в их распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи. Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и об использованных для этих целей технических средствах отражается в акте.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту.
Фиксация доказательств нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем 2 снимками каждого из выявленных нарушений.
В ходе фотосъемки, аудио- и видеозаписи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.
Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
4.14. При осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ по мере необходимости осуществляется отбор проб (образцов) компонентов окружающей среды, воды, почвы, воздуха, сточных и (или) дренажных вод, выбросов, сбросов загрязняющих веществ, отходов производства и потребления, жидкостей и иных веществ и компонентов для проведения их исследований (испытаний) в соответствии с утвержденными документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами для направления указанных проб (образцов) на экспертизу в экспертную организацию.
Отбор проб (образцов) при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проводится должностными лицами при необходимости с привлечением специалистов государственного бюджетного учреждения Республики Башкортостан Управление государственного аналитического контроля, а также экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и указанных в решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
4.15. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Минэкологии РБ и (или) Учреждение информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в следующих случаях:
а) заболевания, связанного с утратой трудоспособности;
б) препятствия, возникшего в результате действия непреодолимой силы.
По результатам рассмотрения указанной информации Минэкологии РБ и (или) Учреждение переносят проведение контрольного (надзорного) мероприятия на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.
5. Ключевые показатели и их целевые значения, а также индикативные показатели надзора в области охраны и использования ООПТ
5.1 Оценка результативности и эффективности деятельности надзорного органа при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ осуществляется на основе системы соответствующих ключевых показателей, которые определены в приложении N 1, а также индикативных показателей, определенных в приложении N 2 к настоящему Положению.
6. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц Минэкологии РБ и (или) Учреждения
6.1. Действия (бездействие) должностных лиц, решения, принятые Минэкологии РБ и (или) Учреждение в ходе осуществления надзора в области охраны и использования ООПТ, могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. Жалоба на решение территориального управления или комитета Минэкологии РБ, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) территориального управления или комитета Минэкологии РБ, либо министром, либо его заместителем, в компетенцию которого входят вопросы надзора в области охраны и использования ООПТ.
Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального управления или комитета Минэкологии РБ рассматривается министром либо его заместителем, в компетенцию которого входят вопросы надзора в области охраны и использования ООПТ.
6.3. Жалоба на решения, действия (бездействие) должностного лица Учреждения при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ рассматривается руководителем Учреждения.
Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя Учреждения при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ рассматривается министром либо его заместителем, в компетенцию которого входят вопросы надзора в области охраны и использования ООПТ.
6.4. Жалоба на решения, действия (бездействие) министра и (или) его заместителя рассматривается Правительством Республики Башкортостан.
Приложение N 1
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в области охраны и использования
особо охраняемых природных
территорий республиканского
значения
Ключевые показатели
регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения и их целевые значения
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан | ||||
Региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения (далее - надзор в области охраны и использования ООПТ) | ||||
Негативные явления, на устранение которых направлен надзор в области охраны и использования ООПТ, - нарушение обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды | ||||
Цели надзора в области охраны и использования ООПТ - предупреждение, выявление и устранение нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан в области охраны окружающей среды на территории Республики Башкортостан | ||||
Номер (индекс) показателя |
Наименование показателя, единица измерения |
Формула расчета значений показателя |
Целевые значения показателя (значения показателя по отношению к уровню 2021 года) |
Источник данных для определения значений показателя |
Ключевые показатели | ||||
А. Показатели результативности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
А.1 |
Степень материального вреда (ущерба), причиненного окружающей среде контролируемыми лицами в результате хозяйственной и иной деятельности, ед. |
где:
|
к уровню 2021 года |
данные ведомственной отчетности Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан (далее - Минэкологии РБ) |
Целевые значения показателя по годам | ||||
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
98% |
96% |
94% |
92% |
90% |
Индикативные показатели | ||||
Б. Показатели эффективности надзора в области охраны и использования ООПТ, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба), с учетом задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов, а также административных и финансовых издержек контролируемых лиц при осуществлении в отношении них контрольных (надзорных) мероприятий | ||||
Б.1 |
Эффективность надзора в области охраны и использования ООПТ, осуществляемого Минэкологии РБ, % |
где:
|
не определено |
данные ведомственной отчетности Минэкологии РБ |
Приложение N 2
к Положению о региональном
государственном контроле (надзоре)
в области охраны и использования
особо охраняемых природных
территорий республиканского
значения
Перечень
индикативных показателей регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения
1) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;
2) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;
3) общее количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом, проведенных за отчетный период;
4) количество контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом по каждому виду контрольного (надзорного) мероприятия, проведенных за отчетный период;
5) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;
6) количество обязательных профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
7) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;
8) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;
9) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;
10) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
11) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;
12) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;
13) общее количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;
14) количество учтенных объектов контроля, отнесенных к категориям риска, по каждой из категорий риска, на конец отчетного периода;
15) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;
16) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;
17) общее количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке за отчетный период;
18) количество жалоб, в отношении которых должностными лицами надзорного органа был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;
19) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения контрольного (надзорного) органа либо о признании действий (бездействия) должностных лиц недействительными, за отчетный период;
20) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;
21) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;
22) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период;
23) количество штатных единиц, в должностные обязанности которых входит выполнение контрольных (надзорных) мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2021 г. N 686 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий республиканского значения"
Вступает в силу с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru) 22 декабря 2021 г., N 202112220029, в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Главы и Правительства Республики Башкортостан", N 7 от 2 марта 2022 г., ст. 445
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 12 марта 2025 г. N 101
Изменения вступают в силу с 12 марта 2025 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 29 июля 2024 г. N 318
Изменения вступают в силу с 29 июля 2024 г.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 8 сентября 2023 г. N 526
Изменения вступают в силу с 8 сентября 2023 г.