Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. N 3744-р
1. Утвердить прилагаемое стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года.
2. Минтрансу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации обеспечить реализацию стратегического направления, утвержденного настоящим распоряжением.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2021 г. N 3744-р
Стратегическое направление
в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года
I. Общие положения
Основаниями разработки стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года (далее соответственно - цифровая трансформация, стратегическое направление) являются:
Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16);
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации".
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
ведомственная целевая программа "Цифровая платформа транспортного комплекса Российской Федерации", утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации 28 декабря 2020 г.;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N Пр-2242 по итогам конференции по искусственному интеллекту;
ведомственная программа цифровой трансформации Министерства транспорта Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 - 2023 годов, утвержденная распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N КБ-17-р;
перечень поручений Президента Российской Федерации от 5 августа 2021 г. N Пр-1383;
инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
технологии искусственного интеллекта;
технологии сбора и обработки больших данных;
технологии систем распределенного реестра;
технологии виртуальной и дополненной реальности;
технологии пространственного анализа и моделирования;
технологии информационного моделирования.
Указанные технологии будут применены:
при анализе дорожного трафика, формировании цифровых моделей транспортной обстановки и оптимального построения маршрутов транспортных средств;
при создании системы сквозного обмена электронными перевозочными документами, создании национального цифрового контура логистики экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза;
при создании единого центра управления транспортным комплексом, в том числе решений для сбора обращений граждан;
при внедрении смарт-контрактов с использованием систем распределенного реестра для отслеживания грузов и обмена юридически значимыми данными между участниками отрасли и государством;
при создании цифровых двойников существующих и новых объектов транспортной инфраструктуры с использованием продвинутых технологий визуализации (виртуальная и дополненная реальность);
при создании системы моделирования транспортных потоков;
при создании и эксплуатации информационной системы учета и планирования работ (затрат) на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры (в том числе предиктивная аналитика технического обслуживания и ремонта объектов транспортной инфраструктуры).
Стратегическое направление утверждается до 2030 года.
Актуализация стратегического направления может осуществляться ежегодно, но не более одного раза в год.
В рамках реализации стратегического направления предусмотрены мероприятия и показатели по переходу на программно-аппаратные средства, программное обеспечение и электронную продукцию российского происхождения (в том числе внедрение систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения российского происхождения).
Разработка информационных систем, предусмотренных в рамках реализации стратегического направления, должна осуществляться в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными правовыми актами и государственными стандартами, регламентирующими разработку, ввод в действие, эксплуатацию и развитие информационных систем.
Реализация стратегического направления позволит решить задачи по переходу к интенсивной, инновационной и социально ориентированной модели развития транспортной отрасли на основе цифровых технологий и платформенных решений, повышению прозрачности и информационного взаимодействия органов государственной власти, бизнеса и граждан, формированию и сквозному применению на всех этапах транспортного процесса информационных ресурсов (данных) в цифровой форме.
Реализация стратегического направления предусматривает достижение следующих показателей национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления;
увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;
улучшение качества городской среды в полтора раза;
увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.
II. Приоритеты, цели и задачи цифровой трансформации
Целями цифровой трансформации являются повышение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости), развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, их безопасность и надежность (устойчивость к особым внешним условиям), а также снижение нагрузки на окружающую среду.
Кроме того, ряд инициатив и проектов в рамках цифровой трансформации способствует развитию таких импортозамещающих производств, как машиностроение, электроника, разработка программного обеспечения. Это позволит стимулировать экономическое развитие, а также повысить качество жизни населения.
Задачами цифровой трансформации являются:
цифровизация пассажирских перевозок;
цифровизация грузовых перевозок;
цифровизация жизненного цикла инфраструктуры и транспортных средств;
цифровизация управления транспортным комплексом;
повышение уровня технологического развития и декарбонизация транспортного комплекса.
Ключевыми инициативами и проектами, направленными на приоритетное достижение цели цифровой трансформации, являются:
проект "Беспилотники для пассажиров и грузов" - создание центров управления и инфраструктуры для движения беспилотников всех видов транспорта, запуск в эксплуатацию беспилотных транспортных средств (легковые и грузовые автомобили, поезда, суда, дроны), а также роботизация транспортно-логистических хабов (порты, железнодорожные станции, логистические центры) и внедрение продвинутых систем помощи водителю;
инициатива "Беспилотные логистические коридоры" - организация движения грузовых беспилотных транспортных средств на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 "Нева";
инициатива "Автономное судовождение" - создание инфраструктуры обеспечения автономного судовождения на основе е-Навигации и стимулирование разработки и внедрения судового и берегового оборудования для автономного судовождения;
инициатива "Беспилотная аэродоставка грузов" - создание линейки беспилотных авиационных систем, инфраструктуры для беспилотной логистики, технологий управления беспилотной логистикой, а также формирование организационной модели эксплуатации беспилотных авиационных систем;
проект "Зеленый цифровой коридор пассажира" - создание цифрового профиля пассажира, единого цифрового инструмента оплаты проезда для всех видов транспорта (с применением технологий биометрии), разработка сервиса построения оптимального маршрута поездки (MaaS, Mobility-as-a-Service), а также цифровых пассажирских терминалов;
проект "Бесшовная грузовая логистика" - завершение внедрения системы отслеживания грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб, разработка цифровой платформы транспортного комплекса Российской Федерации, формирование системы сквозного обмена электронными перевозочными документами (в том числе на межгосударственном уровне), создание национального цифрового контура логистики в рамках реализации экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза, а также реализация условий для развития электронных площадок заказа грузовых перевозок, логистических услуг и услуг электронной коммерции (FaaS), создание интеллектуальных пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации;
проект "Цифровое управление транспортной системой Российской Федерации" - создание единого центра управления транспортным комплексом, ситуационных центров, а также развитие системы моделирования транспортных потоков с применением технологий искусственного интеллекта;
проект "Цифровизация для транспортной безопасности" - создание единого защищенного информационного пространства и защищенных технологических сетей транспортного комплекса, цифровизация государственных услуг в области транспортной безопасности с использованием сведений ограниченного доступа, внедрение механизмов по обеспечению информационной безопасности на объектах транспортного комплекса и системы предварительного информирования, а также обеспечение мониторинга защищенности транспортной информационной инфраструктуры;
проект "Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры" - запуск системы контроля дорожных фондов, создание 3D-модели (трехмерное представление) объектов транспортной инфраструктуры, разработка информационной системы учета и планирования работ (затрат) на проектирование, строительство, ремонт и содержание объектов транспортной инфраструктуры, создание мобильных измерительных лабораторий, а также внедрение технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры (в том числе предиктивного ремонта).
Ключевые инициативы и проекты реализуются в проектно-программном формате и могут включать в себя проекты и мероприятия из утвержденных государственных программ, национальных проектов и иных механизмов реализации государственной политики в сфере транспорта, а также дополнительные мероприятия. Ключевые инициативы и проекты реализуются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с привлечением других органов власти и соисполнителей в соответствии с целями и задачами проекта.
Организационные механизмы реализации ключевых инициатив и проектов соответствуют проектным методам управления и включают основные мероприятия, индикаторы и "дорожную карту".
При внедрении цифровых сервисов в процессы оказания транспортных услуг в электронной форме, в том числе государственных и муниципальных услуг, и создании или развитии информационных систем предусматриваются использование инфраструктуры электронного правительства, в частности федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", системы межведомственного электронного взаимодействия, а также подписание документов усиленными квалифицированными электронными подписями и усиленными неквалифицированными электронными подписями, сертификаты ключей проверки которых созданы и используются в указанной инфраструктуре.
При создании цифровых платформ и информационных систем используются следующие принципы:
"безбумажное взаимодействие", направленное на оказание участникам транспортно-логистической деятельности на территории Российской Федерации комплексной электронной услуги оформления перевозочного процесса;
взаимодействие граждан и бизнеса с государством по принципу "единого окна" при организации перевозки грузов и пассажиров различными видами транспорта;
проведение контрольно-надзорных мероприятий в дистанционном формате с применением информационных систем.
III. Проблемы и вызовы цифровой трансформации
Проблемами текущего состояния транспортной отрасли Российской Федерации, решаемыми при цифровизации, являются:
высокая аварийность на транспорте ввиду человеческого фактора;
неэффективность перевозочного процесса традиционными видами транспорта;
низкая мобильность населения;
высокая доля "серых" перевозок при оплате проезда наличными;
низкая привлекательность транспортных коридоров Российской Федерации ввиду высокой транзакционной нагрузки (бумажные документы, контрольные процедуры, посредники);
сокращение доли граждан, пользующихся городским пассажирским транспортом;
низкий уровень использования транзитного потенциала Российской Федерации;
высокие эксплуатационные расходы морских грузоперевозок;
отсутствие возможности оперативного управления транспортным комплексом из единого центра в зависимости от ситуации;
низкая информированность и скоординированность действий органов власти, субъектов транспортной деятельности по вопросам обеспечения безопасности на транспорте (включая транспортную безопасность, кибербезопасность);
отсутствие возможности мониторинга состояния объектов транспортной инфраструктуры на всех этапах жизненного цикла.
Решение указанных проблем за счет развития цифровых решений окажет позитивное воздействие на транспортную отрасль Российской Федерации, при этом выделяются соответствующие вызовы (задачи) цифровой трансформации:
разработка и реализация стратегии развития инновационных видов транспорта (беспилотные автомобили (высокоавтоматизированные транспортные средства), автономные морские и речные суда, беспилотные воздушные суда и др.) на федеральном уровне, включающей вопросы изменения нормативно-правового регулирования, внедрения и тестирования беспилотных транспортных средств, создания инфраструктуры для безопасной эксплуатации беспилотных транспортных средств, формирования организационной модели (оператор инфраструктуры, центры управления трафиком и др.) и др.;
создание и развитие интегрированного цифрового решения для мобильности пассажиров внутри регионов по всей Российской Федерации, включающего сервис построения оптимального маршрута поездки и применение единого цифрового инструмента оплаты проезда для разных видов транспорта с учетом времени перевозки и ее стоимости;
разработка интегрированного цифрового решения для осуществления электронного документооборота при грузовых внутрироссийских и международных перевозках - системы сквозного обмена электронными перевозочными документами, в том числе на межгосударственном уровне, а также экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза;
создание и развитие цифрового инструмента контроля всей транспортной системы Российской Федерации из единого центра управления транспортным комплексом и системы моделирования транспортных потоков с применением технологий искусственного интеллекта и больших данных;
разработка единого решения для обеспечения информационной безопасности на транспорте - единой защищенной цифровой среды оперативного взаимодействия;
поэтапное внедрение уже разработанных в Российской Федерации и доступных для применения решений в области автономных судов;
внедрение цифрового инструмента контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры (существующих и строящихся), включая предиктивную аналитику необходимости обслуживания и ремонта;
повышение импортонезависимости и устойчивости функционирования транспортной отрасли.
Реализация указанных задач (вызовов) цифровой трансформации подвержена ряду стратегических рисков, среди которых наиболее значимыми являются:
неравномерное развитие транспортной инфраструктуры, которое влияет на различия в стоимости реализации инфраструктурных проектов в разных регионах Российской Федерации (например, при реализации стратегии внедрения инновационных видов транспорта);
разнородность в вопросах финансового и правового регулирования сферы транспорта на уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации (например, при создании единой защищенной цифровой среды для обеспечения информационной безопасности и цифрового инструмента контроля состояния объектов транспортной инфраструктуры);
низкая востребованность цифровых сервисов транспортной инфраструктуры вследствие цифрового неравенства и недостаточности цифровых компетенций граждан (например, цифровых сервисов мобильности пассажиров);
недостаток финансирования городского общественного транспорта в субъектах Российской Федерации (например, при внедрении интегрированного цифрового решения для мобильности пассажиров);
отсутствие необходимых технологий и оборудования (например, технологии 5G для развития инфраструктуры беспилотного транспорта), несовместимость или отсутствие необходимого программного обеспечения (например, несовместимость систем оплаты проезда между перевозчиками).
Проекты цифровой трансформации приведены в приложении N 1. Показатели цифровой трансформации приведены в приложении N 2.
IV. Участники реализации стратегического направления
Федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию реализации стратегического направления, является Министерство транспорта Российской Федерации в составе следующих соисполнителей:
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министерство экономического развития Российской Федерации;
Министерство финансов Российской Федерации;
Министерство внутренних дел Российской Федерации;
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Федеральное агентство воздушного транспорта;
Федеральное дорожное агентство;
Федеральное агентство морского и речного транспорта;
Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
Федеральная таможенная служба;
федеральное автономное учреждение "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (по согласованию).
Другими участниками реализации стратегического направления являются:
субъекты Российской Федерации;
транспортные научно-исследовательские институты (по согласованию);
государственные транспортно-логистические компании (по согласованию);
компании, производители высокоавтоматизированных транспортных средств и оборудования интеллектуальных транспортных систем (по согласованию);
эксплуатанты высокоавтоматизированных транспортных средств и сервисов интеллектуальных транспортных систем (по согласованию);
перевозчики всех видов транспорта, включая крупнейшие авиакомпании, открытое акционерное общество "Российские железные дороги", перевозчиков автомобильного и водного транспорта (по согласованию);
ИТ-компании (по согласованию);
операторы цифровых платформ (по согласованию);
экспертные организации (по согласованию).
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к стратегическому
направлению в области
цифровой трансформации
транспортной отрасли
Российской Федерации
до 2030 года
Проекты
цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к стратегическому
направлению в области
цифровой трансформации
транспортной отрасли
Российской Федерации
до 2030 года
Показатели
цифровой трансформации транспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стратегическое направление в области цифровой трансформации транспортной отрасли предусматривает:
- внедрение ряда новых технологий, которые будут применяться в т. ч. для анализа дорожного трафика, оптимального построения маршрутов транспортных средств, создания единого центра управления транспортным комплексом;
- реализацию различных проектов, в т. ч. "Беспилотники для пассажиров и грузов", "Автономное судовождение";
- взаимодействие граждан и бизнеса с государством по принципу "единого окна" при организации перевозки грузов и пассажиров различными видами транспорта;
- проведение контрольно-надзорных мероприятий в дистанционном формате с применением информсистем.
Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. N 3744-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 27 декабря 2021 г. N 0001202112270030, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2022 г. N 1 (часть IV) ст. 264
Распоряжением Правительства России от 3 ноября 2023 г. N 3097-Р настоящий документ признан утратившим силу с 3 ноября 2023 г.