I. Общие положения
1.1. Настоящее Отраслевое соглашение (далее - Соглашение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Законом Свердловской области от 21.11.2012 г. N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", Соглашением между Свердловским областным союзом организаций профсоюзов "Федерация профсоюзов Свердловской области", Региональным объединением работодателей "Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей" и Правительством Свердловской области на 2021 - 2023 годы, а также другими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области.
1.2. Сторонами Соглашения являются:
работники государственных учреждений Свердловской области, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Свердловской области, в лице их полномочного представителя - Свердловской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (далее соответственно - работники, Профсоюз), действующей на основании Устава, утвержденного Учредительным съездом Профсоюза 6 июня 1990 года;
работодатели - руководители подведомственных государственных учреждений Свердловской области, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Свердловской области, в лице их полномочного представителя - Министерства здравоохранения Свердловской области (далее соответственно - работодатели, Минздрав области, учреждения Минздрава области), действующего на основании Положения о Министерстве здравоохранения Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 13.01.2016 N 16-ПП.
1.3. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на региональном уровне социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли здравоохранения.
1.4. Условия Соглашения применяются при заключении коллективных и трудовых договоров.
1.5. Стороны рассматривают обязательства Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены и могут быть дополнены при заключении коллективных договоров.
1.6. Действие Соглашения распространяется на работодателей и работников учреждений Минздрава области, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах, которых оно заключено, а также на иных работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном действующим трудовым законодательством, и служит основой при заключении соглашений на городском (районном) уровнях, коллективных и трудовых договоров.
1.7. Условия Отраслевого соглашения и территориальных соглашений, коллективных и трудовых договоров не могут ухудшать положения работников учреждений Минздрава области по сравнению с законодательством Российской Федерации, законодательством Свердловской области и настоящим Соглашением.
1.8. Работодатели и выборный орган первичной профсоюзной организации могут заключать иные соглашения в соответствии с частью 10 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), содержащие условия об установлении гарантий и компенсаций членам Профсоюза, а также работникам, не являющимся членами Профсоюза, но уполномочившим выборный орган первичной профсоюзной организации на представление их интересов в соответствии с частью 2 статьи 30 ТК РФ.
1.9. Законодательные и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия настоящего Соглашения, улучшающие правовое и социально-экономическое положение работников учреждений Минздрава области, расширяют действие соответствующих пунктов настоящего соглашения с момента вступления их в силу.
1.10. В случае проведения реорганизационных мероприятий у одной из Сторон Соглашения права и обязательства переходят к правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.
1.11. Ни одна из Сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к Сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данного работодателя.
1.12. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется Сторонами Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля Стороны Соглашения ежегодно предоставляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию, касающуюся хода выполнения Соглашения.
1.13. Для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта Соглашения, изменений и дополнений к нему, заключения Соглашения, осуществления контроля за выполнением Соглашения создается постоянно действующая отраслевая комиссия (далее - отраслевая комиссия).
1.14. Если в ходе коллективных переговоров сторонами Соглашения не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий.
1.15. Вопросы реализации настоящего Соглашения при необходимости могут рассматриваться на заседаниях Коллегии Минздрава области, расширенном заседании коллегиального органа Свердловской областной организации Профсоюза, с оформлением соответствующего решения.
1.16. Стороны Соглашения несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, непредоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, другие противоправные действия (бездействие) в соответствии с федеральным законом.
1.17. В период действия настоящего Соглашения стороны Соглашения руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров, используют все возможности для устранения причин, которые могут повлечь возникновение конфликтов, с целью предупреждения применения трудовыми коллективами крайней меры их разрешения (забастовок).
1.18. Соглашение вступает в силу со дня его подписания Сторонами. Срок действия Соглашения - 3 года.
1.19. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Соглашения до учреждений Минздрава области в течение 1 месяца с момента подписания Соглашения Сторонами.
1.20. Стороны Соглашения обязуются не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия Соглашения вступить в переговоры о заключении отраслевого Соглашения на новый срок.
1.21. В целях содействия развитию социального партнерства Стороны признают необходимым:
обмен информацией о перспективных планах социально-экономического развития здравоохранения Свердловской области, принимаемых решениях, непосредственно затрагивающих интересы работников;
оказание практической помощи в подготовке проектов коллективных договоров в учреждениях Минздрава Свердловской области; обеспечение контроля за их выполнением в процессе плановых и внеплановых проверок;
опубликование Соглашения в течение одного месяца с момента заключения на Интернет-ресурсах Сторон;
итоги выполнения Соглашения подводятся ежегодно на заседании Отраслевой комиссии.
II. Оплата труда.
2.1. Стороны считают основной задачей обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников отрасли.
Стороны принимают меры:
2.1.1. по недопущению снижения достигнутого уровня оплаты труда.
Заработная плата работника в месяц, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимального размера заработной платы, установленной федеральным законом. В случае установления в последующем на региональном уровне большего размера минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), применяется МРОТ, установленный на региональном уровне;
2.1.2. в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях Минздрава области, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда проводить работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников в части обеспечения доли выплат по окладам в структуре заработной платы не ниже процентов, установленных в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утвержденными решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
2.2. В ходе плановых и внеплановых проверок Стороны осуществляют контроль за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и перечислением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в учреждениях Минздрава Свердловской области.
Стороны принимают меры по недопущению задолженности по заработной плате и социальным страховым взносам.
2.3. Министерство обязуется предоставлять по запросам Профсоюза информацию об уровне и своевременности выплаты заработной платы работникам.
2.4. Работодатели обязаны:
2.4.1. устанавливать заработную плату работников в соответствии с действующей в учреждении системой оплаты труда, установленной в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе нормативными правовыми актами Свердловской области, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, предусмотренном статьей 372 ТК РФ;
2.4.2. устанавливать размер должностного оклада не ниже минимальных размеров должностных окладов, установленных Примерным положением об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Свердловской области, утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 30.09.2015 N 866-ПП (далее - постановление от 30.09.2015 N 866-ПП). Максимальным размером оклады не ограничиваются.
2.4.3. определять порядок и условия осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера в локальных нормативных актах государственного учреждения с учетом порядка и условий, установленных постановлением от 30.09.2015 N 866-ПП.
2.4.4. обеспечивать выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени в месяц и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда), в размере не ниже установленного МРОТ в соответствии с действующим законодательством.
2.4.5. не допускать появления задолженности по заработной плате перед работниками.
2.5. Профсоюз обязуется:
2.5.1. обеспечивать защиту прав и интересов членов Профсоюза по вопросам оплаты труда в примирительных комиссиях, комиссиях по трудовым спорам, судах;
2.5.2. взаимодействовать с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Свердловской области с целью осуществления контроля за рациональным и целевым расходованием средств на заработную плату работникам, работающим в системе обязательного медицинского страхования;
2.5.3. информировать Министерство о фактах несвоевременной выплаты работникам заработной платы;
2.5.4. осуществлять консультативную и методическую помощь профсоюзным организациям, членам Профсоюза по вопросам заработной платы;
2.6. Стороны рекомендуют предусматривать в коллективных договорах учреждений Минздрава области:
- условие о минимальной заработной плате работника, установленной на уровне региона (Свердловской области), при этом МРОТ не может быть ниже установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда";
- порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера;
- порядок расчета среднего часового заработка для оплаты сверхурочной работы;
- сроки выплаты заработной платы не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена;
- размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы из расчета не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;
- положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, с возмещением среднего заработка за весь период ее задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
- необходимость разработки графика погашения задолженности в случаях несвоевременной выплаты заработной платы;
- оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) за первые три дня нетрудоспособности производить в соответствии с действующим законодательством;
- оплату выходного пособия при сокращении численности или штата работников из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации;
- размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии с ч. 3 ст. 112 ТК РФ;
- выделение средств на социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на проезд, оплату жилищно-коммунальных услуг, питание, приобретение (строительство) жилья, оздоровление и другое из средств, полученных от предпринимательской деятельности государственного учреждения, с учетом финансовых возможностей учреждения, если это не предусмотрено нормами трудового законодательства;
- порядок, размеры и условия предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска либо денежной компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с нормами трудового законодательства;
- порядок, размеры и условия предоставления повышенной оплаты труда работникам в связи с особым характером работы и спецификой труда в соответствии с действующим законодательством.
2.7. Стороны подтверждают, что:
2.7.1. оплата труда работников здравоохранения производится в соответствии с действующим законодательством;
2.7.2. заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
2.7.3. система оплаты труда работников формируется на основе совершенствования структуры заработной платы, в том числе соотношения размеров окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера с учетом задач кадрового обеспечения учреждений и стимулирования работников к повышению результатов труда, определяемых федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с требованиями к отраслевым системам оплаты труда, обеспечения других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
2.7.4. индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги направлять преимущественно на увеличение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) работников в порядке, установленном ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Свердловской области.
2.7.5. выплата заработной платы производится не реже, чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка организации, коллективным договором, трудовым договором, не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы в соответствии с законодательством;
2.7.6. квалификационная категория действительна в течение пяти лет со дня издания приказа о ее присвоении.
За четыре месяца до окончания срока действия квалификационной категории специалист направляет квалификационную документацию в аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия обязана рассмотреть аттестационные материалы на присвоение квалификационной категории в течение четырех месяцев со дня их получения.
В случае уважительной причины (временная нетрудоспособность, командировка и пр.) по представлению руководителя организации в аттестационную комиссию срок переаттестации специалиста может быть перенесен на три месяца, в течение которого ему выплачивается надбавка к окладу за имеющуюся квалификационную категорию.
2.8. Стороны договорились:
2.8.1. производить оплату труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в повышенном размере по сравнению с оплатой труда, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда, в соответствии с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права. Конкретные размеры повышения оплаты труда не могут быть менее 4 процентов окладов (должностных окладов), рекомендуется устанавливать дифференцированно в зависимости от степени вредности по результатам специальной оценки условий труда с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ.
Рекомендуемые размеры повышения оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: класс (подкласс) 3.1. - не менее 4% должностного оклада; класс (подкласс) 3.2. - не менее 5% должностного оклада; класс (подкласс) 3.3. - не менее 6% должностного оклада; класс (подкласс) 3.4. - не менее 7% должностного оклада.
2.8.2. производить оплату за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) не менее 20% (процентов) часовой ставки (оклада), должностного оклада за каждый час работы в ночное время, а в структурных подразделениях осуществляющим оказание экстренной, скорой и неотложной медицинской помощи в повышенном размере - до 100% (процентов).
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время и перечень структурных подразделений устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом подведомственной организации, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором.
2.8.3. в случае истечения срока действия квалификационной категории у лиц, находившихся в состоянии длительной нетрудоспособности (свыше 6 месяцев), лиц, призванных на службу в Вооруженных силах Российской Федерации, лиц, находящихся в длительной командировке за рубежом и выполняющих работу по специальности, беременных, лиц, находящихся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 и 3-х лет, за такими медицинскими и фармацевтическими работниками сохраняется соответствующая надбавка за квалификационную категорию, после выхода на работу до подтверждения квалификационной категории, но не более 6 месяцев;
2.8.4. врачам - руководителям учреждений Минздрава области (по согласованию с Министерством здравоохранения Свердловской области) и их заместителям - врачам разрешается вести в учреждениях, в штатах которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25% должностного оклада врача соответствующей специальности. Такая работа должна отражаться в соответствующих документах;
2.8.5. врачам - терапевтам при переходе на должности врачей общей практики (семейных врачей), медицинским сестрам при переходе на должности медицинских сестер врача общей практики (семейного врача), установленные им надбавки к должностному окладу за квалификационную категорию сохраняются до подтверждения квалификационной категории, но не более 6 месяцев;
2.8.6. в случае истечения у работника перед наступлением пенсионного возраста срока действия квалификационной категории рекомендовать работодателю сохранять оплату труда работника с учетом имевшейся квалификационной категории до дня наступления пенсионного возраста, но не более чем на один год;
2.8.7. рекомендовать руководителям учреждений Минздрава области устанавливать молодым специалистам*, поступившим на работу в учреждения Минздрава Свердловской области после окончания профильного высшего или среднего профессионального образовательного учреждения, пятипроцентную надбавку к должностному окладу на срок до 3 лет работы с момента первого трудоустройства по специальности.
При переходе молодого специалиста на работу в другую медицинскую организацию, новый работодатель может сохранить за молодым специалистом право на получение надбавки к окладу в размере 5% до истечения, установленного 3-летнего срока;
2.8.8. рекомендовать устанавливать надбавку к окладу руководящим работникам и специалистам учреждений Минздрава области за ученую степень: кандидата наук - до 10%, за доктора наук - до 20%; за почетные звания: "Заслуженный врач", "Заслуженный работник здравоохранения", "Заслуженный медицинский работник", "кандидат экономических наук", "заслуженный экономист" и др. - до 10%;
2.8.9. дежурства на дому оплачиваются в расчета 50% от должностного оклада, а в случае вызова работника и учреждение время, затраченное им на оказание медицинской помощи, а также время в пути оплачивается из расчета должностного оклада с учетом компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера, установленных данному работнику;
2.8.10. не допускать необоснованного перевода работников в числа младшего медицинского персонала, работающих в структурных подразделениях стационаров, в категорию прочего персонала;
2.8.11. работникам обособленных структурных подразделений учреждений Минздрава области, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа, устанавливается повышенный на 25 процентов размер окладов по профессионально-квалификационным группам;
2.8.12. выплаты районного коэффициента производить на всю сумму начисленной заработной платы в связи с тем. что Свердловская область относится к районам с неблагоприятными природными климатическими условиями.
2.9. Стороны обязуются:
2.9.1. анализировать социально-экономическое положение работников учреждений Минздрава области, готовить и совместно вносить предложения по улучшению условий оплаты труда работников отрасли здравоохранения;
2.9.2. принимать все необходимые меры по обеспечению финансирования расходов по текущему содержанию учреждений Минздрава области и развитию отрасли здравоохранения с утвержденным на соответствующий период бюджетом Свердловской области;
2.9.3. осуществлять контроль за своевременностью и в полном объеме выплаты заработной платы в учреждениях Минздрава области.
* Для целей настоящего пункта Соглашения под молодым специалистом понимается выпускник образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования, закончивший полный курс по очной форме обучения, получивший диплом об окончании образовательного учреждения и прошедший аккредитацию (аккредитация специалиста только для медицинских и фармацевтических работников), принятый на работу в медицинскую организацию в соответствии с полученной специальностью и квалификацией, в возрасте до 55 лет.
III. Трудовые отношения. Режимы труда и отдыха
3.1. Стороны Соглашения договорились:
3.1.1. Работодатели обеспечивают установленную законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области для работников здравоохранения продолжительность рабочего времени и времени отдыха с учетом соблюдения длительности ежедневного (междусменного) отдыха, равной не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
Продолжительность работы по совместительству в учреждениях Минздрава области, где имеется недостаток медицинских и фармацевтических работников, устанавливается:
для врачей и среднего медицинского персонала, младшего медицинского и фармацевтического персонала - месячная норма рабочего времени, исчисленная из установленной продолжительности рабочей недели.
3.1.2. Медицинским работникам учреждений Минздрава области в соответствии со статьей 350 ТК РФ устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 39 часов в неделю.
Продолжительность рабочей недели, установленной медицинским работникам учреждений Минздрава области в соответствии со статьей 350 ТК РФ не зависит от результатов специальной оценки условий труда.
Продолжительность рабочего времени медицинских работников подведомственных организаций устанавливается в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".
3.1.3. Для работников из числа женщин, работающих в сельской местности, в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.1.4. Для работников условия труда на рабочих местах, которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.
На основании коллективного договора, а также с письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору:
- продолжительность рабочего для данной категории работников времени может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно установленной денежной компенсацией в порядке и на условиях, которые установленные коллективным договором.
- продолжительности ежедневной работы (смены) может быть увеличена при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени:
при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов;
при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов.
3.1.5. В целях создания здоровых и безопасных условий труда, качественного выполнения обязанностей по оказанию медицинской помощи населению работодатель обеспечивает продолжительность рабочей смены не более 12 часов; максимально допустимая продолжительность смены может быть увеличена до 24 часов при наличии письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.
3.1.6. Когда по условиям работы в учреждении в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.
Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
3.1.7. В целях реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в экстренной или неотложной форме общая продолжительность рабочего времени работника учреждения Минздрава области с учетом времени дежурства на дому может превышать норму рабочего времени работника за соответствующий период.
Время дежурства на дому учитывается в размере одной второй часа рабочего времени за каждый час дежурства на дому.
В случае вызова на работу работника, осуществляющего дежурство на дому, время, затраченное на оказание медицинской помощи, и время следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно учитывается в размере часа рабочего времени за каждый час оказания медицинской помощи и следования медицинского работника от дома до места работы (места оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной форме) и обратно.
3.1.8. Продолжительность рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, подведомственных Минздраву области, устанавливается в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре".
3.1.9. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, коллективным договором.
3.1.10. В каждом календарном году работник имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее 28 календарных дней, работающим инвалидам 30 календарных дней. Порядок и условия предоставления дополнительных отпусков (за вредные, опасные условия труда, ненормированный рабочий день и др.) определяются в соответствии с трудовым законодательством.
3.1.11. В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30.03.2004 N 209-ПП "Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в государственных учреждениях Свердловской области" работникам, работающим в условиях ненормированного рабочего дня, предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 3 календарных дня. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, имеющих право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, устанавливается коллективным договором или локальным нормативным актом учреждения.
3.1.12. В случае установления по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) вредности 3.2. и более, а также если в учреждении не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ), для определения продолжительности дополнительного отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, применять постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" в части, не противоречащей действующему законодательству.
При проведении СОУТ и отнесении условий труда на рабочих местах к вредным условиям (класс 3) и (или) опасным (класс 4) в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" работникам предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск ранее установленной продолжительности.
3.1.13. На основании коллективного договора, а также с письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, которая превышает 7 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией, рассчитываемой в соответствии со статьей 139 ТК РФ.
Конкретные размеры отдельно устанавливаемой денежной компенсации устанавливаются коллективным договором.
3.2. Предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков за счет собственных средств учреждения осуществляется в соответствии с коллективным договором.
3.3. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска устанавливаются:
3.3.1. За работу с вредными и (или) опасными условиями труда отдельным категориям медицинских работников учреждений Минздрава области в соответствии с Законом Российской Федерации от 02 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и Федеральным законом от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников".
3.3.2. Работникам учреждений за особый характер работы предоставляется дополнительный оплачиваемого отпуск продолжительностью 3 дня за непрерывную работу в указанных учреждениях свыше 3 лет:
- врачам общей практики (семейным врачам) и медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей);
При определении продолжительности непрерывной работы в должностях врачей общей практики (семейных врачей), фельдшера, медицинских сестер врачей общей практики (семейных врачей) для предоставления, дополнительного оплачиваемого 3-дневного отпуска засчитывать время непосредственно предшествующей непрерывной работы в должностях участковых врачей-терапевтов и участковых врачей - педиатров территориальных участков и медицинских сестер терапевтических и педиатрических территориальных участков;
- врачам участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, участковым терапевтам и педиатрам территориальных участков городских поликлиник, выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи;
- старшим врачам станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, заведующим терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, участковым сестрам терапевтических и педиатрических территориальных участков;
- лицам из числа среднего медицинского персонала выездных бригад станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, перешедшим на должности среднего медицинского персонала по приему вызовов и передаче их выездным бригадам, или на работу в качестве старших фельдшеров подстанций скорой и неотложной медицинской помощи;
- среднему медицинскому персоналу выездных бригад станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи;
- водителям выездных бригад станций (отделений) скорой медицинской помощи;
- фельдшерам, работающим на 1 января 1991 года на врачебных должностях на территориальных терапевтических и педиатрических участках в поликлиниках (поликлинических отделениях), фельдшерам врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов.
3.4. В соответствии с пунктом 2 раздела IV Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.05.2015 N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках" педагогическим работникам, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678, работающим в организациях осуществляющих лечение, имеют право на ежегодный основной удлиненный отпуск продолжительностью 56 дней.
3.5. При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.
3.6. Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
3.7. Работодатель может предоставлять работникам, по предварительному письменному заявлению, отпуск без сохранения заработной платы в соответствии со статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации и положениями коллективного договора.
3.8. Работникам, имеющих детей-инвалидов, работодатель представляет ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для них время.
3.9. Работодатели с учетом своих финансовых возможностей, за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, могут самостоятельно устанавливать дополнительные оплачиваемые отпуска.
Порядок и условия предоставления этих отпусков определяется в коллективном договоре.
При заключении коллективных договоров рекомендуется предусматривать следующие дополнительные оплачиваемые отпуска:
в связи с вступлением в брак работника - до 3-х календарных дней;
в связи со свадьбой детей - 1 день;
в связи со смертью родственников - до 5-ти календарных дней;
в связи с рождением ребенка (отцу) - до 3-х календарных дней;
юбилярам (50, 55 лет, 60 лет и т.д. каждые пять лет) - в день юбилея;
работникам, имеющим детей школьного возраста: 1 сентября - если ребенок впервые идет в школу.
Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации (статья 14) близкие родственники - это родственники по прямой восходящей и нисходящей линии: родители и дети, дедушка, бабушка и внуки, а также полнородные и неполнородные братья и сестры.
IV. Содействие занятости, повышение квалификации работников
4.1. Стороны Соглашения договорились:
4.1.1. В случае реорганизации или ликвидации учреждения Минздрава области либо сокращения численности или штата работников, возможного расторжения трудовых договоров с работниками персонально и в письменной форме под роспись работодатели сообщают об этом работникам, а также информируют выборный орган первичной профсоюзной организации и органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если это может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
4.1.2. В случае увольнения работников в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждений Минздрава области, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата высвобождаемым работникам предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.1.3. При принятии решений о высвобождении в связи с ликвидацией или реорганизацией учреждений Минздрава области, сокращением численности или штата работников руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации при проведении отбора кандидатур работников, подлежащих высвобождению, а также реализовывать преимущественное право оставления на работе с учетом гарантий, предусмотренных статьями 178, 179 и 180 Трудового кодекса Российской Федерации;
4.1.4. Критериями массового высвобождения работников учреждений Минздрава области считаются:
1) ликвидация учреждений Минздрава области любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
2) сокращение численности или штата работников в количестве:
25 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
300 и более человек в течение 90 календарных дней.
4.1.5. При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
4.2. Работодатели:
4.2.1. С учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации определяют численность высвобождаемых работников. В целях предотвращения массового высвобождения работников при временном сокращении объемов работ работодатели проводят обязательные взаимные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации и разрабатывают мероприятия по поддержке занятости, социальной защищенности работников.
4.2.2. Предоставляют время для поиска работы работнику, предупрежденному о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата. Порядок и условия предоставления такого времени определяется соглашением с работодателем или в коллективном договоре.
4.2.3. Предоставляют преимущественное право трудоустройства работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с квалификацией работника в данное учреждение в случае создания новых рабочих мест или возникновения вакансий. Право трудоустройства может быть установлено коллективным договором.
4.2.4. Проводят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников за счет средств работодателя. Условия и порядок проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. При направлении работодателем работников для повышения квалификации с отрывом от работы за ними сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы на весь период обучения.
4.2.5. Обеспечивают в соответствии с действующим законодательством повышение квалификации и переподготовку педагогических работников, предусматривая обязательное получение дополнительного профессионального образования педагогическими работниками не реже одного раза в 3 года для каждого работника.
При принятии решения об организации профессиональной переподготовки работников учитываются соответствие профиля образования работника требованиям профессиональных стандартов, а также сроки прохождения им следующей аттестации.
4.3. Профсоюз осуществляет контроль за соблюдением законодательства, защищает интересы работников при смене собственника имущества учреждения, его реорганизации или ликвидации.
V. Условия и охрана труда
5.1. Минздрав Свердловской области обязуется:
5.1.1. поддерживать функционирование отраслевой службы охраны труда;
5.1.2. организовывать и координировать работу по охране труда в учреждениях Минздрава области в соответствии с трудовым законодательством;
5.1.3. осуществлять ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства учреждениями Минздрава области;
5.1.4. доводить до сведения руководителей учреждений Минздрава области вводимые в действие новые законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда;
5.1.5. осуществлять контроль и оказывать организационно-методическую помощь учреждениям Минздрава области в проведении специальной оценки условий труда и своевременном выполнении мероприятий по их улучшению;
5.1.6. проводить учет и анализ случаев производственного травматизма работников отрасли, разрабатывать рекомендации и мероприятия по их снижению;
5.1.7. контролировать наличие в штатном расписании учреждений Минздрава области с численностью, работающих 50 и более человек должности освобожденного специалиста по охране труда в пределах утвержденного фонда оплаты труда.
5.1.8. организовать обеспечение специалистов по охране труда, учреждений Минздрава области оргтехникой, доступом в сеть "Интернет", справочно-правовыми системами.
5.2. Свердловская областная организация Профсоюза обязуется:
5.2.1. осуществлять общественный контроль за состоянием условий и охраны труда;
5.2.2. участвовать в работе комиссии по расследованию причин групповых, тяжелых и смертельных несчастных случаев на производстве;
5.2.3. оказывать необходимую консультативную помощь работникам и организациям здравоохранения по вопросам охраны труда;
5.2.4. рассматривать вопросы условий и охраны труда на заседаниях Президиума и постоянно действующем семинаре "День председателя";
5.2.5. осуществлять независимую экспертизу условий труда в организациях здравоохранения в соответствии с регламентами Федерации независимых профсоюзов России, Центрального комитета Профсоюза работников здравоохранения РФ, Федерации профсоюзов Свердловской области;
5.2.6. принимать участие в разработке нормативных правовых актов по охране труда;
5.2.7. обеспечивать нормативно-технической документацией по охране труда профсоюзные органы организаций здравоохранения;
5.2.8. проводить работу по защите социально-экономических и трудовых прав работников здравоохранения.
5.3. Минздрав Свердловской области совместно со Свердловской областной организацией Профсоюза обязуются:
5.3.1. осуществлять мониторинг нормативных правовых актов в области охраны труда;
5.3.2. участвовать в проведении конкурса, организованного Правительством Свердловской области "По культуре производства и охране труда среди организаций, расположенных на территории Свердловской области";
5.4. Работодатель обеспечивает:
5.4.1. проведение проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов, руководствуясь "Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";
5.4.2. по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создание в учреждениях комитетов (комиссий) по охране труда;
5.4.3. создание службы охраны труда в учреждении с численностью работников более 500 и более человек в пределах утвержденного фонда оплаты труда;
5.4.4. выполнение мероприятий, по специальной оценке, условий труда, в том числе:
5.4.4.1. взаимодействие комиссии по проведению специальной оценки условий труда с организациями, проводящими специальную оценку условий труда, на всех этапах этой работы в целях получения объективных результатов;
5.4.4.2. организацию работы комиссии по сбору предложений работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
5.4.4.3. при заключении договора на оказание услуг по специальной оценке условий труда включение в обязанности исполнителя пункта: "По письменному требованию Заказчика предоставлять обоснования результатов проведения специальной оценки условий труда в течение всего периода их действия - 5 лет";
5.4.4.4. предоставление работникам необходимых разъяснений по вопросам проведения и результатам специальной оценки условий труда на его рабочем месте, в том числе по предоставляемым гарантиям и компенсациям за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
5.4.4.5. проведение специальной оценки условий труда с учетом положений Совместных разъяснений Центрального комитета Профсоюза работников здравоохранения РФ, Минздрава России и Минтруда России от 09.10.2018 по учету биологического фактора при проведении СОУТ;
5.4.4.6. проведение специальной оценки условий труда с обязательным письменным информированием работника о проведении СОУТ на его рабочем месте.
5.4.5. организацию контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах;
5.4.6. обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах работников, недопущение к работе лиц, не прошедших инструктаж и проверку знаний по охране труда;
5.4.7. проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбе в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка;
5.4.8. проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающих в условиях повышенной опасности, 1 раз в 5 лет (ст. 213 ТК РФ);
5.4.9. обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
5.4.10. информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
5.4.11. бесплатную выдачу смывающих и обезвреживающих средств, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, в том числе медицинскому персоналу, занятому выходами и выездами на участки и линии в соответствии с установленными нормами;
5.4.12. бесплатную выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым во вредных условиях труда, в соответствии с действующим законодательством;
5.4.13. расследование в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. При групповом, тяжелом и смертельном несчастных случаях направлять извещения в течение суток в Свердловскую областную организацию Профсоюза и Министерство здравоохранения Свердловской области;
5.4.14. санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда и соблюдение гигиенических требований;
5.4.15. ежегодно проводить диспансеризацию работников.
5.5. На время приостановки работ в учреждении, отделении, лаборатории, на рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника сохранять за ним место работы, должность и средний заработок. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, а также при необеспечении его средствами индивидуальной защиты, не влечет для работника каких-либо последствий.
5.6. Профсоюзные органы организаций здравоохранения обязуются:
5.6.1. осуществлять общественный контроль за состоянием условий и охраны труда, бесплатным обеспечением средствами индивидуальной защиты, мылом, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами в натуральной форме, выполнением мероприятий по охране труда коллективного договора и расходованием средств на эти цели;
5.6.2. организовывать эффективную работу уполномоченных по охране труда профсоюза и членов совместного комитета (комиссии) по охране труда и содействовать их обучению 1 раз в 3 года за счет работодателя;
5.6.3. при возникновении несчастного случая на производстве или профзаболевания:
5.6.3.1. в течение суток сообщать о происшествии в Свердловскую областную организацию Профсоюза;
5.6.3.2. контролировать своевременную передачу всей необходимой документации в ГУ Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Свердловской области по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям;
5.6.3.3. оказывать помощь пострадавшим или членам их семей в получении всех выплат, предусмотренных законодательством и настоящим соглашением;
5.6.4. представлять в Свердловскую областную организацию Профсоюза отчеты по охране труда за истекший год по формам, установленным Свердловской областной организацией Профсоюза, без приложения копий актов формы Н-1.
5.7. Стороны Отраслевого соглашения:
5.7.1. рекомендуют предусматривать в коллективных договорах и соглашениях мероприятия:
- по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукцией, употребления табака и табачных изделий;
- по созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом, включая подготовку и выполнение требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне", включение в режим рабочего дня производственной гимнастики для поддержания умственной и физической работоспособности работников.
5.7.2. содействуют распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально-значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
VI. Меры социальной поддержки, гарантии и компенсации
6.1. Стороны Соглашения договорились:
6.1.1. В соответствии с частью четвертой статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели при наличии финансовых возможностей могут отчислять денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу до 0,2% от поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к основным видам его деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе, а также от иной приносящей доход деятельности.
Условия и порядок расходования указанных средств определяются в коллективном договоре.
Работодатель согласовывает с соответствующим выборным органом первичной профсоюзной организации формирование и распределение средств на социальные нужды учреждения (культурно-массовые, оздоровительные и спортивные мероприятия):
- на оплату летнего и зимнего отдыха детей работников. Условия предоставления оплаты отдыха оговариваются в коллективном договоре учреждения;
- на дотацию оплаты детских дошкольных учреждений для детей низкооплачиваемых работников;
- на выплату семье умершего (погибшего) работника в случае смерти, не связанной с исполнением трудовых обязанностей, единовременного пособия в размере, предусмотренном на эти цели коллективным договором.
6.1.2. Выборные органы первичных профсоюзных организаций осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими коллективных договоров, соглашений.
6.2. Профсоюз рекомендует профсоюзным организациям:
- обеспечивать представительство и защиту индивидуальных социально-трудовых, профессиональных, экономических и иных прав и интересов работников, являющихся членами Профсоюза, в том числе посредством проведения проверок правовой и технической инспекциями труда Профсоюза. Способствовать созданию условий для повышения жизненного уровня работников, являющихся членами Профсоюза и их семей;
выходить с инициативой о привлечении к административной ответственности должностных лиц (в том числе руководителей), допустивших нарушения трудовых прав работников;
- осуществлять контроль за использованием средств, предназначенных на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей;
- проводить необходимую работу по обеспечению детей работников, являющихся членами Профсоюза путевками на период каникул в оздоровительные лагеря.
6.3. Минздрав области рекомендует работодателям при наличии средств от иной приносящей доход деятельности устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам.
VII. Гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи
7.1. Стороны Соглашения считают молодыми работниками учреждений Минздрава области граждан Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет (далее - молодые работники).
7.2. Приоритетными направлениями в совместной деятельности по реализации молодежной политики в учреждениях Минздрава области являются:
проведение разъяснительной работы с обучающимися в учреждениях профессионального образования и молодыми работниками в целях закрепления их в учреждениях Минздрава области;
развитие творческой активности молодых работников и обучающихся в учреждениях профессионального образования;
обеспечение обучающихся в учреждениях профессионального образования и молодых работников правовой и социальной защищенностью;
активизация и поддержка досуга обучающихся в учреждениях профессионального образования и молодых работников, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
7.3. Стороны Соглашения в целях сохранения и развития потенциала учреждений Минздрава области, повышения престижа профессии, эффективного участия молодых работников в рабочем процессе, обеспечении преемственности опыта, профессионального роста и социальной защищенности работников рекомендуют работодателям:
7.3.1. при заключении коллективных договоров и соглашений включать в них специальные разделы по защите социально-экономических и трудовых прав молодых работников;
7.3.2. проводить работу по формированию и обучению резерва из числа молодых работников на руководящие должности;
7.3.3. закреплять наставников за всеми молодыми работниками в первый год их работы в учреждениях Минздрава области. Устанавливать наставникам молодых работников доплаты за работу с молодыми работниками на условиях, определяемых коллективными договорами;
7.3.4. устанавливать при наличии финансовых средств ежемесячные надбавки в течение 3-х лет после окончания учебного заведения для молодых работников;
7.3.5. осуществлять профессиональную подготовку и повышение квалификации для женщин, вышедших из отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за ребенком в течение первого года работы из числа молодых работников;
7.3.6. в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Закона Свердловской области от 21 ноября 2012 года N 91-ОЗ "Об охране здоровья граждан в Свердловской области", постановлением Правительства Свердловской области от 24.08.2006 N 731-ПП "О размере единовременного пособия на обзаведение хозяйством специалистам, поступающим в областные государственные и муниципальные организации Свердловской области" выплачивать единовременное пособие на обзаведение хозяйством медицинским и фармацевтическим работникам, впервые поступившим на работу в государственное медицинское учреждение Свердловской области или в муниципальное медицинское учреждение, осуществляющее деятельность на территории Свердловской области, в год окончания медицинской или фармацевтической профессиональной образовательной организации, интернатуры или ординатуры медицинской или фармацевтической образовательной организации высшего образования, аспирантуры медицинской или фармацевтической образовательной организации высшего образования либо в год окончания медицинской или фармацевтической профессиональной образовательной организации, интернатуры или ординатуры медицинской или фармацевтической образовательной организации высшего образования призванным на военную службу и поступившим на работу в государственное медицинское учреждение Свердловской области или муниципальное медицинское учреждение, осуществляющее деятельность на территории Свердловской области, в течение 6 месяцев со дня увольнения с военной службы:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпункт 2 пункта 2 статьи 21"
в размере 50000 рублей - поступившим на работу в областные государственные учреждения здравоохранения, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, расположенные в сельской местности;
в размере 35000 рублей - поступившим на работу в областные государственные учреждения здравоохранения, осуществляющие деятельность на территории Свердловской области, расположенные в населенных пунктах, не отнесенных к сельской местности.
7.3.7. в целях укомплектования медицинских организаций Свердловской области медицинскими кадрами и привлечения специалистов для работы в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2020 N 508-ПП "О предоставлении единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, осуществлять единовременные компенсационные выплаты в размере:
1) 1,5 млн. рублей для врачей и 0,75 млн. руб. для фельдшеров, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты либо поселки городского типа, расположенные на удаленных и труднодоступных территориях (перечень приведен в приложении N 1 к Порядку предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, расположенные на территории Свердловской области, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 30.07.2020 N 508-ПП);
2) 1 млн. рублей для врачей и 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа (за исключением указанных в подпункте 1 настоящего пункта) либо города с населением до 50 тысяч человек.
7.3.8. предоставлять гарантии и компенсации молодым работникам для обучения в образовательных и научных учреждениях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и коллективным договором;
7.3.9. обеспечивать молодым работникам возможность социально-трудовой адаптации в течение первого года работы (в том числе не переводить на другое место работы без его согласия);
7.3.10. содействовать созданию и работе Молодежного Совета первичной профсоюзной организации, направленной на активизацию участия молодых работников в повышении эффективности деятельности учреждения;
7.3.11. председателю Молодежного Совета предоставлять 1 (один) день в месяц (при необходимости) с сохранением среднего заработка по основному месту работы для выполнения общественных обязанностей в интересах молодых работников учреждения;
7.4. Профсоюз:
7.4.1. Вовлекает молодых работников и обучающихся в учреждениях профессионального образования в ряды членов Профсоюза и содействует созданию условий для реализации их профессиональных потребностей.
7.4.2. Направляет на реализацию молодежной политики до 5% в расходной части сметы профбюджета Обкома профсоюза.
7.4.3. Оказывает молодым работникам и обучающимся в учреждениях профессионального образования необходимую помощь в защите своих трудовых, экономических и социальных прав.
7.4.4. Участвует в реализации программы развития студенческого самоуправления на базе первичной профсоюзной организации.
7.4.5. Устанавливает ежегодные профсоюзные стипендии для студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования.
7.6. Работодатели и первичные профсоюзные организации:
7.6.1. Обобщают и распространяют опыт работы с молодыми работниками, направленный на их привлечение к активной производственной и социальной деятельности.
7.6.2. Могут устанавливают именные стипендии студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования за отличную успеваемость.
7.6.3. Поощряют молодых работников, добившихся высоких показателей в труде и активно участвующих в деятельности первичной профсоюзной организации.
7.6.4. Проводят конкурсы профессионального мастерства по различным профессиям среди молодых работников. Организовывают и проводят массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия и спартакиады.
VIII. Развитие социального партнерства
8.1. В целях развития социального партнерства Стороны Соглашения:
8.1.1. Строят свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдают определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности.
8.1.2. Принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений.
8.1.3. Принимают меры по обеспечению работодателями и первичными профсоюзными организациями выполнения установленных данным Соглашением социальных гарантий работникам и их семьям, не ограничивая права работодателей в расширении этих гарантий в пределах собственных средств учреждений.
8.1.4. Сотрудничают на паритетных началах при решении социально-экономических отраслевых проблем по защите социально-трудовых прав работников учреждений Минздрава области.
8.1.5. Представляют в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации сроки необходимую информацию для анализа хода реализации настоящего и подготовки последующего Соглашения, а также подготовки изменений и дополнений в действующее Соглашение.
8.2. Минздрав области:
8.2.1. В соответствии со статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивает условия для участия отраслевой комиссии и представителей Профсоюза в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников учреждений Минздрава области.
8.2.2. Обеспечивает заключение в учреждениях Минздрава области коллективных договоров.
8.3. Профсоюз:
8.3.1. Способствует реализации данного Соглашения и взаимодействует с работодателями на принципах социального партнерства.
8.3.2. Оказывает практическую помощь работодателям и выборным органам первичных профсоюзных организаций в разработке и принятии коллективных договоров.
8.3.3. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
8.3.4. Принимает меры по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах, отстаивает интересы работников.
IX. Обеспечение гарантий прав профсоюза в сфере создания условий для осуществления деятельности выборных органов первичных профсоюзных организаций
9.1. Стороны Соглашения договорились о нижеследующем:
9.1.1. Минздрав области:
9.1.1.1. Соблюдает права и гарантии Профсоюза в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", действующим законодательством Российской Федерации и не препятствуют созданию и функционированию первичных профсоюзных организаций в учреждениях Минздрава области.
9.1.2. Работодатели:
9.1.2.1. Безвозмездно представляют первичной профсоюзной организации в бесплатное пользование необходимые для ее деятельности отапливаемое, электрифицированное помещение, оргтехнику, средства связи, необходимые нормативно-правовые документы, а также возможность размещения информации в доступном для всех работников месте. При этом, хозяйственное содержание, ремонт, отопление и освещение, уборка, охрана, а также оборудование этого помещения осуществлять за счет средств работодателя. Сохранить аналогичные условия для деятельности территориальных профсоюзных организаций, действующих на момент заключения данного соглашения. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности первичной организации профсоюза для осуществления социального партнерства могут быть предусмотрены коллективным договором;
9.1.2.2. Представляют бесплатную информацию о деятельности учреждения, необходимую для реализации уставных целей и задач Профсоюза по экономическим и социально-трудовым вопросам;
9.1.2.3. Обеспечивают невмешательство в финансовую деятельность первичной профсоюзной организации.
Ежемесячно и бесплатно по письменному заявлению работников, являющихся членами Профсоюза, удерживают и перечисляют на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы в размере 1% процента от начисленной суммы заработной платы работников одновременно с ее выплатой в соответствии с коллективным договором.
Членские взносы в Профсоюз перечисляются работодателем одновременно с зачислением средств заработной платы на карты сотрудников в соответствии с платежными поручениями организации;
9.1.2.4. Ежемесячно и бесплатно по письменному заявлению работников в случаи наделение полномочиями о представлении интересов работника, не являющихся членами Профсоюза, перечисляют на счет профсоюзной организации денежные средства в размере 0,5% заработной платы указанных работников;
9.1.2.5. Обеспечивают участие представителей Профсоюза в обсуждении вопросов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников;
9.1.2.6. Освобождают от основной работы членов Профсоюза, входящих в состав выборных профсоюзных органов, уполномоченных по охране труда Профсоюза для выполнения обязанностей в интересах коллектива работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы с сохранением места работы (должности) и среднемесячной заработной платы.
9.1.2.7. Освобождают от основной работы членов профсоюза, избранных делегатами для участия в работе съездов, конференций, созываемых органами Профсоюза, а также освобождают от основной работы членов Профсоюза, избранных в состав органов Профсоюза для участия в работе этих органов, заседаниях комиссий с сохранением места работы (должности) и среднемесячной заработной платы.
9.1.2.8. Беспрепятственно пропускают представителей Профсоюза для реализации уставных целей и задач Профсоюза;
9.1.2.9. Рассматривают акты и справки профсоюзных организаций, представлений профсоюзных инспекторов труда о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, принимают меры по устранению выявленных нарушений и сообщают о принятых мерах указанным органам.
9.1.3. Уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда для исполнения возложенных на них функций может предоставляться оплачиваемое свободное время в течение рабочей недели, но не менее 2-х часов в неделю с оплатой в размере исходя из среднего месячного заработка.
9.1.4. Увольнять уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза только с согласия выборного органа первичной профсоюзной организации.
9.1.5. Увольнение по своей инициативе в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации председателей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, осуществлять только с предварительного согласия вышестоящего выборного органа Профсоюза (статья 374 ТК РФ).
9.1.6. Не могут подвергать дисциплинарному взысканию председателей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, контрольно-ревизионных комиссий, комиссий по трудовым спорам и не освобожденных от основной работы уполномоченных по охране труда Профсоюза без предварительного согласия выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации.
9.1.7. Устанавливают в коллективном договоре оплату труда руководителей выборного органа первичной профсоюзной организации, не освобожденного от основной работы, осуществляющих обязанности в интересах коллектива работников за счет средств работодателя. Конкретный размер определяется исходя из финансовых возможностей учреждения, но не ниже ранее достигнутых размеров.
9.1.8. Ходатайствуют о присвоении почетных званий, награждении ведомственными знаками отличия, предоставлении к государственным наградам выборных профсоюзных работников и профактива за вклад в общие результаты деятельности учреждения, участие в подготовке и организации социально-значимых мероприятий, за выполнения обязанностей в интересах коллектива работников и др.
9.2. Минздрав области обеспечивает выполнение работодателями:
9.2.1. Рассмотрение хода выполнения принятых обязательств Соглашения и коллективных договоров и информирование об этом Сторон Соглашения.
9.2.2. Порядок перечисления профсоюзных взносов в первичные профсоюзные организации по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисление их с расчетных (лицевых) счетов учреждений одновременно с платежными поручениями учреждений. Порядок их перечисления определяется коллективным договором.
9.2.3. Условия для осуществления уставной деятельности Профсоюза и их выборных органов, недопущение случаев нарушения прав Профсоюза, установленных законодательством Российской Федерации.
9.2.4. Рассмотрение в течение месяца всех требований, предложений, внесенных на профсоюзных конференциях (собраниях), и принятие соответствующих мер.
9.2.5. Предоставление членам выборных органов первичных профсоюзных организаций времени для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
9.2.6. Создание условий для участия представителей выборных органов первичных профсоюзных организаций в управлении организации в порядке, установленном действующим законодательством.
Министр здравоохранения Свердловской области |
А.А. Карлов |
Председатель Свердловской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ |
С.А. Угринов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Соглашение Министерства здравоохранения Свердловской области и Председателя Свердловской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ от 17 ноября 2021 г. "Отраслевое соглашение по государственным учреждениям Свердловской области, находящимся в ведении Министерства здравоохранения Свердловской области на 2021 - 2024 годы"
Текст соглашения опубликован на официальном сайте Министерства здравоохранения Свердловской области (http://minzdrav.midural.ru)