1. Общие положения
1.1. Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (далее - Комитет) образуется из числа депутатов Государственной Думы в соответствии со статьей 101 (часть 3) Конституции Российской Федерации, статьями 19, 20, 21 и 22 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Регламент Государственной Думы) и является постоянным действующим рабочим органом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума, палата). Решение об образовании Комитета принимается Государственной Думой и оформляется постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - постановление Государственной Думы).
1.2. Состав Комитета утверждается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Решение об утверждении состава Комитета оформляется постановлением Государственной Думы. Председатель Комитета, первые заместители и заместители председателя избираются палатой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций. Решение об избрании оформляется постановлением палаты. Решение об освобождении председателя Комитета, его первых заместителей и заместителей от должности принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Изменения в составе Комитета производятся постановлением Государственной Думы.
1.3. Формирование состава Комитета производится, как правило, на основе принципа пропорционального представительства фракций в Государственной Думе.
Численный состав Комитета определяется Государственной Думой.
1.4. В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Регламентом Государственной Думы, решениями Государственной Думы и настоящим Положением.
1.5. Деятельность Комитета основывается на принципах свободы обсуждения, гласности и коллективности решения вопросов.
1.6. Вопросы ведения Комитета определяются настоящим Положением.
1.7. Правовое, организационное, информационно-техническое и иное обеспечение деятельности Комитета осуществляет аппарат Комитета, действующий на основании законодательства Российской Федерации, положения об Аппарате Государственной Думы, настоящего Положения, Положения об аппарате Комитета и должностных регламентов сотрудников аппарата Комитета.
2. Основные задачи Комитета
2.1. Основными задачами Комитета являются:
2.1.1. Организация деятельности Комитета.
2.1.2. Предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой.
2.1.3. Подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы.
2.1.4. Анализ правоприменительной практики по вопросам, относящимся к ведению Комитета.
2.1.5. В соответствии с решением палаты подготовка запросов в Конституционный Суд Российской Федерации.
2.1.6. Организация проводимых Государственной Думой по инициативе Комитета парламентских слушаний, проведение конференций, совещаний, "круглых столов", семинаров.
2.1.7. Подготовка заключений и предложений по соответствующим разделам проекта федерального закона о федеральном бюджете.
2.1.8. Рассмотрение и исполнение поручений Совета Государственной Думы.
2.1.9. Взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам ведения Комитета.
2.1.10. Работа с обращениями граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Основные функции Комитета
3.1. Для решения задач, указанных в разделе 2 настоящего Положения, Комитет:
3.1.1. Разрабатывает и вносит предложения в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию, проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на текущий месяц, проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание, план международных связей Государственной Думы с парламентами других государств.
3.1.2. Утверждает план работы Комитета.
3.1.3. Осуществляет подготовку и вносит на рассмотрение Государственной Думы материалы, необходимые при прохождении законопроектов на всех стадиях их рассмотрения, в соответствии с требованиями Регламента Государственной Думы.
3.1.4. Принимает решение о направлении законопроекта, за подготовку которого Комитет назначен ответственным, в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы и независимой экспертизы законопроекта.
3.1.5. Направляет законопроекты, проекты постановлений, заявлений и обращений Государственной Думы, за подготовку которых Комитет назначен ответственным, в Правовое управление Аппарата Государственной Думы на правовую и лингвистическую экспертизу.
3.1.6. Создает самостоятельно или совместно с другими комитетами Государственной Думы рабочие группы для работы над законопроектами или для подготовки отдельных вопросов к парламентским слушаниям и иным мероприятиям Государственной Думы.
3.1.7. Приглашает на свои заседания и заседания рабочих групп представителей соответствующих субъектов права законодательной инициативы, авторов поправок к законопроектам или их официальных представителей, а при необходимости независимых экспертов - представителей иных организаций.
3.1.8. Принимает решение о необходимости проведения мероприятия в Государственной Думе, вносит эту инициативу на рассмотрение Совета Государственной Думы и по его решению организует и проводит мероприятие по вопросам, отнесенным к ведению Комитета, в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы.
3.1.9. По результатам рассмотрения поступивших поправок к законопроекту принимает решение, какие из поправок рекомендовать к принятию или отклонению Государственной Думой. Осуществляет подготовку таблицы поправок, рекомендуемых к принятию Государственной Думой, таблицы поправок, рекомендуемых к отклонению Государственной Думой, а также таблицы поправок, по которым Комитетом не были приняты решения.
3.1.10. Вносит на заседания Совета Государственной Думы предложения о приглашении парламентских делегаций иностранных государств или о направлении делегаций в составе группы депутатов Государственной Думы членов Комитета, работников аппарата Комитета и работников Аппарата Государственной Думы за пределы территории Российской Федерации в целях обмена опытом парламентской деятельности, развития сотрудничества с парламентами иностранных государств.
3.1.11. Взаимодействует по вопросам своего ведения с другими органами и лицами, а также со структурными подразделениями Аппарата Государственной Думы.
4. Состав, структура и общий порядок работы Комитета
4.1. В состав Комитета входят депутаты Государственной Думы: председатель Комитета, первые заместители председателя Комитета, заместители председателя Комитета, члены Комитета.
4.2. Все члены Комитета пользуются равными правами.
4.3. Комитет самостоятельно определяет свою структуру, вносит в нее изменения и дополнения.
4.4. Члены Комитета обязаны присутствовать на заседаниях Комитета. О невозможности присутствовать на заседаниях Комитета по уважительной причине члены Комитета обязаны информировать председателя Комитета.
4.5. Деятельность Комитета осуществляется в соответствии с планами работы Комитета, примерной программой законопроектной работы Государственной Думы, календарем рассмотрения вопросов Государственной Думой на период очередной сессии.
4.6. Для осуществления своих функций Комитет проводит заседания, распространяет информацию для депутатов Государственной Думы о дате, месте и времени проведения заседаний Комитета и рассматриваемых вопросах.
4.7. Комитет может инициировать проведение совместных заседаний, конференций, совещаний с участием двух и более комитетов или соответственно участвовать в их работе.
4.8. По направлениям своей деятельности Комитет может создавать рабочие группы из числа членов данного Комитета, других комитетов, представителей государственных органов власти и иных организаций. Комитет вправе привлекать к своей работе государственных гражданских служащих Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов.
4.9. Председатель Комитета:
4.9.1. Осуществляет постоянное руководство деятельностью Комитета;
4.9.2. Представляет Комитет во взаимоотношениях с субъектами права законодательной инициативы, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации, с общественными объединениями, другими организациями, соответствующими органами парламентов иностранных государств, международными организациями, а также с Председателем Государственной Думы и его заместителями, Советом Государственной Думы, комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации;
4.9.3. Распределяет обязанности между своими первыми заместителями и заместителями;
4.9.4. Уведомляет о дате, месте и времени заседания Комитета членов комитета, а также заблаговременно информирует об этом иных участников заседания;
4.9.5. Принимает решение о проведении заседания комитета, в том числе в режиме видеоконференцсвязи;
4.9.6. Ведет заседания Комитета, подписывает протоколы заседаний и решения Комитета;
4.9.7. В случае своего отсутствия и отсутствия своих первых заместителей поручает исполнение обязанностей председателя Комитета одному из своих заместителей;
4.9.8. Координирует деятельность созданных рабочих групп, решает иные вопросы внутреннего распорядка деятельности Комитета в соответствии с Регламентом Государственной Думы и распределением обязанностей между своими первыми заместителями и заместителями;
4.9.9. Осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Комитета.
5. Порядок проведения заседаний Комитета
5.1. Заседания Комитета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.
5.2. Заседания Комитета проводятся открыто, если Комитет не примет решение о проведении закрытого заседания.
5.3. Депутаты Государственной Думы, не входящие в состав Комитета, могут присутствовать на заседании Комитета с правом совещательного голоса.
5.4. На заседание Комитета могут быть приглашены должностные лица органов государственной власти, научных и общественных объединений и организаций. На заседании Комитета могут присутствовать сотрудники аппарата Комитета.
5.5. На открытых заседаниях Комитета по приглашению председателя Комитета могут присутствовать представители средств массовой информации и представители общественности.
5.6. Заседание Комитета правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комитета.
5.7. Решение комитета принимается большинством голосов от общего числа членов комитета, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Регламентом Государственной Думы.
5.8. Члены Комитета, отсутствующие на заседании комитета Государственной Думы по уважительной причине, определенной Регламентом Государственной Думы, могут выразить свою позицию по любому рассматриваемому на этом заседании вопросу в заявлении на имя председателя Комитета. Соответствующая информация отражается в стенограмме заседания Комитета.
6. Вопросы ведения Комитета
6.1. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:
6.1.1. Развитие института собственности, защита имущественных прав собственников.
6.1.2. Вопросы управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, в том числе вопросы его приватизации.
6.1.3. Регулирование отношений в области разграничения государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, передача и распределение имущества между публично-правовыми образованиями.
6.1.4. Национализация, изъятие, реквизиция и конфискация имущества.
6.1.5. Правовое положение и деятельность юридических лиц, специально созданных для управления имуществом в отдельных сферах, а также отдельных видов некоммерческих организаций, в том числе государственных корпораций, публично-правовых компаний, жилищно-накопительных кооперативов, холдингов и иных интегрированных экономических структур, саморегулируемых организаций.
6.1.6. Регулирование взаимодействия государства и бизнеса, участие государства в предпринимательской деятельности, в том числе законодательное обеспечение реализации механизмов публично-частного партнерства (государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, концессионные соглашения).
6.1.7. Особенности имущественных отношений в стратегически значимых организациях, предприятия оборонно-промышленного комплекса и естественных монополиях, в том числе порядок осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства.
6.1.8. Особенности распоряжения и пользования социально значимыми объектами, объектами культурного наследия и объектами коммунальной инфраструктуры.
6.1.9. Правовое положение и деятельность основных организационно-правовых форм коммерческих организаций, в том числе акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, хозяйственных партнерств, инвестиционных товариществ; производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, международных организаций и фондов, акционерных обществ работников (народных предприятий).
6.1.10. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций, в том числе регулирование корпоративных слияний и поглощений, законодательное противодействие недружественным захватам собственности, корпоративным конфликтам ("антирейдерское" законодательство").
6.1.11. Совершенствование механизмов корпоративного управления и контроля, повышение информационной открытости и прозрачности деятельности организаций, развитие публичной нефинансовой отчетности.
6.1.12. Процедуры несостоятельности (банкротства) и реструктуризации задолженности граждан и организаций, сокращение сроков и издержек проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышение их эффективности, расширение практики применения реабилитационных механизмов, повышение гарантий компетентности, добросовестности и независимости арбитражных управляющих, порядка расчета и выплаты их вознаграждения, повышение эффективности реализации имущества должника, доступности и прозрачности проведения торгов, качества работы электронных площадок, защита прав и интересов работников должника.
6.1.13. Контрольно-надзорная деятельность: лицензирование, сертификация, аттестация, аккредитация, саморегулирование.
6.1.14. Оценка имущества, в том числе государственная кадастровая оценка.
6.1.15. Правовой режим земельных участков, в том числе деление земель на категории и зонирование территорий, планировка территории, определение разрешенного использования земельных участков, ограничение прав на землю в зонах с особыми условиями использования территории (охранные, санитарные, санитарно-защитные и иные зоны), искусственно созданные земельные участки.
6.1.16. Распоряжение земельными участками, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, природными ресурсами, а также по совершению сделок с ними.
6.1.17. Изъятие и резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
6.1.18. Создание условий для вовлечения неиспользуемых земельных участков в оборот, правовое регулирование институтов освоения новых и развития застроенных территорий.
6.1.19. Мониторинг земель, контроль и надзор за использованием и охраной земель.
6.1.20. Государственные информационные системы в сфере использования земельных ресурсов.
6.1.21. Особенности правового регулирования земельных и имущественных отношений на определенных территориях, в том числе предоставление земельных участков на территории Дальневосточного федерального округа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение о Комитете Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям (утв. решением Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 27 октября 2021 г. N 4, п. 4)
Текст положения опубликован не был