Методические рекомендации MP 2.1.10.0156-19
"Оценка качества атмосферного воздуха и анализ риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения"
(утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 декабря 2019 г.)
Введены впервые
I. Область применения
1.1. Настоящие методические рекомендации (далее - MP) устанавливают общие рекомендации к:
- оценке качества атмосферного воздуха и анализу риска здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, для целей управления рисками здоровью населения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
- проведению экономической оценки риска и ущерба (вреда) здоровью населения при воздействии химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух.
1.2. MP предназначены для специалистов органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, научно-исследовательских организаций, образовательных организаций медицинского профиля, а также всех заинтересованных организаций - участников ведения социально-гигиенического мониторинга.
II. Общие положения
2.1. Анализ риска - процесс получения информации, необходимой для предупреждения негативных последствий для здоровья населения, состоящий из трех компонентов: оценка риска, управление риском, информирование о риске.
Цель анализа риска - определение приоритетов негативных воздействий вредных веществ, содержащихся в окружающей среде, на здоровье человека.
Основными задачами анализа риска являются:
- определение механизма и стратегии регулирующих мер по снижению риска;
- определение приоритетов на территориальном и местном уровнях и разработка механизмов стратегии действий, отдающих предпочтение регулированию тех источников и факторов риска, которые представляют наибольшую угрозу здоровью населения;
- информирование лиц, принимающих решение, средств массовой информации и заинтересованной части населения об уровнях реального риска на различных территориях.
2.1.1. Риск здоровью - вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания.
Основными показателями, характеризующими риск здоровью, являются индивидуальный и популяционный канцерогенный риск, неканцерогенный риск при остром и хроническом воздействии (коэффициент опасности и индексы опасности по влиянию на критические органы и мишени).
2.1.2. Ущерб (вред) здоровью человека - наблюдаемое или ожидаемое нарушение состояния здоровья человека или состояния здоровья будущих поколений, обусловленное воздействием факторов среды обитания. Ущерб характеризуется медико-социальной значимостью наблюдаемых или ожидаемых негативных последствий для жизни или здоровья человека и (или) будущих поколений, а также частотой случаев негативных последствий и их стоимостными оценками. Также под ущербом здоровью понимается количественная мера, выражаемая в единицах потерянной жизни, потерянного здоровья или деятельности (в общем виде - ухудшенной в своем качестве жизни) на определенное число экспонируемых лиц.
В качестве основных показателей, характеризующих ущерб здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха, обычно используются дополнительная смертность, заболеваемость или госпитализация, вызванные данным загрязнением. При этом получают либо интегральные оценки, выраженные в усредненных натуральных показателях (например, потерянные годы жизни), либо покомпонентные оценки, сводимые воедино при денежном выражении каждой составляющей дополнительной заболеваемости, смертности или госпитализации.
2.2. Задача оценки риска и ущерба здоровью при воздействии химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, - выявление уровней и причин возникновения риска и обеспечение лиц, принимающих управленческие решения, максимально полной и объективной информацией, необходимой для принятия эффективных управленческих решений, включая сведения о возможных медико-социальных и экономических рисках и ущербах, связанных с оцениваемыми санитарно-эпидемиологическими ситуациями или разными вариантами технологических, природоохранных и иных мероприятий.
2.3. Оценка риска и ущерба здоровью при воздействии химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, проводится для:
- ранжирования территорий по уровням загрязнения окружающей среды в связи с его опасностью для здоровья на любом уровне административного деления;
- качественной и количественной характеристики ущерба здоровью от воздействия вредных факторов среды обитания человека с детальным представлением всех этапов исследований и анализом неопределенностей, присущих этому процессу;
- сравнения и ранжирования различных по степени выраженности эффектов воздействия факторов среды обитания человека;
- экономического анализа различных вариантов и способов управления риском (оценка "затраты-эффективность", "затраты-выгода", "ущерб-выгода"), в том числе оценки эффективности различных вариантов природоохранных и профилактических мероприятий;
- характеристики эффективности оздоровительных мероприятий на основе оценки остаточного и предотвращенного риска здоровью, в том числе при использовании наилучших доступных технологий снижения выбросов;
- определения приоритетов политики в области охраны здоровья населения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения на любом территориальном уровне;
- обеспечение лиц, принимающих управленческие решения, средства массовой информации и общественные организации и население достоверной информацией об уровнях риска здоровью, необходимых санитарно-противоэпидемических мероприятиях, а также рекомендациями по индивидуальной профилактике для разных групп населения при наличии угроз здоровью, связанных с загрязнением атмосферного воздуха.
2.4. Оценка риска и ущерба здоровью включает в себя:
- доказательство причинной связи между анализируемыми воздействиями, в том числе при разных вариантах управленческих решений, и изменениями состояния здоровья населения;
- количественную оценку возможного числа нарушений состояния здоровья при анализируемом реальном воздействии или воздействиях, прогнозируемых с учетом особенностей принимаемых управленческих решений;
- экономическую оценку стоимости реальных или прогнозируемых последствий воздействия вредных факторов на здоровье населения;
- минимизацию негативных и максимизацию позитивных последствий реализации управленческого решения.
III. Алгоритм оценки риска и ущерба здоровью для обоснования способов управления риском здоровью при воздействии атмосферных загрязнений
3.1. Процесс оценки риска и ущерба здоровью для обоснования способов управления риском при воздействии атмосферных загрязнений (оценки эффективности проводимых мероприятий) функционально объединяет в себе три этапа:
1) формулировка проблемы, предварительный анализ, выявляющий возможные способы управления риском, и оценка риска/ущерба здоровью;
2) управление риском;
3) мониторинг риска/ущерба здоровью и оценка эффективности проводимых мероприятий.
3.2. Поэтапный алгоритм оценки риска и ущерба здоровью для обоснования способов управления риском при воздействии атмосферных загрязнений (оценки эффективности проводимых мероприятий) представляет собой: обоснование необходимости проведения исследований, оценку риска здоровью при "базовом" уровне воздействия и определение приоритетных проблем; оценку риска здоровью для каждого рассматриваемого мероприятия, оценку эффективности мероприятий (технологических, экономических, а также с учетом влияния на здоровье), сравнительную оценку рисков здоровью, ранжирование рисков здоровью с учетом дополнительных эффектов, технологической и экономической эффективности, обоснование выбора наиболее оптимального варианта мероприятий, предоставление выводов лицам, принимающим решения, обоснование выбора принимаемого решения (схема 1).
3.3. Оценка риска и ущерба здоровью на любом уровне ("базовый", оценка риска для каждого рассматриваемого мероприятия, остаточный риск здоровью) осуществляется в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду" по следующим этапам: идентификация опасности, оценка зависимости "доза-ответ", оценка воздействия (экспозиции), характеристика риска.
3.4. Управление риском и ущербом здоровью является продолжением их оценки и направлено на обоснование выбора наилучших мероприятий по устранению или минимизации рисков/ущербов здоровью, а также на организацию и проведение динамического контроля (мониторинга) экспозиций и риска/ущерба, оценки эффективности и корректировки оздоровительных мероприятий.
Управление риском и ущербом здоровью состоит из пяти элементов:
- сравнительная оценка и ранжирование рисков и ущербов;
- определение уровней приемлемости риска и ущерба здоровью;
- выбор стратегии снижения риска и ущерба здоровью;
- принятие управленческих (регулирующих) решений.
- организация и проведение контроля риска и ущерба здоровью (регламентирование уровней допустимого воздействия, контроль поступления химических веществ в атмосферный воздух из источников загрязнения, мониторинг экспозиций и рисков).
IV. Количественная оценка риска и ущерба здоровью при воздействии атмосферных загрязнений
4.1. Основными показателями, количественно характеризующими риск здоровью, являются:
- индивидуальный канцерогенный риск от воздействия каждого конкретного канцерогена, воздействующего на население;
- суммарный индивидуальный канцерогенный риск;
- коэффициент опасности (неканцерогенный риск здоровью от воздействия каждого вещества, воздействующего на население);
- индексы опасности по воздействию на критические органы и системы (суммарный неканцерогенный риск здоровью с учетом однонаправленности действия).
4.2. Оценка риска и ущерба здоровью при воздействии атмосферных загрязнений проводится при следующих вариантах осреднения экспозиции:
- среднегодовая концентрация химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, используется при оценке хронического (длительного) воздействия: канцерогенный риск здоровью, оценка неканцерогенного риска (коэффициенты опасности, индексы опасности по влиянию на критические органы и системы), расчет дополнительного числа случаев неблагоприятных исходов воздействия;
- суточная (среднесуточная) концентрация - расчет дополнительного числа случаев неблагоприятных исходов воздействия при остром воздействии,
- максимальная концентрация и 98-й процентиль из 1-часовых разовых концентраций - расчет коэффициентов опасности, индексов опасности по влиянию на критические органы и системы.
4.3. Критериями для расчета риска и ущерба здоровью являются:
Канцерогенный риск:
- фактор канцерогенного потенциала (далее - CPF) или фактор наклона (далее - SF), характеризующий степень нарастания канцерогенного риска с увеличением воздействующей дозы на одну единицу. Фактор наклона имеет размерность . Этот показатель отражает верхнюю, консервативную оценку канцерогенного риска за ожидаемую продолжительность жизни человека (70 лет);
- единичный риск (далее - UR), представляющий верхнюю, консервативную оценку канцерогенного риска у человека, подвергающегося на протяжении всей своей жизни постоянному воздействию анализируемого канцерогена в концентрации 1 в атмосферном воздухе.
Единичный риск рассчитывается с использованием величины SF и стандартных значений массы тела человека (70 кг), суточного потребления воздуха (20 ):
URi = SFi [(кг х сут)/(мг)] х 1/70 [кг] х 20
.
Значения SFi представлены в приложении 2 к Р 2.1.10.1920-04.
Неканцерогенный риск:
- острое воздействие: уровни безопасного острого ингаляционного воздействия (референтные концентрации), приведенные в приложении 2 к Р 2.1.10.1920-04;
- хроническое воздействие: ПДК среднегодовые (далее - ПДКс.г.), а в случае их отсутствия - уровни безопасного хронического ингаляционного воздействия (референтные концентрации), приведенные в приложении 2 к Р 2.1.10.1920-04.
Ущерб здоровью в виде натуральных показателей (число дополнительных случаев смерти, заболеваний, госпитализаций и других эффектов воздействия):
- острое воздействие: показатели функции зависимости "концентрация-эффект" (далее - ФКЭ) для 24-часового (среднесуточное) или 8-часового воздействия;
- хроническое воздействие: показатели ФКЭ для среднегодового воздействия;
Значения ФКЭ (значения относительного риска "RR"), рекомендуемые для использования при оценке ущерба здоровью, приведены в приложении 2 к настоящим MP.
Показатели ФКЭ накапливаются в результате многочисленных эпидемиологических исследований, направленных на установление зависимостей "концентрация-ответ", для широкого спектра вредных эффектов, наблюдаемых среди населения при воздействии химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух населенных мест. К данным показателям относятся: коэффициент регрессии или
, относительный риск RR на 1
или 10
.
При применении критериев, полученных в эпидемиологических исследованиях, важнейшее значение имеет проверка соответствия данных исследований и полученных результатов основополагающим признакам наличия причинно-следственной связи между воздействием и нарушениями состояния здоровья. Для оценки риска и ущерба правомерно использовать только критерии, полученные в корректно проведенных эпидемиологических исследованиях.
4.4. Расчет индивидуального и популяционного канцерогенного риска для каждого канцерогенного компонента исследуемой смеси химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, а также суммарного канцерогенного риска для всей смеси проводится в соответствии с Р 2.1.10.1920-04.
Индивидуальный и популяционный канцерогенные риски характеризуют верхнюю границу возможного канцерогенного риска на протяжении периода, соответствующего средней продолжительности жизни человека (70 лет).
Значения канцерогенных рисков отражают долгосрочную тенденцию к изменению онкологического фона, формирующуюся при условии соблюдения всех принятых исследователем исходных условий (например, определенная продолжительность и интенсивность воздействия, неизменность экспозиции во времени, конкретные значения факторов экспозиции и др.).
4.5. Характеристика риска развития неканцерогенных эффектов проводится в соответствии с Р 2.1.10.1920-04 на основе расчета коэффициента опасности, который представляет собой отношение воздействующей концентрации химического вещества к его безопасному уровню воздействия (ПДКс.г., RfCi).
Коэффициент опасности рассчитывается раздельно для условий кратковременных (острых) и длительных воздействий химических веществ. Период осреднения экспозиций и соответствующие безопасные уровни воздействия должны быть аналогичны (1 час, сутки, год и др.).
Расчет индексов опасности следует проводить с учетом критических органов/систем, поражаемых исследуемыми веществами, в соответствии с Р 2.1.10.1920-04. Для этого производится сложение коэффициентов опасности химических веществ, обладающих однонаправленным действием, например, влияющих на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, орган зрения и др.
4.6. Эпидемиологические критерии оценки ущерба отражают ожидаемый прирост частоты нарушений состояния здоровья на единицу воздействующей концентрации.
Для сравнительной оценки риска с использованием результатов, полученных путем эпидемиологических исследований, от воздействия изучаемого компонента среды обитания человека используется коэффициент функции "концентрация-ответ" (C-R-функция).
Количественные значения ущерба, полученные на основе эпидемиологических данных, представляют собой, как и все другие оценки риска, относительные величины, характеризующие сравнительную приоритетность тех или иных загрязняющих веществ, источников их поступления в атмосферный воздух.
4.6.1. Число смертей или случаев заболевания, обусловленных загрязнением воздуха, рассчитывается как разница в количестве смертей или случаев заболевания между частотой заболевания при экспозиции к загрязнениям, измеряемой в течение определенного периода времени, и частотой заболевания при исходной экспозиции, например, разница между текущей частотой заболевания и фоновой частотой заболевания, или частотой заболевания, прогнозируемой на будущее, или общим риском для здоровья (бременем заболевания) (по отношению к нулевой экспозиции или определенному предполагаемому пороговому значению).
Количественная оценка последствий (смертность, заболеваемость, госпитализация и др.) имеет следующий общий вид:
I = Ci x Pa x Pr x R x ФКЭ, где
I - оцениваемый исход воздействия (например, смертность, количество случаев, дней потери работоспособности и т.д.);
Ci - средняя концентрация для вещества i, (среднегодовая, среднесуточная);
Ра - доля населения в рассматриваемой возрастной группе (например, лица в возрасте старше 65 лет), %;
Рr - доля населения, подверженного риску в этой возрастной группе (например, астматики), %;
R - уровень заболеваемости (например, число случаев на 1 000, 10 000, 100 000 населения, подверженного риску);
ФКЭ - показатель функции "концентрация-эффект" (п. 4.3);
Для простоты расчетов риска зависимости "концентрация-ответ" характеризуют в виде относительного изменения анализируемого показателя здоровья (например, в %) при возрастании концентрации химического соединения на 10 .
, где
- дополнительный исход воздействия, связанный с среднегодовым (суточным) воздействием вещества i;
Yi - базовый годовой (ежедневный) уровень оцениваемого исхода воздействия (смертность, заболеваемость, госпитализация и др.);
ERCi - обусловленное процентное изменение исхода воздействия (смертность, заболеваемость, госпитализация и др.) для указанного изменения концентрации, полученное из рассчитанного относительного риска для оцениваемого исхода воздействия;
ERCi = (RR - 1) х 100, %
POPi - численность населения, чел.
4.6.2. Для оценки ущерба здоровью человека, связанного с загрязнением атмосферного воздуха, требуются следующие показатели:
4.6.2.1. Параметры зависимости "концентрация-ответ", полученные в эпидемиологических исследованиях (коэффициент регрессии или
, относительный риск RR на 1
или 10
).
4.6.2.2. Численность населения, подверженного воздействию.
4.6.2.3. Доля лиц в общей популяции, для которых правомерно делать прогноз возможных неблагоприятных исходов воздействия (например, лица старше 65 лет, астматики, дети школьного возраста и др.). В некоторых случаях в связи с отсутствием или явной недостоверностью статистических данных об относительной численности критических подгрупп населения могут быть использованы значения, рекомендуемые ВОЗ или полученные в корректно проведенных исследованиях (например, сведения о доле астматиков в детской и взрослой популяциях).
4.6.2.4. Предположение о наличии порога действия. Величина порога малозначима в случае приведения сравнительных расчетов, однако при необходимости оценки абсолютного числа возможных исходов наличие или отсутствие порога действия способно существенно изменить конечные результаты расчетов (например, оценка эффективности мероприятий). В качестве порогового уровня воздействия рекомендуется использовать ПДКс.г., при их отсутствии - уровни референтных концентраций.
4.6.2.5. Режим и продолжительность экспозиции. Зависимости "концентрация-ответ" соотносятся либо с кратковременными (24 часа и менее) экспозициями, либо с длительными, характеризуемыми среднегодовыми концентрациями, воздействиями.
4.6.2.6. Фоновый показатель частоты анализируемого нарушения состояния здоровья (обычно на 100 тыс. человек). В качестве этого показателя обычно используются средние данные по территории, региону, стране (или группе стран).
4.6.2.7. Показатели стоимости тех или иных нарушений состояния здоровья (для дальнейшей экономической оценки).
4.6.3. Показатели, полученные в эпидемиологических исследованиях, дают возможность оценки риска по широкому спектру нарушений состояния здоровья человека.
Примеры возможных исходов воздействия атмосферных загрязнений, соотнесённые с кодами групп заболеваний в соответствии с международной классификацией болезней (МКБ-10), представлены в приложении 1 к настоящим MP.
4.6.4. При выборе параметров зависимости "концентрация-ответ" приоритет следует отдавать показателям, рекомендованным международными или уполномоченными правительственными органами и установленным с использованием современных требований к проведению эпидемиологических исследований.
Рекомендуемые параметры ФЭК, рекомендованные к использованию для оценки эффективности проводимых мероприятий, представлены в таблице 1 приложения 2 к настоящим MP. Параметры ФЭК, рекомендованные к использованию для сравнительной оценки ущерба, приведены в таблице 2 приложения 2 к настоящим MP.
4.7. При характеристике риска здоровью населения, обусловленного воздействием химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, следует ориентироваться на систему критериев приемлемости риска, согласно которым:
- индивидуальный пожизненный канцерогенный риск и годовой риск других медико-социальных эффектов, равный или меньший , характеризует целевой уровень риска, который должен быть достигнут в результате проведения оздоровительных мероприятий по снижению риска;
- индивидуальный риск на уровне более , но менее
соответствует верхней границе предельно допустимого (приемлемого) уровня риска.
Для оценки риска развития неканцерогеных эффектов отдельных веществ используется коэффициент опасности (HQ). Если значение HQ вещества не превышает 1,0, то вероятность развития вредных эффектов характеризуется как допустимая (приемлемая).
При оценке суммарного влияния веществ с однонаправленным (т.е. влияющим на одни и те же органы/системы/организма) действием (HI), допускается применять в качестве приемлемого (допустимого) уровня HI = 3,0 при условии, когда ни у одного из компонентов загрязнения коэффициент опасности (HQ) не превышает 1,0. Если это условие не соблюдается, то оценка проводится по веществу с максимальным значением HQ.
Рекомендуемая градация высокого и настораживающего уровня риска предназначена для возможности определения на конкретных территориях первоочередности проведения мероприятий по снижению риска.
Вышеуказанное классифицирование уровней риска приведено в таблице.
Таблица
Классификация уровней риска
Уровень риска |
Индивидуальный пожизненный канцерогенный риск и годовой риск других медико-социальных эффектов |
Коэффициент опасности развития неканцерогенных эффектов (HQ) для отдельных веществ |
Индекс опасности развития неканцерогенных эффектов (HI) для группы веществ с однонаправленным действием |
Высокий |
более |
более 3,0 |
более 6,0 |
Настораживающий |
|
1,1-3,0 |
3,1-6,0 |
Допустимый |
|
0,1-1,0 |
1,1-3,0 |
Минимальный (целевой) |
|
менее 0,1 |
менее 1,0 |
Приведенная классификация уровней риска используется:
1) для установления целевых уровней риска, характеризующих те значения риска, которые должны быть достигнуты в результате проведения оздоровительных мероприятий по снижению рисков;
2) при планировании долгосрочных программ по достижению величины целевого риска.
V. Экономическая оценка ущерба от воздействия атмосферных загрязнений
5.1. Получение количественных значений ущерба (дополнительного числа случаев онкологических заболеваний/смерти/соматических заболеваний) позволяет выразить их в стоимостной форме, т.е. дать экономическую оценку потерь, которые несет общество и индивид в результате воздействия атмосферных загрязнений. Отсутствие таких расчетов приводит к тому, что в процессе принятия решений не учитываются как ущерб здоровью, так и выгоды, которые могут быть получены в результате реализации тех или иных мер.
5.2. Единой мерой, позволяющей сравнивать эффекты (ущербы здоровью), имеющие разную медико-социальную значимость, являются экономические показатели их стоимости. Данные показатели могут устанавливаться либо в едином международном масштабе (например, на основе величины внутреннего валового продукта на душу населения), либо в узко региональном масштабе, формируемом на основе реальных экономических потерь от возникновения конкретного исхода воздействия факторов окружающей среды.
5.3. Под экономическим ущербом от воздействия атмосферных загрязнений понимается утрата стоимости, недополученной обществом вследствие потерь здоровья населения в результате загрязнения окружающей среды.
5.4. При проведении денежных оценок рассчитываются следующие категории затрат. Первая - это затраты и потери самого заболевшего (умершего) человека и его семьи в связи с утратой здоровья или жизни; вторая - это затраты и потери, которые несет общество в связи с нарушениями здоровья.
5.4.1. Первая категория затрат включает в себя стоимостную оценку потерь человеческой жизни и утраты здоровья для определения размеров соответствующих компенсаций, в том числе и для определения последних в судебном порядке. При этом величина ущерба делится на две части - компенсацию материальных потерь пострадавшего или его семьи в связи со смертью или заболеванием и дополнительную компенсацию за моральный ущерб.
5.4.2. Вторая категория затрат включает в себя оценку упущенной выгоды в виде недопроизводства валового внутреннего продукта (ВВП) в связи с преждевременной смертностью или утратой трудоспособности.
5.5. Ущерб от заболеваемости, смертности или инвалидности состоит из следующих основных компонент:
- затраты на оказание медицинской помощи людям, включая амбулаторное, стационарное лечение, реабилитационные мероприятия, санаторно-курортное лечение;
- затраты на компенсацию временной или постоянной нетрудоспособности людей, потерявших свое здоровье (жизнь);
- дополнительная компенсация пострадавшему (или его семье), если это заболевание или смерть доказательно связаны с воздействием загрязненной окружающей среды, например, иски людей, пострадавших от воздействия ртути (болезнь Минамата);
- упущенная выгода для общества из-за постоянной и/или временной нетрудоспособности в результате заболевания (смерти).
5.6. При установлении значений ущерба необходимо учитывать как непосредственные прямые затраты, так и отдаленные. Сравнение или суммирование разновременных ущербов следует осуществлять с учетом ставок дисконтирования.
5.7. Экономическая оценка ущерба, наносимого жизни и здоровью населения в результате воздействия атмосферных загрязнений, требует последовательного решения ряда взаимосвязанных задач:
- определить основные виды ущерба, наносимого жизни и здоровью населения от воздействия химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух;
- определить натуральные показатели для оценки этих видов ущерба;
- дать количественную оценку прогнозируемых видов ущерба в натуральных показателях (число смертей, обострений заболеваний и др.);
- определить возможные подходы к экономической оценке натуральных показателей;
- выработать подходы к экономической оценке ущерба здоровью населения с учетом цели и задач реализуемого исследования.
VI. Методика экономического анализа для расстановки приоритетов управления риском и ущербом здоровью
6.1. Методика включает два основных инструмента экономического анализа, которые могут использоваться для расстановки приоритетов управления риском и ущербом здоровью: "анализ затраты-выгода" и "анализ эффективности затрат".
6.2. "Анализ затраты-выгода" подразумевает, что снижение риска и ущерба здоровью должно происходить до тех пор, пока выгоды от этого превосходят затраты. Когда достигнут такой уровень риска, при котором выгоды от его дальнейшего снижения в денежном выражении сравниваются с затратами, требуемыми для этого, то этот уровень считается экономически целесообразным.
6.3. "Анализ эффективности затрат" означает, что всякое снижение риска должно происходить с наименьшими возможными затратами для общества. Данный метод используется при расстановке приоритетов между мероприятиями по снижению риска от дешевых до дорогостоящих.
6.4. Разработка сценария сокращения риска и ущерба здоровью заключается в оценке подходов по их сокращению, выборе мероприятия или набора мероприятий и их реализации.
6.5. Использование анализа эффективности затрат в практике управления риском и ущербами здоровью населения предполагает реализацию пяти этапов:
- первый: определение исходных (базовых) уровней риска/ущерба при имеющемся уровне загрязнения и ранжирование их по значимости;
- второй: составление наиболее полного списка инвестиционных и других проектов, а также возможных управленческих решений, направленных на сокращение риска;
- третий: определение для каждого мероприятия сокращения риска, которое может быть получено при его реализации, и оценка стоимостных показателей мероприятий;
- четвертый: расчет предельных затрат по реализации каждого мероприятия;
- пятый: обоснование приоритетности мероприятий по критерию затрат на единицу сокращения риска.
6.6. Первый и второй этапы выполняются в тесном контакте со специалистами, проводящими моделирование рассеивания выбросов от каждого источника и количественную оценку риска. При этом второй этап является базовым. Он используется при наличии разработанных проектов по сокращению выбросов вредных веществ, каждый из которых должен быть представлен в определенном формате. При этом используются инвестиционные и неинвестиционные проекты.
6.7. На третьем этапе производится расчет затрат на реализацию каждого проекта, связанного со снижением загрязнения. Существует множество различных путей по обеспечению финансирования проекта (размер займа и условия его предоставления). Не все предприятия имеют одинаковый доступ к финансовым ресурсам. В результате в любой ситуации речь идет о двух проблемах:
1) об оценке чистой дисконтированной стоимости всех затрат, включая затраты на обеспечение финансирования;
2) о выборе подхода для трансформирования чистой дисконтированной стоимости в ее ежегодный эквивалент.
На третьем этапе должны быть вычислены "чистые" затраты (совокупные затраты за вычетом выгод). При вычислении чистых затрат основной проблемой является выбор коэффициента дисконтирования для вычисления приведенных (к настоящему моменту времени) затрат.
6.8. Четвертый этап представляет собой вычисление единичных затрат на каждое мероприятие путем деления чистых приведенных затрат на ожидаемое снижение риска. Предметом анализа являются индивидуальный и популяционный риски, индексы (коэффициенты) опасности, дополнительное число смертей или заболеваний, возникших в результате воздействия атмосферных загрязнений. Предварительно в каждой точке исследуемой территории рассчитывается дополнительное число смертей или заболеваний, индивидуальный риск, или индекс (коэффициент) опасности, отражающие риск развития различных неблагоприятных эффектов у населения. Зная величину сокращения выбросов, определяется соответствующее сокращение риска в каждой точке и в целом по территории, где этот риск отмечался.
6.9. На пятом этапе осуществляется обоснование приоритетных мероприятий путем их ранжирования по величине критерия наименьших затрат на снижение единицы риска и ущерба здоровью. В результате получается ряд мероприятий, расположенных в порядке возрастания затрат на сокращение риска. На основе подобного ранжирования выбирается наиболее дешевый приоритетный сценарий по сокращению риска и лицами, принимающими решение, формируются планы действий по охране окружающей среды и здоровья населения на исследуемых территориях.
Библиографические ссылки
1. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
2. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
4. Федеральный закон от 26.07.2019 N 195-ФЗ "О проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части снижения загрязнения атмосферного воздуха".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга".
6. Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду".
7. ГОСТ 17.2.1.03-84 "Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения контроля загрязнения".
Руководитель Федеральной службы |
А.Ю. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации MP 2.1.10.0156-19 "Оценка качества атмосферного воздуха и анализ риска здоровью населения в целях принятия обоснованных управленческих решений в сфере обеспечения качества атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия населения" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 декабря 2019 г.)
Текст методических рекомендаций приводится по изданию Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации (Москва, 2020 г.)
1. Разработаны Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, ФБУН "Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана" Роспотребнадзора (В.Н. Ракитский, С.Л. Авалиани, С.М. Новиков, Н.С. Додина, Т.А. Шашина, В.А. Кислицин); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области (В.А. Бондарев, С.А. Ушаков), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" (Н.В. Зубчонок, В.В. Коротков, Н.В. Нахичеванская)
2. Утверждены руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А.Ю. Поповой 2 декабря 2019 г.
3. Введены впервые