Решение Благовещенского городского суда
от 8 ноября 2021 г. по делу N 2-8527/2021
(извлечение)
8 ноября 2021 года |
г. Благовещенск |
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Свиргун Л.A.
с участием истца Мараховец С.С., представителя ответчика Дегтяревой Н.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мараховец Светланы Сергеевны к Государственному автономному учреждению культуры Амурской области "Амурская областная филармония" о признании незаконным Приказа N 872-к/л от 28 сентября 2021 года, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, понуждении допустить к работе,
установил:
Мараховец С.С. обратилась в суд с исковым требованием к Государственному автономному учреждению культуры Амурской области "Амурская областная филармония" о признании незаконным Приказа N 872-к/л от 28 сентября 2021 года "Об отстранении от работы", взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, понуждении допустить к работе, в обоснование заявленных требований указала на то, что отстранена от работы 29 сентября 2021 года в связи с не прохождением вакцинации. Считает отстранение незаконным, так как в отношении нее не было требований Роспотребнадзора в адрес ответчика об ее отстранении. Кроме того, ей не было разъяснено право на отказ от предоставления сведений, содержащих врачебную тайну, право на предоставление сведений о медицинском учреждении, к которому прикреплена, право выбора медицинской организации по усмотрению работника, право на отказ от медицинского вмешательства, на отказ от профилактических прививках, иные права и обязанности, связанные с вакцинацией. Считает, что работодатель не вправе возлагать на нее обязанность по прохождению вакцинации и предоставлению подтверждающего документа о прохождении вакцинации, так как это противоречит нормам Трудового кодекса РФ, где указан перечень документов, которые работодатель может требовать от работника, так же не вправе требовать справку о прохождении вакцинации и справку о медицинском противопоказании к прохождению вакцинации. Прививка против коронавирусной инфекции внесена в Календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям, а необходимость вакцинации от COVID-19 определяет санитарный врач региона, где осуществляет свою трудовую деятельность работник. Отказ от вакцинации влечет отстранение от работы работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года N 285, о чем указано в абз. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Сроки проведения профилактических прививок, и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются Минздравом РФ. Действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать на работодателя обязанность по проведению вакцинации. Вопросы, связанные с проведением вакцинации против COVID-19 регулируются законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а не трудовым законодательством, следовательно, применение ответчиком ст. 76 ТК РФ не законно. Каких-либо заболеваний, препятствующих осуществление трудовой деятельности не имеется. Считает, что в силу ст. 3 ТК РФ и ст. 46 Конституции РФ имеет право свободно распоряжаться своими трудовыми правами. Ограничение в трудовых правах по основаниям не предоставления подтверждения прохождения вакцинации нормами ТК РФ не предусмотрено. Поскольку у нее отсутствовала обязанность пройти вакцинацию, следовательно она воспользовалась своим правом по своему усмотрению. В силу ст. 394 ТК РФ полагает, что подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула, а в силу ст. 237 ТК РФ компенсация морального вреда, поскольку в связи с нарушением со стороны ответчика ее прав снизился аппетит, изменился привычный уровень и качество жизни, она не могла осуществлять любимую работу, общаться с коллегами, будучи патриотом, вносить вклад в развитие экономики страны, лишена была спокойного и продолжительного сна, ситуация явилась психотравмирующей.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер названного постановления вместо "N 285" следует читать "N 825"
На основании изложенного просит суд - признать незаконным приказ N 872-к/л от 28 сентября 2021 года, обязать допустить к работе с даты принятия решения, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула со дня отстранения до дня допуска к работе, компенсацию морального вреда в сумме 70000 рублей.
В судебном заседании истец на иске настаивала, в обоснование привела те же доводы, что изложены в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании не признала исковые требования, указав, что 11 марта 2020 года ВОЗ объявил о пандемии. В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Президентом Российской Федерации издан Указ N 316 от 11 мая 2020 года "Об определении порядка продления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19". Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологического благополучия населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний. Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней". Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции COVID-19 внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1307н от 9 декабря 2020 года. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимается Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, главными государственными врачами субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний представляющих опасность для окружающих (п. п. 6, п. 1, ст. 51 Федерального закона N 52-ФЗ и п. 2, ст. 10 Федерального закона N 157-ФЗ). В связи с ухудшением эпидемиологической обстановки по COVID-19 - 1 июля 2021 года издано Постановление главного государственного санитарного врача по Амурской области N 6 "Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции COVID-19 по эпидемическим показаниям" в соответствии с которым в срок до 1 августа 2021 года должна быть обеспечена вакцинация работников образовательных организаций, досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий. В указанном Постановлении определены категории граждан, которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. Во исполнение Постановления N 6 директором ГАУК АО "Амурская областная филармония" издан Приказ N 49 от 5 июля 2021 года, в соответствии с которым работникам Филармонии необходимо пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции в срок до 31 июля 2021 года. Аналогичный приказ был издан Министерством культуры Амурской области N 147-ОД от 7 июля 2021 года (с изм. Внесенными приказом N 170 ОД от 2 августа 2021 года). 27 июля 2021 года, после выхода из отпуска, Мараховец С.С. была ознакомлена с Приказом N 49 от 5 июля 2021 года. От прививки отказалась, документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний для вакцинации не предоставила. В связи с изменениями в Постановлении N 6 на основании постановления Главного государственного санитарного врача по Амурской области от 30 июля 2021 года N 7, Приказом ГАУК АО "Амурская областная филармония" от 30 июля 2021 года N 55 срок для прохождения вакцинации для работников продлен до 1 сентября 2021 года. В период с 27 августа 2021 года по 27 сентября 2021 года Мараховец С.С. находилась на амбулаторном лечении, предоставила листок нетрудоспособности. 28 сентября 2021 года Мараховец С.С. вышла на работу, однако, информацию о прохождении вакцинации не предоставила, устно сообщила о том, что не желает ставить прививку против новой коронавирусной инфекции COVID-19. 24 августа 2021 года в адрес ответчика поступили возражения истца относительно вакцинации, где Мараховец С.С. указала на нарушение ее прав, отказавшись от вакцинации. 28 сентября 2021 года с Мараховец С.С. была проведена заместителем директора по учебной деятельности Решетниковой В.В. разъяснительная беседа о преимуществе вакцинопрофилактики, однако, убедить Мараховец С.С. не удалось. 28 сентября 2021 года специалистом по кадрам Леоновой Н.А., в присутствии Мараховец С.С., художественного руководителя Старинской Л.В., исполняющего обязанности директора Решетниковой В.В. составлен Акт об отказе Мараховец С.С. от вакцинации. Мараховец С.С. было разъяснено, что отказ от вакцинации и отсутствие документов, подтверждающих противопоказания для вакцинации влечет отстранение от работы. 14 октября 2021 года издано Постановление Главного государственного санитарного врача по Амурской области N 11 "Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции COVID-19 по эпидемическим показаниям. Приказом N 905-к/л от 14 октября 2021 года Мараховец С.С. допущена к работе. При отстранении Мараховец С.С. от работы ответчик руководствовался требованиями санитарного и трудового законодательства с целью защиты законопослушных работников Филармонии, зрителей и учащихся ОПДОД "Детская филармония". Считают, что иске не может быть удовлетворен.
Выслушав доводы лиц. участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно трудовой книжке серии AT-VII N 5757245 от 19 сентября 1998 года Мараховец С.С. принята в Амурскую областную филармонию 31 марта 1998 года на должность солистка-вокалистка.
Приказом N 872-к/л от 28 сентября 2021 года Мараховец С.С. отстранена от работы на основании ст. 76 ТК РФ, Федерального закона N 157-ФЗ от 17 сентября 1998 года "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Постановления Главного государственного санитарного врача по Амурской области от 1 июля 2021 года N 6 "Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции COVID-19 по эпидемическим показаниям", в редакции Постановления Главного государственного санитарного врача по Амурской области от 30 июля 2021 года N 7 "Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции COVID-19 по эпидемическим показаниям", Приказа Министерства культуры и национальной политики от 7 июля 2021 года N 147-ОД "О вакцинации государственных гражданских служащих министерства культуры и национальной политики Амурской области и сотрудников областных подведомственных учреждений, в редакции приказа министерства культуры и национальной политики Амурской области от 2 августа 2021 года N 170-ОД", с 29 сентября 2021 года и до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации без сохранения заработной платы, отказавшейся от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 и не имеющей противопоказаний для вакцинации (сведения о противопоказаниях отсутствуют).
Перед изданием оспариваемого приказа N 872-к/л от 28 сентября 2021 года, Мараховец С.С. была ознакомлена 26 июля 2021 года с Приказом N 49 от 5 июля 2021 года "О вакцинации", так же 13 августа 2021 года Мараховец С.С. была ознакомлена с Приказом N 55 от 30 июля 2021 года "О вакцинации".
Согласно Акту "об отказе от вакцинации против коронавирусной инфекции COVID-19" от 28 сентября 2021 года Мараховец С.С. была уведомлена о том, что проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 при отсутствии медицинских противопоказаний для работников является обязательным по эпидемическим показаниям.
24 августа 2021 года на имя директора ГАУК АО "Амурская областная филармония" от Мараховец С.С. поступили возражения относительно понуждения поставить прививку против новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Приказом N 905-к/л от 14 октября 2021 года Мараховец С.С. допущена к работе с учетом положений, указанных в Постановлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 11 от 14 октября 2021 года "Об иммунизации населения против новой коронавирусной инфекции COVID-19 по эпидемическим показаниям", в котором указано, что в срок до 15 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников.
Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей. Абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ предусмотрено, что отстранение возможно не только в случаях, предусмотренных ТК РФ и федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одним из таких случаев является нарушение положений Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" В законе указано, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
На основании части третьей статьи 76 ТК РФ отказавшегося от прививки сотрудника работодатель вправе отстранить без сохранения заработной платы. Работодатель обязан отстранить от работы работника, выразившего отказ от проведения вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний, в соответствии с абзацем 8 части первой статьи 76 ТК РФ.
Согласно части второй статьи 76 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, работодатель вправе отстранить работника, выразившего отказ от проведения вакцинации, на период эпиднеблагополучия.
Из пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 157-ФЗ следует, что любые профилактические прививки проводятся добровольно. Но при этом результатом отказа может явиться отстранение от работы без сохранения заработной платы.
Положения об обязательной вакцинации не распространяются на граждан, у которых есть противопоказания к вакцинации, установленные методическими рекомендациями к порядку проведения вакцинации препаратами "Там-КОВИД-Вак", "ЭпиВакКорона" и "КовиВак", которые подтверждены медицинским заключением.
Работодатель вправе требовать от работников, имеющих противопоказания к вакцинации от COVID-19, представить подтверждающие медицинские документы. В случае если работник отказывается представлять вышеуказанные документы, он подлежит отстранению от работы без сохранения заработной платы.
При угрозе возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний главные государственные санитарные врачи и их заместители в субъектах Российской Федерации могут выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Это указано в подпункте 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Такие полномочия подтверждаются пунктами 1 и 2 статьи 10 Федерального закона N 157-ФЗ и приказом Минздрава N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям" (приложение N 2 "Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям").
Таким образом, в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка от коронавируса. Она становится обязательной, если в субъекте вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством РФ для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Минздрава России от 09.12.2020 N 1307н).
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 10, 11 Закона N 52-ФЗ).
Таким образом, работники учреждений образования в обязательном порядке должны пройти вакцинацию против COVID-19 (за исключением лиц, имеющих подтвержденные медицинские противопоказания).
Перед тем как отстранить Мараховец С.С. от работы работодатель определил перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по Амурской области, издал приказ об организации проведения профилактических прививок, указав сведения о необходимости вакцинации, сроки прохождения вакцинации и предоставления информации о прохождении вакцинации или об отказе от этой процедуры, ознакомил истца под роспись с указанными приказами, отобрал у истца объяснительную 24 августа 2021 года, составил Акт об отказе истца от прохождения вакцинации, ознакомил истца с приказом об отстранении от работы.
На основании изложенного, суд полагает, что нарушений прав истца со стороны ответчика не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
Мараховец Светлане Сергеевне в удовлетворении исковых требований к Государственному автономному учреждению культуры Амурской области "Амурская областная филармония" о признании незаконным Приказа N 872-к/л от 28 сентября 2021 года, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в сумме 20199 рублей 85 копеек, компенсации морального вреда в сумме 70000 рублей, понуждении допустить к работе отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в апелляционном порядке в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 16 ноября 2021 года.
Судья Матюханова |
Н.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Благовещенского городского суда от 8 ноября 2021 г. по делу N 2-8527/2021 (извлечение)
Данный материал размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с договором об информационном сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании