В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990, подпунктом б) пункта 22 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290, предлагаю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2022 год (далее - Программа).
2. Контроль за реализацией Программы возложить на директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы Р.Ш. Еникеева.
Заместитель Министра - главный |
А.М. Супруновский |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением МЧС России
от 17.12.2021 г. N 1096
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора
на 2022 год
I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного пожарного надзора, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора.
1.1. Органы государственного пожарного надзора
Органами государственного пожарного надзора (далее - органы ГПН) в соответствии с пунктом 4 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 290), являются:
а) структурные подразделения центрального аппарата Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора - Департамент надзорной деятельности и профилактической работы (далее - ДНПР), Главное управление пожарной охраны (далее - ГУПО);
б) главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации в лице структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их территориальных отделов (отделений, инспекций);
в) структурные подразделения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, осуществляющие деятельность в границах административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, в лице их структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
г) объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы в лице их руководителей и структурных подразделений, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Органы ГПН осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется органами ГПН с применением риск-ориентированного подхода.
1.2. Подконтрольные субъекты
Контролируемыми лицами являются организации и граждане, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо находящиеся во владении и (или) в пользовании объекты надзора которых, подлежат федеральному государственному пожарному надзору, а также изготовители, исполнители (лица, выполняющие функции иностранного изготовителя), продавцы, подлежащие федеральному государственному пожарному надзору.
В соответствии с главой 5 Федерального закона N 248-ФЗ в основу организации регулирования периодичности контрольно-надзорных и профилактических мероприятий положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В рамках действующего законодательства постановлением Правительства Российской Федерации N 290, установлены порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска, от которых зависит частота контрольных (надзорных) мероприятий.
Присвоение соответствующей категории риска осуществляется индивидуально в отношении каждого поднадзорного объекта. Соответствующее полномочие реализуется на основании показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для групп объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, с учетом индекса индивидуализации, отражающего характеристики противопожарного состояния конкретного объекта и характеризующего добросовестность подконтрольного лица.
Индекс индивидуализации, формируемый как совокупность значений установленных индикаторов риска причинения вреда (ущерба) и критериев добросовестности, обеспечивает объективную оценку и присвоение категории риска, которой отвечает соответствующий поднадзорный объект.
Наличие таких индикаторов и критериев, а также значения их показателей позволяют индивидуально определять периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, сосредоточить усилия органов ГПН в отношении объектов повышенной пожарной опасности и соответственно, снизить необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных правообладателей объектов надзора.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69) и постановлением Правительства Российской Федерации N 290, предметом федерального государственного пожарного надзора является:
а) соблюдение контролируемыми лицами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;
б) соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении видов продукции, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий", техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" и Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В целях анализа и принятия управленческих решений по совершенствованию федерального государственного пожарного надзора с начала 2017 года статистическая отчетность о работе органов ГПН ведется в порядке, установленном приказом МЧС России от 08.02.2017 N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 43).
Отчетность о результатах осуществления федерального государственного пожарного надзора установлена формой 1-ГПН, являющейся приложением N 1 указанного приказа.
Согласно данной отчетности на учете органов ГПН по итогам 2020 года находилось 8 705 899 объектов надзора, в том числе отнесенных к категориям:
чрезвычайно высокого риска - 68 695 объектов надзора;
высокого риска - 59 979 объектов надзора;
значительного риска - 161 414;
среднего риска - 378 317;
умеренного риска - 614 067;
низкого риска - 7 423 427.
При этом преобладающая часть объектов надзора, попавших в рамках действовавшего в период 2020 года регулирования в низкую категорию риска, является одноквартирными жилыми домами, в отношении которых федеральный государственный пожарный надзор юридически и фактически не осуществляется.
В абсолютном значении в органах ГПН на отчетный период имелась информация о более 6 млн. одноквартирных жилых домах, что составляет свыше 80% общего количества объектов низкой категории риска.
В таблице 1 представлены оценочные сведения о количестве объектов надзора, распределенных на близкие однородные группы по видам осуществляемой экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, полученные в рамках соответствующего запроса от территориальных органов МЧС России.
Таблица 1
Сведения о количестве объектов надзора, распределенных на близкие однородные группы по видам осуществляемой экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности
1.3. Обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора
На официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования пожарной безопасности (далее - обязательные требования), оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного пожарного надзора, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов в разделе "Документы" в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2020 г. N 1722 "О размещении и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования", утвердившим Правила размещения и актуализации на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования.
Перечень нормативных правовых актов поддерживается в актуальном состоянии в формате, обеспечивающем поиск по указанному перечню и его копирование, вместе с текстами (ссылками на тексты) нормативных правовых актов.
1.4. Данные о проведенных мероприятиях по надзору
Данные за 2020 год, за 9 месяцев 2020 года и 9 месяцев 2021 года о результатах осуществления федерального государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации, а также об административно-правовой деятельности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора подготовлены на основании форм 1-ГПН и 3-ГПН, установленных приказом МЧС России N 43.
1.4.1. Данные о результатах осуществления федерального государственного пожарного надзора за выполнением установленных требований пожарной безопасности
С учетом применения риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории Российской Федерации зарегистрировано 1 282 472 объекта защиты (68 695 - объектов категории чрезвычайно высокого риска, 59 979 - объектов категории высокого риска, 161 414 - объектов категории значительного риска, 378 317 - объектов категории среднего риска и 614 067 - объектов категории умеренного риска), подлежащих плановым проверкам.
В 2020 году было запланировано проведение 50 221 плановых проверок (АППГ - 117 859 проверок, -57,3%).
В связи с установленными особенностями осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), с учетом установленной процедуры организации, согласования и проведения контроля (надзора), всего проведено 38 618 плановых проверок (АППГ - 114 388 проверок, -66,2%).
Процент реализации плана плановых проверок составил - 76,9%.
По результатам проведения плановых проверок органами ГПН выявлено 199 659 нарушений требований пожарной безопасности (АППГ - 712 814 нарушений, -71,9%).
Наряду с этим проведено 55 529 внеплановых выездных проверок (АППГ - 153 090 внеплановых проверок, -63,7%), по итогам которых выявлено 239 599 нарушений (АППГ - 408 207 нарушений, -41,3%).
Процент выполнения предписаний органов ГПН, согласно установленным срокам по результатам проверок, составил - 84,12% (АППГ - 83,41%).
О неудовлетворительном противопожарном состоянии объектов защиты направлено 45 793 информаций в органы власти (АППГ - 88 503 информации, -48,2%), в том числе 19 781 информация в органы прокуратуры (АППГ - 33 215 информаций, -40,4%).
Всего за 2020 год устранено 369 507 нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении надзорных мероприятий (АППГ - устранено 934 991 нарушение, -60,4%).
Прокурорами принято 19 635 решений о согласовании проведения внеплановых проверок (АППГ - 4 347 решений, +351%).
Принято 6 334 решения прокурорами об отказе в согласовании проведения внеплановых проверок (АППГ - 2 130 решений, +197%).
В 2021 году МЧС России продолжено проведение контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению обязательных требований на территории Российской Федерации с учетом применения риск-ориентированного подхода.
По отчетным данным за 9 месяцев 2021 года на территории Российской Федерации зарегистрировано 1 351 207 объекта защиты (37 693 - объектов категории чрезвычайно высокого риска, 96 215 - объектов категории высокого риска, 310 980 - объектов категории значительного риска, 342 859 - объектов категории среднего риска и 601 153 - объектов категории умеренного риска), подлежащих плановым проверкам.
В 2021 году запланировано проведение 117 365 плановых проверок (за АППГ - 59 526 проверок, +97,2%).
С учетом установленной процедуры организации, согласования и проведения контрольных (надзорных) мероприятий за 9 месяцев 2021 года проведены 81 055 плановые проверки (за АППГ - 31 805 проверок, +154,8%).
Процент реализации плана плановых проверок составил 96,9%.
По результатам проведения плановых проверок органами ГПН выявлено 471 350 нарушения обязательных требований (АППГ - 163 819 нарушений, +187,7%).
Наряду с этим проведены 76 097 внеплановые выездные проверки (АППГ - 40 275 внеплановых проверок, +88,9%), по итогам которых выявлено 202 884 нарушений обязательных требований (АППГ - 161 326 нарушений, +25,7%).
Процент выполнения предписаний органов ГПН, согласно установленным срокам по результатам проверок, составил - 74 (АППГ - 78,8).
О неудовлетворительном противопожарном состоянии объектов защиты направлено 22 865 информации в органы власти (АППГ - 18 332 информаций, +24,7%), 16 859 информации - в органы прокуратуры (АППГ - 13 254 информаций, +27,2%).
Всего за отчетный период устранено 498 936 нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (АППГ - устранено 256 222 нарушений, +94,7%).
Прокурорами принято 3 439 решений о согласовании проведения внеплановых проверок (АППГ - 10 951 решения, -68,6%).
Принято 1 587 решения прокурорами об отказе в согласовании проведения внеплановых проверок (АППГ - 3 863 решений, -58,9%).
1.4.2. Данные об административно-правовой деятельности органов ГПН
Одной из основных задач законодательства об административных правонарушениях является предупреждение административных правонарушений.
Сведения об административно-правовой деятельности органов ГПН на территории Российской Федерации приведены в таблице 2.
Таблица 2
Административно-правовая деятельность органов ГПН за 9 мес. 2021 года
Наименование показателя |
2020 г. |
2021 г. |
Прирост, % |
Составлено протоколов об административных правонарушениях, ед. |
112 779 |
162 746 |
+44,3 |
Назначено государственными инспекторами по пожарному надзору административных наказаний в виде штрафа (кол-во), ед. |
47 177 |
58 294 |
+23,6 |
Назначено государственными инспекторами по пожарному надзору административных наказаний в виде штрафа (на сумму), тыс. руб. |
628 473,4 |
927 413,4 |
+47,6 |
Назначено государственными инспекторами по пожарному надзору административных наказаний в виде предупреждений по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях (по статьям 6.24, 6.25, 8.32, 11.16, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьям 14.44 - 14.46, 20.4 КоАП Российской Федерации), ед. |
56 176 |
86 826 |
+54,6 |
Прекращено государственными инспекторами по пожарному надзору дел об административных правонарушениях, ед. |
4 371 |
5 964 |
+36,5 |
Направлено представлений в соответствии со ст. 29.13 КоАП Российской Федерации |
35 632 |
69 661 |
+95,5 |
Отменено постановлений о назначении административных наказаний (кол-во), ед. |
297 |
187 |
-37,03 |
Отменено постановлений о назначении административных наказаний (на сумму), тыс. руб. |
28 586,60 |
12 214,00 |
-57,3 |
Исполнено постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафа (кол-во), ед. |
33 107 |
44 577 |
+34,6 |
Исполнено постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафа (на сумму), тыс. руб. |
338 460,9 |
611 196,7 |
+80,6 |
Распределение количества административных наказаний в отношении лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям рисков, за 9 месяцев 2021 года приведено на рисунке 1.
Рисунок 1. Распределение количества административных наказаний в отношении лиц, допустивших нарушения требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям рисков, за 9 месяцев 2021 года
2. Описание текущего развития профилактической деятельности органов ГПН
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации N 290 полномочия федерального государственного пожарного надзора в МЧС России, осуществляют следующие государственные инспекторы по пожарному надзору:
а) заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;
б) заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору - директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы и его заместители, а также начальник Главного управления пожарной охраны, заместитель начальника Главного управления пожарной охраны, осуществляющий управление и координацию деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
в) государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники Департамента надзорной деятельности и профилактической работы, а также сотрудники Главного управления пожарной охраны, осуществляющие управление и координацию деятельности специальных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
г) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - начальники главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;
д) заместители главных государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - заместители начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
е) государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
ж) главные государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору - начальники структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в структурных подразделениях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, осуществляющие деятельность в границах административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи;
з) заместители главных государственных инспекторов административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору - заместители начальников структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в структурных подразделениях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, осуществляющие деятельность в границах административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи;
и) государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору - сотрудники структурных подразделений, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора в структурных подразделениях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, осуществляющие деятельность в границах административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи;
к) главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;
л) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору - сотрудники территориальных отделов (отделений, инспекций) структурных подразделений главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;
м) главные государственные инспекторы объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору - начальники объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы;
н) заместители главных государственных инспекторов объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору - начальники структурных подразделений объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;
о) государственные инспекторы объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору - сотрудники структурных подразделений объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
В рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора должностные лица органов ГПН в соответствии с пунктами 12 - 22 постановления Правительства Российской Федерации N 290 имеют право:
а) государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации, государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору, главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, главные государственные инспекторы административно-территориальных единиц (округов, районов) в гг. Москве, Санкт-Петербурге и Сочи по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору; государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, главные государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители, государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору, главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители - осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита;
б) главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в подпункте а) настоящего абзаца, а также имеют право проводить ежегодное обобщение правоприменительной практики;
Государственные инспекторы Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, указанными в предыдущем абзаце, а также обеспечивают подготовку доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
Заместители главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору пользуются правами, предоставленными государственным инспекторам Российской Федерации по пожарному надзору, а также обеспечивают публичное обсуждение доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору наряду с правами заместителей главного государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору также имеет право:
а) утверждать доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора;
б) утверждать программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований за 9 месяцев 2021 года подготовлены на основании формы 6-ГПН, установленной приказом МЧС России N 43 и приведены в таблице 3.
Таблица 3
Данные о проведении мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности за 9 месяцев 2020-2021 годов
Наименование показателя |
2020 |
2021 |
Прирост, % |
|
Размещено на официальном Интернет-портале перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, по видам государственного контроля, ед. |
1 |
1 |
0% |
|
Проведено консультирований по разъяснению обязательных требований, раз |
849 675 |
1 913 317 |
+125,2 |
|
Рассмотрено жалоб, полученных по "горячей линии" |
на нарушителей обязательных требований,ед. |
23 796 |
33 176 |
+39,4 |
на действия (бездействие) органа ГПН, ед. |
66 |
428 |
+548,5 |
|
Опубликовано обзоров типовых нарушений обязательных требований с описанием способов их недопущения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ед. |
5 663 |
7 913 |
+39,7 |
|
Подготовлено и опубликовано руководств по соблюдению обязательных требований, ед. |
3 174 |
8 717 |
+174,6 |
|
Подготовлено комментариев об изменениях в законодательстве, ед. |
918 |
3 687 |
+301,6 |
|
Проведено публичных мероприятий (семинаров, вебинаров, конференций, заседаний рабочих групп) по разъяснению обязательных требований), ед. |
5 819 |
5 653 |
-2,9 |
|
Выдано предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, всего, ед. |
28 500 |
27 569 |
-3,3 |
3. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная служба, порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности - МЧС России.
Соответствующим подзаконным актом является приказ МЧС России от 21.11.2008 N 714 "Об утверждении Порядка учета пожаров и их последствий".
В целях обустройства риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности важнейшее значение имеют не просто сведения об общем количестве событий, влекущих причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а непосредственно те события, на которые надзорный орган может административно влиять и обеспечивать достижение общественно значимых результатов, связанных с минимизацией соответствующих рисков.
Статьей 25 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена неприкосновенность жилища.
Статьей 34 Федерального закона N 69-ФЗ также фактически ограничена государственная функция, связанная с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, в отношении жилых помещений жилых домов.
В соответствии с положениями Федерального закона N 69-ФЗ предметом федерального государственного пожарного надзора является соблюдение требований пожарной безопасности в конкретных зданиях, помещениях, сооружениях. Преобладающее значение имеют данные о пожарах и их последствиях в соответствующей поднадзорной среде.
Сведения об обстановке с пожарами и их последствиями на поднадзорных объектах отображены в таблицах 4 - 6.
Таблица 4
Сведения об обстановке с пожарами и их последствиями на поднадзорных объектах в 2020 году
Виды объектов |
Пожары, ед. |
Гибель, чел. |
Поднадзорные объекты |
16 675 |
306 |
из них объекты субъектов малого и среднего предпринимательства |
13 302 |
214 |
% от общего количества на поднадзорных объектах |
79,8 |
69,9 |
Таблица 5
Сравнительные сведения об обстановке с пожарами и их последствиями на поднадзорных объектах за 9 месяцев 2020-2021 гг.
Виды объектов |
9 мес. 2020 г. |
9 мес. 2021 г. |
||
Пожары, ед. |
Гибель, чел. |
Пожары, ед. |
Гибель, чел. |
|
Поднадзорные объекты |
9 738 |
158 |
10 185 |
142 |
из них объекты субъектов малого и среднего предпринимательства |
4 802 |
85 |
5 059 |
55 |
% от общего количества на поднадзорных объектах |
49,3 |
53,8 |
49,7 |
38,7 |
Таблица 6
Сравнительные сведения об обстановке с пожарами и их последствиями на поднадзорных объектах за 9 месяцев 2020-2021 гг. в разрезе субъектов Российской Федерации
Субъект Российской Федерации |
9 мес. 2020 г. |
9 мес. 2021 г. |
||
Кол-во пожаров, ед. |
Погибло людей, чел. |
Кол-во пожаров, ед. |
Погибло людей, чел. |
|
Республика Карелия |
91 |
0 |
66 |
1 |
Республика Коми |
84 |
1 |
71 |
0 |
Архангельская область |
134 |
1 |
137 |
0 |
Ненецкий автономный округ |
7 |
0 |
11 |
0 |
Вологодская область |
130 |
0 |
144 |
0 |
Ленинградская область |
121 |
0 |
155 |
0 |
г. Санкт-Петербург |
251 |
8 |
314 |
2 |
Мурманская область |
60 |
0 |
61 |
0 |
Новгородская область |
63 |
1 |
64 |
1 |
Псковская область |
43 |
2 |
35 |
1 |
Калининградская область |
66 |
5 |
53 |
0 |
Белгородская область |
78 |
3 |
96 |
3 |
Брянская область |
75 |
0 |
56 |
0 |
Владимирская область |
78 |
0 |
106 |
0 |
Воронежская область |
122 |
0 |
130 |
2 |
Ивановская область |
58 |
1 |
52 |
0 |
Калужская область |
39 |
1 |
55 |
0 |
Костромская область |
77 |
0 |
84 |
0 |
Курская область |
53 |
0 |
55 |
0 |
Липецкая область |
80 |
2 |
75 |
1 |
Московская область |
424 |
5 |
443 |
11 |
Орловская область |
48 |
1 |
57 |
1 |
Рязанская область |
57 |
0 |
64 |
3 |
Смоленская область |
55 |
0 |
49 |
0 |
Тамбовская область |
58 |
0 |
56 |
0 |
Тверская область |
117 |
1 |
100 |
4 |
Тульская область |
54 |
1 |
53 |
0 |
Ярославская область |
119 |
0 |
148 |
2 |
г. Москва |
402 |
13 |
529 |
5 |
Республика Башкортостан |
324 |
7 |
285 |
4 |
Республика Марий Эл |
49 |
1 |
62 |
0 |
Республика Мордовия |
46 |
0 |
50 |
0 |
Республика Татарстан |
152 |
5 |
178 |
1 |
Удмуртская Республика |
91 |
1 |
100 |
1 |
Чувашская Республика - Чувашия |
61 |
0 |
60 |
0 |
Пермский край |
213 |
8 |
198 |
4 |
Кировская область |
130 |
2 |
154 |
0 |
Нижегородская область |
159 |
2 |
196 |
0 |
Оренбургская область |
116 |
3 |
125 |
2 |
Пензенская область |
61 |
0 |
72 |
1 |
Самарская область |
195 |
1 |
252 |
4 |
Саратовская область |
136 |
2 |
171 |
0 |
Ульяновская область |
77 |
1 |
91 |
1 |
Курганская область |
80 |
0 |
70 |
3 |
Свердловская область |
205 |
0 |
224 |
4 |
Тюменская область |
124 |
2 |
98 |
1 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
154 |
4 |
131 |
3 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
85 |
0 |
101 |
4 |
Челябинская область |
276 |
1 |
276 |
6 |
Республика Адыгея |
21 |
0 |
25 |
0 |
Республика Калмыкия |
28 |
0 |
34 |
0 |
Республика Крым |
61 |
4 |
66 |
0 |
г. Севастополь |
19 |
0 |
17 |
0 |
Краснодарский край |
243 |
3 |
241 |
4 |
Астраханская область |
45 |
1 |
71 |
0 |
Волгоградская область |
148 |
4 |
143 |
1 |
Ростовская область |
174 |
3 |
155 |
3 |
Республика Дагестан |
110 |
0 |
116 |
8 |
Кабардино-Балкарская Республика |
37 |
0 |
44 |
0 |
Карачаево-Черкесская Республика |
23 |
1 |
13 |
1 |
Республика Северная Осетия - Алания |
56 |
0 |
42 |
1 |
Республика Ингушетия |
28 |
0 |
23 |
1 |
Чеченская Республика |
48 |
0 |
62 |
0 |
Ставропольский край |
149 |
2 |
110 |
2 |
Республика Алтай |
22 |
0 |
38 |
0 |
Республика Тыва |
34 |
2 |
39 |
0 |
Республика Хакасия |
51 |
0 |
52 |
0 |
Алтайский край |
235 |
2 |
164 |
2 |
Красноярский край |
353 |
8 |
275 |
7 |
Иркутская область |
244 |
3 |
253 |
2 |
Кемеровская область - Кузбасс |
211 |
6 |
176 |
2 |
Новосибирская область |
203 |
2 |
245 |
4 |
Омская область |
134 |
4 |
149 |
1 |
Томская область |
130 |
14 |
142 |
2 |
Республика Бурятия |
122 |
5 |
113 |
2 |
Республика Саха (Якутия) |
123 |
0 |
138 |
1 |
Забайкальский край |
102 |
0 |
118 |
2 |
Камчатский край |
35 |
2 |
36 |
0 |
Приморский край |
249 |
5 |
293 |
5 |
Хабаровский край |
245 |
0 |
282 |
3 |
Амурская область |
101 |
0 |
86 |
2 |
Магаданская область |
31 |
0 |
29 |
0 |
Сахалинская область |
63 |
0 |
84 |
2 |
Еврейская автономная область |
14 |
0 |
21 |
1 |
Чукотский автономный округ |
9 |
0 |
6 |
0 |
Специальные управления ФПС ГПС |
59 |
1 |
71 |
7 |
Основной причиной возникновения пожаров в зданиях и сооружениях является неосторожное обращение с огнем. По этой причине произошло 39 264 пожара (АППГ - 43 040, снижение на 8,8%), в том числе неосторожность при курении - 12 203 (АППГ - 1 204, рост на 0,3%).
Значительное количество пожаров произошло из-за аварийных режимов работы электрических сетей и оборудования - 40 648 пожаров (АППГ - 35 736, рост на 13,7%), а также нарушения правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 18 951 (АППГ - 17 192, рост на 10,2%).
Сведения о пожарах и их последствиях по классам функциональной пожарной опасности объектов защиты в соответствии с их классификацией по функциональной пожарной опасности, установленной статьей 32 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", приведены в таблице 7.
Таблица 7
Сведения о пожарах и их последствиях по классам функциональной пожарной опасности объектов пожаров
Класс функциональной пожарной опасности зданий |
Кол-во пожаров, ед. |
Погибло людей, чел. |
Травмировано людей, чел. |
Прямой ущерб, руб. |
Ф1.4 - одноквартирные жилые дома, в том числе блокированные |
32 727 |
2 855 |
1687 |
1 878 890 914 |
Ф1.3 - многоквартирные жилые дома |
24 631 |
2 084 |
2 419 |
728 656 659 |
Ф5.2 - складские здания, сооружения, стоянки для автомобилей без технического обслуживания и ремонта, книгохранилища, архивы, складские помещений |
7 378 |
94 |
147 |
1 633 256 894 |
Ф5.1 - производственные здания, сооружения, производства и лабораторные помещения, мастерские |
2 724 |
66 |
92 |
1 414 531 800 |
Ф3.6 - физкультурно-оздоровительные комплексы и спортивно-тренировочные учреждения с помещениями без трибун для зрителей, бытовые помещения, бани |
2 221 |
22 |
28 |
74 213 146 |
Ф5.3 - здания сельскохозяйственного назначения |
1 432 |
18 |
30 |
258 897 028 |
Ф1.2 - гостиницы, общежития, спальные корпуса санаториев и домов отдельного общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов |
314 |
17 |
40 |
23 523 840 |
Ф3.1 - здания организаций торговли |
2 084 |
14 |
82 |
679 248 854 |
Ф1.1 - здания дошкольных образовательных организаций, специальных домов престарелых и интернатов (неквартирные), больниц, спальных корпусов образовательных организаций с наличием интернатов |
190 |
9 |
14 |
30 983 747 |
Ф4.3 - здания органов управления, проектно-конструкторских организаций, информационно- и редакционно-издательских организаций, научных организаций, банков, контор, офисов |
597 |
7 |
23 |
56 798 704 |
Ф3.2 - здания организаций общественного питания |
557 |
1 |
15 |
62 843 660 |
Ф3.4 - поликлиники и амбулатории |
94 |
1 |
0 |
4 647 611 |
Ф4.1 - здания общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций |
161 |
0 |
8 |
23 364 933 |
Ф3.5 - помещения для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей |
197 |
0 |
7 |
8 642 494 |
Ф4.2 - здания образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования |
55 |
0 |
3 |
1 260 466 |
Ф2.1 - театры, кинотеатры, концертные залы, клубы, цирки, спортивные сооружения с трибунами, библиотеки с расчетным числом мест в закрытых помещениях. |
63 |
0 |
3 |
26 812 492 |
Ф2.3 - здания учреждений, театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, цирков, спортивных сооружений с трибунами, библиотек на открытом воздухе |
35 |
0 |
2 |
1 347 075 |
Ф3.3 - вокзалы |
16 |
0 |
0 |
829 078 |
Ф2.2 - музеи, выставки, танцевальные залы и другие подобные учреждения в закрытых помещениях |
15 |
0 |
0 |
9 000 000 |
Ф2.4 - здания учреждений, музеев, выставок, танцевальных залов и других подобных учреждений на открытом воздухе |
14 |
0 |
0 |
135 000 |
Ф3.7 - объекты религиозного назначения |
47 |
0 |
0 |
3 714 900 |
Ф4.4 - здания пожарных депо |
2 |
0 |
0 |
0 |
II. Цели и задачи Программы, направленные на минимизацию рисков вреда охраняемым законом ценностям
Целями профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности являются:
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Задачами профилактики нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности являются:
выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения пожарной безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;
формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц органов ГПН и подконтрольных субъектов;
повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
План мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2022 год (далее - План) приведен в приложении к настоящей Программе.
На основании Плана территориальными органами МЧС России осуществляется подготовка планов мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации (далее - план главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации) на 2022 год.
Органами ГПН проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
информирование;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит;
обобщение правоприменительной практики.
Профилактические мероприятия осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, а также постановлением Правительства Российской Федерации N 290.
1. Информирование
Органы ГПН осуществляют информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации в иных формах.
Органы ГПН размещают и поддерживают в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет":
1) тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного пожарного надзора;
2) сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного пожарного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу;
3) перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также информацию о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции;
4) утвержденные проверочные листы;
5) руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
6) перечень критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов надзора к категориям риска;
7) перечень объектов надзора с указанием категории риска;
8) настоящую Программу;
9) исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться органом ГПН у контролируемого лица;
10) сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований;
11) сведения о порядке досудебного обжалования решений органов ГПН, действий (бездействия) его должностных лиц;
12) доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики органов ГПН;
13) доклад о федеральном государственном пожарном надзоре.
2. Объявление предостережения
При наличии у органа ГПН сведений о готовящихся или возможных нарушениях обязательных требований в области пожарной безопасности, а также о непосредственных нарушениях обязательных требований, если указанные сведения не соответствуют утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, орган ГПН объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.
Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.
Возражение на предостережение подается и рассматривается в порядке и сроки, которые установлены пунктом 57 постановления Правительства Российской Федерации N 290, для жалоб на решения органов государственного пожарного надзора, действий (бездействия) их должностных лиц.
Органы ГПН осуществляют учет объявленных ими предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и используют соответствующие данные для проведения иных профилактических и надзорных мероприятий.
3. Консультирование
Консультирование осуществляется должностным лицом органа ГПН по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
Органы ГПН осуществляют учет консультирований.
Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в ходе профилактических визитов, а также контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами.
Консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей проводится в части разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора и обеспечения пожарной безопасности, а также разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц.
Консультирование проводится в устной форме, за исключением случаев, когда контролируемое лицо письменно заявляет о направлении ему письменного ответа.
При поступлении 10 однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей консультирование может осуществляться посредством размещения на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом органа ГПН.
4. Профилактический визит
Профилактический визит проводится должностными лицами органов ГПН в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица.
Срок проведения профилактического визита не может превышать один рабочий день.
Профилактический визит и консультирование могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Проведение обязательных профилактических визитов предусматривается в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также в отношении объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска не позднее чем в течение одного года с даты получения информации о начале осуществления их деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию.
5. Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению органами ГПН и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности;
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности.
Доклад о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора готовится Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы один раз в год, до 30 апреля года, следующего за отчетным годом.
Соответствующий доклад размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-портале МЧС России.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад органов ГПН о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Оценка мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами ГПН на 2022 год проводится в соответствии с ключевыми показателями, отражающими уровень минимизации вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В качестве ключевых показателей деятельности определены показатели тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для соответствующих групп объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности.
Соответствующие целевые значения данных показателей определяются исходя из принципа ежегодного снижения на 3 процента от значений показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров.
Значения показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров приведены в таблице 8.
Таблица 8
Значения показателей тяжести потенциальных негативных последствий пожаров
Тип объекта |
Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров |
Объекты образования и объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей |
4,079 |
Объекты здравоохранения |
12,469 |
Объекты социальной защиты |
42,552 |
Объекты религиозного назначения |
20,647 |
Объекты культурно-досугового назначения |
0,949 |
Объекты временного размещения людей, туризма и отдыха |
50,400 |
Объекты торговли |
1,961 |
Объекты общественного питания |
17,024 |
Объекты бытового обслуживания и предоставления услуг населению |
3,030 |
Объекты транспортной инфраструктуры |
7,915 |
Объекты административного назначения |
5,179 |
Объекты жилого назначения (многоквартирные жилые дома) |
22,333 |
Объекты производственного назначения |
26,251 |
Объекты складского назначения |
17,937 |
Объекты сельскохозяйственного назначения |
24,927 |
Наружные установки |
38,342 |
Приложение
к Программе профилактики рисков причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом
ценностям в области пожарной безопасности
при осуществлении федерального государственного
пожарного надзора органами государственного
пожарного надзора на 2022 год
План
мероприятий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2022 год
N п/п |
Мероприятия по профилактике правонарушений |
Сроки (периодичность) проведения |
Место реализации |
Ответственные подразделения |
Пояснения по порядку реализации |
|
1. ИНФОРМИРОВАНИЕ |
||||
1.1 |
Размещение текстов нормативных правовых актов, регулирующих осуществление федерального государственного пожарного надзора. |
До 30 апреля 2022 г. |
Официальный интернет- портал МЧС России. |
ДНПР |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290. |
1.2 |
Размещение сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление федерального государственного пожарного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу. |
В течение 15 дней после официального опубликования. |
Официальный интернет- портал МЧС России. |
ДНПР |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290. |
1.3 |
Размещение перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, подлежит размещению на официальных сайтах органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитацию, с текстами действующих нормативных правовых актов. |
В течение года |
Официальный интернет- портал МЧС России. |
ДНПР |
В соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ). |
1.4 |
Размещение утвержденных проверочных листов в формате, допускающем их использование для самообследования. |
В течение 15 дней после утверждения, принятия решения. |
Официальный интернет- портал МЧС России |
ДНПР |
В соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ. |
1.5 |
Подготовка и размещение руководств по соблюдению обязательных требований. |
До 30 апреля 2022 г. по итогам работы за 2021 год; при возникновении необходимости - в течение месяца после принятия решения. |
Официальный интернет- портал МЧС России. |
ДНПР, ФГБУ ВНИИПО МЧС России (далее - ВНИИПО) |
В порядке реализации Федерального закона N 247, а также приказа МЧС России от 25.11.2016 N 630 "Об утверждении Порядка обобщения и анализа правоприменительной практики органов надзорной деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 630). Разрабатываются непосредственно или с участием образовательных, научных, и экспертных организаций. |
1.6 |
Размещение перечня критериев и индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов надзора к категориям риска. |
В течение 15 дней после официального опубликования. |
Размещение на официальном интернет- портале МЧС России. |
ДНПР |
Размещение соответствующих сведений на официальном интернет-портале МЧС России (mchs.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в средствах массовой информации. |
1.7 |
Размещение перечня объектов надзора, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска, за исключением сведений, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну. |
До 30 апреля 2022 г. |
Официальный интернет- портал МЧС России. |
ДНПР |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ. |
1.8 |
Подготовка исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться органом ГПН у контролируемого лица. |
До 30 апреля 2022 г. |
Размещение на официальном интернет- портале МЧС России. |
ДНПР |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290. |
1.9 |
Подготовка сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований. |
До 30 апреля 2022 г. |
Размещение на официальном интернет- портале МЧС России. |
ДНПР |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290. |
1.10 |
Размещение сведений о порядке досудебного обжалования решений органов государственного пожарного надзора, действий (бездействия) его должностных лиц. |
До 30 апреля 2022 г. |
Официальный интернет- портал МЧС России. |
ДНПР |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290. |
1.11 |
Размещения сведений по вопросам соблюдения обязательных требований: на официальном сайте в сети "Интернет"; в средствах массовой информации: на ТВ; на радио; в периодической печати. |
Постоянно. |
- |
ДНПР, органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
- |
1.12 |
Проведение конференций, семинаров (включая формат видео-конференц-связи). |
Не реже 1 раза в год. Конкретные мероприятия указываются в планах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2022 год. |
В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2022 год. |
ДНПР, органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
- |
|
2. ОБЪЯВЛЕНИЕ ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЙ О НЕДОПУСТИМОСТИ НАРУШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ |
||||
2.1 |
Выдача предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований должностными лицами органов надзорной деятельности МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. |
- |
- |
Органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке, установленном Федеральным законом. N 248-ФЗ. |
2.2 |
Учет предостережений и возражений контролируемых лиц на предупреждения. |
Ежеквартально. |
- |
ДНПР, ВНИИПО, органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке реализации приказа МЧС России от 08.02.2017 N 43 "О предоставлении отчетности по осуществлению государственного надзора в сфере деятельности МЧС России" (далее - приказ МЧС России N 43). |
|
3. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ |
||||
3.1 |
Проведение устного консультирования по вопросам соблюдения обязательных требований: по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического визита, в ходе проведения надзорного мероприятия. |
Постоянно. В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2022 год. В соответствии с планом проведения надзорных мероприятий. |
Официальный интернет- портал МЧС России, федеральные средства массовой информации, иные способы. Официальные интернет- сайты главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, региональные средства массовой информации, иные способы. |
ДНПР, ВНИИПО, Органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290. |
3.2 |
Проведение письменного консультирования по обращениям контролируемых лиц и их представителей в части разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора и обеспечения пожарной безопасности, а также разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц. |
Постоянно по мере поступления обращений. |
- |
ДНПР, органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290. |
3.3 |
Подготовка письменных разъяснений, подписанных уполномоченным должностным лицом органа государственного пожарного надзора при поступлении 10 однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей. |
Постоянно по мере поступления обращений. |
Официальный интернет- портал МЧС России. |
ДНПР |
|
3.4 |
Учет консультирований. |
Ежеквартально. |
- |
ДНПР, ВНИИПО, органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке реализации приказа МЧС России N 43. |
|
4. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВИЗИТОВ |
||||
4.1 |
Проведение профилактических визитов по месту осуществления деятельности контролируемого лица. |
В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2022 год. |
По месту осуществления деятельности контролируемого лица. |
Органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290. |
4.2 |
Проведение профилактических визитов дистанционно посредством аудио- или видеосвязи. |
В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2022 год. |
По согласованию сторон. |
Органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290. |
4.3 |
Проведение обязательных профилактических визитов в отношении объектов надзора, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, а также в отношении объектов, на которых осуществляется деятельность в сфере дошкольного и общего образования, детских лагерей, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания, оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи вне зависимости от присвоенной категории риска. |
Не позднее чем в течение одного года с даты получения информации о начале осуществления деятельности либо вводе объекта в эксплуатацию. В соответствии с планами главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации на 2022 год. |
По месту осуществления деятельности контролируемого лица. |
Органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке реализации Федерального закона N 248-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации N 290. |
|
5. ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА |
||||
5.1 |
Сбор данных об организации и проведении надзорных мероприятий, направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю, в том числе в судебном порядке. |
Ежеквартально. |
- |
ДНПР, ВНИИПО, Органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке реализации приказа МЧС России N 43. |
5.2 |
Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений. |
В течение года. |
- |
ДНПР, ВНИИПО, органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке реализации приказа МЧС России N 630. |
5.3. |
Проведение анализа обстановки с пожарами и их последствиями. |
Ежеквартально. |
- |
ДНПР, ВНИИПО органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В порядке реализации приказа МЧС России от 26.05.2020 N 363 "Об организации осуществления анализа деятельности территориального органа МЧС России". |
5.4 |
Подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности. |
По мере необходимости. В течение года. |
- |
ДНПР, ВНИИПО, органы ГПН, указанные в подпунктах б), в), г) пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 290 |
В соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ. |
5.5 |
Подготовка Доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. |
До 30 апреля 2022 г. (по итогам работы за 2021 год). |
- |
ДНПР, ВНИИПО |
В порядке реализации приказа МЧС России N 630. |
5.6 |
Размещение Доклада о правоприменительной практике при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. |
До 30 апреля 2022 г. (по итогам работы за 2021 год). |
Официальный интернет- портал МЧС России. |
ДНПР |
В порядке реализации приказа МЧС России N 630. |
5.7 |
Включение результатов обобщения правоприменительной практики в ежегодный доклад МЧС России о состоянии федерального государственного пожарного надзора. |
До 15 марта 2022 г. (по итогам работы за 2021 год). |
Минэкономразвития России. |
ДНПР |
В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. N 215 "Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля и соответствующих сферах деятельности и эффективности такого контроля (надзора)" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
МЧС утвердило программу профилактических мероприятий в рамках федерального госпожнадзора на 2022 г. Она направлена на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами, устранение причин и факторов, способных привести к нарушениям этих требований и (или) причинению вреда.
Программа включает:
- информирование контролируемых и иных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований;
- объявление предостережения о недопустимости их нарушения в случае наличия сведений о готовящихся или возможных нарушениях;
- консультирование контролируемых лиц;
- профилактические визиты;
- обобщение правоприменительной практики.
Установлена периодичность проведения профилактических мероприятий.
Распоряжение МЧС России от 17 декабря 2021 г. N 1096 "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности при осуществлении федерального государственного пожарного надзора органами государственного пожарного надзора на 2022 год"
Текст распоряжения опубликован не был