Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 6
к приказу
Генерального прокурора
Российской Федерации
от 22.12.2021 N 774
Типовое положение
об организации наставничества в органах прокуратуры Российской Федерации
Типовое положение об организации наставничества в органах прокуратуры Российской Федерации определяет цель, задачи и порядок реализации наставничества в органах прокуратуры Российской Федерации, устанавливает основные требования к организации и проведению данной работы, права, обязанности прокурорских работников, которыми и в отношении которых осуществляется наставничество.
1. Цели и задачи наставничества
1.1. Целью наставничества в органах прокуратуры является формирование у прокурорских работников, впервые поступивших на службу в органы прокуратуры (далее также - работники), правосознания, системы ценностей и профессионально значимых свойств личности, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей, поддержания в обществе высокого авторитета прокуратуры; оказание методической и практической помощи работникам в их профессиональном становлении; формирование в органах прокуратуры Российской Федерации кадрового состава, способного обеспечить решение задач, возложенных на органы прокуратуры государством и обществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными законодательными актами, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
1.2. Основными задачами наставничества являются:
оказание помощи в адаптации работников к службе в органах прокуратуры;
ускорение и оптимизация процесса развития профессиональных навыков и профессионального мастерства;
формирование непримиримого отношения к преступлениям, иным правонарушениям;
развитие способности к преодолению трудностей, самостоятельному и качественному выполнению в любых условиях возложенных на работника обязанностей в соответствии с занимаемой должностью;
формирование мировоззрения и системы ценностей прокурорских работников, социально и профессионально значимых психологических и морально-нравственных качеств, добросовестности, дисциплинированности, сознательного и творческого отношения к выполнению служебных обязанностей, соблюдению этики и культуры в работе, стремления к постоянному достижению высоких результатов в работе;
воспитание у работников интереса к службе в органах прокуратуры, порученному делу и стремления к строгому соблюдению Присяги прокурора, Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, усвоению лучших традиций службы в органах прокуратуры, а также внимательного и уважительного отношения к гражданам, осознания личной ответственности за выполнение служебных обязанностей и задач, стоящих перед прокуратурой Российской Федерации.
1.3. Задачи наставничества реализуются посредством взаимодействия руководителей органов прокуратуры, их структурных подразделений, наставников, Совета наставников, представителей ветеранских и общественных организаций.
2. Организация наставничества
2.1. Наставничество является неотъемлемой частью кадровой политики органов прокуратуры, необходимым средством воспитания и обучения лиц, впервые назначенных на должности прокурорских работников.
Наставничество в отношении работников выполняется в рамках индивидуальной воспитательно-педагогической работы наиболее опытными прокурорскими работниками, пользующимися авторитетом в коллективе, в том числе руководителями кадровых подразделений, имеющими достаточный жизненный опыт, склонность к воспитательной работе, стаж прокурорской деятельности не менее пяти лет и не имеющих действующих дисциплинарных взысканий.
Количество работников, в отношении которых осуществляется наставническая деятельность, не должно превышать трех человек одновременно у одного наставника.
2.2. Наставничество с указанием конкретного наставника по отношению к каждому работнику оформляется приказом (распоряжением) руководителя органа прокуратуры не позже чем через две недели после назначения на должность работника. Приказ (распоряжение) о назначении наставника издается при наличии письменного согласия предполагаемого наставника о наставничестве за работником.
В отношении работников, проходящих службу в прокуратурах городов и районов, приравненных к ним прокуратурах (далее - прокуратуры городов, районов), распоряжения о назначении наставников издаются прокурорами указанных прокуратур. В отношении работников, проходящих службу в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации или приравненных к ним прокуратур (далее - прокуратуры субъектов Российской Федерации), приказы о назначении наставников издаются прокурорами субъектов Российской Федерации.
В случае создания Совета наставников в аппарате прокуратуры субъекта Российской Федерации кандидатура каждого наставника предварительно прорабатывается с данным Советом в порядке, принятом положением о Совете наставников.
2.3. Наставничество устанавливается на срок от шести месяцев до одного года с момента издания приказа (распоряжения) о назначении наставника.
В срок наставничества не включается период временной нетрудоспособности работника, нахождения его в ежегодном и ином отпуске.
2.4. Замена наставника производится по приказу (распоряжению) руководителя органа прокуратуры в случаях:
а) увольнения наставника или исключения его из списка личного состава;
б) перевода на другую работу наставника или работника;
в) привлечения наставника к уголовной ответственности;
г) письменного заявления наставника об отстранении его от наставнической деятельности в целом или в отношении конкретного работника;
д) письменного заявления работника о замене наставника (без указания причин);
е) психологической несовместимости наставника и работника (определяется руководителем органа прокуратуры на основании заключения (справки) специалиста-психолога органа прокуратуры, изучавшего индивидуально-психологические особенности наставника и работника, а также морально-психологическое состояние соответствующего трудового коллектива);
2.5. Подведение итогов наставничества в предаттестационный период осуществляется ежемесячно. После первичной аттестации итоги наставничества подводятся по истечении его срока, определенного соответствующим приказом (распоряжением).
2.6. Документооборот, связанный с наставничеством, ведется согласно Инструкции по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации с формированием дела (с присвоением отдельного индекса) и включением его в номенклатуру дел.
3. Совет наставников
3.1. По инициативе руководителя органа прокуратуры, кадрового подразделения либо наставников в аппарате прокуратуры субъекта Российской Федерации из числа наставников может создаваться Совет наставников с целью координации деятельности наставников, обмена опытом, улучшения качества работы по данному направлению.
3.2. Совет наставников создается приказом прокурора субъекта Российской Федерации, которым утверждается его состав.
3.3. В состав Совета наставников могут входить:
первый заместитель, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации (председатель Совета);
начальники управлений, отделов или их заместители;
представитель кадрового подразделения (секретарь Совета).
3.4. В состав Совета наставников могут включаться:
прокурорские работники, имеющие продолжительный и безупречный опыт работы в органах и организациях прокуратуры, поощренные за примерное исполнение своих служебных обязанностей государственными и ведомственными наградами;
ветераны органов прокуратуры, бывшие прокурорские работники органов прокуратуры, уволенные в связи с выходом на пенсию за выслугу лет или достижением предельного возраста пребывания на службе.
3.5. На первом заседании Совета наставников, проводимом в течение месяца после издания указанного приказа, рассматриваются вопросы о распределении обязанностей между его членами и о разработке положения о Совете наставников, утверждаемого прокурором субъекта Российской Федерации.
Заседание Совета наставников проводится и его решение считается правомочным при присутствии на заседании не менее 3/4 его состава. Решения Совета наставников принимаются простым большинством голосов. В случае разделения голосов поровну считается принятым решение, за которое голосовал председатель Совета наставников.
3.6. Совет наставников осуществляет следующие функции, перечень которых может быть расширен положением о Совете:
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт в наставнической деятельности, вносит руководителю соответствующего органа прокуратуры предложения по ее совершенствованию;
осуществляет содействие кадровому подразделению в планировании наставнической деятельности и подборе кандидатур наставников в прокуратурах городов и районов, в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации;
оказывает методическую и практическую помощь наставникам;
при наличии соответствующих возможностей принимает меры по обучению наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии;
организует проведение общих собраний наставников, встреч ветеранов органов прокуратуры с работниками;
заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и работников о проделанной работе;
инициирует ходатайства перед руководителем органа прокуратуры о поощрении наиболее добросовестных наставников и работников;
принимает участие в лице своего представителя с согласия председателя аттестационной комиссии в работе аттестационной комиссии при первичной аттестации работника;
ходатайствует перед руководителем органа прокуратуры о продлении срока наставничества, а также о замене наставника;
заслушивает на своих заседаниях работников и наставников, недобросовестно относящихся к исполнению своих обязанностей, и при необходимости формулирует ходатайства перед руководителем органа прокуратуры о наказании указанных лиц.
3.7. При отсутствии Совета наставников кадровое подразделение органа прокуратуры в пределах компетенции осуществляет мероприятия по обучению наставников передовым формам работы, распространению положительного опыта и реализации функций, перечисленных в пункте 3.6 настоящего Типового положения.
4. Обязанности и права наставника
4.1. При осуществлении наставнической деятельности в целях подготовки к первичной аттестации работника и его дальнейшего профессионального становления наставник обязан:
разрабатывать совместно с непосредственным руководителем работника индивидуальный план обучения и воспитания (приложение N 1) и представлять на утверждение прокурору города, района, начальнику управления или отдела аппарата прокуратуры субъекта Российской Федерации;
знать требования законодательства Российской Федерации, организационно-распорядительных документов Генерального прокурора Российской Федерации, определяющих права и обязанности работника по занимаемой должности, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки прокурорских работников;
изучать личные и деловые качества работника, его психологические характеристики, особенности характера, увлечения и склонность к определенному виду профессиональной деятельности;
личным примером способствовать развитию положительных качеств работника, содействовать формированию его профессионального кругозора, положительных моральных качеств и соблюдению норм этики прокурорского работника;
оказывать работнику помощь в овладении избранной профессией по осуществлению прокурорского надзора за исполнением законов в соответствующей сфере, поддержанию государственного обвинения, обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе и по иным направлениям служебной деятельности; в изучении нормативных документов; организации работы и рабочего места; в исправлении допущенных ошибок;
контролировать ведение работником индивидуального плана обучения, еженедельно внося записи о своем ознакомлении с содержанием дневника и письменные рекомендации работнику;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью работника, вносить предложения непосредственному начальнику, руководителям органов прокуратуры о его поощрении или применении к нему мер дисциплинарного воздействия;
перед первичной аттестацией работника докладывать в коллективе о выполнении работником плана индивидуального обучения, при первичной аттестации - аттестационной комиссии результаты наставнической работы;
составлять отчеты об итогах наставничества перед первичной аттестацией работника и по истечении срока наставничества, установленного приказом или распоряжением (приложение N 2).
4.2. Наставник имеет право информировать соответствующего руководителя органа прокуратуры или руководителя подразделения о процессе овладения работником профессиональными знаниями и практическими навыками, его дисциплине и поведении.
5. Обязанности и права работника
5.1. В процессе совершенствования профессионального мастерства работник обязан:
изучать требования законодательства, организационно-распорядительных документов, определяющих права и обязанности прокурорского работника по занимаемой должности, основы прохождения службы, профессиональной подготовки прокурорских работников;
выполнять индивидуальный план обучения и воспитания в установленные сроки и с надлежащим качеством;
в период до первичной аттестации вести дневник выполнения индивидуального плана работы, отражая еженедельно в нем сведения о своей деятельности, представлять дневник по требованию руководителю органа прокуратуры, непосредственному начальнику, прокурорскому работнику кадрового подразделения, члену Совета наставников, своему наставнику;
составлять отчет о проделанной работе непосредственно перед первичной аттестацией, а также по итогам года, в течение которого в отношении его осуществлялось наставничество.
5.2. Работник имеет право совместно с наставником докладывать соответствующему руководителю органа прокуратуры информацию об овладении профессиональными знаниями и практическими навыками.
6. Руководство наставничеством
6.1. Общее руководство наставничеством осуществляется:
прокурором субъекта Российской Федерации или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей;
кадровым подразделением органа прокуратуры.
6.2. Непосредственное руководство наставничеством осуществляется:
в прокуратурах города, района - соответствующими прокурорами;
в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации - начальниками управлений, отделов (на правах управлений), их заместителями, а в случае отсутствия в аппарате подразделений - старшими помощниками прокурора.
6.3. Руководители, осуществляющие непосредственное руководство наставничеством, обязаны:
объявить приказ (распоряжение) прокурора о закреплении за работником наставника;
создать необходимые условия для совместного прохождения службы работника с закрепленным за ним наставником, выполнения им соответствующих служебных задач;
оказывать наставникам методическую и практическую помощь в составлении планов работы с наставляемыми работниками;
осуществлять контроль за выполнением наставником и работником своих обязанностей;
организовывать подведение итогов по результатам наставничества перед первичной аттестацией и в дальнейшем после истечения года с момента назначения наставника;
изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества.
7. Стимулирование работы наставников
7.1. За образцовое выполнение служебного долга при осуществлении наставничества, значительный вклад в профессиональное становление и воспитание работников к наставникам могут быть применены меры поощрения, установленные Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2018 N 94 "Об учреждении знака отличия "За наставничество" и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации.
7.2. Исполнение обязанностей по наставничеству должно в обязательном порядке учитываться руководителем органа прокуратуры при аттестации, решении вопросов об установлении наставнику доплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в службе, о размере премирования, о включении в кадровый резерв для выдвижения на руководящие должности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.