Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения
(утв. МВД России 20 декабря 2021 г.) 1
Правовые основания разработки программы профилактики рисков |
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям"; постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1101 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". |
Разработчик программы профилактики рисков |
Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации 2. |
Цели программы профилактики рисков |
Устранение существующих и потенциальных условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; создание моделей ответственного и добросовестного поведения граждан и организаций 3; снижение количества нарушений обязательных требований, а также дорожно-транспортных происшествий 4, погибших и раненных в них людей. |
Задачи программы профилактики рисков |
Сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; установление и оценка влияния видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий на эффективность профилактической работы; создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения; повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц и формирование единообразного понимания обязательных требований. |
Сроки реализации программы профилактики рисков |
Программа профилактики нарушений рассчитана на 2022 г. |
------------------------------
1 Далее - "программа профилактики рисков".
2 Далее - "ГУОБДД МВД России".
3 Далее - "контролируемые лица".
4 Далее - "ДТП, происшествие".
------------------------------
1. Аналитическая часть
По итогам 10 месяцев 2021 г. 1 на территории Российской Федерации зарегистрировано 109192 ДТП, в которых погибло 12068 и ранено 137430 человек.
При этом более трети происшествий (38141, 34,9%) связаны с недостатками транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети. В таких ДТП погибли 3,8 тыс. человек и ещё 47,8 тыс. человек получило ранения.
В 19798 ДТП с пострадавшими зафиксированы отсутствие или плохая различимость горизонтальной дорожной разметки, также часто встречаются отсутствие дорожных знаков в необходимых местах (7611) и нарушения обязательных требований в части зимнего содержания дорог (6193).
На протяжении двух последних лет фиксируется увеличение количества происшествий, в которых погибли люди и при этом выявлены факты недостаточного или неисправного освещения, неудовлетворительное состояние обочин, а также несоответствие дорожных ограждений требованиям документов по стандартизации.
В текущем году на фоне общего снижения основных показателей аварийности на автомобильных дорогах Российской Федерации: ДТП - на 9,8% (со 120998 до 109192); погибших - на 8,7% (с 13220 до 12068); раненых - на 10,3% (со 153170 до 137430), на федеральных автодорогах, в местах нарушения обязательных требований к их содержанию, отмечается обратная тенденция: количество ДТП возросло на 34,8% (с 1427 до 1924), погибших - на 53,8% (с 372 до 572), раненых - на 34% (с 1978 до 2651).
Одновременно фиксируется значительный рост основных показателей аварийности (ДТП - 710, +41,4%; погибло - 145, +70,6%; ранено - 900, +41,7%) на участках автомобильных дорог, на которых при оформлении происшествий фиксировались нарушения обязательных требований в местах производства работ.
Остается сложной ситуация с аварийностью на железнодорожных переездах, где установлены нарушения обязательных требований (52,2% от общего количества происшествий). Несмотря на сокращение количества таких ДТП на 9,8% (83), зафиксирован рост числа погибших на 112,5% (34).
В текущем году снизилось количество ДТП по вине водителей пассажирского автомобильного транспорта общего пользования, осуществляющего городские автобусные перевозки по заказам, грузового транспорта и транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам.
Количество ДТП по вине водителей автобусов сократилось на 4,9%, однако в таких происшествиях погибло 150 (+23%) человек.
По вине водителей грузового транспорта совершено на 6,1% (7443) ДТП меньше, чем в 2020 г., но в них погибло 1148 человек (+0,4%).
По вине водителей транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, отмечается рост количества ДТП на 0,8% (10534), в которых погибло 997 человек (+4,2%) и 13920 (+1,4%) получили ранения.
В 2021 г. в целях обеспечения информационной доступности на сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены:
перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения;
формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в целях проведения оценки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, утвержденные приказом МВД России от 31.12.2018 N 878;
программа профилактики нарушений требований в области безопасности дорожного движения, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог (их участков), в том числе в границах железнодорожных переездов, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств на 2021 год;
обзор практики осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения.
Успешная реализация программы профилактики рисков в 2022 году будет способствовать достижению отраженных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" целей, в том числе по снижению к 2024 году смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тысяч населения (к 2030 году - стремление к нулевой смертности), а также уменьшению количества фактов нарушений обязательных требований и увеличению доли профилактических мероприятий в общем объёме контрольно-надзорной деятельности МВД России.
2. Программные мероприятия
N |
Наименование мероприятия |
|
1. |
Информирование. Размещение на официальном сайте МВД России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". |
|
1.1. |
Текстов нормативных правовых актов 1, регулирующих осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения 2. |
|
1.2. |
Сведений об изменениях, внесенных в НПА, регулирующих осуществление федерального надзора, о сроках и порядке их вступления в силу. |
|
1.3. |
Перечня НПА с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля 3, а также информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции. |
|
1.4. |
Проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), используемых при осуществлении федерального надзора. |
|
1.5. |
Руководств по соблюдению обязательных требований. |
|
1.6. |
Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядка отнесения объектов контроля к категориям риска. |
|
1.7. |
Перечня объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска. |
|
1.8. |
Программы профилактики рисков. |
|
1.9. |
Плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий. |
|
1.10. |
Исчерпывающего перечня сведений, которые могут запрашиваться у контролируемого лица. |
|
1.11. |
Сведений о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований. |
|
1.12. |
Сведений о порядке досудебного обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц. |
|
1.13. |
Докладов, содержащих результаты обобщения правоприменительной практики. |
|
1.14. |
Докладов о федеральном надзоре. |
|
2. |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. |
|
3. |
Консультирование по вопросам осуществления федерального надзора. |
|
4. |
Проведение профилактических визитов в форме профилактических бесед. |
------------------------------
1 Далее - "НПА".
2 Далее - "федеральный надзор".
3 Далее - "обязательные требования".
------------------------------
3. Оценка результативности и эффективности программы профилактики рисков
Для оценки по итогам года мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований и программы профилактики рисков в целом, устанавливаются отчетные показатели.
Качественные показатели:
1. Доля контролируемых лиц, охваченных профилактическими мероприятиями, допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований и привлеченных к административной ответственности в качестве юридических лиц, - Дао.
2. Доля контролируемых лиц из числа специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств, охваченных профилактическими мероприятиями и допустивших в отчетном периоде нарушения обязательных требований, являющиеся основанием для прекращения статуса специализированной организации или изготовителя государственных регистрационных знаков транспортных средств, - Дпс.
Количественные показатели:
1. Количество контролируемых лиц, с которыми проведены профилактические мероприятия (из числа включенных в пункты 2-7), - Као.
2. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных к содержанию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского наземного электрического транспорта, - Ндор1.
3. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных к проведению строительных работ, ремонтных и иных работ, осуществлению деятельности, оказывающих влияние на безопасность дорожного движения, - Ндор2.
4. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения и иных элементов обустройства автомобильных дорог, - Ндор3.
5. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования, а также к изменению конструкции зарегистрированных в установленном порядке автомототранспортных средств и прицепов к ним, - Нтех1.
6. Количество контролируемых лиц, допустивших нарушения обязательных требований в области безопасности дорожного движения, установленных к перевозкам пассажиров и грузов, эксплуатации транспортных средств, - Нтех2.
7. Количество контролируемых лиц (операторов технического осмотра), допустивших нарушения обязательных требований к проведению технического осмотра транспортных средств, установленных правилами проведения технического осмотра транспортных средств, - Нтех3.
8. Количество контролируемых лиц, с которыми проведены профилактические мероприятия (из числа включенных в пункты 9, 10), - Кпс.
9. Количество контролируемых лиц (специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств), допустивших нарушения обязательных требований, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и порядком государственной регистрации транспортных средств, - Псо.
10. Количество контролируемых лиц (изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств), допустивших нарушения обязательных требований к изготовлению государственных регистрационных знаков транспортных средств, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядком изготовления государственных регистрационных знаков транспортных средств и правилами учета, хранения и выдачи государственных регистрационных знаков транспортных средств, - Пиз.
------------------------------
1 Далее - "2021 г., текущий год".
------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения (утв. МВД России 20 декабря 2021 г.)
Текст программы опубликован не был