Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2021 г. N 1567/21
"Об отказе в согласовании решения Региональной энергетической комиссии Кузбасса об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022 год на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Кемеровской области - Кузбассу на 2022 год, утвержденных приказом ФАС России от 16 декабря 2021 г. N 1429/21"
В соответствии с абзацем двадцать девятым пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. 35-Ф3 "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2010, N 31, ст. 4156), подпунктом 5.3.29 пункта 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259; 2015, N 37, ст. 5153), пунктом 12 Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 8 ноября 2019 г. N 1483/19 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2019 г., регистрационный N 57062), с изменениями, внесенными приказом ФАС России от 28 июня 2021 г. N 643/21 (зарегистрирован Минюстом России 3 декабря 2021 г., регистрационный N 66194), ФАС России рассмотрела заявление Региональной энергетической комиссии Кузбасса (также далее - РЭК Кузбасса) на превышение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год, направленное письмом от 9 декабря 2021 г. N М-8-38/4247-01 (далее - Заявление), обращения Губернатора Кемеровской области - Кузбасса С.Е.Цивилева от 18 ноября 2021 г. N И10-24/10819, от 8 декабря 2021 г. N И10-18/11466, а также дополнительные материалы, представленные РЭК Кузбасса письмом от 10 декабря 2021 г. N М-8-38/4265-01.
По результатам рассмотрения указанных материалов установлено следующее.
В соответствии с пунктом 3 Порядка согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 8 ноября 2019 г. N 1483/19 (далее - Порядок), к заявлению прилагаются в том числе экспертные заключения, а также расчет цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по субъекту Российской Федерации на очередной период регулирования в формате шаблона информационной системы "ЕИАС" (шаблон "PEREDACHA.LIM").
Анализ шаблона "PEREDACHA.LIM.2022" (загружен председателем РЭК Кузбасса Малютой Д.В. в систему "ЕИАС" 9 декабря 2021 г.) показал следующее.
Пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования), установлено, что расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли организации, тарифы на услуги по передаче электрической энергии для которой устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, не могут превышать 12 процентов необходимой валовой выручки и определяются в соответствии с утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э, расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли относятся к неподконтрольным расходам, определяемым методом экономически обоснованных расходов.
При этом при определении необходимой валовой выручки на 2022 год, относимой на уровень напряжения НН (низкое напряжение), Региональной энергетической комиссией Кузбасса в расчетах используется отрицательная величина расходов по статье "Прибыль на капитальные вложения" - (минус) 103 487,71 тыс. руб., что приводит к искусственному занижению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на уровне напряжения НН и завышению тарифов на иных уровнях напряжения.
В соответствии с пунктом 30 Основ ценообразования, в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам.
В экспертном заключении в отношении филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС" на 2022 год в разделе "Прочие неподконтрольные" (стр. 65 экспертного заключения) указано, что предложение филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС" на 2022 год по статье "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам" составляет 39 025,7 тыс. руб. При этом РЭК Кузбасса расходы по данной статьей приняты в размере 39 175,94 тыс. руб., что выше предложения регулируемой организации.
Вместе с тем, в целях соблюдения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (статья 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике") регулирующие органы не должны принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.
Также из экспертного заключения в отношении филиала ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС" на 2022 год следует, что по причине недостатка денежных средств на покрытие расходов предприятия учтены проценты на возврат заемных средств за 2013-2014 гг. в размере 106 640,55 тыс. руб. При этом экономическая обоснованность учета указанных расходов в необходимой валовой выручке на 2022 год отсутствует.
Все вышеуказанное является нарушением установленного порядка ценообразования, заявленный рост тарифов на услуги по передаче электрической энергии является экономически необоснованным.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год РЭК Кузбасса необходимо руководствоваться требованиями действующего законодательства в области ценообразования в сфере электроэнергетики.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 12 Порядка, по результатам рассмотрения Заявления РЭК Кузбасса, приказываю:
1. Отказать в согласовании решения Региональной энергетической комиссии Кузбасса об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022 год на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Кемеровской области - Кузбассу на 2022 год, утвержденных приказом ФАС России от 16 декабря 2021 г. N 1429/21.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
М.А. Шаскольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 29 декабря 2021 г. N 1567/21 "Об отказе в согласовании решения Региональной энергетической комиссии Кузбасса об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2022 год на уровне выше предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по Кемеровской области - Кузбассу на 2022 год, утвержденных приказом ФАС России от 16 декабря 2021 г. N 1429/21"
Текст приказа опубликован не был