Постановление Правительства Мурманской области от 30 декабря 2021 г. N 1021-ПП
"Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Мурманской области"
30 марта 2022 г.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном строительном надзоре на территории Мурманской области (далее - Положение).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2022, за исключением пункта 53 Положения, который вступает в силу 01.01.2023, раздела VII Положения, который вступает в силу 01.03.2022.
Губернатор Мурманской области |
А. Чибис |
Положение
о региональном государственном строительном надзоре на территории Мурманской области
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 30 декабря 2021 г. N 1021-ПП)
30 марта 2022 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Мурманской области.
2. К отношениям, связанным с осуществлением регионального государственного строительного надзора, организацией и проведением профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), а также положения статьи 13 Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
Пункт 3 изменен с 1 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Мурманской области от 30 марта 2022 г. N 235-ПП
3. Исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, является Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (далее - Министерство, контрольный (надзорный) орган). Непосредственно региональный государственный строительный надзор осуществляет структурное подразделение Министерства - управление государственного строительного надзора.
4. Объектами регионального государственного строительного надзора являются:
а) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
5. Учет объектов регионального государственного строительного надзора осуществляется посредством ведения реестра объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которых осуществляется региональный государственный строительный надзор (далее - реестр объектов надзора).
Ведение указанного реестра осуществляется посредством размещения информации о строящихся, реконструируемых объектах капитального строительства на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт).
6. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение:
- соответствия выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектной документации (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации);
- требования наличия разрешения на строительство;
- требований, установленных частями 2 и 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- требований, установленных частью 4 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к обеспечению консервации объекта капитального строительства;
- требований к порядку осуществления строительного контроля, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение:
- требований наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, если разрешение на строительство требуется для строительства или реконструкции объекта капитального строительства;
- соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется разрешение на строительство.
7. Региональный государственный строительный надзор осуществляется посредством проведения:
- профилактических мероприятий;
- контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом;
- контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемыми лицами.
При проведении контрольных мероприятий и совершении контрольных действий, которые в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных мероприятий, совершения контрольных действий, не требующих взаимодействия с контролируемым лицом.
8. Должностными лицами, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, являются:
Подпункт а изменен с 1 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Мурманской области от 30 марта 2022 г. N 235-ПП
а) министр государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области (далее - Министр), заместитель министра, курирующий контрольно-надзорную деятельность (далее - заместитель министра);
Подпункт б изменен с 1 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Мурманской области от 30 марта 2022 г. N 235-ПП
б) начальник управления государственного строительного надзора Министерства;
Подпункт в изменен с 1 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Мурманской области от 30 марта 2022 г. N 235-ПП
в) иные государственные гражданские служащие управления государственного строительного надзора Министерства, в должностные обязанности которых в соответствии с должностным регламентом входит осуществление полномочий по региональному государственному строительному надзору, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - инспектор).
9. Должностным лицом, уполномоченным на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, является Министр (заместитель министра).
10. Контрольный (надзорный) орган в рамках своей компетенции в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, имеет право привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, экспертные организации и экспертов.
11. Проверочные листы в рамках регионального государственного строительного надзора не применяются.
II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного строительного надзора
12. В соответствии с критерием тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства такие объекты относятся к следующим категориям риска:
- высокий риск - общественные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома, путепроводы, тоннели, мосты и эстакады, а также объекты капитального строительства с пролетом от 20 до 100 метров;
- значительный риск - производственные здания;
- умеренный риск - объекты капитального строительства, не указанные в абзацах втором и третьем настоящего документа.
13. Индикаторами риска нарушения обязательных требований при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объекта капитального строительства при осуществлении регионального государственного строительного надзора являются:
1) наступление события, указанного в программе проверок;
2) наличие аварийных ситуаций, несчастных случаев при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства;
3) осуществление строительства при непоступлении в орган государственного строительного надзора извещения о начале работ и документов, направленных в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - извещение о начале работ);
4) наличие сведений об осуществлении строительства с нарушением требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, экологических требований;
5) наличие сведений об осуществлении строительства с нарушением предельных параметров разрешенного строительства, требований по организации и проведению строительных работ;
6) наличие сведений об отсутствии членства в СРО организации, осуществляющей работы по договорам о строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
7) наличие информации об отсутствии или исключения главного инженера проекта из национального реестра специалистов в области строительства;
8) наличие сведений об отклонении параметров объекта капитального строительства от проектной документации;
9) наличие в документе (уведомлении) об исполнении предостережения, направленном контролируемым лицом, сведений о принятии недостаточных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;
10) отсутствие извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, либо изменении сроков, если они выходят за дату начала проверки в соответствии с программой проверки;
11) получение уведомления о консервации объекта капитального строительства.
III. Организация и проведение профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного строительного надзора
14. Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, прошедшей общественное обсуждение, утвержденной приказом Министерства и размещенной на Официальном сайте.
15. При осуществлении государственного строительного надзора контрольный (надзорный) орган проводит следующие профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- профилактический визит;
- консультирование.
16. Информирование контролируемых лиц осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
Размещенные сведения должностные лица поддерживают в актуальном состоянии и обновляют в срок не позднее 5 рабочих дней с даты их изменения.
17. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ должностными лицами путем сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатов, а также поступивших в Министерство обращений.
Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению регионального государственного строительного надзора готовится 1 раз в год, утверждается приказом Министерства и размещается на Официальном сайте не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ контрольным (надзорным) органом проводится публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
Пункт 18 изменен с 1 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Мурманской области от 30 марта 2022 г. N 235-ПП
18. Объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) осуществляется в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
Контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение в случае получения сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанных сведений, и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Объявленное предостережение контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица по адресу электронной почты или почтовым отправлением (в случае направления на бумажном носителе).
По результатам рассмотрения предостережения контролируемым лицом могут быть поданы в Министерство возражения в отношении предостережения не позднее 10 рабочих дней с даты получения предостережения.
В возражениях указываются:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя/физического лица, являющихся контролируемыми лицами;
2) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся контролируемыми лицами;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
4) обоснование позиции, доводы в отношении указанных в предостережении действий (бездействий) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований;
5) желаемый способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
6) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) уполномоченного должностного лица, подписавшего возражение;
7) дата направления возражения.
Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением в контрольный (надзорный) орган либо в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении, а также иными указанными в предостережении способами.
Контрольный (надзорный) орган рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет ответ юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 10 рабочих дней со дня получения возражений.
По итогам рассмотрения возражения контрольный (надзорный) орган принимает одно из указанных решений:
- в случае признания доводов контролируемого лица состоятельными - о недействительности направленного предостережения с соответствующей отметкой в журнале учета объявленных предостережений, о чем уведомляет его в срок не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения;
- в случае признания доводов контролируемого лица несостоятельными - об оставлении возражения без удовлетворения, о чем уведомляет его в срок не позднее 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
При отсутствии возражений контролируемое лицо в указанный в предостережении срок направляет в орган регионального государственного строительного надзора уведомление об исполнении предостережения.
В уведомлении об исполнении предостережения указываются следующие сведения:
1) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя/физического лица, являющихся контролируемыми лицами;
2) идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя;
4) сведения о принятых по результатам рассмотрения предостережения мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Уведомление об исполнении предостережения направляется контролируемым лицом на бумажном носителе почтовым отправлением в орган регионального государственного строительного надзора либо в виде электронного документа на адрес электронной почты, указанный в предостережении, а также иными указанными в предостережении способами.
Объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения подлежат учету в надзорном деле, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и надзорных мероприятий.
19. Консультирование контролируемых лиц осуществляется в соответствии со статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ.
Консультирование осуществляется инспектором по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия.
В случае поступления от контролируемых лиц 5 и более однотипных обращений в год по вопросам, указанным в настоящем пункте, консультирование осуществляется посредством размещения на Официальном сайте разъяснения, подписанного Министром (заместителем министра).
Консультирование осуществляется по следующим вопросам:
а) разъяснение положений нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых является предметом регионального государственного строительного надзора;
б) разъяснение положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления регионального государственного строительного надзора;
в) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц.
По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется, за исключением случая направления контролируемым лицом запроса о представлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Контрольный (надзорный) орган осуществляет учет консультирований в журнале учета консультирования.
20. Профилактический визит осуществляется в соответствии со статьей 52 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц в течение 3 месяцев со дня поступления в орган государственного строительного надзора от контролируемого лица извещения о начале работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, направленного в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - извещение о начале работ).
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.
При проведении профилактического визита не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.
В случае если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства незамедлительно направляет информацию об этом Министру (заместителю министра) для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок проведения профилактического визита не должен превышать 1 рабочий день.
По результатам профилактического визита должностное лицо, проводившее профилактический визит, представляет уполномоченному должностному лицу информацию о проведенном профилактическом визите, которая содержит предложения по дальнейшим действиям, направленным на обеспечение соблюдения обязательных требований.
В ходе профилактического визита инспектором контрольного (надзорного) органа может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
IV. Осуществление регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
21. Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется с даты включения объекта в реестр объектов капитального строительства до даты выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (далее - заключение о соответствии) либо до даты принятия решения об отказе в выдаче такого заключения.
22. Региональный государственный строительный надзор в отношении объекта надзора приостанавливается с даты завершения контрольных (надзорных) мероприятий, основанием для проведения которых послужило получение Министерством уведомления о консервации объекта капитального строительства в случае отсутствия нарушений, до даты получения уведомления о возобновлении строительства, реконструкции объекта.
23. В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ контрольные (надзорные) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся на основании программы проверок.
Программа проверок формируется инспектором, ответственным за организацию осуществления регионального государственного строительного надзора в отношении объекта надзора, не позднее чем через 10 рабочих дней после поступления извещения о начале в случае включения объекта в реестр и должна содержать перечень контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении каждого из которых указывается следующая информация:
а) вид контрольного (надзорного) мероприятия и его предмет;
б) событие, наступление которого является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе завершение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в срок (не более 10 рабочих дней после поступления информации о наступлении события), в течение которого органом регионального государственного строительного надзора должно быть начато контрольное (надзорное) мероприятие, срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия;
в) перечень документов, представление которых необходимо для оценки соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
24. К событиям, наступление которых является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, относятся:
а) завершение выполнения работ, результаты которых подлежат проверке;
б) окончание строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
О наступлении событий, указанных в настоящем пункте, свидетельствует направление лицом, осуществляющим строительство, извещения о сроках завершения работ, подлежащих проверке (об окончании строительства), или истечение предполагаемого согласно программе проверок срока завершения работ, подлежащих проверке, в случае непоступления от лица, осуществляющего строительство, извещения о сроках завершения таких работ.
25. Программа проверок составляется в электронном виде, утверждается Министром (заместителем министра) и не позднее 3 рабочих дней со дня утверждения направляется застройщику, техническому заказчику, лицу, осуществляющему строительство объекта, в форме электронного документа, утвержденного электронной цифровой подписью, по адресу, указанному в извещении о начале работ, посредством информационных систем либо на бумажном носителе.
26. При получении оформленных в соответствии с требованиями статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменений в проектную документацию (в том числе с учетом изменений, внесенных в рабочую документацию и являющихся в соответствии с частью 1.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации частью такой проектной документации), представленных в соответствии с требованиями части 5.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, уведомления о принятии решения о консервации объекта капитального строительства в соответствии с пунктом 10 Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802, должностное лицо, ответственное за организацию осуществления регионального государственного строительного надзора в отношении этого объекта капитального строительства, в течение 7 рабочих дней со дня получения от контролируемого лица извещения вносит изменения в программу проверок.
27. Региональный государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
28. Региональный государственный строительный надзор осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
- документарная проверка;
- выездная проверка;
- выездное обследование.
29. Документарная проверка осуществляется в соответствии со статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе документарной проверки могут совершаться следующие надзорные действия:
- получение письменных объяснений;
- истребование документов.
30. Выездная проверка осуществляется в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездной проверки могут совершаться следующие надзорные действия, в том числе с привлечением экспертов или специалистов:
- осмотр;
- опрос;
- получение письменных объяснений;
- истребование документов;
- отбор проб (образцов);
- инструментальное обследование;
- испытание.
31. Выездное обследование проводится в соответствии со статьей 75 Федерального закона N 248-ФЗ.
В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектах регионального государственного строительного надзора должностным лицом и лицами, привлекаемыми к проведению контрольного (надзорного) мероприятия, совершается контрольное (надзорное) действие в виде осмотра.
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица. Срок проведения выездного обследования одного объекта регионального государственного строительного надзора (нескольких объектов регионального государственного строительного надзора, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать 1 рабочий день.
32. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами, уполномоченными на проведение таких контрольных (надзорных) мероприятий, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, для фиксации доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств. Положением о региональном государственном строительном надзоре устанавливается перечень способов фиксации доказательств и порядок их осуществления.
Фото-, аудио- и видеозапись может осуществляться посредством любых технических средств, имеющихся в распоряжении должностных лиц Министерства и лиц, привлекаемых к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт), протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
Пункт 33 изменен с 1 апреля 2022 г. - Постановление Правительства Мурманской области от 30 марта 2022 г. N 235-ПП
33. О времени проведения выездной проверки орган регионального государственного строительного надзора информирует контролируемое лицо не позднее чем за 24 часа до начала контрольного (надзорного) мероприятия.
34. Индивидуальный предприниматель или гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в орган регионального государственного строительного надзора информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, их участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится органом регионального государственного строительного надзора на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
При проведении проверки членов саморегулируемых организаций должностное лицо не позднее чем за 24 часа до начала проверки обязано направить в саморегулируемую организацию уведомление о проведении проверки по электронной почте либо в случае отсутствия адреса электронной почты любым иным доступным способом связи в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении проверки.
35. По окончании контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт.
В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в том числе несоответствие выполняемых работ и применяемых строительных материалов и изделий в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, результатов таких работ требованиям, предусмотренным в пункте 1 части 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в акте в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено.
36. На основании акта, содержащего сведения о нарушении обязательных требований, контролируемому лицу Министерством выдается предписание об устранении нарушений обязательных требований (далее - предписание) с указанием разумных сроков их устранения.
Предписание подлежит исполнению контролируемым лицом в установленный в нем срок.
37. Акт, выданное на основании его предписание, а также приложенные к акту проверки составленные либо полученные в процессе проведения надзорного мероприятия документы (при их наличии) направляются контролируемому лицу в день окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия в форме электронного документа по адресу, указанному в извещении о начале работ, посредством информационных систем или посредством почтового отправления в случае, предусмотренном частью 9 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ, а также саморегулируемой организации, членом которой является контролируемое лицо.
38. В случае, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия является истечение срока исполнения контролируемым лицом предписания, предметом такого контрольного (надзорного) мероприятия является исключительно исполнение выданного Министерством предписания.
В случае выявления неисполнения контролируемым лицом предписания при проведении контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом, осуществляющим региональный государственный строительный надзор, выдается новое предписание.
39. Документы, составляемые в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, в том числе при осуществлении контрольных (надзорных) действий, документы, полученные от контролируемого лица и иных источников, в том числе полученные в порядке межведомственного взаимодействия, материалы по итогам рассмотрения обращений граждан и юридических лиц подлежат учету и хранятся Министерством, в том числе в информационной системе Министерства.
40. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства Министерством проводится выездная проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям, указанным в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо об отказе в выдаче заключения о соответствии.
Министерство выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо такие нарушения были устранены до дня окончания выездной проверки, проводимой по основаниям, предусмотренным пунктами 5 или 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ (далее - итоговая проверка).
Министерство отказывает в выдаче заключения о соответствии в следующих случаях:
а) при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства допущены нарушения требований, указанных в части 16 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и такие нарушения не устранены до дня окончания итоговой проверки;
б) при проведении итоговой проверки установлено, что работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме, предусмотренном проектной документацией, не завершены. В таком случае Министерство на основании извещения об окончании строительства, представленного застройщиком или техническим заказчиком, вносит изменение в программу проверок в части срока наступления завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
41. Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче заключения о соответствии составляется в форме электронного документа и подписывается должностным лицом (лицами), осуществлявшим(и) выездную проверку, утверждается приказом (распоряжением) Министерства и направляется застройщику (техническому заказчику) в течение 5 рабочих дней с даты завершения итоговой проверки посредством электронной почты, информационных систем либо в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, на бумажном носителе.
42. Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть обжаловано в судебном порядке.
V. Осуществление регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации
43. Региональный государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводится при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3-5 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ. В этом случае формирование программы проверок в соответствии с частью 14 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не осуществляется.
44. При поступлении информации о нарушении требований, установленных частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение такого обращения (заявления), последовательно предпринимает действия, предусмотренные статьей 59, частью 3 статьи 58, статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ.
45. Государственный строительный надзор в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) выездная проверка.
46. Решение о проведении контрольного (надзорного) мероприятия при осуществлении регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принимается в течение 20 рабочих дней со дня следующего за днем поступления в контрольный (надзорный) орган соответствующего обращения (заявления) гражданина или организации либо в срок, указанный в поручении Президента Российской Федерации или поручении Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц либо в требовании прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках государственного строительного надзора.
47. Для фиксации должностными лицами, лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств соблюдения, нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации доказательств.
Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации указанных доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту, протоколам отбора проб (образцов) для проведения инструментального обследования, испытания или экспертизы.
48. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии со статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
Акт, а также приложенные к акту подготовленные либо полученные в процессе проведения контрольного (надзорного) мероприятия документы (при их наличии) составляются в форме электронного документа и направляются (вручаются) контролируемому лицу посредством электронной почты, информационных систем, а в случае, предусмотренном частью 9 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ, - на бумажном носителе.
49. В случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия Министерством выявлено нарушение обязательных требований, проверка соблюдения которых является предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, органом регионального государственного строительного надзора после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия предпринимаются меры, предусмотренные частью 17 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
VI. Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц
50. Обжалование решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.
51. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были нарушены непосредственно при осуществлении регионального государственного строительного надзора, имеют право на обжалование решений, актов и действий (бездействия) отдела государственного строительного надзора, указанных в части 4 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ.
52. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного строительного надзора, имеют право на досудебное обжалование:
а) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
б) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
в) действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Жалоба на решение, действия (бездействие) должностных лиц Министерства может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание Министерства может быть подана в течение 10 рабочих дней с даты получения контролируемым лицом предписания. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен Министерством.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.
Министерство не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
- о приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства;
- об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения Министерства.
Информация об указанном решении направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с даты принятия решения.
Пункт 53 Положения вступает в силу 1 января 2023 г.
53. Судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования.
54. Жалоба подлежит рассмотрению Министерством в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Этот срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом в следующих исключительных случаях:
1) при необходимости получения относящихся к предмету жалобы дополнительных документов, которые находятся в распоряжении Министерства;
2) при необходимости изучения материалов жалобы, требующего значительных временных затрат;
3) при проведении в отношении инспектора, решения, акты, предписания, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, изложенным в жалобе;
4) при отсутствии инспектора, решения, акты, предписания, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, служебная командировка).
55. Рассмотрение жалоб, связанных со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или иного законодательства, регулирующего защиту соответствующих сведений.
56. По итогам рассмотрения жалобы Министерство принимает одно из следующих решений:
а) оставляет жалобу без удовлетворения;
б) отменяет обжалуемое решение полностью или частично;
в) отменяет обжалуемое решение полностью и принимает новое решение;
г) признает обжалуемые действия (бездействие) должностных лиц незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
57. Решение Министерства, содержащее обоснование принятого решения, а также срок и порядок исполнения решения, размещаются в личном кабинете контролируемого лица в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных услуг" и (или) на Портале государственных услуг для жителей Мурманской области не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.
Раздел VII Положения вступает в силу 1 марта 2022 г.
VII. Оценка результативности и эффективности осуществления деятельности регионального государственного строительного надзора
58. Основа системы оценки результативности и эффективности осуществления регионального государственного строительного надзора определяется статьей 30 Федерального закона N 248-ФЗ.
59. В систему показателей результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа при осуществлении регионального государственного строительного надзора входят:
- ключевой показатель регионального государственного строительного надзора;
- индикативные показатели регионального государственного строительного надзора.
60. Ключевой показатель регионального государственного строительного надзора и его целевое (плановое) значение, а также перечень индикативных показателей регионального государственного строительного надзора, осуществляемого контрольным (надзорным) органом, приведены в приложении к настоящему Положению.
Приложение
к Положению
Ключевые и индикативные показатели
регионального государственного строительного надзора
Ключевой показатель регионального государственного строительного надзора и его целевое (плановое) значение
Наименование показателя |
Формула расчета показателя |
Целевое (плановое) значение |
|
Доля отозванных на основании вступивших в законную силу решений суда выданных Министерством заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, от общего количества выданных в отчетном периоде заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, % |
ЗОС отозв/ ЗОС х 100% |
ЗОС отозв - количество заключений о соответствии, отозванных на основании вступивших в законную силу решений суда, ед.; ЗОС - общее количество выданных в отчетном периоде заключений о соответствии, ед. |
0 |
Перечень
индикативных показателей регионального государственного строительного надзора
Наименование показателя |
Формула расчета показателя |
|
Доля выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, от общего числа выявленных правонарушений, % |
ПН пред / ПН общ х 100% |
ПН пред - общее количество выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, ед.; ПН общ - общее число выявленных правонарушений, ед. |
Доля контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых обжалованы, от общего количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, % |
КНМ обж / КНМ общ х 100% |
КНМ обж - количество контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых обжалованы, в том числе в судебном порядке, ед.; КНМ общ - общее количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, ед. |
Доля контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых были признаны недействительными, от общего количества проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, % |
П нед / П общ х 100% |
КНМ нед - количество контрольных (надзорных) мероприятий, результаты которых были признаны недействительными, в том числе по решению суда и по предписанию органов прокуратуры, ед.; КНМ общ - общее количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, ед. |
Доля поднадзорных объектов капитального строительства, на которых проведены профилактические мероприятия, от общего количества поднадзорных объектов капитального строительства, % |
ОКС П / ОКС общ х 100% |
ОКС П - количество поднадзорных объектов капитального строительства, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, ед.; ОКС - общее количество поднадзорных объектов капитального строительства, ед. |
Доля инспекторов, осуществляющих региональный государственный строительный надзор, от общего количества государственных служащих инспекции по штатному расписанию, % |
Иргсн / ГСобщ х 100% |
Иргсн - количество инспекторов, осуществляющих региональный государственный строительный надзор, ед.; ГСобщ - общее количество государственных служащих инспекции по штатному расписанию, ед. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Министерством строительства Мурманской области осуществляется региональный государственный строительный надзор на территории Мурманской области.
Объектами регионального государственного строительного надзора являются:
- деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - контролируемые лица), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства;
- объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются.
При осуществлении государственного строительного надзора контрольный (надзорный) орган проводит профилактические мероприятия:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- объявление предостережения;
- профилактический визит;
- консультирование.
Постановление вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 марта 2022 года, с 1 января 2023 года.
Постановление Правительства Мурманской области от 30 декабря 2021 г. N 1021-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном строительном надзоре на территории Мурманской области"
Вступает в силу с 1 января 2022 г., за исключением пункта 53 Положения, который вступает в силу 1 января 2023 г., раздела VII Положения, который вступает в силу 1 марта 2022 г.
Текст постановления опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" (www.npa.gov-murman.ru) 30 декабря 2021 г., на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 4 января 2022 г. N 5100202201040017
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 23 августа 2024 г. N 571-ПП
Изменения вступают в силу с 29 августа 2024 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 14 февраля 2024 г. N 77-ПП
Изменения вступают в силу с 15 февраля 2024 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 25 июля 2022 г. N 585-ПП
Изменения вступают в силу с 25 июля 2022 г.
Постановление Правительства Мурманской области от 30 марта 2022 г. N 235-ПП
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2022 г.