В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Хакасия на 2022 год.
2. Настоящий приказ разместить на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Карпенко М.С. - заместителя министра - руководителя департамента жилищного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
Министр |
В.А. Келин |
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Хакасия на 2022 год
(утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 17.12. 2021 г. N 090-625-п)
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Хакасия на 2022 год (далее - Программа) |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ); Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям" |
Разработчик программы |
Департамент жилищного надзора Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Департамент) |
Виды регионального государственного контроля (надзора) |
Программа реализуется по следующим видам регионального государственного контроля (надзора): - региональный государственный жилищный контроль (надзор) в Республике Хакасия (далее - государственный надзор) |
Цели программы |
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; - устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; - создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения |
Задачи программы |
- установление и оценка зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов, проведение профилактических мероприятий с учетом данных факторов; - выявление причин, факторов и условий, способствующих причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения; - устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному причинению вреда охраняемым законом ценностям и нарушению обязательных требований; - определение перечня видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; - создание системы консультирования подконтрольных субъектов |
Сроки и этапы реализации программы |
2022 год, без разделения на этапы |
Источники финансирования |
Программа реализуется ежегодно в объемах, предусмотренных Законом Республики Хакасия о бюджете на очередной финансовый год и плановый период |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; - увеличение доли законопослушных контролируемых лиц; - развитие системы профилактических мероприятий; - внедрение различных способов профилактики; - обеспечение квалифицированной профилактической работы специалистов Департамента; - повышение прозрачности деятельности Департамента при осуществлении государственного надзора; - снижение издержек контрольной (надзорной) деятельности и административной нагрузки на контролируемых лиц; - повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению; - формирование единого понимания обязательных требований в сфере государственного надзора у всех участников контрольной (надзорной) деятельности; - мотивация контролируемых лиц к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям |
Структура программы |
Программа не предусматривает реализацию подпрограмм |
Социальный эффект профилактики нарушений обязательных требований заключается в исключении избыточного административного давления на подконтрольные субъекты и конструктивного сотрудничества с подконтрольными субъектами в постоянном режиме по вопросам соблюдения обязательных требований к организации и осуществлению регионального государственного надзора.
Экономический эффект от реализованных мероприятий заключается в минимизации ресурсных затрат всех участников контрольно-надзорной деятельности за счет снижения административного давления на подконтрольные субъекты; снижение количества зафиксированных нарушений обязательных требований; увеличение числа подконтрольных субъектов, включенных в категорию низкого риска и освобожденных от проверок.
I. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего уровня развития профилактической деятельности контрольного (надзорного) органа, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики рисков причинения вреда
1. Настоящая Программа устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается в рамках исполнения государственной функции при осуществлении государственного надзора.
Для целей настоящей Программы используются следующие основные понятия:
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое Минстроем Хакасии в целях предупреждения возможного нарушения контролируемыми лицами (и (или) неопределенным кругом лиц) обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:
реализация Минстроем Хакасии в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов;
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для контролируемых лиц;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для контролируемых лиц, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями;
обязательные требования - требования к деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, их руководителям и иным должностным лицам, индивидуальным предпринимателям, их уполномоченным представителям, гражданам осуществляющим деятельность в области государственного надзора, имеющие обязательный характер и установленные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия;
охраняемые законом ценности - права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
подконтрольная сфера - состояние охраняемых законом ценностей в области осуществления государственного надзора.
Объектом профилактических мероприятий при осуществлении государственного надзора являются:
товариществ собственников жилья;
жилищных и жилищно-строительных кооперативов;
ресурсоснабжающих организаций;
региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
организаций, предметом деятельности которых является выполнение одного или нескольких видов работ при осуществлении деятельности по эксплуатации лифтов в многоквартирных домах, в том числе их обслуживание и ремонт (далее - контролируемые лица).
За три квартала 2021 года Департаментом проведено 124 внеплановые проверки по региональному государственному жилищному надзору.
По результатам проверок выдано 15 предписаний, привлечено к административной ответственности 16 должностных и юридических лиц, также выдано 366 предостережений.
Проанализировав итоги осуществленных проверок, можно констатировать, что основными нарушениями законодательства в области осуществлении государственного надзора являются:
1) ненадлежащее использование жилищного фонда, в том числе к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, нарушение правил пользования жилыми помещения, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, осуществление перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме без разрешающих документов;
2) ненадлежащее предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
3) нарушение в предъявлении размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
4) нарушение в предоставлении, приостановке и ограничении предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
5) несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
6) неразмещение ответственными лицами информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
7) нарушение требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
Должностные лица Минстроя Хакасии, осуществляющие государственный надзор (далее - должностные лица) пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.
Должностные лица имеют служебные удостоверения единого образца.
Организация и осуществление государственного надзора в отношении контролируемых лиц регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ.
Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) размещен на официальном сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
II. Цели и задачи реализации программы профилактики
Целями программы являются:
- предупреждение и предотвращение возникновения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям вследствие нарушения обязательных требований законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, по использованию жилых и нежилых помещений;
- снижение административной нагрузки на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- устранение существующих и потенциальных причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований и возникновению рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере жилищных отношений;
- повышение эффективности и результативности осуществления государственного надзора.
Основными задачами программы являются:
- выявление причин, факторов и условий, способствующих возникновению рисков причинения вреда (ущерба) в результате нарушения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
- формирование у поднадзорных субъектов единого понимания обязательных требований, нарушение которых влечет возникновение рисков причинения вреда (ущерба), повышение их информированности о способах соблюдения обязательных требований и устранения рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- формирование и внедрение новых форм взаимодействия с поднадзорными субъектами;
- осуществление планирования и проведение профилактических мероприятий на основе принципов их понятности, обязательности, актуальности, периодичности, информационной открытости.
Проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению надзорных мероприятий.
III. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
Перечень профилактических мероприятий определяется в соответствии с главой 10 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ:
1. Информирование поднадзорных лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте, в средствах массовой информации, через личные кабинеты поднадзорных лиц в государственных информационных системах (при их наличии).
В порядке информирования подлежат размещению и поддерживаются в актуальном состоянии на официальном сайте: тексты нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного надзора; сведения об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление регионального государственного надзора, о сроках и порядке их вступления в силу; перечень нормативных правовых актов с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований, с текстами в действующей редакции; руководства по соблюдению обязательных требований, разработанные и утвержденные в соответствии с действующим законодательством; перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, порядок отнесения объектов контроля к категориям риска; перечень объектов надзора, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана надзорных мероприятий, с указанием категории риска; программа профилактики рисков причинения вреда и план проведения плановых надзорных мероприятий контрольным (надзорным) органом (при проведении таких мероприятий); исчерпывающий перечень сведений, которые могут запрашиваться Минстроем Хакасии у поднадзорного лица; сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований; сведения о применении мер стимулирования добросовестности поднадзорных лиц (при наличии); сведения о порядке досудебного обжалования решений Минстроя Хакасии, действий (бездействия) должностных лиц; доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики Минстроя Хакасии; доклады о государственном надзоре; информация о способах и процедуре самообследования (при ее наличии), в том числе методические рекомендации по проведению самообследования и подготовке декларации соблюдения обязательных требований, и информация о декларациях соблюдения обязательных требований, представленных поднадзорными лицами; иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Хакасия.
Размещение и актуализация указанной информации производится по мере необходимости, в части размещения нормативных правовых актов и сведений о них - в течение 15 календарных дней со дня их официального опубликования.
Ответственными за осуществление информирования являются сотрудники Департамента.
2. Обобщение правоприменительной практики.
Обобщение правоприменительной практики проводится для решения следующих задач:
1) обеспечение единообразных подходов к применению Минстроя Хакасии и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре);
2) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений;
3) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба);
4) подготовка предложений об актуализации обязательных требований;
5) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре).
По результатам обобщения правоприменительной практики ежегодно осуществляется подготовка доклада в срок не позднее 1 апреля календарного года, следующего за календарным годом, по итогам которого проведено обобщение.
Доклад о правоприменительной практики подлежит публичному обсуждению.
Ответственными за обобщение и подготовку доклада о правоприменительной практики являются сотрудники Департамента.
3. Объявление предостережения
В случае наличия у Минстроя Хакасии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Минстрой Хакасии в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ объявляет и направляет поднадзорному лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Периодичности выдачи предостережений - по мере необходимости в случае выявления предусмотренных законодательством оснований.
Ответственными за объявление предостережений являются сотрудники Департамента.
4. Консультирование
По обращениям поднадзорных лиц и их представителей должностные лица Минстроя Хакасии осуществляют консультирование - дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного надзора. Консультирование осуществляется без взимания платы.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, надзорного мероприятия, а также в письменной форме.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по следующим вопросам:
- разъяснение положений нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного надзора;
- разъяснение положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления государственного надзора;
- порядок обжалования решений и действий (бездействия) Минстроя Хакасии и её должностных лиц при осуществлении государственного надзора.
Номера контактных телефонов для консультирования, адреса для направления запросов в письменной форме, график и место проведения личного приема в целях консультирования размещаются на официальном сайте.
Поднадзорное лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При осуществлении консультирования должностное лицо обязано соблюдать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного надзорного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц, иных участников надзорного мероприятия, а также результаты проведенных в рамках надзорного мероприятия экспертизы, испытаний.
Информация, полученная Минстроем Хакасии в ходе консультирования, не может использоваться в целях оценки поднадзорного лица по вопросам соблюдения обязательных требований.
Ответственными за консультирование являются сотрудники Департамента.
Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляется посредством размещения на официальном сайте письменного разъяснения, подписанного Министром, заместителем Министра.
Минстрой Хакасии осуществляет учет консультирований.
Консультирование осуществляется по мере необходимости, письменное консультирование производится не позднее 10 дней со дня поступления запроса о предоставлении разъяснения.
5. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности поднадзорного лица либо путем использования видео-конференц-связи.
Обязательный профилактический визит проводится в отношении поднадзорных лиц, приступающих к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами, а также в отношении объектов надзора, отнесенных к категории значительного риска.
Сроки проведения обязательного профилактического визита - не позднее 30 рабочих дней со дня начала поднадзорным лицом деятельности по управлению многоквартирными домами или со дня отнесения его к категории значительного риска.
В течение последующих 12 месяцев со дня проведения первого профилактического визита в отношении поднадзорного лица, приступившего к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами или отнесенного к категории значительного риска обязательные профилактические визиты проводятся в отношении данного поднадзорного лица один раз в три месяца.
Профилактические визиты могут осуществляться в отношении поднадзорных субъектов, относящихся к категориям среднего и низкого риска по решению Министра (заместителя Министра) по результатам анализа исполнения указанными субъектами обязательных требований.
В течение квартала в отношении одного поднадзорного субъекта не может быть проведено более одного профилактического визита.
Ответственными за проведение профилактических визитов является Департамент.
IV. Показатели результативности и эффективности программы профилактики
Перечень показателей результативности и эффективности программы профилактики:
1. Соотношение количества профилактических мероприятий к количеству проведенных надзорных мероприятий.
Показатель рассчитывается по формуле: В = Х/У*100%, где В - расчетное значение показателя, Х - количество проведенных за соответствующий календарный год профилактических мероприятий, У - количество проведенных за соответствующий календарный год надзорных мероприятий.
Значение показателя: более 50% - 5 баллов, 30-50% - 3 балла, 10-29% - 1 балл, менее 10% - 0 баллов.
2. Доля поднадзорных лиц, охваченных профилактическими визитами.
Показатель рассчитывается по формуле: С = Х/У*100%, где С - расчетное значение показателя, Х - количество поднадзорных лиц, охваченных профилактическими визитами, У - общее количество всех поднадзорных лиц.
Значение показателя: более 30% - 5 баллов, 15-30% - 3 балла, 5-14% - 1 балл, менее 5% - 0 баллов.
3. Соотношение количества поднадзорных лиц, которым были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и в отношении которых проведены надзорные мероприятия, к общему количеству поднадзорных лиц, в отношении которых проведены надзорные мероприятия.
Показатель рассчитывается по формуле: Д = Х/У*100%, где Д - расчетное значение показателя, Х - количество поднадзорных лиц, которым были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и в отношении которых проведены надзорные мероприятия в соответствующем календарном году, У - общее количество поднадзорных лиц, в отношении которых проведены надзорные мероприятия в соответствующем календарном году.
Значение показателя: более 30% - 5 баллов, 15-30% - 3 балла, 5-14% - 1 балл, менее 5% - 0 баллов.
4. Доля количества устраненных нарушений обязательных требований, выявленных при проведении профилактических мероприятий, к общему количеству устраненных нарушений обязательных требований.
Показатель рассчитывается по формуле: Е = Х/У*100%, где Е - расчетное значение показателя, Х - количество устраненных нарушений обязательных требований, выявленных при проведении профилактических мероприятий, У - общее количество устраненных нарушений обязательных требований.
Значение показателя: более 30% - 5 баллов, 15-30% - 3 балла, 5-14% - 1 балл, менее 5% - 0 баллов.
5. Соотношение профилактических визитов в отношении поднадзорных лиц с количеством проведенных выездных проверок поднадзорных лиц за соответствующий календарный год.
Показатель рассчитывается по формуле: Н = Х/У*100%, где Н - расчетное значение показателя, Х - количество поднадзорных лиц, охваченных профилактическими визитами, У - общее количество проведенных выездных проверок.
Значение показателя: более 30% - 5 баллов, 15-30% - 3 балла, 5-14% - 1 балл, менее 5% - 0 баллов.
Программа профилактики считается успешно реализованной при значении суммарного показателя эффективности 20-25 баллов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 17 декабря 2021 г. N 090-625-п "Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Республики Хакасия на 2022 год"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Текст приказа опубликован не был